Войны древности: Спарта
Радуйтесь, афиняне, мы победили!
Последние слова первого марафонца
...Война персов и греков — самое значительное событие в истории обоих государств.
Находясь на вершине своего могущества, Дарий I, царь Персии,
отправляет своих послов в греческие полисы со словами: «Отдайте землю и воду». Многие выразили покорность. Только Афины и Спарта решительно отказались. Спартанцы бросили царских послов в колодец, сказав: «Если хотите, можете сами взять здесь землю и воду!»
Вскоре, в 490 году до н.э., происходит знаменитая битва при Марафоне. Персы терпят сокрушительное поражение и отступаются от завоевания на десять лет. Но вот на престол восходит наследник Дария — царь Ксеркс — и отправляется брать реванш.
У Фермопил его ждет несколько тысяч греческих воинов под руководством спартанца Леонида. Ксеркс присылает к нему гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Леонид отвечает тоже двумя словами: «Приди и возьми».
480 год до н.э. Битва у Фермопил. Здесь царь Ксеркс и спартанский изгнанник Демарат победят Леонида благодаря предателю Эфиальту...
Нет, стоп! Загрузим Save-файл, пора переделать историю. У спартанцев должен быть шанс на победу!
300 спартанцев
Марафонский бег, спартанский аскетизм, Троянский конь,
Работа кипит: на ферме три раза в день снимают урожай, на кузнице в десятый раз изобретают бронзу. |
Пиррова победа — все эти слова знакомы нам еще с младших классов, с уроков истории. Разработчики из World Forge предлагают нашему вниманию «интерактивный учебник истории» в виде стратегии в реальном времени.
Сюжет разворачивает перед нами события истории Греции, Персии и Египта в период первой греко-персидской войны. Но не надейтесь увидеть масштабные сражения в духе Rome: Total War. Здесь нас ждет строительство зданий, добыча ресурсов, алхимическое производство новых солдат посредством смешения золота и дерева, бои с участием героев и горстки в два-три десятка бойцов — все в духе старого доброго Warcraft III.
Можно сетовать на псевдоисторичность игрового процесса, на нереалистичные виды войск — флейтистов и мистерий, умеющих лечить, колдовать и создавать боевые ауры. А можно быстро влиться в игровой процесс, благо освоить его — дело нескольких минут. Основное здание, рабочие бегут за золотом, один строит ферму, второй казарму...
Но что это? Почему пустая ферма не работает?
От амбара к форту
Постройки, которые могут возводить наши невольники, делятся на три типа: гражданские, военные и оборонительные. Здесь мы и заметим первое нововведение разработчиков — для того чтобы работало большинство гражданских зданий, необходимо поместить в него от одного до трех человек. Ну согласитесь, кто-то же должен пахать на ферме, носить корм в овчарне, ковать в кузнице или трудиться в шахте? Но здесь рабочие — не одноразовые Drone из Starcraft, и их в любой момент можно отозвать на другую деятельность.
Ребята, обвал! Все врассыпную! |
Военные постройки производят на свет солдат, животных, технику и корабли. Но самостоятельными единицами являются здесь только люди. Лошадям и колесницам необходимы всадники, а кораблям — абордажная команда.
Ассортимент оборонительных построек не блещет разнообразием, но по-своему интересен. Можно строить особые здания: выскакивающие из-под земли копья или падающие со склона камни. Эти недорогие одноразовые ловушки с легкостью губят неосторожных прохожих, не разбирая своих и чужих. Деревянные и каменные стены помогут отгородить себя от противника. Причем стена может быть глухой, а может иметь входы на башни, которые позволят вашим стрелкам безбоязненно пускать снаряды во врагов. Главное — заказать строительство входа со своей стороны стены.
Желающим удовлетворить свою страсть к фортификации и градостроительству здесь понадобится немногое: золото из шахт, которое, к счастью, бесконечно; лес, ограниченный деревьями на карте, но одного дуба хватает на пятиметровый участок стены. И еда, которая постоянно расходуется, причем с увеличением войска — во все больших масштабах. Если производительности ферм не хватает и запас пищи падает до нуля, то солдаты начинают «голодать»: у них временно уменьшается запас здоровья.
Жестких рамок, ограничивающих количество бойцов в игре, я не нашел. Если не считать косвенного ограничения запасами продовольствия. Но если они и есть, то пощупать их будет сложно. Подумайте сами: пара бойцов в хорошей экипировке стоят дороже самого ценного здания! Хотя можно ограничиться и плохим обмундированием. Все в ваших руках.
Экипировка на любой вкус
При посещении казарм бойцов и лучников, а также арены для специальных войск мы попадаем в конструктор новых войск. Безусловно, это очень разнообразит игру, но уже встречалось ранее; в «Космических рейнджерах 2» мы уже конструировали своих наземных доминаторов.
От удара мечом в спину сломается не только стрела |
В каждом здании можно подобрать до восьми комбинаций экипировки и в будущем уже делать быстрый заказ одним щелчком по нужному готовому комплекту.
В конструкторе первым делом мы выбираем тип бойцов — легкая, средняя или тяжелая пехота. У спартанцев это псил, спартиат и гоплит. От выбора зависит величина брони, запас здоровья и базовый урон. Сверху мы навешиваем на бойца основное оружие, дополнительное оружие и щит. Если вы захватывали экипировку противника, то количество комбинаций дополнительно возрастает, к тому же уже изготовленную вещь можно продать или выдать нашему воину бесплатно. Изначально доступны только дубинка и праща, но впоследствии работая в мастерской, можно изобрести почти десяток видов оружия и щитов. Не забудьте умножить это число на три — у нас есть еще египтяне и персы. Доспех прикупить не получится, не положено. Но зато можно визуально наблюдать степень бронированности солдат. Бездоспешный псил-мечник имеет круглый ноль брони, а псил-лучник носит шлем и у него броня равна единичке.
Радует глаз и анимация тренировки: будущий солдат бегает по двору казармы, упражняясь на механизмах. При разорении вражеского города это несет и практическую ценность — можно заранее увидеть, кто к нам пожалует.
Присутствуют в игре и войска поддержки — пехотинцы с большими стационарными щитами или штурмовыми лестницами. Беспокоиться об их длине не придется — стены имеют фиксированную высоту.
Время собирать камни
Можно также заняться мародерством. Из каждого борца, павшего за свободу (угнетение, грабеж, угон в рабство — нужное подчеркнуть), выпадает то оружие и щит, которым он пользовался. А наши подневольные работники, помимо работы в зданиях и автоматического ремонта, умеют еще и собирать
Последнее слово в любом морском бою — абордаж! |
трофеи с поля брани, относя их в городской центр. Даже не разработав технологию холодной ковки третьего уровня, вы сможете вооружать своих солдат самым элитным оружием, коль сумеете отбить его у врага.
Экспроприировать можно не только оружие, но и транспорт. Убив наездника, мы получаем израненную и своевольную лошадь, которую можно оседлать уже своим бойцом. Однако драться двуручным топором, сидя верхом, эллины не способны. В качестве наездника лучший вариант — метатель дротиков-пилумов, мобильная и живучая установка прицельного огня.
Морские бои в игре медлительны, но небезынтересны. Корабли обстреливают друг друга из баллист и личного оружия экипажа, а повредив врага до определенного уровня, сближаются, кидают крючья и идут на абордаж. Выжившая команда захватывает корабль побежденных вместе с гребцами. Если корабль утопить, то трофеев не будет. Помимо десанта и абордажей, с кораблей удобно обстреливать пехоту врага на берегу — сами недостижимы для ближнего боя, а уплыть можно в любой момент.
Молодым покорителям мира под вашим началом можно задавать несколько режимов поведения, варьирующихся по степени агрессивности и мобильности. Побеждая противников, солдаты получают опыт и повышают свою базовую атаку. Будучи ранеными, медленно регенерируют. Как видите, есть некоторые нововведения, но ничего принципиально нового.
Величие и нищета
Управление в игре достаточно простое и легко осваивается любым, кто прикасался к классике RTS. Камера умеет приближаться, но, как обычно, это нужно только эстетам или любителям эффектных скриншотов.
Триера лучший корабль в игре — и большая вместительность, и баллиста на борту. |
Интерфейс в игре — практически калька с Warcraft III, разве что у бойцов не наблюдается инвентарь.
Реплики солдат крайне лаконичны и неэмоциональны. Впрочем, это объяснимо, ведь Лакония — одно из названий Спарты.
Скриптовые ролики сделаны на движке игры, но запускаются как видеовставки с невысоким разрешением, в меню нельзя посмотреть список клавиш и перенастроить их в случае необходимости. Графические настройки нельзя изменить без принудительного перезапуска игры, а при сворачивании игра не становиться на паузу.
Корабли застревают в берегах и скалах, не умея самостоятельно дать задний ход и выбраться из ловушки. В «Войнах древности» порой можно наблюдать, как корабль бессмысленно гребет на одном месте. Кроме того, у всех рабочих, солдат и зданий в игре есть функция самоубийства. Причем если разрушение построек, не приносящее никакой прибыли, еще можно теоретически оправдать — допустим, если оно мешает продвижению войск, то роспуск солдат или героев — совершенно ненужная функция.
В целом можно сказать, что игровой процесс достаточно динамичен, греет душу несложным управлением, позволяет быстро разобраться в происходящем, но способен увлечь только некоторыми нововведениями. Ни необычной реализации, ни увлекательного сюжета, ни исторической правдоподобности вы здесь не найдете. Только игра в солдатики с небольшими отклонениями от классики жанра. Насколько долго «Спарта» останется увлекательной — решать вам.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 6 |
Конструктор солдат, захват транспорта и оружия | Банальная структура миссий, шаблонность игрового процесса |
Графика 8 |
Приятные пейзажи, анимация | Пропадают текстуры |
Звук 5 |
Не отвлекает от игрового процесса. | Неэмоциональная озвучка героев |
Игровой мир 7 |
Историчность, узнаваемые персонажи | Банальный сюжет, неправдоподобность событий |
Удобство 8 |
Интуитивно понятный интерфейс | Нет |
Новизна - нет
Интерес повторной игры - да |
Награда | Вердикт: Обычная трехмерная стратегия из серии последователей Warcraft III, с несколькими новыми идеями. | Рейтинг 67% |