'47 ронинов' раз, '47 ронинов' два...

12.01.2014 16:18

«Ясубэй… ты настоящий самурай? Немного их осталось в наши дни. У большинства нет сердца, их интересуют только деньги. И они пытаются выдавать чёрное за белое.»

Асано Наганори, «Один из сорока семи»

Что поделать, любят американские режиссёры переснимать чужие фильмы. Разумеется, улучшая их: частенько перенося сюжет в другую страну, оснащая «своими» героями, добавляя «остроты» и прочее. И плевать, что смысл первоисточника при этом оказывается погребён под массой ненужных добавлений; зато западному зрителю интересно. Не стала исключением и история о сорока семи ронинах.

Нет, если убрать из фильма ненужную мистику и всяческую чепуху, вроде добычи мечей неизвестно где и у кого, то получится неплохой фильм. Которому можно простить даже «историю любви» - ну как же без неё, в самом деле? Но убрать ничего нельзя, и в результате - «одноразовый» фильм. Который, однако, заслуживает поощрения за то, что вновь пробудил интерес к истории о сорока семи ронинах и к японским фильмам, посвящённым ей.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЯПОНСКИЕ ФИЛЬМЫ О РОНИНАХ ИЗ АКО

"47 ронинов" - Япония, 1962 г., режиссёр Хироси Инагаки

Это далеко не первый фильм о самураях, до конца преданных своему долгу, но предыдущие крайне сложно отыскать. Как и большинство японских исторических фильмов, он идёт более трёх часов, в ходе которых история разворачивается неторопливо, но со всеми подробностями.

Действие разворачивается в период правления сёгуна Токугава Цунаёси, известного под прозвищем «Собачий сёгун». В этот период под страхом смерти запрещались убийства собак и других животных. Преследуются и убийства людей.

Чем больше развивается страна, тем сильнее падают нравы. Взятки становятся обычным делом. И горе тому, кто продолжает жить по законам чести, неукоснительно придерживаясь своих принципов.

Даймё Асано Наганори относится именно к таким людям. Он отказывается давать взятку распорядителю церемоний Кира Ёсихиса, и тот в ответ даёт неправильные советы о приготовлении к церемонии встречи послов, всячески унижает Асано; в конце концов добивается того, что не выдержавший оскорбления самурай нападает на него с мечом.

Даже обнажить клинок во дворце сёгуна считалось непростительным проступком, а нападение на чиновника каралось смертью.

Причём за проступок даймё несёт ответственность весь его клан: он объявляется распущенным, а его земли конфискуются.. Более трёхсот самураев становятся ронинами – воинами, потерявшими своего господина, предоставленными сами себе. Больше никто не станет выдавать им жалованье, каждый ронин должен сам искать пути заработка.

Но честь самурая и кодекс Бусидо требуют отомстить за господина, даже несмотря на запрет сёгуна.

О том, как это происходило, и рассказывает фильм. Без малейшего налёта мистики, конечно же. По моему мнению, это лучший фильм из серии о сорока семи ронинах.

"Падение замка Ако" — Япония, 1978 г., режиссёр Киндзи Фукасаку

Следующий кинорассказ о самураях-мстителях. В отличие от предыдущего, он не дублирован, что ничуть не делает его менее интересным. Фильм примечателен тем, что в одной из ролей снялся знаменитый Тосиро Мифунэ.( На восемьдесят седьмой минуте фильма он расправляется с наёмными убийцами, нанятыми для уничтожения Оиси; такой сцены нет в предыдущем фильме.) Интересный факт: актёры, играющие роли главного советника Оиси Кураносукэ и главного злодея Киры Ёсихиса во всех фильмах похожи друг на друга. Ещё один интересный факт: на пятьдесят третьей минуте фильма самураи скрепляют договор кровью, эту сцену постарались скопировать американцы в фильме 2013 года, но в японском фильме она всё равно смотрится лучше.

Любопытен способ доставки сообщений из Эдо: экспресс-паланкин. Носильщики меняются, не останавливая бега, и расстояние в 700 километров от Эдо до Ако пробегают за четверо суток. Что при этом испытывает сидящий в паланкине, остаётся только догадываться. Такая же сцена – с паланкином – есть и в фильме 1962 года. С моей точки зрения, в фильме "Падение замка Ако" - наиболее зрелищное финальное сражение, исключая эпизод с Кирой Ёсихиса.

«47 ронинов» — Япония, 1994 г., режиссёр Кон Итикава

К своему удивлению, я очень долго не мог найти этого фильма. В конце концов, пришлось его смотреть с субтитрами на английском языке. После чего стало понятно отсутствие хотя бы субтитров на русском: это худший фильм из серии (самый короткий и с самым кровавым финалом), даже «47 ронинов» 2013 года превосходят его. Во всём фильме есть только одна примечательная сцена: поединок Оиси с наёмными убийцами на сорок девятой минуте.

"Один из сорока семи" — Япония, 2001 г., режиссёр Сюнсаку Каваке

На сей раз история рассказывается от лица молодого самурая, вступившего в клан Асано незадолго до трагических событий. Фильм более зрелищен, чем другие, но всё же не превосходит фильма 1962 года. Хотя именно из него я взял вступительную цитату; и один из последних диалогов очень хорош.

Во всех трёх фильмах более всего мне понравилась принципиальность самураев. Они прекрасно знали, что за местью последует смерть, не только их самих, но, возможно, и их близких. И всё же не могли себе позволить пойти на сделку с совестью и отступить от того, что они считали единственно правильным.

Тем, кто посмотрел фильм 2013 года, я настоятельно советую посмотреть хотя бы один японский фильм; а лучше – все три. В заключении первой части – ролик из первого фильма "Сорок семь ронинов" 1910 года выпуска.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ВЫСТАВКА 47 РОНИНОВ.

Увы, попасть на эту выставку смогут лишь жители Москвы и Подмосковья. Впрочем, при желании вполне можно добраться и из ближайших городов. Расположена она в Ветошном переулке, сразу позади ГУМа, пройти мимо – никак не возможно.

Экспозиция довольно велика; пройдя по залам с экскурсией, можно вернуться и внимательно рассмотреть всё ещё раз. Показывается фильм о процессе изготовления самурайских мечей; в течение часа происходит демонстрация облачения в доспех с параллельным рассказом и пояснением происходящего. Выполняются приёмы фехтования мечом, нагинатой и шестом.

Все сорок семь...

Доспех клана Асано.

Описание доспеха и истории о сорока семи ронинах.

Фитильные пистолеты.

Нагината (по одним данным - копьё, по другим - алебарда) и Содэгарами ("Запутыватель рукавов". Полицейские не имели права причинять физический вред самураям. Зато могли с помощью данного оружия обездвижить разбушевавшегося преступника.)

Кама и Кусаригама.

Клинки в оправе из слоновой кости.

Лангуст из слоновой кости. Все сочленения подвижны. По свидетельству специалистов, не мог быть изготовлен человеком.

И, конечно же, целый зал посвящён сорока семи ронинам…

Словом, вполне можно провести на выставке часа четыре: вы ничего не потеряете, но, вполне возможно, приобретёте. (Лично я наконец-то понял, с помощью каких приёмов фехтовали шестом против меча, и как «работали» нагинатой: до момента посещения музея полагал, что рубили с размаха.)

Кстати, можно приобрести и сувениры: от бокена до кимоно. А если появится желание просто посмотреть, какие бывают кимоно, и как их делают, пройдите совсем немного, до выставки в Манеже.

ВЫСТАВКА КИМОНО

Я понимаю, что данный материал не имеет отношения к сорока семи ронинам, но он имеет прямое отношение к Японии. Кроме того, это действительно интересная выставка. О ней бесполезно рассказывать, нужно просто смотреть. И торопиться: выставка работает лишь до 23 января.

А так выглядит материал вблизи:

В мире столько всего интересного, необычного и замечательного! Сидеть и скучать просто некогда.

P.S. А здесь можно прочитать о сорока семи ронинах.

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта.