Black & White

24.06.2011 15:38

Предоставлено журналом Игромания

Кирилл Шитарев

События игры разворачиваются в земле Эден. Там живут племена, очень похожие на наши, но ими управляют языческие боги. Вы являетесь одним из богов. Ваша задача — взять под свой контроль весь Эден. Еще в игре есть 16 разных существ, каждое из которых может стать вашим питомцем и помогать вам в управлении народами.

Божественная магическая энергия накапливается благодаря восхвалениям ваших жителей. Она нужна вам для кастования заклинаний. Чем больше в вас верит население, тем сильнее вы становитесь: у вас быстрее накапливается мана и становится больше сфера влияния. Поднять свою популярность можно двумя методами: либо помогать жителям, чтобы они возлюбили вас всей душой, либо обращаться с ними жестоко, чтобы они вас боялись. В обоих случаях вы будете приобретать очки веры (belief points). Таким образом, вы можете быть добрым или злым богом, ваш alignment определяется тем, как вы будете поступать с населением. Цвет вашего курсора-руки будет изменяться в соответствии с вашим alignment'ом.

Все, что вы можете делать, ограничено сферой вашего влияния (обозначается кругом красного цвета на карте, в центре которого всегда находится ваш храм). Чем вы сильнее, тем больше радиус круга. Когда ваша рука находится вне границ круга, у вас постоянно уменьшается мана, и заклинания поэтому делать очень сложно. Зато ваш питомец может ходить по всей карте.

Один день для вас длится в игре 170 секунд с соответствующей сменой пейзажа и погоды. В то же время для жителей время идет еще быстрее: один день за 11 секунд. Срок рождения ребенка составляет 9 месяцев, то есть около 50 минут в реальном времени. У японцев дети рождаются чуть быстрее — за 8,5 месяцев.

Цель каждого уровня — пройти на следующий уровень, при этом можно уничтожить противника и выполнить квесты (по желанию).

Настройки и управление

Интерфейса, по крайней мере такого, к какому мы привыкли, в игре почти нет. Даже такие операции, как сохранение/загрузка, просмотр квестов, характеристик существа и т.п. делаются не в меню и панелях, а в трехмерных комнатах, где вам нужно будет щелкать на картины, вделанные в стены, большие свитки и даже колонны. Все управление описывается на первом уровне игры. О нем вам расскажут ваши советники (добрый и злой), а также много полезной информации вы прочитаете на табличках с вопросительными знаками, которые находятся возле многих построек и в ключевых местах карты.

Управление обзором

Привыкать к движениям камеры вам придется долго.

Левая клавиша «перетаскивает» камеру обзора. Представьте, что вы сидите на тележке и пытаетесь передвинуть себя, отталкиваясь от земли рукой.

Чтобы отдалить/приблизить обзор, зажмите одновременно правую и левую клавиши и двигайте курсор вверх и вниз. Если хотите рассмотреть какое-нибудь место с максимального приближения, щелкните левой клавишей два раза.

При перемещении курсора к самому краю экрана появятся стрелки, показывающие, что вместо передвижения камеры ее можно поворачивать.

Очень хорошо играть в Black&White мышью с тремя кнопками, потому что удобнее регулировать повороты камеры с помощью зажатой третьей клавиши, а удаленность обзора — колесиком мыши. При пользовании двумя клавишами (подробнее о том, как это делать, вам расскажут советники на первом острове) вы очень часто будете путать команды из-за неудобства управления: двигать карту вместо того, чтобы поворачивать ее, и т.п.

Чтобы быстро найти нужное место на карте, можно ставить опознавательные метки на местности. Установка метки делается сочетанием клавиш Ctrl+1, Ctrl+2 и т.д. Метка устанавливается в центре экрана на соответствующем месте на земле. Чтобы удалить метку, нажмите Ctrl+Shift+номер метки. Чтобы переключать обзор с одной метки на другую, жмите Ctrl+Tab.

Чтобы оказаться сразу перед складом, нажмите просто Tab. Если нажать Tab еще раз, то вы окажетесь у следующего склада в другой вашей деревне. Клавиша Backspace перемещает вас на то место, где вы только что были.

С первого взгляда система меток может показаться сложной и запутанной, но применять ее на самом деле очень удобно — например, для сбора и выращивания леса и строительства, для переноса жителей в нужное место и т.д.

Чтобы быстрее двигать курсор, лучше отдалить обзор повыше, а потом приблизить его в другом месте карты. Если нужно несколько раз перемещать камеру в одни и те же места, то лучше поставить метки.

Можно включить информацию о каждом жителе (клавиша S) или имена жителей (клавиша N). По этой подсказке легко найти жителей, в данный момент ничего не делающих, и послать их на работы.

Главное меню

Вызывается клавишей Esc. В нем есть несколько кнопок: начать новую игру; начать skirmish; присоединиться к многопользовательской игре; опции. Щелкнув на закладке Statistics, вы перейдете в раздел статистики игры с несколькими закладками.

Player Stats — общая информация по вашей божественной активности: количество верующих в вас, сфера влияния, развитие существа и др.

Creature Stats — информация о существе: здоровье с точностью до сотых долей процента, усталость, голод, количество пройденных и выигранных боев, возраст, изменение alignment'а и др.

Town Stats — информация о вашем населении: количество мужчин и женщин, количество построек разных типов, распределение населения по специализации, рождаемость, смертность и другие демографические показатели.

Miracle Stats — подробная информация о всех кастуемых вами и противником заклинаниях. Можно точно узнать, например, сколько раз вы кастовали fireball (!).

Tech Stats — техническая информация о программе — количество показанных кадров, время игры, сколько раз вы отдавали команды, сколько времени смотрели на небо, и прочие ненужные детали.

Опции

Быстро зайти в режим опций можно с помощью клавиши F8 или щелчком на кнопке Options в главном меню.

Здесь вы можете поменять степень детализации игры (требует перезагрузки игры), включить/выключить автоматическое сохранение.

В меню есть три закладки.

Players — здесь можно выбрать одного из игроков в списке, изменить символ игрока (от пятиконечной звезды до улыбающейся рожицы), изменить имя существа. Также можно создать нового игрока, удалить одного из списка, изменить татуировку существа, начать новую игру.

Advanced — в трех окошках можно установить количество подсказок и игрового текста. Ниже можно переключить мышь на режим левши, включить/выключить помощь по питомцу в игре, изменить направление игрового текста.

Controls — изменение раскладки клавиш. Дважды щелкните левой клавишей мыши на нужную строку, затем нажмите клавишу, которую хотите привязать к действию (она отобразится во всплывшем меню), затем щелкните на ОК.

Храм

Зайти в храм можно с помощью клавиши F4 или щелкнув на входе в храм, предварительно перелетев к нему по двойному нажатию клавиши Space. В центре храма на полу расположена карта острова, на которой вы можете включать и выключать отдельные элементы специальными кнопками по краям карты (храмы, деревни, существа, границы влияния богов, магическая активность богов, квесты). Из центрального помещения можно попасть в другие, щелкнув на соответствующей двери. Перемещаться внутри храма нужно так же, как и по островам. Двойной щелчок на карте в центре храма переносит вас сразу в выбранное место на острове.

Заметьте, что убранство храма изменяется в соответствии с вашим alignment'ом. Чем вы злее, тем темнее храм, чем добрее — тем светлее. Отличается и внешний вид храма.

Save Room

Быстро войти в режим сохранения/загрузки можно с помощью клавиши F7. Щелкните по пустой картине на стене, чтоб сохранить игру, или выберите картину со скриншотом, чтобы загрузить соответствующую игру, сохраненную раньше. Если вы поставите в меню режим автосохранения, то кроме сохраненных вами игр будет несколько автосохраненных, которые обычно располагаются в вернем ряду картин.

Для быстрого сохранения нажмите Ctrl+S, для быстрой загрузки Ctrl+L.

Каждый раз, когда вы выходите из игры, игра сохраняется автоматически.

Challenge Room

Быстро вызывается клавишей F6. Сюда вы можете зайти для того, чтобы посмотреть статистику квестов. Для этого щелкните на картине с соответствующим скриншотом.

Creature Cave

Быстро вызывается клавишей F5. Здесь вы найдете всю информацию о вашем существе: каким заклинаниям и действиям оно научилось, его отношение к вам, его силу, здоровье и другие характеристики. Если щелкнуть на самом существе (оно будет сидеть или лежать возле костра на полу пещеры), то вы сможете сделать ему татуировку. Две статуэтки на колоннах с орденами показывают умение вашего существа атаковать и обороняться во время боя с другими существами. Колонны с символами заклинаний показывают, каким заклинаниям обучено ваше существо.

Library

Быстро вызывается клавишей F9. В этой комнате записывается вся информация, которую вы получаете из сообщений ваших советников, с табличек в деревнях и других источников. Сюда хорошо наведываться, если вы играете в первый раз.

God's Playground

Здесь вы сможете пройти режим обучения. Вызывается клавишей F2.

Назначение клавиш

Левая клавиша мыши — перемещение обзора по принципу «перетаскивания» камеры, точные удары во время поединка. При одновременном нажатии с правой клавишей — удаление/приближение обзора. Двойной щелчок левой клавишей — приближение обзора к указанному месту на карте.

Правая клавиша мыши — почти все действия в игре (возле курсора появляется контекстная подсказка, в которой указывается, какое именно действие будет совершено при нажатии клавиши).

Средняя клавиша мыши — поворот камеры вверх-вниз и вправо-влево.

Колесико мыши — удаление/приближение обзора.

M — магия (вместо обычного жеста-спирали).

R — повторение заклинания.

Space — обзор по умолчанию.

Space (нажать два раза подряд) — оказаться перед своим храмом.

L — взять/убрать поводок существа.

N — имена жителей.

S — характеристики жителей (чем в данный момент занят, здоровье.

C — оказаться перед вашим существом.

Tab — перемещение обзора между складами ваших деревень.

Z — поворот обзора.

Alt+1 — замедление игры.

Alt+2 — ускорение игры.

B/V — смена поводков (Обучения, Агрессивности, Помощи).

Ctrl+1, Ctrl+2, ... Ctrl+7 — создание меток на карте для быстрого перемещения обзора (обозначаются цифрами от 1 до 7).

Ctrl+Tab — перемещение к следующей метке.

Ctrl+Shift+1, Ctrl+Shift+2,...Ctrl+Shift+7 — удаление метки с соответствующим номером.

Backspace — перемещение обзора на то место, где вы только что были.

P — пауза.

F1 — помощь.

F2 — God's playground.

F3 — обзор всего острова.

F4 — зайти в храм.

F5 — зайти в Creature Cave.

F6 — зайти в Challenge Room.

F7 — сохранить/загрузить игру.

F8 — режим опций.

F9 — Library.

T — сказать одну из фраз в списке — применять можно в многопользовательской игре для создания дополнительного эффекта.

Здания

Возведение разного рода зданий в игре осуществляется через мастерскую. Сначала нужно наполнить мастерскую лесом (для этого просто бросьте на нее несколько деревьев), потом совместить друг с другом нужное количество блоков, которые будут появляться на заднем дворике мастерской; когда наберете нужное количество блоков в одном комбинированном — опустите его на нужное место, выбрав положение и поворот будущего здания. На дворике мастерской одновременно может лежать до трех блоков. Когда вы совмещаете два из них, то на освободившемся месте появится очередной блок. Два комбинированных блока можно совместить друг с другом. Если здание, для которого вы создали комбинированный блок, слишком продвинутое для острова, на котором вы в данный момент играете, и строить его нельзя, то при использовании блока вы построите самое продвинутое из возможных зданий, а лишние блоки останутся у вас в руке. Их вы сможете использовать для постройки зданий попроще.

1 блок — маленький дом. Вмещает 2-4 человека в зависимости от племени. Строить не рекомендуется, потому что для такой малой вместимости не оправдывает занимаемого места.

2 блока — большой дом. Вмещает 3-6 человек в зависимости от племени. Хорош для обеспечения людиков жильем. Дети, живущие в домах, не учитываются. Обычно на трех взрослых в доме может поместиться еще двое детей.

3 блока — подсобные строения: детский садик (ускоряет рождаемость), кладбище (людики не плачут, если кто-то умер), мастерская (из нее вы отдаете приказы о постройке новых зданий), склад (запасаются пища и древесина).

4 блока — пашня. На пашне работают ваши фермеры и приносят племени пищу.

5 блоков — центр для новой деревни.

6 блоков — футбольное поле, Miracle dispenser.

7 блоков — чудо. Чудеса повышают эффективность вашей экономики. Например, Норвежское чудо (Norse Wonder) повышает количество рыбы, дерева и пшеницы, которое приносят ваши жители, а также количество воды при орошении полей заклинанием Shower.

Как только вы отдаете приказ о постройке здания, незанятые строители в деревне бегут на место и начинают постройку. Чтобы они не бегали каждый раз за бревнами на склад, вы можете взять нужное количество древесины со склада и высыпать ее прямо на строящееся здание — тогда рядом с ним вырастет горка из бревен, и скорость постройки повысится.

Если вы не хотите заниматься планировкой каждого дома (это надоедает и утомляет), сделайте несколько специалистов craftsmen'ами, и тогда жители будут строить здания автоматически.

Старайтесь класть возле зданий камни и сажать деревья. В случае вражеских атак огнем и молниями эти объекты возьмут на себя большую часть урона.

Тотем — большая постройка со статуей — служит для того, чтобы менять процент жителей, молящихся на площадке. Чем больше жителей молится, тем больше маны у вас в распоряжении, но при этом замедляется развитие. Молящимся нужно периодически бросать еду прямо на площадку, где они танцуют, иначе они будут умирать от голода.

Заклинания

Заклинания в игре кастуются с помощью «жестов» — движений курсора мыши, очерчивающих определенные фигуры. Чтобы кастовать заклинания, нужно сначала провести спираль по часовой стрелке, а потом сделать нужный жест. В нижней части экрана показано, какой жест соответствует каждому заклинанию.

Ниже следует описание основных заклинаний, которые даются вам при игре за различные племена.

Food — из руки высыпаете небольшое количество еды. Применять лучше в крайних случаях, когда вы не хотите допустить голода, а также для прокорма существа. Лучше всего научить существо этому заклинанию и приучить его есть только наколдованную им самим пищу — вам не придется заботиться о его питании. Людей манной небесной лучше не баловать, потому что тогда они привыкнут и будут тупо сидеть перед тотемом, голодать и ждать ваших подачек. Усиливается Норвежским чудом.

Wood — из руки высыпаете древесину. Сильно поднимает веру в вас (в среднем на 40 очков), но приучает жителей к лени. Оптимальный вариант — высыпать небольшими порциями в каждой деревне, поддерживая таким образом веру. Для поддержания запасов дерева лучше не использовать — вместо этого пересаживайте деревья и занимайтесь лесным хозяйством. Усиливается Норвежским и Кельтским чудом.

Shower — над выбранным место появляется облачко и поливает землю, пока вы держите нажатой правую клавишу мыши. Радиус действия небольшой, но велика интенсивность полива. Применять полезно для орошения полей и одиночных деревьев. Усиливается Норвежским чудом.

Forest — в руке появляется семя, посадив которое, вы мгновенно выращиваете лес из десятка деревьев. Эти деревья не размножаются и исчезнут, как только ваши молящиеся в храме по каким-либо причинам перестанут молиться. Заклинание хорошо применять в случае, если естественного леса рядом с вашей деревней не осталось. Посадив магический лес, лучше сразу его весь вырубить. Усиливается Кельтским чудом.

Storm — после того, как вы кастуете это заклинание, нужно обозначить зону действия, очертив над выбранным участком круг или эллипс. Над этим местом собираются тучи и начинается мелкий дождик на разреженном участке. Применять хорошо для полива больших лесных массивов, а также для захвата вражеских деревень (если вы злой бог). При удачном сочетании заклинания с Fireball вы будете получать до 150 и больше очков веры.

Lightning — от места, куда указывает ваша рука, стреляют молнии, поражая стоящие близко постройки, людей и животных. Жестокое заклинание, поэтому применять его должен только злой бог. Обычно за один раз удается убить до десятка жителей и зажечь одну-две постройки. Усиливается Индийским чудом.

Fireball — развлечение для пироманьяка. После того, как вы кастуете заклинание, в руке появляется огненный шар. Бросать его нужно так же, как и другие предметы; при соприкосновении с домами, людьми или деревьями он зажигает их. При атаке вражеских деревень лучше всего кидать fireball низко и далеко (длинный плавный бросок), чтобы он катился по земле и прожег насквозь всю деревню. К сожалению, сам шарик горит совсем недолго, поэтому крепкие объекты поджечь им без поддержки нелегко. Чтобы сжечь что-нибудь «огнеупорное», нужно обсадить объект деревьями, а потом поджечь их — получится подобие топки, где не устоит ни одно здание. Fireball хорошо использовать для разогрева камней. Раскаленный камень, если его бросить во вражескую деревню, устроит в ней, кроме обычных разрушений, еще и пожар. Усиливается Ацтекским чудом.

Physical Shield — совершенно бесполезное заклинание. Обеспечивает защиту от немагических атак на очень короткое время. Чтобы сделать более-менее сильную защиту для деревни, нужно, чтобы 100% вашего населения молились в храме, а это — вещь небезопасная. Усиливается Тибетским чудом.

Spiritual Shield — похоже на Physical Shield, но обеспечивает защиту от магии. Тоже бесполезно. Тоже усиливается Тибетским чудом.

Heal — излечивающее заклинание, которое сильно поднимает ваш авторитет и является атрибутом доброго бога. Им неплохо конвертировать вражеские деревни, а также подлечивать существо во время поединка. Японское чудо усиливает это заклинание.

Teleport — очень полезное улучшение для вашей деревни. Поставьте один из них перед храмом, а другой — в деревне. Тогда жители смогут очень быстро добираться до нужных мест и не будут гибнуть в дороге от голода или диких животных. Египетское чудо уменьшает количество энергии, необходимой для поддержания телепортов.

Winged Creatures — очень подходит для конвертации деревень, поэтому полезно научить ему ваше существо. Египетское чудо усиливает его эффект.

Pack of Wolves — похоже на заклинание Winged Creatures, но может убить много жителей. Усиливается Греческим и Тибетским чудесами.

Megablast — самое сильное атакующее заклинание, которое может снести всю деревню. Усиливается Ацтекским чудом.

Заклинания могут усиливаться. Усиленные заклинания окружаются одним или двумя пульсирующими красными кольцами на вашем тотеме и храме. Первое усиление называется «increase», второе — «extreme». Не у всех заклинаний есть уровень «extreme» (например, у Heal есть только уровень «increase»).

Для заклинаний типа Fireball и Lightning усиление происходит автоматически при кастовании заклинания.

Ваше существо также может научиться кастовать усиленные заклинания. В это случае в Creature Cave будет написано, что оно научилось такому-то заклинанию «with a gesture». Это значит, что перед кастованием данного заклинания существо сделает усиливающий жест.

Броски

Камни, разбросанные по земле, деревья, людей, животных и другие объекты можно поднимать и бросать. Чтобы бросить камень, зажмите правую клавишу, махните курсором в нужном направлении и в последний момент отпустите правую клавишу. Броски могут быть разных видов: от короткого и резкого (камень полетит вверх) до плавного и длинного (камень полетит почти горизонтально). Вам придется долго тренироваться, прежде чем вы научитесь кидать предметы нужным образом. Траекторию полета определяют две вещи:

скорость, с которой вы двигаете курсор перед броском, — чем резче вы двигаете, тем выше полетит камень;

длина «разгона», то есть на какое расстояние вы пронесете предмет в руке, прежде чем отпустите его, — чем длиннее «разгон», тем дальше летит предмет.

Самый эффективный из бросков при атаке вражеской деревни — плавный и длинный. Камень прокатится через всю деревню и снесет все дома на своем пути.

В мирных целях броски можно применять для повышения своего авторитета.

Если быстро щелкнуть по камню правой клавишей мыши, не удерживая, то вы расколете камень на две половинки.

Игровая механика

Лес

1. Полив деревьев

Ключ к выигрышу в Black&White — это выращивание леса. Сажайте маленькие деревца на достаточном расстоянии от деревни. Деревья будут расти и размножаться быстрее, если вы их поливаете заклинанием Shower (хорошо, если вы научите ваше существо этому заклинанию, чтобы оно выполняло его автоматически). Когда вы построите чудо (нужно 7 блоков в мастерской), эффективность полива увеличится в 2 раза.

Большие леса удобнее поливать заклинанием Storm, оно покрывает большую площадь, но льет не так долго.

Запомните, что вода стекает с возвышенных участков. Например, если вы будете поливать дерево, стоящее на холме, то вся вода окажется на полянке неподалеку. Отсюда вывод — сажайте деревья в низменностях.

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

2. Типы деревьев

В игре есть 6-7 типов деревьев и кустов, различающихся по скорости роста, плотности и количеству древесины.

Хвойные деревья: растут быстрее всех при средней плотности. Их хорошо сажать, если дерево вам нужно срочно. Ели растут чуть медленнее сосен, но и дерева дают чуть больше — до 700 единиц древесины за полностью выросшее дерево.

Деревья средней полосы: растут со средней скоростью, очень плотно, древесины из них получается больше всего — до 1000 единиц с одного дерева. Их них быстрее всех растут березы (несколько стволов со светлой корой), медленнее всего — клены (с темно-коричневыми листьями).

Тропические деревья: растут со средней скоростью, древесины дают мало, потому что тонкие. Заполняют поверхность плотной порослью. Поливать их не так эффективно, как елочки и березы, да и древесины с каждого деревца вы получите не более 200 единиц.

Кусты: полив мало влияет на скорость роста, а древесины дается меньше всего. Не тратьте на них время.

3. Выращивание леса

Из группы деревьев можно вырастить целый лес при надлежащем руководстве. Поливайте деревья, стоящие с краю, и рядом с ними станут появляться молодые побеги. Можно также пересаживать деревья из центра к краю — центр заполнится очень скоро. Чтобы все это делать эффективно и последовательно, осмотрите карту перед самым началом уровня. Посмотрите, где находятся большие лесные участки, и сразу посадите отдельные деревца в тех местах, где вам может понадобиться лес в будущем. Если на острове часто идут дожди, то через полчаса игры вокруг саженцев образуются рощицы.

Рубить лучше всего только полностью выросшие деревья, а маленькие не трогать, чтобы они подросли. Определить, до конца ли выросло дерево, можно очень просто: его трудно вырвать из земли. Вам нужно немного двинуть курсором вверх, и только тогда оно поддается. Маленькие деревья вынимаются легче.

Деревья и поля можно удобрять веществом, которое оставляет ваш питомец (то, которое с неприятным запахом).

4. Сбор древесины

Не носите каждое дерево рукой на склад или в мастерскую, вместо этого сделайте несколько дровосеков. Если вы дадите жителям столько леса, сколько нужно, то их вера в вас упадет! Определить это можно по реакции на высыпаемую из вашей руки древесину. Если они говорят «WOW! WOOD!», то все в порядке. Если же в награду за свои труды вы слышите «хм-м... wood», то знайте, что вы перестарались и потеряли доверие жителей (вы услышите, что ваше население стало disillusioned).

5. Автоматизация процесса

Если вы приучите ваше существо, то оно будет само поливать деревья, причем разные леса по-разному (посмотрите в Creature Cave строчку forests known). Кроме того, оно будет вырывать деревья и кидать их на склад или недостроенные здания.

Для убыстрения переноса деревьев вручную (когда ваше существо еще не приучено к этому) можно использовать метки: одну установить перед лесом, из которого вы носите деревья, другую — перед складом.

6. Пожары

Если лес загорелся, то можно потушить его заклинанием Shower, но проще будет выкинуть подальше горящие деревья. Запомните, что огонь распространяется быстро и легко. Если кинуть горящее дерево в склад, то загорится весь склад. Если кинуть горящее дерево в мастерскую, будет гореть вся мастерская. Огонь с деревьев легко перекидывается на здания, горки еды и т.д.

7. Miracle Forest

Когда вы произносите заклинание Forest, у вас в руках появляется семя, из которого может вырасти сразу с десяток деревьев. Эти деревья не восстанавливаются и не дают молодых побегов. Если ваши жители перестанут танцевать и восхвалять вас, то лес исчезнет.

Сами деревья дают столько же древесины, как и обычные.

Магический лес можно пересаживать. Для этого возьмите семя, вращающееся над лесом, и перенесите на другое место. Его также можно положить на miracle dispenser, и тогда у вас будет запас древесины на всякий случай.

Артефакты

Обычные камни можно превращать в артефакты. Если вы положите какой-нибудь камень в середине деревни, то через некоторое время люди начнут ему молиться и танцевать вокруг него (камень начнет светиться красноватым оттенком, а потом над ним появится ваш знак). Превращение в артефакт происходит за несколько ночей, причем чем больше жителей в деревне, тем быстрее. Артефакты существенно повышают веру в вас среди населения.

Если поместить артефакт во вражескую деревню, то ее конвертация будет идти быстрее. Если перенести артефакт в дружественную деревню, то вы получите дополнительные очки веры. Так можно неплохо поддерживать свое положение — сделать в каждой деревне по нескольку артефактов, а потом переносить их между деревнями.

Разбивание артефакта на два камня лишает его магической силы.

Чем больше камень, тем больше его магическая сила.

Управление населением

Вне зависимости от вашего alignment'а необходимо, чтобы ваши деревни развивались, то есть чтобы в них увеличивалось число жителей и построек. К сожалению, жители тупы и к тому же ленивы, поэтому всегда норовят усесться на землю и ждать приказаний. Как только вы это заметили, берите женщин и превращайте их в breeder'ов, а мужчин — посылайте на общественные работы, превращая их в специалистов (рыбалка, фермерство, рубка леса, миссионерство, торговля, строительство, производство блоков в мастерской). Не делайте мужчин breeder'ами, потому что для рождения ребенка достаточно, чтобы только женщина была беременна, а мужчина в эти 9 месяцев может заниматься другими делами.

Специалисты в отличие от простых жителей светятся желтой сферой. Чтобы сделать жителя специалистом, нужно поднести его к объекту действия (например, рыбака — к морю, дровосека — к дереву, breeder'а — к жителю противоположного пола, миссионера — к дому во вражеской деревне, торговца — к складу во вражеской деревне). Если вы хотите специалиста превратить в обычного жителя, то возьмите его и «встряхните» — желтая сфера исчезнет.

Если у вас в одной деревне не хватает домов из-за перенаселения, а в другой дома пустуют, возьмите лишних жителей и переселите их (над пустым домом появится значок домика со стрелкой). Посмотреть, какие дома свободны, а какие заняты, можно, если щелкнуть правой клавишей на любой постройке.

Самая большая ошибка, которую допускают новички в игре, — это увлечение мелочами, от которых игра превращается в мучение. В игре действует раз и навсегда заведенное правило: чем больше вы делаете для людей, тем ленивее они становятся. В самом начале уровня добейтесь того, чтобы нуждаемость в лесе была сбалансирована с потребностями в строительстве, а потребность в пище — с рождаемостью. Это можно определить по флагам, которые поднимаются над складами в деревнях. После чего превратите специалистов в обычное население — и деревня начнет развиваться автоматически.

Не давайте жителям еду или древесину — создайте поле или лес и отправьте людей на работу.

Излечивать лень приходится драконовскими мерами: просто заставьте людиков поголодать немного, чтобы количество их сократилось, и оставшиеся в живых одумались. С помешательством «offspring» (догадайтесь сами, о чем речь) бороться нужно еще более жестоко: заберите все продовольствие в складе и отдайте молящимся в храме, а потом принесите в жертву всех лишних жителей, желательно детей. От них вы получите больше всего маны.

Деревня должна постоянно расти, должны строиться новые дома, и этот процесс можно автоматизировать. Просто сделайте несколько специалистов-craftsmen'ов, и дома будут возводиться самими жителями.

Помните, что все ваши действия эффективно воздействуют на веру в вас только при первом использовании. Повторные использования лучше проводить через некоторое время. Если долго подряд совершать одну и ту же операцию и ей пытаться повысить свой авторитет, то вы будете даром тратить магическую энергию.

Молящиеся жители постоянно устают и голодают, поэтому нужно либо периодически подлечивать и кормить их, либо опускать тотем и давать время отдохнуть и подкормиться дома. Степень голода и усталости показываются флагами: человек, показывающий себе на рот рукой (голод) и «z-Z-Z» (усталость).

Захват деревень

Захватывать нейтральные и вражеские деревни можно тремя способами, выбор между которыми зависит от вашей «доброты». Заклинания можно как кастовать самому, так и поручить это существу.

Alignment Good

Посылайте миссионеров.

Сажайте деревья в незахваченной деревне.

Дарите жителям древесину, еду, коров и овец, поливайте посевы.

Пускайте заклинание с летающими голубями.

Alignment Neutral

Застраивайте всю территорию домами, полями и другими постройками, чтобы вражеская деревня оказалась внутри границы вашего влияния.

Следите за тем, чтобы ваши жители были довольны.

Отражайте атаки вражеских существ.

Alignment Evil

Кидайтесь валунами, файерболами, бейте молниями и устраивайте штормы.

Суперприем — нагреть валун с помощью файерболов, а потом швырнуть его в центр деревни.

Зажгите несколько деревьев, а потом кидайте их в деревню — вы сможете сэкономить на файерболах.

Разрушайте здания и убивайте жителей.

Забирайте детей и жгите их на жертвеннике.

Вырастите лес посреди деревни заклинанием Forest и зажгите его.

Ешьте и швыряйте жителей своим существом, если оно у вас злое.

Уничтожьте всех жителей в деревне, чтобы она стала мертвым городом, а потом пустите туда одного миссионера — деревня станет вашей, хотя придется долго населять ее, перенося туда жителей из других деревень.

Проще всего при захвате деревни применять тактику зла, но при этом количество жителей будет сильно сокращаться. Это нехорошо, потому что тогда от захваченной деревни вам будет мало проку. Увлекшись атакующими заклинаниями, вы можете просто истребить всех жителей деревни, и тогда после ее захвата вам придется долго и нудно заселять ее жителями из других деревень.

Оптимальный вариант — обучить существо нескольким нейтральным и «добрым»

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта.