You Are Empty
Правильная картина мира возникает лишь тогда, когда дается отражение объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом.
В. И. Ульянов (Ленин)
Ветер гоняет старые газеты по площади, в беспорядке стоят брошенные автомобили, из репродукторов разносится запись с ненужными теперь лозунгами. Здесь случилось что-то настолько страшное, что все разом обезумели и стали крушить все вокруг... Вдали завыла собака: в городе еще есть жизнь, но людьми этих существ уже нельзя назвать.
Охота за пустотой
Жанру боевиков от первого лица в абсолютном большинстве свойственен консерватизм — или, между нами говоря, шаблонность. Мы можем оказаться в гуще фронтовых событий, в современном городе, в далеком
Фантастические нотки в сюжете появляются лишь в финале. |
будущем, на неведомой планете — везде принципы одинаковы: пистолет в руки и вперед! Выстрел в голову одинаково действует и на рогатых монстров, и на франтоватых мафиози.
В таких тяжелых условиях выделиться нелегко: приходится либо гнаться за современными технологиями, либо выдумывать странные фокусы (как это сделано в Prey), либо привлекать на помощь идеи из других жанров. Один из вариантов — яркий, ни на что не похожий мир, так и зовущий к исследованию.
Основа You Are Empty не представляет интереса — это линейный боевик от первого лица. Нечто подобное можно было видеть и десять, и пятнадцать лет назад — конечно, с поправкой на графику. Найти ключ, нажать на рычаг — вот и все нехитрые изыски воздействия на окружающую среду. Стрельба и спокойное продвижение вперед — лишь фон, грунтовка для причудливого, невероятного, фантастического, гротескного мира.
Киевские разработчики переносят нас в СССР пятидесятых годов XX века. Точнее, не совсем в СССР: действие происходит в альтернативной истории, в которой техногенная катастрофа неузнаваемо изменила мир.
Главный герой приходит в себя после автомобильной аварии и видит, что знакомого мира уже нет. Таинственный эксперимент превратил все живое в мутантов, зомби. У нового населения Земли лишь одна цель: убивать. Нам предстоит выяснить, что же произошло, почему мирные люди стали ужасающими зомби.
Инстинкт |
Графический движок DS2 Engine, обеспечивающий приличное лицо You Are Empty, оказался удачным, и те же (с некоторыми трудноуловимыми изменениями) разработчики взялись за новый боевик под названием «Инстинкт». На сей раз нас перенесут в близкое нам время — сентябрь 2004 года. В Северной Корее произошел гигантский взрыв: правительство представило объяснение, не удовлетворяющее самых наивных людей. Это событие до сих пор остается тайной для простых обывателей. «Инстинкт» предлагает свою версию событий, основанную на предположении: в этом месте проводились исследования в области биологического оружия. Несколько десантников высадились в районе, чтобы разведать обстановку. Мы по очереди будем играть за каждого из них, понемногу открывая восточные секреты. Сюжет должен сполна воспользоваться наличием нескольких героев. Мы сможем взглянуть на одни и те же события по-разному, основываясь на мнении разных героев, — нечто подобное мы видели, например, в «Мор.Утопии». Основой для игры послужит многократно проверенный жанр боевика от первого лица: разработчики продолжают совершенствоваться в выбранном формате. Задумка хороша, но сможет ли она дойти до конца без потерь — вопрос далеко не лишний. |
Антисоцреализм
На первых ролях в You Are Empty вовсе не программисты или геймдизайнеры:
Добро пожаловать в горком партии! |
балом правят художники. Количество деталей невероятно, повсюду видны знакомые советскому обывателю вещи. Объявления, афиши, лозунги, пожарные щиты — в самых обыденных мелочах чувствуется реалистичность. Похоже, создатели игры немало времени провели на рынках в поисках антикварных вещей!
Нас постепенно знакомят с жизнью середины двадцатого века. Действие начинается с больницы, потом мы попадаем в колхоз... Кто забирался вглубь сельской местности, легко узнает бесперспективные пейзажи из ржавых тракторов, пирамиды ненужных железяк, покосившегося забора. Реальность смешивается с больной фантазией так, что их уже не разделить.
За колхозом следует завод, затем мы попадаем в пригород и, наконец, в центр города. Каждая область удивляет по-своему, и в каждой мы находим приметы ушедшей эпохи. Порой хочется постоять немного в одном месте и вглядеться внимательнее в окружающие картины: из серых красок и тусклых тонов складывается яркая картина тоталитарного мира, где живут обычные люди. Жили.
Не обошлось без смешанного киево-московского метро,
Дорожный строитель не располагает к близкому знакомству. |
пышного оперного театра, тесных подземелий и прочих живописных мест. Особенно удались перестрелки на крышах: сверху город особенно впечатляет.
Получившаяся в результате реальность одновременно похожа и не похожа на историческую реальность, будто отражение в кривом зеркале. Вместе сошлись классические западные стереотипы о советской жизни и родные детали старой жизни. В игре нет ни насмешки, ни глуповатой пародии, как в Cold War: Остаться в живых, — это смех над собой, ведь мы до сих пор во многом остаемся частью нашего общего прошлого. Как еще относиться к местным «аптечкам», выполненным в виде здоровенных банок со спиртом?
Одновременно с веселыми нотками узнавания старых вещей игрок ощущает постоянное угнетающее давление. Мир старается испугать, сбить с толку! Что-то подобное мы видели в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth — но в нашем случае роль темного божества взяли на себя люди.
Сложная задача, согласитесь, стояла перед людьми, ответственными за оформление мира! Художники выполнили свою работу на сто процентов, но этого оказалось недостаточно. Что же не так?
Крыса в лабиринте
Хорошую задумку и отличную работу художников подвел... дизайн.
Впервые на сцене оперного театра зомби с винтовками! |
Не графический дизайн — тут все в порядке, — а проектирование уровней, непродуманность битв. Большинство помещений делятся на две простейшие категории: «комната» и «коридор». При таком подходе трудно ожидать чего-либо необычного!
Разработчики напряженно думали о том, как будет выглядеть их мир, забывая, что на его улицах еще придется воевать. Линейность для современных боевиков — не оскорбление, но в You Are Empty нам зачастую негде воевать. Узкие коридоры не дают никаких вариантов: движение только вперед.
В актив разработчикам можно занести оружие. Мы начинаем с разводного ключа и гвоздемета, отобранного у строителя: они прекрасно справляются с простыми зомби. Когда в наши руки попадает настоящее оружие, ППШ или безымянная винтовка, то их мощь поражает. Появляется редкое для виртуальной реальности чувство, что в руках оказался смертоносный инструмент, приносящий власть.
Прогулки по крышам открывают необычные виды. |
Враги в игре на редкость живописны: порой хочется не убивать, а рассмотреть их поближе. Каждый из них стал развитием обычного советского жителя: дорожного рабочего, строителя, солдата. Чего стоит только дед-сторож в ушанке с криком души «шотенадо?!» К сожалению, тактика у всех одинакова и не предполагает какой-либо интеллектуальности: атаковать без всяких сомнений и вариантов.
Разнообразие вносит лишь помесь сварщика и Карлсона-который-живет-на-крыше: недолетчик с винтом на спине пикирует на нас сверху, пытаясь добиться успеха за счет неожиданности. Интересно и необычно, но к их тактике легко приспособиться.
Главная проблема в том, что слишком редко нам предлагают подумать, как победить врага. Пара «естественных» укрытий сама зовет к себе, не предлагая никакой работы для мозга. Особенно это заметно в начале игры, где мы идем вперед и методично отстреливаем монстров. Позже пространства расширяются, появляется многоуровневость, но большую часть времени мы так и жмемся по узким коридорам.
Люди, которые играют в зомби
От игры, претендующей на альтернативную историю, все ждали интересного и запутанного сюжета. К сожалению, ничего подобного в You Are Empty нет. В самом начале мы узнаем об основном событии — таинственном эксперименте по всеобщему улучшению людей. Постепенно мы узнаем кое-какие детали,
Город наполнен одноногими пациентам психбольниц. |
но они ничего не меняют и мало дают пониманию: важно лишь то, что был эксперимент. Нет ни конфликта, ни противоречия — ничего такого, что могло бы увлечь.
Редкие обрывки бумаг, знакомящие с произошедшими событиями, еще более редкие встречи с полубезумными жителями — вот скудные источники информации об эксперименте. Подробностей минимум, сюжетные повороты отсутствуют.
Главный герой просто движется вперед, ужасается метаморфозам и убивает все, что шевелится. Если начало игры дарило нам загадку, то путешествие к центру города вызывало сомнение: есть ли смысл во всем этом, не придется ли до самого конца стрелять, бросать «коктейли Молотова» и вновь стрелять?
Основное сообщение от разработчиков игры можно увидеть, лишь взглянув на сюжет игры отстраненно, со стороны. Речь идет о поразительной реалистичности сошедшего с ума мира — или, если будет угодно, о безумии окружающей нас цивилизации. Нам говорят: так не могло бы быть, так было! Государство, где люди мечтали поворачивать реки и осушать моря, легко решилось бы на эксперимент по всеобщему улучшению людей. Мысль о том, что некоторые вещи человечеству не стоило бы трогать, тогда казалась отсталой, ретроградской...
Название игре дал страх перед идеями, перемалывающими людей. Простой человек становится винтиком в тоталитарной машине, пустышкой, автоматическим исполнителем чужой воли. Такое состояние рано или поздно приводит к катастрофе: один из примеров — предостерегающая You Are Empty.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 6 |
своевременная смена окружения | однообразие процесса игры, интеллект игроков |
Графика 9 |
качественное изображение в едином стиле | недостаточная проработка некоторых моделей |
Звук 10 |
соответствие атмосфере | нет |
Игровой мир 9 |
необычность, проработка | сюжет |
Удобство 10 |
простое и удобное управление | нет |
Новизна да
Интерес повторной игры нет |
Награда | Вердикт: Шедевр художника, которого тщетно пытались стать достойными игровой дизайнер и сценарист. На игру непременно стоит посмотреть, даже несмотря на то, что боевая часть не впечатлит никого. | Рейтинг 77% |