'Вперёд в прошлое' — рецензия на DLC 'Rise of the Samurai' [перевод]
Рецензия на «Shogun 2: The Rise of the Samurai»
Выпущенное «Creative Assembly» двадцать седьмого сентября «Rise of the Samurai» — третье DLC для замечательной «Shogun 2» и первая дополнительная мини-кампания, события которой разворачиваются за четыреста лет до периода Сэнгоку Дзидай, показанного в основной игре. «Rise of the Samurai» посвящено войне Гэмпэй, в результате которой самураи в японском обществе вышли на первый план. Впервые добавляя в игру новую кампанию, это DLC имело все шансы стать крупнейшим и лучшим из всех. Удалось ли это ему? Чтобы получить ответ, мы связали нескольких модераторов и кормили их внутривенно в течение всех выходных, проведённых ими за «Rise of the Samurai».
Примечание: Чтобы своевременно выдать вам первые впечатления и рецензию, мы не тестировали сетевой режим. Здесь рассматривается исключительно одиночная кампания.
Обзор
Кампания «Rise of the Samurai» сильно короче основной и длится всего 174 хода (с 1175 по 1219 год). Поскольку Япония теперь разделена на сотни мелких кланов, «Rise of the Samurai» может показаться новичкам слишком суровым и требующим солидного навыка игры. Однако на самом деле такое дробление в сочетании с новым построением кампании позволяет игроку объединить страну при помощи метода, отличающегося от неторопливого завоевания территории.
Новые древа развития предлагают более простой и конкретный подход как к военным, так и к гражданским улучшениям. Поскольку кампания стала короче, игроку придётся тщательней планировать развитие, — на исследование всего желаемого времени может и не хватить. Нужно с младых ногтей расставлять приоритеты.
Переименованные деревья развития, будо и бунко, заменяют бусидо и чи соответственно. Как вы можете заметить, с самого начала у меня было исследовано несколько позиций в будо. Каждый клан начинает с несколькими уже изученными улучшениями, определяющими его сильные стороны, так что выбор клана, скорее всего, сильно повлияет на будущее развитие.
На смену системе религии пришла система влияния. Теперь вам придётся сражаться за сердца и разум людей, а не за их бессмертные души. Поднять уровень влияния можно несколькими способами, но общая черта для всех — достижение более чем 50% одобрения в каждой провинции. Подняв свой уровень влияния в конкретной провинции, вы можете послать туда своего агента (юнацуси, которого можно нанять на рынке) на переговоры с её владельцами. Если переговоры окажутся успешными, эта провинция присягнёт вам на верность и станет частью вашей фракции.
Или агента могут убить. Стоит ли возможная награда риска? Возможно, вы сейчас думаете, зачем вообще заморачиваться с системой влияния, ведь, в конце-то концов, вы стали сёгуном в основной кампании. Вы шли по трупам как великих и могущественных людей, так и презренных обывателей. Так зачем же беспокоиться о влиянии? Затем, что в «Rise of the Samurai» снова появилась шкала славы, ставшая ещё чувствительней. Вырезание кланов при помощи грубой силы заставляет показатель славы подскакивать куда сильнее, чем в оригинале. Хуже того, последствия некоторых действий слабо поддаются предсказанию. Вырезав под корень мелкий клан, игрок может получить огромное количество славы, намного больше, чем получил бы в «Shogun 2».
И вот один из лучших способов обеспечить себе низкий показатель славы — присоединять провинции при помощи влияния. Медленно накопив влияние в провинции и заставив её присягнуть вам на верность, вы получите совсем немного славы. Или, если такой путь для вас слишком долог, можно делать поверженных врагов вашими вассалами, что, как и в оригинале, приведёт к значительно меньшему приросту славы. В любом случае, учтите, что событие «Раздробленность» в «Rise of the Samurai» присутствует, и если вы до него докатитесь, император (вместо сёгуна) объявит вас врагом государства. Звучит пугающе, но многие говорят, что в этом DLC союзники склонны соблюдать договорённости даже после «Раздробленности». Так что, даже если показатель вашей славы пробил потолок, не паникуйте, возможно, вам окажут поддержку!
Отряды
В «Rise of the Samurai» работает новая трёхуровневая система отрядов. В оригинале игроку давались асигару и самураи, крестьяне и элитные отряды. В новой кампании уровней три: рекруты, солдаты и самураи. У всех есть свои сильные и слабые стороны.
Рекруты — фундамент вашей армии, замена асигару в кампании «Rise of the Samurai» и те ребята, которыми вы будете пользоваться восемьдесят процентов времени. Из них получаются отличные затмевальщики солнца стрелами, охранники замков и пушечное мясо для фланговой атаки. Их слабость очевидна — это самые низкоуровневые бойцы, на которых трудно положиться, если противника больше или он лучше подготовлен. Используйте их как аналог асигару и не ожидайте великих свершений, чтобы не разочаровываться.
Как основной состав гарнизонов, рекруты могут быть наняты в любом замке с самого начала игры.
В середине списка отрядов удобно расположились солдаты. Сначала я подумал, что это самураи, — настолько они хороши. На самом деле это рядовые обученные воины. Из-за тактической гибкости и приличной численности (в отряде их вдвое больше, чем самураев), солдаты, вне всяких сомнений, должны стать ядром вашего войска. Если рекруты это просто обученные крестьяне, то солдаты — постоянное войско, отлично подходящее практически для любой задачи. Они замечательно держат строй и атакуют врага. Считайте их кем-то вроде улучшенных асигару — ещё не самураи, но уже и не рекруты.
Солдат можно нанимать с самого начала игры как минимум в одном замке выбранной вами фракции.
Вооружённые луками и мечами элитные самураи расположены в самом верху списка отрядов и отлично показывают себя на поле боя, когда туда вообще попадают. Идеально подходящие на роль ударной фланговой группировки и для прочих задач первостепенной важности самураи сражаются лучше всех. Недостаток у них ровно один: в отряде их вдвое меньше, чем ребят со второго уровня, солдат. При этом в ходе игры выяснилось, что даже при сравнительно небольшой численности самураи истребляют всё живое. Поставьте их на критический участок построения, на котором собираетесь устроить прорыв, и наслаждайтесь представлением! Они почти так же надёжны, как герои. Просто поддержите их другими войсками и пусть рвут всех в клочья.
Самураи — единственные отряды, недоступные в начале. В зависимости от выбранного клана вам понадобится либо исследовать нужные искусства, либо построить подходящий замок и строение для их найма.
Фракции
В «Rise of the Samurai» всего шесть играбельных фракций, зато ваш путь к власти преградят десятки мелких кланов. Завоевать их все или заставить покориться — нелёгкая задачка. Немного утешает то, что у каждого играбельного клана есть «братский» клан, представляющий собой другую ветвь вашей семьи. Вы начинаете игру в выгодном союзе с этим братским кланом, но сохранение такого положения дел ложится целиком на ваши плечи и плечи ИИ. Впрочем, в первые тридцать ходов данный союзник очень полезен для увеличения вашей военной и торговой мощи, так что поддерживать с ним хорошие отношения как можно дольше — не худшая идея.
В плане бонусов фракциям «Rise of the Samurai» несколько отличается от «Shogun 2». Ниже приведён пример для сравнения.
Симадзу («Shogun 2: Total War»)
В «Shogun 2» бонусы более общие, тогда как кланы в DLC специализированы в конкретной области. В приведённом примере можно заметить, что Минамото начинают с исследованными первыми улучшениями бусидо, что даёт им явное преимущество в войне. Неплохо! В некоторых случаях клановым бонусом могут служить кланы-вассалы, например, у Фукухара Тайра. Фракции в DLC явно подгонялись под конкретные стили игры, что весьма помогает определиться с выбором.
Впечатления от игры
Кампания «Rise of the Samurai», короткая и наполненная интригами, дипломатическими ухищрениями и заговорами, устроена несколько иначе, чем кампания оригинала. В ней сталкиваются два противоположных подхода. С одной стороны, система влияния, агенты и прочие нововведения подталкивают к медленной и обдуманной игре. На вербовку агентов, набор влияния и разработку плана уходит время. Перетащить провинцию на свою сторону это замечательно, но перетащить сразу две соседних — ещё лучше! Однако, стоит замешкаться и суровое ограничение по времени тут же даст о себе знать. Новичок может быстро из удобного положения скатиться до отчаянных попыток закончить игру.
Как ни странно, больше всего в «Rise of the Samurai» мне полюбилась карта. Она предоставляет как-то больше свободы выбора, чем карта из оригинала. Больше места для манёвров и использования территории к своему преимуществу. Глядя на карту из оригинала, я теперь замечаю, что она просто ужасна. Как я этого раньше не видел?! Особенно чувствуешь эту свободу, когда планируешь атаки на врага. Сами пути, возможно, остались теми же, но теперь есть ощущение, что ты волен перемещаться так, как хочешь.
Набор влияния — интересная система, которая вместе с картой образует особенность «Rise of the Samurai», понравившуюся мне больше всего. Обычно «Creative Assembly» слишком буквально воспринимает название «Total War», но в этот раз, похоже, она решила дать игрокам прорваться к власти другим путём. Получаешь огромное удовольствие, используя агентов для накапливания влияния в провинции, при этом связывая противников по рукам и ногам дипломатическими соглашениями, пока сам уводишь мелкие кланы прямо у них из-под носа. В конце можно получить весомую награду (целую провинцию), не выпустив ни единой стрелы. Как по мне, это просто великолепно. ИИ также изменился; я бы сказал, что он стал агрессивней. Игроки сообщают о грамотном использовании компьютером агентов и множестве десантов с моря в одной кампании. Особую нелюбовь ИИ испытывает к игроку, и я сам наблюдал за тем, как он игнорирует потенциальную угрозу поблизости, только чтобы атаковать меня, хотя мы находились на порядочном расстоянии. Это, конечно, не припадочный ИИ, стремящийся любой ценой уничтожить игрока с самого начала игры (по крайней мере, я такого не замечал), но фраза «Тебе несдобровать, если разозлишь меня» вполне ему подходит.
Больше всего сеанс игры в «Rise of the Samurai» напоминает хождение по канату. В короткой кампании цена каждой ошибки на любом этапе резко возрастает. ИИ только того и ждёт, чтобы воспользоваться любой слабиной, данной игроком (иногда даже кажется, что он сам его к этому подталкивает). Скажем так, «Rise of the Samurai» требует от игрока понимания того, когда не надо сражаться, а не того, когда это нужно делать. Стоит ли быстрая и лёгкая победа над беспокойным мелким кланом резкого повышения уровня славы? Или лучше потратить от пяти до пятнадцати ходов на набор влияния в его провинциях? Вам часто придётся задаваться такими вопросами. В «Shogun 2» нужно было думать на два-три хода вперёд, чтобы перехитрить ИИ. В «Rise of the Samurai», чтобы быть впереди всего на один шаг, придётся просчитывать втрое дальше.
Заключение
Немногие кланы в DLC помечены уровнем сложности выше среднего, но сложность тут очень относительна. По «Rise of the Samurai» видно, что оно предназначено для опытных игроков, которые уже завоевали титул сёгуна в Сэнгоку Дзидай и теперь жаждут новых испытаний. Кампания вышла весьма удачной и наполненной интересными нововведениями, от чего игра только выиграла. К недостаткам можно отнести некоторые технические странности и ограничения, всплывающие по ходу кампании. Например, агенты зачастую проваливают задания без всякой видимой причины.
Однако я не нашёл ни одного крупного бага, который запорол бы мне игру. Не понравились мне ограничение по времени и вытекающее из него противоречие в подходах к игре. Даже если игрок сделал упор на медленный набор влияния, ему приходится в спешке начинать войну, как только он понимает, что часы-то тикают. Этот недостаток можно поправить модификацией, удлиняющей кампанию, что сделало бы DLC намного лучше.
При всём при этом сложно сказать, что я не получил за свои десять долларов того, что хотел. Выход «Rise of the Samurai» — отличный повод вернуться к «Shogun 2», а если вам понравилась старая кампания, то, скорее всего, и новая, посвящённая войне Гэмпэй, придётся по вкусу. Любителям «Shogun 2» явно не стоит пропускать это DLC.
Перевод авторский.
Благодарность за предоставленный материал — Котовский.
Благодарность за вычитку — Kavem.
Благодарность за оффлайн-редактор постов — Midest.
Благодарность за поддержку — Sinmara.