Warhammer 40.000: Dawn of War 2 — Retribution
Взгляд на новые кампа-
нии в нашем обзоре »
Со стороны релиз Retribution кажется хитрым тактическим маневром. И Dawn of War 2, и дополнение Chaos Rising прославились в основном благодаря многопользовательскому режиму; теперь же сотрудники Relic Entertainment зашли с фланга и полностью переработали одиночный режим. Вы привыкли к одной расе? Вот вам целых шесть на выбор. Привыкли сосредотачиваться на управлении маленьким отрядом? Вот вам сбор ресурсов и возможность по ходу миссии создать небольшую армию. Учимся воевать по новым правилам!
Полный Экстерминатус
Действие Retribution разворачивается все в том же многострадальном подсекторе Аурелия. Десять лет прошло с тех пор, как космодесант помешал адептам Хаоса призвать одного из демонов варпа и установить контроль над этим уголком Галактики.
Но война не закончилась. Более того, к разборкам старых знакомых присоединяются прежде участвовавшие только в сетевых сражениях орки, тираниды и эльдары. А еще — новобранцы, Имперская гвардия. И если раньше мы смотрели на происходящее только глазами десантников, то теперь всем шести сторонам конфликта полагается по отдельной кампании.
Но, как ни странно, в ходе «оперативного развертывания» одиночного режима основные потери понес именно сюжет. Кампания на самом деле одна, просто проходить ее можно за любую из рас. То есть, например, во второй миссии вы в любом случае будете прорываться к порталу на другую планету, но цели в каждом случае различны: если Имперской гвардии нужно сорвать планы демонов варпа, то орки просто решили сменить место дислокации, а корабль свой они раскокали еще в прологе. Ваш выбор меняет разве что противников на некоторых картах — там, где Гвардия билась с адептами Хаоса, эльдаров будут ждать орки.
И вот вместо одной, но глубокой и непредсказуемой истории — а именно это было главным козырем кампаний в Dawn of War 2 и Chaos Rising — мы получаем шесть поверхностных рассказов, бегло объясняющих, куда и зачем мы отправляемся в следующей миссии.
Поскольку сюжет каждой истории должен ехать по одним и тем же рельсам, в нем возникают логические дыры. Взять, например, все ту же вторую миссию с порталами. После прохождения вам сообщат, что на соседней планете объявился другой лидер тиранидов, и действие перенесется туда. А зачем тогда старый прорывался к порталу, если не собирался никуда отправляться? «Взять планету под контроль»? C парой десятков солдат?
Поведение тиранидов еще можно, конечно, списать на специфический образ мышления, но и у людей с этим не лучше. Играя за Гвардию, в одной из миссий мы вынуждены биться с космодесантом. Да, волею судеб инквизиция считает их предателями — но ведь наш отряд прибыл по приглашению одного из них, в том числе и для того, чтобы доказать обратное. Неужели нельзя попытаться уладить дело миром?
Отчасти ситуация компенсируется проработанной атмосферой. Перед разработчиками стояла непростая задача — показать происходящее от лица шести абсолютно разных рас. И даже с учетом нелогичности некоторых сюжетных поворотов Retribution дает отличную возможность взглянуть на мир глазами тех, кем вы командовали в сетевых баталиях Dawn of War 2. А чего стоят постоянные переругивания орков в сюжетных диалогах («Последнего прибежавшего оставляем на планете!») или замогильный голос верховного разума тиранидов, звучащий в голове повелителя роя...
В руководстве к Dawn of War 2 мы уже сетовали на проделки орков, перехвативших русскую локализацию по пути в магазины, чтобы заменить названия боевых единиц на милых орочьему уху рэйзорбэков, варлоков и прочих предаторов. Прошло почти два года, но хулиганов так и не поймали — они продолжают вносить в перевод свою посильную лепту. Как вы, например, представляете себе такой процесс, как «инфильтрация штурмовиков»?
«Легкобронированный мобильный шагатель» (это описание Сентинела, если что) не могли придумать высшие гуманоиды. Про Бэйнблейда с Бэйнвульфом и лендрейдером «Искупитель» мы и вовсе молчим.
Господа издатели, найдите управу на орков!
Занимательная арифметика
Повторяющиеся миссии поначалу вызывают опасения: раньше одна-единственная кампания за космодесант не радовала разнообразием, а тут целых шесть «под копирку»! Зато больше не нужно раз за разом переигрывать однотипные побочные миссии по защите ключевых зданий и убийству боссов (от которых никуда нельзя было деться — опыт-то героям нужен). Вы спокойно движетесь от одной сюжетной миссии к другой, постоянно встречая что-то новое. То вы заманиваете в ловушку гигантский танк орков, то спешно эвакуируетесь, стараясь не попасть под падающие с неба бомбы, то гонитесь за караваном, везущим ценный груз...
Кроме того, теперь можно выбирать, каким путем двигаться к победе. Раньше вы вынуждены были всецело полагаться на героев и их таланты — а Retribution позволяет сделать ставку на «рядовые» войска. Они не столь сильны индивидуально, но толпа в несколько десятков человек (орков, эльдаров, тиранидов) вполне компенсирует качество количеством. Вы постоянно оказываетесь перед выбором — два-три супербойца или небольшая армия из обычных солдат и техники. Потратить ресурсы на усиление героя или его свиты? Взять в качестве трофея новые доспехи для генерала или лазерные винтовки для пехотинцев?
Жизнеспособны оба варианта, хотя тактика разительно отличается. Герои способны на многое, но требуют постоянного микроменеджмента. Вторыми управлять гораздо проще, но и тактика ограничена. Если для отряда героев важно правильно воспользоваться способностями, то во втором случае приходится думать, на какую комбинацию войск делать ставку. Там, где штурмовики уткнутся в оборонительные редуты, пригодятся коммандос из числа «Катачанских дьяволов» с их способностью к скрытному передвижению.
Напрашивается вывод: все те, кто привык к традиционным RTS и потому сторонился Dawn of War 2, получили возможность сразиться за Аурелию на более выгодных для себя условиях.
Имперская гвардия — «молот Императора», хребет военной мощи Империума, самый многочисленный из ее родов войск. Каждая планета, входящая в состав космической империи людей, обязана за свой счет формировать гвардейские отряды и отправлять их на службу. В добровольцах недостатка нет — служба в Гвардии крайне почетна. Но существуют и «штрафные» полки, набираемые из преступников и обычно оказывающиеся на самых горячих участках фронта. Основа Гвардии — пехотные части, но их часто усиливают разнообразной техникой.
8-й Кадианский полк, действующий в Retribution, издавна специализируется на борьбе с приспешниками Хаоса. В него отбирают бойцов, отличающихся крепким духом и успевших доказать свою высокую выучку на поле боя. Высокое научное развитие Кадии позволяет снабдить их самым современным оружием. Даже космодесантники — элита военных сил Империи — считают кадианцев грозной силой.
Я бы в Гвардию пошел...
А ведь никто не мешает комбинировать обе тактики. В Retribution герои, специализирующиеся на поддержке других бойцов, получают возможность проявить себя наилучшим образом. Новички из Имперской гвардии предпочитают именно такой способ ведения боевых действий. Взять хотя бы глобальную способность героев Гвардии — все они могут возводить на поле боя бункеры для солдат, лечить их и чинить технику. Это делает их грозной силой в сражениях с живыми игроками, где роль рядовых воинов выше, чем в кампании.
Лорд-генерал, которого Гвардия делегирует в режим Last Stand, наверняка не потеряется на фоне других героев — умение строить укрепления и вызывать многочисленные подкрепления придется там как нельзя кстати. А вот одиночную кампанию Гвардии подточили баги — то войска после сюжетного ролика застревают на месте, то игра вообще на рабочий стол падает. Впрочем, разработчики проявили удивительную оперативность: уже можно скачать первую заплатку.
Нельзя сказать, что задуманный тактический маневр был выполнен без единой помарки — но значение Retribution переоценить сложно. В сражения между игроками включилась новая фракция. Интерфейс стал не в пример удобнее (спасибо переходу с Windows Live на Steam). Одиночная игра вышла из категории довеска к сетевому режиму — новые правила войны бросают вызов ветеранам Dawn of War 2 и дают всем прочим еще один шанс.
Увлекательность |
9
|
Рейтинг
журнала
87%
|
Награда
журнала
|
Графика |
10
|
||
Удобство |
7
|
||
Игровой мир |
9
|
||
Баланс |
9
|
||
Масштаб дополнения |
7
|
Запоминается
— Комиссары Имперской гвардии
— Наконец-то полноценная кампания |
Хотелось бы
— Своих миссий для каждой из сторон
|
Вердикт
Одиночная игра в Dawn of War 2 может быть не менее интересна, чем сражения с другими игроками. И Retribution удалось это доказать.
|
РУКОВОДСТВО
Ресурсы и подкрепления
Ресурсы в кампаниях в буквальном смысле валяются под ногами — чтобы пополнить запасы влияния и энергии, достаточно уничтожать ящики с припасами и захватывать здания-хранилища. Первые содержат небольшое количество того или иного ресурса, вторые могут прибавить к счету несколько сотен единиц. Повысить лимит численности отряда тоже можно, захватив соответствующее здание, хотя таковые редки.
Чтобы пополнить отряд, возьмите под контроль здание-базу. Оно не только позволяет призывать новых рекрутов, но и постепенно лечит всех стоящих поблизости бойцов. Сам процесс «строительства» подразделения занимает несколько секунд, а затем новобранцы сразу бегут к месту дислокации «основного» героя.
Совет: желательно всегда иметь запас ресурсов, достаточный для вызова самого дорогого из ваших отрядов, тогда вы всегда сможете рассчитывать на подкрепление — если, например, штурм окажется неудачным, или имеющиеся солдаты не справятся с возникшим на дороге препятствием.
В целом же экономить ресурсы не стоит. Чем больше солдат вы бросаете в бой, тем быстрее они уничтожат неприятеля, причем с меньшими потерями. Если же срочно возникнет необходимость освободить место, всегда можно послать лишних солдат на какую-нибудь суицидальную миссию, если она хотя бы минимально полезна.
В начале каждой кампании в вашем распоряжении лишь один-два вида войск первого уровня. Доступ к остальным открывается при «активации», то есть при выборе их в качестве награды за победу. Брать всех подряд совершенно не обязательно. Гвардия, к примеру, спокойно обходится без Катачанских дьяволов с их узкой специализацией, а функции легкой техники можно переложить на пехотные отряды.
На что еще тратятся ресурсы? Во-первых, можно улучшить характеристики героя до конца миссии. Плюс к показателям получается небольшим, и прибегать к этому фокусу стоит, только если ресурсов скопилось много, а численность войск уперлась в лимит. Это нередко бывает ближе ко второй половине миссии.
Кроме того, в обмен на ресурсы можно воскресить героя, здоровье которого опустилось до нуля. Он «возродится» у последней захваченной базы и побежит туда, где находится «основной» герой (а если это и есть основной герой — останется стоять на месте). По цене воскрешение героя сопоставимо с покупкой дорогого отряда, так что не слишком полагайтесь на эту возможность.
Последний рубеж
Retribution добавляет в режим «Последний рубеж» нового героя — лорд-генерала Имперской гвардии. Рукопашник из него никудышный, зато он неплохо стреляет и располагает рядом полезных способностей. Умеет вызывать и усиливать солдат Гвардии, строить бункеры и турели, заказывать огневую поддержку...
Основное время лорд-генерала — на старте игры, когда вызываемые им солдаты легко справляются с атакующими. В дальнейшем его основная задача — усиление, лечение и возможность позвонить в штаб, чтобы указанный сектор накрыли артиллерийским огнем. Возведение бункеров и турелей становится менее ценным, ведь на поздних этапах игры приходится много бегать.
Смотр новобранцев
Воющие десантники. Бойцы Хаоса. Подавляют стрелков противника огнем и наносят урон по площади. На втором уровне могут брать дальнобойные ружья, наносящие внушительный урон и отбрасывающие противника. Оптимальны в случае, если враг сделал ставку на пехоту. |
Повелитель роя. Еще один боец класса «монстр» у тиранидов, по силе не уступающий карнифексу. Обладает огромным запасом здоровья, в ближнем бою не знает себе равных. Умеет призывать мелких тиранидов и усиливать находящихся поблизости воинов. Если хотите доставить противнику максимум проблем — попробуйте сочетать повелителя и карнифекса с дальнобойной пушкой. |
Аутарх. Эльдарская десантница массового поражения. По характеристикам не уступает героям. «Построить» ее нельзя — только вызвать на поле боя с помощью глобальной способности эльдарских героев. Прибытие дамы предваряет ракетный залп по точке приземления, а в момент приземления она лечит всех оказавшихся поблизости эльдаров — так что есть смысл обращаться к помощи аутарха уже после начала боя. Когда схватка закончится, ее можно отозвать, чтобы затем повторить процедуру сначала. |
Боевой вагон. Оркам достался тяжело бронированный транспорт, который, помимо прочего, снабжен противотанковой пушкой. С пехотой бороться не умеет, но, если посадить внутрь стрелков, они смогут вести из него ответный огонь. В результате получается мобильный бункер, великолепно разбирающийся с пехотой и легкой техникой врага. Только не пытайтесь натравить его на тяжеловооруженных противников. |
Лендрейдер «Искупитель». Не столько танк, сколько передвижная база десантников. Оснащен хорошей броней, отлично уничтожает вражеских солдат, может возить пехотинцев и служить им точкой отступления. Кроме того, возле него восстанавливаются солдаты. Прекрасно подходит для поддержки пехоты. |
Здравствуйте, мы ваша Гвардия!
Имперская гвардия делает ставку на взаимодействие героев с рядовыми бойцами. У героев практически нет способностей, позволяющих решать боевые задачи в индивидуальном порядке, — они работают на усиление армии. Характерное наступление выглядит так: вперед шагает лавина гвардейской пехоты, воодушевляемая лорд-комиссаром и на ходу восстанавливающая здоровье, а на позиции противника градом сыплются бомбы и артиллерийские снаряды.
Retribution вышла совсем недавно, но гвардейцы уже зарекомендовали себя армией, способной решить исход противостояния даже в дебюте. Есть две тактики, которые позволяют им добиться успеха. Первая — строить имперских гвардейцев и Сентинелов в пропорции 50/50. Она отлично работает в том случае, если противник не стал со старта плодить дешевые войска, а предпочел вложить ресурсы в развитие. Быстрые Сентинелы постоянно будут сбрасывать его флаги с контрольных точек, а гвардейцы, окопавшись, не позволят покуситься на ваши ресурсы. Посадив неприятеля на голодный паек, вы легко добьетесь превосходства.
Вторая стратегия заключается в строительстве нескольких отрядов Катачанских дьяволов и молниеносном броске на вражескую базу. Да, на эти войска уйдут все ваши ресурсы, но остановить в дебюте гвардейских коммандос в дебюте крайне сложно. Тут уж, что называется, пан или пропал — либо вы добьетесь победы еще до первого улучшения базы, либо останетесь без солдат и без денег. Некоторые предпочитают дополнять катачанцев отрядом пулеметчиков на случай, если враг выставит тяжело вооруженный отряд.
Гвардейцы очень сильны в дебюте (см. «Гвардия начинает и выигрывает»). Кроме того, никто не умеет так варьировать тактику и подстраиваться под соперника, как они. Призываемая техника способна на ходу менять оружие в зависимости от того, что строит противник — пехоту или технику. Штурмовиков при помощи пары улучшений можно натаскать на любой вид добычи. Так что играйте от противника и не торопитесь проводить улучшения. Используйте «Осветительные снаряды», чтобы провести разведку и понять, на что он делает ставку.
Не стоит забывать и об умении всех гвардейских героев возводить бункеры, которые еще и лечат оказавшихся поблизости солдат (или ремонтируют технику). В сетевых сражениях, где вопрос об обороне контрольных точек стоит очень остро, это может оказаться существенным подспорьем. Вашему герою ничего не строит прибежать на место, заказать бункер и убежать к следующему — а противнику придется собирать немалые силы, чтобы выбить вас с занятой позиции. Наконец, бункер можно оперативно воздвигнуть на месте решающего сражения.
Главный недостаток Гвардии — прямолинейность. Если они столкнутся с чем-то, что нельзя сокрушить решительным ударом или, на худой конец, закидать бомбами, их ждут неприятности. Наступление вообще дается гвардейцам куда трудней, нежели оборона. И хотя Гвардия в среднем достаточно агрессивна на старте, перед ответным напором воины Императора часто пасуют. Они могут двинуть в бой много дешевых войск, но, если те наткнутся на ожесточенное сопротивление (в лице, например, космодесантников или орочьих рубак), атака скорее всего захлебнется.
Герои Гвардии
У каждого героя в кампании есть три ветки навыков — Выносливость, Нападение и Воля. После каждого повышения уровня он может взять один новый навык. Кроме того, у всех героев есть базовые способности, доступные со старта и не входящие ни в одну из трех вышеупомянутых групп. И даже если вы решите не брать героя на миссию, некоторые его пассивные способности будут действовать на рядовых солдат.
В многопользовательской игре у героев гораздо меньше способностей — каждому положено по три уникальных навыка плюс один, доступный всем, — постройка бункеров. Энергия персонажей на это не тратится, взамен расходуется условный ресурс, накапливаемый по мере игры.
У каждой способности можно найти аналог среди личных способностей (то же строительство бункеров, к примеру).
Четвертый герой гвардии — Меррик — в сетевую игру не попал, и его способности раскидали между оставшимися тремя.
В сетевой игре | В одиночной игре | |
Все герои | ||
Бункер Имперской гвардии | Бункер (лорд-генерал) | |
Инквизитор | ||
Адский огонь | Пургатус | |
Инфильтрация штурмовиков | Исчезновение | |
Установка мин с воздуха | Мины ближнего действия | |
Лорд-комиссар | ||
Верные до конца | Казнить | |
Заградительный огонь Василисков |
Артподготовка (Меррик) | |
Осветительный снаряд | Подсветка (Меррик) | |
Лорд-генерал | ||
Тяжелая турель | Супер-башня | |
Десант Бэйнвульфа / Леман Русса |
Высадка танка | |
Поддержка с воздуха | Артподготовка (Меррик) |
Инквизитор
Странный герой. Вроде бы маг, но особо убойных заклинаний у него нет. Вроде бы тяготеет к рукопашной, но крепким здоровьем не отличается. Вроде бы из Гвардии, но союзников усиливать почти не умеет, что в случае с героем гвардейцев едва ли не критический недостаток. Есть несколько осмысленных способностей, вроде парализации вражеской пехоты или невидимости, но вряд ли они принесут много пользы. Ощутимо проигрывает другим персонажам. |
Базовый навык
Молот ведьм. На врага обрушивается столб огня, причиняя внушительный урон. Поскольку удар наносится сверху, укрытие врага не спасает. |
Выносливость
Исчезновение. Вызывает на поле боя отряд невидимых штурмовиков. Попытка предпринять какое-то действие или пройти вплотную к врагу демаскирует отряд. |
|
Щит праведности. Временно увеличивает защиту и скорость у выбранного подразделения. |
|
Стойкость (пассивный). Повышает здоровье героя. Если герой отсутствует, эффект распространяется на штурмовиков. |
|
Божественная защита. Примерно один раз из десяти враги, атакующие прикрытый «Щитом праведности» отряд, оглушаются. |
|
Божественное вмешательство. Когда здоровье инквизитора опускается до определенного уровня, он временно становится неуязвим и полностью излечивается. |
Нападение
Пургатус. Поджигает местность в определенном радиусе, зона поражения какое-то время горит, а сунувшиеся в пламя получают постоянный урон (свои тоже). Дополнительно оглушает пехоту. Прием хорош, чтобы выкурить врага с занимаемых позиций, но придется подождать, пока огонь не погаснет. |
|
Жги слабаков. Заклинания инквизитора поджигают отряд противника, если тот оглушен, подавлен или отступает. Пламя какое-то время продолжает наносить урон. |
|
Оружие Императора (пассивный). Повышает наносимый инквизитором урон. В отсутствие героя эффект распространяется на Сентинелы. |
|
Сокрушительный залп. Инквизитор меняет пистолет на арбалет. При использовании способности небольшую зону накрывает град стрел и все оказавшиеся в ней отряды парализует где-то на десять секунд. |
|
Рука-молот (пассивный). В рукопашной инквизитор наносит технике удвоенный урон и получает шанс оглушить пехотинцев. В отсутствие героя эффект распространяется на штурмовиков. |
Воля
Трусы (пассивный). Бойцы, подавленные огнем вражеских подразделений, наносят меньший урон и постепенно теряют здоровье. |
|
Выносливость (пассивный). Повышает запас энергии инквизитора. В отсутствие героя эффект распространяется на штурмовиков. |
|
Яростный штурм. Выбранный отряд врага оказывается временно парализован и подавлен. Кроме того, заклинание высасывает его энергию «в пользу» инквизитора. |
|
Деморализующие атаки (пассивный). Атаки инквизитора подавляют противника. В отсутствие героя эффект распространяется на штурмовиков. |
|
Слово бога. Заставляет всех врагов в радиусе действия заклинания обратиться в бегство (радиус довольно велик — хватит, чтобы накрыть всех противников на экране). |
Лорд-комиссар
Главный гвардейский специалист по поддержке рядовых бойцов. Ключевой навык, безусловно, — «Казнь»: застрелив одного солдата, вы резко усиливаете все подразделение. По мере развития этот навык дает отряду все больше плюсов, вплоть до неуязвимости! И это лишь одна из многих его способностей. В общем, собирайте большую армию пехоты и стремитесь к генеральному сражению, там комиссар покажет себя с наилучшей стороны. |
Базовый навык
Казнить. Временное усиление бойцов в небольшом радиусе. Каждый раз, когда кто-то из воодушевленных погибает, остальные получают дополнительные плюсы к боевым качествам. Обязательное заклинание для любой крупной заварушки — особенно эффективное, если гнать вперед толпу дешевых гвардейцев, поставив сзади штурмовиков. |
Выносливость
Вызываю огонь на себя. Враг вынужден атаковать указанный отряд, пока тот не будет уничтожен. Последний получает дополнительную защиту от стрелкового урона. |
|
Бесстрашный (пассивный). Комиссара невозможно подавить огнем. В отсутствие героя эффект распространяется на огринов. |
|
Мученичество (пассивный). Всякий раз, когда комиссар наносит урон, все находящиеся рядом отряды восстанавливают пропорциональное количество здоровья. |
|
Сила духа (пассивный). Повышает здоровье комиссара. Стоя рядом с ним, пехотинцы постепенно восстанавливают здоровье. В отсутствие героя эффект распространяется на огринов. |
|
До последнего (пассивный). Отряд, усиленный с помощью «Казни», а также сам комиссар становятся неуязвимы. |
Сила
Вдохновляющий удар. Отбрасывает врагов и одновременно дает соседним союзным отрядам кратковременное увеличение урона и иммунитет к отбрасыванию. |
|
Братство (пассивный). Получает плюс к наносимому урону за каждый находящийся рядом пехотный отряд. В отсутствие героя повышается урон, наносимый имперскими гвардейцами. |
|
Мощь Империума (пассивный). При использовании «Казни» все отряды врага, находящиеся поблизости от «воодушевляемого» подразделения, получают минус к наносимому урону. |
|
Рукопашное превосходство (пассивный). — дает иммунитет к отбрасыванию в ближнем бою. В отсутствие героя имперские гвардейцы получают плюс к защите. |
|
Фанатизм. Минусы, накладываемые «Казнью» на отряды противника, резко возрастают, кроме того, способность перезаряжается мгновенно. |
Воля
Приказы получены! (пассивный). На «Казнь» тратится меньше энергии, эффект действует дольше. |
|
Выносливость (пассивный). Повышает уровень энергии комиссара. Кроме того, немного энергии восстанавливается каждый раз, когда герой убивает противника. В отсутствие героя огрины становятся неуязвимы в момент, когда бросаются на противника. |
|
Личный пример (пассивный). Способности для всех отрядов рядом с комиссаром стоят дешевле и быстрее перезаряжаются. |
|
Огрины-телохранители. Комиссар может использовать дополнительный аксессуар. |
|
Не время для трусости. Плюсы от «Казни» получает не только выбранный отряд, но и все оказа
Межсетевые экраны UserGate: особенности и достоинства Болты без покрытия: просто и надежно Дизельные генераторы 2000 кВт: неприметные герои энергоснабжения |