Battlefield 2
Десант на вражескую территорию. Ковальский! Наша задача — покорить сердца аборигенов. Рико — нам потребуется спецоборудование. Это очень рискованная операция. Прапор вряд ли останется в живых.
(м/ф «Мадагаскар»)
Когда-то, очень давно, онлайновые бои кипели в средневековых замках и фантастических мирах будущего. Так было, пока не пришел всемогущий Counter-Strike. Он принес игрокам чувство сопричастности событиям в мире. Он заставил их не просто бездумно палить по бегающим фигуркам и перетаскивать с места на место флаги, а участвовать в командных боевых операциях. Этим он покорил сердца миллионов.
Между тем, тихой сапой на рынок многопользовательских боевиков прокрался Battlefield. Сначала он притворялся мирным историческим развлечением для тех, кому не безразлична тема Второй мировой. Потом он подобрался к близкому сердцам аборигенов Вьетнаму. И наконец — туше! Battlefield 2 — еще одна игра, которая нахально вторглась в вотчину CS.
Эксплуатация трудового народа в действии — все по Карлу Марксу. Теперь каждый простой американец может устроить точечные бомбардировки абстрактного ближневосточного города. Любой китаец без проблем оседлает Тип 95 и покажет всем желающим, куда они могут отправить свой тихоокеанский флот. Найдутся и те, кому по душе оборонять восточные города с помощью АК-47, российской военной техники и такой-то матери.
Зная, что завоевать сердца аборигенов не так-то просто, разработчики выложились и выдали нам прекрасный игровой процесс. Принцип «билетиков» остался прежним — у каждой команды есть комплект очков, которые тают с гибелью игроков и захватом ключевых точек на карте. Возрождение игроков идет непрерывно, так что бой может идти очень долго. Некоторые игровые концепции были переделаны: разделение на боевые классы стало еще более четким, и все теперь отлично сбалансированы. Ненужный класс найти невозможно: бойцы, пулеметчики поддержки, механики, спецназ и даже медики — все пригождаются в бою.
С бойцами все ясно — костяк группы; вперед, с автоматами наперевес. Бронежилеты помогут им погибнуть в бою не сразу, а на случай встречи с вражеской техникой у них есть гранаты, в том числе — подствольные. Пулеметчики прикрывают товарищей огнем и сбрасывают им боеприпасы. Медики не только лечат и могут хорошо пострелять из автомата, но могут и оживить погибшего на поле брани солдата, если тот еще не успел возродиться на командном пункте. Для чего нужны солдаты с противотанковым оружием — объяснять не надо. Два-три попадания ракетами из их «трубы» превратят в металлолом любой «Абрамс», зато для сражения с пехотой выданные им пукалки не годятся ни капли. И это есть баланс. У механиков должность маленькая — они прямо в сражении своими гаечными ключами подкручивают разболтавшиеся болтики у дружественных танков и расставляют на ключевых точках карты мины. Снайперы — они снайперы и есть: кемперят-с. Правда, пули летят все больше в разные стороны, и это радует. Баланс!
Со спецназовцем разобраться труднее — он сам по себе хил, носит автоматик с оптическим прицелом и несколько взрывных устройств с детонаторами. Предполагается, что он проберется в тыл врага и наведет ужас на командиров.
При этом, что характерно, класс можно менять прямо в бою, если обобрать убитого солдата. А это означает гибкость команды. Если в группе под рукой нет противотанкового ружья, а на площадь выехал железный ахтунг, спасти положение может любой медик, если найдет под рукой чужие вещички.
Напрашивается грамотная командная игра, не имеющая ничего общего с беготней в Counter-Strike. И все заложенные разработчиками идеи действуют: небольшая, но слаженная группа игроков может легко забороть толпу «случайных прохожих».
За это разработчиков надо хвалить и всячески чесать за ухом. И за двенадцать прекрасных карт, число которых можно смело умножать на три — для игры на 16, 32 и 64 человека размеры карт сильно разнятся. Границы карт раздвигаются по мере запуска более «многолюдной» версии игры — от сравнительно небольших «пятачков» до огромных пространств, на которых могут развернуться даже истребители-бомбардировщики.
И за отлично выполненные оружие и модели солдат. И за прекрасную технику. За великолепную (по меркам боевых игр) летную модель вертолетов. За реальную китайскую и арабскую речь в боторадиоэфире. За встроенную голосовую связь. За графику, динамические тени, звуковые эффекты.
И за систему командования, в которой игрок, выдвинувший себя на пост главнокомандующего, получает его всеобщим явным голосованием и вместе с ним — огромнейшие полномочия и возможности. Собственно, командиру можно даже не лезть в бой, а отсиживаться на главной базе, контролируя сражение со своей карты. На ней он видит все свои подразделения (до пяти человек в каждом) и может отдавать их командирам недвусмысленные приказы выдвигаться в нужном направлении. А те уже доводят их до подчиненных. Встроенная голосовая связь VoIP — уникальная возможность донести приказы в самой ясной и доходчивой форме. А чтобы эфир не засорялся, командир слышит только голоса «капралов». Каждый «капрал» слышит только командира и игроков своего подразделения. А игрок — только товарищей и «капрала». Заодно экономится и пропускная способность канала.
У командира в руках не только мини-карта с обозначениями всех своих подчиненных, но и много возможностей для оценки ситуации на поле боя. Раз в несколько минут можно делать полный скан карты — откроются все игроки и техника врага. Чтобы собственные солдаты знали, кого и где встречать, им на помощь можно запустить беспилотный разведчик — он на несколько секунд «откроет» всех врагов в ограниченном пространстве. Наконец в руках командира — мощные артиллерийские удары, которые уничтожают все, что движется (и даже пролетающие вертолеты), на пятачке размером с городской перекресток. Впрочем, если ушлый спецназовец проберется на вражескую базу, заминирует и взорвет орудия с радарами, — ее командир много пользы не принесет.
Но больше всего меня порадовало другое. Нежелание разработчиков делать из игры чистую аркаду и идти на поводу у тех, кто хотел видеть в новой игре «контру, только с танками».
Те, кто помнит старинную чешскую игру Operation Flashpoint, без труда узнают ее в Battlefield 2. Солдаты двигаются и стреляют по абсолютно тем же правилам. Можно бегать спринтом, приседать на колено или ложиться на землю. Никто не мешает стрелять от бедра, но куда удобнее и эффективнее вести огонь, совмещая прицел с мушкой — при этом на экране появляется черный силуэт прицельного устройства. Из пулемета вообще нельзя вести хоть сколько-нибудь меткий огонь, если не лечь на землю, уперев в нее сошки. Любители аркад по всему миру предают игру анафеме за то, что в ней нельзя одновременно водить автомобиль и стрелять из установленного на нем пулемета. Слышны рыдания по поводу переусложненного управления вертолетами — без джойстика и долгих тренировок освоить его нереально. Но это и здорово! Не хотите учиться — вот вам автомат, гранаты — и, как говорится у классика, вперед, обезьяны!
На этом месте мы плавно опускаемся с небес на землю. И видим практически неинтерактивные уровни. Пара взрывоопасных бочек тут. Несколько ломаемых заборов и падающих деревьев там. И это все. Конечно, не факт, что в игре нужна возможность пробивать дыры в зданиях и ломать амбары. Но алмазной прочности домики — это уже несовременно.
Возникают вопросы к модели повреждений. Забросать танк подствольными гранатами — самое милое дело. Ладно хоть, из автоматов ему не прострелишь гусеницы.
Но все это мелочи по сравнению с системными требованиями Battlefield 2. Сразу скажу просто и откровенно — игра эта не для наших дорог. Дело даже не в том, что высокие графические настройки требуют мощнейшего железа. Тут как раз все в порядке, это задел на будущее. И потом, железо такая штука: сходил в магазин и купил.
Серьезнейшие требования к связи — вот то, что не даст игре в ближайшее время стать популярной в России. Про модемную связь забудьте сразу. С таким же успехом можно было ожидать от игры поддержки индейских дымовых костров или семафорной азбуки. Если у игрока есть широкополосная связь (минимум 128 килобит) — наступает второе испытание — тест на мегабайты. В час активной игры на карте в 64 человека BF2 может сожрать до полусотни мегабайт. А это значит, что мы вычеркиваем «широкополосников», которые платят помегабайтно. А таких на просторах нашей страны, увы, подавляющее большинство. Они сразу могут выбрасывать белые флажки и идти сдаваться в игровой клуб. Но и там не найти им счастья: кооперативного режима нет. Ботов в игре по локальной сети включить нельзя в принципе. Нет повести печальнее на свете, чем сражение вшестером на огромных картах BF2.
А что же одиночная игра? Она есть — для галочки. Несколько карт на 16 игроков, и компания в 15 ботов. К их искусственному интеллекту не придерешься. Они пользуются всей техникой, поддерживают друг друга, ремонтируют и лечат. Правда, медики могли бы быть и поумнее: бросаться оживлять игрока под носом у вражеского солдата — не самая лучшая идея.
Народные левши кое-как сумели добиться того, чтобы на картах «16 игроков» появлялись не 15, а 31 бот. Для этого нужно было залезть в конфигурационные файлы и убрать несколько строчек «rem» рядом с надписью «пожалуйста, не убирайте эти несколько строчек rem». Так игра становится намного динамичнее, но из системного блока начинают доноситься тихие матюги центрального процессора.
Если бы Battlefield 2 не была такой жадной до мегабайтов и широких каналов, она без сомнения заслужила бы корону. Но не учитывать при выносе вердикта возможности российских игроков нельзя. Думайте, решайте. Ищите в своем городе щедрых провайдеров. Потому что игра сама по себе — великолепна.
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинги | журнала |