Europa Universalis III: Napoleon's Ambition

18.12.2007 18:35

  • Выбор стратегии
  • Пути достижения экономического превосходства
  • Советы по колониальной политике

Europa Universalis — игра необъятная. Если подробно описывать управление каждой из более ста наций, да еще с учетом разных временных периодов, не хватит и десяти журналов — ведь можно начать игру и по сценарию альтернативной истории. Коротенько пробежаться по верхам, в двух словах охарактеризовав все игровые народы, — тоже не выход.

Моя цель — дать практические советы, которые помогут игроку сориентироваться в обстановке и принять правильные решения при любых обстоятельствах. Поэтому начнем мы с общих стратегических вопросов, а потом перейдем к основной теме статьи, а именно — внутренней политике и экономике.

Ставим цели

Ведь мы видим, что люди при обстоятельствах, ведущих к цели, стоящей перед каждым, то есть к славе и богатству, поступают по-разному: один идет с оглядкой, другой стремится вперед, один берет силой, другой хитростью, один терпением, другой совершенно обратным, и каждый может этими разнообразными средствами достигнуть своего.

Никколо Макиавелли

Попытка стать «самым-самым» во всех областях практически всегда обречена на неудачу, если только вы не выбрали одну из ведущих европейских держав — да и то придется попотеть. Хаотичное управление страной по принципу «делай что делаешь, и будь что будет» тоже ни к чему хорошему не приведет, особенно если это карликовое или просто отсталое государство. Поэтому чрезвычайно важно с самого начала игры знать, на что делать ставку, что оставить в стороне и чего опасаться.

Условно победителем считается та страна, которая к концу игры обладает высочайшим рейтингом. Но этот показатель довольно необъективен (да и колеблется порой не очень адекватно), поэтому ориентироваться только на него, на мой взгляд, будет грубой ошибкой. Так что успешность своего руководства народом лучше всего определять, просто сравнив результат с той целью, которую вы поставили перед собой в начале игры.

На заметку: сразу определитесь не только с начальной датой, но и с тем, насколько долго собираетесь играть за свою страну. Многие схемы, кажущиеся эффективными при первом знакомстве с игрой, на самом деле ведут страну к гибели или просто в исторический тупик. Только вот очевидно это становится лет через пятьдесят-сто игрового времени.

А теперь посмотрим, какие цели разумны и достижимы в различных ситуациях.

  • Экономическое процветание. По большому счету, государство с едва живой экономикой в любом случае обречено либо стать пищей «молодых и здоровых», либо чахнуть в безвестности до конца дней. Но экономическое процветание — это даже больше, чем просто «здоровая» экономика. Фактически эта стратегия стремится к превращению вашего государства в одну из наиболее развитых, богатых и социально благополучных стран света. А благодарность подданных будет вам наградой.

    Экономическое процветание разумно ставить главной целью для карликовых государств Европы либо для изолированных империй третьего мира (таких как Китай, Япония или Суахили).

  • Территориальное расширение. Цель такой стратегии — экстенсивное развитие, что называется, «вширь». Но речь идет не о завоевании половины мира, а о создании комфортного военно-стратегического и локально-политического положения. Чтобы проще было понять идею, приведу пример: среднестатистическое индийское государство (скажем, Бихар или Дели) в обычных условиях буквально не вылезает из постоянных конфликтов с сородичами-индусами. Чтобы выжить и добиться процветания, этой стране требуется свести угрозу со стороны соседей к минимуму. Территориальное расширение в разумных пределах дает стране «запас» провинций (иначе каждая война превращается в борьбу за выживание) и неплохой ресурсный потенциал.

    Как вы уже догадались, эта стратегия нужна нациям, опасающимся сгинуть в войнах с соседями. Примеры — малые и средние русские, центральноевропейские, балканские, индийские или индокитайские государства.

  • Военное превосходство. Иным странам без разумного милитаризма не обойтись. Но армия здесь — не обязательно инструмент завоевания мирового господства, а, вполне возможно, необходимая мера защиты. Без военной силы, к примеру, у Марокко нет ни малейших шансов выстоять против Испании или (чуть раньше) Кастилии. То же касается и Османской империи, если начинать игру с 15 века.

    Военное превосходство нужно, либо когда вас вынуждают к войне за выживание, либо когда всю свою политику вы хотите строить на грубой силе. В остальных ситуациях без избыточной военной мощи вполне можно обойтись.

  • Контроль дипломатии. Наша цель — обеспечение благоприятного внешнеполитического фона для дальнейшего развития. По сути, стремление тут то же самое, что и в территориальном расширении, только инструмент другой. Как вы понимаете, чем уязвимее страна с военной точки зрения (к слову, речь не только о карликовых нациях), тем больше она зависит от грамотной дипломатии. Последствия пренебрежения этой сферой деятельности вполне могут стать летальными даже для крупной державы.

    Контроль дипломатии нужен, когда нет желания или возможности укрепить свое положение территориально, а необходимость в этом чувствуется, да и амбиций хоть отбавляй. Отличные страны-дипломаты получаются из германских княжеств.

    Конечно же, в большинстве случаев эти три цели смешиваются в разных пропорциях, а в чистом виде ставятся крайне редко. Вот что получается в результате «смешивания».

  • Создание «империи» (территориальное расширение + военное превосходство). В кавычках, потому что под империей понимается не государственный строй, а геополитический статус. Хоть я и не разделяю болезненных амбиций Наполеона и Александра Македонского, но не могу не признать — слово «величие» в народе часто ассоциируется именно с владением огромными территориями и мощной армией.

    Если действительно хотите стать завоевателем, лучше брать крупные страны с более или менее сильной экономикой, не завязанной только на торговле.

  • Мирное доминирование (экономическое превосходство + контроль дипломатии). Для стран, делающих ставку на торговлю, война становится синонимом непозволительной расточительности. Да и зачем она вам? А изоляционизм ни к чему хорошему не ведет, если только вы не относитесь к числу крупнейших стран мира. Небольшая, но богатая страна с очень высокой вероятностью станет целью агрессии, поэтому поддержание мира с соседями и заключение выгодных альянсов становятся главными задачами.

    Как уже говорилось, изолированные заморские империи вроде Китая или Японии вполне могут обойтись без изощренных интриг. А вот европейским торговым державам правильная дипломатия очень нужна.

  • Колониальная империя (экономическое превосходство + территориальное расширение). Тут все просто. Колонии сами по себе бывают очень прибыльны, а для их расширения необязательно ввязываться в войну. Так что имперские амбиции, оказывается, можно отлично сочетать со статусом торгового гиганта.

    Чтобы стать крупной метрополией, надо выбрать страну с выходом к морю (если только вы не граничите с дикой тайгой Сибири и Дальнего Востока) и более или менее крепкой экономикой.

Остальные (в том числе и более сложные) сочетания тоже имеют право на существование, хотя охарактеризовать их одним-двумя словами гораздо сложнее. Скажем, Россия может преспокойно сочетать мирную колонизацию Сибири и Дальнего Востока с экономическим развитием земель и агрессивной экспансией на Балтике и в Причерноморье за счет военного превосходства. Но при игре средними и малыми нациями лучше все-таки не разбрасываться и действовать в одном-двух направлениях.

На заметку: с выходом дополнения появилась возможность настраивать не только сложность, но и правила игры по своему усмотрению. Практика показала, что игра наиболее реалистична и глубока на нормальных настройках по всем пунктам правил. Есть лишь одно исключение: на нормальной агрессивности AI ведет себя чересчур воинственно, пренебрегая инфляцией, думая только об экстенсивном расширении и бешено притормаживая в развитии. Если хотите обеспечить хоть какую-то историчность игры, установите низкую агрессивность (она соответствует тому поведению, которое мы видели в оригинале), а к началу или середине 18 века можете ставить нормальный или высокий уровень. Иначе придется смириться с тем, что во времена Семилетней войны поля Европы будут топтать армии образца 17 века.

А теперь перейдем к отдельным сферам государственной деятельности.

Капля теории

И хорошо устроенные государства и мудрые князья особенно усердно старались не озлоблять знатных и вместе с тем удовлетворять народ, сделать так, чтобы он был доволен, потому что в этом одно из главнейших дел князя.

Никколо Макиавелли

Прежде чем обращаться к экономическим вопросам, освежим в памяти некоторые базовые правила, которые следует учитывать в ходе игры.

Доход делится на ежемесячный и ежегодный. Годовая подать поступает непосредственно в казну, не вызывая инфляции, а ежемесячный доход может быть распределен по желанию на инвестиции в технологии или направлен в ту же казну (в последнем случае инфляция растет). Годовая прибыль вычисляется как сумма налогов со всех провинций. Ежемесячные доходы включают в себя одну двенадцатую часть налогов с населения, производство (вернее, тоже одну двенадцатую его часть) и доходы от внешней торговли.

Главным образом налог, собираемый с провинции, определяется базовой ставкой. Этот параметр фиксирован, и повысить его можно только при случайных событиях, а также за счет строительства мастерской (+2 к базовой ставке) и учреждения в провинции центра торговли (+10 к базовой ставке). Все процентные изменения вычисляются уже на основании базового налога. При этом стоит разделять годовой и ежемесячный налоги — к ним применяются разные модификаторы. Для годового налога модификаторов всего три: если провинция не имеет статуса национальной, она приносит 10% налогов в конце года, если статус имеется — то еще 90%, а если вы ввели военные сборы, прибавьте еще 50%. С модификаторами ежемесячных налогов дело обстоит сложнее, найти их вы сможете в таблице «Модификаторы ежемесячных налогов».

Модификаторы ежемесячных налогов
Причина Модификатор
Провинция не связана со столицей сухопутным путем,
проходящим по территории своего государства
-30%
Положение ползунка в шкале «Армия-Флот» -2*[уклон в сторону армии]%,
+2*[ уклон в сторону флота]%
Положение ползунка в шкале
«Централизация-Децентрализация»
-1*[уклон в сторону централизации]%
Негосударственная религия -30%
Стабильность выше 0 +10% за каждую единицу стабильности
Негосударственная культура -10% за культуру из своей культурной группы,
-30% за культуру из другой группы
Морская блокада -75%
Уровень колонии 10% от базовой ставки за каждые сто человек
населения пока не достигнет статуса провинции
Риск восстания -5*[риск восстания]%
Религия Конфуцианство -50%, индуизм +5%, буддизм -20%,
шиизм -20%, лютеранство +10%, кальвинизм -10%
Военные сборы +50%
Национальная идея «Бюрократия» +5%
Агрессивный старт за государство мамлюков. Полезных товаров на нашей земле почти нет, так что доход будем увеличивать за счет числа подданных. Напрашивается постепенное расширение на восток.

Товар с каждой провинции (без учета эффективности производства) свозится в торговые центры. Суммарная цена товаров, которые производятся в относящихся к центру провинциях, и составляет торговый оборот. Одновременно в торговом центре может находиться до двадцати купцов (исключение — когда между странами заключены торговые соглашения о не вытеснении). Прибыль вычисляется пропорционально — чем большую часть купцов составляют ваши торговцы, тем больше вы получите денег. Правда, до государства дойдет лишь часть суммы, определяемая эффективностью торговли.

В окне торгового центра указывается сумма, которую зарабатывают ваши купцы за год. В начале каждого месяца она делится на 12 и умножается на процент эффективности. Именно столько денег и доходит до вашей казны.

Шансы купцов на конкуренцию и закрепление в торговом центре определяются в основном эффективностью торговли, управленческими способностями руководителя государства и местоположением торгового центра. Но полный список параметров, влияющих на шансы конкуренции, вы найдете в таблице «Факторы торговой конкуренции».

Факторы торговой конкуренции
Причина  Прибавка к шансу успешной конкуренции 
Эффективность торговли +([эффективность]/2)%
 Национальная идея «Практичная конкуренция»  +10%
Положение ползунка в шкале
«Меркантилизм — свободная торговля»
+1*[уклон в сторону свободной торговли]%
Управленческий талант правителя +1*[уровень управления]%
Стабильность [уровень стабильности]%
Советник-купец +2*[уровень торговца]%
Ставим цели: Казахская орда, 1519 год. Налоги и производство совершенно не прибыльны, подходящих для завоевания провинций поблизости тоже нет. Один из выходов — срочно настроить общество на торговые рельсы и блюсти мир. Можно, правда, рвануться в Иран, но для этого придется влезть в долги.

Цены на товар не статичны и зависят от трех показателей: базовой цены товара, спроса и предложения. Приведу пример: в 16 веке цена на меха довольно велика; но если вы начнете планомерное освоение пушных делянок Сибири и Дальнего Востока, то предложение возрастет, а цена, соответственно, понизится.

Порой мне приходилось слышать мнение, что если торговый оборот рынка резко падает, нужно лишь немного подождать, и все вернется на свои места. И что якобы происходит это из-за обвала цен. Как вы уже поняли, падение цены на товар необратимо — если уж колонизировали всю Африку, миритесь с тем, что слоновая кость стала гораздо доступнее и, следовательно, дешевле. Но на самом деле падение цены идет очень плавно, да и строительство ярмарок его компенсирует, так что «крах рынка» происходит совершенно по другой причине. Дело в том, что часть провинций, относящихся к одному торговому центру, может перейти к другому. Тут четкой зависимости я проследить не смог, хотя провинции одного государства чаще все же тяготеют к одному рынку. По моим наблюдениям, влияние на такие «перебежки» оказывает нестабильность в регионе, сопровождаемая войнами, блокадами и запретами торговли. Неоспоримо одно — ждать, что все вернется на круги своя, неразумно. Гораздо расчетливее оценить наиболее стабильные регионы и строить свою торговую политику с упором на их рынки.

Погоня за дукатами

Итак, князю, чтобы не разорять своих подданных, чтобы иметь возможность себя защищать, не стать бедным и презираемым, не оказаться вынужденным сделаться хищным, следует очень мало считаться с прозвищем скупца, потому что это один из тех пороков, благодаря которым он царствует.

Никколо Макиавелли

Итак, теперь перейдем к самому животрепещущему вопросу: «Как делать деньги?». Впрочем, единственно верного способа не существует, так что перефразируем задачу: «Что учитывать в экономических вопросах?». В первую очередь следует правильно оценить перспективы своего развития. Страна, вынужденная часто воевать, едва ли сможет сделать ставку на торговлю, в этом отношении производство и налоги надежнее. Разбитое на части или многонациональное государство, напротив, не сможет воспользоваться производственными мощностями в полной мере (хотя для крупных держав это не критично). И конечно, важно оценить стартовые настройки внутренней политики и государственный строй. Часто менять эти компоненты могут позволить себе только небольшие государства, ведь каждое изменение отражается на стабильности (следовательно, и на налогах) — а чем больше у вас провинций, тем дольше длится восстановление порядка.

Пожалуй, главный довод в пользу ставки на торговлю — возможность неплохо увеличить ежемесячные доходы в самом начале игры, ускорив тем самым изучение технологий. Поэтому, если вы начали игру с 15 века либо ваша страна попросту слишком мала, чтобы приносить хороший доход от налогов, стоит хотя бы временно переквалифицироваться в торговую страну. Для этого можно подкорректировать ползунки внутреннего устройства и, главное, взять одну из двух идей — «Национальную торговую политику» или «Практичную конкуренцию». Только учтите, при слабом приросте числа торговцев или нехватке денег на их отправку даже это не поможет.

На заметку: различие между этими двумя национальными идеями довольно весомое. В первую очередь рекомендую брать «Национальную торговую политику» — этим вы повышаете и шансы на конкуренцию (на старте прибавка ощутимее, чем к середине игры), и процент достигающих казны средств. А вот «Практичная конкуренция» зачастую используется при технологическом и экономическом отставании: к примеру, в ситуациях, когда вам позарез нужно закрепиться в торговых центрах, а конкурировать с лидерами за счет технологии уже не с руки.

Еще одна хитрость — создание собственных центров торговли. Одно применение этой функции очевидно — на своей территории конкурировать проще хотя бы за счет повышенного шанса на закрепление, небольшой цены и короткого времени отправки купца. Но есть и не менее важная функция — ослабление чужого центра торговли. Ведь к вашему центру наверняка присоединятся все или почти все провинции вашего государства. Даже если вы не собираетесь контролировать свой рынок, можно значительно увеличить эффект от объявления эмбарго, ослабляя при необходимости другие торговые державы. Напомню, что при объявлении эмбарго в обычных условиях противник просто не получает доходов от торговли продуктами ваших провинций. Если же у вас собственный рынок, враг со временем лишится всех своих купцов на вашей территории и вынужден будет возвращать прежние позиции в конкурентной борьбе. Впрочем, это уже относится не столько к экономике, сколько к дипломатии и направленному вредительству.

В целом же, в экономике правителя могут ждать две проблемы: нехватка денег на инвестиции или на прямые затраты. В первом случае нужно повышать ежемесячные доходы, во втором — годовые (либо мириться с ежемесячной инфляцией). Как уже говорилось, ежемесячные доходы хорошо повышаются за счет торговли, но для многонаселенных стран, особенно на старте, полезной может быть длительная война с введением военного налога. Ведь при таком подходе сборы с населения (ежемесячные и годовые) увеличиваются в полтора раза. Правда, если уж решили грабить народ под предлогом победоносной войны, следите за уровнем восстаний — чем больше в народе бунтарских настроений, тем меньше вы получите денег. С 17 века значительно возрастает польза от производства за счет повышения его эффективности и увеличения населения провинций.

Годовой доход строится все на том же налогообложении. Если вы недовольны ежегодным состоянием своей казны утром первого января, можно предпринять несколько шагов. В стране с множеством религий стоит развернуть миссионерскую деятельность (это, правда, недешево). Есть и еще один выход — как можно скорее развиться до 16 уровня управленческих технологий, когда вы получаете доступ к полному набору зданий, повышающих уплату налогов. Небольшие страны, не желающие воевать, могут выбрать идею «Национального банка» — так вы сможете ежемесячно перечислять часть средств в казну, удерживая инфляцию близко к нулю. Колонизация — тоже выход, но для ее осуществления придется первое время жертвовать всем годовым доходом, ежемесячно «откладывать» немного в казну и мириться с инфляцией (если только вы не крупная держава).

Странам, обделенным ценными товарами, но имеющим большое и богатое население (к примеру, государству мамелюков или Японии), следует уделить основное внимание управленческим технологиям. Во-первых, они дадут вам национальные идеи, повышающие торговую конкурентоспособность, во-вторых, откроются уже упомянутые «денежные» здания.

На заметку: периодически случаются события, позволяющие повысить стабильность на один или несколько пунктов. Если у вас уже максимальная стабильность, пользуйтесь этими событиями для корректировки внутренней политики. Подвиньте нужные вам ползунки или измените государственный строй, а потом уже принимайте событие.

Наконец, два слова о государственных займах. Лично я прибегаю к ним с крайней неохотой. Богатая держава без займа может спокойно обойтись, а бедной отдавать попросту нечем. Результат — банкротство, большая инфляция, падение боевого духа армии, потеря всех советников. Да, заем неизбежен, когда нужно срочно выкарабкиваться из бедственного положения (скажем, на пороге неизбежная война с сильным противником), но будьте готовы к тому, что в результате вас сильно отбросит в развитии. Наверстать со временем такой удар по экономике можно, но для этого нужно иметь либо все перспективы для резкого роста торговли, либо возможность для серьезного (и прибыльного!) территориального расширения (учтите, что агрессивная страна может втянуться в череду войн, а банкротство враз понизит боевой дух армии до минимума). Есть, правда, третий вариант — вынудить какую-нибудь богатую страну на выдачу большой контрибуции, а этими деньгами и расплатиться с кредиторами; но рассчитывать на это едва ли приходится.

Также скажу пару слов о распространенных ошибках. Помните, я говорил, что некоторые стратегии, кажущиеся поначалу эффективными, на самом деле ведут страну в тупик? Так вот, к числу подобных стратегий может относиться подъем торговли за счет государственного займа и ежемесячного пополнения казны. Таким способом вы добьетесь умопомрачительной инфляции, которая сделает ваши технологии гораздо более дорогими. Поначалу вы на вырученные деньги сможете успешно отсылать купцов в торговые центры, деньги потекут ручейком в инвестиции. Но лет через пятьдесят-сто инфляция даст о себе знать — вы просто отстанете технологически. В результате ваши купцы уже не смогут конкурировать на рынках и поток золота резко оборвется. Тупик. Дотянуть до конца 18 века страна, может быть, еще сумеет, но будет представлять собой дремучее захолустье. Именно поэтому всем, кто собирается так играть карликовыми странами, я рекомендую хотя бы взять государственную идею «Национальный банк» и очень осмотрительно расширяться территориально. Длительность изучения технологий зависит от числа провинций, а чем дешевле технология, тем меньше на нее влияет инфляция.

Идеология

Выбор национальной идеи — ответственное решение. Да, сменить ее можно, но на стабильности это отражается не лучшим образом, да и впустую потерянное время не вернуть. Итак, кому и когда какая идея нужна:

  • Великий флот. Повышение лимита флота в полтора раза может быть полезно небольшим торгово-колониальным государствам вроде Нидерландов или Генуи. Контроль морей для них очень важен (иначе колонии не отстоять), а число провинций при обычных условиях не позволяет содержать большое число кораблей. Поможет эта идея и странам, делающим упор на строительство множества галер (это очень выгодно, если воюете вы только во внутренних морях — Балтийском, Средиземном, Красном, Желтом).

  • Морские ястребы. Даже в мирное время морские традиции проще увеличить за счет открытия новых водных пространств, а предотвратить спад эта идея все равно не способна. На мой взгляд, бесполезное улучшение.

  • Превосходство в искусстве мореплаванья. Морские битвы редко заканчиваются деморализацией сторон, чаще проигрывающая эскадра отступает, чтобы сохранить больше кораблей. Поэтому добавка к боевому духу матросов не очень важна.

  • Обучение экипажей. Повышение эффективности блокады на четверть означает, что, перекрыв вражескую гавань, вы практически лишите врага налогов от блокируемой провинции. Это чрезвычайно полезно против колониальных держав, особенно в 18 веке, — но сначала убедитесь, что достаточно контролируете море для крупной блокады.

  • Искусные корабельные плотники. Увеличение маневренности в боях под руководством адмиралов — очень важная величина, хотя выразить ее влияние в цифрах тяжело. Но если воевать на море приходится часто, пользуйтесь без зазрения совести.

  • Морская слава. На мой взгляд, престиж — не настолько важная величина, чтобы тратить на него драгоценную идею.

  • Рекрутские наборы. Увеличение числа призывников в полтора раза нужно крохотным или просто небольшим странам. Хотя, если вы часто и упорно воюете, большой запас призывников может сослужить пользу даже крупной державе — ведь восполнение потерь идет из «общего котла». Однозначно эту идею можно рекомендовать борющимся за выживание странам.

  • Великая армия. Увеличение лимита отрядов на 50%. Порой эту идею выгодно брать в паре с предыдущей — ведь за превышение лимита армии приходится доплачивать, отчего малые страны и страдают.

  • Строевая подготовка. А вот эта идея почти любой стране сослужит хорошую службу. Увеличение боевого духа на 0,5 единиц поможет всем, кто хоть более или менее часто сражается на поле боя. В том числе и небольшим государствам, боящимся за свою безопасность. Крупная-то империя может позволить себе проиграть пару боев — им есть куда отступать; а карлики обязаны держаться любой ценой.

  • Инженерные корпуса. Идея, весьма полезная для агрессивных стран в 17-18 веке. Для раннего развития есть более ценные идеи, да и мощной обороны в ранней игре не встретить.

  • Произведение солдат в офицеры. Полезность идентична морскому аналогу (см. «Морские ястребы»).

  • Воинская слава. Полезность идентична морскому аналогу (см. «Морская слава»).

  • Странствия купцов. Если прирост числа купцов мал (менее трех в год), а вам тем временем нужно срочно выбиваться в торговые лидеры, то эта идея для вас.

  • Путешествие в Новый Свет. Забавнее всего, что зачастую эта идея нужна тем, кто в Новый Свет даже не суется (или, наоборот, тем, кто там родился). Изолированным странам, почти ничего не знающим о землях прямо за своими границами, исследователи и первооткрыватели очень пригождаются. А вот из европейцев эта идея по-настоящему ценна лишь для претендентов на колониальное первенство, то есть изначально небедных держав.

  • Колониальные предприятия. Эту идею тоже можно брать в связке с предыдущей, если вы хотите ускорить рост колониальной империи в 15-16 веках (потом ценность ее резко снижается).

  • Практичная конкуренция. Как уже говорилось, эта идея нужна, если срочно нужно закрепиться на рынках, а догнать конкурентов по торговым технологиям или с помощью советников не получается. В поздней игре ценность идеи уменьшается — обязательно намечается несколько недосягаемых лидеров.

  • Вице-короли. Доходность заморских владений очень важна не только колониальным державам. Если ваша страна состоит из крупных фрагментов, между которыми нет прямой связи (взять к примеру Бургундию), вице-короли почти незаменимы.

  • Теория Смита. А вот повышение эффективности производства на десять процентов очень полезно, если у вас есть широкий доступ к дорогим товарам. Конкретный тип стран назвать сложно — это может быть и колониальная держава, и дальневосточная империя. Страны-карлики извлекут из экономики по Смиту очень немного пользы.

  • Бюрократия. Добавка к сбору налогов — выбор больших, стабильных, благополучных и густонаселенных стран. Малым государствам эта идея практически бесполезна.

  • Национальный банк. Как уже замечалось в статье, банк поможет сдержать инфляцию, если вы ежемесячно вынуждены перечислять средства в казну. В принципе, в поздней игре «Национальный банк» пригодится всем, потому что удержать инфляцию на нуле к этому моменту практически невозможно.

  • Национальная торговая политика. Очень полезная идея для торговых держав, особенно на старте. Преимущества очевидны.

  • Шпионаж. Шпионы могут быть полезны в определенных ситуациях, но тратить них идею не стоит. Разве что прирост нулевой или отрицательный...

  • Кабинет министров. Рост числа дипломатов; полезность идентична «Шпионажу».

  • Билль о правах. Эта идея может пригодиться часто и подолгу воюющим странам для снижения риска восстания и падение сбора налогов. Малым (или просто мирным) государствам выгода от этой идеи невелика.

  • Обязательное посещение церкви. Выбор крупных и нестабильных государств (а крупными и нестабильными бывают только агрессоры). Для остальных урезание инвестиций в стабильность не так уж критично.

  • Верховенство церкви. Идея — брат-близнец «Шпионажа» и «Кабинета министров». Советы те же.

  • Революция в науке. Казалось бы, небольшая прибавка к скорости изучения технологий. Но очень крупная или отсталая страна извлечет из этого большую выгоду, если взять эту идею на еще в 15 веке. К 18 столетию идея себя многократно окупит.

  • Гуманизм. Странам, где много религий, идея может быть полезна, но далеко не в первую очередь. Нетерпимость ведет к восстаниям и уменьшению роста населения, так что перед принятием «Гуманизма» внимательно изучите статистику провинций.

     

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо