Another World. 15th Anniversary Edition
Дорогая спортивная «Феррари» делает крутой разворот и останавливается возле здания. Из машины вылезает ученый с огненно-рыжей шевелюрой. Пройдя систему безопасности, Лестер (познакомьтесь, так зовут главного героя) садится в кресло и производит теоретический расчет эксперимента. Данные обработаны, компьютер выводит прогноз, который утверждает, что шансы на успех составляют 99%.
Начинается обратный отсчет, музыка нагнет атмосферу, мы ожидаем, что сейчас случится необратимое и это уже не остановить. Лестер беспечно открывает банку пива, на улице грохочет гроза. 3... 2... 1... Удар молнии, эксперимент удался, заряд энергии летит по проводам, обволакивает рабочее место ученого. Когда рассеивается дым, видна лишь выжженная черная дыра на том месте, где недавно сидел Лестер.
Но это только начало. Лестер непонятным образом оказывается в водоеме, и снизу уже тянет щупальца огромный осьминог, явно намереваясь сожрать главного героя. Скоренько выбравшись на поверхность, мы видим другой мир. Неестественно синее небо, скалистый пейзаж, огромная луна, из-за которой выглядывает ее младшая сестричка. Странный зверь, фигура которого преисполнена кошачьей грации и смертельной мощи, но образ размыт и напоминает черную кляксу.
Пейзаж порождает ощущение тоскливого одиночества и дикой отстраненности. Но нельзя стоять на месте, придется двигаться дальше, чтобы узнать, где мы оказались. Тем временем фауна не дает заскучать — ядовитые пиявки, убивающие с одного укуса, доставляют немало проблем. Ага, вот опять показался странный зверь. Правда, на этот раз он решил полакомиться Лестером, поэтому остается только бежать.
Сбивая дыхание и ноги, мы мчимся обратно, судорожно перепрыгивая ядовитых пиявок. Странный зверь дышит в спину, почти догоняет, спотыкается, падает и снова бросается в погоню. Промчавшись мимо бассейна, мы понимаем, что дальше пути нет — впереди пропасть. Отчаянный прыжок на лиану, и, пролетев над головой зверя, который уже решил, что лакомство никуда не денется, мы отчаянно бежим назад. Нет плана, что делать дальше, нет надежды, лишь первобытный страх и инстинкт выживания.
Внезапно безумный марафон прерывается ударом о странного гуманоида в черных одеждах. Он же оказывается и нашим спасителем, прикончившим зверя. Какое время Лестер внимательно изучает незнакомца, не зная, чего ждать от инопланетянина. В душе борются надежда и страх, но робко поднятая в знак приветствия рука прерывается выстрелом в грудь...
Другие звезды светят нам...
У читателей, которым удалось застать начало расцвета видеоигр, описанная выше сцена вызовет море ностальгических воспоминаний. Да, вы правы, речь идет об аркаде Another World, выпущенной на Commodore Amiga, а потом перенесенной на множество других платформ, в том числе на персональный компьютер в 1991 году. Причем именно на PC-версии добавили новый уровень, что приятно греет сердце.
Сюжет игры, как, вы, наверное, поняли из вступления, начинается достаточно незамысловато и напоминает научно-фантастический рассказ (я, правда, хоть убейте, не могу понять, при чем здесь дорогая спортивная машина «Феррари»). Ученый Лестер проводил эксперимент с антиматерией, когда в здание ударила молния, и наш горе-исследователь отправился в параллельное
Игровой процесс постоянно меняется. Вот теперь гадайте, как выбраться из лап охранника... |
измерение. Краткая предыстория сопровождается невероятно атмосферным вступительным роликом и прекрасной музыкой. Через некоторое время Лестер попадает в плен, и наша задача становится очевидной — сбежать.
Нужная атмосфера создается с первых секунд; у игрока возникает ощущение, что он попал в научно-фантастический рассказ о далеких планетах. Но при этом чувство полного одиночества не будет покидать вас на протяжении всей игры. Инопланетные пейзажи, архитектура зданий, обстановка помещений, даже простые скалы сразу дают понять — это не Земля, здесь все чужое и враждебное для человека.
Заброшенные здания, по которым бродят охранники, отсутствие всякого намека на то, что в этом мире существуют мирные граждане или вообще хоть какое-то подобие цивилизации. Палитра, практически целиком состоящая из синих цветов разных оттенков, вгоняет в депрессию (это вам подтвердят медики) и усиливает ощущение одиночества. Только красные глаза и огненно-рыжая шевелюра Лестера бросают вызов окружающему миру.
Автор не случайно добивался подобного эффекта, все силы были брошены на создание атмосферы одиночества и отчуждения. Формируются ощущение, что вы действительно попали на чужую планету, от чего игрок невольно сживается с персонажем. Именно поэтому из игры были убраны все человеческие персонажи, кроме главного героя. Хотя в черновом варианте во вступительном ролике при въезде в лабораторию должен был стоять охранник.
И именно поэтому на протяжении всей игры нам не объясняют, где мы оказались и что происходит. Может быть, это параллельное измерение или планета в другом космосе. В будущем мы или в прошлом? Нет ответа на эти вопросы. Лишь чувство, что в мире произошла или скоро произойдет нечто страшное, катастрофа, изменившая привычный уклад.
Также нет конкретной цели, великой миссии... Мы понимаем, что нужно быстрее смыться из этого места, но куда бежать и что конкретно делать, нам не говорят. Мы вынуждены только догадываться, ведь если впереди и маячит цель, она весьма расплывчата. Нужно сказать, что тогда подобный подход был новаторским, лишь Prince of Persia до этого мог похвастаться чем-то подобным. Но именно Another World можно считать прародителем сюжетной аркады. Теперь понимаете, откуда растут корни у всемирно любимой Tomb Raider?
На грани реальности
Игра невероятно кинематографична, постоянно что-то происходит, герой вечно оказывается на грани гибели и чудом выскальзывает из лап костлявой старухи с косой. Только не подумайте, что на экране происходит бойня в стиле Doom 2, когда летят кровавые ошметки и слышны гранатометные взрывы. Нет, все сделано именно по канонам кино; самый подходящий пример для сравнения — великолепная трилогия о приключениях Индианы Джонса.
Очнувшись и поняв, что пора спасать жизнь, мы начинаем раскачивать клетку и падаем на голову охранника. Подбираем с тела пистолет и пристреливаем другого охранника. С помощью энергетических щитов держим оборону, пока освобожденный пленник
Выпустив зверей, вы сможете проскользнуть мимо охранников, которым сразу найдется, чем заняться. |
не откроет дверь. Затем ломаем силовой кабель, чтобы прокрасться мимо охранника. Когда же кажется, что положение безвыходно — пистолет не работает и к двери приближается противник, — пленник открывает люк, и мы прыгаем в вентиляционное отверстие.
Из подобных эпизодов состоит вся игра. Вот мы бежим от наступающей воды, судорожно перепрыгивая каверны и пропасти. Заставляем сдаться безоружного охранника. Стремглав проносимся по темному коридору под вспышки лазеров, который стреляют метко, но все-таки немного не успевают. Выпустив из клетки диких зверей и воспользовавшись суматохой, мы бежим по коридору, удивляясь тому, как удается избежать когтей монстров и выстрелов охранников. Последняя сцена и финальный ролик вообще не поддаются описанию — такие эмоции обуревают, когда ползешь по холодному полу...
Но не думайте, что охранники — мальчики для битья, которые отчаянно лезут напролом и пачками гибнут от выстрелов. Справиться с ними бывает весьма трудно. Даже обычные перестрелки проходят не так просто. Поставить энергетический щит, сбить силовое поле противника мощным выстрелом, быстро прикончить его обычным выстрелом. Когда же дело доходит до необычных ситуаций, становится еще труднее. С какого раза вы, например, пройдете засаду в коридоре, когда нападают с двух сторон? И дело не только в реакции.
При этом шикарное действо сопровождается отлично поставленными роликами. На заднем плане зачастую что-то происходит. Мы стреляем охранника, а в это время на заднем фоне пробегает пленник (вам, наверное, уже стало интересно, что это за пленник, но об этом поговорим чуть позже), которого гонят выстрелами. Попав во дворец и будучи в очередной раз вынуждены спасаться бегством, мы наблюдаем, как ведут огонь с другого яруса.
Безумное путешествие
Игровой процесс постоянно меняют форму, заставляя приспосабливаться на ходу, в зависимости от происходящего на экране. В игре нет ни одного повторяющегося эпизода, вы постоянно пробуете что-то новое. Вот охранник, которого нужно прикончить, уронив люстру. Космический корабль, который весьма некстати застрял на площадке, где полно охранников; чтобы выбраться, придется нажать определенную комбинацию кнопок.
Нужно не только быстро реагировать на происходящие, но и внимательно наблюдать за местностью, чтобы понять, что делать дальше. Нужно думать, а потом делать, иначе далеко вы не уйдете. Попробуйте сейчас найти игру с таким разнообразием игрового
Недавно бегали по тюрьме и вдруг оказались в подземелье с мерзкими монстрами. Игра постоянно преподносит сюрпризы. |
процесса, сплавом динамики и логики! Хотя людские и материальные затраты возросли во много раз.
А как вам идея с напарником? Выбравшись из тюрьмы, Лестер освободит инопланетянина, который станет хорошим, хоть и молчаливым другом. На протяжении всей игры вам придется помогать ему, но и он будет зачастую выручать главного героя. Более того, без него не пройти львиную долю эпизодов. Сейчас во многих проектах, например Army of Two или Kane and Lynch: Dead Men, обкатывается «новаторская» идея с напарниками. Так называемый body action, когда нужно помогать друг другу, чтобы выполнить задания. Ничего не напоминает? Вот вам и «новаторская» идея. Да, Another World во многом опередил время.
Но на этом достоинства Another World не заканчиваются. Взгляните на чудесные пейзажи. Да, сейчас они уже не поражают воображение, но для 1991 года игра была практически технологическим прорывом. Разворот машины во вступительном ролике, настоящее безумие псевдотрехмерной графики. Обворожительные холодные пейзажи, величественный водопад... все это уместились в 16-цветовую палитру. Анимация достойна всяческой похвальбы. Чтобы добиться плавности в движениях, использовалась ротоскопия.
Представьте, что все это великолепие создал один человек — Эрик Шайи. Не команда специалистов с большим бюджетом, а одиночка, без поддержки со стороны. Именно он взвалил на себя обязанности сценариста, программиста, художника и дизайнера-самоучки (только музыка была написана в соавторстве с другом-композитором). Два года упорного труда в полном одиночестве, после которых мир увидел практически идеальную игру. Вы можете представить, чтобы такое случилось бы в наше время?
Теперь догадайтесь, как в таких условиях создавалась озвучка? В лучших традициях первых российских игр. Инопланетная речь — бормотание Эрика Шайи, который нес околесицу в старый магнитофон. Так же записывались прочие звуки. Никогда не думал, что готовка продуктов при определенных обстоятельствах начнет напоминать звуки чужого мира.
15 лет славы и достижений
Конечно, переиздание в первую очередь рассчитано на старых поклонников игры. Глупо было бы рассчитывать, что молодое поколение, привыкшее к современной графике, наслушавшись восторженных рассказов, станет массово приобщаться к живой классике.
Без друга не пройти многие участки. Например, вот этот — а как еще преодолеть пропасть? |
Но если вы по каким-то причинам пропустили Another World, советую немедленно исправить это допущение, благо стараниям Акеллы переиздание доступно и игрокам, проживающим на постсоветском пространстве.
И дело даже не в том, что таких игр больше не делают. Их, кстати, действительно не делают — эволюционировал игровой процесс, поменялся подход к дизайну и сюжету, поэтому прикосновение к играм начала 90-х вызывает невероятные эмоции и трогательные воспоминания.
Даже сейчас Another World продолжает удивлять и радовать. Сначала графика не вызывает бурного восторга, технологический скачок так просто не забывается, особенно если видишь его каждый день во всей красе.
Но затем, будто попав в машину времени, вы начинаете обращать внимание не на количество полигонов и спецэффекты на сантиметр экрана, а работу художника, дизайнера и сценариста. Проникаетесь атмосферой, восхищаетесь, как без единой фразы и даже записки удалось рассказать увлекательную историю. Наслаждаетесь совершенным игровым процессом, который умудряется совмещать динамику и логику.
Вот в этом игра умудряется удивлять. И намного сильнее, чем современные игры. Спустя 15 лет можно смело говорить, что Another World опередил свое время и заложил основы для жанра. И тем удивительней, что это смог сделать один-единственный человек. Игра с большой буквы и эталон сюжетной аркады.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 10 |
схватки с противниками, головоломки | нет |
Графика 8 |
картинка восхитительна с технологической и эстетической точки зрения. | 15 лет прошло - кому-то она придется не по душе. |
Звук 10 |
музыка, озвучка | нет |
Игровой мир 10 |
атмосфера, сюжет | нет |
Удобство 10 |
управление, система сохранения | нет |
Новизна нет
Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Шедевр 15-летней выдержки, практически идеал жанра. Всем помнящим обязательно иметь в коллекции, у непосвященных есть шанс прикоснуться к живой легенде. | Рейтинг 97% |