Sid Meier's Civilization IV: Beyond the Sword
Раз показалось мне, будто сосед рядом слишком уж гладко развивается. Непорядок! Мои шпионы уже застоялись. И вот череда мелких провокаций повергает его города в хаос... а заканчивается все точно выверенным ударом — в Апостолическом дворце удалось протолкнуть резолюцию о прекращении торговли с несчастным. И сейчас, когда он стал так слаб и жалок, можно подумать и о войне...
Если в предыдущем дополнении основной упор был сделан на войну, то теперь все силы брошены на достижение победы мирным путем. Новых способов победить не открылось, но возможности значительно расширились. Как правило, это различные способы пакостить соседям — от мелких шпионских гадостей до крупных дипломатических «бомб». Если быть точным, кроме шпионажа в игру не было привнесено ни одной серьезной идеи. То, что есть, меняет процесс не столь уж существенно. Но это «несущественно» перекроило возможности игры так, что порой трудно сказать, та ли это «Цивилизация» под номером четыре, что мы знали. Правда, стоит отметить, что наибольший эффект от новшеств вы увидите, если достигнете в развитии последних веков, — это не Warlords с ее ранними изменениями.
Шпионы и мы
Честно говоря, на первый взгляд кажется, что дополнение создали только ради шпионажа, потому что эта часть игры перекроена до неузнаваемости. Чтобы получить шпионов, нужно дождаться коммунизма? Еще чего, можно подумать, в античности не было разведчиков! Достаточно алфавита, и рыцари плаща и кинжала готовы отправиться в тыл к противнику, дабы осуществить какую-нибудь пакость. До того, как они что-то сделают, шпионы совершенно невидимы для противника, да и количество их отныне неограниченно. А далее мы имеем два варианта: при удачном исходе шпион моментально переносится в тот город, где был построен, и может быть направлен к месту очередной «акции», при неудачном — агента уничтожают. Бывает и третий исход: когда акция прошла успешно, но агента все же поймали, но такое случается очень редко.
Вам показалось, что ничего нового не произошло? Напрасно! Дело в том, что отныне шпионаж — такая же расходная статья, как и искусство или наука. Государство производит очки шпионажа (ОШ), которые расходуются на акции агентов. Эти очки равномерно делятся на всех противников, у каждого из которых своя «копилка», откуда и расходуются на всевозможные пакости. Пассивные эффекты — просмотр демографии и вражеской территории, знание исследуемой технологии и даже заглядывание в города без дополнительных затрат — тоже требуют некоторого количества ОШ. Зато при накоплении очков эти действия совершаются непринужденно. Но это только посмотреть можно бесплатно, а вот провести какую-нибудь пакость — только за ОШ и при наличии на «объекте» шпиона. При этом каждое мероприятие может и провалиться. А вот и они...
Диверсия на усовершенствовании (Sabotage Improvement) — уничтожение улучшения территории или дороги, самое легкое и надежное действие.
Диверсия в здании (Sabotage Building) — уничтожение здания в городе.
Кража (Steal Treasury) — кража от 10 до 100% содержимого сокровищницы; при игре с компьютером — самое бестолковое задание, он там много не держит. А вот с человеком...
Распространение культуры (Spread Culture) — усиление нашего культурного влияния в городе. Сложно оценить важность этого задания, так как даже под мощнейшим культурным прессом города противника сдаваться не желают.
Отравление воды (Poison Water) — в городе на некоторое время добавляется несколько единиц болезней. В результате горожане начинают опорожнять амбары, и начинается голод. Не самый полезный вариант, но иногда сокращает население города противника на 1-2 человека.
Подстрекательство к беспорядкам (Foment Unhappiness) — в городе временно увеличивается уровень недовольства. Опять же не самая полезная акция.
Устроить революцию (Support City Revolt) — в городе один ход длится революция, резко падает защита, но культурные барьеры остаются на прежнем уровне. Замена осадных орудий и авиации перед вторжением?
Украсть технологию (Steal Technology) — крадем плохо лежащую технологию у противника.
Диверсия на производстве (Sabotage Production) — уничтожение всех «молотков», накопленных при производстве какого-то здания или чуда света. Исключительно полезная вещь, особенно если сотворить пакость на финальной стадии серьезного строительства.
Диверсия в проекте (Sabotage Project) — уничтожение всех готовых частей корабля. Не менее серьезная гадость, чем предыдущая.
Внедрение законов (Influence Civics) — замена одного из законов противника на другой, принятый у вас. Честно говоря, расчет только на анархию.
Внедрение религии (Influence Religion) — замена религии противника на нашу. Иногда по-другому внедрить ее и не получится.
Контршпионаж (Perform Counterespionage) — шпионские акции для противника временно будут вдвое дороже. Если знаешь, кто пакостит, то очень полезно сделать жизнь противника хуже.
Разумеется, не обошлось и без великих шпионов. Они во всем лучше обычных и могут присоединиться к городу для создания Скотланд-Ярда или в качестве суперспециалиста. Впрочем, было бы странно рассчитывать на большее.
Ради золота
Корпорации | ||||
Название | Основатель | Ресурсы | Доход за ресурс | Конкуренты |
Aluminum Co. | Ученый | Уголь | +3 науки, алюминий | Mining Inc. |
Cereal Mills | Торговец | Пшеница, рис, кукуруза | +0,75 пищи | Sid's Sushi Co, Standard Ethanol |
Civilized Jewelers | Артист | Золото, серебро, драгоценные камни | +1 коммерции, +4 культуры | Mining Inc. |
Creative Constructions | Инженер | Железо, медь, мрамор, камень, алюминий | +0,5 продукции, +3 культуры | Mining Inc. |
Mining Inc. | Инженер | Уголь, железо, медь, серебро, золото | +1 продукции | Aluminum Co., Civilized Jewelers, Creative Constructions |
Sid's Sushi Co | Торговец | Крабы, устрицы, рыба, рис | +0,5 еды, +2 культуры | Cereal Mills, Standard Ethanol |
Standard Ethanol | Ученый | Кукуруза, сахар, рис | +2 науки, нефть | Cereal Mills, Sid's Sushi Co |
Все уже успели привыкнуть к религиям и к тому, что науки, связанные с ними, надо исследовать как можно быстрее, чтобы получить преимущества над другими, «бездуховными» цивилизациями. И тут пришли корпорации, гонка за которыми чем-то похожа на погоню за религией. Правда, дальше сходство заканчивается. Полезность корпораций — штука весьма неоднозначная. Хотя, в отличие от религий, филиалы основываются мгновенно, стоит только прибыть эмиссару, никаких дополнительных построек не требуют и сами готовы тут же рассылать эмиссаров далее.
Итак, как и с религиями, самое главное здесь — заполучить центральный офис корпорации, именно на его счета идут отчисления из каждого филиала. Правда, понемногу — всего по 5 единиц коммерции, но ведь офисов может быть много. Однако предупреждаю, содержание филиалов в крупных городах стоит безумных денег. Поэтому стройте филиалы только там, где они действительно необходимы. Зато очень важно «подарить» свои корпоративные интересы всем соседям — пусть не забывают пополнять нашу копилку своими деньгами.
Однако кое-какая польза от филиалов все же есть. И она зависит от количества тех или иных ресурсов. Так, если у вас есть кукуруза, рис и пшеница, посчитайте их общее количество (не включая те, что участвуют в обмене). Каждая единица этих ресурсов даст каждому городу с филиалом по 0,75 продовольствия. Мало? А вот выменяйте еще, и вы поймете, что так можно «поднять» город даже в голодных местах. Иногда, при особо удачных условиях, удавалось таким образом доставлять в город 10-12 единиц пищи. А это 5-6 специалистов, которые легко окупят деятельность филиала.
Это важно: корпорации стали настолько важной частью игры, что ради них даже изменили законы. При этом два экономических закона запрещают корпорации (ведь иногда они приносят только вред), а еще два закона меняют стоимость оплаты филиалов.
Два последних, но отнюдь не по значимости замечания. Центральный офис корпорации всегда строится великим человеком. Так что если вы задумали окунуться в большой бизнес, припасите заранее нужного «строителя». Кроме того, корпорации конкурируют между собой за ресурсы, поэтому в город могут не пустить эмиссара «вражеской» фирмы. Поэтому при обилии корпораций стоит думать, что же вы хотите осуществить в том или ином городе. Тем более что некоторые корпорации приносят в город важные ресурсы, которыми вы можете быть обделены из-за неудачного расположения на карте.
Это интересно: каждая корпорация становится как бы национальным чудом света. Что, само собой, дает городу еще по одному очку в гонке за великими людьми.
Зеленое счастье
Нельзя сказать, что это сильно бросается в глаза, да и в качестве особенностей игры это нигде не выделено, но тем не менее в дополнении явно проведена «зеленая» линия. Как раз в противовес корпорациям. Дело в том, что экологизм, столь выгодный с точки зрения здоровья, заставляет платить за корпорации на 25% больше, поэтому категорически с ними не совместим. Впрочем, это компенсируется доходами с ветряных мельниц и заповедников (Forest Preserve), которые теперь разрешено строить в поздней игре. Вроде бы всего две коммерции, но это уже немало, если вы заранее правильно спланировали инфраструктуру городов. Сами же по себе заповедники дают только +1 счастья ближайшему городу, поэтому отдельно от экологизма толку от них немного.
В ту же «зеленую» линию хорошо вписывается чудо света Национальный парк, который запрещает доставку угля в город, в котором построен, зато снимает все эффекты болезни. Если же вы догадались сохранить джунгли вокруг этого города, а потом построить в них заповедники, то получите огромное количество специалистов, сделав тем самым город поставщиком их.
Это интересно: есть в игре и другая линия — «морская». Но она совсем слабо выражена и даже не акцентирована в «особенностях игры».
Бойцовский клуб
Главное изменение в правилах войны — появление перехвата у самолетов. Отныне истребители будут деловито нарезать круги над вашими городами и ловить вражескую авиацию не только тогда, когда она решит испытать свои силы в непосредственно противостоянии. В результате битвы в небе стали реалистичнее. Но и это еще не все; появилось три свежих способности войск, доступных прежде всего авиации. Хотя тот же перехват отныне изначально доступен и войскам противовоздушной обороны.
Перехват (Interception). Доступен для авиации и стрелков. Требует: ничего. Первый уровень дает +10% к вероятности перехвата авиации противника, второй — +20% | |
Ас (Ace). Доступен для авиации. Требует: бой 3. Дает 25% уклониться от боя. | |
Дальность (Range). Доступен для авиации. Требует: бой 2. Каждый из 2 уровней дает увеличение дальности полета +1. |
Несколько поменялась и схема боя осадных орудий. Так, у них теперь нет способностей для отступления. Они наносят некоторый урон, выраженный в процентах здоровья цели, после чего отступают. И другое осадное орудие может обстрелять эту же цель не раньше, чем здоровье несчастного поднимется выше этого самого максимально допустимого урона. В то же время если осадное орудие обороняется, то оно имеет право уничтожить нападающего. Кроме этого, кавалерия получила способность фланговых атак. Если вы видите скопление вражеских осадных орудий — самое время отправить им навстречу кавалериста. Тот будет атаковать сразу всю «артиллерийскую армию» и имеет неплохие шансы отступить, если будет на грани гибели.
Наконец, последнее из нововведений, касающихся боя, — возможность блокады вражеских портов и применения для этого корсаров. Эти товарищи, не используя национального флага, тем не менее очень успешно прекращают вражескую торговлю и наносят тяжелый урон экономике.
Каждому — по заслугам
Оказывается, и в древности был свой аналог ООН. Это Апостолический дворец Ватикана, владелец которого получает серьезные возможности управления миром. Правда, тут есть некоторая сложность. Раз в несколько лет проходят выборы, и на них полные участники собрания могут стать лидерами. А полными могут быть только те, у кого одна и та же государственная религия со строителем дворца. Те же, у кого есть хотя бы один город с той же религией, могут только принимать участие в выборах, но не будут избраны. Кстати, если владелец дворца надумает сменить религию, то сам вылетит из выборной гонки.
Члены собрания могут объявить войну или торговое эмбарго неполным членам собрания или его изгоям (волевым решением совета), прекратить войну с одним из полных членов собрания, создать оборонительный или обычный союз, открыть границы, а также поднять культуру в одном из городов. Можно даже приблизить культурную победу.
К сожалению, управлять дворцом намного сложнее, чем ООН, в силу хитрости членства в управлении им. Но кое-какие интересные моменты в управлении им все же есть. Так что попытайтесь, и возможно, вы сможете одержать дипломатическую победу гораздо раньше, чем всегда.
Еще одной приятной дипломатической новостью стали колонии. Дело в том, что содержать города на другом континенте — пущее разорение. Поэтому даруем им статус колоний, и они мирно существуют вдали от столицы, не выпрашивая денег. Зато с их помощью можно творить войну на чужой земле, а доступ к ресурсам колоний не ограничен, все стратегические ресурсы поступают в наши закрома в полной мере. В то же время на своем континенте колонию организовать нельзя. Можно только подарить город одному из конкурентов (чаще собственным вассалам).
Это интересно: с появлением колоний была ликвидирована практика разорения конкурентов путем дарения им экономически невыгодных городов в дальних краях. Ведь теперь любой может избавиться от ненужной собственности, отторгнув ее. Хотя компьютер по-прежнему гребет все под себя, невзирая на убыточность.
Новички на арене
В Warlords разработчики доказали, что традиция добавлять в игру нечто неоригинальное (например, новые расы или войска) не умрет никогда. Но в Beyond the Sword они особенно расстарались, так что обойти эту часть игры стороной никак нельзя.
Цивилизации
На сей раз цивилизаций действительно много. И некоторые из них не совсем древние и ветхие, а вполне молодые расы. Стоит думать, что скоро появятся и цивилизации, родившиеся не далее как в прошлом тысячелетии...
Вавилон
— Изначальные технологии: колесо, земледелие
— Уникальный боец: лучник (вместо лучника же)
— Уникальное здание: сад (заменяет Колизей)
Хаммурапи (Hammurabi). Искусный политик и полководец, с которым связывают возвышение Вавилона. Наиболее известен своими законами. Здесь своими свойствами (агрессия и организация), а также начальными навыками до безобразия похож на раннего Токугаву, что делает для него справедливой тактику малых завоеваний с постоянным освоением территории. Этому способствует лучник, отлично работающий против любых начальных войск противника; а сад, в отличие от Колизея, не только радует, но и оздоровляет жителей города.
Византийская империя
— Изначальные технологии: колесо, мистика
— Уникальный боец: катафракт (вместо рыцаря)
— Уникальное здание: ипподром (заменяет театр)
Юстиниан I (Justinian I). Еще один великий законодатель и завоеватель. Не только значительно расширил свою империю, но и провел кодификацию римского права. Правда, сделал он все это с помощью чужих рук и мозгов, но умение правильно использовать чужие достижения тоже дорогого стоит. В игре пропагандирует духовность и империализм. Здесь это прямо-таки какой-то кентавр, все, на что ни посмотришь, совмещено как-то странно. Один только ипподром — интересное решение. Но и он не оправдывает себя, когда дело доходит до рассмотрения остальных особенностей византийцев.
Голландия
— Изначальные технологии: рыболовство, земледелие
— Уникальный боец: торговец (вместо галеона)
— Уникальное здание: дамба (вместо плотины)
Вильгельм I Оранский (Willem van Oranje). Первый король Нидерландов занимается творчеством и финансами. Сложная в управлении раса, ибо способности лидера напоминают «раннюю» Екатерину и плохо сочетаются между собой. Да и все особенности расы ориентированы на раннее доминирование в море или плюсы в прибрежной зоне. Стоят ли Нидерланды того, чтобы не отходить от береговой полосы?
Империя майя
— Изначальные технологии: мистика, добыча руды
— Уникальный боец: холкан (вместо копейщика)
— Уникальное здание: площадка для игр (заменяет Колизей)
Пакал II (Pacal II). Объединитель империи майя здесь стал экспансивным финансистом, что означает только то, что играть за него лучше всего на высоких уровнях сложности, где скажутся все его плюсы. Настроен на производство коммерции, а отнюдь не на войну, так что строим побольше городов и все-таки пытаемся ухватить первую религию. Уникальный воин: годится скорее для обороны, нежели для нападения.
Индейцы
— Изначальные технологии: рыболовство, земледелие
— Уникальный боец: боец (вместо секироносца)
— Уникальное здание: тотемный столб (заменяет монумент)
Сидящий бык (Sitting Bull). Лидер индейцев, противившихся переселению в резервации. Именно под его командованием объединенные племена шайенов и сиу одержали одну из самых значительных побед над американской кавалерией при Литтл-Бигхорне. Неоднозначный персонаж в силу свойств философия и оборона. На раннем этапе индейцы защищены лучше любой другой цивилизации, чему способствует еще и уникальное здание, дающее лучникам 3 очка опыта. Боец же таков, что лучше им воевать на совсем раннем этапе, пока ни у кого ничего нет. Другими словами, индейцы — мирная раса, ориентирующаяся на научную победу и умеющая в случае чего защитить себя.
Кхмеры
— Изначальные технологии: охота, добыча руды
— Уникальный боец: баллиста на слоне (вместо боевого слона)
— Уникальное здание: барай (заменяет акведук)
Сурияварман II (Suryavarman II). Еще один объединитель, приведший Юго-Восточную Азию к процветанию. Здесь его качества — экспансия и творчество. Имеет неплохие предпосылки для хорошей жизни в поздней игре (лучше на высоких уровнях), но в древние века откровенно проваливается. Неудачен у него и уникальный боец. Ну кто в здравом уме использует для защиты городов кавалерию? Так что его специальное свойство наверняка не пригодится.
Португалия
— Изначальные технологии: рыболовство, земледелие
— Уникальный боец: каррака (вместо каравеллы)
— Уникальное здание: торговый пост (заменяет таможню)
Жоао II (Joao II). Король, при котором Португалия взялась исследовать моря и активно захватывать территории. Здесь он пропагандирует экспансию и империализм, что позволяет португальцам крайне агрессивно развиваться в раннее время. Очень неплохо будет смотреться на островной карте, так как его каррака — первый корабль, которому не страшны морские просторы и на котором есть два нормальных, а не «приставных» места под перевозку людей. Уникальное здание способствует тому, чтобы с морских клеток поступала не только еда, но и коммерция (чего не умеет обычная таможня). На картах с большим количеством суши его преимущества сходят на нет, потому что характерные особенности самого правителя рассчитаны только на раннюю экспансию.
Священная Римская империя
— Изначальные технологии: охота, мистика
— Уникальный боец: ландскнехт (вместо пикинера)
— Уникальное здание: ратуша (заменяет суд)
Карл Великий (Charlemagne). Священную Римскую империю Карл и основал в 800 году н.э. Далее она разрослась до огромных размеров, заняв всю центральную Европу. В игре он склонен к обороне и империализму. В склонности к боевым действиям не замечен. Лучше всего захватывает территории и их не отдает. Этому способствует и ландскнехт, блистательный оборонительный боец. А ратуша, с ее 75% снижением содержания, позволяет создавать гигантские империи без значительных потерь в виде коррупции.
Шумеры
— Изначальные технологии: колесо, земледелие
— Уникальный боец: стервятник (вместо секироносца)
— Уникальное здание: зиккурат (заменяет суд)
Гильгамеш (Gilgamesh). Царь Урука, наиболее прославившийся созданием вокруг него мощных оборонительных укреплений. Так что и в игре он занимается обороной и творчеством. Свои города Гильгамеш защищать умеет, но более у этой расы нет никаких существенных плюсов. Боец с довольно посредственным умением, а вариант суда отличается тем, что просто дешевле на 30 монет (в то время как для организованных лидеров обычный суд обойдется вдвое дешевле).
Эфиопия
— Изначальные технологии: рыболовство, земледелие
— Уникальный боец: воин Оромо (вместо аркебузира)
— Уникальное здание: стела (заменяет монумент)
Зара Якоб (Zara Yaqob). Эфиопский религиозный лидер, под конец жизни впавший в паранойю на почве веры, специализируется на организации и творчестве — что явно свидетельствует о его агрессивных намерениях. В этом мы уверимся еще более, как только взглянем на его уникального бойца с двумя первыми ударами и иммунитетом к первым ударам и стелу, на 25% повышающую поступление культуры. Плохо, что боец появляется довольно поздно, когда уже вовсю правит бал кавалерия, но с его свойствами еще можно все наверстать.
Лидеры
На сей раз их шестеро. Но учитывая количество новых цивилизаций в игре, это не так уж и мало.
Авраам Линкольн (Abraham Lincoln). Борец за свободу негров пополнил ряды американских вождей. Делает он свои дела через популярность и философию. Честно говоря, не лучший набор способностей, так как обе проявляют себя только в поздней игре, разве что вы собрались сделать американцев белыми и пушистыми. Тогда зачем им «морские котики»? |
Сулейман I (Suleiman I). Сулейман Великолепный, он же Законодатель, считается самым великим правителем в истории Османской Порты. При нем она достигла максимального роста как в отношении своей площади, так и в отношении искусства и науки. Здесь он философ-империалист, что отлично отражает вышесказанное. Неплохой вариант для раннего захвата территорий. В этом он — почти соперник Екатерины. |
Перикл (Pericles). Вот у греков появился и настоящий греческий вождь. Рост культуры и могущества Афин при нем отразился в виде творчества и духовности. Очень оригинальное решение для проведения мирной экспансии. Города быстро растут и тут же наращивают культуру. Фалангиты помогут закрепить этот рост в начале развития, а уж далее придется выкручиваться исключительно мирными путями — никаких вариантов военного давления у Перикла не видно. |
Дарий I (Darius I). Один из наиболее прославленных персидских царей. Правда, прославился он больше мудрым правлением, чем военными победами. Честное слово, Марафон нельзя занести в список его достижений. Здесь он вполне справедливо занимается финансами и организацией. Практически равен по возможностям Киру. Опять же — быстро воюем, пока действуют «бессмертные», и тут же начинаем зарабатывать деньги, стараясь обогнать противника научными методами. |
Шарль де Голль (Charles de Gaulle). Лидер французского сопротивления и первый президент Франции. Здесь его свойства — промышленность и популярность. Предполагает довольно быстрое раннее развитие, хотя и проигрывает Наполеону в плане боевых действий. Так не всем же воевать! |
Боадицея (Boudica). Легендарная правительница бриттов, возглавившая восстание против римлян. Качества ей подобрали крайне удачно — девушка агрессивна и популярна. Что, честно говоря, не сделало кельтов много удобнее в управлении. Их лидеры по-прежнему популярны только среди них самих. |
Здания
Здания | ||||||
Название | Принадлежность | Цена | Культура | Требуется | Эффект | Специалисты |
Площадка для игр (Ball court) | Майя (вместо Колизея) | 80 | — | Construction | +3 к счастью, еще +1 за 20%, отведенные на культуру | — |
Барай (Baray) | Кхмеры (вместо акведука) | 100 | — | Mathematics, Masonry | +1 пища, +2 к здоровью | — |
Таможня (Customs House) | Все | 180 | — | Economics | +50% к доходности межконтинентальных торговых путей | — |
Дамба (Dike) | Голландия (вместо плотины) | 180 | — | Steam Power | +1 продукция с речных и морских клеток | — |
Торговый пост (Feitoria) | Португалия (вместо таможни) | 180 | — | Economics | +50% к доходности межконтинентальных торговых путей, +1 коммерция с морских клеток | — |
Сад (Garden) | Вавилон (вместо колизея) | 80 | — | Construction | +2 к здоровью, +1 к счастью, еще +1 за 20%, отведенные на культуру | — |
Ипподром (Hippodrome) | Византия (вместо театра) | 50 | 3 | Drama | +1 счастье за лошадь, еще +1 за 5%, отведенные на культуру | — |
Промышленная зона (Industrial Park) | Все | 200 | — | Industrialism, Factory | +2 болезни, +1 болезнь за уголь и нефть, +1 бесплатный инженер | 2 инженера |
Спецслужбы (Intelligence Agency) | Все | 180 | — | Communism | +8 ОШ, +50% к шпионажу | 2 шпиона |
Плотина (Levee) | Все | 180 | — | Steam Power | Речные клетки дают +1 к продукции | — |
Общественный транспорт (Public Transportation) | Все | 150 | — | Combustion | +1 к здоровью, +1 к здоровью от нефти, +2 к здоровью от экологизма | — |
Ратуша (Rathaus) | Имперцы (вместо суда) | 120 | — | Code of Laws | -75% содержания, 2 ОШ | 1 шпион |
Агентство безопасности (Security Bureau) | Все | 220 | — | Democracy | 8 ОШ, +50% защиты от шпионажа, помогает ловить вражеских шпионов | 2 шпиона |
Стелла (Stele) | Эфиопия (вместо монумента) | 30 | 1 | Mysticism | +25% к культуре, +1 счастье для популярного лидера | — |
Тотемный столб (Totem Pole) | Индейцы (вместо монумента) | 30 | 1 | Mysticism | Новые лучники получают +3 очка опыта, +1 счастье для популярного лидера | — |
Зиккурат (Ziggurat) | Шумеры (вместо суда) | 90 | — | Priesthood | -50% содержания, 2 ОШ | 1 шпион |
Новых всеобщих зданий всего шесть. Практически все они (да и чудеса света тоже) зависят от преимуществ цивилизаций. Например, строятся вдвое быстрее при творческом лидере или дают ему +1 счастья. Думаю, что это еще станет темой отдельного исследования... Пока же рассмотрим то, что есть.
Таможня. Сменились приоритеты торговли, поэтому в приморских городах торговые пути стали намного прибыльней. Надо только построить таможню, и деньги рекой потекут к вам в руки.
Промышленная зона. Один бесплатный инженер и двое устанавливаемых вами самостоятельно за кучу болезней? Только для гонки за великими людьми. И уж точно не на высоких уровнях сложности, где такой урон в здоровье — слишком высокая цена.
Спецслужбы. Для настоящих шпионов. Теперь можно создавать и специальные «шпионские города», которые будут плодить ОШ в гигантских количествах. Ибо знать все о противнике совсем небесполезно.
Плотина. Строить города у рек становится полезно не только для здоровья, но и для производства. Чем больше рек в округе — тем больше «молотков» поступает в ваше распоряжение.
Общественный транспорт. Надо же как-то влиять на здоровье нации на поздних этапах! Другие только подорвать его норовят... Особенно эффектно сочетается с экологизмом.
Агентство безопасности. Шпионаж шпионажем, а надо и что-то делать с распоясавшимися шпионами противника. То, что вероятность их поимки повышается на 50%, — это очень немало.
Войска
Войска | ||||||
Название | Группа | Сила | Движение | Цена | Страна | Особенности |
Дирижабль (Airship) | Авиация | 4 | 1 | 80 | Все | Видит подводные лодки, +100% против флота |
Гранатометчик (Anti-tank) | Стрелки | 14 | 1 | 120 | Все | +100% против танков, засада |
Атомная подлодка (Attack Submarine) | Фл
Межсетевые экраны UserGate: особенности и достоинства Болты без покрытия: просто и надежно Дизельные генераторы 2000 кВт: неприметные герои энергоснабжения |