Трудно Быть Богом
- Рецензия: Здравствуй, Арканар!
- Параметры персонажа
- Управление
- Отношения фракций
- Прохождение
Здравствуй, Арканар. Я знаю тебя. Ведь это твои пыльные дороги ложились под копыта моего хамахарского жеребца. Это твои площади заставляли меня скрипеть зубами при виде виселиц и костров. Это твои неизменно шумные засады вызывали у меня улыбку, а люди — стремление сделать что-то доброе, нарушающее твою убийственную несправедливость. Твои роскошные дворцы, твои жестокие улицы... Я знаю тебя. Ты сходил ко мне со страниц, пахнущих типографской краской, и на время обретал плоть.
Здравствуй, Арканар, но... ты ли это? Погоди немного, и я сам приду к тебе, чтобы убедиться в этом. Мои пальцы уже лежат на пластике клавиатуры.
Загрузка...
Признаться, я давно ждал выхода игры и давно боялся его. Шутка ли — игры по мотивам книг и фильмов часто вызывают бурю негодования у поклонников оригиналов, обвинения в «порче такого шедевра», и прочая, и прочая. А тут не что-нибудь, а любимый мной мир Арканара.
Первые минуты игры заметно меня успокоили. Не заставили земного прогрессора носиться по лесам и равнинам, убивая врагов пачками. Не переписали сюжет в духе «а на самом деле все было вот так...». Все логично: местный уроженец выполняет задание императора в период после событий повести. Смутное время, случиться могло что угодно.
Параметры персонажа
В меню игрока на вкладке параметров можно увидеть две группы навыков. Вверху три навыка, связанные с владением оружием ближнего боя — легким, средним и тяжелым. Каждый новый уровень дает игроку право повысить один из них на единицу вплоть до максимального значения — 10. Достижение 3, 5, 7 и 10 очков в боевом навыке дает возможность выучить суперудар.
Ниже расположена группа из 5 параметров, которые развиваются отдельно от боевых. Каждый новый уровень дает игроку 2 очка, которые тот волен потратить на улучшение одного или двух из них — вплоть до достижения «потолка» в 15 очков.
Дистанционное оружие — параметр, от которого зависит урон, наносимый стрелковым оружием, увеличивает меткость.
Здоровье — увеличивает максимальный уровень здоровья.
Дипломатия — от этого параметра зависит отношение к персонажу со стороны окружающих, влияет на количество веток в диалогах и вариантов выполнения заданий мирным путем, снижение стоимости взяток. Плюс уровень цен у торговцев.
Выносливость — увеличивает максимальный уровень выносливости.
Медицина — повышает эффективность лечения.
Таким мы видим персонажа изнутри. А теперь посмотрим на него снаружи — и заодно на то, что он собой представляет и какое место в этом мире ему отведено.
Итак, нам дано: метрополия — один кусочек, главный герой с классической биографией — один экземпляр, Арканарское королевство — одна штука. Оговорюсь, что не нужно путать Арканарское королевство с городом Арканаром — разница между ними в той же степени существенна, что и между Московским княжеством и городом Москвой, Киевской Русью и городом Киевом. Пространств хватает...
Мы оказываемся в шкуре молодого (ну очень молодого) выпускника (ну, почти выпускника) имперской разведшколы. Годика через полтора-два после известных событий. А может, и неизвестных — ну кому в империи интересны смуты, происходящие в забытых Микой королевствах да герцогствах? Практически никому, если не считать императора да его доблестную разведку, которым этим положено интересоваться по долгу службы. Беда лишь в том, что и император, и разведка очень, очень многого не знают о творящемся в Арканаре. А знать, видите ли, хочется, ведь в империи смута, целые провинции переходят из рук императора совсем в другие. Ну кому еще, если не едва ли совершеннолетнему слуге империи, доверит император такое дело? Понятно же, что больше некому. Будем разведчиками.
Нам предстоит отправиться в мятежное королевство и выяснить то, что не удалось до сих пор целой разведслужбе.
Что необходимо знать, уметь и иметь уважающему себя разведчику? Касательно умений позволю себе сослаться на опыт Швейцарии XIX-го века. Такой вид спорта, как офицерское пятиборье, отражал сущность боевой подготовки офицера того времени и того мира. И совершенно не вижу, почему бы благородному дону не заняться офицерской боевой подготовкой... Вот только плаванье из списка исключим — и займемся. На нелегком разведывательном пути нам просто необходимо уметь фехтовать, скакать на лошади, бегать без лошади (и от лошади), стрелять. Без этого и разведчик не разведчик, и офицер — не офицер.
Ну, и пятое умение, не то чтобы спорт, но офицеру-разведчику без него никуда. То есть — совсем никуда. Суть разведчика ведь не в том, чтобы рубиться лучше всех, скакать быстрее всех, стрелять точнее всех. Разведчик добывает информацию и предпринимает необходимые действия там, где ему помощи ждать неоткуда. И разведчику не пристало быть брезгливым да разборчивым. Если информацию можно получить у благородного дона — получи. Но если ее можно получить у нищего или грабителя — иди к ним. Втирайся в доверие и действуй. Лицедейство заменит нам плаванье.
А теперь поподробнее о необходимых навыках.
Лицедейство
Он натянул башмаки, вышел в прихожую, постоял немного перед темным металлическим зеркалом. Каспарамид работал безотказно. В зеркале виднелся изящный, благородный дон с лицом, несколько осунувшимся после утомительного ночного дежурства, но в высшей степени благопристойным.
А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть богом»
Ну действительно — как разведчику без этого? Вспомните, кем был советский разведчик Исаев при исполнении. Правильно, штандартенфюрером СС Максом Отто фон Штирлицем. И носил он эсэсовский мундир. Разработчики игры здраво рассудили, что встречают человека в первую очередь по одежке, на чем и строится маскарад.
Одежды в игре не много. Ее — очень много. Куртки, жакеты, камзолы и рубища самых различных цветов и фасонов. Штаны, обувь, головные уборы, плащи, доспехи... Совокупность того, что на героя надето, будет определять его социальный статус и, соответственно, то, как к нему относятся окружающие. И то, каким способом выполнять задание.
Наемник — это, по сути своей, никто. Статус наемника означает разномастную одежду. Он означает, что тебя не тронут городские стражники и баронские дружинники (за исключением гвардейцев Деки и Римона), но будут немедленно и без разговоров атаковать разбойники, монахи, те же гвардейцы Деки или солдаты Пророка. И благородный дон ни в коем случае не поговорит с наемником, не даст ему задания. И атаман разбойников не даст, и монах. Поэтому придется быть более внимательным к своему туалету.
В «кукле» персонажа 8 ячеек. Две из них предназначены для оружия, щитов или стрел и на сословные предрассудки не влияют. Остальные же шесть — очень даже. Это ячейки для головного убора, доспехов, плаща, камзола (либо рубахи), штанов и обуви. Одежда, одеваемая нами таким образом, может быть без знаков различия, а может иметь принадлежность к определенному статусу. И чтобы замаскироваться, необходимо как минимум в пять из шести ячеек «вдеть» одежду, этому статусу соответствующую. Тогда мы перестаем быть лицом неопределенного рода занятий.
Вор — статус, который дает одежда с модификатором «В». Разбойники не тронут вора (если он не атакует первым), им не заинтересуются гвардейцы Деки и Римона, на него не нападут солдаты Пророка или Серые. Это порой очень кстати, если нужно, к примеру, быстро пересечь местность, не отвлекаясь на драки, ударить первым ничего не подозревающего бандита — единожды и наверняка. Ну, или просто поговорить с атаманом — чужака он и слушать не станет, а вот вора — пожалуйста. Но будьте готовы к тому, что вас атакует городская стража, мимо которой вы только что мирно пробегали в другом костюме.
Дон — одежда с модификатором «Д». Представитель благородного сословия. И одевается по-благородному. Ему будут рады другие доны и их дружины, но вот в Арканар соваться в таком наряде не стоит — бойцы Арканарской Вольной Республики (АВР) донов не любят. Равно как и разбойники, монахи, серые или воины Пророка.
АВР — одежда с модификатором «А». Представитель Арканарской Вольной республики под руководством консула Араты. Их мало где любят — но за пределами Арканара АВР-овцы и не шатаются.
Монах — одежда с модификатором «М». Порой очень нужно для выполнения заданий, но драться в этом костюмчике придется со всеми, кроме монахов и войск донов Деки, Пику, Турца, Сэта и Унчилы.
Серый — одежда с модификатором «С». Боец серых рот, два года назад служивших опорой арканарской власти. Этих в королевстве любят еще меньше, чем монахов, — только войска донов Турано и Вайсари терпят.
Более наглядно взаимоотношения между сословиями и фракциями показаны в таблице «Отношения фракций»
Отношения фракций | ||||||
Роль игрока
Группа |
Монах | АВР | Дон | Вор | Серый | Наемник |
Монахи | друзья | враги | враги | враги | враги | враги |
АВР | враги | друзья | враги | друзья | враги | друзья |
Баронские войска | враги | враги | друзья | друзья | враги | друзья |
Войска Мусина | враги | враги | друзья | враги | враги | друзья |
Войска Римона | враги | враги | друзья | враги | враги | друзья |
Войска Пампы | враги | враги | друзья | враги | враги | друзья |
Войска Дэки | друзья | враги | друзья | друзья | враги | друзья |
Войска Турано | враги | враги | друзья | враги | друзья | друзья |
Войска Пику | друзья | враги | друзья | враги | враги | друзья |
Войска Турца | друзья | враги | друзья | враги | враги | друзья |
Войска Сэта | друзья | враги | друзья | враги | враги | друзья |
Войска Нокса | враги | враги | друзья | враги | враги | друзья |
Войска Вайсари | враги | враги | друзья | враги | друзья | друзья |
Войска Унчилы | друзья | враги | друзья | враги | враги | друзья |
Убийцы и воры | враги | друзья | враги | друзья | враги | враги |
Пираты | враги | друзья | враги | друзья | враги | враги |
Разбойники | враги | враги | враги | враги | враги | враги |
Серые | враги | враги | враги | друзья | друзья | враги |
КА | враги | друзья | друзья | друзья | враги | друзья |
Имперские войска | друзья | друзья | друзья | враги | друзья | друзья |
Нейтралы | друзья | друзья | друзья | друзья | друзья | друзья |
«Играя» наборами одежды и их статусами, можно варьировать манеру прохождения игры — от агрессивного «горе всем — я пришел!» до спокойного и дипломатичного, с минимумом убийств. Жаль только, что с лесной живностью договориться никак не получается.
Верховая езда
Интересно, научусь я когда-нибудь разбираться в лошадях? Правда, мы, Руматы Эсторские, спокон веков не разбираемся в лошадях. Мы знатоки боевых верблюдов. Хорошо, что в Арканаре почти нет верблюдов.
А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть богом»
О лошадях в игре разговоров было много. И не только в этой игре. Вспомним такие игры из знаменитой серии The Elder Scrolls, как Daggerfall или Oblivion, в которых лошади были, и Morrowind, в котором их не было. Мало ли нареканий возникало у любителей быстрой езды, не увидевших в Морровинде лошадей? Но в мире Арканара лошадь — это не просто средство передвижения.
Невозможно представить себе Арканарское королевство, по которому благородные доны не разъезжали бы верхом. Но просто сидеть в седле мало. Конь — издревле спутник воина. Конь — его товарищ, поддержка и опора. Конные воины всегда занимали элитарное положение по сравнению с пехотой. И эту вот роль кавалерии попытались реализовать разработчики.
Впрочем, почему — «попытались»? Взглянем поближе на то, что представляет собой арканарская лошадь.
Лошади бывают разные. Друг от друга они отличаются количеством очков здоровья, запасом выносливости, скоростью и защитой. Ну, и ценой. Цены на скакунов повсюду высоки. А порой очень высоки. И если тяжеловоза можно купить за вполне приемлемые деньги, то приобретение хамахарского жеребца больно бьет по карману. Впрочем, объездив земли окрестных донов, можно найти торговца, который продаст вам хамахарца относительно недорого. Но вот мы наконец в седле — и что нам делать с лошадью?
О да, во-первых — на ней можно ездить. Можно и порой нужно. Некоторые задания, требующие оперативного (время ограничено!) перемещения между пунктами А, Б и С, выполнить без лошади трудно. Некоторые — и вовсе невозможно. Но лошадь, как мы уже уточняли выше, не только средство передвижения. Всадник не просто сидит в седле — у него еще и руки свободны. И, сидя в седле, он может рубить супостата. Удар конника страшен. Повреждения, нанесенные конным бойцом, почти вдвое выше повреждений, которые может нанести пехотинец тем же оружием. Это ли не повод переходить со своих двоих на сивкины четыре?..
Как ни странно, полагаю, что нет. Оказывается, что арканарская жизнь требует от нас незаурядного искусства наездника. Зарубить противника, не дав порубить себя, — хитрая задача, ведь маневренность у лошади невелика. Впрочем, седока-то не зарубят. Но вот лошадь...
А лошадь, как и положено боевому скакуну, принимает на себя удары и укусы, предназначенные всаднику. Мне мою лошадь всегда было жаль, поэтому перед схваткой я спешиваюсь. Да и в пешем бою я чувствую себя уверенней.
Пеший бой
Пятнадцать упитанных увальней с топорами — не слишком много для человека, владеющего приемами боя, которые станут известны здесь лишь три столетия спустя. Толпа накатилась и откатилась.
А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть богом»
О схватках с оружием в руках в этой игре можно говорить долго и со вкусом. Разработчики постарались на славу, сделав бои динамичными, боевые приемы — красивыми, а оружие — многочисленным и разнообразным. Оружия действительно очень много. Делится оно на стрелковое оружие и оружие ближнего боя. Оружие же ближнего боя бывает трех видов, каждый из которых, в свою очередь, делится на два подвида.
Стрелковое оружие чрезмерным разнообразием не балует. Это по сравнению с контактным, конечно, — 4 разновидности луков и 2 — арбалетов местного производства, а также 4 земных образца — игольчатая винтовка, арбалет, скорчер и гранатомет.
Что же касается оружия ближнего боя, то оно, как мы уже упоминали, бывает трех видов — легкое, среднее и тяжелое.
Легкое оружие — это разнообразнейшие мечи, сабли, топоры и дубины, которые можно держать либо в одной руке — одноручное, либо в двух — парное. Соответственно отличается специфика ведения боя и наличие суперударов, которых для каждого из подвидов по 2: «взмах орла» и «мельница» у одноручного, «укус паука» и «веер» у парного.
Тяжелое оружие — либо одноручное легкое, которому в пару добавлен щит, либо двуручные мечи, топоры и боевые косы. Соответственно различаются техники владения и суперудары — 2 для одноручного со щитом («медвежья лапа» и «смертельный серп») и 2 — для тяжелого двуручного («веретено» и «штормовая волна»).
Среднее оружие — все то, что имеет древко и наконечник. Будь то боевые посохи, моргенштерны, алебарды, глефы и прочее древковое многообразие. Делится на собственно древковое (суперудары — «шелест ветра» и «вздох зимы») и двустороннее, то бишь имеющее по наконечнику на обоих концах «палки» (суперудары — «весло» и «сила бури»).
Не берусь однозначно заявить, какое оружие предпочтительней. У каждого вида свои преимущества и свои недостатки. Тут всецело правит бал его величество характер игрока. Ваш покорный слуга предпочитает легкое парное оружие, способное обрушить на противников град смертоносных ударов, — однако я вполне могу понять тех, кому будет импонировать неспешная сокрушительная мощь тяжелого двуручного меча или дистанция, которую может обеспечить оружие древковое.
И, конечно же, эстетика. Таких красивых ударов и комбинаций я не припомню ни в Diablo, ни в играх серии Newerwinter Nights. Пожалуй, немалую часть перебитого мной арканарского народа эта участь постигла именно из-за красивых боев, а вовсе не из-за «прокачки». В конце концов, львиная доля опыта в этой игре приходит вовсе не с убийством супостатов. Опыт в основном идет за выполненные задания и открытые тайны — что несказанно радует. Прокачаться и не драться? Да нет проблем!
Игра оказалась, по сути, попыткой воссоздать и довести до логического конца оборванную на самом что ни на есть кульминационном и трагическом моменте повесть о судьбах мира и людей, в нем живущих, борющихся, страдающих и умирающих. От миссии к миссии, от локации к локации, от диалога к диалогу пред игроком раскрываются новые нюансы. Творится история.
Вряд ли игра впечатлит тех, кто ищет в ролевой игре сотни побочных заданий и диалогов, большое количество вариантов ответа на каждый вопрос и тому подобное — сюжет ТББ линеен и не допускает отклонений в сторону. Но и ценители с душой прописанного сюжета, и любители помахать мечом получат от нее изрядную толику удовольствия.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 |
интригующий сюжет, красивые бои, много игровых предметов | линейность |
Графика 8 |
яркие, сочные цвета, правдоподобная анимация приемов и оружия | невысокая полигональность моделей, статические анимации |
Звук 10 |
музыка, звуки, озвучка всех диалогов | нет |
Игровой мир 10 |
первоисточник, узнаваемые персонажи, колорит, текст диалогов | нет |
Удобство 7 |
интерфейс, управление передвижением с помощью клавиатуры | режим камеры, баги |
Новизна да
Интерес повторной игры нет |
Награда | Вердикт: Почти шедевр - для игрока, который ценит хороший, продуманный сюжет, атмосферный игровой мир и красивые боевые сцены. Это не Fallout, побочных заданий и диалогов не очень много, что, впрочем, не портит общего очарования. | Рейтинг 88% |
Прохождение
Выпускной бал
Ох ты! Вот наконец и настал этот день! Сердце моего протеже переполняется радостью — его вызвал к себе в лагерь сам дон Майши. Как, ну неужели вы не понимаете? Вызов к дону Майши означает не больше и не меньше, чем окончание порядком опостылевшей уже школы разведки. Вот только чует сердечко, что просто так от него отцепиться не получится. Ну вот — как в воду глядел. Впрочем, вряд ли кто-нибудь рассчитывает окончить школу, не сдав экзамена. Первые испытания легче легкого. Владение клинком, езда на лошади. Но вот далее...
А далее шеф потребовал решить некую проблему с разбойниками и пропавшим ожерельем. Для этого выдал разрешение экипироваться всем, что не заперто на ключ, сообщил координаты связного, у которого должна быть информация. И — гуляй, дорогой.
Ну что ж, отправимся в трактир «Босой ируканец», где этот самый информатор по имени Чуба и находится. Он расскажет нам, где искать пропажу.
Перед выездом нелишне переговорить с ассистентом дона Майши — мастером скрытности, у которого тоже есть задание. Почему бы и не помочь бедному мельнику в его проблемах с разбойниками? Особенно если этого хочет уважаемый человек.
Можно сразу скакать к информатору, а можно и подождать. Шеф ведь не назначал сроков. Поездим по округе, посмотрим, что к чему, порубимся с разбойниками, поправим свое финансовое состояние. Дел образовалось невпроворот!
Однако дела себя оправдали. Во-первых, здорово потяжелевшим кошельком, во-вторых — набором разбойничьей амуниции. А без нее, как выясняется, никуда. Мало того, что разбойничьи посты буквально на каждом повороте, — так еще и к атаману ехать надо. А порубать всю шайку, боюсь, даже такому лихому парню, как мой герой, будет несколько... утомительно. Придется поговорить. Дипломатия вообще штука полезная.
Прикинувшись посыльным от нанимателя, выкупаем у атамана то самое похищенное ожерелье. Все, можно возвращаться.
Стоит ли говорить, что дон Майши засчитал выполненное задание, похвалил и наградил? А в лагере нас уже ждет совсем незнакомый дон. И вот тут-то все и начинается. Кто бы мог подумать — только окончил школу, и сразу два важнейших задания! Причем одно из них — личная просьба самого императора! Определенно, родился мой протеже под счастливой звездой. Вперед, в Арканар!
Управление | |
Действия | Кнопки |
Вперед | W |
Назад | S |
Влево | A |
Вправо | D |
Идти / Бежать | L Shift |
Ходить / Бегать | R |
Атаковать | Mouse1 |
Спецудар | Mouse 2 |
Добить | Mouse 3 |
Скачок / Блок | Space |
Действие | E |
Достать оружие | Tab |
Инвентарь | I |
Навыки | C |
Дневник | L |
Зафиксировать | Z |
Миникарта | M |
Быстрое сохранение | F5 |
Межсетевые экраны UserGate: особенности и достоинства Болты без покрытия: просто и надежно Дизельные генераторы 2000 кВт: неприметные герои энергоснабжения Системный блок или ноутбук: что лучше для игр в 2024 году? Что нужно знать о казино Mostbet жителям Узбекистана |