Mass Effect

Дата выхода: 2008-2009 годы


Вы замечали, что в последнее время, если ролевая игра — то в сказочном мире? В Oblivion, Gothic 3, Two Worlds, Neverwinter Night 2 мы только и делали, что сражались с таинственными волшебниками, поили клинки кровью и в очередной раз давали прикурить оркам. При всем уважение к эльфам и гномам — надоело. Хочется настоящей фантастики: сесть на звездолет, отправиться изучать неизвестные планеты, отыскать погибшие цивилизации, попутно общаясь с инопланетянами и сжигая из лазерных винтовок всех несогласных.

Вскоре у нас появится такая возможность. Стопроцентная фантастика не то чтобы на подходе, но имеет все шансы добраться до персональных компьютеров в скором будущем. Речь идет о новом проекте от мастеров жанра BioWare — Mass Effect. Пока игра анонсирована только для Xbox 360, но, как показывает опыт, все творения канадских кудесников рано или поздно оказываются перенесены на PC. Поэтому внимательно присмотримся к игре — пропускать такой образчик никак нельзя.

Проблемы далеких миров

Mass Effect рассказывает историю командира элитного подразделения «Призраки», который выполняет поручения Citadel Council (эта организация — что-то вроде ООН в далеком будущем). Действие происходит в далеком будущем, в секторе вселенной, которую мы знаем как Млечный путь. Здесь относительно мирно уживаются разные расы, но вскоре, по преданию, должна прийти таинственная раса роботов. Она появляется раз в пятьдесят тысяч лет, чтобы стереть на своем пути всю разумную жизнь.

Остались свидетельства, по понятным причинам исключительно письменные, изучив которые Citadel Council решает, что древние мифы весьма скоро претворятся в жизнь. Поэтому если вся цивилизации в лице командира Шепарда не начнет что-то делать, то нынешним историкам придется быстро сочинять очередное послание потомкам о следующем конце света. В общем, приготовьтесь, вам придется изрядно помотаться по галактике, столкнуться с сотнями врагов и десятками друзей и раскрыть роковую тайну.

Разработчики из BioWare от проекта к проекту все больше напирают на важность сюжета. По их словам, необходимо, чтобы он был не только по-киношному зрелищный, но и достаточно глубокий и эмоциональный. Поэтому, как минимум, ожидайте ярких персонажей. Взять хотя бы главного героя Шепарда. Это, между прочим, первый человек, который попал в элитный отряд «Призраков», поэтому человечество возлагает на него большие надежды. Если он подведет, позиции правительства Земли на мировой арене сильно пошатнутся.

Как вы, наверное, догадались, из-за большой роли сюжета в игровом процессе возможности при создании персонажа весьма ограничены. Вы можете выбрать тип специализации, цвет кожи, создать уникальный внешний облик, даже указать варианты прошлого и пол. Это, кстати, будет достаточно сильно влиять на отношения с другими персонажами. Но на большее можете не надеяться — никаких забавных инопланетян, помешанных на своих правилах и законах. Отчасти восполнить сей недостаток должны товарищи по команде. По некоторым данным, в команду можно будет понабрать пришельцев со всех уголков космоса. Но разработчики официально не подтвердили данную информацию, а во всех роликах и картинках замечено всего два персонажа, которые ни на минуту не покидают Шепарда. Также большие сомнения возникают, если учесть, что в команде может быть максимум трое героев, включая командира.

Во время перелетов можно скоротать время в диалогах с товарищами.

Но, с другой стороны, возможно, остальные персонажи просто не участвуют в боевых операциях. Например, выполняют задачи пилотов, советников или механиков. Или BioWare специально их не показывают, чтобы не портить игрокам сюрприз.

С какими же пришельцами нам придется столкнуть во время игры? В качестве противников замечены геты. Это разумные роботы, которые подняли восстание против органических хозяев и в кровопролитной войне добыли свободу. Но, видимо, тяжелое прошлое не дает покоя, поэтому вместо того, чтобы тихо развиваться в своем уголке, они периодически устраивают локальные конфликты с отдельными расами. Хотя, возможно, роботы преследуют цели, которые непонятны людям. В любом случае, если судить по роликам, они чаще всего выступают в качестве врагов.

Куариане стараются никого не трогать и кочуют по галактикам, собирая мусор и производя из него разнообразные предметы. Впрочем, с ними тоже не все просто. Они никогда не снимают защитных костюмов, поэтому об их внешнем облике можно только догадываться. Также поговаривают, что именно они — бывшие хозяева гетов, которых когда-то использовали как воинов. Вряд ли они забыли поражение. Здесь явно кроется какая-та тайна...

Разумеется, рас будет намного больше. Взять хотя бы турианов, военизированное общество, в котором придерживаются своеобразного кодекса чести и чтят смерть на поле боя. Но об остальных расах BioWare предпочитает помалкивать, поэтому нам остается только глядеть на диковинные лица и гадать, что данные образчики выкинут в игре.

Бразильские страсти

Особым предметом гордости разработчик называют систему диалогов. Вспомните, как обычно происходит беседа в ролевой игре? Персонаж толкает речь. Уже хорошо, если она вообще озвучена. Мы внимательно читаем текст и крепко задумываемся над предложенными вариантами ответа. Выбрав, по нашему мнению, оптимальный, мы беспомощно наблюдаем за реакцией и вчитываемся в новые варианты ответа.

Это, видимо, аналог «крыс» — мелких монстров, на которых набираются первые уровни.

Такая система диалогов при относительно простоте исполнения имеет достаточно много минусов. Игрок в целом принимает пассивное участие в беседе, но отдача минимальная. С этой проблемой пытались бороться с помощью «свободного разговора». Игрок самостоятельно задавал вопрос, искусственный интеллект искал ключевые фразы и выдавал ответ. Но из-за несовершенства технологий она оказалась слишком трудной и не прижилась.

В Mass Effect разработчики решили пойти третьим путем. Начав разговор с персонажем, вы выбираете общий настрой беседы и ключевую тему для разговора. Допустим, выбираете «мягко попросить о помощи». Дальше персонаж начинает произносить фразу, собеседник сразу отвечает, а вы наблюдаете за процессом. При этом вы можете поменять настроение и русло беседы, даже не дослушав фразу до конца.

В одном из роликов, когда команда обсуждала перспективы спасения шахтеров и возможный риск, один из бойцов достаточно резко возразил командиру. Мол, это слишком опасно, наши задачи совершенно другие, незачем напрасно рисковать жизнью. Игрок выбирает «грубый отказ», даже не дослушав до конца, что хочет сказать подчиненный. Шепард хватает бойца за воротник и достаточно убедительно дает понять, кто в отряде главный и принимает решения.

Если путь предстоит неблизкий, можно заводить вездеход!

В игре это выглядит так: когда начинается разговор, в нижней части экрана возникает желтый круг, от которого отходят варианты беседы. Вы выбираете нужный и смотрите результат. Теперь вспомните вторую известную проблему в беседах. Текст изобилует ругательствами, герои ссорятся, переходят на личности и обещают пустить друг другу кровь. Что же мы видим на экране? Стоят два болванчика, переступают с ноги на ногу и беспечно почесывают затылок. Где, спрашивается, эмоции? Они вроде и есть, но визуально никак не отображаются.

В Mass Effect в каждой беседе персонажи энергично жестикулируют, строят соответствующие ситуации гримасы и при этом не забывают взаимодействовать с окружающей средой. Вот пример: Шепард, облокотившись на стойку, в грубой форме начинает допрашивать бармена. Тот заметно нервничает, но отказывается давать нужную информацию. Выбрав еще раз «грубый вариант», мы наблюдаем, как командир достает оружие и направляет на несговорчивого информатора. Бармен пятится назад, испуганно хлопает глазами и размахивает руками.

При этом лицевая и скелетная анимация вызывает уважение. Намного убедительней той, что показывают во втором эпизоде Half-Life. Конечно, с одной стороны плохо, что нельзя тщательно подумать над каждой фразой. Их вообще как таковых нет. Зато теперь беседы идут в реальном времени, выглядят живыми и эмоциональными.

Обожженные лазером

Ролевая система в Mass Effect не грозит удивить нововведениями, используется достаточно традиционный подход. Вы убиваете противников, выполняете задания и получаете за это опыт. Накопив достаточное количество здоровья, вы переходите на следующий уровень и получаете очки развития, которые вольны потратить на изучение навыков.

Вот таких «зверюшек» можно прикончить, только действуя всем отрядом.

Каждый выученный навык открывает доступ к особому умению. Например, изучив точную «стрельбу из пистолета», вы сможете в следующий раз взять «стрельбу из снайперской винтовки». Кроме боевых навыков будут присутствовать и мирные умения. К примеру, вы сможете лучше торговаться, убеждать или запугивать персонажей во время беседы. Также в игре будет приличное количество брони и оружия, которые отличаются не только характеристиками, но и внешним видом. Можно быть уверенным, что любимая забава «оденьте куклу по своему вкусу» нас не минует.

Перемещаться по галактике придется на космическом корабле «Нормандия». Вы сами выбираете путь, по которому двигаться, поэтому можно предположить, что в дороге могут произойти неожиданные встречи. Возможно, они закончатся увлекательным путешествием или перерастут в космические бои в виде мини-игр. На земле придется перемещаться на своих двоих или транспортнике «Мако».

Пока непонятно, какую практическую пользу это несет. Но уже сейчас можно утверждать, что подобным образом разработчики смогут избавиться от проблем, связанных с маленькими локациями. То есть области, где действительно происходит что-то интересное, по-прежнему будут небольшими. Зато, проехав пять минут на вездеходе до цели задания, вы избавитесь от ощущения, что бегаете из одной песочницы в другую.

Графика в Mass Effect выглядит великолепно, особенно учитывая убедительную анимацию. Мощности движка брошены не только на демонстрацию количества полигонов в моделях и красивости спецэффектов. В игре множество скриптовых сценок, которые радуют своей постановкой. Зрелищности хоть отбавляй, иногда даже создается ощущение, что мы смотрим дорогой голливудский фильм. Конечно, в Mass Effect это не самое главное, но, несомненно, большой плюс для игры.

Боевая система пока что вызывает противоречивые чувства. В игре всего три класса: боец — мастер уничтожения, инженер — взломщик систем защиты, биотик — аналог волшебника, только вместо заклинаний парапсихические способности. Конечно, маловато, но это должно компенсироваться вариантами развития каждого класса.

Сражения происходят в реальном времени, причем чувствуется влияние боевиков. Вы самостоятельно бегаете, прячетесь в укрытия и стреляете. Прицеливание происходит автоматически, и точность попаданий, а также наносимый урон зависят от навыков.

Впрочем, это не означает, что битвы будут примитивны. Во-первых, вы можете переключаться между персонажами и отдавать приказы в режиме паузы. Во-вторых, многих противников не уничтожить прямолинейной атакой — придется вырабатывать тактику. В-третьих, количество приемов и оружия позволит сильно разнообразить игровой процесс. Вспомните Jade Empire, где за внешней простотой скрывалась достаточно глубокая тактика...



Mass Effect — это тот редкий случай, когда за качество игры можно не волноваться. Канадская студия BioWare уже неоднократно доказывала, что ролевые игры за их авторством отличает отменное качество, а время от времени они и вовсе толкают жанр вперед.

Остается лишь один вопрос — когда? На приставке игра ориентировочно должна появиться в конце 2007 — начале 2008 года. Зная же любимую Microsoft политику переноса на персональные компьютеры, мы можем ожидать игру не раньше, чем через один-два года. Достаточно печально, но такие игры со временем не становятся хуже. Поэтому не грех и подождать.