Pathfinder: Kingmaker: впечатления и заметки на полях
Состоялся выход очередной ролевой игры с изометрической перспективой обзора камеры. Сразу навевает воспоминания о Baldur's Gate, Fallout, Arcanum и других представителях большого жанра. Pathfinder: Kingmaker предстаёт перед нами большой игрой с множеством нюансов и секретов, так что за прошедшее время я пока не исследовал всё досконально (и не берусь даже сказать, смогу ли в ближайшее время претендовать на звание знатока этой игры). Тем не менее, приобщиться к геймплею и мифологии этого мира успел, довольно много впечатлений также успел собрать и поэтому можно поделиться своим мнением об игре.
Разработчики Owlcat Games явно проделали прилежную работу по переносу настольной игры в виртуальный мир. К сожалению, я не знаком даже с настольной системой Dungeon and Dragons, с правилами расчёта игровых действий при помощи тамошнего кубика и другими особенностями механики этой ролевой игры. Определенно те, кому посчастливилось проходить Baldur's Gate или Neverwinter Nights (ролевые игры, основанные на каких-либо редакциях правил Dungeons & Dragons) будут лучше меня ориентироваться в Pathfinder: Kingmaker.
Перед непосредственным запуском новой игры предоставляют выбор уровня сложности. Сложность можно также настроить самым гибким и всесторонним образом - категорий опций очень много. Изначально я выбрал для себя нормальную сложность, чтобы было интереснее играть сталкиваясь с каким-то вызовом со стороны противников. Забегая вперёд отмечу, что потом пришлось всё же понизить эту сложность, чтобы получить себе больше скидок при расчётах шансов на успех всяких проверок действий героев и врагов. Но первую главу я смог пройти на нормальной сложности, так что полагаю, что опытные ролевики тем более должны справиться и удержаться всю игру до финала не прибегая к спасительным поблажкам.
Итак, сама игра начинается фактически с создания персонажа.
Изначально уже есть для выбора неплохой набор готовых характеров, которые могут представлять альтер-эго игрока, но если у нас есть генератор персонажа, то большинство из нас наверняка захочет при помощи этого редактора создать собственного героя.
И снова перед нами открывается очень много опций, так что глаза разбегаются по всем этим параметрам и кнопкам. Сразу хочется попробовать все варианты и посмотреть, какой получится в этом случае персонаж, на что он будет способен?.. Но это можно выяснить лишь в процессе прокачки развития, так что придётся начинать всё-таки с каких-то базовых основ. Если уже быть осведомленным об особенностях мира Pathfinder: Kingmaker, то можно придумать направление для своего ролевого отыгрыша. А вот я лишь дилетант в этом вопросе, поэтому стал создавать изначально человека и по классу воина.
Подробнее о расах следует завести отдельный разговор, конечно, и это лучше сделать в другой раз.
Характеристики здесь представлены вполне стандартным набором.
- Сила: насколько легко попасть и сколько урона вы наносите в ближнем бою; также влияет на переносимый вес;
- Ловкость: насколько легко попасть оружием дальнего боя; добавляет бонус уклонения к защите; спасброски реакции;
- Выносливость: определяет количество очков здоровья; спасброски стойкости; не рекомендуется делать эту характеристику ниже 10 (см. "смерть" в основах боя);
- Интеллект: влияет на заклинания мага и магуса;
- Мудрость: влияет на заклинания жреца и друида; спасброски воли;
- Харизма: влияет на заклинания барда и колдуна;
После этого можно выбирать навыки, такие как атлетика, плутовство, убеждение и другие.
Если рядом с навыком есть зеленая галочка, то она обозначает особую важность для вашего класса героя.
При выборе класса внизу будет находиться график прогрессии уровня. В Pathfinder доступны мульти-классы (то есть можно смешать прокачку из способностей воина и жреца, или воина и варвара и так далее). Престиж-классы можно разблокировать только после выполнения требований (перечисленных при наведении курсора мыши).
Ролевая система заслуживает ещё отдельного изучения и расследования. Поэтому пока не буду много о ней писать.
Из личного опыта: так как у нас есть партия, то не стоит размазывать своего героя по всем возможным навыкам и способностям. Следует сосредоточиться на его специализации, чтобы он был сильным в определенных позициях. Например, пусть главный герой будет лучше всего убеждать и тем самым возьмёт на себя все конфликты и проблемы в диалогах, которые можно решить при помощи дипломатии. Другой герой из партии игрока будет ловким и ему можно поднять навык плутовства, что позволит обезвреживать ловушки и вскрывать запертые двери и сундуки. И так организовать стратегию своего развития по всем остальным игровым ситуациям.
Ещё один непростой вопрос - выбор мировоззрения. Лично мне непривычно, что в ДнД-подобных играх надо с самого начала определять наклонности своего персонажа в вопросах морали, добра и зла. Мне всегда больше нравилась ситуация подобная Fallout: начинать героем нейтрального характера и постепенно, своими поступками и выборами по ходу прохождения сюжета и выполнения поручений обитателей мира, лепить из него добряка или плохиша. Плюс к этому зарабатывается репутация и степень известности в мире. Но в Pathfinder: Kingmaker требуется указать мировоззрение героя.
В дальнейшем оно будет давать о себе знать в тех или иных случаях: какая-нибудь реплика в диалоге будет доступна только законопослушным персонажам, сделать выбор в стороне конфликта сможет только нейтральный герой и тому подобные нюансы. По правде сказать, обнаружить, что я накладываю на себя такие стесняющие рамки было не очень приятно. Одно дело отказаться от каких-то возможностей прохождения игры из-за недостатка опыта и прокачки героя, и другое по причинам сценарной привязки этих возможностей к мировоззрению героя. Но это лишь моё мнение.
Первая глава начинается в роскошном замке. Игрока с ходу вводят в курс дела: намечается командировка в некие неспокойные земли местного континента и там потребуется уничтожить особо свирепую банду во главе с их атаманом Рогачом. Успех в выполнении этого задания награждается титулом барона и назначением на должность управляющего собственными владениями!
Очень заманчиво.
Здесь же игрок познакомится с одной из будущих спутниц, полуросликом Линдзи. Она бард и хочет написать книгу про настоящего героя, ей приглянулся наш герой и она спешит стать его личным биографом. Почему бы и не принять к себе?.. На первых порах природная ловкость Линдзи будет выручать игрока, если он не сделал себе вора: обезвреживать ловушки или выполнять иные действия на карте, требующие большой ловкости.
А ночью совершится нападение на нашу стартовую локацию. Таким образом, пролог сразу позволяет обучить игрока основам боевой системы игры и вдобавок динамичным ходом событий знакомит с другими персонажами и позволяет герою заработать кое-какие трофеи и опыт.
Примечание: похоже, что устраивать нападения на стартовые локации - это фирменная черта подобных партийных ролевых игр.
В игре встречаются ситуации, к которым надо относиться внимательно. Например, у нас может появиться спутник, эльфийка-вампирша Джейтал. К моменту её присоединения к партии у меня уже была привычка устраивать массовые заклинания лечения всей команды (чтобы не возиться с эффектом, направленным на одну цель). Оказалось, что лечение - это позитивная энергия и оно наносит урон нежити, а Джейтал как раз является нежитью. Поэтому, чтобы поправить её здоровье во время боя, требуется наоборот - применять заклинания, которые причиняют ущерб живым персонажам.
На выполнение задания будет отведено ограниченное время, 90 дней. Вообще-то, неприятно видеть тикающий таймер и чувствовать необходимость куда-то спешить, вместо того чтобы неспешно исследовать карту мира и выполнять побочные задания. Вот только тут такая штука, что это времени более чем достаточно! И спешить как раз не следует. Я имел несчастье поторопиться с этим заданием и моя партия успела прокачаться лишь до четвертого уровня (каждый персонаж). Позднее, во второй главе, я стал сталкиваться с такими сражениями, что не получалось никак извернуться и выдержать до победного конца: в итоге все персонажи падали в изнеможении на землю. Тогда и пришлось понизить уровень сложности, что оказало заметный эффект на ход боя.
Зато я смог увидеть второй слой игры - стратегический. Эта сторона Pathfinder: Kingmaker открывается после присуждения баронского титула и обретения власти над собственными владениями. Тут-то игра раскрывает новую глубину и разнообразие геймплея, что поневоле забываешь о партийной ролевой части. Хочется сидеть в своей резиденции и проматывать время, наблюдая как выполняются приказы, отстраиваются здания в поселении и развивается владение. Но нет, на самом деле задача игрока не сводится к превращению в феодального менеджера: по-прежнему можно продолжать героические путешествия своей партией, прокачивать героев и собирать артефакты, выполнять квесты. Просто теперь задачи связаны с обеспечением благополучия своим владениям. Периодически надлежит возвращаться в свою резиденцию, чтобы принимать посланцев, ожидающих аудиенции для решения каких-то вопросов. Кстати, выясняется новая польза от сопартийцев - их можно назначать на посты своих помощников по управлению владениями.
Вот такой, по-настоящему большой, оказалась новинка ролевого жанра от студии Owlcat Games. Плюс ко всему ещё и со стратегической частью игрового процесса.
Я ничего не стал говорить о технических проблемах, так как мне по-видимому повезло: я не столкнулся до сих пор ни с какими проблемами, о чем полно жалоб на форумах и в отзывах на игру в Steam. Очень жаль, что оценки новинки страдают от подобных неприятных замечаний. Единственное, на что могу пожаловаться - это неработающий оверлей Steam, без которого не слишком удобно делать скриншоты.