Medieval II: Total War - Kingdoms
В этой статье мы поговорим о тактических боях в Medieval II. Конечно, их можно поручить компьютеру — но если все время так поступать, то зачем вы эту игру установили? Ведь они — пожалуй, самая интересная ее часть. В Kingdoms она стала еще лучше: добавлены новые возможности, устранены досадные ошибки. А искусственный интеллект хотя и уступает человеку, но все же вполне оправдывает свое название: легкой жизни не ждите. К победе, как и везде в этой игре, ведет множество разных путей, и четких инструкций я вам не буду пытаться давать. Скорее, попытаюсь систематизировать знания. Что же, приступим: к оружию, господа!
Чем богаты, тем и пополним ряды
Для начала посмотрим, что за войска предоставлены в наше распоряжение и как их лучше использовать. Естественно, у нас есть пехота, которую мы сразу разделим на бойцов ближнего боя (их дальше и будем называть пехотой) и стрелков, кавалерия и артиллерия. О флоте мы в этой статье мы говорить не будем — тактический режим морских сражений обещают только в следующей игре серии.
Мастера клинка
Разные виды пехоты, конечно же, сильно отличаются друг от друга. Города поставляют простых ополченцев — бойцов не выдающихся, берущих разве что числом. В поле толку от них мало — тяжелая кавалерия может уничтожить такой отряд с одного удара. Но вот в тесноте улиц конникам не разогнаться, и 2-3 отряда копьеносцев могут нанести немалый ущерб врагу, перекрывая ворота или брешь в стене. Важно и то, что на благо родного города некоторое количество отрядов готово служить бесплатно, а сильный гарнизон повышает настроение обитателей — так что затраченные деньги быстро окупятся за счет более высоких налогов. В тылу вполне можно других войск и не нанимать, но на границе нужно держать и более профессиональных солдат. Позднее в число таковых можно добавить и горожан с огнестрельным оружием.
Вы наверняка обратили внимание, что защита отряда состоит из брони, щита и навыка фехтования. Это учитывается при расчете повреждения для разных видов оружия и направления атаки.
Атакованный спереди или слева получает полную защиту, при атаке справа щит пользы не приносит, а при атаке сзади игнорируются и щит, и навык.
Кроме того, некоторые виды оружия (например, алебарды) обладают свойством пробивать доспехи — тогда эффект брони уменьшается вдвое. Стрелы полностью игнорируют навык (не ведьмаки, чай, чтобы болты на лету отбивать), а у арбалетчиков и лучших лучников они еще и бронебойные. Ну, а огнестрельное оружие игнорирует все, кроме половинной защиты от брони.
Как вы видите, без разницы, с какой стороны стреляют мушкетеры — эффект будет одинаков.
Славных сынов отечества воспитывают в замках. Постройки, производящие лучшие отряды, недешевы, потому рекомендую выбрать для каждой из них специализацию — тяжелая пехота, конница и лучники — и целенаправленно отстраивать по максимуму соответствующую линейку. В результате массовых закупок одного вида войск к замку может проявить интерес соответствующая гильдия. Она передаст ценный опыт новобранцам и может воспитывать специальные элитные войска — например, шервудских стрелков в английской гильдии лесорубов.
Разные виды тяжелой пехоты существенно отличаются по своим параметрам: у воинов со щитами ниже атака, но куда выше защита. Кого выбирать, зависит от вашей стратегии: если вы вынуждены пехотой атаковать, то берите наносящие больший ущерб отряды. Да, они понесут больше потерь от вражеских лучников, но тут же не тир — времени пострелять вдоволь вы не дадите. Если же главные инструменты для вас — стрелки и кавалерия, выбирайте войска с максимальной живучестью. Их задача — малым числом связать боем как можно больше противников и удерживать их, не давая добраться до уязвимых лучников. Ну, и надеяться, что кавалерия вот-вот освободится от более насущных дел и ударит врагу в тыл. Сколько противников к этому моменту положат пехотинцы, принципиального значения не имеет: предполагается, что от такого удара конницы враг бросится врассыпную и завершить битву труда не составит.
На заметку: пехоте лучше воевать зимой — у многих отрядов в снегу появляется преимущество. Коннице ведь лыжи не положены, и шубы на коней не шьют. Иногда стоит ход подождать с атакой, чтобы воевать в нужное время года.
Обратите внимание и на такой параметр, как зарплата ваших отрядов. Часто при очень похожих боевых характеристиках новые типы войск отличаются от уже известных именно ею — так, например, обстоит дело с английскими спешенными феодальными рыцарями и тяжелыми меченосцами.
Домашнее задание: отряд из 60 рыцарей требует 250 флоринов в ход. Какую часть флорина составляет самая мелкая разменная монета, если рыцарь может существовать на 2 флорина в год?
Сохранилось описание сил самообороны Маастрихта, осажденного в 1407 году жителями Льежа.
Каждый дом выставлял одного бойца со своим оружием и простой броней — кольчужной рубашкой или курткой плотной кожи, в шлеме или кожаной шапке. Конечно, состоятельные граждане о своей жизни заботились лучше и покупали более серьезные доспехи. Число ополченцев оценивают в 2000.
Кроме того, в городе существовала гильдия св. Георгия, объединявшая арбалетчиков. Устав 1380 года требовал от них только кожаной куртки и металлического либо кожаного шлема.
Но уже основанная в 1408 году гильдия лучников предъявляла более высокие требования: металлическая кираса, холодное оружие (например, короткий меч) и две дюжины стрел. Всего в городе было около 400 обученных бойцов.
Количество пушек неизвестно, но сохранилось распоряжение установить по одной на каждой башне и воротах, снабдив должным количеством пороха. Помогать бойцам должны были монахи и женщины — подавать стрелы, камни и набивать мешки соломой: их закрепляли с внешней стороны городских стен, чтобы уменьшить повреждения от снарядов осаждающих. Кроме того, использовали услуги наемников.
Лук и стрелы
В лобовом столкновении двух армий тяжелой пехоты потери с обеих сторон наверняка будут огромны. Лучший способ уменьшить свои — активно использовать стрелков. В соответствии с исторической правдой, качество стрелковых отрядов у разных наций достаточно существенно отличается. Лучшие — англичане: их элитные лучники значительно превосходят почти всех коллег и дальнобойностью, и меткостью. Хотя до исторических прототипов все же не дотягивают: крупнейшие сражения Столетней войны — битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре — были выиграны английскими лучниками у многократно превосходившей числом рыцарской армии французов.
Это интересно: эти же сражения, впрочем, напоминают, что самое важное — правильное управление войсками. Французские отряды во всех трех битвах не взаимодействовали и наносили друг другу едва ли не больше вреда, чем противник. Так, в битве при Азенкуре французы под стрелами сбились в кучу, и многие в тесноте даже не могли достать оружие. Падавшие под тяжестью доспехов спешенные рыцари оказывались вдавлены в мягкий грунт шедшими следом, и один из англичан писал, что «больше людей погибло, будучи раздавленными, нежели наши воины могли бы убить». Реконструкцию Азенкура в разделе «Исторические битвы» выиграть далеко не так просто.
Как вы наверняка заметили, лучники могут стрелять настильно или навесными. Навесными стреляют в том случае, когда враг прикрыт стенами или атакован вашими войсками (свои стрелы убивают не хуже чужих — а иногда и лучше, летят-то в спину), а также задние ряды многорядного построения. При настильном огне меткость выше, так что ставьте отряд в две шеренги. Кстати, учтите, что если стрелять во вражеский отряд второй линии, то лучники будут наносить вред и тому, что стоит в первой.
На заметку: если приходится устраивать дуэль лучников, ставьте своих за спины тяжелой пехоты: их щиты прикроют стоящие позади войска.
Еще одна способность — использовать зажженные стрелы: это повышает наносимый вред и сильно вредит боевому духу жертв, но снижает темп стрельбы и меткость. Рекомендую к применению против больших масс пехоты (все равно в кого-нибудь попадет) или тяжелой кавалерии, которой обычными стрелами могут повредить только профессионалы. Особенно в начале игры, когда в вашем распоряжении только легкие лучники — с меткостью у них в любом случае беда, а так результативность повышается.
На заметку: у лучников и арбалетчиков по 30 стрел, у конных лучников — 25, к ружьям выдают по 20 зарядов, дротиков не унести больше 8. Луки и арбалеты стреляют на расстояние в 120-160 метров, для конников 120 — предел. Пистолеты бьют на 55, на такое же расстояние можно метнуть дротик. Аркебузы сравнимы с простыми луками — 120, мушкеты бьют на 180. Но вот меткость у всех арбалетчиков низкая, а чемпионы стрелковых состязаний — элитные лучники.
Еще одна способность профессиональных войск — врыть в землю заостренные колышки против кавалерии. Разумеется, сделать это надо перед началом боя. Очень рекомендую. Только следите, чтобы в них ваша кавалерия не влетела на всем скаку.
И последний тактический вопрос — режим уклонения от рукопашного боя, в начале сражения у всех стрелков включенный. Вообще-то он помогает далеко не всегда — убежать от кавалерии, к примеру, пехота все равно не может. Нередко мешает — можно дать еще пару залпов, но лучники дают деру минут на пять, хотя в двух шагах стоит отряд тяжелой пехоты прикрытия. В общем, если вы активно используете режим паузы и готовы заниматься таким «микроменеджментом», как своевременный отвод войск на новую позицию, то рекомендую этот режим отключать.
Домашнее задание: каждый из 60 английских лучников за бой выпускает по 30 стрел, и отряд убивает в среднем 38 воинов противника. Сколько гектаров лиственного леса нужно посадить в окрестностях Каира в 1350 году, чтобы в 1390-м уничтожить армию тимуридов в 6500 человек? Слонами и червями-древоточцами пренебречь.
Рыцари без страха и упрека
Пехота — царица полей? Нет более глупого утверждения, когда речь идет о Medieval II. Только «в современной войне исход боя решает артподготовка». В полях правят те, кто там находит себе корм и место для прогулок, — кони, зачем-то нагруженные консервами, именуемыми рыцарями. У кавалерии один недостаток — меньшая по сравнению с пехотными отрядами численность. Но он вполне окупается большей скоростью и маневренностью, позволяющими не только уйти от невыгодного боя, но и уменьшить потери от лучников, и возможностью атаки с разгона (Charge). Поэтому армия из одной кавалерии хоть и не идеальна, но имеет шансы, а вот одна пехота в схватке с кавалерией противника обречена на поражение, если только тот сможет своим преимуществом грамотно распорядиться. У пехоты в таком сражении одна тактика — встаньте, дети, встаньте в круг, кто выживет после удара конного тарана, пытайтесь нанести ответный, пока всадник обратно не уехал. А способности кавалерии нанести чувствительный удар не стоит подвергать сомнению — одинокий конник при атаке на строй легкой пехоты каким-то образом может сразу раскидать по сторонам шестерых-семерых. Наверное, все же дело, как я и подозревал, в лошадях — одного поражает копьем всадник, остальных сбивает скакун. По массе-то рыцарский конь в доспехах и с этим чудом в перьях на хребте уступает не всякому автомобилю.
Это интересно: во время Столетней войны 30 английских рыцарей встретились с таким же количеством французов. Англичане как наездники французам уступали и предложили биться пешими. Те согласились, обе группы построились фалангами и сражались кавалерийскими копьями. Более опытные англичане убили четверых французов, потеряв лишь двоих, после чего был объявлен перерыв. И тут французы пошли на хитрость: на поле вернулись только 25 пеших, а когда англичане построились для боя, 26-й врезался в них верхом на лошади. Семеро англичан так и не встали, остальные обратились в бегство, преследуемые кавалеристом, и были убиты либо взяты в плен без потерь у французов. Таким образом, 26 рыцарей и одна лошадь имели решительное преимущество над 28 рыцарями.
Основная сложность для игрока — добиться от конницы эффективной атаки с разгона. В Интернете гуляет энное количество советов по этому поводу, и не все они верны.
Так, например, дважды вы щелкнули мышкой на отряде противника или один раз — к делу не относится. Основное условие — нужная дистанция до цели: иначе конница или не успевает разогнаться, или, наверное, забывает, зачем туда едет. Она составляет около полусотни метров. Чтобы получить максимальную выгоду, выстройте отряд широким фронтом (два ряда в глубину) и, как только кавалерия нанесла удар, немедленно командуйте отступление. Иначе она ввяжется в рубку на мечах, в которой ее могут окружить и превзойти числом. Если у вас несколько отрядов на небольшом участке, лучше посылайте их волнами, чтобы они не сбивались в кучу, в которой задние ряды о противнике будут только слышать. Не забывайте — хотя в рукопашном бою кавалерия превосходит пехоту, но именно в нем несет основные потери.
На заметку: атака с разгона дает некоторое преимущество и пехоте, и коннице. Но для пехоты оно обычно составляет 20-40% от основного навыка атаки, а для кавалерии с копьями может превышать 50%. С мечами оно уменьшается до тех же 25%.
Обратите внимание: правило «чем выше уровень, тем лучше войска» для кавалерии не вполне верно. Безусловно, феодальные рыцари в лобовом столкновении с тяжелой пехотой полезнее обычных, но зато уступают им в скорости и маневренности. Это важно, когда вам надо не просто отогнать ужасным видом конницы выбежавших вперед вражеских стрелков, но и уничтожить их, при этом избежав столкновения с основными силами противника. В начале игры используется и легкая кавалерия, но позднее в схватке со спешенными рыцарями толку от нее будет немного.
На заметку: лошади боятся не только слонов, но и верблюдов — из-за непривычного запаха. Так что в столкновении с наездниками на верблюдах конники действуют со штрафом, а те получают преимущество. Наверное, это скрытая реклама дезодорантов. Верблюды боятся слонов (хотя меньше, чем лошади), чем те и пользуются. Кстати, у слонов по 6 HP, как у неплохого генерала.
Противостоять коннице лучше всего при помощи сочетания всех видов войск. Легкая артиллерия и лучники обстреливают ее издали, пехота принимает на себя удар и связывает боем, а ваши всадники в это время наносят удар с тыла и флангов. Конечно, можно устроить просто столкновение кавалерийских отрядов на встречных курсах, но результат при равных по силе противниках предсказать сложно — во многом он будет зависеть от «морально-волевых качеств».
Домашнее задание: новый вид брони с улучшенными аэродинамическими характеристиками позволяет тяжелой кавалерии разгоняться на 5% быстрее. Как изменится максимальная скорость кавалерии при форсировании Гибралтарского пролива своим ходом?
Парфянская стрела
Конные стрелки есть не у всех наций, но обойти их вниманием никак нельзя. Против легкой пехоты они великолепны, против тяжелой — достаточно эффективны, хорошим лучникам-пехотинцам дуэль проигрывают за счет меньшего числа стрелков в отряде. А против коллег-кавалеристов они — одно из лучших средств: скорость у них куда выше, и при внимательном управлении в рукопашную они не вступят.
Как с ними бороться? Если они составляют незначительную часть войск противника, то для начала сосредоточьтесь на основной армии — возможно, противник просто сбежит с поля боя и избавит вас от проблем. Этому могут поспособствовать ваша артиллерия и кавалерия. Жертв в ее рядах не избежать, но при удачном раскладе у края карты состоится схватка, из которой остатки вашего отряда выйдут победителями.
Если же армия врага почти полностью из конных стрелков и состоит, необходимо задействовать все виды войск. Всем назначьте рассеянный строй и наступайте как можно более широкой цепью, стараясь зажать противника в углу карты.
Дуэль лучников вам часто выгодна — у вас стрелков в отряде больше. Ну, а потерявших осторожность и подобравшихся слишком близко окружайте конницей и уничтожайте в рукопашной. Только не пытайтесь гнаться за всеми зайцами сразу — чтобы отряд врага не ускользнул, нередко понадобится 3-4 ваших.
Наши жены — пушки заряжены
Рассматриваемый в игре период был для артиллерии не лучшим временем. Времена сложных метательных машин, использовавшихся греками и римлянами, прошли, такие конструкции в средневековье делать разучились. Несколько превосходила прочих Византия, лучше сохранившая античное наследие. В XIV веке при осаде начинают применять пушки, но поначалу они весьма громоздки и не отличаются меткостью.
В игре полевая артиллерия могла бы быть совсем бесполезна, если бы не совершенно неправильная тактика компьютера: иногда он ждет вашей атаки и ничего не предпринимает. Его войска смиренно ждут вашего удара, а пока стоят под стрелами и ядрами, и даже самая «косая» артиллерия может процентов на 10 сократить вражеское войско. Постарайтесь сосредоточить огонь на бронированных врагах — отряде полководца, конных и пеших рыцарях. Используйте бомбы и зажигательные снаряды — более низкий темп стрельбы в этой ситуации совершенно не важен. Если сами окажетесь в такой ситуации — кавалерия должна выручить.
На заметку: иногда ваша артиллерия начинает постоянно всаживать снаряды в какой-нибудь холмик перед вражеским отрядом. Попробуйте выбрать целью того, кто стоит во втором ряду, — прицел поменяют.
Когда же дело доходит до штурма, важное значение приобретает траектория стрельбы орудий. Бомбарды лучше всего разрушают ворота и стены, требюше могут перебрасывать снаряды и за стены, а мортиры только на это и способны, причем с не особо высокой меткостью.
Это важно: даже небольшой уклон, который пехота и конница преодолеют без проблем, может помешать артиллерии — не втащить пушки на гору, хоть Жучку зови, хоть кошку с мышкой.
Подбираем бойцов
Думаю, нет нужды останавливаться на том, что одного идеального состава армии не бывает и при грамотном управлении почти всегда можно добиться успеха. Поэтому наметим некоторые общие моменты.
Во-первых, в армии должен быть полководец: лучше второсортный, чем никакого. Конечно, иногда вы можете получить после битвы «народного генерала», но даже героическая победа этого не гарантирует. Кстати, учтите, что появление нового кандидата в наследники понизит лояльность сыновей монарха.
Если армия отправляется в поход на врага, а не предназначена для решения частной задачи вроде «разобраться с этим мародером», то она должна быть готова штурмовать поселения. Роскошь держать врага двадцать-тридцать лет в осаде мы чаще всего не можем себе позволить.
Во-первых, кормить армию — удовольствие недешевое. Во-вторых, ситуация может поменяться, и войска понадобятся вам в совсем другом месте — время будет потеряно напрасно. В-третьих, у католических держав папа может потребовать прекратить войну, а он шуток не любит. Так что хотя бы города мы должны брать сходу. Значит, нужна артиллерия — 1-2 лучших доступных на данный момент орудия. Да, они замедлят передвижение армии — но обычно мы направляем войска не через полмира, а к соседям. Ход-два лучше потерять в пути, чем на осаду — в случае чего, не поздно будет передумать до того, как отношения испорчены.
Независимо от цели армии рекомендую иметь в ее составе хотя бы 4 отряда кавалерии, оптимально — 7-9. В городе они небесполезны, а в поле незаменимы. Ну, а соотношение стрелков и пехоты зависит от нации и ваших предпочтений. На простых арбалетчиков ставку делать едва ли стоит — 3-4 отрядов вполне хватит. Против вражеских рыцарей они не особо помогут, положитесь на сталь. А вот играя, например, за Англию, лучше набрать много лучников с прикрытием тяжелой пехоты: она должна будет только задержать тех, кто все же добежит до ваших рядов. У меня нередки были армии с 8-10 отрядами лучников и 2-3 — пехоты.
К бою!
Наверное, стоит начать со «спасибо» создателям игры. Электронный стратег Kingdoms на максимальном уровне сложности пусть и не идеален, но вполне неплох. Он понимает такие концепции, как фланговый удар и обход с тыла, — может применить их сам и распознает в ваших действиях. Главное, чего ему не хватает, — готовность действовать по единожды принятому плану. Конечно, учитывать меняющуюся обстановку на поле боя надо, но метания только ухудшают ситуацию.
Реальный пример: мои войска состояли из пяти отрядов ополченцев-лучников, трех с половиной отрядов таких же копейщиков и двух десятков легких кавалеристов, у противника — примерно столько же сержантов и спешенных рыцарей. Я поставил свои войска подковой, на краях — по отряду пехоты, кавалерия симулировала подготовку атаки с тыла. В результате раз за разом железный мозг направлял своих пехотинцев в атаку, в какой-то момент понимал, что позади — мои конники, впереди и с флангов — пехота, и отводил свои войска назад, не дойдя метров 10-15 до неминуемой победы. Все это время лучники, естественно, не стояли без дела, и через полчасика остатки врага сбежали с поля боя. В общем, любое распределение ваших войск усложняет компьютеру оценку ситуации.
Это важно: если вы хотите, чтобы войска держали строй и двигались вместе, объедините их в группу (Ctrl+цифра)
Осмотрим поле битвы
Если не половина, то уж треть битв выигрывается до того, как солдаты достанут мечи из ножен, — при выборе изначального расположения войск. Найдите господствующую высоту и подведите войска как можно ближе к ней. Особенно это важно для стрелков и артиллерии, да и атаки кавалерии, бегущей в горку, отбивать куда проще. Ваши войска превосходят противника числом, и никто вас атаковать не будет? Что же, вам, по крайней мере, не придется отбивать горку у противника.
Помимо рельефа обратите внимание на леса. Вообще-то понять, что является лесом, а что нет, мне не всегда удается — то за двумя деревцами скрывается развернутый в шеренгу отряд кавалерии, то десяток пехотинцев не может спрятаться в том, что я бы назвал рощицей. Чаще всего выбежавшие из засады войска оказываются для компьютера не такой уж неожиданностью, но вот для вас сюрприз может быть некстати. Подозрения поможет рассеять легкая кавалерия. А вот тяжелым всадникам соваться под деревья не стоит: по шлему и ветки бьют, и пехота настучать может — в зарослях даже ополченцы для феодальных рыцарей становятся угрозой.
Однако на выбор места битвы влияет не только рельеф. Нередко одна из сторон ожидает прибытия подкреплений. Обычно их выгодно собрать в кулак до начала самой битвы. Воевать на два фронта, конечно, неудобно, но можно успеть разбить врага по частям — это легче, чем иметь дело с объединенной армией. Соответственно, поставьте свои войска подальше от врага, если ждете подкреплений сзади, или сместите на фланг, если они должны появиться в тылу противника. Конечно, бывают случаи, когда на вас идут две армии врага, и быстро уничтожить любую из них невозможно. Тогда приходится переходить к плану Б — выбрать такую позицию, чтобы противник, наоборот, подходил с одного направления.
Это важно: если по ходу битвы должно подойти подкрепление к вам, проверьте, что не стоит галочка, отдающая его под управление компьютеру. Вы справитесь лучше.
Если вы атакуете, начальная расстановка войск не сыграет большой роли, а вот в защите секунды, потраченные на перестроение, могут быть роковыми. Почти всегда стоит сразу задать разреженный строй стрелкам. Поставьте артиллерию на фланге или на возвышенности (а лучше — и то, и другое), чтобы не опасаться огня в спину своих войск, и разрешите вести огонь по своему усмотрению. Отключите режим уклонения от боя стрелкам и выдвиньте вперед (не забудьте про частокол, если ваши стрелки умеют его ставить). Пехота — второй линией за лучниками, чтобы тем было куда отступить. Кавалерия — на фланги, полководец — в тыл, чтобы поддержать дрогнувшие войска. Теперь можно начинать.
Маневр — залог победы
Итак, войска построены и готовы ринуться в бой. Но начнется он почти наверняка на большой дистанции. Типичный дебют для компьютера — стрелки выбегают вперед редким строем и издалека обстреливают ваши войска. Вы можете поступить так же или отправить свою кавалерию разогнать стрелков. Второй вариант почти всегда лучше, совмещать их не стоит — потери от своих стрел в спину нам не нужны. Главное — не увлекаться и вовремя отступить. Вражеские стрелки, конечно же, побегут за спины пехоты, столкновение с которой на данной стадии в наши планы не входит: один-два отряда кавалерии против целого войска долго не продержатся. Вполне вероятно, что этот маневр вы повторите еще несколько раз. Почему-то для противодействия таким безобразиям свою кавалерию компьютер привлекает крайне редко.
Если враг идет в атаку всеми своими силами, оставшиеся стрелки окажутся позади основной части армии и будут хорошей целью для вашей кавалерии. Впрочем, будьте внимательны, наибольшую угрозу представляют уже не они. Если же атакуете вы, не спешите и дайте потратить боезапас своим стрелкам. Посмотрите, возможно, есть способ атаковать врага с возвышенности, а для конников есть ровный участок местности.
Ваша задача в следующей фазе боя — не столько уничтожить как можно больше врагов, сколько так сконцентрировать свои силы, чтобы враг дрогнул и побежал, и победа будет стоить вам куда меньших жертв. Как этого добиться, легко установить, хотя бы послушав крики игроков в Counter-Strike. «А тут их на меня выбежало трое!», «Он что — неубиваемый, что ли?!», «Как ты у меня за спиной оказался?!» — почти готовые рецепты. Глубокий охват фланга врага кавалерией, концентрированный огонь стрелков, одновременный удар нескольких ваших отрядов по одному вражескому — вам надо так расположить войска, чтобы можно было легко применить эти приемы. Ну, и прибавьте прорыв фронта, позволяющий окружать вражеские отряды.
Для решения второй и третьей задач подходит широкая «подкова» стрелков, которые отбегают за центральный строй тяжелой пехоты. Это позволяет им сначала не перекрывать друг другу линию огня, а затем вынуждает врага растянуться — одни отряды уже вступили в схватку с вашими основными силами, а другие еще только добираются от того места, откуда недавно в них летели стрелы. Сначала атакуйте самые морально неустойчивые отряды — например, ополченцев. Их дезертирство уменьшит энтузиазм более крепких войск и высвободит ваши силы. Главное — не забывайте оставить врагам путь к бегству; окруженные гораздо опаснее бегущих.
На заметку: огнестрельное оружие вызывает у дремучих деревенщин панику. Залп нескольких ваших отрядов по одному вражескому зачастую заставляет его сбежать.
Безусловно, вам надо опасаться того, что эти же приемы к вам применит противник. Если он превосходит вас в кавалерии, придется оставить как минимум по одному отряду пехоты на каждом фланге развернутым в сторону конников противника. Отслеживайте боевой дух ваших войск — направьте подкрепления тем, у кого он низок, и держите поблизости полководца. Если ваши воины все же побегут, его рожок поможет призвать их к порядку.
Самый сложный тип битв в поле — захват мостов. Скученные на узком пространстве атакующие — отличная мишень для стрелков, а на другом берегу у противника куда больше сил.
Главная задача — обеспечить беспрепятственный проход ваших воинов по мосту, а для этого надо отогнать от противоположного его конца противника. Поможет артиллерия, которой понадобится больше, чем для штурма города. Из стрелков с этой задачей могут справиться только лучшие, да и то если река неширока.
Мелочь, которая может помочь, — щит солдаты носят на левой руке. Поставьте лучников слева от моста, и они будут стрелять в незащищенную сторону солдат противника, нанося больший вред. Ну, а дальше вперед пойдет пехота — необходимо захватить плацдарм.
Кавалерия, хотя и понесет на мосту меньшие потери, на том берегу столкнется с большими проблемами — воинов в отряде меньше. Не забудем и о том, что берег может быть довольно крутым, что для кавалерии, опять же, важнее, чем для пехоты.
На штурм!
Скажу сразу: штурмовать города компьютер умеет плохо, но думает, будто умеет. В первом легко убедиться, держа оборону. Во втором — дав на откуп искусственному интеллекту расчет штурма. В Kingdoms результаты стали реалистичнее, а до выхода дополнения оценка результатов была крайне оптимистична для нападающих (на то, что битва не моделировалась, указывают хотя бы равные потери у всех однотипных отрядов) — добиться таких же, штурмуя город самому, было очень сложно.
Разумеется, лучше всего штурма избежать. Нередко рядом с городом стоит еще какое-нибудь войско. Нападайте на него, городской гарнизон подойдет на выручку собратьям — и вы получите отличную возможность разбить врага в чистом поле, а не выковыривать его из-за стен. Конечно, какая-то часть сбежит с поля боя в тот же город, но ваша задача облегчится в разы. Чтобы меньше врагов вернулись за стены, казните пленных, как бы варварски это ни звучало.
Когда штурма не избежать, вам предстоит проникнуть за стены. Вы можете пробить в них совершенно неэстетичные бреши, воспользоваться осадной техникой или заслать шпионов, чтобы они открыли городские ворота. В первом случае вы повредите ценное имущество, которое вам же потом ремонтировать, во втором — потеряете солдат под огнем защитников, пока деревянные монстры подбираются к городу.
Если технику удастся поджечь, ваши планы пойдут насмарку, но она может вам помочь реализовать преимущество в пехоте, заставив врага растянуть свои силы. Третий способ для гарантированного эффекта требует нескольких агентов за стенами, а развивать их в Kingdoms стало куда сложнее. Зато можно ввести войска в город с разных сторон — важно только использовать это к своей выгоде, а не облегчить задачу врага.
Как обычно, одного правильного варианта нет — у каждого вида есть свои преимущества и недостатки.
Купить ноутбук в Донецке для гейминга, работы и учебы: на что смотреть
Интернет казино Аврора: как получать бонусы и играть на деньги?
Сколько места занимает электрощит умного дома?
Индивидуальный тренер по единоборствам: путь к мастерству
Как выбрать надежное официальные казино pickup-casino.pro на Андроид для игры на деньги.