Blade of Darkness
Предоставлено журналом Игромания
Кирилл Шитарев
Бой с различными видами существ
Червяк — красноватое маленькое создание, встретится на ранних уровнях. Атакуют стаями, поэтому их трудно убить всех сразу и избежать потерь. Уничтожаются с одного-двух ударов, но по ним тяжело попасть из-за их небольших размеров. Против них лучше всего применять удар снизу, если у вас нет щита. Если щит есть, то медленно отходите и подождите, пока тварь не подойдет на расстояние удара мечом, и тут же ударьте простым ударом сверху.
Паук опасен, несмотря на кажущуюся слабость. Также тяжело попасть из-за небольших размеров. Убивать лучше всего из лука или ударами снизу (клавиша атаки + Down). Можно в него кинуть ненужное оружие, перед этим прицелившись с помощью функции lock on enemy.
Рыцарь (или стражник) — самый слабый враг. Убить его не составляет никакого труда, если налететь с серией обычных ударов.
Маленький орк довольно слаб на ранних уровнях, но становится проблемой на поздних уровнях. Нападают группами по два-три орка. Знают мощный суперудар, которым часто пользуются: прыгают и в прыжке бьют ударом сверху. В этих случаях лучше всего отступить в сторону или заблокировать щитом, если он (щит) крепкий. После чего можно переходить в контратаку. Если орков двое или даже трое, то такая тактика не срабатывает, потому что они подходят вместе и бьют в разное время. Когда вы начинаете бить одного из них, второй заходит к вам в тыл. Старайтесь выманивать их по одному или стравливать между собой, чтобы облегчить задачу.
Орки-лучники. Маленькие орки часто бывают лучниками, причем пользуются и простыми, и отравленными стрелами. Снять их со стен и крыш луком трудно и опасно, поэтому быстро пробегайте открытые места и забирайтесь на крыши, чтобы убивать их в рукопашном бою. Дело облегчается тем, что они не носят щита.
Большой орк, сильный или крутой, вооружением пользуется более продвинутым и мощным. Почти всегда носят хорошие щиты и зелья лечения. Более живучие, но менее поворотливые и ловкие, чем маленькие орки. На ранних уровнях лучше всего бить их мощным и тяжелым оружием, чтобы разбить щит. Тактика «закрылся, выдержал удар и ударил сам» здесь не проходит, потому что они слишком быстро переходят в контратаку. На поздних уровнях против них идеально применять легкое оружие, чтобы бить их быстро и не давать опомниться. От их ударов нелегко увернуться даже при определенной сноровке, поэтому лучше нападать на них и бить не переставая.
Зомби способны плеваться ядом, отравляющим героя, и именно яда стоит опасаться. Убить же зомби легко.
Скелет — сильный противник. Уничтожаются тупым оружием, обладают иммунитетом к ядам и стрелам. Атаковать их лучше всего в тот момент, когда они сами переходят в нападение, обычно состоящее из трех направленных в одну сторону ударов. Нужно быстро отойти и нанести несколько простых и один специальный удар в бок или сзади. Встречаются и скелеты-лучники. К ним нужно подбегать, постоянно меняя направление бега, чтобы они не могли прицелиться. Можно закрыться щитом и медленно подходить, если вам не жаль щита и нужны стрелы. Их вы сможете подобрать потом, когда они отвалятся от щита.
Рыцарь нежити — мертвый рыцарь, возродившийся в старом, немного пообносившемся виде. Медлителен, поэтому почти не опасен. Убивать его тоже одно удовольствие, но надо быть начеку, если на вас напало несколько рыцарей нежити. Пока вы бьете одного, второй может ударить вас сзади или сбоку. Поэтому главный совет здесь — не расслабляйтесь и убивайте их быстро, чтобы не получать ран по глупости.
Темный рыцарь, или рыцарь-предатель — опытный боец, лихо пользующийся щитом и мечом, как правило, отравленным. Умеет отходить в сторону, правильно выбирать время для атаки, постоянно закрывается щитом, из-за чего его очень трудно поранить даже с налету. Часто носит с собой зелья лечения, которые с удовольствием выпивает, если у него осталось мало жизней. Поэтому рыцарей с бутылочкой нужно добивать быстро, чтобы подобрать зелье. Убить рыцаря сложно любым оружием. Лучше всего взять в руки крепкий щит и некоторое время прикрываться им, пока рыцарь стоит перед вами и выжидает время для атаки. В конце концов он начинает бить первым и попадает по вашему щиту. Вы тут же атакуете и задеваете его быстрее, чем он успевает снова закрыться щитом. После победы над рыцарем всегда поднимайте его щит.
Рыцарей-лучников надо убивать так же, как и орков-лучников: подбегаете и бьете серией ударов, потому что у них тоже нет щита.
Тролль — сравнительно небольшой, но толстый монстр. Предпочитает драться дубинами, немного выносливей, чем большой орк. Неповоротлив достаточно, чтобы герой мог уворачиваться от его атак. При прохождении за гнома встречается на первом уровне в качестве босса. Далее не представляет особой опасности. Подбегаете с мечом и бьете его длинной серией простых и специальных ударов, пока у него не кончатся жизни.
Демон — огнедышащая зверюга, умеющая плеваться огненными шарами, которые не блокируются щитом. В рукопашной дерется достаточно опасными когтями. К счастью, отличается очень слабым здоровьем. Умеет телепортироваться, причем делает это постоянно. Лучшая тактика: подбежать вплотную и, не заботясь ни о чем, яростно атаковать рукопашным оружием.
Минотавры — живучие и сильные монстры. Обычная тактика уничтожения: подбежать вплотную, ударить пару раз и бочком зайти ему в бок, пока он наносит удар вперед. Кружа таким образом, можно убить эту зверюгу без всяких потерь для здоровья героя. Позднее встречаются более продвинутые минотавры, пользующиеся не левым топором, а громадной дубиной. Удар этой дубиной может достать не только стоящего на большем расстоянии от минотавра героя: ее размах настолько широк, что достанется и стоящему сбоку, и даже сзади (сзади!) от минотавра. Поэтому тактика изменяется — подбежали, ударили и тут же отбежали, пока наносится удар. Повторять до самой победы. И не пытайтесь блокировать удары минотавров: щиты разлетятся на куски, не успеете и моргнуть глазом. Игнорирует удары по нему, то есть ваша атака никак не сможет помешать его собственной (до тех пор, пока количество жизней не сократится до 5-10% от первоначального).
Голем (огненный, водяной, обычный, каменный, железный). Атакует либо размашистым ударом кулака, либо падением всей туши на героя. В последнем случае он выгибается назад, ждет секунду и уж затем падает. Встречается в разных вариантах, но во всех вариантах проводит одинаковые атаки, поэтому однообразно и побеждается. Если герой находится на расстоянии от него, то голем станет кидаться булыжниками, причиняющими небольшой вред. Не может быть отравлен, получает небольшой урон от режущего оружия. Медлителен, поэтому тактика уничтожения та же, что и в случае с минотавром. Бьете, уходите вбок от его удара, наносите удар и повторяете. Бой обычно затягивается, так как големы обладают отличным запасом жизней, чуть-чуть меньшим, чем у минотавров (которые обычно являются самыми живучими монстрюгами). Атаки големов, как и минотавров, невозможно перебить атаками вашего героя. Правда, можно перебить атаку уже почти дохлого голема (менее 500 жизней).
Вампир — тварь, впервые встречающаяся в качестве босса на уровне Isle of Karum. Очень мощный и неприятный враг, с которым реально справиться только очень осторожным и ловким героям. Дело в том, что он высасывает жизни при каждом новом попадании по герою, постепенно восстанавливая свое здоровье до максимума. Тактика поочередных ударов, которая еще как-то может прокатить в битвах с другими существами, с ним абсолютно бесполезна. Надо, чтобы вампир попадал по герою как можно реже, желательно, чтобы вообще не попадал. Вампир прикрывается щитом, которым успешно блокирует атаки. Поэтому в первую очередь разбивайте щит, чтобы затем прижать тварь к стене и постоянными атаками (пригодится Power Potion) просто добить вампира. На последнем уровне вам придется драться с боссом — вампиром, у которого даже щит вампирский: когда вы попадаете по нему мечом, то вам начисляется урон, который вы должны были нанести щиту. Тут тактика беспроигрышного боя отсутствует. Месите вампира простыми ударами. Либо у него кончатся жизни, либо ваш герой устанет (в последнем случае перезагружаете игру). К счастью, ваши атаки «сбивают» атаки вампира. Количество жизней обычно среднее: больше, чем у маложивучего демона, но меньше, чем у других тварей-боссов.
Рыцарь-гигант. Огромных размеров темный рыцарь, в латах и с широким мечом. Пускает самонаводящиеся энергетические шары на расстоянии, на близком расстоянии бьет здоровенным мечом, но урон наносит незначительный. При точных действиях с вашей стороны вы можете победить его вообще без потерь. На последнем уровне рыцарей-гигантов нужно просто обстреливать суперударом Ianna's Light, а от синих энергетических шаров защищаться щитом. Интересная деталь: у щита при этом ничего не отнимается. На ранних уровнях (например, в середине первого, если вы играете за рыцаря) в рыцаря-гиганта надо кидать все имеющееся у вас в руках оружие, а потом подбегать как можно ближе и бить не переставая. Со средней дистанции поразить его практически невозможно, потому что его железный щит может выдержать любые удары.
Большой демон встречается на последнем уровне перед самым последним боссом. Настолько силен в ближнем бою, что убить его врукопашную невозможно. Обладает очень сильной защитой и не получает никакого урона от всех видов оружия, кроме меча Ианны. Игнорирует ваши атаки, а своим здоровенным когтем отнимает до 1500 жизней с одного взмаха. Может захватить вас в обнимку своими лапами и сжечь огнем, который он изрыгает из пасти. Убить большого демона можно только одним способом: отбегать на безопасное расстояние и кидать в него Ianna's Light или Rage of the Goddess.
Финальный босс завершает игру. Стреляет молниями, огненными шарами, шарами из лавы. На близком расстоянии бьет двумя большими клешнями и наносит ими неплохой урон. Несмотря на огромное количество жизней (80 тысяч) и множество разных суперударов, убивать его нужно так же, как голема или минотавра. Отходите вбок, когда он бьет своей клешней, а потом со спины наносите несколько ударов. Так повторяется долго и нудно, пока наконец у босса не кончатся все жизни.
Использование оружия
Все оружие можно условно разделить на тупое (дробящее) и режущее. К первому виду относятся различные булавы, молоты и дубины. Ко второму — мечи, топоры и копья. Герой с тупым оружием, как правило, дерется чуть медленней, чем с режущим, и дальность ударов не очень высокая. Режущее оружие более эффективно против живых врагов, с плотью и кровью. Тупое — против скелетов и големов всех видов. Кроме того оно очень быстро и легко разносит в щепки вражеские щиты. Всегда старайтесь лишить врага щита, если играете за варвара или амазонку, чтобы лишить его возможности защищаться от ваших ударов. Враг без щита намного безопасней, потому что он не сможет блокировать ваши удары и не сорвет вам красивую комбинацию. С другой стороны, рыцарю и гному лучше не портить щиты враждебных солдат, чтобы потом снять их с тела и использовать самим. Обычно после каждой серьезной битвы я выкидывал поломанные щиты и собирал новые с поля боя. Всегда следите за состоянием щита во время боя: если вы пропустили несколько мощных ударов, то, нажав клавишу «R», вы сможете понять, насколько поврежден щит, и сможете заменить его новым (повторным нажатием «R»), чтобы старый не сломался от следующего удара. Потеряв щит в разгаре боя, ваш герой несколько драгоценных секунд будет оправляться от удара, и только потом достанет новый. За это время его могут сильно поранить.
Оружием не своего класса персонажи дерутся плохо. Вначале они медленно размахиваются, с натугой наносят удар, затем потихоньку готовятся ко второму удару, и так мучение продолжается, пока вас не убьют. Не могут они делать и специальных ударов, не говоря уже о суперударах. Поэтому старайтесь не брать оружие, которое не подходит вам по специализации. Если вы сомневаетесь, подходит ли вам определенное оружие, вы можете справиться в журнале (клавиша F1) или просто махнуть оружием и попробовать сделать специальный удар.
Стрелы в игре малоэффективны. Ими очень неудобно снимать вражеских лучников, потому что те гораздо быстрее вас целятся. Кроме того, если в вас попадает вражеская стрела, то вы какое-то время не можете сами стрелять и оправляетесь, да и прицеливание сбивается. В остальных врагов вы не успеете выпустить достаточное количество стрел, прежде чем они окажутся прямо перед вами. Пока они еще далеко, вы не захотите даром тратить стрелы, потому что попасть очень тяжело. Легче попасть, когда враг рядом, но тогда вы можете не успеть достать оружие для ближнего боя. Пользоваться луком нужно в исключительных случаях, например, для ослабления какого-нибудь сверхмощного минотавра, который не может достать до вас. Еще стрелами часто приходится «нажимать» на кнопки и таблички с изображениями рун, чтобы открылась какая-нибудь дверь.
В игре есть несколько видов оружия, которое отравляет противника. К ним относятся отравленные стрелы, Orc Sword и Snake Sword. В обычном бою такое оружие мало отличается от обычного, потому что за короткое время боя яд не успевает нанести врагу заметный урон. Зато неплохо яд может помочь в борьбе против минотавров, когда у вас нет мощного оружия. Чем больше вы будете ударять минотавра отравленным оружием, тем быстрее у него будут отниматься жизни, потому что все больше яда будет накапливаться в крови. Даже при небольшом уроне, который вы нанесете минотавру, яд может убить зверя примерно за минуту.
Выбор персонажа
Все персонажи отличаются не только по оружию, в котором они специализируются. У них существенно различается уровень здоровья, выносливость, скорость бега и ходьбы боком, дальность прыжка, а также умение стрелять из лука. Несмотря на все отличия, принцип игры и последовательность действий при прохождении уровней у всех героев одинаковы. В целом сходен и способ борьбы с большинством врагов.
Рыцарь — универсальный персонаж, за которого хорошо играть новичку. Он одинаково хорошо атакует и защищается, быстро бегает, далеко прыгает, но боком ходит медленно. Стреляет довольно точно. Пользуется одноручными мечами и булавами, в левой руке держит щит. Урон от оружия средний. Может носить тяжелые доспехи. Из суперударов практически все бесполезны, потому что слишком близко действуют. Исключение составляет суперудар Curved Sword, который очень легко выжать во время забивания голема или минотавра (удар + Right, потом Left). Рыцарь неплохо делает серии из простых ударов, сочетая их со специальными. Медленно пьет из бутылочки, потому что каждый раз достает их из-за пазухи, а для этого убирает меч за спину, чтобы освободить правую руку. Меняет оружие со средней скоростью. Самые страшные враги рыцаря, как ни странно, — скелеты. Только они могут перехватывать инициативу в рукопашном бою и переходить в контратаку.
Амазонка — наименее живучий персонаж, с самой плохой защитой. Однако играть легче всего именно ею из-за длины оружия. Она очень быстро передвигается в бою и хорошо уходит от атак простым перекатом-прыжком вбок. Оружие у амазонки двуручное, что исключает использование щитов, но оно очень далеко бьет. Обычно дальше оружия большинства врагов. Поэтому амазонке ничего не стоит уложить врага на расстоянии, даже не давая ему приблизиться. Отлично уничтожает врагов с коротким оружием (молоты, недлинные мечи). Быстро двигается, быстро и далеко прыгает, быстро залезает наверх, с нормальной скоростью меняет оружие. Лучше всех персонажей стреляет из лука.
Гном. Небольшие размеры этого героя помогают избегать атак. Во-первых, лучники попадают реже (частенько пуская стрелы прямо над головой), во-вторых, враги тоже чаще мажут. Медлителен: неторопливо бегает, медленно и недалеко отпрыгивает в сторону, неторопливо достает оружие и использует различные зелья, медленно залезает наверх. Отлично, лучше рыцаря, пользуется щитом. Пока этот воитель небольшого роста прикрыт щитом, врагу очень тяжело его достать. Вначале тому придется разбить щит или дождаться, пока гном «откроется» во время атаки. Гном хуже всех стреляет из лука. Самый выносливый из всех персонажей (то есть устает меньше), у него больше всего здоровья. Врожденный уровень защиты у гнома также наибольший, уже с самого начала игры. Хорошо сопротивляется урону от яда и огня. Оружием пользуется со средней убойностью, средним размахом-дальностью и средней скоростью.
Варвар — персонаж для любителей отчаянного рукопашного боя. Пользуется двуручными мечами и топорами. Бьет сильнее всех других персонажей, но при этом не может носить щитов. Оружие обладает сравнительно близким радиусом действия, хотя оно и двуручное, и именно из-за этого за варвара сложнее всего играть. Варвар с трудом может совершать комбинации ударов, потому что враги блокируют его удары щитами и сами переходят в атаку, которую варвар может отбить мечом только в самый последний момент. Здоровье у него невысокое, да и выносливость тоже. Махнув два-три раза двуручным мечом, он чуть не роняет его из рук и отдыхает прямо под ударами врагов. Скорость бега и вспомогательных операций (доставание бутылочек, подбирание предметов) у него довольно высокая. Прыгает он на среднюю длину, чуть ближе рыцаря. Из лука стреляет плоховато, потому что сам лук занимает половину экрана, а точка, куда летит стрела, смещена влево, то есть пропадает большая часть обзора. Единственный плюс варвара — это его суперудары. Они настолько сильны, что сносят любого противника независимо от того, есть у него щит или нет. За варвара лучше играть только опытным игрокам, которые уже прошли игру за одного-двух других героев.
Использование предметов
Наиболее часто встречаются в игре предметы, пополняющие здоровье героя. К ним относятся продукты (сухари, сыр, мясо и дорожный паек), а также бутылочки на 50, 150, 500 и 1000 жизней. Кроме того есть бутылочка, исцеляющая героя полностью — Full Life Potion (ее лучше употреблять, когда у вас осталось совсем мало жизней, а до получения следующего уровня персонажа еще далеко).
Продукты чаще всего можно найти в ящиках и бочках, разбросанным по углам комнат, поэтому все ящики и бочки лучше разбивать. Иногда вы можете найти сыр или мясо на столе и даже просто на полу. Бутылочки так просто на полу валяются редко. Обычно они лежат в сундуках, возле костей и черепов, на полках в секретных комнатах. Враги тоже очень часто носят на себе бутылочки и выпивают их, если вы дадите им передышку во время боя.
Другие предметы помогают вам в бою и передвижении. Power Potion на 60 секунд усиливает атаку и защиту героя приблизительно в полтора раза, а также дает ему столько выносливости, что он может подряд делать суперудары и не уставать. Именно поэтому Power Potion лучше применять в очень сложных ситуациях, когда надо драться сразу с большим количеством врагов, или в бою против босса, значительно превосходящего вас по силе. Корона дает персонажу защиту от огня, а браслет — от повреждений. Эти предметы встречаются крайне редко в игре.
Еще вы можете поднимать с пола все, что угодно, и кидать это во врага. Например, можно поднять отрубленную руку рыцаря и кинуть ее в другого рыцаря — отнимется мало, но отнимется же! Можно кидаться костями и черепами, факелами. А щитами можно драться, как дубиной, если в руках у вас нет никакого другого оружия. Урон от этого будет, правда, небольшой. Можно бить врага табуреткой, бочонком, лопатой, киркой, свитком пергамента (как будто он железный), кидать в него рюмки и бутылки. Все это не повредит, но лучше не увлекаться, потому что враги могут налететь на вас быстрее, чем вы вытащите настоящее оружие.
Факелы можно зажигать от горящих факелов на стенах. Использовать горящий факел можно для освещения темных комнат и коридоров, подземных ходов и пещер. К сожалению, пока у вас в руках факел, вы не можете взять в руки оружие, хотя можете драться и факелом. Если вы достанете оружие, то факел выпадет из рук и потухнет.
Техника боя
Удары лучше наносить сериями, чем по одному. Когда вы наносите один удар, персонаж замахивается, бьет и возвращает оружие в исходное положение. Когда вы начинаете серию, то на все следующие удары замаха уже не требуется, и персонаж наносит их один за другим, постоянно подходя к противнику ближе и тесня его к стене. Идеальный вариант — враг в углу, а вы бьете не переставая. При совершении серии ударов велика вероятность выжать специальный удар и даже (если повезет) суперудар. Для врагов, которые не игнорируют ваши атаки, такая серия может стать первой и последней, и они так и не смогут даже замахнуться, а в это время вы нанесете им до 20 ударов подряд.
По этой причине не всегда целесообразно брать в руки оружие «по последнему слову техники». Ведь персонаж дерется тем быстрее и тем лучше, чем проще у него оружие в руках. Иногда бывает полезно нанести длинную и непрерывную серию точных и быстрых ударов слабым оружием, чем неуклюже махать слишком крутым и подставлять себя под атаки.
Серии ударов не всегда бывает хорошо применять против темных рыцарей, больших орков и скелетов, потому что они блокируют щитом один из ударов серии, и тогда вся ваша комбинация проваливается, а противник атакует вас, пока вы поднимаете щит.
Еще не стоит увлекаться слишком длинными сериями в том случае, если противник очень верткий и игнорирует ваши атаки. Тогда вы можете «проскочить» мимо и подставить ему спину. Хороший способ борьбы против быстрых противников — специально делать серии ударов длиннее, чем нужно, чтобы пройти вперед и оказаться у противника сбоку, когда он пойдет в контратаку. Потом вы резко разворачиваетесь (при включенной функции lock on enemy это произойдет автоматически, если вы прекратите атаковать) и начинаете новую серию ударов, в то время как противник повернут к вам спиной и машет мечом где не надо.
Ни в коем случае не ставьте режим Auto lock on enemy в положение ON. Тогда вы потеряете мобильность и не сможете пробегать мимо врагов и между ними, когда это нужно. Когда вам нужно идти в атаку, активизируйте lock on enemy вручную. Вы сможете отключить его в любой момент, если захотите отступить или сделать какую-нибудь хитрость.
На ранних уровнях бывает полезно кидать во врага оружие, в том числе и отравленное. От того, что вы кинете во врага лишний меч или топорик, вы ничего не потеряете: подберете его после боя, а вот врагу от этого наносится такой же урон, как от удара тем же оружием, а иногда и больше (зависит от силы броска). На поздних уровнях большинство врагов вооружено мощными щитами, и потому кидать в них предметы бессмысленно: вы только повредите щит, который вам же потом и достанется, если вы играете за рыцаря или гнома.
Еще полезная вещь — стравливать врагов. Этого можно добиться, если долго отступать задом с выставленным щитом или пробегать между врагами. Враги в игре свои действия друг с другом не координируют, и поэтому дерутся так, будто никого рядом нет. За удар по своим часто бьют в отместку — и затевается междоусобица. В это время вы можете «помогать» одной из сторон или драться с оставшимися врагами, если их много.
От врагов можно избавляться, используя неровности ландшафта и пропасти. Искусственный интеллект в игре хромает, поэтому монстры частенько падают в пропасть по дороге к вам или просто упираются носом в стену или столб и никак не могут обойти его. В это время они полностью игнорируют ваши удары, и вы можете бить их со спины. Иногда еще случаются глюки с ориентацией. Монстр может остановиться посреди пещеры и тупо смотреть на вас, пока вы беспечно обстреливаете его из лука, кидаете лишнее оружие или (на двух последних уровнях) пускаете Ianna's Light. Интересно, что если в этот момент сохранить игру и загрузить с того же места, то монстр пойдет на вас. Поэтому важное правило: если монстр «завис», то стреляйте в него, кидайте все, что есть, и ни в коем случае не сохраняйтесь, а идите в атаку только потом, когда в руках останется только текущее оружие.
Простые удары
Чтобы сделать простой удар сверху, достаточно нажать клавишу атаки, но такой удар не нанесет противнику особого вреда. Всего простых ударов есть четыре: обычный сверху, справа, слева с разворота и снизу.
Самый неэффективный из них — удар справа, потому что он почти всегда блокируется щитом противника, а иногда даже и просто так попадает по опущенному щиту, не нанося противнику никакого урона.
Самый эффективный — удар снизу. От него трудно защититься, потому что идет ниже щита противника. Тут же за ним можно сделать специальный удар снизу, от которого противник тоже не защитится, и так повторять довольно долго, пока не устанете.
Удар с разворота слева иногда бывает полезен, потому что враг не успевает быстро выставить щит. Но здесь есть две неприятности: первая — за то время, пока ваш персонаж разворачивается, вас могут ударить, и тогда атака сорвется; вторая — радиус действия удара с разворота меньше, чем у всех остальных ударов, и поэтому даже в самом близком бою вы можете просто не достать до противника.
Удар сверху подходит для рыцаря и гнома, когда они борются против врагов с очень крепкими щитами (темные рыцари, некоторые скелеты и маленькие орки). Тактика боя здесь довольно проста: вы закрываетесь щитом в тот момент, когда противник наносит свой удар, а потом бьете сверху и попадаете в шею или левое плечо. Несколько раз повторяете комбинацию — и у врага кончаются жизни, а вы берете его щит взамен побитого.
Специальные удары
Большинство специальных ударов (то есть тех, которые идут с желтоватой полосой и отнимают раз в пять больше, чем обычный) выжимается повторением одного и того же простого. Например, если два раза подряд нажать удар справа, то получится один простой удар, а потом один специальный. Есть и особые комбинации, которые у всех героев разные. Полезный удар — назад с разворота. Выжимается: одновременно Left, Down, Right. Его хорошо применять, если вы, делая серию, прошли мимо (а такое случается довольно часто) и оказались позади противника спиной к нему. В таких случаях персонаж «заходится» и делает разные удары без всякой пользы, пока вы не отпустите все клавиши и не подождете некоторое время. Поэтому несколько раз нажмите удар назад с разворота, и персонаж его когда-нибудь да сделает. И тогда вы одновременно развернетесь к противнику лицом, да еще и нанесете ему неплохой урон.
О том, как нужно выжимать специальные удары у каждого героя, вы можете вы можете посмотреть вкладку ABILITIES в журнале (клавиша F1).
Суперудары
Выжимать их очень тяжело (кроме Curved Sword у рыцаря и двух суперударов меча Ианны), но они того стоят. Хороший суперудар обычно сносит противника вместе со щитом, а иногда даже задевает нескольких противников, в том числе и тех, кто стоит сзади. Отрицательная сторона — на суперудар очень много тратится энергии, поэтому пользоваться им лучше только в исключительных случаях. Кроме того, перед тем, как герой сделает суперудар, он должен сделать простой удар, а потом долгое время замахиваться, и только через две секунды происходит сам удар. За это время вас могут ударить, и тогда энергия на удар будет потрачена, а самого удара не последует. Поэтому начинайте выжимать суперудар заранее, пока враги подбегают к вам.
Передвижение
Кроме обычного движения вперед, назад, поворотов вправо и влево в игре есть много полезных движений, которые могут помочь в бою. Если нажать одновременно клавиши Up и Down, то ваш персонаж развернется. Интересно, что если вы захотите развернуться во время бега, то персонаж развернется и тут же побежит обратно, то есть не будет тормозить во время разворота. Это экономит время и освобождает от необходимости два раза подряд нажимать клавишу Up в критический момент.
Прыжок нужно использовать аккуратно. С разбега прыгать всегда лучше, потому что тогда дальность увеличивается в два раза. Если же нажать клавишу прыжка и одновременно с ней Right или Left, то персонаж отскочит в сторону. Это движение можно применить, когда вас пытаются ударить или голем кинул в вас камень (для этого должна быть выключена функция lock on enemy).
Еще маленькая деталь: во время боя с боссом вам часто надо будет убегать от него или бегать вокруг него по кругу (при этом функция lock on enemy, естественно, выключена). Не сохраняйте игру в этот момент, потому что тогда при последующей загрузке персонаж уже бежать на будет. Он будет просто стоять на месте, и вам придется быстро нажать два раза подряд Up. Это опасно, так как босс может догнать вас в этот момент и ударить в спину. Еще при сохранении игры не запоминается функция lock on enemy, и вы не сможете отойти вбок во время боя с големом или минотавром, пока не активизируете ее еще раз (а на это уйдет драгоценная секунда, в течение которой вас могут ударить).
Старайтесь использовать при борьбе с врагами не только атаки, но и передвижение. Хорошо продуманная траектория бега может привести к тому, что враги передерутся между собой, упадут в пропасть, наступят на огонь (тогда отнимутся жизни) или даже лучник попадет ядовитой стрелой по дружественному минотавру.
Уровне в игре сделаны так, что вы можете легко заблудиться и запутаться, потому что все комнаты и коридоры похожи друг на друга. Почти отсутствуют всякие ориентиры, по которым вы могли бы сразу же узнать, где вы находитесь. Поэтому лучшим способом ориентации будет наличие врагов. В тех местах, где вы уже были, новых монстров не появляется, если же вы идете по правильному пути, то почти в каждой комнате будут враги.
Настройки и установки
Игра требует очень больших ресурсов компьютера (500 Mhz и 128 Mb с видеокартой 32 Mb), но если установить разрешение 640х480, 16 бит цвета, no mipmapping, низкую детализацию, да еще и установку звука сделать 2D и качество low, то никаких тормозов не будет. Переключение с игры на другие приложения Windows с помощью клавиш Alt + Tab может в лучшем случае привести к зависанию игры, а в худшем — нарушению всей программы и даже сбоев в операционной системе, и тогда вам придется форматировать диск. У вас могут начаться проблемы с загрузкой и сохранением и прочие «приятности» с зависаниями и выбросами в Windows. Поэтому никогда не нажимайте Alt + Tab во время игры.
ПРОХОЖДЕНИЕ
Прохождение сходно для всех персонажей. Отличается только первый уровень (он у каждого героя — свой), а все остальные совпадают. В целом тактика прохождения тоже одинакова, несмотря на различия в специализации. Ниже приводится прохождение первого уровня за всех четырех героев, далее следует прохождение всех остальных уровней на примере рыцаря. Если вы будете проходить игру за остальных героев, то берите другие виды оружия (местонахождение их указано). Также незначительно отличается способ борьбы с боссами и некоторыми видами вражеских существ. Смотрите раздел советов, где для каждого героя подробно описана тактика его сражений.
Амазонка. Первый уровень
В окне прямо перед вами вы увидите первого врага, обычного орка с дубиной. У него всего 6 жизней, и он будет уничтожен с двух ударов вашего посоха. После битвы повернитесь направо и по ступенькам забирайтесь на верх пирамиды. Пройдите немного вперед, там вас будет ждать еще один орк. У него 15 жизней, и он носит с собой бутылочку с 500 жизней. Если вы потеряли здоровье, то вернитесь к тому месту, где начали уровень, и в постройке за вашей спиной обнаружите грибы, восстанавливающие жизни. Итак, от места первой стычки с орком идите направо, чтобы, завернув за угол пирамиды, увидеть вход внутрь в стене слева. Впереди будут патрулировать пара орков, если они заметили вас, то уложите их. Привыкайте прыгать вбок и отходить назад как можно чаще, это главная тактика у амазонки на ранних этапах. Нажав большую белую кнопку внутри, выходите (в бочках будет сыр, которым можно подкрепиться). Пройдите прямо, чтобы оказаться на перекрестке. Будет проход вперед, проход налево и направо. Справа также будут те самые ворота, которые постепенно открываются в сценках после нажатия белых кнопок.
Идите направо и сверните внутрь пирамиды слева. Нажмите белую кнопку (уже вторую) и вернитесь на свежий воздух, быстро пробегите мимо ловушки с дисками. Теперь вернитесь к развилке и идите прямо, пока не дойдете до следующего перекрестка с железной решеткой. Тут вас встретят 2 орка по 15 жизней. Убив их, идите снова прямо и внутрь гробницы. Там нажмите б