Jade Empire: Special Edition
Вероятно, чуть ли не каждый хоть раз видел знаменитые китайские боевики, которые заполонили видеопрокаты в начале 90-х годов. Все эти немного наивные и смешные истории про легендарных мастеров кун-фу, тайные секты убийц в черном... Можно, конечно, смеяться или презрительно морщиться, но это ни много ни мало, а целый пласт в кинематографе.
И вот столь необычный жанр не обошла вниманием BioWare в своей новой игре. Только в Jade Empire вы можете зайти в чайную, нарваться на пьяных моряков и устроить разборки в стиле кун-фу с ломанием мебели и звонкими ударами руками/ногами.
Необычайное очарование в игру добавляют мифы древнего Китая. Путешествуя по загадочной Нефритовой империи, вы встретите колоритных чудищ. Демоны-жабы мерзко квакают и травят ядом, демоны-лошади адски топают копытами и плюются огнем.
И, конечно, не обойдется без столь милых восточной культуре духов предков. Вот кого, а призраков в игре предостаточно. Неупокоенных преступников, добрых духов, которые постараются помочь или выдадут задание.
Однажды на Востоке
История начинается с того, что на школу, где живет и тренируется главный герой, нападают убийцы. После короткой стычки следует разговор с учителем,
Игра начинается достаточно банально — враги сожгли родную хату... Но самое интересное впереди. |
в ходе которого открывается страшная тайна о прошлом. События развиваются с огромной скоростью! Вскоре главный герой остается практически наедине с огромным пугающим миром, который ждет, чтобы его исследовали и вкусили запретные плоды.
Достаточно стандартная завязка для ролевой игры. Только не подумайте, что сюжет простой. Отнюдь! Вас ждет немало подводных камней. Стоит подумать, что вы уже обо всем догадались и игра близится к концу, как история делает резкий поворот. Нам остается лишь справиться с удивлением и констатировать, что всю игру нас водили за нос.
Немало удивило, что разработчики не поленились снять для каждого персонажа (а в игре семь возможных главных героев) уникальные ролики. Играете хрупкой девушкой? Тогда во всех роликах будет бегать, разговаривать и драться именно она. Вроде мелочь, но сюжету явно пошло на пользу — не нарушается целостность повествования.
Создать мир с нуля намного сложнее, чем воспользоваться уже известной вселенной (с предыдущими играми от BioWare было именно так). Нужно сказать, что разработчики справились с задачей превосходно. Нефритовая империя на редкость проработана, в ней есть прошлое, настоящее и будущее. В мире Jade Empire не чувствуется фальши и притворства, он воспринимается как настоящий,
Сражения сразу заставляют вспомнить фильмы про кун-фу — крики, прыжки и удары ногами. |
что особенно важно для ролевой игры. Внимательно читая свитки, книги, слушая, что говорят, вы сможете не только понять, что творится в мире, но и осознать причины поступков.
Задания радуют необычным подходом. Как вам поручение найти жениха для местной бандитки, которая не может выйти замуж из-за того, что ее все боятся? А ведь ей далеко не всякий подойдет, она все-таки предводитель бандитов! Или сыграть женскую роль в театре, да таким образом, чтобы цензоры пропустили? Наконец, попробуйте убедить европейца, что восточная культура вовсе не варварская!
Хотя, конечно, встречаются и простые поручения. Например, в одном задании при ближайшем изучении вопроса оказывается, что дух леса вовсе не виноват в свалившихся несчастьях. За всем этим стоит страшный демон! И вот мы с саблей наголо скачем в его логово творить правосудие. Этим уже не удивить, прием старый, как мир.
Разработчики наняли лингвиста, чтобы часть персонажей залопотала на непонятном, но похожем на восточный языке. Звучит он необычно и интересно. В связи с этим приятно, что «Бука» выпустит английскую версию с русскими субтитрами. Еще один повод подождать локализацию, невероятно много текста, без хорошего знания английского языка многое останется непонятным.
Стальная пятка
Боевая система проста в освоении, но при этом не скатывается до примитивного уровня. Сражения проходят в реальном времени, вы управляете персонажем и наносите удары самостоятельно. Если в Star Wars: Knights of the Old Republic достаточно отдать приказы и смотреть, как подчиненные раздают тумаки, в Jade Empire придется активно щелкать мышкой.
Стили боя делятся на группы, каждая техника действует определенным образом, а монстры зачастую неуязвимы для каких-либо атак. Приходится комбинировать стили, переключаться между ними во время боя, вырабатывать тактику нападения, чтобы эффективно и красиво сражаться с врагами. Раздражают лишь аркадные мини-игры, которые вообще не вписываются в игровую концепцию. Хорошо, что их можно пропустить без всякого ущерба.
Доспехи и прочие предметы, которые нас учили бережно собирать в ролевых играх, отправлены в отставку из-за отсутствия инвентаря. Есть только амулет, в который можно вставлять волшебные камни. Они увеличивают атрибуты и дают различные плюсы. Причем не обязательно боевые, ведь еще есть «разговорные» навыки. Поэтому приходится постоянно менять наборы камней, отправляясь в поход и начиная великосветские разговоры.
К неспешному разговору подталкивают лирические мелодии с вкраплениями скрипки и традиционных китайских инструментов. Но стоит попасть в бой, как заиграет музыка, заставляя снова вспомнить фильмы про кун-фу. Персонажи озвучены с толком, даже упомянутый выдуманный язык актеры осилили и отыграли на твердую пятерку.
Китайский кружок по интересам
Продолжая развивать идею с напарниками, опробованную еще в Baldur's Gate, BioWare постоянно отводит им все более значимую роль. В Jade Empire
Чтобы получить напарника, иногда сперва приходится его поколотить. |
они не только имеют свое мнение по поводу всего происходящего, но и активно вмешиваются в сюжет.
Брать с собой можно одного напарника, остальные ждут в лагере. Причем если нужного товарища не окажется с вами, он прибежит в ответственный момент, брякнет веское слово, добавит кулаком и скроется в неизвестном направлении. Конечно, никакой реалистичности, но с чем только не смиришься ради увлекательного сюжета!
Хвала небесам, что при всех ругательствах и препираниях товарищи не пытаются прикончить коллегу с другим мировоззрением и не покидают отряд. Любвеобильные могут закрутить роман, причем от пола персонажа зависит, кто будет объектом воздыхания.
Но не забывайте про ревность, да и вообще наладить отношения между товарищами непросто. Поэтому в перерывах между любовными досугами лучше заняться личными проблемами напарников. Некоторых, между прочим, раздирают просто демонические страсти. Да, попутчики весьма колоритные личности, как характером, так и внешностью и поведением!
К сожалению, напарники все больше радуют разговорами, в бою они практически бесполезны. Из-за невозможности отдавать им приказы во время сражения товарищи занимаются всякой ерундой. Гораздо интереснее, когда напарники могут поддержать главного героя во время боя. Восполнить здоровье, энергию ци или поделиться бутылочкой вина, которая заставит драться, как Джеки Чан в «Пьяном мастере».
Графика —
единственное, что пострадало при переносе игры на персональные компьютеры. Конечно, разработчики старательно наводили красоту, добавили различные спецэффекты, улучшили освещение, но все-таки печать времени оставила свой след.
После невероятно красивых игр, с которыми мы познакомились за прошедший год, Jade Empire выглядит скромно. Но прекрасные пейзажи никуда не делись, они все так же радуют глаз и создают неповторимую атмосферу таинственного Востока. Зато игра идет в высочайших разрешениях с настройками, выкрученными на максимум, без малейшего намека на тормоза.
Вообще Jade Empire можно назвать идеальной адаптацией консольной игры для персональных компьютеров. Удобное управление, которое в отличие от кривых подделок Capcom не заставляет сражаться с клавиатурой. Десять стилей боя на «быстрых клавишах», стандартная расклада WASD на движение и поддержка мышки. Учитесь, потомки самураев!
Путь Чулито
В предыдущих играх от BioWare моральный выбор был весьма условен. Да, вы вольны были поступать «хорошо» или «плохо», но от этого практически ничто не менялось.
Персонаж скажет другую фразу, задание пойдет немного по-другому, но в целом все останется по-прежнему. Интерес пройти игру второй раз, но уже за персонажа с противоположным мировоззрением, весьма небольшой.
Разумеется, ничего хорошего в этом нет. При всей правильности идеи борьбы добра со злом, темной и светлой стороны человеческой души моральная дилемма представлена однобоко. Добрые персонажи выходят приторные, а злодеи слишком фальшивые. Только не хватает знаменитого утробного смеха. Ставя перед игроком моральную дилемму, но не давая настоящего выбора и однозначно трактуя поступки, разработчики разрушают эффект погружения. Человек не может представлять себя героем без страха и упрека, который мыслит шаблонами и ни в чем не сомневается.
В Jade Empire наблюдаются положительные сдвиги. В игре нет однозначной трактовки событий, оценки, что хорошо и что плохо. Вместо этого вам предлагают выбрать философию «открытой ладони» или «сжатого кулака». Путь «сжатого кулака» — это путь сильной личности, которая должна доказать, что она достойна существовать, что человек может биться за жизнь и достоинство. Приверженец этой философии считает, что выживает сильнейший.
Яркий пример — задание с дамбой во второй главе.
Если ее сломать, то не будет восстановлено морское сообщение и город постепенно придет в упадок. Но если он переживет кризис и сам справится с проблемой, тогда это станет толчком для развития поселения. В противном случае власти города, привыкшие всегда ждать помощи сверху, станут вечными нахлебниками. В общем, «все, что нас не убивает, — делает нас сильнее».
Путь «открытой ладони» — это тоже не добро в привычном смысле. Зачастую есть третий выбор, который можно назвать нейтральным, но с большими оговорками. Разработчики старались сделать ситуации с множеством оттенков «серого». Удалось, правда, не всегда и не все. Встречаются фразы, когда главный герой бросает шаблонные фразы и ведет себя как опереточный злодей.
Впрочем, все равно это большой шаг вперед. Теперь как минимум интересно пройти игру дважды, и не только чтобы получить новые предметы или ради стиля. Интересно наблюдать, что произойдет и как на это отреагируют персонажи, если поступить по-другому.
Нефритовый апрель
Прошлый год для ролевых игр был во многом неудачным.
Горячо ожидаемые Oblivion и Gothic 3 многих разочаровали, да и, признаться, отчасти справедливо. Neverwinter Night 2, несмотря на отличную одиночную кампанию, все-таки больше ориентирован на мультиплеер и создание пользовательских модулей.
Всеми же несправедливо забытый Jade Empire, который, несмотря на известного разработчика, пожалуй, ждали лишь ценители жанра, вышел без лишней шумихи и показал, что такое настоящая ролевая игра по наполнению, но не форме. Интригующая история с неожиданными поворотами сюжета, продуманный мир, интересные задания, проработанные персонажи и отлично написанные диалоги.
Задумывался ли доктор Рэй Музика, когда основал компанию BioWare, какой вклад она внесет в развитие игровой индустрии? Baldur's Gate. Neverwinter Nights. Star Wars: Knights of the Old Republic. Эти игры давно уже стали классикой и эталоном жанра. Теперь к этому списку можно смело добавить Jade Empire.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 10 |
задания, боевая система, различные варианты решения проблем | мини-игры |
Графика 8 |
красивая картинка, низкие системные требования | устаревший технический уровень |
Звук 9 |
музыка, озвучка, звуковые эффекты | нет |
Игровой мир 10 |
диалоги, сюжет, проработка характеров персонажей, место действия | нет |
Удобство 9 |
управление, интерфейс | редкие баги |
Новизна да
Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Необычная история в стиле кун-фу и антураже восточной мифологии. Очередной шедевр от BioWare. | Рейтинг 94% |