Обзор Vampyr
Англия, 1918 год. В Лондоне свирепствует эпидемия испанки, однако вирус — не единственная зараза, убивающая людей. Под покровом ночи существа, не подчиняющиеся законам жизни и смерти, выходят на охоту, и доктору Джонатану Риду выпал жребий стать жертвой одного из них. Стать одним из них.
Меня укусил вампир! Что делать?
Начало игры, где Рид узнаёт о своей новой природе, а вы об основах игры, поставлено мастерски. Я даже не буду спойлерить, как проходит обучение, но оно действительно заставляет ощутить себя «новообращённым» вампиром, ничего не знающим и не понимающим, что происходит.
Когда же вы наконец освоите перемещение, бои и использование убежища для отдыха, настанет очередь и первого расследования, которое в конечном итоге приведёт Джонатана Рида в Пенбрукскую больницу. Там доктор Суонси, хорошо знакомый с достижениями Рида в области хирургии и гематологии (почувствуйте иронию!), предлагает вампиру пост в клинике.
Да, Суонси осведомлён о том, кем является Джонатан. И по ходу игры окажется, что отношения вампиров и людей в Лондоне вовсе не сводятся к примитивному охотник–жертва, что, впрочем, не отменяет наличия охотников на вампиров и самих вампиров, с которыми придётся сражаться.
Охотники представлены орденом Стражей Превена — религиозными фанатиками, некогда отколовшимися от Братства Святого Павла. Братство (к нему, кстати, принадлежит и Суонси) веками изучало вампиров и оберегало человечество от самых жестоких из них. Стражи же считают всех до единого кровососов подлежащими уничтожению. Их патрули, которых с каждой ночью становится всё больше, станут вашей головной болью до конца игры. Причем не единственной.
Помимо эпидемии испанского гриппа, в Лондоне также разразилась настоящая эпидемия скалей. Скали — низшие вампиры, не способные (как правило) сдерживать жажду крови и агрессию. Они нападают на всех без разбора и доставляют особенно много хлопот в бою, поскольку могут пить вашу кровь, восстанавливая здоровье. Позволите вонзить в себя клыки — придётся начинать всё с начала.
Вообще, ситуация с показателями жизни в игре довольно интересная. Кроме собственно здоровья, у вас есть еще запас крови. Его вы восполняете, кусая или раня особым оружием врагов (стражей, скалей, прочих вампиров), и можете тратить как на «заклинания», так и на восполнение собственного здоровья. Последнее также восстанавливается за счёт самого укуса и просто регенерирует вне боя, но только до некоторого предела, который меняется в зависимости от обстоятельств. Если вас подожгли или отравили чесночной эссенцией, это уменьшит максимум здоровья до тех пор, пока вы не отдохнёте в убежище или не примените «аутофагию» — навык, дающий возможность восполнить запас здоровья за счёт запасов крови. Следовательно, атаки, сокращающие максимум здоровья, более опасны, чем обычные, поскольку их эффект сохраняется даже после боя, в то время как урон от простых залечится сам собой.
Ещё в драке надо следить за показателем выносливости — она тратится на физические атаки и на рывки, необходимые для уворотов, причём разные виды оружия требуют неодинаковое количество выносливости. К счастью, имеется возможность улучшать оружие, делая его более экономным. А если вы ещё разовьёте и пассивный навык, увеличивающий запас сил, то под конец игры сможете зарубить среднестатистического противника на одном дыхании.
Последний (но отнюдь не по значению) нюанс боя, который я хочу упомянуть, это оглушение. Правда, оглушить противника с одного удара получается не всегда — у разных врагов разный запас «сопротивления», которое к тому же восстанавливается независимо от здоровья. Однако если вы таки нанесёте нужное количество ударов нужным оружием (в основном это колья и огнестрел, находящиеся в левой руке), то сможете вонзить в обездвиженную жертву клыки и сильно подорвать её здоровье, одновременно восстановив собственные показатели (и да, во время укуса вы неуязвимы).
Присутствуют и другие мелочи — похоже, авторы старались, чтобы их детище могло померится с Dark Souls. Однако боевую часть очень портит расхождение анимации и хит-боксов, т.е. областей расчёта атаки. Проще говоря, удар, который вроде бы должен был задеть цель, иногда не засчитывается и наоборот, вы видите как увернулись, но урон получаете по полной программе. В большинстве драк, где имеется возможность отскочить от противника подальше, это не критично, но когда битва с боссом или большим количеством врагов требует филигранной точности, неожиданная потеря здоровья (и, как следствие, очередная смерть) раздражает.
Хорошо хоть, что собственно боевая часть — это лишь одна половина игрового процесса. Помимо махания тесаком, вы будете расследовать вампирские интриги и бороться с эпидемией. Не забывайте, что Рид всё-таки врач.
Д-р Акула
В «мирной» части Vampyr наиболее радует, что последствия ваших действий не сводятся в основном к заскриптованным событиям, а являются следствием расчёта игровой механики. Каждый район (всего их четыре) имеет нескольких ключевых жителей-персонажей. От их состояния зависит благополучие района, а оно, в свою очередь, влияет на настроение основных персонажей и на цены у продавцов. Санитарное состояние района также имеет значение. Если оно упадёт ниже критической отметки, мирные NPC исчезнут, а их место займут сильные враги.
Не все персонажи обладают одинаковым уровнем влияния, у кого-то «социальных связей» с другими персонажами больше, у кого-то меньше. Кроме того, в каждом районе есть еще так называемый столп сообщества — умрёт он, и весь район окажется на грани хаоса.
На вас же возложена задача следить за всем и по-возможности принимать меры. Если кто-то заболел, надо изготовить и дать лекарство. Можно также помочь некоторым жителям с их насущными проблемами. Правда, в основном квесты сделаны по принципу убей–принеси, но в некоторых случаях есть моральный выбор. Ну и, конечно же, успешные расследования — это основной источник опыта. Помимо крови, то есть.
Развитие в игре обставлено довольно интересно. Вы не можете улучшить навыки в любой момент. Вам обязательно нужно забраться в убежище, «настроиться», выбрав нужные, и залечь в вампирскую спячку на целый день. А на следующую ночь вы встанете с новыми способностями или увеличенной статистикой.
Правда, учтите, что за день некоторые персонажи могут заболеть. Кроме того, вас нагонят последствия принятых ранее решений. В результате, состояние района изменится. И, естественно, на улицах появятся новые враги.
Улучшать оружие и изготавливать лекарства (а также сыворотки — этакий допинг для использования в бою) тоже можно только в убежище. Время на крафт (во внутриигровом смысле) не тратится, а вот добывать нужные для него ингредиенты и компоненты однозначно придется. Достать их можно в магазинах, в бою или найти в мусорных бачках, а запас будет пополнен только на следующую ночь.
Однако вернёмся к «опыту» для повышения вампирских характеристик. Разница между способами его добычи не просто радикальна — она составляет главную особенность игры. Да, вы можете добывать опыт в бою, но это будет лишь тоненький ручеёк по сравнению с запасами, таящимися в… мирных жителях. Тех самых, которых вы должны оберегать.
Правда, вы не сможете заполучить всех сразу — необходим определённый уровень гипноза, который повышается исключительно по сюжету. Кроме того, количество получаемого из горожанина опыта зависит от того, насколько хорошо вы знаете его (много ли «подсказок» открыли, выполнили ли связанное с жертвой расследование) и сколь крепко его здоровье в данный момент (качество крови больного человека снижается, и опыта с него выпадает меньше). Однако даже самый малознакомый и болявый «пациент» приносит тысячи единиц опыта (в сравнении с 5-10 за убийство врага).
Есть, правда, ещё и побочные расследования, приносящие неплохой опыт наряду с основным квестом, но всего этого едва хватает на одно-два улучшения для каждого навыка. И если вы задались целью не убивать невинных, то битвы с боссами доставят немало хлопот.
Пить или не пить?
Лично я прошёл Vampyr «без единого укуса», получил в итоге лучшую концовку (из четырёх) и остался доволен. В первую очередь, великолепной атмосферой Лондона начала двадцатого века. Визуальный стиль городских улочек и убранства домов, музыкальное сопровождение, колоритные персонажи и их заботы — всё соответствует классическому образу «старой доброй» Англии. Сюжет подтолкнёт посетить самые разные локации — от канализации до роскошных особняков, от старого кладбища до рабочих кварталов, и каждая играет свою роль в истории и мире игры.
Сюжет, кстати, тоже держит планку качества на должном уровне. Есть, правда, некоторые шероховатости в диалогах, связанные со свободой прохождения: порой создается впечатление, что конкретные реплики были бы уместнее, если бы вы шли иным путём. Ну и финал, когда доктор Рид говорит о том, как сумел сдержать жажду крови (мой персонаж не убивал мирных жителей), несколько обескураживает, стоит вспомнить кровавые потасовки со Стражами. Тем не менее основная история о торжестве науки над древней мистической угрозой подана вполне здраво и интересно.
Борьба со Стражами и вампирами на самом деле тоже не была лишена ряда первоклассных моментов. Иногда удавалось натравить одних на других. Или изловчиться и перебить нескольких врагов, используя тактику. Если бы только всё впечатление не портили идиотские смерти из-за проблем с управлением!
У игры определённо есть собственный шарм и стиль, а также проработанный мир, полный всяческих интересных подробностей и штрихов, которые непременно понравятся любителям погружаться в сеттинг. Однако за приятные впечатления придётся побороться.
Страничка группы