Dominions III: The Awakening
Увидев ЭТО, вы можете испугаться, столь ужасно оно будет выглядеть и столь недружелюбен будет взгляд его. Если сделать усилие и заставить себя еще раз внимательно посмотреть, то все окажется не так ужасно. Нет, ЭТО — не большая жаба, которую нужно поцеловать, заколдованной принцессы там все равно нет. Потому что ЭТО — игра Dominions 3: The Awakening, выглядящая так, будто пришла из середины девяностых годов прошлого века, но прячущая за дебрями интерфейса великолепную стратегическую составляющую.
Перед нами действительно глубокая стратегия, в которую можно играть как в одиночку, против компьютера, так и с живыми противниками по сети. И несколько партий с искусственным интеллектом по ту сторону баррикад обязательны для качественного усвоения этой игры. Не стоит удивляться, что первые попытки привести свой доминион к победе будут неудачными, компьютер играет на достойном уровне.
Тысяча лиц
Игра разнообразна. Нет, не так. Она очень разнообразна.
Приведу лишь несколько цифр — в игре три эпохи, в каждой из которой по два десятка рас. Некоторые из этих народов появляются на одну эпоху и исчезают, не выдержав давления более сильных соперников, иные же доступны для выбора во все времена. Один народ — один и тот же состав войск и командиров в разные временя? Как бы не так! Время идет вперед, перемалывая государства, и те, что не смогло превратить в пыль, изменяет до неузнаваемости. Печальна судьба Эрмора, за столетия превратившегося из цветущего античного государства в царство смерти, управляемое некромантами, победоносные легионы которого сменили орды нежити в истлевших доспехах. Или, наоборот, становление человеческой цивилизации Мидгарда на руинах Ванхейма и Хельхейма...
Не только различие между расами вносит в игру разнообразие. У каждой из них есть правитель-полубог, претендующий на главенство в мире доминионов, и свойства и способности этого бога настраиваются при старте партии. Множество физических форм, от которых зависят базовые характеристики и самого бога, и подвластного ему доминиона. Известная претенденту магия не только позволяет ему использовать заклинания, но и усиливает благословениями священные войска доминиона.
Сделай сам
Если для большинства игр инструментарий — нечто необязательное, нужное только фанатам и создателям модификаций, то в Dominions 3 воспользоваться чем-то из предложенного придется почти всем игрокам. Не догадались заглянуть в Game Tools? Поиграть по сети не получится, именно здесь создается претендент для сражений с другими игроками. Кстати, получившийся будущий бог сразу определяется
Линия фронта уже образовалась. |
со временем и подвластным народом.
Готовых карт немного, но те, что есть, подходят как для короткого поединка с одним-двумя соперниками, так и для массовых баталий с десятком и более участвующих доминионов, баталии на которых можно вести довольно долго. Мало? Не страшно, есть генератор карт, который при некотором усилии со стороны пользователя может сотворить что-нибудь стоящее. Но если на время забыть о некоторой нелогичности генератора случайных чисел, все равно нельзя обойтись без упрека — цветовая гамма не настраивается, а существующая цветовая схема будет приятна далеко не всем.
Для ценителей есть возможность рисовать карты вручную и добавлять их в игру. Хотите — карту мира, хотите — шахматную доску. Только предварительно придется изучить объемистое руководство, методом проб и ошибок усвоение идет с трудом. Готовы? Пункт меню с инструментарием к вашим услугам.
Там же можно найти редактор полей сражений. Все, что там можно сделать, — задать тип местности и климат, а также сгенерировать растительность вокруг этой полянки сражений. Результат, однако, трудно отличить от деятельности генератора случайных чисел... да это он и есть.
И здесь же, в инструментах, спрятан от глаз новичка обучающий режим. Если вы смогли добраться сюда без посторонних подсказок, можете себя поздравить, учить вас больше нечему. Если добрались раньше, то помощи от этого обучения будет немного, вас избавят от необходимости предварительных настроек и отправят в свободное плавание с очень неудобной расой. А умеете ли вы плавать — никого не интересует. Естественные отбор среди игроков.
В обличье мумии
Если говорить очень мягко, то графика игры отстала от времени. Более того, по сравнению со второй частью, вышедшей больше двух лет назад, не произошло никаких изменений. Стратегическая карта, если не вдаваться в детали, воспринимается нормально; а вот воспроизведение боев лучше не включать. Единственное,
Рас множество. Это всего лишь одна эпоха из трех. |
что там видно всегда и абсолютно четко, — цифры урона и лечения. Все остальное — пятна из двух десятков пикселей в высоту. Все принесено в жертву кроссплатформенности? Графика в стратегиях давно уже не отстает от других жанров: Company of Heroes или Heroes of Might & Magic V яркий тому пример.
Так? Так-то так... но игроки, вопреки злобным прогнозам, продолжают играть в игры, которые и не пытаются понравиться им внешне. В «День Победы», «Викторию», «Европу»... и в Dominions. Поклонников у этой серии поменьше — виной тому полное отсутствие рекламы и некоторая «недружелюбность» к игроку; но преданность у них — на зависть многим.
Последнее, а для многих игроков первое, что отвращает от игры, — интерфейс. Быстрый доступ есть только к самым необходимым вещам. Нужно что-то не совсем повседневное? Многоуровневое меню к вашим услугам. Подсказки есть почти везде, но порой вместо них появляются надписи об отсутствующем описании. Горячие клавиши есть, но они регистрозависимы, о чем нигде не сказано. Да еще некоторые окна стремятся уползти за пределы экрана и ни в коем случае не возвращаться.
Если в игре количество рас измеряется десятками, это накладывает на дизайнера тяжкую ответственность. Выдерживают не все...
И вот порой мы замечаем, что у расы есть бойцы с одинаковыми характеристиками и порой названиями, а различаются они... внешним видом. Бывает и иначе — более дешевый солдат превосходит по параметрам своего дорогого коллегу, не уступая в вооружении. И что хуже всего, у некоторых рас не то что нет вариантов стратегий, а даже вопроса не возникает, кого использовать в качестве основы армии.
И все же!
Тогда почему вдруг «Орден», если перед игроком стоит столько препон? Откуда берутся готовые играть в Dominions 3 и получать от этого массу удовольствия? Не пора ли повесить на преданных поклонников этой странной игровой серии ярлык «упертых фанатов», как поспешил сделать кое-кто из рецензентов?
От нашей элитной сауроматийской кавалерии остались воспоминания, лошади со слоном не сравниться. |
Все очень просто. Альтернативы Dominions нет.
Где еще мы могли бы порадоваться столь динамичной и многовариантной игре?
По разнообразию с ней могли бы потягаться Civilization и (мир его золотым плавничкам!) Master of Orion, но там счет ходов идет на сотни, если не тысячи, а здесь все происходит стремительно и борьба стратегий начинается чуть ли не с первого хода.
По части динамики можно вспомнить Heroes of Might & Magic... Но во-первых, и им Dominions дают в этом отношении сто очков вперед; а во-вторых, стратегическую глубину этих игр и сравнивать смешно.
На арене остаются... еще более труднодоступные игры. Вроде Star Chamber, насладиться которой мешают загадочные способы оплаты, или Sword of the Stars, на лицо не менее ужасной, а внутри не настолько доброй. А потому те, кто ищет в играх в первую очередь геймплей, готовы простить Dominions 3 все. По справедливости, у нас должен быть для таких случаев особый способ выставления рейтинга. У тех, кому графика безразлична, игра получит около 90%, а те, кто ценит ее высоко, выставят ей едва 60%.
Особая прелесть в одновременности хода: именно это делает игру настоящей стратегией — предусмотреть все почти невозможно, ко времени обсчета ситуация может измениться.
Могла бы эта игра стать стратегией для всех? Могла. Но для этого разработчикам пришлось бы проделать кучу работы — в первую очередь, выправить баланс для всех рас во все эпохи, сделать удобный интерфейс и, черт возьми, нанять художника. Жаль, но не удалось. Получившийся продукт распробуют далеко не все. Будете ли вы среди избранных?
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 |
Динамика, глубина, многообразие рас и стратегий | Дисбаланс |
Графика 4 |
Поддержка любых разрешений, оконный режим | Несовременность, очень мелкие иконки бойцов |
Звук 6 |
Приятная музыка | Звуки во время просмотра боя |
Игровой мир 8 |
Глобальность, система эпох | Миру уделено меньше внимания, чем могло быть |
Удобство 6 |
Горячие клавиши на все случаи жизни | Сложный и запутанный интерфейс, отсутствие нормального обучения |
Новизна да
Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Игра для любителей пошаговых стратегий, преодолевших все препоны от разработчиков и добравшихся до заветного содержимого. | Рейтинг 77% |