Обзор ATOM RPG
Riot Pixels
Как вы помните, я уже использовал этот эпиграф для PostWorld. Что в общем только лишний раз подтверждает утверждение об особой любви к суровой постъядерщине в нашем отечестве. Другое дело, что в отличие от PostWorld разработчики ATOM не стали выпендриваться и бережно перенесли все составляющие Fallout в свой проект.
Правда графику переделали из спрайтов в полное 3D. Но так, чтобы всё напоминало о культовой «Пост-ядерной РПГ». И систему прокачки обновили. Но ровно на столько, чтобы не судиться с Bethesda.
От себя они лишь добавили русского колорита, перенеся место действия в пост-советское пространство и населив Пустошь своими персонажами. Ну, и написали свою собственную историю — о том, кто мы, куда и зачем идём.
Да будет АТОМ
А вот что касается геймплея, игра — точная копия Фоллаутов (оригинальных двух, разумеется). Мы ходим по глобальной карте, встречаем народ в поселениях и случайных событиях. Как всегда можно договориться мирно или добиться цели оружием в пошаговых боях.
В принципе есть ещё возможности взлома, карманных краж, ремонта и пользования «довоенными» технологиями. Разумеется, привязанные к соответствующим навыкам. Кстати, в некоторых случаях можно попросить помощи о соратников по партии (не в политическом смысле) — тогда успех уже будут определять их навыки.
Боевая система тоже предельно проста. Вы, ваши враги и ваши союзники ходите по очереди (очередь определяется характеристикой Ловкости) и можете делать всё что угодно, пока хватит Очков Действия (количество ОД на ход также определяется ловкостью). Есть правда одно странное дизайнерское решение — в АТОМе не тратятся ОД на использование аптечек (и вообще любых предметов в инвентаре), но собственно открыть инвентарь каждый раз стоит 4 ОД, что не так уж и мало.
Сопартийцам можно отдавать в бою команды, но только в ход глав.героя и только общие. Кого атаковать, куда идти, авто-отступление и т. п. Ни конкретный выбор типа атаки, ни даже выбор оружия не предусмотрен. Если хотите, чтобы персонаж использовал конкретное снаряжение — отберите всё аналогичное, чтобы он использовал только оставшуюся вещь. И гранаты тоже отберите — поверьте, так будет лучше.
А ещё по сравнению с Fallout в ATOM RPG добавили систему крафта. Тоже ничего навороченного — просто кладёте предметы в 4 слота (один слот может использовать несколько предметов одного типа) и жмёте на кнопку, чтобы совместить их. Если у вашего протеже достаточно высокий навык и нужные предметы в принципе можно скомбинировать, то на выходе получите новую вещь. Даже без чертежа или рецепта — они в игре есть, но нужны исключительно как информация.
Прокачка стандартна — набираете опыт (он выдаётся чуть ли не за каждый чих), получаете новый уровень с комплектом очков навыка (количество очков за уровень, кстати, зависит от Интеллекта) и тратите ОН на повышение нужных умений. И ещё есть «перки» на этаком древе — их вы тоже «покупаете» за полученные очки. Только вот Очки Перков выдаются довольно скудно, а стоимость перков возрастает в арифметической прогрессии. Так что приобрести очередной бонус можно далеко не каждый уровень.
Кстати, навыки можно прокачивать также чтением книг или разговорами с определёнными NPC. Но в отличие от Fallout, это всё одноразовые возможности.
Семь базовых харектеристик (Сила, Ловкость, Выносливость, Интеллект, Внимание, Харизма и Удача) тоже можно повысить, правда всего пару раз за всю игру. Перманентно я имею ввиду, для временного повышения, например Харизмы, есть особые средства, которые можно-таки найти или даже смастерить. И, наоборот, негативные состояния вроде голода или похмелья временно понижают ваши атрибуты.
Так что в игре есть и элемент выживания. Надо искать еду, чтобы утолить голод, аптечки, лекарства (а ещё алкоголь — он выводит радиацию из организма). Правда всё это критично только на первоначальном этапе. На поздних стадиях игры проблем с добычей припасов нет — можно купить, украсть или добыть охотой. К тому же ваши сопартийцы в припасах не нуждаются. Да, такой у нас в России суровый народ.😉
Назад в СССР
Собственно, всё происходит в 2005 году на территории бывшего СССР. Где именно — не уточняется, но вероятно достаточно далеко от крупных городов и главных военных баз. Иначе радиация была бы гораздо более серьёзной опасностью — ведь прошло всего 20 лет с окончания Третьей Мировой. А так о ней напоминают лишь отдельные заражённые места и мутанты. Без них мир игры бы не сильно отличался от реального захолустья времён Перестройки.
Шучу, конечно. Надеюсь вы не против шуток? Потому что в ATOM RPG их выше крыши. А ещё там полно отсылок к советской и российской культуре. Чуть ли не каждый встречный готов рассказать забавную историю или страшную байку, а может и философскую притчу. Но юмор, как я уже говорил, преобладает.
Хорошо это или плохо — сказать сложно. С одной стороны в тех же Фоллаутах (особенно во втором) тоже были забавные эпизоды. Можно было сняться в порнофильме (кстати, в АТОМе тоже можно), наткнуться на синюю будку TARDIS или встретиться с Брейном — гигантской крысой-мутантом. Однако большинство из этих моментов были запрятаны достаточно далеко, а то и вообще были пасхалками, которые легко пропустить. А вот в ATOM RPG чувак в дурацком костюме из будущего (или притворяющийся, что из будущего — это оставили нераскрытым) появляется прямо в центре одного из главных поселений, как и продавец книг, от которого вы получаете задание уничтожить культ сжигателей книг, выманив их гуляя по Пустошам с полным собранием сочинений Ленина. Наверно, подобные задания — это всё-таки перебор.
Интересно, что основной сюжет при этом написан в достаточно серьёзном ключе. В точности как в Fallout, наш герой (или героиня) живёт в подземном бункере. Однако, в отличие от Убежища №13 ваше начальство отнюдь не неженки, отгородившиеся от внешнего мира.
АТОМ — подразделение Советской Армии, в задачи которого входит не только сохранение «коммунистических ценностей», но и восстановление страны после ядерного холокоста. Так что на поверхности вы встретите нескольких ваших коллег-агентов и даже сможете помочь им с зачисткой от монстров будущего аванпоста.
Что же до вашего собственного задания, оно состоит в том, чтобы исследовать Бункер 317 и узнать, что произошло с посланной туда экспедицией генерала Морозова. В процессе вы (разумеется) узнаете о новой угрозе человечеству. И станете единственным, кто сможет остановить её.
Впрочем, в отличие от Fallout у вас не будет жёсткого ограничения по времени (оно есть только в нескольких дополнительных квестах). Так что выбор исключительно за вами. Можете идти прямо к цели (главное запастись провизией и оружием), можете помогать каждому встречному, можете влиться в политическую борьбу или вообще убить всех нафиг.
Нехватка очков навыка
К сожалению, ваши желания могут не совпасть с видением разработчиков. И тогда начнутся проблемы.
Как я уже писал, контраст между серьёзной историей и излишне юморными побочными заданиями может помешать созданию суровой постапокалиптической атмосферы. Впрочем, тут всё субъективно. У меня, например, проблем с «погружением» не было. А вот что меня действительно напрягло — дизбаланс при создании и прокачке персонажей (да, компаньоны тоже прокачиваются по вашим указаниям).
Например, навык «рукопашный бой» совершенно бесполезен, поскольку урон от холодного оружия больше, а никаких преимуществ (даже с перком «Чёрный пояс») удары голыми руками не имеют. С другой стороны навыки ремонта и технологий могут понадобиться всего пару раз за всё прохождение, а бартер и общение нужны довольно часто, но при этом развивать выше необходимого минимума — пустая трата очков опыта.
Но если вы напортачили с навыками — это хоть исправить можно, хотя и придётся изрядно погриндить для нового уровня. А вот с основными характеристиками такой корректировки не устроить. Вбухали всё в Харизму, не зная что её можно временно поднимать аж на 4 единицы? Проблему исправит только старт игры заново.
И поймите меня правильно. Подобные нюансы для ролевой игры на самом деле плюс. И разработчиков стоит похвалить, что для каждого квеста они предусмотрели несколько вариантов для разных вариантов прокачки. Проблема именно в том, что узнать обо всём этом можно лишь постфактум — дойдя до проблемного момента в игре. После чего придётся либо гриндить, чтобы хоть частично исправить ситуацию, либо начинать игру заново. Либо читать гайд. Заранее.
Ну и конечно в игре есть баги, опечатки, ошибки перевода (последние к счастью будут проблемой только для англоговорящей аудитории). Что разработчики исправят, а на что у них не хватит сил — большой вопрос.
Так или иначе, ATOM RPG – это в первую очередь игра для удовлетворения ностальгии. Если вы фанат Fallout (оригинальной дилогии, разумеется), вам определённо стоит её как минимум попробовать. Там будут и нелинейные квесты, и интересные персонажи, и в целом атмосфера пост-апокалиптических пустошей — всё, что было в вашей любимой игре из 90-х, и что вы хотите испытать вновь.
А ещё в АТОМ будут странные дизайнерские решения, несбалансированное оружие и навыки, писательские проколы (хоть и редкие) в диалогах и необходимость тратить время на убийства однотипных банд для сбора лута и прокачки — всё, что было в вашей любимой игре из 90-х, и что стоило бы там оставить.