'All Inclusive'. Обзор-воспоминание Test Drive Unlimited.
Next-gen… Казалось бы, совсем недавно мы с замиранием сердца следили за красивейшими презентациями новых консолей. А ведь идет уже шестой год с момента запуска Xbox 360! И хотя эпоха современных консолей далека от завершения, первые игры поколения – уже далекое воспоминание... Что ж, давайте освежать память. Вернемся к игре, которая открыла эпоху настоящего гоночного next-gen’а: Test Drive Unlimited.
Тогда, в 2006 году, вышло три важных для индустрии гоночных аркады: Need for Speed Carbon, Outrun 2006 и Test Drive Unlimited. Трудно представить более непохожие игры в рамках одного поджанра. NFS Carbon – сюжетная и лоснящаяся бюджетом: ночь, тюнинг, неон, дрифт в скалах и управление командой стритрейсеров; Outrun 2006 – гость с аркадных автоматов без намека на серьёзность, где по трассе разбросаны монетки, а управление на чистых рефлексах. Test Drive Unlimited, в свою очередь, предлагает огромный открытый остров, где чувство скорости послабее, а гонки и прохождение – не единственная, а для кого-то и не главная составляющая геймплея.
Хотя геймплей на первый взгляд – тот же NFS Carbon. По карте раскиданы ивенты и автомагазины, на дорогах дежурит полиция, и игроку нужно подниматься в рейтинге, зарабатывая репутацию и покупая всё более дорогие машины. Главное отличие заметно сразу – масштаб. В первую очередь TDU привлекает именно цифрами: воссозданный по картам и фотографиям остров Оаху (Гавайи) c 1500 км дорог и более 125 автомобилей, не считая дополнений. Для книги Гиннесса масштабов маловато (лидирует унылая FUEL), но по сравнению с городами NFS Most Wanted и NFS Carbon размер внушает уважение. К тому же, территория острова не ограничена одними только дорогами. Представим например вот такой участок карты:
В NFS это был бы тупичок с красивым видом и глухим забором. В Test Drive Unlimited же – вот такой живописный уголок…
… где можно съехать с трассы, надавить на газ и в один прекрасный момент обнаружить себя где-то в глубоких джунглях.
TDU не ограничивает игрока почти ни в чем: дороги, бездорожье, стадионы и парковки – всё это открыто и доступно для исследования. Никаких загрузок между частями карты, весь остров – единая локация. Расплата за это – почти нулевая интерактивность. Можно сносить дорожные знаки ($500 за штуку у местной полиции) и устраивать аварии ($1000 за один протараненный трафик), больше – ничего. Погони с блюстителями закона здесь предельно печальны: если набрать хотя бы одну "звездочку розыска" из трех, полиция не прекратит преследование до самого ареста. Даже если вы скроетесь в лесной чаще и будете стоять там несколько суток, по возвращении вас будут ждать копы со штрафом. А если вздумаете оторваться от них на автостраде - новые полицейские машины будут читерски спавниться прямо перед вами. Количество "звездочек розыска" не влияет почти ни на что – на трех звездочках полицейских машин станет чуть больше, и иногда они додумаются ставить заграждения. Лишняя помеха в длинной гонке, не более.
Объекты на карте условно делятся на три категории: гоночные ивенты, магазины и дома. Гоночные ивенты очень разные – от классических гонок по чекпоинтам или секундомеру до миссий по перегону элитных машин (очень длинная трасса, награда уменьшается по мере повреждения авто) и по сопровождению капризных фотомоделей (а тут на время и с минимумом аварий). Фотомодели дают специальные купоны, которые можно использовать в магазинах одежды, чтобы придать индивидуальности своему альтер эго. Смотреть на своего героя или героиню придется часто – камера здесь любит делать крупные планы, потому привыкаешь ассоциировать себя именно с человеком, а не с автомобилем. Что для автоаркады, согласитесь, необычно, особенно учитывая, что сюжета нет вообще. Но вернемся к магазинам. Помимо одежды, можно приобретать автомобили (или брать напрокат, если не хватает денег) и дома. С домами всё просто – там расположены гаражи для автомобилей, можно заниматься мелким менеджментом (продавать и менять машины, смотреть свою статистику), и в них же игрок оказывается после загрузки сейва.
Одной из главных фишек Test Drive Unlimited на момент релиза был онлайн. Если подключиться к серверам, игра изменится ненамного: на карте острова появятся, помимо оффлайновых, ивенты онлайновые. Больше разнообразие, глубже погружение в игру. Massive Open Online Racing, как называли его тогда. Но сетевой режим сейчас пустует, все заинтересованные катаются в бете второй части, так что об онлайне лучше рассказывать не буду. Его время прошло. На этом этапе все читающие наверно уже представляют себе, какая геймплейная механика лежит в основе Test Drive Unlimited, потому далее – лирика и воспоминания.
Если попытаться провести параллели с другими играми, то на ум приходит разве что свобода и вседозволенность Burnout Paradise, хотя ощущения от игр совершенно разные: если Criterion Games намеренно создавали игру такой и продумали множество способов развлечь игрока, то у Eden Games первое время совершенно непонятно, отчего тут так интересно просто кататься по острову и смотреть по сторонам. Если в Burnout Paradise классическая музыка в саундтреке звучит как насмешка общему хаосу, то Classic Radio в Test Drive Unlimited придает происходящему потрясающую глубину. Мчать на кабриолете по серпантину над морем, когда солнце светит в лицо, а в ушах играет Моцарт – одно из самых сильных впечатлений, которые может подарить гоночная игра. Разве такое возможно создать нарочно? Будто разработчики делали обычную гоночную игру с открытым миром в духе NFS MW, а потом она вдруг ожила у них в руках, и им не оставалось другого выбора, кроме как прикрутить отличный фоторежим (смотрите скриншоты) и отправить игру в продажу на радость игрокам-исследователям...
Хотя, конечно, это не так. Eden Games – профессионалы и ветераны гоночного жанра. Именно они сделали Need for Speed Porsche Unleashed, а мастерство такого уровня не пропьешь и за десять лет. Физическая модель Test Drive Unlimited очень напоминает легендарный NFS. Не вдаваясь в подробности, скажу так: это одни из тех немногих аркад, где на руле играть приятнее, чем без него. Не проще, не удобнее, а именно приятнее. И что важно, при этом не требуются водительские права, чтобы получать удовольствие от вождения. Кроме NFS Porsche и TDU к таким играм я отношу "Дальнобойщики 2" и DiRT 2. Современные NFS, к сожалению, на клавиатуре/геймпаде играются куда проще, чем с полновесной “баранкой”.
Внешне TDU выглядит как и многие другие игры раннего next-gen'а: часть элементов выполнена очень красиво, но некоторые аспекты графики лучше не видеть. Больше всего здесь пугают спрайтовые деревья и текстуры земли, но поскольку главное в игре – дороги, автомобили и пейзажи, глаз быстро привыкает видеть только хорошее. А впрочем, не ради графики играют в старые игры.
Возвращаясь к гоночным аркадам 2006 года... Если в NFS Carbon ощущаешь безумную скорость, то в Test Drive Unlimited чувствуешь ветер в лицо. Влажный тропический ветер. И даже спустя пять лет это ощущение стоит того, чтобы возвращаться.
P.S. Не забудьте поставить дополнение Megapack. Помимо 45 автомобилей, оно добавит поддержку широкоэкранных мониторов и высоких разрешений.