Europa Universalis III
Насколько сложно сделать оригинальное продолжение серии и сохранить дух серии? Очень сложно, и, к сожалению, примеров неудач не только в играх, но и в книгах и кинематографе множество. Но Paradox не собирается нас разочаровывать. На первый взгляд все осталось по-прежнему, хоть картинка выглядит намного лучше: лоскутки провинции, фигурки армий, ресурсы те же самые. Но это впечатление обманчиво, новое — это не бросающиеся в глаза изменения и улучшения.
Прогресс двигателя
Игра стала трехмерной — на карте видны перепады высот, более-менее реальные, и для их показа не обязательно переключаться в «географический» режим. Дискретность увеличения-уменьшения картинки осталась в прошлых играх компании, приближение и удаление картинки происходит плавно. На максимальном приближении можно рассмотреть здания в провинциях и солдат. С высоты птичьего полета армии и флоты видны как флажки держав-владельцев, для игроков со стажем эта картинка будет знакомой. Строим мануфактуру — ее видно на карте. Переходим в следующую эпоху военных технологий — меняется внешний вид армий.
В окне «своих» провинций город показывается как есть: построили форт — видим крепостную стену, рынок — появляется торговая площадь, появится любое построенное здание. Все они активны — можно выбрать и посмотреть эффект от любой постройки. Мануфактуры видны не только в городах, но еще и на карте. Зависит внешний вид городов и от нации — готическая архитектура европейских держав, узнаваемые русские храмы, здания Востока, пирамиды южно-американских народов, индейские вигвамы.
Но это не первое, что бросится в глаза,
В трех измерениях отлично смотрятся и карта, и город. |
до начала игры нам предстоит выбор страны, за которую будем играть. И этот экран оставляет приятное впечатление удобством и функциональностью. Можно выбрать любую дату между днем взятия турками Константинополя и Великой Французской революцией. Карта мира будет актуальна именно на этот день: четвертое июля 1776 года — США уже существуют и борются за свою независимость, а на день раньше, третьего, их нет. Сразу видны силы страны в военной, экономической и дипломатической сферах, соседи и их потенциал, союзы и войны. Куда приятнее, чем раньше, теперь не надо гадать, что из себя представляет Бенин в каком-то там году. Но здесь не хватает той самой трехмерности, что есть в самой игре, или мини-карты — приходится «ползком» перемещаться по обширным территориям Земли при том, что в окно влезает только территория Европы. Не помешало бы также сделать отображение известных стране территорий, например, затемняя «неизвестные» участки карты. Грустно только после начала игры узнавать, что некоторые страны не знают ничего о мире за пределами собственных границ.
Неисторические реалии
Во второй «Европе»
Хороший режим обучения — необходимое условие для глобальной стратегии. |
линия развития была жестко определена соответствием реальной истории — и невероятно трудно было сделать из континентальной страны великую колониальную державу: знаменитые путешественники, как и полководцы или талантливые короли, рождались строго по расписанию и там, где положено. В третьей все иначе — игровая история совпадает с нашей только в день начала игры, а дальнейшее зависит лишь от игровых успехов. Вернемся к примеру с образованием США — если начать игру чуть раньше, даже третьего июля 1776 года, революция четвертого числа совсем не гарантирована. А в одной из игр мне довелось наблюдать, как Тевтонский орден, изначально занимающий в Европе три провинции, успешно осваивал острова Карибского бассейна.
Нашей стране в каждой игре «Парадокса» достается что-нибудь особенное. В «Дне Победы» репрессированных военачальников вернули к жизни и отправили командовать войсками, а здесь у объединенной России был обнаружен корабль «Комсомолец Мордовии». Это, конечно, не чудеса из Medieval Total War 2, но Medieval и не претендует на серьезность. Принять современные названия некоторых провинций можно, история не донесла местные наименования территорий, но встречаются и грубые географические ошибки — так Амур, одна из крупнейших рек мира, впадает в Охотское море на полтысячи километров севернее своего истинного устья.
Единоличная власть
Коренное отличие от предшественницы по серии — отсутствие над нами монарха.
В третьей части игры даже малые государства могут стать большими: процветающая колония Тевтонского ордена на Кубе. |
Мы и есть единоличный правитель страны, на нас лежит право принимать судьбоносные решения. Можно сменить и форму правления хоть на республику, но власти нас это не лишит.
Каждое из государственных устройств обладает своими плюсами к тем или иным сферам деятельности — производству, торговле, дипломатии, военной силе, колонизации. Менять образ правления порой нужно, но каждый раз за это приходится расплачиваться одним из самых ценных ресурсов — стабильностью. И даже с оглядкой на настроение народа произвольно устраивать революции не выйдет. Для любого строя есть ограниченный набор возможных изменений, и чаще раза в несколько лет перекраивать государство запрещено.
Правители как личности в игре присутствуют. Главная польза от них — характеристики, влияющие на науку и экономику. Чем выше — тем лучше. Любого правителя можно превратить в генерала, но, если его убьют на войне, вероятны беспорядки в стране. Не обошлось без забавных ситуаций — в Соединенных Штатах можно призвать на службу военачальника с именем... Континентальный Конгресс.
Нам, а не правителям, приходится принимать решения о внутреннем устройстве государства. Сделано это с помощью ползунков, как в «Дне Победы» или «Виктории». Дело это не частое, раз в четверть века, придется подходить к выбору ответственно. Будем делать ставку на колонистов или на сильную экономику? Нужны ли нам торговцы? Воевать числом или умением?
Сила знаний
В науке изменений немного — есть шесть сфер,
Карта выбора страны, за которую нам предстоит играть, удобна и функциональна. Еще бы навигация по ней была чуть проще. |
на которые мы выделяем деньги из ежемесячных доходов государства, регулируются затраты ползунками. Со времени полоски заполняются зеленым цветом, открывается новый уровень, и иногда нам становится доступно что-то новое — строение, вид войск или технология, чаще просто получаем рост эффективности в процентах. Утром деньги — вечером технологии.
Кроме денег есть еще один двигатель науки — советники, коих каждая страна может нанять до трех. Стоят они недорого, но вклад в исследования значителен, чуть меньше толку для притока ресурсов. Обладают уровнем, чем выше — тем ценней, зависимость прямая, четыре звезды на погонах во столько же раз повышают эффективность (и зарплата тоже пропорциональна),
На старте игры нам доступно некоторое количество высокоуровневых советников, но через год они исчезнут — уйдут к конкурентам; в дальнейшем всегда будет некоторое количество слабеньких консультантов первого и второго уровня. Иногда рождаются новые советники.
Генералы и адмиралы нанимаются иначе. За победы в сражениях мы зарабатываем очки традиций, чем их больше, тем лучше будут характеристики у нанятых военачальников. Традиции в мирное время забываются: у наций-пацифистов шанс заполучить хорошего полководца невелик.
Национальная идея
Готовим Арагон к мирной аннексии, а Испания уже никогда не появится. |
Нововведение серии — национальные идеи. Это некий плюс, который страна сама себе выбирает из большого списка. Всего можно набрать десяток, но для этого требуется время и исследование технологий государственности. Сначала идея будет одна или для неразвитых стран вообще ни одной, после они будут добавляться. Идеи разбиты по пяти сферам — армия, флот, исследования, государство и культура, но их эффекты, за исключением военных, не так уж и структурированы.
Что дает нам такой подход? Уникальность развития. Хотим сделать ставку на сильную экономику? Да пожалуйста — «национальная торговая политика», «экономика по Смиту», «бюрократия», «деловая хватка»... Можно выбрать и более узкую специализацию и усилить торговлю или производство. А может, нам нужен сильный флот и господство над морями? «Искусство мореплавания», «морские традиции», «великий флот»...
Войны веры
Битва идет до полной деморализации одной из сторон. |
Ни одна значимая религия мира не забыта — все основные ветви христианства, включая появляющихся со времени протестантов и католиков, мусульмане-шииты и мусульмане-сунниты, индуизм, буддизм, конфуцианство, синтоизм. Обобщению подверглись только «первобытные» религии, вместо них остались шаманизм и анимизм.
Отношения между религиями — повод ухудшить или улучшить отношения между странами, а в особо сложных случаях стрясается религиозная война. Мы можем в любой момент определить свое отношение к тем или иным религиям, распределив очки толерантности между ними. А для истинных борцов за веру найдется даже национальная идея «божьего суда», не требующая каких-то поводов для начала войны с иноверцами.
Католики могут побороться за контроль над папской курией. Заседающие в ней кардиналы изначально поддерживают свою страну, но к выборам могут и сменить свою точку зрения под давлением тяжелого кошелька обстоятельств. И следующий папа даст немалые преимущества нашей стране на время своего правления.
Не зря мы ждали эту игру. Она не сделала прорыва в жанре, не изменилась до неузнаваемости по сравнению со своими предшественницами в серии и стараниями «Парадокса» сумела остаться в собственных рамках. Но хорошие идеи можно довести до совершенства. И в третьей «Европе» это удалось.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 10 |
Множество вариантов и сценариев развития | Нет |
Графика 7 |
Детализация, камера | Мыльные текстуры |
Звук 8 |
Звуки действий и событий | Музыка на любителя |
Игровой мир 10 |
Игра дает почувствовать власть над страной | Нет |
Удобство 9 |
Хороший режим обучения, выбор страны и даты начала игры | Сложности с навигацией и поиском провинций |
Новизна нет
Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Идеи предыдущих игр серии доведены до совершенства. | Рейтинг 95% |