Path of Exile по-русски: Возвращение короля
Друзья! Наконец-то Path of Exile доступна на русском, в своем массивном воплощении. Виной тому недавно релизнувшийся “Атлас Миров” - румяное, свежее, крупнейшее дополнение игры на сегодня, возвращающее веру в светлое будущее ваших покрытых пылью хай-левельных персонажей.
Знакомство с проектом было тернистым. Несколько раз я надолго забрасывал игру, тщетно считая, что не вернусь в Рейкласт ни-ко-гда! Ведь поначалу игроков ждал сыроватый код, вылеты на рабочий стол, ежедневные правки и ребалансы, и попросту смешное количество контента. Эти фичи делали игру беспощадной пиявкой, жадной ко времени, и не предлагающей ничего взамен. Но даже без революционных изменений (кому они нужны в самом консервативном жанре ever?) в амбициозном “Изгнаннике” чувствовался потенциал и скорое влияние на жанр.
Игра родилась в январе 2012, когда случилась открытая бета. Тогда же в ряды последователей влился и я, полюбив здешний очаровательный и кровавый Рейкласт. В релиз игра вышла в октябре 2013 года, а первых глобальных обновлений пришлось подождать до марта 2014. Тогда вышел первый аддон «Sacrifice of the Vaal», который дополнил игру по всем фронтам, а главное - ввел новый класс мощнейших умений. В августе того же года состоялся релиз второго обновления «Forsaken Masters». Игру расширили сонмом таинственных Мастеров с поручениями. Появились выделенные русскоязычные сервера Garena, как-то под шумок добавили целый четвертый акт. Вообще, если у вас есть пару лет свободного времени – почитайте патчноуты изменений, найдете много интересного. Наконец, из последних новостей - игровые серверы Garena СНГ Path of Exile закрыты. К слову, я так на них и не поиграл, потому что эти умники не давали импортировать персонажа с европейских серверов. Приятно, что игра наконец вернулась в Steam, да еще и полностью русифицированной. Плюс полноценный форум с обсуждениями билдов и Московский шлюз, сводящий местные пинги на нет. Ну и конечно, “Атлас миров”: это 20 новых боссов, 30 новых карт (на секундочку, на 50% больше, чем было), новый лут и умения, россыпь новой терминологии, на освоение которой уйдет как минимум следующий месяц. С момента первого официального релиза клиент с игрой разросся более чем в два раза, вдобавок теперь игра чувствует себя гораздо увереннее: загрузки стали быстрее, а обидные вылеты случаются совсем уж редко.
Одна из главных заслуг Path of Exile кроме грамотного развития - в отлично работающих и свежих механиках в жанре. Так, параметр качества любой вещи в игре способен перевернуть ваше представление о полезности белого лута. Стоит найти “чистую” вещь, но с отличной связкой сокетов - и с помощью сфер она превращается в ценное сокровище. Местные лиги (позднее подсмотренные и реализованные как сезоны в Diablo III), стимулирующие бесконечный прогресс с чистого листа, поощряют пробовать новые и новые вариации билдов. Валютные сферы создают спрос на настоящий бартер между NPC и игроками, подводные камни которого предстоит выяснять на практике (есть определенные рецепты, только вам о них никто не скажет). Забытые Мастера, что кочуют по всему миру и предлагают уникальные задания и награды, понемногу признают и вас, и выдают особо вкусные бонусы. Занятная система камней-умений (они получают опыт, качаются и вставляются в дырки на вещах) обеспечивает невероятную гибкость билдов, возможно, лучшую в жанре. И не забудьте про усиленные, одержимые духом Ваала умения, которые можно заполучить только в особых порталах, раскиданных случайным образом в самых дальних уголках мира. Легкая возможность проходить кампанию в кооперативе прилагается. А какой здесь ПвП!..
Подытожив вот это вот всё, я даже не знаю, что делать конкурентам, чтобы заставить игроков слезть с этой иглы. Grinding Gear регулярно подвозят столько плюшек, что даже ветераны жанра с моим стажем теряются в обилии контента и вверенных возможностей по кастомизации любого класса и (особенно) предмета, под себя. По дереву пассивных навыков я уже могу, словно канатоходец, перемещаться вслепую, спасибо откатам навыков и ребалансу каждые пару-тройку месяцев. Привыкнуть и досконально изучить что-то в подобных условиях - все равно что на ощупь прочитать руководство к паровой газонокосилке. Игра словно говорит: движение - жизнь, не стой, а то умрешь. Только игрок привыкнет к одному билду – завтра это окажется тщетной тратой очков навыков, а ценный карающий меч – бессмысленным куском железа. Исчерпать комбинации умений попросту нереально – спустя неделю окажется, что прокачанный до 10-го уровня камень навыка и вполовину не так силён, как аналогичный, но с приставкой Качества +17%. Да, истории этого мира, что рассказываются по вечерам у костра, не блещут оригинальностью: обычно все сводится к «а я от них за угол, а там, ну я и…», но непредсказуемость генерируемых ситуаций, щедрость наград и обилие способов их применения искупают подобную лаконичность сполна. Ведь наша жизнь – не что иное, как череда одинаковых действий и событий. Если повезет - с наградами. Так что грех жаловаться, в Path of Exile награды вам гарантированы. И это я еще ни словом не обмолвился о местном косметическом магазине.
У GGG был один шанс сделать все правильно и миллион шансов всё запороть. Угадайте, какой вариант сработал? Развитие РоЕ вместе с мобильным Asphalt 8, нужно заносить в учебники как эталонную эволюцию f2p-игры. Bioware с канувшей в лету многомиллионной (я про бюджет, а не про активных игроков) Star Wars: The Old Republic не мешало бы поучиться. Сейчас PoE в своем жанре - подобие Overwatch среди командных шутеров. Только пока творению Blizzard многие рисовали вердикт авансом на вырост, РоЕ сдала выпускные экзамены и закончила аспирантуру, обеспечив игроков контентом на долгие годы. Если вы уже пробовали, знаете что да как, но ушли в отставку - дайте ей второй шанс, и вы не пожалеете. Если вы только собираетесь приобщиться - поздравляю, у вас впереди настоящий праздник. Это веха, икона, классика. И с этим нужно смириться.