Боевые искусства. Традиция, спорт, самооборона
Усилиями кинематографа и игровой индустрии о боевых искусствах знают даже те, кто никогда ими не занимался. И хотя значительная часть этого «знания» — не более чем зрелищный миф, живущий лишь по ту сторону экрана, мир рукопашного боя многогранен, ведь существующие в мире системы преследуют совершенно разные цели.
Мы начинаем цикл статей, призванных расставить все точки над «i» в этом вопросе. Классифицировать существующие школы по их принципам, целям и арсеналу приемов, отделить практику от правдоподобного вымысла — и, конечно же, развенчать особо живучие мифы.
Чаще всего под термином «боевое искусство» подразумевают систему приемов ближнего боя без использования оружия. Это не совсем верно. Ведь в большинстве рукопашных школ есть техники работы с оружием. И встречно — далеко не каждая школа претендует на то, что занимается именно «искусством».
Вернее было бы разделить существующие направления на три группы:
-
Боевые искусства подразумевают совершенствование тела и личности через глубокое изучение ближнего боя. Их основу составляет традиция — как в освоении приемов, так и в мировоззрении.
-
Контактные виды спорта созданы для проведения зрелищных соревнований. Даже в наиболее жестких из них строго регламентированы правила ведения поединка, чтобы свести к минимуму травматизм спортсменов.
-
Прикладные рукопашные системы готовят к эффективному выполнению определенных практических задач, так или иначе связанных с силовым противодействием.
Очевидно, что не существует, да и не может существовать системы, объединяющей все эти направления, — решаемые ими задачи в корне противоположны. Спортсмен строго соблюдает правила под страхом дисквалификации, а спецагенту-разведчику важна убийственная, но неприметная эффективность. Мастер восточных единоборств изучает сокрушительные удары, а вышибала в баре обязан мягко обездвижить подвыпившего гуляку, не нанося увечий. Ошибкой было бы думать, что специалист может легко переключаться — в бою всё решают доли секунды и «выстреливает» то, что наработано до автоматизма.
Мотивы тех, кто решил заниматься, также отличаются. Кто-то хочет постоять за себя в драке с хулиганами, другому мерещится чемпионский пояс, третий видит в занятиях форму оздоровительной физкультуры; есть и такие, кто приступает к тренировкам, желая приобщиться к мистике Востока. Любая из этих задач вполне выполнима, если верно выбрать систему. А чтобы лучше в них ориентироваться, остановимся подробнее на основных направлениях.
Классические боевые искусства
Исторически каждый народ создавал свой вид единоборств — примерно так же, как кухню или национальную одежду. Но, пожалуй, только на Дальнем Востоке набор приемов ближнего боя смог вырасти в развитую систему и стать в полной мере искусством. В первую очередь мы говорим о средневековых Японии и Китае, в несколько меньшей степени — о странах Индокитайского полуострова. Именно здесь возникло то, что в полной мере можно назвать боевым искусством, сбалансированным и духовно, и телесно.
Ученик традиционных школ тренировался не для того, чтобы победить на городских соревнованиях. В те времена от умения драться зависело выживание. И изначально школы боевых искусств ориентировались на работу не столько голыми руками, сколько с распространенным тогда оружием. Вопреки киношному стереотипу даже очень крепкие кулаки — не конкурент плохонькому мечу. А поскольку меч оставался уделом состоятельных граждан, большинство использовало более «демократичные» ножи, копья и даже палки. Многие из дошедших до нас боевых искусств носят на себе отпечаток работы с оружием, что хорошо видно по технике ударов, блоков и перемещений. Например, удар цуки из каратэ изначально наносился таким оружием, как тонфа (предок современной полицейской дубинки). В некоторых стилях традиционного китайского ушу техника ударов руками также подразумевает наличие в них лезвия.
Сам рукопашный бой был скорее дополнением к работе с оружием. Он шел в ход либо в кабацкой драке, либо при утрате оружия в бою, либо для превентивной атаки против вооруженного врага, пока тот не успел обнажить меч. В последнем случае речь идет даже не о драке, а о попытке вывести его из строя парой быстрых ударов.
«Честные» битвы один на один существовали в основном на страницах рыцарских романов. Бойцу нужно было уметь драться против группы или же в ее составе. Все традиционные боевые искусства уделяют много внимания коллективной драке, что не могло не отразиться на технике. Нацеленность на бой против группы хорошо прослеживается во многих ката и таолу (проще говоря, «боях с тенью») традиционных школ.
Поскольку к боевым искусствам предъявлялись исключительно прикладные требования, им не было свойственно разделение на ударные и борцовские — практикующий должен быть готов как к удару, так и к броску. Например, все традиционные китайские стили содержат цюань фа (ударную технику) и цин на (технику бросков и болевых приемов) как равнозначные разделы. Нет в древних школах разве что партéра (борьбы лежа), в силу малоприменимости в реальном бою.
Следует отметить, что перечисленные достоинства старых школ имели место во времена их расцвета, когда бойцовские навыки постоянно проходили проверку естественным отбором. С тех пор прошли века, и большинство школ утратило прикладную эффективность. Частично они просто ослабли в «тепличных» условиях, но и мир вокруг изменился. Сейчас под вывеской древних стилей нередко преподают своего рода оздоровительную гимнастику и спортивную хореографию, а в худшем случае — эзотерическую ересь сектантского толка.
Кунгфу-боевики, со своей стороны, сильно приукрасили способности каратистов и шаолиньских монахов. Даже великие мастера древности не обладали джедайскими способностями и не выходили с голой пяткой против толпы вооруженных самураев.
В качестве наиболее ярких представителей традиционных боевых искусств можно выделить:
-
Китай — шаолинь-сы цюаньшу, тайцзи цюань, вин чун, так называемые подражательные стили (стили журавля, тигра, богомола и т.п.), синь-и.
-
Япония — клановые стили дзю-дзюцу, окинавское каратэ, сюридзи кэмпо, аикибудзюцу.
-
Остальные азиатские страны — вьет во дао, эскрима, тэкхен, пенчак силат.
На заметку: в списке традиционных школ также нередко упоминаются вьетнамское вьет во дао и филиппинская эскрима. Но единой рукопашной системы во Вьетнаме долгое время не было, ивьет во дао — относительно современный гибрид нескольких традиционных систем. А эскрима возникла под сильным влиянием испанской школы фехтования, так как Филиппины были испанской колонией.
Контактный спорт
Люди соревновались в силе, ловкости и удали с древних времен. Еще в античной Греции в программу Олимпийских игр входили борьба, кулачный бой и панкратион (некий аналог современного MMA). Такие соревнования позволяли городам-государствам демонстрировать силу своих бойцов, а античным альфа-самцам — выплеснуть агрессию довольно-таки мирным способом.
Эти состязания стали прообразом современных спортивных единоборств. Двадцатый век смело можно назвать временем становления контактных видов спорта. Большинство нынешних соревновательных стилей родилось в период между 1920-ми и 1970-ми годами. В это же время многие традиционные стили поддались веяниям нового времени и быстро эволюционировали в сторону спорта.
Главная цель спортивного поединка — не смерть или увечье оппонента (как это было в традиционных школах), а победа над ним через получение условных очков за успешные удары и грамотно проведенные приемы. Отсюда и строгие правила, и весьма ограниченный боевой арсенал, проистекающий из их соблюдения.
Правила диктуют технику, тактику и методику подготовки бойца в спортивных единоборствах, порождая все то, что с прикладной позиции смотрится извращением. Так, например, в некоторых видах тхэквондо (к слову, олимпийский вид спорта) очков начислят тем больше, чем сложнее выполнен пируэт, потому бойцы больше прыгают друг перед другом, чем на самом деле дерутся. Надо ли пояснять, что в бою устойчивость и равновесие куда важнее акробатики? А в бразильском джиу-джитсу основной упор сделан на позиционную борьбу в партере на мягком покрытии и без ограничений по времени. Вряд ли такая тактика принесет победу на жестком асфальте, когда друзья вашего противника методично забивают вас ногами. Как гласит старая поговорка, драться можно с многими, бороться — только с одним.
Однако все это смотрится комично, лишь если упустить из виду цель спортивного поединка. Это зрелище и соревнование, своего рода игра. Лучшие спортсмены готовятся многие годы, вокруг их персон собираются толпы болельщиков, которые не будут в восторге от искалеченного кумира. Правила подобраны так, чтобы обеспечить лишь временную небоеспособность, а уровень травматизма обычно позволяет вернуться на ринг в самое ближайшее время.
Там, где не спасут запреты, помогает различное защитное снаряжение: шлемы, перчатки, жилеты и наголенники. Именно они частично решают главное противоречие спортивных единоборств — как драться в полную силу, не травмировав спарринг-партнера. К примеру, шлем-суперсейв, принятый в кудо и косики-каратэ, хоть и не защитит от нокаута при сильном ударе, но убережет зубы и нос.
Краеугольный камень всех контактных видов спорта — спарринг. И даже с поправкой на гуманные ограничения это все-таки уже серьезная проверка навыков, которой не хватает многим сектам от мира единоборств. Тут не обойдешься бесконечной отработкой приемов на пассивном сопернике. Спарринг, даже по правилам, учит держать удар, превозмогать боль и быстро, не раздумывая, реагировать на атаку. В реальной драке это уже полдела.
Характерные примеры спортивных единоборств — бокс, кикбоксинг, тхэквондо, бразильское джиу-джитсу, грэплинг, Mixed Martial Arts (MMA), даидоджуку кудо, ушу сашьшоу.
Среди боевых искусств, превратившихся в спортивные единоборства, можно назвать киокусин каратэ-до, кэндо, муай тай, дзюдо, сават, сумо.
Системы самообороны
Современный гражданин обычно не может тратить на тренировки столько же времени, сколько мастер боевых искусств или профессиональный спортсмен. Для выживания в сегодняшнем мире куда больше требуются профессионализм, умение зарабатывать деньги, быстро усваивать информацию и общаться с людьми.
В этих условиях на тренировки остается в лучшем случае три раза в неделю по паре часов. Но больше и не нужно, если цель — не стать новым Брюсом Ли, а защитить свою жизнь и здоровье в редких, но опасных ситуациях, способных разом перечеркнуть достижения многих лет. На этих принципах основаны системы самообороны.
Как правило, они возникают путем компиляции существующих спортивных стилей и боевых искусств. Решается задача — не победить, а уцелеть (это одно и то же лишь на первый взгляд). Если спортсмены ведут долгий бой за победные очки, нанося и пропуская массу ударов, то в уличной драке может спасти один травмирующий удар с последующим бегством. И хотя средний спортсмен технически и физически подготовлен лучше среднего самооборонщика, он не приучен к нестандартным условиям боя: в машине, на лестнице, против ножа, в групповой драке и т.п.
Поэтому ядро тренировки в секциях самообороны — отработка наиболее реалистичных ситуаций. Например, один из партнеров нападает с макетом ножа, а второй стремится нейтрализовать угрозу. Также в самооборону нередко входит использование гражданского оружия и подручных средств: газовых баллончиков, ножей, травматического оружия и электрошокеров. При этом все средства должны быть сугубо законными — иначе, избежав одной опасности, обороняющийся рискует вплотную столкнуться с другой. Еще неизвестно, что хуже; в России очень многие из тех, кто отразил криминальное нападение силовыми методами (даже без оружия!), в итоге оказываются за решеткой.
На заметку: техника и инструменты самообороны различаются в разных странах. Там, где разрешено ношение огнестрельного оружия, ключевым приемом будет разорвать дистанцию и быстро выхватить пистолет.
При всех достоинствах систем самообороны инструкторы нередко забывают о необходимости практической проверки навыков на полной скорости, в полную силу и в отрыве от заданного сценария учебной атаки. Без этого подготовка рискует утратить прикладной смысл, сохраняя свою эффективность лишь в стенах спортзала. Бывают и другие ошибки — где-то по неграмотности, а где-то в погоне за зрелищностью; подробнее об этом читайте в главе «Псевдобоевые искусства и шарлатанство».
Характерные примеры самообороны: израильская крав мага, S.P.E.A.R., специальная прикладная армейская система (СПАС).
Прочие прикладные системы
Системы самообороны — лишь пример прикладных боевых систем, которые существуют в прямом смысле на все случаи жизни. Слово «прикладной» недвусмысленно подчеркивает, что такая система узко ориентирована на решение четко поставленной задачи.
К примеру, сотрудники ОМОН обычно действуют в открытую, им нечего бояться на территории своего государства. Следовательно, в ряды таких подразделений в массе своей набирают крупных широкоплечих ребят, прошедших воинскую службу. Им незачем скрывать свои мускулы, маскировать сломанные носы, квадратные костяшки пальцев или характерные для рукопашника движения, по которым специалист без труда оценит их уровень и тип подготовки.
Специфика работы телохранителя требует защитить не свое тело, а чужое. Свое — ровно в той мере, в какой это необходимо для дальнейшего выполнения задачи. Ключевой тут становится не столько техническая, сколько глубокая психическая подготовка: здоровый человек рефлекторно бережет себя, стараясь избегнуть пули, а не преградить ей путь (а ведь действовать необходимо рефлекторно, а не по итогам раздумий).
Внешняя разведка подразумевает скрытность. Если по легенде перед нами — инженер, пожилой почтальон или девушка-кассирша, им не пристало бугриться мышцами из-под одежды или становиться в боевую стойку от любого резкого звука. Рукопашная подготовка скорее всего потребуется (хотя бы затем, чтобы не потерять дорогостоящего агента при первой же встрече со случайным хулиганом), но по характеру будет совершенно иной. Подготовка разведчика-нелегала включает в себя и самозащитный раздел, и бой на уничтожение, и приемы силового задержания, и тактику защиты другого лица.
Оперативные работники, сотрудники конвоя, санитары психиатрических лечебниц, охранники увеселительных заведений — все эти люди так или иначе нуждаются в навыках, отвечающих требованиям профессии. И хотя в основе всегда остается силовой конфликт, в каких-то случаях противника надо нейтрализовать любым быстрым способом, в каких-то — обезопасить, сохранив способность передвигаться самостоятельно, в каких-то — обездвижить, не причинив вреда.
Такие системы входят в профессиональную подготовку специалистов (состоящую далеко не только из освоения рукопашных навыков) и обычно не имеют рыночных названий. В их основу ложатся приемы, заимствованные из самых разнообразных школ ближнего боя: спортивных, этнических и даже из практики уголовной среды.
Псевдобоевые искусства и шарлатанство
Существуют виды досуга, внешне напоминающие боевые искусства. В них даже есть нечто похожее на удары. Однако минимально искушенный зритель увидит в них аэробику, физподготовку, танец, шоу, оздоровительную практику, но только не рукопашный бой. Обилие акробатики и зрелищных приемов делает псевдобоевые искусства совершенно непригодными для драки.
Типичные примеры псевдобоевых искусств: акробатическая капоэйра, рестлинг, movie-do, спортивно-показательное ушу, тай бо, каратэбика. В них нет обмана — они честно не претендуют на звание боевых искусств и не обещают учить драться.
Но есть и явное шарлатанство, без упоминания о котором эта статья была бы неполной. Современный человек может прожить всю свою жизнь, ни разу серьезно не подравшись. Поэтому он может, в принципе, годами изучать черт знает что без несовместимых с жизнью последствий. А поскольку людям свойственно искать волшебную таблетку, которая без особых усилий сделает суперменом тщедушного офисного работника, это поистине неиссякаемый источник дохода для разных мошенников.
За последнее время возникло великое множество секций и стилей — сплошь сверхсекретных и сверхэффективных. Они обещают за один семинар обучить убийственным приемам спецслужб, либо дать волю дремавшему подсознанию, либо приобщить к истинной мудрости предков. На деле же эти «приемы» сводятся к бестолковому маханию руками — а если и работают, то лишь в постановочной ситуации, на не сопротивляющемся (а то и поддающемся) противнике. Зато не нужно годами потеть на тренировках — вот она, лакомая халява.
Как правило, самозваные гуру от боевых искусств паразитируют на следующих темах:
-
Оккультизм и мистика. Ударить кулаком — не круто! Круто ударить энергетической волной из третьей чакры. Этот цирк обычно называется бесконтактным боем. При случае гляньте на YouTube ролик «Мастер бесконтактного боя против бойца MMA». Очень поучительно.
-
Национал-язычество. Разве вы не слышали о древних гиперборейских витязях, которые в припадке боевого гопака одним ударом уничтожали проклятую нерусь? А нашему учителю эти приемы сам Перун показал.
-
Секретные приемы спецназа. О том, насколько они секретные, можно судить по тому, что вы можете прийти с улицы и начать заниматься. Характерный признак — показная жестокость, грубость и высокий травматизм (тут же всё по-настоящему, чай, не балет!).
-
Интуитивный бой. Зачем учиться? Вы уже знаете всё лучше любого мастера. Достаточно лишь... щелк!.. открыть подсознание, снять зажимы и запреты, и ваше дряблое тело, годами обтекавшее по форме офисного кресла, ринется в победоносную атаку.
-
Непостижимый Восток. Изначально это прикладные стили традиционных боевых искусств, к сегодняшнему дню превратившиеся в набор движений на грани гимнастики. Скажем, айкидо. Или вот взять ниндзюцу — комплекс подготовки разведчика в средневековой Японии, в котором приемы рукопашного боя стояли едва ли не на последнем месте.
-
Бойцовские клубы. Особняком стоят полуподпольные «клубы для настоящих мужчин». Все по-честному, реальная драка. И кстати, может оказаться, что действительно «по-честному». Вот только это не обучение рукопашному бою. Скорее — форма экстремального психотренинга, причем достаточно сомнительная.
Если вы обнаружите нечто попадающее под описание, срочно доложите в ближайшее отделение инквизиции. Если в рекламе секции вы встретили слова «древний», «бесконтактный», «интуитивный», «славянский», «энергетический», «спецназ» или «боевой гопак», то с огромной вероятностью это самое оно.
Чего заведомо не может быть в любой честной секции, будь то спорт, искусство или прикладная система?
Во-первых, высокого травматизма. Если вы идете учиться самообороне, то, по видимости, не затем, чтобы получить десять сотрясений за месяц, а чтобы как раз этого и избежать. Многочисленные травмы ставят крест на спортивных успехах и несовместимы с мастерством, зато часто используются для эпатажа.
Во-вторых, тысячелетних традиций, в точности сохранившихся до наших дней. И даже не потому, что это невозможно, — это еще и бессмысленно. «Современное лучше старого», сколь бы неромантично это ни звучало. Посмотрите спортивный бокс середины прошлого века. Любой из тогдашних чемпионов не выдержал бы и пары раундов против профессионала наших дней — другие скорости, более совершенная техника.
В-третьих, абсолютной новизны. Гармоничная система непрерывно развивается, совершенствуя арсенал. Заимствует и дорабатывает приемы, отбирает ценный опыт, но не перечеркивает его целиком.
Что обязано быть? Регулярные тренировки, физподготовка, изучение приемов, спарринги или как минимум отработка приемов на сопротивляющемся противнике. Если чего-то из этого нет — перед нами не рукопашный бой. А также не спорт и не искусство.
Удары по клавишам
Игр, эксплуатирующих боевые искусства, великое множество. Имя им — Терабайт.
На первом месте законно стоят классические файтинги, или «игры-поединки». Вид сбоку, два суровых мужика (возможно, две дамы) с противоположных концов экрана мутузят друг дружку почем зря. А игроки в это время лихорадочно душат клавиши, выстукивая комбинацию, после которой персонаж проведет суперприем «дракон плюет тигру на спину».
Настоящие, не «киношные», боевые искусства в таких играх узнаются только очень отдаленно. Наиболее известные представители жанра — серии Tekken, Dead or Alive и Guilty Gear, а также игры по мотивам аниме, вроде Dragon Ball и Naruto. И, конечно, как можно забыть о великом Mortal «Наше всё» Kombat? Именно он, вместе с черепашками-ниндзя, Брюсом Ли и шедеврами Акиро Куросавы, стал для нашего поколения сильнейшим стимулом заняться каратэ. Кто не слышал этот пафосный голос, изрекающий: «Round one. Fight!» или «Finish him!»? Кто не любовался формами Сони Блэйд и не кидал гарпун Скорпиона?
Игровой процесс спортивных симуляторов, а точнее симуляторов соревнований по контактным видам спорта, напоминает о предыдущей категории. Однако они значительно ближе к реальности, чем их знаменитые родственники. Никаких полетов и замораживающих ударов! Если игра о дзюдо, вы увидите в ней именно дзюдо, похожее на то, которое можно увидеть на соревнованиях. Часто игроку даже «дают порулить» известными спортсменами. Наиболее популярны из таких игр симуляторы бокса (серия Fight Night, Knockout Kings), ММА (серия UFC) и реслинга (серия WWE). И хотя сам реслинг — по определению режиссерская постановка, его игровые симуляторы чаще всего подразумевают состязание.
Во многих ролевых играх единоборства становятся одним из средств монстроцида, а иногда и главным средством. Симптоматично, что в большинстве случаев действие происходит в азиатском или псевдоазиатском антураже. Однако в RPG, в отличие от игр-поединков, обычно нет такого изобилия приемов и комбинаций. В вашем распоряжении обыкновенный удар и пара-тройка спецприемов. Наиболее достойна упоминания Jade Empire, а также игры на базе Dungeons & Dragons, где можно играть монахом-рукопашником.
В этой статье мы вкратце прошлись по основным группам единоборств. Но знакомство с ними только начинается; самое интересное ждет вас впереди. В следующих номерах мы подробно расскажем о самых достойных стилях боевых искусств и их истории, о великих мастерах и не менее великих фальсификаторах.
Игорь Васильевич Зайчиков. Вице-президент Московской федерации русского рукопашного боя, консультант кафедры боевой и физической подго- товки Международного межведомственного центра подготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД РФ, консультант Центра рукопашного боя «Динамо», консультант кафедры теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФК, лидер системы ПРБ ВКЗ.
Алексей Георгиевич Лещук. Тренер по приклад- ному рукопашному бою, ведущий инструктор про- екта «Реальный мир».