Fate of the World
Спасать мир — что может быть проще? Мы не раз спасали его от инопланетных захватчиков, демонических орд, сумасшедших ученых и террористов. Всего-то и надо, что понять, кто именно угрожает планете Земля, а потом уничтожить угрозу на корню вместе с ее носителем.
Но что, если этот «носитель» и есть те, кого мы беремся защищать, — то есть жители планеты? Что, если главным противником будут не жуткие порождения ада, а простые обыватели, которые ездят на работу и домой в машинах, выбрасывающих в атмосферу двуокись углерода? И к тому же хотят пользоваться всеми благами цивилизации, которые не только уничтожают невосполнимые запасы угля и нефти, но еще и воздух не озонируют. Что же с ними делать — «уничтожить на корню»? А ведь это тоже вариант!
Чье кресло займем?
Fate of the World делает игрока главой GEO, международной надгосударственной структуры, чья задача — предотвратить климатическую катастрофу на планете. Главной вашей проблемой станут глобальное потепление, подъем уровня моря и исчерпание природных ресурсов. Злейшими врагами — загрязнение атмосферы, стихийные бедствия и финансовые кризисы.
Чтобы бороться со всем этим, маловато шестиствольного пулемета. Даже целая армия, вооруженная по последнему слову техники, не сможет остановить таяние полярных льдов, пока экономика Китая основывается на угле.
Вообще, прямое вмешательство GEO в дела стран-участников — почти всегда крайняя мера с не до конца прогнозируемыми последствиями. Если задаться целью, можно свергнуть неугодный режим и заменить его экологическими фанатиками, целиком и полностью поддерживающими любые наши решения. Но не дай бог об этой небольшой операции узнают в регионе — не видать вам поддержки и финансирования. А и то и другое — вещи очень важные. Ведь если слишком многие будут недовольны вашими действиями, регион может вообще отказаться от помощи GEO, полностью запретив ее деятельность на своей территории. Ну и финансирование — понятное дело, ничто в этом мире не делается за просто так. За все приходится платить американскими долларами.
Будни главного эколога
Но все же как повлиять на мир? Обычный день главы GEO начинается со взгляда на трехмерную картинку планеты Земля и просмотра последних новостей: температура повысилась на столько-то градусов, уровень выбросов в атмосферу изменился так-то, отношение мира к нам такое-то. Окинув взглядом общую картину, можно переходить к частностям: мир поделен на отдельные регионы, с которыми мы и имеем дело. «Регион» обычно обозначает целую группу стран — например, Европа, Латинская Америка, Ближний восток. Чтобы влиять на происходящее, надо сначала заслать в нужную область земного шара своих агентов — тоже не бесплатно. Каждый агент дает возможность сыграть одну «карту» — по сути, совершить одно действие в ход. Чем больше людей действует в регионах, тем больше вы сможете сделать за единицу времени. Но каждая карта имеет свою цену, и финансов в казне GEO хватает не всегда.
Карты-действия в Fate of the World распределены по категориям: энергетика, защита природы, политика, помощь населению. Что именно требуется в регионе, можно узнать, просматривая свежие новости и диаграммы доходов населения, его занятости и возрастного состава. Однако чтобы сыграть любую из карт, скажем, политического направления, сначала придется выставить карту «дипломатическое представительство». Точно так же и в остальных категориях: сначала играется представительство, и только потом открываются остальные карты этого направления.
Думайте на будущее: не «что надо сейчас» а «что понадобится в первую очередь». Кое-какую информацию можно получить из тех же диаграмм — в них всегда, кроме статистики на данный момент, содержится и прогноз развития событий в будущем.
Но и это еще не все. Предположим, вы наметили примерный курс развития для регионов планеты, выставили нужные карты, нажали на кнопку, подтверждающую окончательность решений... Прошло пять лет, и вы внезапно обнаруживаете, что очутились в очаге финансового кризиса, резко снизившего финансирование GEO. Почему?!
Тщательно изучив десяток графиков и таблиц, можно прийти только к одному выводу — кризис случился. Причины неизвестны. Как его избежать — непонятно. И только после раскопок на посвященном игре форуме становится ясно: мировой финансовый сектор больше чем вдвое обогнал по развитию индустриальный и сельскохозяйственный. Вот и случился кризис.
Прекрасная идея Fate of the World сильно страдает именно от этого: недостаток информации о состоянии мира и последствиях решений игрока. Но информации в виде не маловразумительных таблиц и графиков, а четкого и ясного объяснения: это случилось, потому что вы сделали то-то. Или наоборот — не сделали того-то. Право же, образовательный аспект (а он в этой игре чуть ли не на первом месте) от этого совсем не пострадал бы, а играть стало б интереснее.
Доктор Апокалипсис
Вторая большая проблема игры — в ней просто негде развернуться. Всего четыре сценария, из которых один считается обучающим и один — «доктор Апокалипсис» — создан для тех, кто хочет поджарить эту планету под плотным слоем парникового газа, утопить в поднявшихся океанских водах или вообще устроить маленький обмен ядерными ударами. Оставшиеся два сценария все равно не дают простора для использования далеко идущих проектов вроде космических программ, среди которых и колонизация Луны, и полет на Марс, и добыча полезных ископаемых из астероидов... Единственная надежда: игра постоянно развивается и дополняется. Вполне возможно, что уже очень скоро главные недостатки будут исправлены и забыты, как страшное прошлое, — и тогда Fate of the World по праву можно будет поставить на верхние полочки рейтингов. |
Увлекательность |
8
|
Рейтинг
журнала
76%
|
Награда
журнала
|
Графика |
7
|
||
Удобство |
5
|
||
Баланс |
8
|
Запоминается
— огромным количеством информации
— тщательной проработкой экологической модели |
Хотелось бы
— больше сценариев для игры
— информации о последствиях и причинах происходящего |
Вердикт
Шанс почувствовать себя в ответе за всю планету. Интересная идея, которую слегка портит обилие ненужной информации и нехватка нужной.
|
РУКОВОДСТВО
Давать четкие советы по игре в Fate of the World почти невозможно — уже с третьего-четвертого хода партии различаются настолько, что выигрышная в одной стратегия может привести к моментальному проигрышу во второй. Давайте рассмотрим арсенал решений, который оказывается в руках у руководителя GEO, и определим, когда их стоит применять.
Это важно: все карты, кроме тех, что в разделе «Проекты», становятся доступны только после того, как в регионе будет сыграна карта соответствующего представительства.
Проекты
-
Bid for GEO Headquarters
Построить в регионе штаб-квартиру GEO. За 100 долларов получаем единичку поддержки и доступ к картам глобальных решений.
-
Switch Transport to Electricity
Карта становится доступна, когда доля ВВП на человека в регионе составляет не меньше двенадцати тысяч.
Перевод транспорта с бензина на электроэнергию может показаться простейшим способом сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, но есть маленькая деталь — если большая часть электроэнергии в регионе вырабатывается электростанциями, требующими угля или нефти, загрязнение, наоборот, увеличится. Поэтому, для начала стоит перевести выработку электроэнергии на более экологичные рельсы.
-
Protect Land, Soil & Forests
Защита и расширение лесных массивов в регионе снижают уровень загрязнения. Кроме того, карта уменьшает загрязнение от сельского хозяйства благодаря более рациональному использованию земельных угодий.
-
Commit to Renewables
Направляет регион на использование неиссякаемых источников энергии — солнечной, геотермальной, приливной и тому подобных. К сожалению, переход может занять очень длительное время.
-
Commit to Nuclear
Под воздействием этой карты регион начинает активно развивать ядерную энергетику. Плюсы: низкий уровень загрязнений, если все идет нормально. Минусы: сильнейший удар по экологии, если что-нибудь случится с электростанцией, а также ограниченный запас урана.
-
Cap and Trade Carbon Emissions
Ограничивает выбросы CO2 в регионах. Позволяет региону, где уровень выбросов меньше определенного, продавать рабочие мощности своей индустрии тем регионам, которые уже достигли предельного уровня. Может быть очень полезной картой, но только если будет введена в действие в большом количестве регионов, чтобы создать устойчивую систему купли-продажи мощностей.
-
Vegetarian Revolution
Вегетарианская революция может существенно снизить уровень загрязнения от сельского хозяйства. Опасна тем, что в регионах, где население недостаточно поддерживает идеи «зеленых», не только не произведет эффекта, но и вызовет дополнительное недовольство политикой GEO.
-
International Space Programme
Космическую программу можно запустить только в том регионе, где находится ваша штаб-квартира. Стоит она целых 100 долларов и почти никогда не окупается. Большинство связанных с ней проектов или не дают реальных преимуществ, или имеют слишком малые шансы на успех.
-
Tobin Tax
Когда эта карта в игре, все финансовые операции в регионе облагаются дополнительным налогом в пользу GEO. За это вы платите снижением поддержки своей организации на единичку каждый ход.
На самом деле плюсов у дополнительного налога больше, чем минусов, и его часто рекомендуют устанавливать при первой же возможности, гася возникающее недовольство какими-нибудь громкими акциями: программой защиты здоровья, например. Кроме того, карта тормозит развитие коммерческих структур в регионе, что может быть полезным, чтобы предотвратить финансовый кризис.
Окружающая среда
-
Water Management Programme, Enhanced Water Infrastructure
Обе карты улучшают снабжение региона водой, что положительно сказывается в первую очередь на сельском хозяйстве. Также полезны тем, что за небольшую цену гарантированно увеличивают поддержку GEO в регионе.
-
Switch to Organic Farming, Switch to Conventional Farming
Первая карта снижает использование химикатов в сельском хозяйстве, вторая, наоборот, поощряет их использование. Отказ от химических удобрений уменьшит вред окружающей среде, но может ударить по прибылям фермеров из-за уменьшившихся урожаев.
В зависимости от мировоззрения региона, где вы играете эти карты, изменения поддержки будут разными. В более «зеленых» отказ от удобрений воспримут благосклонно, а «материалистам», наоборот, не по нраву потеря части прибыли.
-
Subsidize Biochar
GEO берется финансировать переработку отходов биомассы в натуральные удобрения. Эффект от этой операции — дополнительное поглощение CO2 и улучшение снабжения региона продуктами питания.
-
Storm, Flood and Coast Defenses, Improved Storm, Flood and Coast Defenses, Adaptation to Storms and Floods
Три карты, последовательно улучшающие защиту региона от штормов и наводнений. Первые две — постройкой дополнительных защитных сооружений, а третья — изменением образа жизни людей так, чтобы снизить жертвы от стихийных бедствий.
-
Drought, Erosion and Wildfire Defenses, Improved Drought, Erosion and Wildfire Defenses, Adaptation to Heat and Droughts
То же, что и предыдущая троица, только защищает от засух и пожаров. Помните — если природные катаклизмы уже невозможно остановить даже улучшенными защитными сооружениями, значит, глобальное потепление достигло того уровня, когда вы, вполне вероятно, все равно проиграли. Третья карта в серии может понадобиться только в самых длительных сценариях или в «докторе Апокалипсис».
Технологии
Все карты этого раздела поощряют развитие в регионе технологий в какой-то отрасли науки — материалы, робототехника, информационные технологии, биотехнологии или энергетика. Но именно поощряют — исследования идут и без них, только медленнее. Лучше всего использовать их в регионах с высоким доходом и высокой стабильностью: Япония, Северная Америка, Океания.
Однажды исследованные технологии медленно распространяются по планете, но вы можете ускорить этот процесс, оплачивая закупку тех или иных технологий в более отсталых регионах.
Региональные ресурсы
Карты этого раздела ограничивают или, наоборот, поощряют использование того или иного вида топлива в индустрии региона. Используя их, помните, что уголь и нефть когда-нибудь закончатся — и это «когда-нибудь» уже очень близко. Биотопливо — заманчивый вариант почти полностью «чистого» топлива, но его первое поколение слишком сильно бьет по производству продуктов питания, и расширенное его использование может привести к голоду. Желательно повременить с ним до появления улучшенной технологии — хотя бы второго поколения. Использование дополнительных источников топлива — метановых клатратов или горючего сланца — обычно нежелательно, поскольку угрожает внезапными и серьезными увеличениями выбросов газа в атмосферу. |
Общество
-
Eco-Awareness Campaign
Медленно сдвигает мировоззрение региона в «зеленую» сторону. Обычно лучше всего сыграть эту карту как можно раньше в самых «грязных» регионах, чтобы иметь потом возможность применять там радикальные меры, наподобие «вегетарианской революции».
-
Educational Enrolment, Higher Education Programme
Финансирование обучающих программ для населения увеличивает поддержку GEO в регионе и повышает индекс развития. Но эти карты могут снизить рождаемость — что в густонаселенных частях планеты только к лучшему.
-
Emergency Housing Relief
Увеличивает количество доступного жилья, сразу улучшает отношение к нам на единицу и вдобавок уменьшает риск потерь из-за перенаселения.
-
Grow Agriculture, Grow Commerce, Grow Industry
Каждая из этих карт задает приоритетное направление развития региона: сельское хозяйство, коммерческий сектор или промышленность. Развитие в первую очередь снижает безработицу, создавая новые рабочие места, после чего начинает переманивать рабочих из других секторов.
Помните, что сектору экономики по мере роста нужно все больше ресурсов. Оставив одну из этих карт в игре надолго, вы рано или поздно столкнетесь с демонстрациями из-за их недостатка.
-
Job-Sharing Initiative
Простая и полезная карта — снижает безработицу в регионе, увеличивая поддержку в нем GEO. Можно держать в игре, пока не будут трудоустроены все.
-
Medical Welfare Programme
Снижает риск заболеваний в регионе. Пожалуй, лучший способ улучшить отношение к GEO. Побочный эффект: может вызвать снижение рождаемости.
-
One-Child Policy
Снижает уровень рождаемости в регионе ценой ухудшения отношения к GEO на единицу каждый ход, который карта остается в игре. Уменьшение населения, помимо очевидного, ведет к сокращению потребления, а значит, и к некоторому уменьшению загрязнения окружающей среды.
-
Transport Infrastructure Investment
Снижает уровень загрязнения от транспорта за счет более эффективного использования дорог региона.
Политика
-
Provide Security Assistance, Declare Martial Law, Fund Law Enforcement
Увеличивают стабильность в регионе. До военных действий лучше не доводить — вдобавок к резкому падению уровня поддержки GEO в регионе, где начался конфликт, почти всегда есть риск перерастания войны в ядерную, а это почти автоматический проигрыш.
-
Encourage Consumption
Сдвигает мировоззрение региона в сторону потребительского общества. Может пригодиться разве что в сценарии «доктор Апокалипсис», потому что регионы с материалистическим мировоззрением потребляют больше ресурсов и, следовательно, больше загрязняют природу.
-
Fund Black Ops, Fund Deep Black Ops
За этими картами скрываются самые действенные и быстрые методы влияния на политику (и не только) в регионах. Но, прибегая к ним, помните, что почти всегда есть шанс, что сведения о вашей причастности просочатся в прессу, — и тогда прощай удобное кресло главы GEO...
-
Fund Insurgency Campaign
Снижает стабильность в регионе. Хотите войны? Устройте ее! Кроме того, в сценарии «доктор Апокалипсис» вы получите дополнительные очки, если развяжете ядерную войну.
-
Covert Sterilization
Небольшое количество контрацептивных препаратов в питьевой воде быстро и эффективно снижает уровень рождаемости в регионе, решая проблему перенаселения.
-
Regime Change
Меняет мировоззрение региона на «зеленое» и увеличивает поддержку GEO. Если, конечно, все пройдет удачно...
-
Disinformation
Отвлекает внимание от других ваших действий — увеличивает шансы на успех незаконных операций.
-
Develop Bio-Weapons
Открывает финансирование биологического оружия. Результат — три штамма «генной чумы». Штамм «Альфа» уничтожает четверть населения региона, где был применен, «Бета» — половину, «Гамма» — 99,9% населения.
Вот такими средствами вам придется справляться с растущими потребностями населения и парниковым эффектом. Ну, или наоборот — справляться с населением при помощи парникового эффекта. В любом случае помните: Земля — очень хрупкая система. И малейший толчок может заставить ее катиться совсем не в том направлении, в котором вам хотелось бы.