«Сам себя найду в пучине», или Семь лучших подводных игр
Летом, когда наступает пора каникул и отпусков, всяк норовит быть поближе к воде. Кто-то ходит к ближайшей реке, кто-то едет на озеро или отправляется на море. Но не только ради возможности поплескаться людей тянет к воде. Обладателей трубок и масок привлекает подводный мир. Это целая новая вселенная с иными правилами, таинственная и опасная. И не нужно быть Кусто, чтобы увлечься ее секретами и необычными обитателями.
Подводные приключения встречаются и в играх — притом сплошь и рядом. Но перечислять игры, где можно и плавать под водой, бессмысленно — их слишком много. Другое дело игры, где все действие происходит в подводном мире. Из всего разнотравья жанров мы выбрали лучшие из лучших и поместили в этот рейтинг.
7. Submarine Titans (2000 год)
Надо понимать всю глубину наших глубин
На седьмом месте — незаслуженно забытая стратегия, в которой три армии схлестнулись за мировое господство над океанским дном. Поверхность земли оказалась непригодной для жизни из-за деятельности злых инопланетян (они, кстати, стали одной из сторон конфликта), так что бои тут происходят исключительно в морских глубинах.
Submarine Titans — RTS в самом старкрафтовском смысле этого слова, и, добавим, очень добротная. Тут есть и разнообразие тактик, и неплохой баланс, и старательный ИИ, и продвинутые по меркам 2000 года сетевые режимы. Достаточно сказать, что самым большим недостатком этой стратегии посчитали информационные сообщения («На нас напали!» и так далее) — они, мол, звучали недостаточно разборчиво. Голос потом поправили модификациями, но, похоже, космос игрокам оказался ближе, и игра совершенно затерялась на фоне творения Blizzard.
6. EcoQuest: The Search for Cetus (1991 год)
А над нами бьют ушами киты
Всем были хороши классические квесты от Sierra, только уж больно сурово они относились к игроку: герои в играх гибли на каждом шагу, а малейшая ошибка (не взял лопату, не там копнул) делала игру непроходимой. В 1991 году, желая охватить детскую аудиторию, Sierra выпустила первый «мирный» квест — EcoQuest. И не было там ни смерти, ни печали, ни тупиков.
Главный герой двухсерийного EcoQuest — мальчик, спасающий живность. Подводному царству была посвящена первая часть игры: паренек отправился на дно морское по просьбе дельфина жутковатого вида. Приставка «эко» довольно прозрачно намекает на суть проблем, с которыми столкнулись морские жители: загрязнение, нефть, токсичные отходы и, ко всему прочему, — непрошеный гарпунный пирсинг у местного короля-кита. В один зал славы с королевскими, космическими, полицейскими и геройскими квестами EcoQuest не попал, но публике понравился и проложил дорогу детским подводным квестам (см. особую номинацию).
5. Archimedean Dynasty (1996 год)
Нам нужна лодка побольше
Archimedean Dynasty — так называлась первая и лучшая часть известной серии AquaNox («Водная ночь»), посвященной сражениям фантастических подводных лодок. Сюжет здесь — почти «Матрица»: суша давно сожжена ядерными бомбами, заморожена атомной зимой, а поверхность всех океанов покрыта многометровым слоем мусора, так что переселившиеся в глубины океанов люди не могут даже увидеть солнечного света. Зато на дне морском есть и государства, и войны, и наемники, рассекающие на боевых субмаринах.
За одного такого наемника мы и играем, выбирая задание, покупая новые пушки, торпеды и подводные лодки, чтобы заработать и заодно спасти человечество от смертельной угрозы. Archimedean Dynasty хвалили за отличную симуляцию техники, суровые подводные баталии и оригинальный сеттинг. Увы, продолжения серии оказались гораздо менее удачными, несмотря на отличную графику. AquaNox превратилась в аркаду, а в AquaNox 2: Revelation сильно просел сюжет.
4. Aquaria (2007 год)
Не заплывайте за буйки — порвут русалки на клочки
Aquaria — самая подводная игра из ниши «независимых» проектов и самая независимая из подводных. Ее создали всего два человека, а за внешностью обычной плоской аркады здесь скрывается очень необычный игровой процесс, отчасти напоминающий о «Космических рейнджерах». В главной роли — гуманоидного вида зеленая русалочка, исследующая открытый подводный мир, полный тайн, опасностей и зловредных падших богов. Для взаимодействия с окружением русалка поет мелодии из нот — к тому же она может преображаться, чтобы бороться с врагами, питаться рыбой и даже освещать самой собой путь в темных пещерах. Сначала русалка исследует мир одна, позже ей помогает аквалангист с поверхности.
Похождения зеленой русалки в подводном мире были замечены сообществом независимых разработчиков — особенно хвалили музыкальное оформление, которое разработчики потом выпустили отдельным саундтреком. Жаль только, после выхода Aquaria пути его создателей разошлись.
Камбала идет по следу
Позвольте представить вам рыбку Фредди, подводного детектива. Вместе с верным спутником, мелкой зеленой рыбкой по имени Лютер, наш герой раскрывает зловещие преступления на дне, отыскивает улики даже за створками пугливых раковин, опрашивает восьминогих свидетелей — в общем, делает все, чтобы показать нарушителям закона, где раки зимуют.
Детская серия квестов Freddi Fish (Humongous) попала в «Особую номинацию» за непревзойденное качество, достойное классических и вполне «взрослых» проектов. Впрочем, запустив для пробы «Рыбку Фредди», даже взрослый рискует увлечься и пробежать ее незаметно для себя. Виной тому не только яркая графика и логичный сюжет, но и развлекательные «активные зоны» на каждом игровом экране — при щелчке по ним проигрывается смешная анимация: то камень во что-нибудь превратится, то выскочит из-за коралла его житель, а то и целая подводная музыкальная группа споет песенку. Более веселых и обаятельных обитателей морского дна мы не встречали ни в одной игре. Как и классические квесты от Sierra и LucasArts, «Рыбка Фредди» не устарела до сих пор, хотя ее последняя серия вышла десяток лет назад.
3. BioShock (2007 год)
Утопшая утопия
Эндрю Райана, пробравшегося со своим городом на третье место, можно обвинить в жульничестве — главные герои серии BioShock почти всю игру проходят, не замочив ног. Но действие все равно происходит под водой — забыть об этом не дадут пейзажи за стеклянными стенами, вечная сырость и странные персонажи в водолазных костюмах.
Утопический подводный город, царство науки и культуры, плавно скатился в пучину погибельного безумия, застряв в эстетике пятидесятых, ар-деко и в давно забытых идеях объективизма. Свобода свободой, но атлант пожал плечами — и рухнули все идеи основателя города. Остались пустота, безумные мутанты, жуткие красноглазые девочки и их громыхающие спутники. И над всем этим — толща воды, что лишь усиливает ощущение изоляции, одиночества и опасности, которая всегда где-то рядом.
Город Эндрю Райана — не просто подводное царство, а символ рухнувших надежд. Что случилось с этой утопией? Она утонула.
2. X-COM: Terror from the Deep (1995 год)
Кто живет на дне океана?
Не успели специалисты X-COM одолеть на Марсе сухопутных инопланетян, как мировой океан наводнили пришельцы морские. Что делать, когда тонут пассажирские корабли, а спасшихся утаскивают на глубину для бесчеловечных экспериментов? Кто спасет нас от акватоидов и Глубинных, пришедших с борта древнего затонувшего инопланетного корабля Т’Летх? Только новый экспериментальный подводный отряд X-COM!
Продолжение легендарной UFO: Enemy Unknown — пошаговой стратегически-тактической игры о людях и пришельцах — ничем не уступало оригиналу. Игра стала намного сложнее: карты больше, инопланетяне агрессивнее. Отличий тоже немного: мы так же выслеживали на глобусе летающие тарелочки (теперь — плавающие), сбивали их и брали штурмом, отдавая нашим «боевым водолазам» приказы в пошаговом режиме. Пользуясь трофейным снаряжением, X-COM исследовал новые технологии, создавал оружие и технику, а его бойцы матерели с каждой вылазкой (если, конечно, не гибли в сражении).
Инопланетяне, опыты, вскрытия, перестрелки на морском дне, взрывы и штурм Т’Летха, где кто-то дремлет тысячи лет, — благодаря этому богатству Terror from the Deep оказался на втором месте в рейтинге. Но кто же победил?
1. Silent Hunter III (2005 год)
А я, может, не тонул, а подводным плаванием занимался
Романтика подводных лодок во все времена манила разработчиков игр. Посвященная субмаринам Второй мировой серия Silent Hunter стоит «на плечах гигантов»: Silent Service, Gato, 688 Attack Sub, Aces of the Deep, Red Storm Rising... множество их было, но лучшим симулятором в этом жанре мы смело назовем третью часть Silent Hunter. Она была и красивой, и толковой. Конечно, в Silent Hunter V графика получше, шейдеры повеселее и морская толща выглядит почти как на канале «Дискавери», но интерфейс и общая недоработанность сильно ударили по качеству игры.
А в Silent Hunter III удачно совместились современная графика и вменяемый подход разработчиков к игровому процессу. Здесь лучше всего передана романтика морских странствий по безбрежным просторам и охота за конвоями в холодные атлантические ночи, когда после чеканного «Торпедо лос!» мчатся к цели торпеды и громыхают в толще воды тонущие транспортники. А потом прожектора эсминцев шарят по волнам, и команда U-boot, скорчившись и хватаясь за переборки, слушает глухое уханье глубинных бомб и тихие вкрадчивые трели сонаров. А по утрам стоят на мостике всплывшей подлодки сонные часовые с биноклями и обшаривают небо, где из-под каждого свинцового облака может в любой момент показаться британский самолет.
Silent Hunter III дает хлебнуть просоленной океанской романтики в безопасности компьютерного кресла, однако учит важной вещи: подводный мир красив, но опасен — особенно когда стрелка глубиномера оставляет позади отметку в двести метров, а «другая компания» там, наверху, щедро засеивает воду взрывчаткой.