Великие битвы: битва за Тобрук
Дата выхода 2007 год
Здесь нет окопов, а линия фронта существует только на картах. Базовый принцип этой войны — мобильность. Моторизованные части не захватывают здесь области или позиции, а стремятся обнаружить противника. Так же действует и морская эскадра: ищет вражеские корабли, а не пытается «захватить» океан.
Алан Мурхед
«Великие битвы: битва за Тобрук» — игра одновременно понятная и загадочная. С одной стороны, информации о ней сейчас почти нигде нет. С другой стороны, танки, Вторая мировая война и движок «Блицкриг II» оставляют мало простора для фантазий. В наши руки попала бета-версия игры, и мы, конечно же, этим сразу воспользовались.
Игра предложит окунуться в события одного из самых интересных театров военных действий — противостоянию немецкого Африканского корпуса и английских экспедиционных сил. На протяжении двух компаний нам предстоит пройти через все сколько-нибудь значимые сражения того времени. Здесь есть и контрнаступление британских войск после сокрушительного поражения от итальянцев, и диверсионные операции групп «Особой авиационной службы» Дэвида Стерлинга, и, собственно, сама осада наиболее укрепленной крепости африканского континента — Тобрук, давшей название игре.
Я Роммеля узнаю по походке
Не бывает плохой тактики, бывает мало танков. |
Игра основана на движке другой известной стратегии — «Блицкриг II». Это первое и основное, что бросается в глаза сразу же. Как бы мы ни хотели избежать сравнения со знаменитым предшественником, сделать это придется. О «Блицкриге» напоминает буквально все, начиная от главного меню и заканчивая игровым интерфейсом. Те же пузатенькие солдаты, те же графические эффекты, похожие модели техники, да что там — даже встроенная в игру энциклопедия техники похожа до неприличия. Напрасно я надеялся на какие-либо значимые отличия в игровом процессе — больших различий нет, а те, что есть, настолько незначительны, что не заслуживают упоминания. Впрочем, при более детальном осмотре выясняется, что они и нужны — «Блицкриг II» стал своего рода стандартом, на который ориентируются многие разработчики. Такое сильное сходство добавляет еще один плюс игре — меньше беспокойства за реалистичность игры и историчность кампании.
Всего в игре две кампании — за Великобританию и Германию, и разворачивается боевые действия в 1940-1943 годах. Напомню, что немецкие войска, отправленные на помощь союзной Италии, встретились с противником,
«Хейнкели» заминированы. Теперь главное — тихо и незаметненько скрыться. |
многократно превосходящим их численностью. Не получая достаточного снабжения, они смогли эффективно действовать на поле боя и одерживать победы только благодаря умелому командованию Эдвина Роммеля. В течение всего противостояния инициатива переходила из рук в руки несколько раз. Но в конечном итоге после высадки десанта на северном побережье континента обескровленным немецким войскам пришлось покинуть африканский плацдарм. Будьте готовы к тому, что все эти события будут отображены в исторических кампаниях.
Несмотря на то, что большинство задач заключается в атаках на вражеские позиции или в обороне своих укреплений, играть сложно и интересно — каждую миссию можно пройти несколькими способами. Часто в поисках правильной стратегии приходится несколько раз перезапускать уровень. Присутствуют и «расслабляющие» миссии, как, например, уже упоминавшееся диверсионное задание: управляя группой спецназовцев, надо тайно пробраться на аэродром неприятеля, после чего заминировать все самолеты в зоне видимости и так же тихо покинуть место диверсии.
Тяготы военной службы
К сожалению, в наследство от второго «Блицкрига»
Ковровое бомбометание очень, очень точно. Бомбы всегда падают на землю. |
стратегии достался и фирменный компьютерный интеллект: наши войска прекрасно обходятся без командования, грамотно организовывая оборону и отстреливая превосходящие силы противника. Встречаются миссии, которые можно пройти, вообще не отдав ни единого приказа. Проблемы же начинаются при попытке повоевать самостоятельно: подопечные танки могут проигнорировать прямой приказ уничтожить, к примеру, самоходку и, выпустив «в молоко» парочку снарядов, заняться делами более насущными — засевшей в окопах пехотой врага. Из-за такой самодеятельности приходится отвлекаться на каждую боевую единицу, по несколько раз повторяя приказ.
Положение с компьютерными оппонентами обстоит не намного лучшим образом — часто встречается пехота, пытающаяся прорваться к стоящему в отдалении танку, полностью игнорируя все остальные наши войска. Встречаются и более интересные ситуации — к примеру, мне пришлось несколько раз переигрывать оборонительную миссию за немцев, так как на поле боя складывалась патовая ситуация — я не мог разгромить англичан, так как мои противотанковые орудия не видели вражескую бронетехнику, а сами англичане даже и не задумывались над возможностью атаки моих позиций. Впрочем, все это больше похоже на забавный курьез. Не забывайте, что ошибки и недоработки в бета-версии — дело обычное, и многие будут исправлены до выхода игры.
Делая игры по любым историческим событиям, разработчики часто лишены возможности добавить многое от себя. Историю не перепишешь, как бы того многим ни хотелось. Несмотря на то, что «Битва за Тобрук» не привносит в жанр ничего нового, проект выглядит весьма привлекательно — не каждый день нас забрасывают в Африку, да еще и выдают под командование танковый взвод. Игра не замахивается на популярность своего именитого прародителя, и многие могут назвать ее клоном. Пусть так, но этот клон должен стать добротным, выполненным с любовью приключением среди африканских гор и пустынь.