Sherlock Holmes: The Awakened

— Холмс, мы, кажется, докопались до истины!

— Да, Ватсон, и теперь мы попробуем выбраться из этой ямы.

Анекдот

Игра начинается с кошмара. Предполагается, что кошмар предназначен усатому господину в полосатой пижаме, но зрелище того, как отчасти парализованный — судя по судорожным движениям — человек пытается уползти с кровати, лишенной малейших признаков подушки и одеяла, вполне тянет на короткометражный малобюджетный ужастик.

Усатый господин впоследствии окажется доктором Ватсоном, верным спутником Холмса в странствии по психиатрическим больницам и лондонским докам. И именно он станет вестником нового Дела — о пропавшем слуге-маори. Расследование, начавшееся в двух шагах от Бейкер-стрит, предоставит великому детективу возможность побродить по таким укромным уголкам мира, какие и не снились герою Конан Дойла. Потому что в викторианской Англии завелся неведомый доселе Ктулху, а события игры свидетельствуют о том, что сделал он это зря.

Шерлок Холмс и Ктулху: новое о рыбе Баскервилей

«Одеяло убежало, улетела простыня...»

Украинско-французская студия Frogwares, принявшись за реализацию третьей истории про Шерлока Холмса, попыталась взять реванш за прошлые неудачи, но ради этой великой цели зачем-то скрестила ежа и ужа. Полученные «десять метров колючей проволоки» при первом знакомстве вызывают обилие ярких чувств, особенно у поклонников классических историй про великого сыщика.

Впрочем, игроков, излишне чувствительных к авторскому стилю, можно утешить: соединение миров Конан Дойла и Лавкрафта кажется диким лишь поначалу. По мере проникновения в суть происходящего становится ясно, что на деле от обоих миров осталась лишь оболочка. Оболочка, заметим, довольно недурная: туманный Лондон изображен красочно, хотя и неаккуратно, равно как и прочие локации. Приятно внимание разработчиков к деталям: например,

Мне скучно, Ватсон...
в доме Холмса можно рассмотреть и фотографии на камине, и выбитый пулями вензель королевы Виктории на стене, памятный читателям по рассказу «Обряд дома Месгрейвов».

Но логика сюжета, непротиворечивая в целом, страдает от непрошибаемого занудства, которое не в силах преодолеть ни Шерлок Холмс (он, в общем, и не пытается), ни леденящие кровь подробности быта последователей Ктулху, ни головоломки. Мини-игры отчасти разбавляют монотонность процесса, но их явно недостаточно, чтобы позволить игроку почувствовать себя детективом, ведущим расследование, а не поисковой системой, работающей по принципу «а теперь обшарим все вокруг еще пару десятков раз». А уж колдовство в сугубо материалистическом мире Конан Дойла — явление не только чужеродное, но даже и неприличное.

Однако если культ Ктулху переименовать в любой другой культ и отправить вместо Холмса бродить по этим сумрачным улицам любого другого сыщика — игра бы ничего не потеряла. Кроме, быть может, некоторого когнитивного диссонанса.

Домашняя лаборатория на все случаи жизни

«А чего нас бояться? Мы ребята тихие...»

От наплыва новаторских идей разработчиков время от времени начинает кружиться голова, причем в самом прямом смысле слова: полное 3D, лишенное курсора и подсказок о местонахождении необходимых улик, провоцирует у нестойких или просто неискушенных в использовании кнопок WASD морскую болезнь. Там, где раньше игрок, кляня все на свете, обшаривал локацию курсором, теперь он тыкается головой во все мало-мальски подходящие закоулки, ожидая появления «глаза» или «руки» (иногда — «шестеренок») — именно так здесь обозначаются активные зоны и предметы. Более того, если вы, к примеру, заметили следы не там, где предполагали разработчики, то можете хоть зарыться в землю по уши вместе с лупой, рулеткой и доктором Ватсоном, но великий сыщик никак не откомментирует вашу блистательную находку.

К сожалению, «полное 3D» не пошло на пользу и персонажам, особенно тем из них, кто еще не покинул сей бренный мир: мертвецы, по крайней мере, обычно лишены необходимости шевелиться. Кошмар, испытанный еще в самом начале, будет преследовать игрока и дальше,

«Можно жить и не пить! Не веришь? Наливай».
провоцируя приступы неуместного смеха в самых повседневных или даже попросту неподходящих для этого эпизодах. Равно как и незначительные, но совершенно очаровательные детали внешности второстепенных персонажей и их манера держаться. Мальчик-газетчик с необъяснимо блаженным лицом и повадками опытного автостопщика. Усталые глаза местного майора Пронина... точнее, полисмена Рафлса. Капитан Стенвик, чей вид и сигара наводят на мысли о культе совершенно другого могущественного божества по имени Джа... Полное 3D позволит вам в подробностях насладиться этими (и многими другими) особенностями анимации.

Несколько неясно, что помешало разработчикам населить локации сколь-нибудь различными типажами. То ли поджимающие сроки сыграли свою роковую роль, то ли недостаток финансирования, но результат наводит на мысли о нашествии инопланетян: слишком часто вам встречаются одинаковые люди. И если внешне идентичные полисмены — это еще куда ни шло, люди в форме на то и есть люди в форме,

Букинистический магазин. Именно здесь случится первый приступ дедукции.
то клонированные бармены в лондонских доках и штампованные леди в психбольнице — это уже перебор.

Диалоговая часть свелась к минимуму: все разговоры Холмс ведет сам, и лишь время от времени вам предоставляется возможность продемонстрировать, что вы не спали на предыдущих лекциях и приблизительно представляете себе, в каком направлении расследование должно двигаться дальше.

С инвентарем разработчики, наслушавшиеся, видимо, жалоб о не вовремя выскакивающей панели с инструментами (частая проблема, кто бы спорил), обошлись странно, хотя и куда более милосердно, чем с курсором. Инвентарь ниоткуда не выскакивает: он хранится в незримом чемоданчике и вызывается правой кнопкой мышки. С одной стороны, это избавляет от ситуаций, когда герой, вместо того чтобы двигаться указанным маршрутом, стоит на месте, крепко зажав в кулаке ненужный ему сейчас предмет. С другой стороны, процесс использования инвентаря приобретает истинно викторианскую неторопливость. Но с этим вполне возможно смириться. В самом деле, истинный джентльмен, как и истинное Дао, никогда никуда не торопится и всюду успевает.

Сухой остаток

В целом игра производит грустное впечатление — ровно то же, что и фокусник-недоучка, вышедший на сцену с номером «Секреты Кио». Заигрывание с персонажами классиков в сочетании с массой недоработок сводят на нет все достоинства игры: откровенно сырой продукт, получившийся у Frogwares в итоге, особенно нелепо смотрится в одном ряду с произведениями Лавкрафта и Конан Дойла.

Неясно, что помешало разработчикам отладить свое детище, избавив его хотя бы от части багов. Возможно, недостаток времени. Но в любом случае о каком-либо реванше на этом поприще говорить пока что рано.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
6
необычность ситуациилогические нестыковки некоторых задач, монотонность
Графика
4
красочнонеаккуратно, плохая анимация
Звук
4
неплохая музыканеаккуратно подобранный звукоряд, озвучка
Игровой мир
6
атмосферность локацийбедность типажей
Удобство
5
подробный архив диалогов и материалов, картапроблемы с определением ключевых зон и предметов
Новизна нет

Интерес повторной игры нет
Награда Вердикт: Яркая иллюстрация известного факта: среднему разработчику известный мир для игры - только во вред, а целых два известных мира, не сочетающихся между собой, способны утянуть на дно даже настоящего зубра игростроя. Рейтинг
53%