«Постой, паровоз!», или Семь лучших игр о железной дороге

26.06.2011 02:26

Железная дорога — это не просто способ передвигаться из точки А в точку Б. Это символ перемен, дальних странствий, встреч и расставаний. Когда вдалеке раздается гудок локомотива, кто из нас невольно не задумывается о путешествиях, былых и будущих? Перестук колес, грохот проносящегося за окном состава, звон подстаканников и внезапная тишина на далеком полустанке — кто останется равнодушным к железнодорожной романтике?

Поезда и пути, паровозы, вагоны и станции встречаются в сотнях игр. Где-то это транспорт. Где-то — декорация к пейзажам разрушенных городов. Где-то — источник повышенной опасности или способ заработать деньги. Немало найдется игр, которые целиком были бы посвящены железной дороге — от начала и до конца. И лучшие из лучших игры о железной дороге мы и собрали в нашем сегодняшнем выпуске.

7. Locomotion (1985 год)

Паровозик из Ромашково опять ограбили

Рейтинг лучших железнодорожных игр по традиции начинается с первооткрывателей. Всего двадцать четыре килобайта весил первый популярный железнодорожный симулятор Locomotion, но сколько в нем было приключений! Сквозь лабиринт мечущихся стрелок маленький паровозик мчался по Дикому Западу, подбирая с запасных путей вагончики. Вода и уголь расходовались быстро — чтобы не застрять посреди пустыни, надо было разыскивать станции и вовремя пополнять запасы. Через рухнувший мост не проехать, если в составе нет ремонтного вагона, и только вагончиком охраны шерифа можно было отпугнуть дерзких разбойников. И все эти приключения, напомню, умещались в код размером в двадцать пять тысяч знаков — как три этих статьи!

Правда, такая экономия была присуща лишь оригинальной версии для домашних компьютеров BBC Micro. Позже игру перенесли на множество других платформ (а в 1992 году — и на PC). Там уже и размеры у игры были побольше, и графика получше.

6. The Railroad Works (1985 год)

Для того, чтоб по рельсам проехать, надо раньше по шпалам пройти

Если Locomotion был предтечей железнодорожных симуляторов, то вышедшая в том же году The Railroad Works для Apple II и Commodore 64 стала первопроходцем в жанре «железнодорожных магнатов». Именно в ней ценой неимоверных усилий (и серьезной нагрузки на компьютеры) разработчики сумели создать игру, в которой можно было самому прокладывать рельсы, размечать стрелки, а потом гонять по получившейся железной дороге поезда.

Правда, экономической составляющей тут еще нет. The Railroad Works — обучающая игра, и, хотя в ней можно возить грузы и пассажиров, зарабатывая очки, идея управления единой транспортной компанией придет к создателям игр... нет, не позже, а немного в другом месте.

5. Railroad Tycoon (1990 год)

...И каждому поезду в заданный срок свой надо закончить маршрут

А с пятым местом в рейтинге наблюдается странная ситуация: «попал Дантес, а памятник поставили Пушкину». Дело в том, что легендарная Railroad Tycoon не менее легендарного Сида Мейера хоть и проложила дорогу подражателям жанра транспортных экономических стратегий, но первой не была.

Первой оказалась игра A-Train, вышедшая в Японии в 1985 году (необычайно богатый оказался год на железнодорожные игры). Именно в ней мы управляли компанией, прокладывая дороги и зарабатывая деньги. В Японии игра имела феноменальный успех. Но в странах Запада ее попросту не заметили. Поэтому именно Сид Мейер спустя пять лет без спешки создал свою стратегию и отхватил все лавры. Правда, в его защиту можно сказать, что в кампаниях Railroad Tycoon, в отличие от A-Train, мы не просто отстраивали железнодорожную империю, а соревновались с компьютерными конкурентами. Именно в этом виде идею подхватили и много раз воплотили бесчисленные подражатели.

4. Microsoft Train Simulator (2001 год)

Семьдесят стремительных пейзажей за неделю поезд пересек

В 2001 году компания Microsoft неожиданно для всех разбавила знаменитую авиационную серию железнодорожным симулятором. Впервые любители железных дорог получили настолько серьезную и проработанную игру. Правда, остальные крутили пальцами у виска, не понимая, в чем радость сидеть и часами смотреть на проплывающий за окнами пейзаж. Графика Microsoft Train Simulator даже по меркам начала века была в лучшем случае терпимой, так что эксперимент стал первым и единственным — издательство оставило поезда и вернулось (пусть всего лишь на несколько лет) к самолетам.

Но игровое сообщество вокруг симулятора сформировалось. Проблемы с графикой частично можно было решить с помощью модификаций и неофициальных дополнений. Модостроители наклепали множество техники, среди которых, кстати, было очень много отечественных локомотивов и вагонов.

Взяв на себя роль первопроходца в жанре, издательство Microsoft Games сделало важное дело. После ее MSTS косяком пошли серьезные и не очень железнодорожные симы, из которых стоит вспомнить серию Trainz и Kuju Rail Simulator (кстати, от той же студии, что делала MSTS).

3. Дорога на Хон-Ка-Ду (2003 год)

Этот поезд в огне, и нам некого больше бомбить

На третьем месте — самая необычная игра в рейтинге: стратегия о сражениях кибернетических поездов в борьбе за Золотую Шестеренку, похищенную роботом-злодеем Хон-Ка-Ду. Среди ярких пейзажей здесь по рельсам ползают миниатюрные спрайтовые составы и ведут яростный бой.

В «Дороге на Хон-Ка-Ду» (или Steamland на Западе) разработчикам студии Gromada удалось на основе такой необычной концепции навертеть отличный игровой процесс. На тактику влияют тип локомотива, комплект ремонтных, арсенальных и боевых вагонов (от обычных пушек до полуавтономных цеппелинов-бомбардировщиков, кибердесанта и Ядреной бомбы) и, конечно, «узор» железнодорожных путей на каждой карте. При всей своей простоте игра была сработана мастерски. А неожиданную «человечность» ей придали так и не вымаранные из сюжетных скриптов комментарии программистов — забавное чтиво.

Больше всего запоминаются в боях бронепоездов совершенно небоевые моменты. Яркие пейзажи. Цветистые спецэффекты. А еще — местные растения и животные, особенно белые медвежата, которые на снежных картах с гиканьем катались с горок, не обращая внимания на палящие друг в друга бронепоезда.

2. Метро 2033 (2010 год)

Дверью зажало на станции Свиблово, а отпустило на ВДНХ

Как в рейтинге лучших игр о поездах можно обойтись без «Метро 2033»? Никому не известная киевская студия внезапно на весь мир прославила московский метрополитен — правда, в слегка переработанном и полуразрушенном виде, по сюжету одноименного приключенческого романа Дмитрия Глуховского.

Постапокалиптическое метро, где станции превращены в города беженцев, ветки стали независимыми «государствами», а нечисть методично истребляет последних оставшихся в живых, — это, как ни странно, лучший панегирик настоящему метрополитену и его строителям. В конце концов, именно эти станции стали последним надежным убежищем людей. А разработчики 4A Games, вооруженные новыми графическими технологиями, сумели так показать сочетание реального и мистического, что натурально продирает дрожь (опыт в таких делах у создателей игры уже был: многие разработчики «Метро 2033» в свое время подвизались в S.T.A.L.K.E.R.).

Конечно, в игре есть не только железнодорожная техника и туннели. Эпизоды с заснеженной постъядерной Москвой там тоже имеются. Но главное — это все же метро, последний предел угасающего человечества.

1. The Last Express (1997 год)

...Поезд, который отвезет тебя очень далеко

Продвигаясь по календарю из восьмидесятых годов в современность, мы внезапно возвращаемся в девяностые, где скромно затаился победитель нашего рейтинга: The Last Express — железнодорожный квест от создателя Prince of Persia Джордана Мехнера, опередивший свое время... да и все остальные времена тоже.

1914 год. «Восточный экспресс» едет через всю Европу на восток. Пытаясь раскрыть убийство, главный герой сталкивается с целым клубком загадок, интриг, а порой и откровенной мистики. Мы делаем что хотим, разговариваем с персонажами, собираем улики, подслушиваем — а время неумолимо идет (позже этот принцип будет использован в игре «Мор. Утопия»).

По визуальным достоинствам и уровню проработки пейзажей и поезда The Last Express сравнится с хорошим историческим фильмом, а по глубине проработки персонажей обставляет любое кино. Каждый встреченный нами пассажир важен. Каждая мелочь может повлиять на исход игры. Сюжет ветвится и вновь соединяется, а поезд тем временем приближается к пункту назначения.

Игра The Last Express оказалась настолько новаторской для 1997 года, что тогда ее мало кто понял. Сейчас она вошла в зал славы квестов наравне с Myst или Phantasmagoria. Но на первое место нашего рейтинга она попала не только из-за красоты, оригинальности или технического совершенства. The Last Express дает важный урок: главное в романтике странствий — это не поезд, не рельсы и не убранство вагонов. Главное, что придает смысл железной дороге, — это мы с вами. Мы — пассажиры поезда, мчащегося из ниоткуда в никуда.

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта.