Age of Wonders II: Shadow Magic

Под голубою дымкой, под полем силовым...

Идя, оглянешься тревожно,

Hоги почуяв легкий шаг.

Будь осторожен: это ложно.

Здесь мир теней, здесь — пыль и прах.

Андрей Гержов

«Игра — театр, я — кукловод, создания — бездушные актеры». Если вы не узнаете в этой цитате бессмертные слова Вильяма Шекспира, это неудивительно, ведь он никогда не режиссировал батальные сцены в виртуальных мирах. В отличие от постановщиков прошлого, мы можем с легкостью распорядиться жизнями и судьбами покорных нашей воле существ в любимых компьютерных играх.

Продолжение замечательной пошаговой стратегии Age of Wonders под названием Shadow Magic забрасывает нас в таинственное теневое измерение, находящееся на стыке Света и Тьмы, на узкой границе между привычным миром и мрачным подземельем. Волею судеб повелитель всех магических сфер, Мерлин, оказался узником сумрачного царства. Наша задача — освободить пленного, чтобы потом с его помощью в очередной раз спасти мир. Каким законам подчиняется игра на подмостках теневого театра? Кому отведена роль главного злодея в разыгрывающейся драме, и кто станет нашим верным союзником?

Покиньте ярко освещенные улицы городов и шагните в тень. Ответы придут сами собой.



Прочитав эту статью, вы изучите:

  • Особенности всех созданий двух «теневых» рас.
  • Симптомы Теневой Болезни и грамотные методы лечения.
  • Наиболее эффективные магические тактики — вызывательное, глобальное, усилительное и боевое колдовство.
  • Методики воспитания настоящего героя.
  • Нюансы обороны и штурма городов, с учетом специфики выбранной расы.

Базовые характеристики существ

Каждое существо и Age of Wonders: Shadow Magic имеет пять боевых характеристик:

  • Attack (атака) — вероятность попадания по противнику.
  • Damage (урон) — максимальный урон, который может нанести данное существо (без учета дополнительных навыков).
  • Defense (защита) — вероятность того, что противник промахнется.
  • Resistance (сопротивление) — вероятность избежать магической атаки (или уменьшить получаемый магический урон).
  • Health (жизнь) — число единиц здоровья.
  • Movepoints (перемещение) — число единиц передвижения.

Иерархия обитателей сумрака

Мир Теней населяют две расы: его коренные жители — сироны, живущие здесь с незапамятных времен, и явившиеся из кошмаров теневые демоны. Каждая раса обладает уникальными существами, с которыми вы обязательно столкнетесь в игре. Свою первую экскурсию мы начнем с посещения города сиронов. Кто в теремочке живет?

Сироны



Сироны... Люблю я их.

Кроме того, что каждое существо расы сиронов имеет свою специфику, вся раса в целом обладает некоторыми особенностями, а именно:

  • Навык Shadow walker — отряды могут перемещаться в тени, будучи неподвержены теневой болезни (Shadow sickness).
  • Большинство существ или сразу, или при получении медали получают защиту либо иммунитет к молнии.
  • Создания низших уровней имеют высокую сопротивляемость к магии.
  • Невысокая скорость передвижения по карте. С постройкой Силового Корабля (Force Ship) эта проблема частично решается.


Это важно: большинство существ, живущих в обычном мире, при попадании в Сферу Тьмы заболевают так называемой теневой болезнью. Ее симптомы очень просты: все боевые показатели уменьшаются на 50%. Естественно, что те две расы, о которых мы рассказываем в этой статье не подвержены таким эффектам и вы сами можете догадаться, что произойдет при столкновении равных по силе войск, одно из которых болеет, а другое находится в полном здравии. Вступая в боевые действия в теневом мире, всегда учитывайте этот фактор.

Сироны

Эти светящиеся существа — изначальные обитатели Мира Теней, еще с тех давних пор, когда он был кристально чистым и наполненным светом. Сироны исследовали космос, используя магические способности для улучшения своего мира. Но мирная идиллия была разрушена вторжением теневых демонов. Битва с непрошеными гостями шла тысячи лет, но в конце концов силы сиронов подошли к концу и на их мир опустилась зловещая тьма. Многие поколения сиронов были рабами теневых демонов, использовались в качестве убойного скота и исполняли их малейшие прихоти. За любой попыткой освободиться от гнета завоевателей следовало неотвратимое наказание и ужасные пытки. В итоге — у этой, некогда счастливой расы, исчезла малейшая надежда на спасение. Hесчастье и страдание — вот все, чего они ожидают в будущем. Они могли бы избавиться от поработителей, но после тысяч поколений рабской жизни, у них просто не осталось воли к победе. Они продолжаю жить лишь для того, чтобы вскармливать очередное скопище кровожадных монстров, рыщущих по вселенной в поисках новых, еще не покоренных миров.

Разведчик (Prospector)

Не обладает ничем особенным кроме навыка истинного зрения (True seeing, позволяет видеть всех, кто спрятался). В чистом виде разведчик, как и следует из его названия. Дополнительное умение Vision 1 (радиус обзора увеличивается на 2 гексагона).

Ловец Молний (Lightning Catcher)

Единственный стрелок расы (кроме силового корабля). При выстреле поражает молнией не одного противника, а некоторую территорию (Hurl Lightning), при этом молния может оглушить врага на один раунд. Ловец имеет возможность атаковать и отвечать на атаку в ближнем бою (а это не часто встречается у стрелков), при этом навык Lightning Strike также дает шанс на оглушение врага. Учтите, что источника атаки ловца — электричество. Поэтому попасть по врагам с высоким сопротивлением к магии (выше или равным показателю атаки ловца) будет нелегко. Естественно предположить, что такое существо само будет иммунно к поражениям электричеством. Так оно и есть — навык Lightning Immunity дается ему с рождения.

Похититель магии (Spellbinder)

Ничего хорошего кроме True seeing (где-то мы это уже видели, не так ли?). Навык Steаl Enchantment позволяет удалить с вражеского существа все полезные заклинания и переместить их на себя. В силу того, что показатель атаки равен 15, это умение срабатывает очень часто, но для его применения нужно подойти вплотную к противнику, что в основном бывает последним действием Похитителя.

Наездник (Rider)

Обычный воин, сидящий на какой-то теневой лошади. Лошадь не волшебная, а самая заурядная, поэтому на нее действует магия типа Control Animal (уменьшает количество очков движения в два раза). Неплохие показатели атаки и защиты (9 и 8 соответственно), но слабая сопротивляемость магии — всего лишь 6 единиц.

Теневой бегун (Shadow Runner)

Аналог темноэльфийского Blade Dancer’a. Наносит два удара за раунд, причем навык Death Strike позволяет причинять дополнительный урон смертью, заодно проклиная. Получаемый при этом эффект curse заключается в следующем: минус один к сопротивлению, в конце дня существо не лечится, уязвимость к магии смерти (death weakness — получаемый существом урон от повреждений смертью возрастает на 50%). Очень важное умение Shadow Shift позволяет мгновенно перемеситься из теневого мира в обычный (или наоборот). После перемещения между мирами очки движения обнуляются.

Меняющий форму (Changeling)

Стандартный набор — True Seeing + Vision II и весьма средние показатели для существа из гильдии чемпионов дополняются навыком Changeling — после того, как это существо убило врага, оно может само превратиться в поверженного, получая все его характеристики и умения. Грустная история заключается в том, что убить этим существом кого-то серьезного малореально, а превращаться в зомбей или драконианских тараканов несолидно. Остается одно — или водить Меняющего с собой и пытаться добить им какого-нибудь Лорда или Кхарагха или вообще отправить на защиту города (все ж таки — 12 защиты). Но лучше всего просто не нанимать.

Гигантский воин (Giant Warrior)

Лучший воин расы. В самом начале все показатели превышают десятку(14 attack, 10 damage, 11 defense, 11 resistance) и к тому же 25 единиц здоровья! Навыки Lightning Strike и Lightning Protection не останутся без дела, умение Wall Crushing позволяет не ломать ворота, а спокойно долбать любую стену. Особенно важны умения, получаемые гигантским воином вместе с серебряными и золотыми боевыми наградами. На серебре — защита от всех магий и яда, а на золоте — Achtung! — иммунитет ко всем магическим атакам плюс иммунитет к яду. С золотой медалью и под дополнительными усиливающими заклинаниями убивает магов с одного удара, оглушает и уже после этого добивает воинов, ну а на лучников просто не обращает внимания.

Астральный Дух, он же — Звездный Эльф (Astral Sprite)

Хорошая зверушка из дополнительной постройки. Высокие показатели атаки и защиты (по 12), прекрасное сопротивление магии (16 единиц), навык Floating (позволяет существу перемещаться над любой поверхностью), Holy Strike (к повреждениям добавляется Holy Damage, к тому же при такой атаке на противника может быть наложено Vertigo, понижающее атаку и защиту на 2 единицы), Resurgence (будучи убитым, через 3 раунда боя воскресает с половиной здоровья, причем воскресать он может сколько угодно раз за бой). В общем, это отличное создание — ведущие сиронские колдуны настоятельно рекомендуют разведение и наем.

Силовой корабль (Forceship)

Высшее Существо сиронов. А по сути — просто хорошая транспортное средство. Силовой корабль может перевезти семь отрядов (навык Transport VII), умеет метать молнию (Hurl Lightning) и создает вокруг себя магическое поле, которое считается частью вашего Domain’a. Скорость в 40 единиц особенно полезна для перевозки неспешных Гигантских Воинов. Недостаток заключается в том, что корабль не летает (Flying), а парит (Floating), из-за чего его могут атаковать как летающие, так и парящие (ходящие, ползающие, скачущие, прыгающие) существа соперника. К тому же, если корабль уничтожат над горами, то летящие в нем воины станут горцами и навеки поселятся в этих тектонических образованиях. А ежели собьют над водой — всем кто не умеет плавать или парить — ... Гм, ну, в общем, вы поняли.

Это важно: В Age of Wonders существует очень важное понятие под названием Domain. Так называют территорию, на которой вы можете пользоваться магией. Если ваш главный маг сидит в башне, а в отряде есть герой, вы автоматически получаете возможность применять магию, когда этот отряд вступает в сражения. Обратите внимание, что некоторые существа генерируют Domain вокруг себя, что делает их очень ценными. В игре также есть постройки под названием Magic Relay, при захвате которых ваш Domain увеличивается.

Ледяная пушка (Frost Cannon)

Обычные пушки стреляют издалека, выплевывая в противников свинцовые ядра. Так вот — это не такая пушка. Ее атака напоминает ледяное дыханием дракона (Cold Breath) — из узкого носика вырывается нечто очень холодное, наносит урон и с определенной вероятностью замораживает. Учитывая, что для работы криогенной техники требуется особо низкая температура, оно уязвимо к огню. Зато, как и прочие механизмы, ледяная пушка неподвержена действию ядов.

Теневые демоны

Теневые демоны

Они появились вскоре после того, как Мерлин заявил о своих правах на Трон Чародеев и спас эльфийскую королеву Джулию от восставших колдунов. Пока Мерлин работал над наведением порядка в подконтрольных землях, теневые демоны начали появляться в кошмарах невинных обитателей этого мира. Распространились слухи об ужасных отпрысках тени, способных похитить человеческую душу и превратить ее в извивающуюся зловонную личинку, намертво привязанную к коллективному мозгу этой коварной расы. Многие волшебники пытались заключить договор с теневыми демонами и использовать их в своих интересах, но все эти попытки привели к катастрофическим последствиям. Даже Мерлин, попытавшийся победить этих существ, был пойман в ловушку в теневом мире. В итоге демоны распространились по мирным землям, бесконтрольно поглощая души тех, кто попадается на их пути.



Неожиданная находка спелеологов — город теневых демонов.

Общая специфика расы:

  • Shadow walker — демоны могут перемещаться в тени, будучи неподвержены теневой болезни (shadow sickness).
  • Все существа получают защиту или иммунитет к смерти.
  • Почти все существа уязвимы к молнии.
  • Почти все существа обладают навыком Magic Strike. Этот навык позволяет наносить дополнительный урон магией в ближнем бою.
  • Теневые демоны — единственная раса, обладающая летающим существом, нанимающимся в War Guild. Это означает, что вы достаточно скоро можете получить летающую зверушку, а они незаменимы для разведки и терактов на вражеской территории.
  • Показатели всех теневых демонов высоки и сбалансированы, что позволяет говорить об этой расе, как об одной из лучших в игре.


Личинка (Larva)

Одно из лучших существ первого уровня. Эта невыразительная с виду личинка имеет самые высокие боевые показатели среди себе подобных, иммунитет к яду и защиту от смерти. Умение Poison Strike помимо базовых повреждений позволяет нанести урон ядом. При этом все характеристики отравленного понизятся на две единицы. Для дальнего боя припасен Ядовитый плевок (Venomous spit). Зачастую одно такое попадание в (8-9 единиц урона ) позволяет снести половину жизни сильному противнику, к тому же и отравить его. Как пример — Doom Bat может умереть с одного плевка. Способность Метаморфоза позволяет личинке превратиться в Бомбарду (Bombard) или Отродье (Spawn) после получения золотой медали. Кем именно она решит при этом стать — одному Теневому Богу известно.

Отродье (Spawn)

Надежный защитник городов в начале игры и неплохой разведчик. Имея показатель защиты в 8 единиц, может спокойно прогуливаться по карте, не опасаясь нападения одиночных стражников области. Кроме того, обладает магическим ударом (Magic Strike).

Бомбарда (Bombard)

Еще одна новинка от ведущих инсектологов Теневого Мира. Стреляет, но бьет не по одному врагу, как Личинка, а по площади. Использующийся при этом навык называется так же, как и само существо — Bombard (attack 12, damage 5: death, physical). Добавив к этому защиту в 8 единиц и иммунитет к смерти, получим отличного охранника города.

Это интересно: даже создатели игры не смогли определиться, в чем же состоит навык Bombard. В описании жучка сказано, что он выстреливает потоком какой-то жидкости, а в описании самого навыка — что это «смертельная энергия». Эта неувязка состоит, по нашему скромному мнению, в следующем. Герой тоже может получить способность Bombard, как при повышении в уровне, так и приобретя артефакт Demon Pod. И что же, теперь славному Архону или добродушному Хафлингу предстоит заливать противников экскрементами? Нет уж, пусть герои используют для этих целей «энергию», а сами Bombard’ы стреляют, чем хотят.

Теневой всадник (Stag Mount)

И снова приходится говорить о преимуществе существ теневых демонов над своими аналогами. Stag Mount, как почти все наездники в AOW SM, обучен умению Charge (+2 attack, +2 damage при первой рукопашной атаке). Помимо приличных начальных показателей у него также имеется защита от смерти и Magic Strike. Это уже серьезный противник.

Стрекоза (Skimmer)

Единственные в игре летающее создание, которое можно нанимать в War Hall’е. Высокая скорость (40 единиц) и навык Vision 2 делают его великолепным разведчиком, способным не только открывать карту, но и уничтожать вражеских шпионов.

Собиратель (Harvester)

Судя по легенде, приведенной создателями игры, он носит в себе множество яиц, из которых вылупляются личинки (Larva). Для подобного размножения Теневых существ Собиратель получил навык Devour. При каждой ближней атаке это жуткое создание способно полностью проглотить своего противника, причем число потенциальных жертв не ограничено. Если съевший кого-то Harvester будет убит, то из него, подобно классическим традициям сказок, выпрыгнет недопереваренный воин, отравленный и с одной единичкой здоровья. Если же Harvester сожрал несколько существ, то из его трупа вылезет назад только последний «завтрак туриста».

На это стоит обратить внимание: если на вызволение проглоченного дракона посылается какой-то Glade Runner или Peasant — скорее всего он тоже будет проглочен, и с драконом можно будет попрощаться. После того как Harvester кого-то съест, в следующем раунде он сможет вместо хода вызвать на поле боя Личинку — в этом случае съеденное им существо исчезает навсегда. Если вы играете за теневых демонов, и вызвать Личинку в течение боя не удалось — не расстраивайтесь, после окончания поединка (разумеется, если вы победите в нем) она автоматически появится в отряде. Кроме этих замечательных способностей, Harvester сам по себе является весьма внушительной боевой единицей с 28 очками здоровья.

Мозг (Brain)

Главная особенность этого существа — наличие навыка Magic Relay, генерирующий вокруг него ваш Domain. При этом если в отряде есть Мозг, то маг, сидящий в башне, сможет поддержать вас в бою заклинаниями и, кроме того, у него будет возможность вызывать существ непосредственно в зону магического влияния (Domain), создаваемую мозгом. Лидерство второго уровня (Leadership II) добавляет по единице к параметрам защиты и атаки всех существ, находящимся в отряде с Мозгом. Чтобы не показалось мало, разработчики также снабдили его сопротивлением к магии в 18 единиц, и умением красть вражеские заклинания (Steal Enchantment).

Дух (Spirit)

Это существо можно нанять после постройки Зала Тьмы (Hall of Darkness). Его главные особенности — Physical protection (снижение физического урона на 50%) и Floating (парение). Скорость передвижения по карте в 36 единиц и навык

Concealment (скрывает существо на местности любого типа) позволяет Духу действовать как одному в роли разведчика, так и быть вполне достойной боевой единицей отряда. Навык Energy Drain (противник, подверженный этому проклятию, получает -2 attack и -2 damage) позволяет уменьшить повреждения, наносимые вам сильнейшими созданиями соперника; при взятии городов Дух может проходить сквозь защитные стены (умение Pass Wall), отвлекая на себя внимание защитников и уничтожая лучников. Кроме того, Дух имеет Иммунитет к молнии (Lightning immunity), в отличии от остальных демонических собратьев. Правда, взамен он получил Holy Weakness, но в поединках против своих «классовых врагов» сиронов эта уязвимость не играет особой роли.

Лорд (Lord)

«Демон, внешность которого кажется взятой из ночных кошмаров, способен в одиночку уничтожить целый город, не оставив после себя ничего, кроме смерти и пепла». Так описывают это создание создатели игры. И, надо признаться, они не столь далеки от истины. Лорд обладает великолепными боевыми показателями: 15 attack, 13 damage, 15 defense, 13 resistance и, вдобавок ко всему — 30 единиц здоровья. Кроме характерных для теневых демонов Magic Strike и Death Immunity, он получил Death Strike, Cause Fear (при ударе есть вероятность обратить противника в бегство; испуганный враг в следующем раунде вместо атаки станет произвольным образом перемещаться по полю боя, попадая под удар ваших войск) и Wall Crushing. Поэтому не удивляйтесь, когда Лорд с одного-двух ударов уничтожит одного из ваших сильнейших воинов — урон в 12-15 единиц для него вполне естественен. При взятии городов Лорд спокойненько направляется к ближайшей стене с явным намерением ее сломать, тем самым проложив дорогу внутрь для остальных существ; а высокая защита и 30 единиц жизни позволяют ему не отвлекаться от этого занятия на стреляющих сверху лучников. Один недостаток этого существа — Holy Weakness, что доставляет ему некоторые неудобства при столкновении с высшими созданиями сил света и добра (например, Angel и Titan). Однако для последних характерна уязвимость к смерти, которая уравнивает их шансы в поединке с Лордом.

По нашему мнению, Лорд уступает только лучшему существу игры — Dread Reaper’у. А силу отряда, состоящего из 8 лордов, почувствовал каждый, проходивший компанию AoW2:Shadow Magic.

Огненная пушка (Flame cannon)

Аналог ледяной пушки сиронов. Вся разница в стихиях: если там мы замораживали, то тут — поджигаем. При загорании (эффект Burn) противники теряют одну единичку жизни каждый ход и получают штраф в 2 единицы к показателю атаки.

Чему равен демонический IQ?

Рождение мага

В отличие от простых смертных, маги могут повлиять на свою дальнейшую судьбу еще до появления на свет. Быстрое передвижение войск, выдающие научно-магические способности или бережное отношение к городской казне — какие качества будут присущи владыке будущей империи?

Начиная игру, вы можете выбрать уже определившегося со своей карьерой мага или самостоятельно наделить его теми или иными способностями (эта опция в игре называется Customize Wizard).

Давайте рассмотрим наиболее интересные умения:

  • Conqueror увеличивает опыт, получаемый вашими войсками, на 50%. Это умение особенно ценно на больших картах — поединков будет много, и ваши войска, а что более важно — герои смогут максимально реализовать свой боевой потенциал.
  • Casting Specialist дает магу дополнительные десять очков заклинаний — а это лишняя Комета, которая может изменить исход боя. Выбор этого навыка при игре на маленькой карте позволит вам с самого начала игры вести активные боевые действия.
  • War Mage. Хотите с самого начала игры наносить больше урона магией, чем ваш соперник? Тогда это ваш выбор.
  • Merchant. Если вы придерживаетесь мнения, что все войны выигрываются экономически, то вас обязательно порадует этот навык. Денежные отчисления в имперскую казну возрастут с самого первого дня.
  • Explorer. Интернет тут не при чем. Просто все ваши создания будут быстрее перемещаться по карте.
  • Peace Keeper. Иногда доброе слово важнее острого меча. Навык миротворца улучшит ваши взаимоотношения с другими расами.

Магические сферы

Что же выбрать? Все такое вкусное...

Как водится в волшебных королевствах, победа на войне зависит не только от остро наточенной пилочки для ногтей или когтей взращенного в неволе дятла, но и, конечно же, от грамотно примененного колдовства. Какие сферы магии выбрать при игре за светлых сиронов и зловещих теневых демонов? Стоит ли сосредоточится на одной жизни или смерти? Какие стихийные заклинания больше всего пригодятся нам как в бою, и каких существ вызвать из неведомых астральных далей?

При создании персонажа мы можем выбрать 6 магических сфер — жизнь, смерть, огонь, воду, воздух и землю. Помимо этих, привычных нам по многим играм разновидностям магии, в Age of Wonders существует еще одна сфера — Космос. Заклинания Космоса автоматически появятся в вашей магической книге, если вы выберете несколько разных сфер — например, огонь и смерть.

Если мы играем за сиронов (не забывайте, что они добрые), имеет смысл сделать преобладающей их родную магию и выбрать три-четыре сферы жизни. Остальные ячейки можно занять элементальными сферами. При этом имейте в виду, что у земли и воды есть мощные защитные заклинания, а огонь предложит нам сильную атакующую магию. Фактически, выбор той или иной стихии будет отражать ваш стиль игры. Учтите, что если вы выберете сиронов, но при этом сделаете преобладающей магию смерти, настроение в ваших городах упадет, а ранее дружелюбные расы отнесутся к вашей империи с подозрением. Извечный принцип Добра и Зла очень актуален при игре в Age of Wonders. Выбирая теневых демонов, следуйте тем же принципам, просто поменяв жизнь на смерть.

Призывательная магия

Огненные шары, лечение, усиление героев — это замечательно. Но самая важная разновидность магии в Age of Wonders — это магия вызова существ. Во-первых, вызванные зверушки могут сразу же присоединиться к далеко ушедшей армии, находящейся в вашем Domain’е, в то время как переброска сил из столицы может занять много дней. Во-вторых, обычные войска нанимаются за деньги, которых всегда не хватает, а вызванные — за ману, приток которой мы можем регулировать, понизив затраты на исследования. Ну и в третьих — многие из тех, кого вы можете вызвать, настолько хороши, что это обязательно стоит сделать. Мы подготовили небольшую подборку достойных созданий и хотим познакомить вас с ними поближе.



Смерть

Black Angel. Лучший призываемый воин за сферу смерти. Летает, вампирит, обладает навыком Unholy Champion (описанным в разделе Усилительной Магии), иммунен к смерти и яду. Несколько таких ангелочков легко зачищают полкарты. Кстати, он не относится к нежити, поэтому неподвержен эффекту Turn Undead.
Bone Dragon. Пока у нас нет ангела, вполне сойдет и дракон. Летает, вампирит, пугает (Cause Fear). Один недостаток — в бою против человеческих рыцарей очень уж сильно получают по драконьей морде (рыцарский навык Dragon Slayer дает им бонусы в бою против драконов и драконианов). Несмотря на это, именно такими костяными драконами зачастую покоряются вражеские империи.
Black Spider. Сам по себе наш паучок слабоват, зато может запутать (Web) на 3 хода противника со средним показателем сопротивления к магии. Также имеет Poison Immunity и Poison Strike.

Жизнь