UFO: Afterlight
Некоторые игры похожи на андерсеновского гадкого утенка: они не прельщают ни кричащей рекламой, ни модной графикой и поначалу могут показаться какими-то бесцветными. Но при внимательном рассмотрении утенок может обернуться лебедем: множество возможностей и отличный игровой баланс притягивают так, что вы готовы просиживать за монитором долгие часы.
Именно такова UFO: Afterlight (UFOA). У нее не было такой мощной рекламной компании, как у других игр с волшебными буквами «UFO», а ее тактический режим с первого взгляда может показаться неинтересным — в самом начале игры враги уничтожаются очень легко. На самом деле же это практически единственная игра, не уступающая легендарной X-COM: Enemy Unknown, а во многом и превосходящая ее.
UFOA очень удобна. Управление базой, обучение персонала, исследование технологий и производство — все элементы игры предоставляют вам массу возможностей и прекрасно сбалансированы. При этом игра не заставляет следить за каждой мелочью, но поощряет «выжимать максимум» из имеющихся ресурсов и технологий. То же самое относится и к тактическому режиму: вам все время придется ломать голову над тем, как лучше расставить своих солдат, чем их вооружить и где встречать врагов. Эта статья подскажет вам некоторые пути решения проблем, встающих перед командующим марсианской базой, а заодно продемонстрирует богатство возможностей игры.
Управление персоналом
Земля была уничтожена в очередной катастрофе, выжить удалось лишь нескольким группам людей. Вы управляете одной из таких групп — колонией на Марсе. Задачи поистине колоссальны: нужно исследовать новые технологии, организовать производство всего необходимого, захватить территории, приносящие нужные вам ресурсы, а в перспективе — и всю планету. Наконец, терраформировать Марс, сделать его новым домом для человечества. Разумеется, инопланетяне не отдадут вам планету без боя — напротив, они сделают все, чтобы вытеснить вашу колонию, так что сражаться вам придется очень часто.
Самая важная составляющая успеха — правильное управление персоналом. Все стоящие перед вами задачи делятся на три сферы: военную, научную и техническую, и у каждого сотрудника может быть уровень в каждой из них, определяющий его способности в этой сфере. Чем выше научный уровень сотрудника, тем больше его вклад в исследование технологий — скорость исследования каждого проекта зависит от суммы уровней участвующих в нем ученых. Технический уровень сотрудника определяет его вклад в производство и строительство зданий. Кроме этого, ученые в UFOA захватывают территории (строят необходимые для этого геозонды) и проводят терраформирование, а техники заняты радарными установками и шахтами, добывающими полезные ископаемые. Скорость выполнения этих задач также определяется суммой уровней работников.
Как и в ролевых играх, за выполнение задач каждой сферы персонажи получают опыт, позволяющий получать новые уровни. Например, за участие в производстве винтовки сотрудник получит «технический опыт», а за участие в боевой миссии — «военный». Чем выше текущий уровень, тем больше опыта требуется для получения следующего. Каждый сотрудник относится к одной или двум сферам: он может быть солдатом, техником, ученым, солдатом-техником, солдатом-ученым или ученым-техником. Опыт в каждой сфере считается отдельно, и никаких «штрафов за мультикласс» в UFOA нет — солдат-техник получает не меньше боевого опыта, чем просто солдат, и не меньше технического, чем обычный техник. Если сотрудник изначально не имел уровня в какой-либо сфере, получить его невозможно: в самом деле, в реальности солдаты становятся учеными нечасто.
Работа, которую должен выполнить персонаж, определяется его местонахождением, а последнее обычно соответствует одному из зданий на базе. Чтобы поручить сотруднику какую-либо работу, достаточно перетащить его портрет в нужное место. Ученого — в нужную лабораторию, техника — в мастерскую.
Чтобы «застолбить» новые территории, нужны ученые в машинах-«багги», а для строительства шахт требуются техники в строительной машине. Для постройки новых зданий нужны техники в отделе гражданского строительства. Раненые солдаты автоматически попадают в госпиталь. Если же на портрете сотрудника нет пиктограммы, соответствующей одному из занятий, он просто бездельничает и ему нужно что-нибудь поручить.
На заметку: сотрудники, «приписанные» к зданию, тоже могут ничего не делать. Например, техники в мастерской, если вы ничего не заказали.
С каждым новым уровнем сотрудник получает пункты тренировки, которые можно потратить на тренинги в соответствующей сфере. Тренированный сотрудник делает свое дело намного лучше, чем не тренированный, даже если его уровень ниже. Например, ученый, тренированный в медицине, исследует медицинские технологии намного быстрее обычного ученого, а техник, тренированный в постройке зданий, строит их намного быстрее.
Технические тренинги | ||
Название | Цена | Описание |
Automation | 2 | Ускоряет производство роботов и их снаряжения, в бою чинит своих роботов и управляет вражескими. |
(Робототехника) | 3 | Еще более ускоряет производство роботов, в бою управляет вражескими роботами на расстоянии. |
Civil Engineering | 2 | Ускоряет строительство зданий на базе. |
(Строительство зданий) | 2 | Еще более ускоряет строительство зданий. |
Driving | 3 | Ускоряет передвижение машин, в бою позволяет использовать самонаводящиеся снаряды (например, шаровые молнии). |
(Вождение) | 2 | Роботы возле этого персонажа передвигаются быстрее и с меньшими задержками. |
Suit Manipulation | 2 | Ускоряет производство скафандров, в бою позволяет их чинить. |
(Обращение со скафандрами) | 2 | Еще более ускоряет производство скафандров. |
Surveyor | 3 | Ускоряет постройку шахт, в бою позволяет снимать мины. |
(Разведчик) | 3 | Еще более ускоряет постройку шахт, ускоряет постройку радаров. |
Weaponsmith | 3 | Ускоряет производство оружия, боеприпасов и навесок. |
(Оружейный мастер) | 3 | Еще более ускоряет производство оружия, боеприпасов и навесок. |
Тренинг занимает время, пропорциональное его «стоимости». Весь этот период персонаж проводит в тренировочном центре, то есть не выполняет никакой полезной работы. На базе есть отдельные центры для солдат, техников и ученых, и в каждом из них может находиться не более четырех персонажей одновременно. Сотрудники, обладающие уровнями в двух сферах, получают доступ к двум тренингам. Есть два уровня обучения: базовый и «продвинутый», на каждом — свои преимущества. В большинстве случаев стоит тренировать оба уровня, но бывают и исключения, о которых еще пойдет речь.
Ольга Замятина получает опыт и тренируется вдвое быстрее. На ее примере игра позволяет вам «исправить ошибки» в выборе тренингов — тренируйте только то, что действительно нужно. |
Это важно: не спешите тратить пункты тренировки, заработанные вашим персоналом! По мере исследования новых технологий становятся доступны новые тренинги, на которые пунктов может не хватить. Если вы не уверены в том, что тренинг сотруднику нужен, лучше сохраните пункты тренировки до лучших времен.
Система уровней и тренингов не дает вам расставить персонал по местам раз и навсегда — это невыгодно. Пока сотрудник работает, его уровень повышается и он получает пункты тренировки. Когда их накапливается достаточно, его стоит тренировать, а пока следует взять на его место другого работника, который при этом получит собственные уровни и пункты тренировки. В большинстве случаев сотрудники могут тренироваться сразу по нескольким направлениям (особенно ученые и техники), что в перспективе позволит вам выполнять критически важные задачи в рекордные сроки. Например, для экстренного производства новых скафандров можно собрать всех техников с тренингом Suit Manipulation, а для экстренного производства роботов и их вооружения — специалистов в робототехнике.
Это важно: если процесс тренировки прерывается на длительное время, тренировка прекращается, а наработанные «проценты тренировки» постепенно уменьшаются. Проверяйте состояние своих работников, и как только они освободятся от более важных дел, возвращайте их в тренировочные залы.
Научные тренинги | ||
Название и расы | Цена | Описание |
Alien Biology (Л, М) | 1 | Ускоряет допросы и исследование инопланетян. |
(Инопланетная биология) | 1 | Еще более ускоряет допросы и исследование инопланетян. |
Beastmen Technology (Л, М, Р) | 2 | Ускоряет исследования технологий зверолюдей. |
(Технологии зверолюдей) | 3 | Еще более ускоряет исследования технологий зверолюдей и немного улучшает атаки оружием зверолюдей. |
Earth Technology (Л) | 3 | Ускоряет исследования земных технологий. |
(Земные технологии) | 3 | Еще более ускоряет исследование земных технологий. |
Martian Technology (Л, Р) | 2 | Ускоряет исследование марсианских технологий. |
(Марсианские технологии) | 3 | Еще более ускоряет исследование марсианских технологий и немного улучшает атаки марсианским оружием. |
Medicine (Л, М) | 2 | Ускоряет медицинские исследования, в бою позволяет использовать базовое медицинское оборудование. |
(Медицина) | 2 | Еще более ускоряет медицинские исследования, в бою позволяет использовать улучшенное медицинское оборудование. |
Mind Probe (Р) | 1 | Ускоряет допросы. |
(Сканирование мозга) | 1 | Еще более ускоряет допросы. |
Planetology (Л, М, Р) | 3 | Ускоряет исследование технологий планетологии и постройку геозондов (захват территорий). |
(Планетология) | 3 | Еще более ускоряет исследование технологий планетологии, постройку геозондов и станций терраформирования. |
Psionic Support (Р) | 3 | У солдат возле этого ретикуланина (радиус зависит от Psi Manipulation) улучшаются Скрытность и Обзор. |
(Псионическая поддержка) | 3 | Враги возле этого ретикуланина (радиус зависит от Psi Manipulation) постоянно получают псионическое повреждение. |
Reticulan Technology (Л, М) | 2 | Ускоряет исследования технологий ретикулан. |
(Технологии ретикулан) | 3 | Еще более ускоряет исследования технологий ретикулан, немного улучшает атаки ретикуланским оружием. |
* Л — люди, Р — ретикулане, М — марсиане |
Количество персонала ограничено, а враждебные инопланетяне не будут ждать, пока вы не построите все, что планировали. Поэтому ваш успех в качестве администратора будет зависеть от того, насколько эффективно вы сумеете обучить и использовать каждого сотрудника. Например, научным «багги» может управлять один-единственный техник-ученый с тренингами вождения и планетологии, а инженерной машиной — один техник с вождением и разведкой.
Расы, ресурсы и дипломатия
Ваш персонал состоит не только из людей. Если вы заключили союз с инопланетной расой, она присылает нескольких сотрудников. Инопланетяне работящи, однако устроены не так, как люди, и обладают уникальными особенностями. Каждая раса имеет пять характеристик и десять зависящих от них навыков. Когда персонаж получает военный уровень, он может повысить значение одного из своих атрибутов. Солдаты высоких уровней имеют максимальные значения всех атрибутов и навыков. Перечислим их по порядку.
-
Люди имеют Силу (Strength), Маневренность (Agility), Ловкость (Dexterity), Волю (Willpower) и Интуицию (Intuition). Навыки людей — это Прицельная стрельба (Aim), Стрельба навскидку (Snap), Физический контакт (Physical), Механические устройства (Mechanical), Уклонение (Dodge), Здоровье (Constitution), Разведка (Scouting), Использование устройств (Manipulation) и Обаяние (Charisma). Далеко не все эти навыки нужны каждому солдату: например, Обаяние нужно только лидеру (солдату с тренингом Leadership), а Механические устройства — только тем, кто стреляет из тяжелого оружия.
-
Ретикулане — «мечта уфолога»: тощие невысокие белые фигуры с огромными головами и глазами. В UFOA это единственная раса, обладающая псионическими способностями и вовсю ими пользующаяся — как для лечения, так и для уничтожения или подчинения. У них мало хитов, однако их очень трудно победить без потерь, поскольку они часто используют дальнобойные гранатометы и подчиняют ваших солдат. Вместо человеческих Воли и Интуиции у ретикулан Разум (Mental) и Пси (Psi). Набор навыков почти такой же, как у людей, но вместо Физического контакта и Обаяния у ретикулан Псионическая сила (Psi Strength) и Псионическая манипуляция (Psi Manipulation).
Зависимость навыков людей и роботов | |||
Навыки людей | Зависимость | Навыки роботов | Зависимость |
Aim | 50% Dex, 50% Will | Aiming Delay | 75% Adapt, 25% Aim |
Snap | 50% Dex, 25% Agi, 25% Int | Move Delay | 50% Adapt, 25% Gear, 25% Rec |
Physical | 50% Str, 25% Agi, 25% Dex | Direct Shot | 75% Aim, 25% Rec |
Mechanical | 50% Str, 25% Dex, 25% Will | Ballistic Shot | 75% AI, 25% Aim |
Dodge | 50% Agi, 50% Int | Moving Target | 50% Aim, 25% Adapt, 25% Rec |
Constitution | 50% Str, 50% Will | Speed | 75% Gear, 25% Adapt |
Speed | 75% Agi, 25% Str | Dodge | 50% Gear, 50% Rec |
Scouting | 50% Int, 25% Agi, 25% Will | Observation | 75% Rec, 25% AI |
Manipulation | 50% Dex, 25% Str, 25% Int | Self Repair | 50% AI, 25% Adapt, 25%Aim |
Charisma | 50% Will, 50% Int | Stealth | 50% Gear, 50%AI |
-
Марсиане — «люди-деревья», еще один классический типаж научной фантастики. Отличаются скрытностью и высокой сопротивляемостью к наиболее популярным видам повреждений. Как правило, марсиане используют электромагнитное оружие, которое преимущественно парализует, а не убивает, но легко пробивает тяжелые скафандры. Они также управляют множеством роботов и могут перехватывать контроль над вашими механическими помощниками. Характеристики марсиан — это Тело (Body), Концентрация (Concentration), Чувствительность (Sensitivity), Передвижение (Mobility) и Адаптация (Adaptation). Навыки включают в себя Прицельную стрельбу, Стрельбу навскидку, Физический контакт и Здоровье, а также Скорость (Speed), Камуфляж (Camouflage), Регенерацию (Regeneration), Обзор (Observation), Электромагнитную силу (EM Strength) и Управление электромагнитным полем (EM Manipulation).
-
Роботы — могут быть марсианскими или вашего собственного производства, но характеристики у всех одинаковы: Наведение (Aiming), Искусственный интеллект (AI), Восприятие (Reception), Приспособление (Adaptability) и Передвижение (Gear). «Навыки» роботов — Задержка наведения (Aim Delay), Задержка передвижения (Move Delay), Стрельба прямой наводкой (Direct Shot), Навесная стрельба (Ballistic Shot), Сопровождение цели (Moving Target), Скорость (Speed), Уклонение (Dodge), Обзор (Observation), Починка (Self Repair) и Скрытность (Stealth).
-
Зверолюди (Beastmen) — ваш основной враг. С ними невозможно договориться, поскольку они не ведут переговоров, а только атакуют. Никто не знает, какие у них характеристики и навыки, поскольку они никогда не служат под вашим командованием. Зверолюди чрезвычайно разнообразны, так что в бою против них приходится применять различные тактики.
Зависимость навыков инопланетян | |||
Навыки ретикулан | Зависимость | Навыки марсиан | Зависимость |
Aimed | 50% Dex, 50% Ment | Aim | 50% Conc, 25% Body, 25% Sens |
Snap | 50% Dex, 25% Agi, 25% Psi | Snap | 50% Sens, 50% Mob |
Mechanical | 25% Str, Agi, Dex, Ment | Physical | 75% Body, 50% Mob |
Dodge | 75% Agi, 25% Psi | EM Strength | 75% Conc, 25% Mob |
Constitution | 75% Str, 25% Ment | EM Manipulation | 50% Adapt, 25% Sens, 25% Mob |
Speed | 50% Str, 50% Agi | Constitution | 25% Body, 25% Adapt |
Scouting | 50% Psi, 25% Agi, 25% Ment | Speed | 75% Mob, 25% Body |
Manipulation | 75% Dex, 25% Str | Camouflage | 50% Conc, 50% Adapt |
Psi Strength | 50% Ment, 25% Str, 25% Psi | Regeneration | 75% Adapt, 50% Body |
Psi Manipulation | 75% Psi, 25% Ment | Observation | 75% Sens, 25% Conc |
В отличие от многих предшественников UFOA (включая и игры-родоначальники жанра из серии X-Com), в этой игре вы не только защищаетесь, но и нападаете. Каждое сражение проводится не только ради захвата пленных и трофеев, но и ради территории: одна сторона нападает на чужую территорию, другая защищает ее. Большая часть территорий может приносить ресурсы, для добычи которых нужно построить шахты. В них находится все, кроме воды и энергии.
Ресурсы могут требоваться для строительства зданий, оружия или снаряжения. Поскольку для исследования некоторых технологий нужны определенные здания, нехватка одного ресурса способна «закрыть» для вас целые технологические ветви. В частности, вы не сможете построить вторую лабораторию, пока не получите достаточно энергии. В игре есть следующие ресурсы:
-
Вода необходима для выживания колонии. Ваши враги прекрасно это понимают и постоянно пытаются перерезать канал, по которому вода поступает с полюса планеты. Не сумеете отбить канал вовремя — проиграете. Со временем вы построите более совершенную систему водоснабжения.
-
Энергия необходима для строительства. Ее вырабатывают солнечные батареи, которые можно усовершенствовать после изучения соответствующих технологий.
-
Топливо определяет максимальную дальность полета челнока с вашей боевой группой (UFO). Если его недостаточно, вы не сможете защищать удаленные территории. В начале игры это может привести к проигрышу, если вы не сможете отстоять водный канал.
-
Металлы требуются для производства многих видов оружия и снаряжения.
-
Химикаты требуются для производства медицинского снаряжения и некоторых видов оружия.
-
Кристаллы нужны для таких высокотехнологических устройств, как прицелы. Вы сможете их находить только после исследования Ретикуланских технологий. Для добычи кристаллов нужна особая технология.
-
Благородные металлы потребуются для некоторых высокотехнологических зданий и предметов. Для нахождения этого ресурса вам опять потребуются Ретикуланские технологии, а для добычи — технология Добыча благородных металлов.
Месторождения ресурсов бывают двух типов: обычные (синие) дают 1 единицу ресурса, а богатые (желтые) — две. UFOA использует систему уровней ресурсов, которая может запутать неопытных игроков: когда общее количество добываемых ресурсов достигает порогового значения, считается, что снабжение этим ресурсом перешло на новый уровень. Все требования к количеству ресурсов имеют в виду именно их уровни. Пороговые значения уровней следующие: крошечный (1), маленький (2), ограниченный (4), адекватный (8), большой (12), впечатляющий (15) и обильный (20).
Дипломатия в UFOA ограничена тремя состояниями («война», «мир» или «союз»), к тому же возможность перехода между этими состояниями не определяется историей отношений между расами, а жестко задана сценарием. В состоянии войны обе расы могут нападать на территории друг друга, а при мире или союзе возможна торговля ресурсами или снаряжением. Кроме того, союзники обычно присылают на вашу базу нескольких солдат и ученых, которые никогда не бывают лишними.
Время в этой игре работает на вас: чем дольше вы продержитесь, тем больше технологий успеете изучить и тем лучше сумеете оснастить и натренировать своих солдат. Поэтому следует заключать мир или союз со всеми расами, с которыми удастся, — чем меньше врагов, тем лучше.
Оптимальная история будет выглядеть примерно так: вы встретите ретикулан и заключите с ними союз, затем встретите зверолюдей и роботов, а потом на Марс высадится экспедиция — другая фракция ретикулан, враждующая с первой, и вам придется выбрать, на чьей вы стороне. Враждовать с экспедицией намного сложнее, и к тому же у нее не так много ценных территорий, поэтому выгодно разорвать союз со «старыми» ретикуланами и захватить их земли. Как только вы объявите войну, сможете наладить отношения с экспедицией. Через некоторое время вы вступите в контакт с марсианами, изначально враждебными. После изучения их языка вы сможете помириться с ними, однако ваши успехи в терраформировании снова сделают их вашими врагами, пока вы не научитесь изменять планету так, чтобы на ней смогли жить и марсиане.
Это важно: вы обязаны терраформировать Марс, и дело не только в том, что ваши солдаты не смогут воевать в неблагоприятных районах. Терраформирование считается одной из ваших основных задач, и без него выиграть невозможно. Неважно, что оно приведет вас к конфликту с марсианами, — будущее человечества важнее!
Инопланетные солдаты имеют особые навыки, недоступные обычным смертным: марсиане — скрытность и умение обращаться с электромагнитными полями, ретикулане — псионические способности. Следовательно, у ретикулан следует в первую очередь поднимать Разум и Пси, а у марсиан — Концентрацию и Адаптацию. Скафандры, которые вы производите, годятся только для людей, поэтому броню для инопланетян придется выменивать у соответствующих рас. Это не так-то легко сделать, поскольку игра не позволяет вам указать, что именно вам нужно: союзники сами предлагают условия обмена.
Внимание: после разрыва отношений с союзниками вы теряете персонал, присланный этой расой! Если вы планируете стать на сторону экспедиции ретикулан, не стоит полагаться на солдат, присланных первой фракцией, — они все равно вскоре вас покинут.
Обмен ресурсами очень интересен: вы меняетесь не единицами ресурсов, а их уровнями. Это нередко позволяет «заткнуть дыру» и быстро получить ресурс, которого не хватает для критически важного здания или производства. Для перехода с адекватного уровня снабжения на большой требуется 4 единицы ресурса — то есть надо найти и захватить 3-4 территории с этим ресурсом и построить там шахты, на что потребуется очень много времени. Обмен ресурсами происходит мгновенно, но следует учитывать, что в будущем вам может не хватать именно того ресурса, который вы сейчас уступили.
Идеальный взвод
Не секрет, что в некоторых играх серии UFO были один или два «лучших вида оружия», которым следовало вооружить всех своих солдат, — разве что с развитием технологий под «лучшим» понималось что-то новое. UFOA в этом отношении сбалансирована прекрасно: однозначно оптимального варианта не существует, и набор конкурентоспособных конфигураций достаточно велик. Каждый вид ствола не только обладает определенными преимуществами и недостатками, но и требует от солдат соответствующей тренировки для достижения максимальной эффективности. В таблицах приведены параметры оружия для солдат-ветеранов с максимальными уровнями всех навыков и всех необходимых тренингов. Для новичков эти параметры могут быть намного худшими.
Популярные виды оружия | |||||
Название | Перевод | Время наведения | Время перезарядки | Боезапас (атак) | Модификации и примечания |
Katana | Катана | 0,1 с | — | — | Оружие ближнего боя |
Buzzsaw Crossbow | Циркулярный арбалет | 0,3 с | 1,6 | -/1 | Можно стрелять или использовать в рукопашной |
Pistol | Пистолет | 0,3 с | 1,3 с | 25 | Приборы на стволе и под ним, боеприпасы** |
Rifle | Винтовка | 0,5 с | 1,0 с | 25 | Прицел, приборы на стволе и под ним, боеприпасы** |
Sniper Rifle | Снайперская винтовка | 1,5 с | 1,5 с | 25 | Прицел, приборы на стволе и под ним, боеприпасы** |
Shotgun | Дробовик | 0,5 с | 1,0 с | 8/4 | Прибор под стволом, можно обстрелять сектор 75% |
Laser cannon + heater | Лазерная пушка (перегрев) | 0,5 с | 2,4 с | 8/2 | Возможен мощный выстрел за счет энергии |
Laser cannon + cooler | Лазерная пушка (охлаждение) | 0,5 с | 2,4 с | 15/3 | Можно стрелять очередями, возможен мощный выстрел |
Warp Cannon | Деформирующая пушка | 1,5 с | - | 6 | Не производится, только две штуки, нет перезарядки |
Gatling Cannon | Многоствольная пушка | 1,0 с | 2,4 с | 100/20 | Можно обстрелять сектор 45% |
Magnetic Rifle | Электромагнитная винтовка | 0,5 с | 1,6 с | 30 | Оглушает, а не убивает |
Annihilator | Аннигилятор | 2,0 с | 2,4 с | 6 | Огненное повреждение |
Rocket Launcher | Ракетная установка | 1,0 с | 2,0 с | 1 | Стреляет разрывными или зажигательными ракетами<
Межсетевые экраны UserGate: особенности и достоинства Болты без покрытия: просто и надежно Дизельные генераторы 2000 кВт: неприметные герои энергоснабжения |