Alpha Protocol
Alpha Protocol — очень многогранная игра. Тут можно отыгрывать роль броненосца с большой пушкой, прокладывать путь под аккорды автоматных очередей и не задумываться над вариантами ответов в диалогах. Потом, конечно, искренне удивиться, что две трети возможностей остались нетронутыми, с досадой шмякнуть винтовкой об пол и удалиться прочь, в привычный мир линейных боевиков.
А можно поступить хитрее. Вооружившись кулаками, транквилизаторами и навыками незаметности, тенью проскользнуть за спину противника, без свидетелей его оглушить, взломать компьютер и получить данные. Когда главным оружием становится информация, Alpha Protocol расцветает как атмосферная ролевая игра, а возможность постоянного выбора придает игре особый шарм. Именно о выборе и его последствиях сегодня у нас и пойдет речь.
Игру можно ругать за невыразительную боевую систему, линейность уровней и слабое техническое исполнение, но одно достоинство перечеркивает все недостатки — в Alpha Protocol реализована блестящая система взаимодействия игрока с ключевыми персонажами, а Obsidian в очередной раз доказали, что они мастера жанра RPG.
Многогранность выбора впечатляет: в игре нельзя быть вестником добра или последним мерзавцем — для достижения целей даже в одном диалоге приходится менять позицию с агрессии на вежливость, с профессионализма на притворство. Любой выбор в игре несет за собой последствия и сюрпризы. Как приятные, так и не очень.
Слово куратору операции
Мы рассмотрим все важные последствия выбора в Alpha Protocol и отыщем оптимальные решения для скрытного способа игры. Наша цель — полное отсутствие убийств, сбор всех данных, выполнение побочных квестов и максимально хорошие отношения со всеми персонажами.
Но сперва несколько общих рекомендаций.
-
Перед миссиями покупайте все разведданные из расчетного центра — они могут открыть вам дополнительные задания, дать карту всех важных объектов, открыть часть досье или предоставить секретный факт на определенного персонажа. Не тратьте деньги на оружие и спецприспособления (кроме ЭМИ) — при скрытном прохождении вам все это не пригодится.
-
Открывайте все двери, взламывайте все, что ломается, исследуйте каждую комнатку — шансы найти в неприметном месте боеприпасы, деньги или разведданные очень велики.
-
Проходите миссии бесшумно, не поднимая тревоги и не попадаясь на глаза противникам, только оглушайте их, подкравшись сзади. Скрытность принесет вам дополнительный опыт, а иногда это положительно влияет на отношения с персонажами.
-
В первую очередь полностью развейте ветку «незаметность» и получите умение несколько секунд быть полностью невидимым — это поможет подобраться к врагу вплотную и, даже стоя перед ним, вырубить его одним ударом.
И еще один нюанс: если вас заметили враги и их индикаторы покраснели (они видны над головами врагов при навыке «бдительность»), вы можете отбежать куда-нибудь в укромный уголок и подождать. При этом можно даже нажать комбинацию клавиш Alt+Tab, свернув игру и занявшись чем-то еще. Ждем минутку, потом разворачиваем, игру и вы обнаружите, что индикаторы врагов стали желтыми (настороженность) или вообще синими (спокойствие). Кстати, во время свертывания игры активные умения тоже перезаряжаются.
Грэйбокс
В штаб-квартире «Альфа-протокола» не происходит ничего особенного до того момента, как нам предложат пройти три курса обучения. Обычные тренинги скрывают в себе три второстепенных задания, способных улучшить отношения с некоторыми лицами из агентства, а также подарить Майку несколько способностей.
Чтобы каждый из инструкторов предложил дополнительный квест, нужно пройти тренировку и в сумме набрать больше 100 очков; и если задания Майны и Дарси прямолинейны, то поручение старого аналитика Паркера — та еще проверка на стойкость и выдержку. Необходимо вернуться в начало уровня и принести документы, по пути бесшумно устранив четырех противников (не забудьте собрать досье на Насири, Уэстриджа и «Альфу-Протокол»). Если справились — получите +1 в отношениях с Паркером, если вас заметили даже краем глаза — аналитик наградит вас минусом. По окончании квеста важно дослушать диалог с Аланом до конца, не прерывать раньше времени — получите фрагмент его досье.
Саудовская Аравия
Наш круиз на Ближний Восток начнется миссией по захвату торговца оружием. С часовыми при входе лучше не откровенничать (вас пропустят, но потом поднимется тревога), а вести себя агрессивно, остальные варианты выбора в диалоге так или иначе сведутся к перестрелке. А вот торговец Насири — первый наш важный выбор в игре: можете его отпустить (он заплатит 15000 $), пристрелить (-1 в отношениях с Майной после завершения операции, но +2 очка развития за убийство преступника) или арестовать (+1 с Майной, Уэстридж переведет электронным письмом 15000 $). Выбор несложный — арестовываем бедолагу.
Остальные миссии не так интересны — собираем информацию, взламываем компьютеры. На конспиративной квартире в разговорах с коллегами по «Протоколу» придерживайтесь профессиональной и вежливой точки зрения, доводите диалоги до конца, чтобы нечаянно не потерять возможность получить данные из досье. Всегда покупайте разведданные перед операциями.
В миссии «Догнать Шахида» кульминация произойдет после расправы над «Страйкером» — сам нефтяной шейх снизойдет до беседы с Тортоном. Ключевых вариантов тоже три: казнь Шахида ничего хорошего нам не принесет, кроме способности, дарующей очки развития, два других варианта словесно похожи, но их последствия различны. Если мы примем предложение шейха, но потом засомневаемся, в заключительном ролике Шахид погибнет от взрыва ракет, если всецело поверим ему — он уйдет и избежит смерти (его доверие к Майклу возрастет), а впоследствии поделится ценной информацией на e-mail. Последний вариант к нам ближе — отпускаем его с миром.
В самолете вы познакомитесь с фотожурналистом Скарлет Лейк. Ведите себя с ней раскованно, флиртуйте, скажите, что вы работаете на «Халбех», — заработаете у нее очки уважения.
Кроме взлома сейфов и кражи чемоданчиков с деньгами, хорошим средством дохода будет торговля информацией. Иногда на уровнях (методом взлома компьютера или просто подбором) вы будете находить данные «Халбеха». По окончанию активной миссии вы сможете кому-то продать ценные сведения за немалые деньги посредством электронной почты, а покупателей всегда трое — Скарлет, черный рынок и «Халбех».
Журналистка платит очень мало (1000 $), но за каждый присланный ей пакет данных будет расти ее доверие к вам. Поначалу можете пересылать ей эту информацию, однако когда ваши отношения с ней достигнут отметки 10 единиц и перерастут в дружбу — обогащать ее данными будет уже невыгодно.
Продавать секретную информацию на черном рынке — себя не уважать. Расчетный центр платит всего по 5000 $ и дополнительных «плюшек» не дает, даже скидки на покупку товаров на рынке не будет.
Оптимальный вариант информационного бизнесмена — возвращать потерянные данные в тот же «Халбех». Это актуально, когда у вас на высоте отношения со Скарлет Лейк и нет смысла продавать дешевле, когда другие предлагают достойную цену. «Халбех» раскошелится на 15000 $ за каждую посылку.
Тайвань
После продолжительной беседы с Майной мы выбираем одну из трех доступных операций — Москва, Рим или Тайбэй. Очередность прохождения сюжетно не так важна, но, чтобы сложность нарастала, проходить операции лучше в такой очередности — Тайбэй, Рим, Москва (в России придется тяжелее всего).
В тайваньской операции две мирные миссии, начать предлагаю именно с них. Сперва прикупите досье Стивена Хекка и секретный факт биографии Хонг Ши. Досье агента — это лишь статистика и приятный статус 100% в его личном деле, а вот тайну главы триад мы можем использовать в своих целях, но позже. При встрече со Стивеном больше импровизируйте, подыграйте ему и быстро получите его хорошее расположение, а со старым китайцем ведите себя сдержанно и проявите уважение.
Начинаем первую боевую операцию — отправляемся на склады, где нас ждут спецназовцы из группировки G22 (даже если вы успели наладить отношения с Альбатросом еще в Москве, в этой миссии группировка все равно будет враждебно настроена). Здесь очень важно никого не убить (только оглушать), так как в конце миссии с нами на связь выйдет глава G22, сам Альбатрос, и отметит вас плюсом в ваших отношениях, если вы всех оставили в живых. Еще он попросит удалить все добытые на этом задании данные: согласимся — получим от него +1 к репутации и возможность сотрудничества, откажемся — он не захочет иметь с нами никаких дел. Но есть оптимальный выход для всех — используйте в разговоре блеф и не потеряете ни данных, ни расположения Альбатроса.
На задании в трущобах обязательно выясните причины предательства (дополнительное задание). В самом конце вас ожидает важный разговор с Хонг Ши, и, если при вас секретный факт из его биографии, можете его шантажировать. Снова три варианта: деньги (10000 $, отказ продолжать сотрудничество), дружба (отношения с ним улучшаются, триады готовы оказать помощь), разведданные (досье Хонг Ши и данные о китайской тайной полиции, триады разрывают отношения с Тортоном). Так как эти данные нельзя больше добыть никаким из способов — я выбрал информацию и попрощался с Хонгом.
Миссия в отеле начнется с одновременного разговора между Стивеном, Майной и Скарлет. Первой фразой вдохновите всю команду, ведите себя сдержанно и не флиртуйте. Задание линейное до той поры, когда весельчак Хекк попросит вас стереть его досье из базы данных БНБ. Согласитесь — получите +1 балл доверия со стороны Стиви и секретный факт из его биографии, но сработает сигнализация. Не захотите помогать агенту — не получите ничего, но конец миссии пройдет без происшествий. Секретный факт стоит того, чтобы финал миссии превратился в открытую перестрелку.
При первой встрече с Оменом Денгом ведите себя сдержанно и хладнокровно — заработаете очко уважения с его стороны. Разобравшись с курьером, мы придем к первой сюжетной развилке — нужно выбрать, предотвращать ли массовые беспорядки, или спасать президента. Удивительно, но наше решение совершенно не повлияет на ход истории, отличаться будет лишь финальная миссия на Тайване. Я решил спасти президента — еще один верный союзник агенту не помешает.
На заметку: перед тем как нанести визит президенту, «элегантно» ответьте на электронное письмо Майны. Несмотря на то, что уровень ее доверия опустится на единицу, после короткой разговорной миссии она вам переведет 25000 $.
Разговор с президентом бесполезен — его расположение нельзя изменить ни в одну из сторон. А развязка злоключений в Тайбэе проста — казнить или помиловать Омена Денга. Убивать его глупо, а вот если устроить тотальный допрос — выведаем секретные факты из его досье и биографии Сунга.
Рим
Первое задание в Италии — идентифицировать Джибриля Эль-Бара при помощи специальной снайперской винтовки. Наш первый выбор — убрать его или отменить операцию. Смерть араба ничего не даст, лучше оставить его в живых.
В разговоре с «продавцом мороженого» лучше сразу предъявить пароль, а возле компьютеров блефовать или же выбрать в диалоге вариант «усовершенствование». Миссия закончится удачно, и убивать неопрятного гражданина нам не придется.
Беседа с Марбургом будет легкой и плодотворной, если наперед закупиться разведданными из его досье и знать маленькую хитрость — нужно всегда выбирать тот вариант выбора в диалоге, который справа, и в сумме это принесет вам целых 9 единиц его доверия к вам. А вот Мэдисон будет не так щедра на плюсы, будьте с ней тактичны и вежливы — только тогда напуганная девочка оценит вашу заботу.
Миссия на вилле Марбурга начнется с разговора с ее хозяином. У вас есть шанс в отношениях с Конрадом получить десятый плюс, вот только дружба все равно приведет к драке и разборкам с «Деус Вулт». Задание еще интересно своей секретностью. Вам прикажут найти дополнительные данные. Первые два тайника отыскать легко, если заходить во все двери и взламывать все, а вот последнее убежище хорошо запрятано. В саду, перед самым выходом из виллы, обратите внимание на стену со скрученным шлангом. Подойдите к ней и откройте тайную дверь — внутри найдете деньги, боеприпасы и секретный факт из биографии Алана Паркера.
Это важно: дверь невозможно открыть, если перед миссией вы не купили в расчетном центре карту местности.
После возвращения со складов с Мэдисон проявите уверенность и признательность — она оценит. А вот после миссии в развалинах у Майкла появится уникальная возможность, гм, приятно провести с девушкой время, для чего выберите функцию «разобраться с ней». Награда за любовь — достижение «Римские каникулы» (броня +5).
Финал римской операции чем-то напоминает развязку на Тайбэе. Снова перед агентом Тортоном возникает моральная дилемма — спасение Мэдисон, ставшей для Майка гораздо больше, чем просто знакомой, или предотвращение теракта в музее и спасение жизней мирных жителей. Сесть на оба стула не удастся, поэтому я выбрал девушку. Впрочем, этот выбор тоже ни на что не влияет (ну, Генри Леланд после миссии скажет разные фразы), а мисс Сент-Джеймс в любом случае исчезает из истории навсегда.
Москва
Посещение столицы России я не случайно отложил напоследок. Именно здесь нас ждут самые непростые сражения с боссами, и чем лучше агент Тортон будет у вас развит, тем меньше нервов вы потратите при прохождении.
Очень важно поговорить с торговцем Григорием перед операцией на Ленинградском вокзале — если в разговоре с ним вы будете приветливы, позаботитесь о его здоровье, он выдаст дополнительное задание, а в расчетном центре вам будут делать скидки на броню и оружие во время операции в Москве.
Это интересно: если вы приедете в Москву после событий, случившихся в Риме и Тайбэе, Григорий в разговоре упомянет о ваших похождениях.
В прологе миссии на вокзале вы познакомитесь с наемницей Зи. В беседе с ней проявите нахальство и агрессию, но согласитесь на сотрудничество — получите ее близкое расположение и заручитесь поддержкой ее войск. На платформе в одном из вагонов найдите «Буран», но не уничтожайте, а измените направление, послав груз Григорию. После взлома компьютера у вас будет выбор — отправить данные торговцу или оставить себе. Оставите — ничего не будет, отправите Григорию — улучшатся отношения с ним (и после миссии он пришлет вам 30000 $), но ухудшатся с Майной. Я предпочел помочь русскому. Оглушив Дмитрия и его охрану, мы снова заговорим с наемницей Зи — покажите себя самоуверенным карателем, и ваша репутация в ее глазах возрастет еще больше.
После миссии вы получите несколько электронных писем; при ответе на них пошутите с Григорием, а с Зи проявите пренебрежение — улучшится репутация. Разведданные, как всегда, выгоднее продать в «Халбех».
На яхте вы познакомитесь с Сестренкой, телохранительницей Альбатроса. Хорошенько отметельте ее кулаками, но не убивайте — за ваше милосердие она подарит вам свой медальон, а Альбатрос после миссии поблагодарит за то, что оставили ее в живых.
При встрече с Альбатросом обязательно спросите его насчет медальона — его отношение к вам немного ухудшится, но Сестренка будет к вам лучше относиться, и вы узнаете тайну из ее досье. В конце разговора Альбатрос предложит вам сотрудничество — лучше откажитесь, и вы получите секретный факт о группировке G22. Ваше согласие приведет лишь к тому, что на черном рынке появится несколько новых товаров.
Перед стартом операции в посольстве нужно выбрать, кто нам будет помогать — Альбатрос или Зи (глава G22 согласится сотрудничать, даже если вы отказали ему ранее при встрече). Лучше выбрать Альбатроса: прибавится +1 к репутации, и вы получите ценное умение, ускоряющее время перезарядки способности «незаметность». Миссию лучше не скрытно проходить, а сразу стать на сторону охраны посольства. В первом разговоре проявите дружелюбие, и кроме пропуска в здание и ценной способности вы получите код электронного замка, за которым припрятаны боеприпасы. Сурков ценит профессионализм (как и Альбатрос), поэтому разговаривайте с ним прямо и не хитрите. В финале миссии русский бизнесмен без проблем согласится поделиться информацией и встретиться в более непринужденной обстановке.
Разговор с Сурковым можно пропустить, если предложить ему сразу переслать данные на КПК, но лучше его выслушать — это поможет вам получить +1 к его расположению. В ходе беседы с Леландом используйте пренебрежение и блеф — завоюете его доверие.
В особняке Брайко нас опять подстерегает моральный выбор — получить данные о «Халбехе» или же ринуться спасать Альбатроса. Союзник для нас всяко дороже информации, поэтому обязательно его освободите. А если вы играете классом «технический специалист» или на уровне «ветеран», то можно успеть сделать и то и другое. В словесной перепалке с Константином Брайко проявите издевку (плюс вы не заработаете, но зато не наживете отрицательной репутации) и согласитесь на предложенные им деньги (75000 $). Убивать бандита не стоит — еще один союзник нам только на руку.
Это интересно: помилование Брайко продлит ваше присутствие в Москве еще на одну миссию (необязательную). В плане игры она линейна, но позволяет заручиться сильным союзником, Сергеем Сурковым, в войне против «Халбеха».
Завершение операций в Тайбэе, Риме и Москве откроет доступ не только к финальной развязке истории, но и к сердцу и телу Майны. Не упускайте эту возможность.
Гранд-финал
Операцию «Развязка» рекомендую начинать с мирных переговоров. В Египте при встрече с Шахидом вы окажетесь перед тройным выбором: предать «Альфа-протокол» и стать союзником «Аль-Самада», отказаться от сотрудничества или просто убить шейха. Патриотизм Тортона ему никаких дивидендов не принесет, поэтому выбирайте первый вариант — мы получим сильного союзника и несколько баллов к отношениям с Шахидом.
Во время сеанса видеосвязи не хитрите, а сразу попросите Альбатроса о помощи — он наградит вас плюсом, а под конец беседы, что бы вы ни говорили, вы получите секретный факт из его биографии.
Чтобы свидание со Скарлет было плодотворным, проявите честность и расскажите ей всю правду о себе — тогда она предложит вам остаться на ночь. Соглашайтесь, «пресс-конференция» с ней принесет вам способность, увеличивающую броню на пять единиц.
Это важно: кто из друзей и врагов встретится вам в заключительной операции, зависит от того, как вы проходили предыдущие миссии. Если вы в ходе игры принимали отличные от описанных в этой статье решения, концовка может быть иной.
Уровень в Грэйбоксе во многом состоит из диалогов и наших судьбоносных выборов. Первая задача — выбрать куратора операции. Альбатрос будет полезен для любителей скрытности, Зи — для «терминаторов», а Хекк — для мастеров ближнего боя, так как все они на время миссии даруют Тортону особенность из своей специализации. Советую выбрать Зи, так как она принесет вам больше преимуществ, чем другие.
На заметку: ваши диалоги и решения повлияют исключительно на сюжетную часть, игровой процесс заключительной операции нисколько не изменится.
Разговор с Леландом поставит нас перед непростым выбором: мы можем присоединиться к «Халбеху», но взамен Генри потребует убить Майну, либо отказаться и поставить свое будущее под большой знак вопроса, либо же приложить Леланда «фейсом об тэйбл», досрочно прервав занудную беседу. Последний вариант мне кажется более симпатичным — сейчас самое время руководствоваться именно моральными принципами, забыв о лицемерии и перестать подстраиваться под стиль собеседника.
Короткая перепалка с Марбургом принесет свои плоды, если выбрать вариант «досье» в диалоге с ним, — вы получите особенность «фактор убеждения», что даст пять дополнительных очков развития. А вот беседа с наемницей Зи (если вы именно ее выбрали куратором) будет не такой многогранной. Выбор здесь один — позволить ей заключить Тортона в свои горячие объятия или нет. Наше согласие принесет герою одну новую особенность, а если Зи стала четвертой девушкой Майкла, то даже две (дает +5 баллов развития).
В большом кабинете с компьютерами у вас будет выбор — связаться с Паркером или Оменом Денгом. Первый расскажет страшную правду о Майне, второй — о Скарлет. Побеседуйте лучше со старым аналитиком — если в разговоре с ним вы намекнете на неверность его анализа, то получите не только +3 к отношениям с ним, но и особенность «дедукция». После освобождения Скарлет сама расскажет о своих секретах, так что мы ничего не теряем (правда, если до этого мы поговорим с Оменом, в разговоре со Скарлет появится опция «казнить»).
Спустя время появится еще один выбор: спасти Майну или погнаться за Уэстриджем. Если пожертвуем напарницей — предстоит занудный прорыв через толпы боссов (Дарси, вертолет и Уэстридж с крупнокалиберным пулеметом) и счастливая концовка с катером и Скарлет. Если спасем Майну — будут те же враги, только в финале вместо журналистки будет она.
После свержения последнего босса нам предстоят разговоры по душам с главами «Альфа-протокола» и «Халбеха». Казнить их или пощадить — этот выбор уже не имеет значения, игра практически завершена.