Neverwinter Nights
Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя.
Козьма Прутков
Заклинание боевой клич, как и положено боевому кличу, вселяет страх во врагов. |
Вам еще не надоело играть в Neverwinter Nights «традиционными» для ролевых игр классами вроде бойцов, магов, священников и плутов? Для тех, кому надоело, в Dungeons & Dragons (и, соответственно, в NWN) есть и другие классы персонажей — менее специализированные, но ничуть не менее интересные. В этой статье мы поговорим о двух таких классах — бардах и следопытах (rangers).
Бард — это певец и музыкант, зарабатывающий исполнением песен в тавернах, а нередко и при дворе короля. В игре бард представляет собой смесь колдуна, священника и плута: у него есть заклинания, основанные на обаянии (причем часть из них лечебные, которых у колдунов нет), а также умение прятаться и использовать магические предметы, предназначенные для других рас и классов. Разумеется, бард уступает колдуну по силе заклинаний и скорости их получения, а плуту — по количеству и видам доступных умений, но у этого класса есть и свои уникальные особенности, о которых мы сейчас расскажем.
Следопыт — это воин-охотник, отлично знающий лес и повадки животных. В NWN этот класс — смесь бойца, плута и друида. Следопыт не уступает бойцам по количеству хитов и атак, но не может носить тяжелую броню. От плутов он «унаследовал» умение прятаться и ставить ловушки, а от друидов — способность приручать зверей и небольшое количество молитв. У следопытов также есть уникальные особенности, доступные только этому классу.
Создать барда или следопыта, не уступающего по боевой эффективности узконаправленным классам, достаточно сложно, но вполне возможно. Оба класса очень популярны в качестве «базовых» для разнообразных престижных классов, и уже поэтому с ними стоит познакомиться поближе.
Скрипач не нужен?
Баэль пел и старые песни, и новые, которые сочинял сам, и делал это так хорошо, что лорд сказал ему: проси в награду чего хочешь.
Джордж Мартин «Битва королей»
По боевым возможностям барды больше всего похожи на друидов — они тоже могут носить щиты и любую броню, кроме тяжелой, но при этом крайне ограничены в выборе оружия. Количество хитов у бардов даже меньше, чем у друидов (на каждом уровне они получают 1d6 хитов), и среди доступного им «простого» оружия нет ничего похожего на саблю. Никаких магических питомцев и прирученных зверей у бардов тоже нет. Чем же этот класс может порадовать?
Лучшие боевые заклинания бардов | ||||
Заклинание | К | Школа | Спас | Описание |
Sleep | 1 | Enchant-ment | Will | Усыпляет ближайших существ на 3 раунда + 1 раунд * уровень (на сильных не действует) |
Silence | 2 | Illusion | Will | Создает вокруг указанного существа зону, в которой нельзя произносить заклинания, требующие звука, на протяжении 1 раунда * уровень. |
Wounding Whispers | 3 | Abjuration | - | На протяжении 1 раунда * уровень любое существо, попавшее в барда, получит 1d6 + 1*уровень звукового повреждения (без ограничений на максимум!) |
Dominate Person | 4 | Enchant-ment | Will | Подчиняет указанный персонаж на 2 раунда + 1 раунд за каждые 3 уровня барда. |
Hold Monster | 4 | Enchant-ment | Will | Парализует указанного монстра на 1 раунд * уровень барда |
War Cry | 4 | Enchant-ment | Will | Бард получает +2 к точности атак и повреждению на 1 раунд * уровень. Все враги поражаются страхом. |
Greater Dispelling | 5 | Abjuration | - | Попытка снять все магические эффекты с указанного существа. Для каждого эффекта надо выбросить 1d20 + уровень барда (максимум +15) больше, чем 11 + уровень создателя эффекта. |
Mind Fog | 5 | Enchant-ment | Will | Создает облако на 2 раунда + 1 раунд за каждые 2 уровня барда. У всех существ в облаке, проваливших спасбросок, спасброски воли уменьшаются на 10. Эффект сохраняется еще 2d6 раундов после выхода из облака. |
Dirge | 6 | Evocation | Fort | Все враги в зоне действия теряют 2 единицы силы и ловкости каждый раунд. Заклинание действует 1 раунд * уровень барда. |
Ice Storm | 6 | Evocation | - | Все существа в зоне действия получают 3d6 дробящего повреждения и (2d6 + 1d6 за каждые 3 уровня) повреждения холодом. |
Барды могут произносить заклинания из собственного списка, разделенного на шесть кругов, причем некоторые из этих заклинаний доступны только бардам. Как и колдунам, им не приходится «запоминать» заклинания заранее, но барды получают новые заклинания медленнее. Например, заклинания шестого круга бард может изучить не раньше 16-го уровня, тогда как колдун — с 12-го.
Большая часть боевых заклинаний бардов относится к зачарованию (Enchantment) и воздействует на сознание их жертв. К сожалению, это значит, что на существ с иммунитетом против подобных эффектов, к которым относится большинство «боссов», такие заклинания не подействуют. Тем не менее эти заклинания обычно находят себе цели, а если учесть, что многие из них имеют меньший круг, чем для колдунов, — бардам стоит даже ориентироваться на зачарование.
У бардов есть множество лечебных заклинаний: весь комплект от лечения слабых ран (0) до лечения критических ран (4); они также умеют лечить болезни и снимать проклятия. Усиливающие заклинания бардов тоже достаточно разнообразны — особенно полезно увеличение ловкости, обаяния и силы.
Лучшие усиливающие заклинания бардов | ||
Заклинание | К | Описание |
Mage Armor | 1 | В течение 1 часа * уровень существо получает плюсы класса защиты: +1 natural, +1 dodge, +1 deflection и +1 enhancement. Одинаковые плюсы не складываются, кроме dodge. |
Protection from Alignment | 1 | В течение 1 часа * уровень бард получает +2 deflection к классу защиты, +2 ко всем спасброскам и иммунитет к эффектам, воздействующим на сознание, против существ выбранного мировоззрения (добра или зла). |
Cat’s Grace | 2 | В течение 1 часа * уровень бард получает +1d4 ловкости |
Bull’s Strength | 2 | В течение 1 часа * уровень бард получает +1d4 силы |
Eagle’s Splendor | 2 | В течение 1 часа * уровень бард получает +1d4 обаяния |
Invisibility | 2 | Существо становится невидимым на 1 ход * уровень. Любая атака или произнесение заклинания снимает невидимость. |
Greater Magic Weapon | 3 | Указанное оружие становится +1 за каждые 3 уровня (максимум +5). Заклинание действует 1 час * уровень барда. |
Haste | 3 | Ускоряет существо на 1 раунд * уровень. Скорость движения существа +50%, и оно может делать два действия за раунд. |
Displacement | 3 | Существо становится размытым на 1 раунд * уровень — половина атак по нему автоматически не попадают. |
Improved Invisibility | 4 | Объединяет Invisibility и Displacement на 1 ход * уровень. |
Energy Buffer | 6 | Все стихийные повреждения, получаемые бардом, сокращаются на 40. Заклинание кончается после поглощения 60 повреждения от одной стихии либо через 1 ход * уровень |
Ускоряющая мантия Темной Луны предназначена для монахов, но использование магических предметов позволяет ее носить и барду. |
Еще одно преимущество бардов — огромное количество доступных умений. Хотите скрываться от врагов — пожалуйста, бард может изучать незаметность и тихое движение без каких-либо штрафов. Любите воровать (Pick Pocket) — можете научить своего барда и этому искусству. Нет ограничений и на акробатику (Tumble), повышающую класс защиты. Среди базовых классов только бардам и плутам в полной мере доступна оценка (Appraise), позволяющая выгоднее торговать, а использование магических устройств позволяет бардам использовать предметы, предназначенные для других рас и классов!
Увы, пунктов умений у бардов гораздо меньше, чем у плутов, и им постоянно приходится выбирать, какие умения важнее. Зато их знание предметов (Lore) увеличивается на их уровень, что позволяет отказаться от его изучения. Наконец, у бардов есть еще одно уникальное умение — исполнение (Perform), которое искупает все недостатки этого класса...
Нам песня строить и жить помогает
И песню пел он лютую, вгоняющую в холодный пот.
Михаил Успенский «Приключения Жихаря»
Барды умеют петь песни — но не простые, а боевые. Их пение — это специальная способность, предоставляемая классом, подобно способностям священников некоторых божественных сфер. Песня барда усиливает его самого и всех его союзников в радиусе 30 футов, причем этот эффект продолжается 10 раундов и нисколько не мешает барду делать что-нибудь еще. За один игровой день (то есть не отдыхая) бард может петь столько раз, каков его уровень. А вот точный эффект песни зависит от уровня барда и его исполнения (Perform).
Это важно: песня барда зависит от финального значения исполнения с учетом обаяния и всех прочих плюсов.
Песня барда | |||||||||
Уровень барда |
Испол- нение |
+Атака | +Повреж- дения |
Спасброски | Хиты | Класс защиты |
+Всем умениям |
||
Воля | Стойкость | Рефлекс | |||||||
1 | 3 | +1 | +1 | - | - | - | - | - | - |
2 | 6 | +1 | +1 | +1 | - | - | - | - | - |
3 | 9 | +1 | +2 | +1 | +1 | - | - | - | - |
6 | 12 | +1 | +2 | +1 | +1 | +1 | - | - | +1 |
8 | 15 | +2 | +2 | +1 | +1 | +1 | +8 | - | +1 |
11 | 18 | +2 | +2 | +1 | +1 | +1 | +8 | +2 | +1 |
14 | 21 | +2 | +3 | +1 | +1 | +1 | +16 | +3 | +2 |
15 | 24 | +2 | +3 | +2 | +2 | +2 | +16 | +4 | +3 |
16 | 30 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +20 | +5 | +4 |
17 | 35 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +22 | +5 | +5 |
18 | 40 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +24 | +5 | +6 |
19 | 45 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +26 | +5 | +7 |
20 | 50 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +28 | +5 | +8 |
21 | 55 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +30 | +5 | +9 |
22 | 60 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +32 | +5 | +11 |
23 | 65 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +34 | +5 | +12 |
24 | 70 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +36 | +5 | +13 |
25 | 75 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +38 | +6 | +14 |
26 | 80 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +40 | +6 | +15 |
27 | 85 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +42 | +6 | +16 |
28 | 90 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +44 | +6 | +17 |
29 | 95 | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +46 | +6 | +18 |
30+ | 100+ | +2 | +3 | +3 | +2 | +2 | +48 | +7 | +19 |
Песня барда — очень сильный игровой эффект, на высоких уровнях намного превосходящий эффект большинства заклинаний. Она увеличивает практически все боевые параметры всех союзников, и не только боевые! Временное увеличение всех умений позволит вашему персонажу добиться нужной реакции от персонажей игры (посредством убеждения, запугивания или блефа) или хороших цен от торговца (оценка). Да и ваш наемник-плут под хорошую песню может вскрыть замок, который без нее не поддавался.
На заметку: некоторые умения «требуют тренировки», то есть хотя бы одного пункта умений. Если ваш бард повышает все навыки на 12 пунктов, стоит «тренировать» такие навыки, чтобы получить к ним доступ.
Бард может разминировать многие ловушки даже с минимальным уровнем снятия ловушек, а уж тем более — под хорошую песню... |
А теперь, пожалуй, самое важное: бард может петь свою песню «наоборот», то есть она будет не усиливать его союзников, а ослаблять его врагов. Если друзья должны были бить точнее и наносить больше повреждений — враги будут бить хуже и слабее. Раз у друзей повышались спасброски — у врагов они уменьшатся, что прекрасно сочетается с заклинаниями зачарования. Класс защиты и навыки тоже понижаются, а вместо получения временных хитов враги будут получать повреждения!
Чтобы ослаблять врагов, нужно освоить навык песнь проклятия (Curse Song), который совершенно необходим любому барду — ведь врагов нередко бывает гораздо больше, чем союзников, так что ослабляющая песня в игре намного эффективнее обычной. Не забывайте только, что и этот вариант песни также действует только в радиусе 30 футов, что заставляет барда подойти к врагам достаточно близко.
Песнь проклятия особенно эффективна против множества слабых существ. |
Корме песни проклятия, у бардов есть и другие навыки, влияющие на эффективность их песен, но далеко не все эти навыки стоящие. Дополнительная музыка предоставляет еще несколько песен в день, но поскольку стандартное количество равно уровню барда, этот навык бесполезен. Затяжная песня увеличивает продолжительность песни в полтора раза, но лучше дождаться эпического навыка длительное впечатление (Lasting Inspiration), который увеличивает ее в 10 раз!
Для исполнения самых эффективных песен бард должен обладать невероятным умением исполнения, доходящим до 100. Если нужного умения у вашего персонажа нет, его песня будет слабее: например, бард 20 уровня с исполнением 38 будет петь не лучше, чем бард 17 уровня с исполнением 35. На высоких уровнях начинается настоящая борьба за высокое исполнение, поскольку базового навыка и плюса обаяния недостаточно. Самое ценное сокровище в этой борьбе — перчатки менестреля, повышающие это умение. Эпические перчатки менестреля, дающие +30 исполнения, заслуженно ценятся не меньше, чем самое навороченное оружие.
Служенье муз не терпит суеты
Название означает, что автор произведения отдал пятьдесят лет, не больше и не меньше, служению Госпоже Поэзии.
Анджей Сапковский «Башня Ласточки»
Для того, чтобы создать эффективного «чистого» барда (то есть персонаж, который будет получать большинство уровней в этом классе), придется немало потрудиться. Бард может носить среднюю броню и щит, но поскольку то и другое подавляет его магию, при создании персонажа приходится ориентироваться на самую легкую броню, то есть максимизировать его обаяние и ловкость. «Чистым» бардам всегда не хватает обаяния, ведь его модификатор прибавляется к исполнению и к сложности спасбросков от всех их заклинаний, так что его стоит довести до 17 или даже 18, а ловкость должна быть не ниже 16. Разумеется, после этого на остальные характеристики пунктов практически не остается.
Еще до создания барда нужно определить, как он будет сражаться: стрелять издалека или рубиться в рукопашной — от этого зависят выбираемые навыки. Стрелкам придется изучить стрельбу в упор и быструю стрельбу, а рубакам — изящество с оружием (Weapon Finesse), уклонение и мобильность. Изящество с оружием позволяет заменить силу ловкостью при расчете точности попадания (но не повреждений) некоторых видов оружия, а ведь наш бард не собирается становиться силачом. Разумеется, он при любой возможности будет поднимать обаяние, а ловкость повышать с помощью снаряжения.
Внимание: оружие, доступное барду по умолчанию, не слишком эффективно, и в обоих вариантах предполагается использовать лучшее. Стрелять выгоднее всего из длинных луков, а под Weapon Finesse колоть рапирой. Длинные луки доступны эльфам, а для освоения рапиры лучше всего взять уровень боевого класса.
Первое хорошее трофейное оружие: рапира с большой дороги. |
Если модуль, который вы собираетесь «проходить», не предоставляет наемников в самом начале игры, барду первого уровня, пожалуй, придется еще труднее, чем магу — у тех хоть есть магический питомец и кое-какие ударные заклинания. Конечно, броня и щит помогут, но у вашего барда будет мало хитов (высокую выносливость мы не сможем себе позволить) и небольшая сила, так что с булавой он будет неэффективен, а за арбалет без прикрытия не стоит и браться.
Лучшее решение «проблем роста» — начать игру обычным бойцом (fighter). Ваш персонаж научится использовать нужное оружие, получит больше хитов, а также дополнительный навык, которых у бардов всегда не хватает. Более того, некоторые полезные навыки (фехтование (Weapon Finesse), владение оружием) доступны бойцам с первого уровня, а бардам — не раньше третьего. Боец первого уровня может сразу же изучить владение оружием (рапира), фехтование и уклонение — а «чистый» бард получит все это не раньше шестого!
Если вы еще не играли бардом, почему бы не попробовать? Вот примерный вариант эльфийского барда-лучника для прохождения кампании Hordes of Underdark: сила 11, ловкость 17, выносливость 10, мудрость 8, интеллект 10, обаяние 17. Из умений стоит изучать исполнение, акробатику и знание магии «до упора», слегка потренироваться в использовании магических устройств, а остальные пункты пустить на концентрацию. Навыки: песнь проклятия, стрельба в упор, быстрая стрельба, владение оружием (длинные луки), прочность и владение заклинаниями (зачарование). Выбор заклинаний достаточно очевиден из приведенных таблиц; главное — не забудьте взять Summon Creature V, этот медведь вам очень пригодится. В начале кампании получается бард 15 уровня с исполнением 23, которое легко поднимается до нужного 24 заклинанием орлиное величие. Посмотрите в таблицу песен барда — внушительный эффект, не правда ли? То ли еще будет!
У бардов тоже есть «свои» предметы: на этой арфе можно сыграть великое восстановление. |
На заметку: если вы захотите дать этому персонажу другие классы, выбирайте только престижные, иначе он получит штраф опыта! Например, из него получится прекрасный волшебный стрелок.
Предпочитаете ближний бой — пожалуйста. Начните с человека-бойца (Chaotic Good), имеющего такие же параметры, только ловкость 16, и получите 14 уровней барда. Бойцу первого уровня лучше не тратить пункты умений — оставьте их барду. Человек сможет изучить больше умений, чем описанный выше эльф — например, дисциплина не позволит сбить его с ног. Стоит получить один пункт взлома замков — бард сможет вскрыть многие замки и без наемника-плута. У него, конечно, не будет трех навыков лучника, а вместо них будут уклонение, мобильность, изящество с оружием, владение оружием (рапира) и улучшенный критический удар (рапира). В начале игры рукопашнику может быть труднее, чем лучнику, но перспективы у него намного лучше — более высокий класс защиты из-за легкого щита, значительная вероятность критического удара рапирой, более точное «наведение» песни проклятия, а также использование заклинания Wounding Whispers.
Бард в самом начале кампании. Неплохо? А ведь он еще никуда не ходил и песен не пел! |
Это важно: барды не умеют петь в ансамбле, то есть ваша песня не будет «складываться» с песней Дикина. Поэтому лучше посоветовать Дикину переквалифицироваться в ученика красного дракона или выбрать другого наемника.
Совсем не обязательно играть «чистым» бардом — напротив, бард представляет собой практически идеальную «заготовку» для многих престижных классов. При нужной расе и мировоззрении он может перейти в любой престижный класс, кроме превращенца, зарезервированного за друидами, и защитника карлов, требующего законопослушности. В частности, барды наиболее популярны в качестве базового класса для учеников красного дракона или разведчиков арфистов, а также довольно хороши для убийц и теневых плясунов.
Судя по таблице параметров песни барда, все самые полезные ее преимущества появляются к 15-16 уровню, и если вы собираетесь развивать персонаж еще в каком-либо классе, больше 16 уровней барда брать не стоит. Наш забияка с рапирой мог бы получить еще три уровня fighter’а ради специализации в рапирах, а потом переключиться на ученика красного дракона. С другой стороны, если довести барда до эпического 21 уровня, он получит длительное впечатление, более сильную песню и дополнительные заклинания.
Это важно: если песня и заклинания барда вас не слишком интересуют, можно не поднимать обаяние выше 16, а сэкономленные пункты потратить на силу, ловкость или интеллект. Но почему бы тогда не играть плутом?
Познакомимся со следопытами
Совсем недавно один толстяк, живущий по соседству с такими существами, что, услышав о них, он умер бы от страха, назвал меня — не желая оскорбить! — Бродяжником...
Дж.Р.Р.Толкин «Властелин Колец»
По наиболее важным боевым параметрам (точности атак и количеству хитов) следопыты не уступают даже «чистым» бойцам и паладинам, но они совсем не похожи на классических «тупых файтеров»! Считается, что если вы играете следопытом, то рассчитываете не только на верное оружие и доспехи, но и на правильную стратегию боя. Хоть с первого взгляда этот класс может показаться невзрачным и уступающим в бою привычным бойцам, опытные игроки создают очень эффективных следопытов.
У следопыта нет дополнительных навыков бойца и его специального навыка специализации в оружии, увеличивающего повреждения на 2. Нет у него ни улучшенных спасбросков паладина, ни боевой ярости варвара. Более того, следопыты вообще не могут носить тяжелую броню — лесной охотник в полном доспехе выглядел бы глупо, правда? Обычно им приходится компенсировать нехватку класса защиты высокой ловкостью. Но ради чего вообще стоит играть следопытом?
Следопыт — самый гибкий и многофункциональный боевой класс. Ему доступно множество умений, включая такие «нетрадиционные» для воинов, как незаметность, тихое движение и установка ловушек, да и пунктов умений у него тоже гораздо больше, чем у бойца или паладина. Начиная с 6 уровня следопыт, подобно друиду, получает ручного зверя, хоть и не такого высокого уровня. У него есть и кое-какие заклинания, также не слишком мощные — вероятно, они представляют собой всего лишь приемы выживания в лесу. Самые полезные из них — кошачья грация (2), волшебный клык (1) и великий волшебный клык (3).
Если следопыт носит легкую броню, считается, что он может сражаться двумя клинками, как если бы у него были навыки Ambidexterity и Two-Weapon Fighting. Второе оружие вместо щита может взять практически любой персонаж, но штрафы на точность попадания (для обеих рук) будут так высоки, что этого делать не стоит. «Двуручные» навыки снижают эти штрафы до приемлемых размеров: -2, если дополнительное оружие легкое, иначе -4. На девятом уровне следопыт бесплатно получает навык Improved Two-Weapon Fighting, предоставляющий вторую атаку дополнительным оружием на каждом раунде боя.