Europa Universalis III: Napoleon's Ambition
-
Шаг в будущее
-
Изменения
-
Национальные идеи
-
Тонкая настройка
За удачными проектами почти неминуемо следует дополнение с новыми миссиями, бойцами, отрядами или сюжетной линией — нужное подчеркнуть в соответствии с жанром. Бывает, что дополнение тянет на полноценную игру, которой смело можно приписать следующую цифру в названии. Но иногда складывается совсем не интересная для игрока картина — дополнение вроде бы есть, но серьезные изменения отсутствуют. В нашем случае игра стала лучше и удобнее. Вот только называть такие вещи принято иначе — «заплаткой».
Шаг в будущее
Временной период игры разработчики расширили, но совсем незначительно. Последняя дата, которую можно было выбрать днем старта в оригинальной игре, — 14 июля 1789 года, теперь же крайний срок отодвинулся до 2 января 1821 года. А день взятия Бастилии, считающийся началом Великой Французской революции, теперь начинает «рекомендованную» кампанию, посвященную последующим событиям.
На карте мира появляется новая страна — Революционная Франция. Если на карте выбора державы прокручивать время вперед, то правительства поменяются на те, что были в ее весьма кровавой истории: Людовика XVI сменяет Национальный конвент, за ним следует Директория, а после к власти приходит Наполеон I Бонапарт. А 11 апреля 1814 года на престол восходит представитель династии Бурбонов — король Луи XVIII, и Франция вновь становится монархией. Остальным странам не столь повезло с событиями, но играть за другие европейские державы того периода не менее интересно.
Пластическая операция
Большинство изменений в игре — не более чем доработки. Касаются они различных аспектов, но в основном призваны сделать игру комфортнее и удобнее.
Увеличился максимальный уровень технологий — теперь порог развития не пятьдесят девять, а шестьдесят четыре. Но ничего существенного это в игру не принесло, у войск и кораблей немного улучшаются характеристики — новых видов нет, растет эффективность промышленности и торговли. А на государственность так и вовсе можно ничего не тратить после достижения «старого» предела. Впрочем, беспокоиться не стоит, хотя шкала соответствия времени подкорректирована в меньшую сторону, нового потолка достичь нереально: базовый год для последнего уровня — 1880.
Результаты сражений выдаются в отдельном информационном окне, где приводится подробная статистика потерь сторон. Похожее сообщение сделано и для колонизации, в нем же, основываясь на подробной информации, можно принять решение об отправке следующего поселенца.
Во время ведения войны в правом нижнем углу показывается герб лидера противостоящего альянса. Нажатие на него выведет информацию о статусе боевых действий: какие государства участвуют в боевых действиях с обеих сторон, на чьей стороне успех в процентах (которые раньше можно было увидеть только через меню предложения мира) и список прошедших битв с количеством участвовавших войск и указанием победителя.
При выборе любой страны, кроме своей, в окне ее дипломатических соглашений появляется небольшая кнопка с двумя стрелочками. С ее помощью можно посмотреть, в каких отношениях это государство находится со всеми остальными. Очень полезная функция для любителей дипломатии, а при игре за одну из стран, входящих в Священную Римскую империю, так и вовсе незаменимая.
Разделены кнопки тренировки армии и наемников в провинциях. Теперь в освободившемся пространстве окна видна очередь новых отрядов.
Появилась возможность переноса столицы в другую провинцию, но эта роскошь доступна только богатым странам — стоит удовольствие тысячу дукатов и требует две единицы стабильности. Это полезно при ранней игре за маленькие европейские державы, ведущие активную колониальную политику и старающиеся избегать войн в метрополии. С течением времени их заморские провинции разбогатеют, и переезд двора в Новый Свет станет более выгодным.
Можно разрушать и возводить центры торговли. Построить новый просто так нельзя — предварительно нужно сломать один из своих существующих, а за оба действия нужно неплохо заплатить. Но созидание в этом вопросе менее полезно, чем разрушение. Иногда при росте территории количество центров торговли бывает слишком велико, купцов на все не хватает — уничтожаем лишние, и жить становится легче и приятнее за счет роста доходов. Простой перенос тоже может иметь смысл — чтобы отхватить больше территорий, — но эффект иногда не стоит затраченных усилий. Ограничений два — во-первых, будущая жертва сокращений не должна быть слишком богатой, а во-вторых, построить новый центр торговли на своей территории можно лишь там, где действует центр, расположенный в другом государстве.
С центрами торговли связана еще одна удобная особенность — введение автоматической отправки купцов. Каждому из них можно задать приоритет от одного до трех, обозначающийся цветом на шкале, и при наличии свободного места свободный купец отправится в путь. Но полностью полагаться на такое улучшение не стоит — иногда наших купцов вытесняют быстрее, чем мы их отправляем. В таком случае стоит приостановить экспансию, подождать, пока не накопится несколько торговцев, и забрасывать их оптом.
Среди возможных вариантов отображения карты пополнение — режим торговли. В нем показаны зоны влияния центров торговли и ресурсы, что добывают в провинциях. От первого пользы немного, а второе очень пригодится при выборе провинции для колонизации или строительства «тяжелой» промышленности.
Национальные идеи
Каждая группа национальных идей пополнилась еще одной, но доступны они становятся лишь в конце игры, когда достигнут сорок пятый уровень связанной с ними технологии. И все они в той или иной мере ориентированы на агрессивную политику позднего игрового периода. Похоже, что это мягкий стимул для ведения республиканских и наполеоновских войн.
Снабжение флота продовольствием (naval provisioning) уменьшает его истощение на пятьдесят процентов. Осталось выяснить, какая в этом польза: колонии все уже поделены, портов много, да и флот — не главный аргумент в борьбе за победу. Относится к национальным идеям флота.
Esprit d'corps, в переводе с французского — честь мундира. Найти эту идею можно в армейской ветке. Дисциплина в армии повышается на двадцать пять процентов. Весьма существенная величина при среднем значении — сто. А это значит, что войска будут сражаться эффективнее.
Улучшенное фуражирование (improved foraging) в группе исследовательских национальных идей снижает истощение армий на пятьдесят процентов. Хороший выбор для агрессивных держав, поздний период — это время больших армий: дешевый прокорм на нейтральных и вражеских территориях лишним не будет.
Liberté, Égalité, Fraternité — девиз Великой Французской революции: Свобода, равенство, братство. Освобождает вас от штрафов за многообразие религий в государстве. Относится к государственным идеям.
Революция и контрреволюция (revolution and counter-revolution) — культурная идея. Для объявления войны странам с другой формой правления не требуется casus belli. Стабильность будет страдать меньше.
Тонкая настройка
Самый большой подарок, который Paradox сделал поклонникам игры, — возможность настройки предстоящей партии. Правила оригинала идут как стандартные (normal), но «ненормальные» иногда даже интереснее.
Первый пункт отвечает за правителя (rulers) страны и его смену. В обычном режиме властелин умирал от старости либо мог погибнуть на поле боя. При выборе исторического (history) варианта хозяин трона будет меняться в строго определенные даты, как написано в учебнике. А события (events) должны привнести в игру разнообразие — правда, заметить разницу с тем, что было в оригинале, сложно. Для советников (advisors) и лидеров (leaders) те же три варианта выбора — обычный, исторический и по событиям.
Это интересно: власть окончательно перешла к Национальному конвенту 21 сентября 1792 года, а гражданин Людовик Капет (король Людовик XVI) был казнен за измену родине и узурпацию власти ровно четыре месяца спустя. Но в игровом «историческом» варианте в день отречения от власти появляется сообщение с краткой эпитафией «Любим, помним, скорбим. Народ».
Для купцов, шпионов, колонистов и миссионеров можно выставить свободные (free) параметры. И тогда, отправляясь на задание, они не будут требовать вознаграждения. Но это слишком сильное облегчение игры, особенно в деле распространения своей религии. Хотя маленьким и небогатым государствам такое послабление может дать возможность полноценно развиваться.
Поселенцам можно указать размер отряда — сто (по умолчанию), двести, триста или четыреста человек. Чем больше значение, тем быстрее будут поделены новые земли. Нельзя сказать, что это хорошо или плохо, просто появляется дополнительное правило игры — ведь все страны в одинаковых условиях.
Желающие не обращать большого внимания на экономику могут изменить правила инфляции — скажем, оставить только ту, что вызвана поступлениями в казну с золотых шахт, а то и вовсе отключить. Но, на наш взгляд, при таком упрощении игрового процесса теряется значительный пласт игры.
Награда | Новизна 2 Дополнение
(не требует оригинальной игры) |
Рейтинг | ||
Игра
|
Дополнение
|
Игра
95%
|
Дополнение
70%
|