Neverwinter Nights
— Ну что король? Что король-то? — крикнул Богольт, опираясь на огромный двуручный меч. — Может, король желает самолично пойти на дракона?
Анджей Сапковский «Предел возможного»
«Чистые» воины (бойцы, паладины и варвары) заслуженно считаются самыми «простыми» классами Neverwinter Nights (NWN). Подобрав броню и оружие так, чтобы добиться максимального класса защиты и уровня атаки, игроку остается лишь щелкать мышью на противниках, и его персонаж будет убивать их одного за другим. Не зря новичкам, не желающим углубляться в детали правил игры, рекомендуется играть именно воином. Тем не менее разобраться в правилах очень полезно: даже воин будет намного более эффективным, если развивать его не случайным образом, а с определенной целью. Статья, которую вы читаете, поможет вам освоить боевые возможности воинов и всех остальных персонажей NWN.
Зал Мертвых: не такие уж они и страшные! Наш боец куда опаснее... |
Разумеется, воины специализируются на боевых и физических упражнениях в ущерб всему остальному. Поэтому у них больше всего хитов и самый высокий базовый плюс атаки (Base Attack Bonus). Этот параметр определяет количество рукопашных атак, доступное персонажу за один раунд боя, а также влияет на их точность. Он зависит только от уровня и класса персонажа: для «чистых» воинов на каждом уровне он увеличивается на 1, то есть паладин 15-го уровня будет иметь базовый плюс атаки +15. Когда базовый плюс атаки достигает значения +6, персонаж получает дополнительную атаку с +1 (в игре обозначается +6/+1). За каждые следующие пять единиц роста базового плюса атаки персонаж получит дополнительную атаку — то есть на 16 уровне воин будет иметь четыре атаки (+16/+11/+6/+1). Максимальное количество атак ограничено: не более четырех для «чистых» воинов, не более двух для «чистых» магов и не более трех для остальных классов. Все это и определяет превосходство воинов над прочими классами в ближнем бою.
Оружейная лавка
Кистень на востоке зовется буздыганом, на западе — моргенштерном, а тут, посередке, как раз кистенем.
Михаил Успенский «Приключения Жихаря»
Как и в любой ролевой игре, в NWN существует множество различных видов оружия, и, если вы собираетесь играть воином, будет очень полезно изучить их параметры. Оружие делится по размеру на крошечное, легкое, среднее и большое. Для большинства персонажей большое оружие занимает обе руки, а все остальное умещается в одной; только для маленьких гномов и полуросликов большое оружие вообще недоступно, а обе руки занимает среднее. Каждое оружие требует одного из трех навыков: простое, боевое или экзотическое, хотя некоторые расы и классы (эльфы, друиды) предоставляют особый доступ к определенным типам оружия. Все воины умеют использовать простое и воинское (martial) оружие.
Параметры оружия | ||||
Название | Повреждение | Тип повреждения | Критический удар | Класс оружия и нужные навыки |
Крошечное оружие | ||||
Dagger (кинжал) | 1d4 (2.5) | Колющее | 19-20/x2 | Простое, изящное |
Kukri (кукри) | 1d4 (2.5) | Режущее | 18-20/x2 | Экзотика, изящное |
Shuriken (сюрикен) | 1d3 (2) | Колющее | 20/x2 | Экзотика, метательное |
Легкое оружие | ||||
Dart (дротик) | 1d4 (2.5) | Колющее | 20/x2 | Простое, метательное> |
Handaxe (топор) | 1d6 (3.5) | Режущее | 20/x3 | Боевое, изящное |
Kama (кама) | 1d6 (3.5) | Режущее | 20/x2 | Экзотика, изящное |
Light Crossbow (легкий арбалет) | 1d8* (4.5*) | Колющее | 19-20/x2* | Простое, стрелковое |
Light Hammer (легкий молот) | 1d4 (2.5) | Дробящее | 20/x2 | Боевое, изящное |
Mace (булава) | 1d6 (3.5) | Дробящее | 20/x2 | Простое, изящное |
Short Sword (короткий меч) | 1d6 (3.5) | Колющее | 19-20/x2 | Боевое, изящное |
Sickle (серп) | 1d6 (3.5) | Режущее | 20/x2 | Простое, изящное |
Sling (праща) | 1d4* (2.5) | Дробящее | 20/x2* | Простое, стрелковое |
Throwing Axe (метательный топор) | 1d6 (3.5) | Режущее | 20/x2 | Боевое, метательное |
Whip (кнут) | 1d2 (1.5) | Режущее | 20/x2 | Экзотика, изящное |
Среднее оружие | ||||
Bastard Sword (полуторный меч) | 1d10 (5.5) | Режущее | 19-20/x2 | Экзотика |
Battleaxe (боевой топор) | 1d8 (4.5) | Режущее | 20/x3 | Боевое |
Club (дубина) | 1d6 (3.5) | Дробящее | 20/x2 | Простое |
Dwarven Waraxe (гномий боевой топор) | 1d10 (5.5) | Режущее | 20/x3 | Экзотика |
Heavy Crossbow (тяжелый арбалет) | 1d10* (5.5*) | Колющее | 19-20/x2* | Простое, стрелковое |
Katana (катана) | 1d10 (5.5) | Режущее | 19-20/x2 | Экзотика |
Light Flail (легкий цеп) | 1d8 (4.5) | Дробящее | 20/x2 | Боевое |
Longsword (длинный меч) | 1d8 (4.5) | Режущее | 19-20/x2 | Боевое |
Morningstar (кистень) | 1d8 (4.5) | Дробящее | 20/x2 | Простое |
Rapier (рапира) | 1d6 (3.5) | Колющее | 18-20/x2 | Боевое, изящное |
Scimitar (кривая сабля) | 1d6 (3.5) | Режущее | 18-20/x2 | Боевое |
Shortbow (короткий лук) | 1d6* (3.5) | Колющее | 20/x3* | Боевое, стрелковое |
Warhammer (боевой молот) | 1d8 (4.5) | Дробящее | 20/x3 | Боевое |
Большое оружие | ||||
Dire Mace (двойная булава) | 1d8 (4.5) | Дробящее | 20/x2 | Экзотика, двойное |
Double Axe (двойной топор) | 1d8 (4.5) | Режущее | 20/x3 | Экзотика, двойное |
Greataxe (двуручный топор) | 1d12 (6.5) | Режущее | 20/x3 | Боевое, двуручное |
Greatsword (двуручный меч) | 2d6 (7.0) | Режущее | 19-20/x2 | Боевое, двуручное |
Halberd (алебарда) | 1d10 (5.5) | Колющее/режущее | 20/x3 | Боевое, двуручное |
Heavy Flail (тяжелый цеп) | 1d10 (5.5) | Дробящее | 19-20/x2 | Боевое, двуручное |
Longbow (длинный лук) | 1d8* (4.5*) | Колющее | 20/x3* | Боевое, стрелковое, двуручное |
Quarterstaff (боевой посох) | 1d6 (3.5) | Дробящее | 20/x2 | Простое, двуручное |
Scythe (коса) | 2d4 (5.0) | Колющее/режущее | 20/x4 | Экзотика, двуручное |
Spear (копье) | 1d8 (4.5) | Колющее | 20/x3 | Простое, двуручное |
Two-Bladed Sword (двойной меч) | 1d8 (4.5) | Режущее | 19-20/x2 | Экзотика, двойное |
Двойной огненный меч Бао — очень серьезное оружие. |
По классу оружие делится на стрелковое, выпускающее какие-либо снаряды; метательное, представляющее собой набор снарядов (дротики, сюрикены, метательные топоры), и оружие ближнего боя. Для стрелкового оружия повреждение в основном определяется снарядом, что отмечено в таблице звездочкой. Слово «изящное» означает, что для этого оружия пригоден навык Изящество с оружием (он же — Фехтование, Weapon Finesse), позволяющий рассчитывать точность попадания через модификатор ловкости, а не силы. Двойное оружие — совсем не то же самое, что и двуручное: оно работает как два одинаковых оружия в обеих руках.
Повреждение, наносимое оружием, определяется видом и количеством бросаемых костей (например, 2d6 означает, что бросаются две шестигранные кости). Для сравнения оружия полезно знать его средний урон, записанный в скобках. Тип повреждения (колющее, режущее или дробящее) тоже имеет значение, поскольку многие существа и персонажи имеют защиту от повреждений определенного типа.
Великое Разрубание лучше всего работает против множества слабых врагов. Например, против этих зомби. |
Разобраться в символах столбца «Критический удар» достаточно просто. Когда ваш персонаж кого-нибудь атакует, игра «бросает» двадцатигранный кубик, чтобы определить, попала ли атака в цель. У каждого вида оружия есть вероятность критического удара — попадания в жизненно важную часть тела врага, при котором он получит больше повреждений. Именно эти два параметра (вероятность критического удара и число, на которое умножается повреждение) записаны в столбце «Критический удар». Например, запись «20/x3» означает, что критический удар может произойти, если на 20-гранном кубике выпадет 20, а повреждение при критическом ударе умножается на 3. «18-20/x2» значит, что критический удар возможен при выпадении 18, 19 или 20, а повреждение будет удвоено.
Это важно: критический удар действует далеко не на всех врагов! У многих из них просто нет уязвимых частей тела, в которые можно было бы попасть, — например, у мертвецов.
В Neverwinter Nights боевая эффективность персонажа гораздо больше зависит от его собственных параметров, чем от параметров его оружия. Точность попадания, повреждения, количество атак — на все это влияют параметры персонажа; есть даже навыки, повышающие вероятность критического удара. Но все же в схватке двух воинов победит тот, кто лучше «настроен» на свое оружие. Рекомендуется выбрать один тип оружия, который определит стратегию развития вашего персонажа.
Как будем убивать?
Конан взял в одну руку меч, в другую лук и начал поражать врагов. Враги поражались!
Анекдот
Никакой Time Stop этой фурии не поможет — огненный топор варвара легко пробивает ее защиту. |
Воины обычно сражаются в ближнем бою, особенно в командной игре, в которой они должны заслонять своих соратников от врагов, принимая основной удар на себя. И хоть ничто не мешает воину специализироваться на стрельбе из лука, при этом он потеряет преимущество в количестве атак за раунд боя и будет наносить намного меньше повреждений. (Волшебные стрелки компенсируют это улучшенными стрелами и другими особенностями класса — их стоит воспитывать из следопытов, как было описано в прошлой статье.) Кроме того, если ваш воин стреляет из лука, кто же будет сдерживать врагов? У воинов нет ни питомцев, ни прирученных зверей, и призывать существ они тоже не умеют. Поэтому в этой статье мы будем говорить только о воинах ближнего боя.
Самый важный параметр для воина — это его класс защиты (armor class). Воину приходится сражаться сразу против множества врагов, и, если он плохо защищен, враги будут часто попадать в него. Абсолютной защиты в NWN не бывает, так что при любом классе защиты монстры все равно иногда будут попадать в воина, но у него обычно много хитов, и он должен успевать перебить врагов, оставаясь в живых. Для защиты наиболее важны броня персонажа, его ловкость и щит (если есть); иногда помогают амулеты, кольца и прочее снаряжение.
Параметры брони и щитов | ||||||
Название | Вес в фунтах | Навык | Штраф на умения | Шанс провала магии | Класс защиты | Максимальный модификатор ловкости |
Robe, Shirt, Clothing, Rags | 1.0 | - | -0 | 0% | 0 | - |
Padded Armor | 5.0 | Легкая | -0 | 5% | 1 | 8 |
Leather Armor | 10.0 | Легкая | -0 | 10% | 2 | 6 |
Studded Leather, Hide Armor | 15.0 | Легкая | -1 | 20% | 3 | 4 |
Chain Shirt, Scale Mail | 30.0 | Средняя | -2 | 20% | 4 | 4 |
Chain Mail, Breastplate | 40.0 | Средняя | -5 | 30% | 5 | 2 |
Splint Mail, Banded Mail | 45.0 | Тяжелая | -7 | 40% | 6 | 1 |
Half Plate | 50.0 | Тяжелая | -7 | 40% | 7 | 1 |
Full Plate | 50.0 | Тяжелая | -8 | 45% | 8 | |
Small Shield | 6.0 | Щит | -1 | 5% | - | |
Large Shield | 15.0 | Щит | -2 | 15% | 2 | - |
Tower Shield | 19.4 | Щит | -10 | 50% | 3 | - |
Ловкость помогает персонажу уклоняться от вражеских атак, и поэтому модификатор ловкости прибавляется к его классу защиты. Тяжелая броня может ограничивать максимальный модификатор ловкости, так что она далеко не всегда выгоднее легкой. Из таблицы параметров брони видно, что нагрудник (Breastplate) дает максимальную защиту 7, а легчайшая стеганая броня (Padded Armor) — 9, но для этого ловкость персонажа должна быть не ниже 26. В общем, воин должен либо игнорировать ловкость и носить самую тяжелую броню и щит, либо, напротив, быть очень ловким и носить то снаряжение, которое не будет стеснять его движения.
Вор мог бы пробраться мимо ловушек и украсть драконьи сокровища, а воин просто убьет дракона и заберет их. |
Кроме ограничения ловкости, тяжелая броня и щит также мешают вызывать волшебные заклинания (к молитвам священников это не относится) и уменьшают Бесшумность, Незаметность, Кражу и Акробатику. Последний навык очень важен, поскольку он тоже повышает класс защиты. Очень ловкий бард в стеганой броне с маленьким щитом может иметь лучший класс защиты, чем паладин в самом тяжелом вооружении, и при этом вероятность провала его заклинаний будет всего 10%! Конечно, персонажу первого уровня этого не добиться, так что начинающему воину все-таки выгоднее ходить в тяжелой броне.
Основное решение, которое вы должны принять при создании воина, — чем он будет сражаться. Есть не менее трех различных «конфигураций оружия»: воин может носить одноручное оружие и щит, двуручное оружие либо два оружия (по одному в каждой руке). В любом случае вам предстоит выбрать один или два вида оружия, на которых персонаж будет специализироваться. Каждая конфигурация имеет свои преимущества и недостатки.
Изучив Снятие Ловушек, варвар перестанет «тралить» ловушки собственным телом. |
Проще всего играть «классическим» воином, имеющим щит и одноручное оружие. Щит значительно повышает класс защиты, и к тому же одноручное оружие популярнее двуручного, так что у вашего персонажа будет больше шансов найти хорошее или «именное» оружие. Двуручное оружие наносит больше повреждений, особенно в руках очень сильного персонажа, поскольку модификатор силы, прибавляемый к повреждениям, для него умножается на полтора. Оно обеспечивает максимальное повреждение от одного удара, что важно для пробивания защиты, основанной на сокращении повреждений (damage reduction), или для срыва концентрации вражеского мага. Критический удар двуручным топором может снять более сотни хитов! Двуручное оружие отлично работает с навыком Ураганной атаки (Whirlwind Attack), при которой воин наносит по одному удару каждому рядом стоящему врагу.
Варвар легко прошел испытание Талоны. Кому-нибудь послабее здесь бы не поздоровилось. |
Два оружия (или одно двойное оружие) использовать сложнее всего, но именно эта конфигурация обеспечивает максимум повреждений за раунд боя. Сражаться двумя оружиями труднее, и персонаж при этом получает штраф на все атаки, но этот штраф можно снизить до минимума. Если персонаж освоит навыки Ambidexterity и Two-Weapon Fighting, а его «вторичное» оружие легче среднего, он получит дополнительную атаку, а штраф составит всего -2. Навык Improved Two-Weapon Fighting предоставляет еще одну атаку «вторичным» оружием, то есть у вашего персонажа будет шесть атак за раунд вместо четырех!
Это важно: навык Ambidexterity требует ловкости не ниже 15. Но раз уж мы все равно отказались от щита, почему бы не сделать ловкого воина?
Фирменная марка «сделано Ризолвиром». Просто так подобное оружие не встречается. |
Профессиональным бойцам наиболее интересным будет экзотическое двойное оружие (двойной меч, двойной топор или двойная булава), поскольку при этом «вторичное» оружие считается легким, но пробивает не меньше повреждений, чем основное. Это особенно ценно в тех случаях, когда оружие при ударе производит какой-либо эффект, который будет повторяться шесть раз за раунд — например, Vampiric Regeneration будет очень быстро лечить воина. Кроме того, вашему персонажу придется специализироваться только в одном виде оружия.
На заметку: в кампании Hordes of Underdark эльф Ризольвир может улучшать ваше оружие, так что отличное двойное оружие вам гарантировано, и ориентироваться на него очень выгодно.
Богатырская наша сила
— А сила-то, сила Святогорова?! — заорал он. — Хочешь, печку твою сворочу с места?
Михаил Успенский «Приключения Жихаря»
Предполагалось, что этот гигант задаст нам жару. Получилось наоборот.. |
Сила — основной параметр для «чистого» воина, даже если вы хотите, чтобы он был ловким и носил легкую броню. Модификатор силы прибавляется и к точности атак в ближнем бою, и к повреждениям, так что силу нужно увеличивать при любой возможности. Зато без остальных параметров, в принципе, можно обойтись, и вы наконец-то можете отбросить соображения эффективности и создать персонажа по собственному вкусу. Можно поднять ловкость, если персонаж не собирается носить тяжелые латы; выносливость даст еще больше хитов и поднимет спасбросок стойкости, интеллект предоставит больше умений, а мудрость повысит критически важный спасбросок воли. Да и обаяние может воину пригодиться — убедить кого-нибудь помочь намного выгоднее, чем убить его.
Самый «классический» воинский класс — это боец (Fighter). У этого класса есть два очень серьезных преимущества: «лишний» боевой навык на каждом втором уровне и доступ к навыку Оружейной специализации, увеличивающему повреждения от каждой атаки любимым оружием на 2. Поскольку обычные персонажи получают навык только за каждые три уровня, преимущество бойцов очень велико: они могут без труда освоить множество боевых навыков и достичь боевых показателей, недоступных прочим классам. На эпических уровнях бойцы могут освоить Эпическую оружейную специализацию, еще больше увеличивающую повреждения, наносимые любимым оружием.
«Смерть коротышкам!» Кого это ты назвал коротышкой, глупый огр? |
У воинов очень мало полезных умений, да и пунктов умений они получают немного. Самое важное умение для ловких воинов — это Акробатика (Tumble), поскольку она повышает класс защиты и дает шанс уклониться от дополнительных атак врагов. Очень важно и Лечение, поскольку лечиться воинам приходится очень часто, а никаких лечебных молитв и заклинаний у них нет. Аптечка стоит дешевле, чем лечебное снадобье, а в руках воина высокого уровня с максимальным Лечением она восстанавливает много хитов и к тому же лечит от болезней и отравления. Дисциплина помогает воину сопротивляться разоружению, сбиванию с ног и прочим трюкам, о которых мы еще поговорим. «Лишние» пункты умений можно потратить на Знание магии, чтобы повысить свои спасброски против заклинаний.
Это важно: для воинов в тяжелой броне и с тяжелым щитом Акробатика бесполезна. Поскольку это умение не свойственно воинам, вам едва ли удастся компенсировать штрафы, накладываемые на него броней и щитом.
Лучше всего демонстрировать возможности бойцов на примере, и сейчас вы увидите специалиста по двойным мечам для кампании Hordes of the Underdark, наносящего огромное количество повреждений за раунд. Создайте Human Fighter'а со следующими параметрами: сила 16, ловкость 15, выносливость 12, интеллект 14, мудрость 10 и обаяние 8. Доведите персонаж до восьмого уровня, освоив следующие навыки: Ambidexterity, Two-Weapon Fighting, Экзотическое оружие, Уклонение, Мобильность, Экспертиза, Прыгучая атака, Ураганная атака и Владение оружием (двойные мечи). Всегда повышайте только силу. Из навыков изучите только Запугивание (Intimidate) до 4, а остальные пункты умений оставьте на будущее.
Остальные семь уровней ваш персонаж получит в качестве оружейного мастера (Weapon Master) — этот престижный класс позволяет добиться невероятной эффективности с одним видом оружия. Воин увеличит точность всех атак на 1, его оружие будет чаще наносить критические удары, и эти критические удары будут наносить больше повреждений. На этих уровнях нужно освоить навыки Улучшенного критического удара для двойных мечей, Improved Two-Weapon Fighting и Сбивания с ног (Knockdown), а также потратить накопленные пункты умений. Оружейным мастерам доступны лучшие умения, чем обычным бойцам; в частности, среди них есть Запугивание, Слух и Зрение (Spot), но все-таки в первую очередь надо изучать Акробатику, Лечение и Дисциплину.
Боец 17 уровня после прохождения первого подземелья: машина убийства с шестью атаками за раунд и огненным мечом. |
Следующие уровни выгоднее получить бойцом, так как персона