Microsoft Flight Simulator X

25.01.2007 08:47

Я бросаю взгляд на приборы, даю полный газ и плавно беру рукоятку на себя — чуткая «Экстра» послушно задирает нос (меня привычно вдавливает в кресло), и земля уходит вниз, под короткие крылья. Несколько секунд передо мной — синее средиземноморское небо, потом где-то наверху появляется и быстро надвигается линия горизонта. Прибираю газ, и самолет, выходя из мертвой петли, какое-то мгновение летит вертикально вниз — я вижу прямо перед собой сицилийские поля, кипарисы и надвигающиеся черепичные крыши. «Экстра» выравнивается, я бросаю ее на крыло и в вираже снова разглядываю безупречный синтезированный пейзаж. Еще никогда в серии Microsoft Flight Simulator земля не была такой красивой.

Из глубин прошлого века

Новые аэропорты — это прежде всего обновленная разметка, служебная техника и работающие (в целом) телескопические трапы.

История серии уходит в глубину веков. В 1982 году Micro-Soft, маленькая фирма из Редмонда, лицензировала Flight Simulator 1.0, до этого существовавший с 1980 года на платформах Apple II и TRS-80.

За четверть века истории игровой серии выросло целое поколение игроков, увлеченных вольными полетами в цифровом небе. Уже много лет игровой процесс остается одной и той же «песочницей»: игрок выбирает самолет, аэропорт, погоду, прокладывает дорогу в небе — и летит свободно куда глаза глядят. Меняется мир, поколения компьютеров и операционных систем, а MS Flight Simulator остается по сути прежним — впору повторить вслед за поэтом: «Опять начнется все сначала. / Билл Гейтс нас в небо поведет. / Руление у терминала, / Мейгс-Филд, диспетчер, «Цессна», взлет».

К слову, как раз чикагского аэродрома Мейгс-Филд (KCGX), который десятки лет служил для MSFS своеобразным талисманом, местом для полета по умолчанию, в десятой части серии нет. Случилось так, что в 2003 году реальный Мейгс-Филд был снесен — игрушка, сделавшая аэродром легендарным, пережила его на годы. Какая ирония судьбы!

Инверсионный след

Замыкая мертвую петлю, самолет какой-то момент летит прямо к земле.

Чтобы оценить нововведения десятой части симулятора, давайте бросим на MSFS ретроспективный взгляд — мы увидим, что Билл Гейтс развивал авиасимулятор медленно и осторожно вплоть до 1997 года. Скакала вверх лишь графика, и то не очень быстро — принципиальное изменение было лишь одно: в версии 5.0 (1993) появились текстуры на земле и самолетах.

Кроме этого «Гуся» Grumman G-21A, в игре есть другой «плавучий» самолет — канадский «Бобер», de Havilland DHC-2 Beaver.

Зато в MSFS 98 (6.0) объявились вертолеты и трехмерная акселерация. В MSFS 2000 (7.0) кардинально поменялась графика (именно тогда игру начали ругать за немилосердные тормоза). В MSFS 2002 (8.0) впервые появились виртуальные диспетчеры и управляемые ИИ самолеты, без которых мы сейчас не представляем игру. Вдобавок именно тогда статичные пейзажи стали заполняться трехмерными элементами — по большей части домами и растительностью — автоматически (технология Autogen).

Симулятор MSFS 2004: Century of Flight (9.0) был приурочен к столетию полета братьев Райт — в игре появилось множество старинных самолетов. Улучшилась погода, появились трехмерные облака и возможность синхронизировать виртуальную погоду с реальной через интернет.

Как видите, разработчики даже в последние годы старались не переделывать сим целиком, а модифицировать его по частям. В Flight Simulator X (читается как латинское «десять», а не «икс») упор, помимо графических улучшений, был сделан на три основные направления:

  • Живой, «одушевленный» мир. Карты и пейзажи, которые были бы в шестнадцать раз подробнее, чем в версии 9.0.

  • Комплект миссий для того, чтобы привлечь тех, кому в игре обязательно нужны миссии, награды и достижение каких-то целей.

  • Улучшенные возможности для многопользовательской игры.

Давайте же для начала встретим игру по одежке!

Осторожно — системные требования!

На официальном сайте Microsoft Flight Simulator X не найти рекомендованных системных требований — только минимальные. Почему так? Ответ обескураживающе прост: на момент выхода игры нет систем, способных выдержать максимальные настройки графики.

Пожалуй, только Microsoft могла позволить себе выпустить игру под несуществующее еще железо. Конечно, добиться приемлемой скорости можно даже не на очень мощной машине, но при этом придется, фигурально выражаясь, «пожертвовать хвостом», убрать все графические навороты — уменьшить плотность пейзажа, отключить автогенерацию, красивую воду, автомобили, «свечение»... Кто же на такое пойдет? Многие, отведав тормозов MSFS X, выругались в сердцах и вернулись на MSFS 2004 до лучших времен.

Даже обладатели очень мощных (на конец 2006 года) компьютеров добиваются в игре приемлемого сочетания хорошей графики и устойчивого FPS с помощью очень сложного шаманства — с тонкой настройкой файлов, с уменьшенным разрешением объектов, дефрагментацией, игрой с автогенератором... и все равно над большим городом или аэропортом все усилия пропадают впустую — FPS провисает.

Придут новые системы и новые видеокарты. Через каких-то полтора года мы будем вспоминать эти мучения с улыбкой. А пока... посмотрите на рекомендованные системные требования. Это — приемлемый минимум, при котором, возможно, удастся уговорить игру показывать 20 FPS (с временными падениями) на настройках выше среднего.

Первый на исполнительном

Между нами говоря, изначально MSFS X должен был стать эксклюзивом для «игровой системы» Windows Vista, а графика его затачивалась под API DirectX 10. Но операционная система вместе с API отстала на несколько месяцев, и игру пришлось выпускать как есть.

Сказать, что получилось некрасиво, —

Иногда графические эффекты в игре выглядят не очень реалистично — но от этого не менее красиво.

не получится, особенно по сравнению с предыдущей частью. Графические технологии набились в игру плотно, хотя HDR мы пока так и не увидели — лишь эффект «свечения» (Bloom) отчасти компенсирует отсутствующий широкий динамический диапазон. Появилось динамическое освещение, добавляющее реализма и погоде, и смене времени суток, и самолету, и даже ночной взлетной полосе, когда на нее ложится свет посадочных огней тяжелого лайнера. От синдрома «тени в облачность» игра не избавилась, но тут проблема уже лежит в области противоречия между реалистичностью и красотой картинки.

Самолеты научились отбрасывать тени не только на землю, но и на себя. Они обзавелись отражающими и полупрозрачными поверхностями — ползет отражение по стеклу кабины, радостно сияют коки винта Beechcraft Baron 58, и вода хвастливо отражает качающийся на поплавках Grumman G-21A Goose (он здесь, кстати, впервые — и встретили этот старенький самолет игроки очень доброжелательно).

Да, DirectX 9.0 еще рано на покой, хотя нам пока не с чем сравнить графику — не исключено, что с выходом Vista разработчики переделают графический движок симулятора, чтобы мы увидели, что они на самом деле имели в виду. Но если это и произойдет, то еще не скоро. И, даже если разработчики насыплют в игру новых графических эффектов, пейзажи (scenery) останутся прежними. А они — воистину хороши!

Под крылом самолета

Начать с того, что разрешение текстур поверхности земли с пяти метров в предыдущей части игры увеличилось до одного метра в MSFS X. Разрешение в один метр — это действительно исключительная четкость для авиасимулятора.

«Экстра» 300S крутит бочки над летней Сицилией. Обратите внимание на пейзаж.

Но при этом графический движок поддерживает текстуры размером вплоть до семи сантиметров — серьезный задел на будущее (страшно представить, какие понадобятся компьютеры для подобных пейзажей).

Разрешение рельефа тоже увеличилось на порядок — с тридцати-семидесяти метров на вершину до одного метра максимум (реально в игре — намного меньше, в разных местах планеты по-разному).

Переделанный Autogen набивает пейзажи растительностью, домами, придорожными фонарями, опорами электропередачи и другими подходящими по смыслу трехмерными объектами исключительно плотно и очень грамотно. Впервые в истории — полноценный лес под крылом самолета. Впервые Россия выделена для генератора в отдельную область — «хрущевок» и панельных девятиэтажек еще нет (это забота создателей модификаций), но на Среднем Урале уже не встречаются китайские пагоды, что не может не радовать.

В небе вылупились птицы, на дорогах прорезались автомобили, а служебная техника в аэропортах деловито катается туда-сюда, не просто заполняя собой пейзаж, а на самом деле заправляя самолеты топливом и багажом и выталкивая их со стоянки в сторону взлетной полосы. Самолеты в небе, автомобили на земле, яхты и грузовые корабли в море — всюду следы деятельности человека. Не видно лишь самих людей, если не считать болванчиков в кабинах самолетов. Ни прохожего, ни сторожа аэропорта, ни даже самого распоследнего пассажира вы в игре не найдете — только нескольких простеньких и бедно анимированных человечков в нескольких из пятидесяти игровых миссий.

Найди слона

Что до обещанных к раздаче африканских слонов, то их лучше всего искать в разделе заданий. Пятьдесят миссий — это очень много, особенно если принять во внимание то,

Авиалайнер занял эшелон и теперь летит на запад, приближаясь к Самарскому водохранилищу.

что все они очень сложные, ветвящиеся, качественно озвученные и почти всегда очень красивые — от первого парения на современном немецком планере DG 808S 18 Meter Sailplane (такой, кстати, появился впервые в серии MSFS) до посещения мифической авиабазы Area 51 (фотография НЛО прилагается).

Многие задания оказываются совсем не тем, чем видятся поначалу. Доставка грузов археологам в Южной Америке вдруг оборачивается поисками древнего храма. Скучная перевозка пассажиров в Токио вертолетом внезапно становится шпионской погоней в духе фильмов о Джеймсе Бонде — с тайными агентами, советскими экранопланами и секретными островами.

Помнится, было время, когда, узнав о планах разработчиков ввести в игру полноценные миссии с наградами, некоторые игроки жаловались на то, что симулятор из якобы элитного жанра для избранных превращается в «попсу». Это, конечно, не так. Да, симулятор стал в большей степени игрой, чем был. Но новые возможности вдобавок к старым свободным (для кого-то — бесцельным) полетам можно только приветствовать — и сейчас можно с уверенностью сказать, что новинка пришлась по душе и обычным игрокам, и увлеченным «виртуальным пилотам».

Многие из них, кстати, уже экспериментируют, создавая не сцены и самолеты, а собственные миссии.

Вертолет на сдачу

Если рассматривать MSFS с точки зрения чистого симулятора, то окажется, что изменений не так много. Упрощена физика вертолетов. Это не страшно, потому что реалистичная

«Боинг» приземляется в виртуальном Внуково. Как видите, игра не стесняется демонстрировать потрясающие ракурсы.

симуляция вертолета — задача, еще толком не решенная.

Некоторые самолеты в версии Deluxe снабжены суперсовременными приборами навигации Garmin G1000 — два экрана заменяют собой... практически всю инструменты. Появилась симуляция генераторов (APU) и систем пожаротушения. Доступно управление поплавками (специально для G-21A Goose) и буксирование вдобавок к визуализации восходящих потоков для планера.

Многих порадует виртуальный космос — пока для самолетов недоступный, но очень соблазнительный для создателей модификаций. Другие мелочи вроде гибких крыльев в крупных самолетах или тумблеров «Пристегнуть ремни» лишь подчеркивают неторопливую эволюцию игры. Впрочем, такие находки, как имитация перегрузок плавными движениями камеры внутри кабины, добавляют реализма. Получается забавный эффект — при маневрировании игрок частенько промахивается мышью мимо трехмерных приборов, словно его вместе с мышью мотает по кабине.

К многопользовательскому режиму игроки пока присматриваются. Встроенная в игру возможность сесть в диспетчерскую башню выглядит многообещающе, а систему «разделения» кабины одного самолета между двумя игроками придется еще доводить до ума.

Вот и прошли мы очередную веху. Начинается плавный переезд всего мира любителей авиасимуляторов на новую «платформу». Переходят игроки, разработчики платных и бесплатных дополнений, создатели модификаций и новых сцен. Дело это небыстрое. Но Microsoft Flight Simulator X никуда не торопится. Он радует всех красотой, огорчает системными требованиями, поражает красочными пейзажами и увлекает интересными миссиями.

Мы сидим на чемоданах, присматриваясь к возможностям игры. Через полгода-год компьютеры «ан масс» догонят MSFS X — вот тогда все и начнется...

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
10
В дополнение к свободному полету игроку предоставили более пятидесяти интересных и нетривиальных миссий. Режим свободного полета может немного озадачить того, кто не привык к тому, чтобы самостоятельно выбирать пункт назначения.
Графика
10
Детальный живой мир, великолепные эффекты, реалистичные текстуры, рельеф и очень убедительный автогенератор - все работает на идеальную картинку. Не все самолеты проработаны качественно. Людоедские системные требования заставят многих раскошелиться на новые компьютеры... и не факт, что это поможет.
Звук
8
Традиционно хороший и убедительный звук - от звука работающих двигателей до шума автомобилей на шоссе. Бравурный марш в главном меню явно лишний.
Игровой мир
9
Мир стал в шестнадцать раз подробнее - от джунглей Амазонки до космических высот, от московских высоток до дюн Сахары. В игре появились стаи птиц и стада животных, корабли в океанах, автомобили на шоссе и заправщики в аэропортах. Только поездов не хватает, хотя железная дорога есть. Вся эта красота жутко тормозит... я уже говорил об этом? Нелишне повторить.
Удобство
8
В новой версии исправлены проблемы с камерами, заторможенными текстурами и строчкой меню, каждый раз "дергающей" всю картинку. Меню настройки игры стало подробнее и богаче. Хороший джойстик или, на крайний случай, геймпад - все так же необходимы.
Новизна 8

Интерес повторной игры 10

Награда Вердикт: Великолепный, красивый, увлекательный симулятор, который может придавить своим весом любой компьютер, не особо мучаясь совестью. Он здесь один, и он пришел, чтобы остаться. Рейтинг
95%

Новизна 8

Лишь система миссий с ветвящимся сюжетом стала принципиально новым элементом игры. Однако по меркам серии MSFS это уже почти революция.

Интерес повторной игры 10

Пятьдесят заданий, свободный полет, десятки «родных» самолетов, многопользовательский режим и огромные возможности для настроек, модификаций и дополнений — этого хватит до выхода MSFS 2012.

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо