Дальнобойщики 2
Предоставлено журналом Игромания
NTB
Вам предстоит управлять большегрузной машиной и на этой самой машине перевозить большие грузы (извините за каламбур, но именно так дело и обстоит). Путем различных махинаций вы должны взять под контроль рынок перевозок в неком полуабстрактном регионе. Пути? Есть один, он главный самый. Надо нанимать водителей, практически с нуля создавая фирму: они будут забивать трафик, перевозить грузы и отхватывать драгоценные проценты перевозок в области.
Дабы расширять штат сотрудников, нужны лицензии — а это ценности весьма скоропортящиеся. Не успели «купить» водилу в отведенный вам срок — извиняйте, придется доставать нового. Дело это, конечно, нехитрое — достаточно взять какой-нибудь заказ и доставить его к месту назначения. Одна проблема: довезти надо раньше, чем тот же товар будет доставлен конкурентами.
Игра ставит вас в жесткие рамки. На светофорах извольте ждать зеленого, в зоне действия соответствующих дорожных знаков будьте добры снизить скорость, да и езда по встречной полосе не всегда безопасна. За первое могут оштрафовать ровно на 830 у.е., за второе — в зависимости от величины нарушения... На третье обычно закрывают глаза — если, конечно, вы не протаранили чужую тачку или бензоколонку на виду у стражей порядка. В этом случае придется возмещать ущерб, а ведь хорошая АЗС в наше время потянет тысяч на 55. Для сравнения: грузовик стоит от 16 до 118 «килобаксов», а на нормальном заказе по доставке груза из одной точки карты в противоположную можно заработать порядка 10-15 тысяч. Так что, если вы вдруг проявили преступную халатность, рекомендация одна — быстрая перезагрузка.
Впрочем, никто не запрещает в отсутствие радаров и ментов гонять по встречной со скоростью 140 км/ч и уменьшать популяцию конкурентов путем «случайных» наездов...
Интерфейс и управление
Предстартовая подготовка
Хвала создателям, к игре прилагается грамотная и подробная инструкция, так что пояснять в менюшках особо нечего. Дам лишь несколько рекомендаций и комментариев. Во-первых, если вас раздражает необходимость каждый раз, продолжая миссию из главного меню, вставлять диск в CD-ROM, перед инсталляцией скопируйте все файлы на винт и уже там запускайте инсталлятор. Естественно, при этом можно не опасаться тормозящих подгрузок в минимальном режиме установки, но игрокам, вознамерившимся установить патч, придется выбрать-таки режим medium.
При желании замените mp3-файлы в директории MUSIC набором своих любимых композиций, переименовывать их не требуется. А вот если планируете собирать коллекцию памятных кадров, каждый раз перед запуском игры копируйте или меняйте имя у тех файлов из директории screenshots, что желаете сохранить — новым картинкам, записываемым по умолчанию при нажатии F6, присваиваются имена вида ddphotoXXXX.bmp, где XXXX — текущий порядковый номер, и счетчик их почему-то при запуске обнуляется... Файл, в который производится запись всех сейвов и настроек, образуется в главной директории под именем <ваше_имя> .pl1.
Софтлабовский шедевр очень требователен к ресурсам, поэтому, если ваше железо за модой не поспевает, отключите все спецэффекты и сдвиньте ползунок детализации в левый край шкалы (кнопка «Графика» главного меню).
Модель управления в целом достаточно удобна, но кнопки быстрого сохранения (F8 по умолчанию) и быстрой загрузки (F9) не помешало бы переопределить — так, чтобы не перепутать случайно. Увы, настройке подвластны лишь кнопки, непосредственно относящиеся к вождению.
Лишь начиная игру заново, вы можете выбрать физиономию для своего героя и эмблему для компании. На ход игры это мало влияет — остальные 50 шоферов продолжат ездить на полагающихся им машинах, а вы начнете карьеру на скромном «зилке». Странно, конечно, что тракерам женского пола прочие дальнобойщики не оказывают никаких знаков внимания, но ведь игра изначально изготовлялась для западного рынка (в Штатах вышла еще осенью 2000 года под названием Hard Truck 2), где сильны идеи эмансипации и антиприставательные законы.
Выбирая режим сложности, хорошенько оцените свои силы — симуляторной моделью овладеть будет нелегко, но если есть намерение, лучше воплощать его с нуля, а не пытаться потом переучиться, заматерев на аркадной. Впрочем, новичков в любом случае ждет масса обломов, и лишние проблемы с устойчивостью автомобилей вряд ли будут интересны. Интенсивность движения выбирайте минимальной, а длительность суток и вероятность хорошей погоды — максимальной. Эти установки можно (и нужно) корректировать перед подгрузкой ранее сохраненных игр.
Жизнь за рулем
Пытаясь овладеть многочисленными игровыми меню, немудрено испытать шок от перегрузки — большинство действий приходится совершать в реальном времени, что вполне соответствует требованиям современного автомобилевождения. Могу вас успокоить, игра все же сильно упрощена по сравнению с настоящей жизнью. К тому же вызываемые кнопками Esc и F4 менюшки паузят события, как и все операции с CB-рацией, которую вдобавок можно перемещать по экрану (рассматривая, скажем, карту)!
Глобальная карта (одно нажатие Tab) и внутрикабинное зеркало-монитор (M) дополнительно нагружают систему, что в условиях тотальной тормозни, конечно, нежелательно. Пользуйтесь по возможности картой локальной (два нажатия Tab), а для маневров — боковыми зеркалами (Del и PgDn) при движении вперед и внешней камерой (V) при развороте.
Помимо постоянно присутствующей полоски индикаторов полезную информацию содержат следующие менюшки:
F2: список суммарных грузоподъемностей машин каждой из конкурирующих компаний-перевозчиков, показывает вашу близость к цели игры. Требуется вывести свою компанию на первое место с показателем в 51 процент как минимум, для чего понадобится нанять приблизительно половину всех водителей (то бишь заработать порядка двух мегабаксов и штук 25 лицензий).
F3: вся информация о текущей машине — от места назначения груза до состояния всех систем и апгрейдов.
F4: список завербованных вами водителей. Не вздумайте увольнять кого-либо — лицензии стоят дороже денег! Меняться местами можно лишь с водителями фургонов, если вы сами не сидите за рулем седельного тягача или легковушки. И обязательно сохранитесь заранее: уж слишком часто игра виснет на этой операции (если звук мотора пропал, смело жмите Esc и Enter).
Вообще, сохраняться следует как можно чаще. Естественный ограничитель тому — мгновенный сброс скорости до нуля при загрузке записи. Соответственно, «квиксейвы» удобно использовать в качестве экстренного тормоза: пролетая на красный сигнал светофора, запоздало сбрасывая скорость перед радаром или просто пытаясь избежать столкновения. Но на подъемах и крутых склонах такая предосторожность может надолго вас задержать, так что злоупотреблять не стоит, особенно в условиях жесткой конкуренции.
Управляемые заносы, как выяснилось, — великая вещь, даже на грузовиках (если, конечно, не осмелились выбрать симуляторный уровень сложности). Конечно, эти почтенные представители славного племени двигателей внутреннего сгорания — существа весьма инертные, разгоняются и тормозят совсем не так, как спортивные легковушки. Чтобы слегка облегчить жизнь гонщикам, разработчиками предусмотрена кнопочка резкости (Ctrl по умолчанию). Если ее удерживать нажатой, ваше игровое воплощение будет давить на педали и вращать руль с максимально возможной скоростью, не заботясь о последствиях (соболезную выбравшим симуляторный уровень сложности). На разгоне, увы, это не особо сказывается (разве что на подъемах), а вот мгновенно тормозить и уходить в управляемый занос даже груженая под завязку фура будет не хуже какой-нибудь «Феррари»! Ну, есть, конечно, и исключения, но насчет хорошенько снаряженного ЗиЛа могу сказать с уверенностью — нет на свете ни одного поворота, который нельзя было бы пройти без торможения с вывернутым до отказа рулем, и перед любым светофором или радаром можно успеть сбросить скорость, когда они уже появятся в поле зрения. В общем, держите левый Ctrl и кнопочку быстрого сохранения под рукой — эти две палочки-выручалочки позволят вам с честью выйти из любой ситуации на дорогах!..
Прохождение
Выбор рейса
В каждом из 11 населенных пунктов, обозначенных на карте белыми многоугольничками, имеется база — длинное строение, с одной из сторон которого идут пять окошечек. Первое (самое левое) — разгрузочное, сюда надо подъезжать, чтобы автоматически выгрузился предназначенный для данной базы груз. Практически все сделки в игре происходят на ходу, останавливаться необязательно. Возле каждого из четырех оставшихся окошечек вам предложат контракт на доставку одного из производимых в городе товаров. Также в регионе расположены четыре нефтебазы, но загружаться на оных не советую — замучаетесь искать пункт назначения (АЗС с указанным номером), да и потом придется холостым ехать.
Базы
В скобках приводятся названия для англоязычной версии и номер, под которым база будет упоминаться в дальнейшем. Если расположение диспетчерских не указано, они располагаются на выездах из поселка.
Боровое (RiverValley, 0) — в восточной части Большого кольца, между выездами из туннеля (с юга) и Болотными срезками (с севера). Иных сооружений, кроме собственно базы и стоянки на холме напротив, не замечено. Повертка на базу (на восток) оборудована светофором, с обеих сторон перекрестка на трассе стоят диспетчерские. На стоянку можно легко проскочить напрямик по траве, да и обратно выруливать так удобнее — перекресток расположен как бы в яме.
Бухта (NorthHarbor, 1) — в северной части Большого кольца, между мостом а-ля Золотые Ворота и северным концом Супер-хайвэя. Помимо моста можно обратить внимание на трехуровневую развязку на въезде (пользоваться ею неполезно), жилой сектор отсутствует. Терминалы расположены с правой стороны базы, стоянка — с левой.
Горный (WindCliff, 2) — как легко догадаться, находится высоко в горах на пути из Нижнегорска. Местность определяет дизайн города — этакий серпантин, уставленный домиками с обеих сторон. К сожалению, витки разделены лесополосами, иначе можно было бы классно прорваться насквозь, как Джеки Чан в «Полицейской истории». На северном въезде имеются стоянка (справа) и база, по территории которой неплохо объезжать светофор и радар (ограничение скорости — 60 км/ч). Еще одна пара радаров таится двумя ярусами выше.
Ельнино (StHelena, 3) — в северо-восточной части региона. Тоже приятное местечко, параллельно Большому кольцу идет тихая городская улочка, южным концом упирающаяся в церковь на ТТ-роуд.
На перекрестке трасс стоит светофор. База (еще один светофор) и заправка расположены западнее, стоянка — напротив.
Залесск (WestWood, 4) — в юго-восточной части Большого кольца, между Луговой срезкой и въездом на кольцо. Домики стоят вдоль трассы, за ними скрываются база (на востоке) и АЗС (на западе).
Ключи (SandyRanch, 5) — деревушка по центру проложенной по ущелью Сельской Магистрали, житница региона.
База находится прямо на трассе, диспетчерские — у выездов на Большое кольцо и Супер-хайвэй.
Нижнегорск (EastWood, 6) — неподалеку от Большого кольца, в самом начале Горной Тропы. Влияние гор тут еще не ощущается, слева протекает речушка, за которой и стоят дома. А база и стоянка скрыты в лесу справа.
Приозерск (Mercury, 7) — «сердце страны», огромный поселок на крупной дорожной развязке Супер-хайвэй/ТТ-роуд. Без надобности сюда лучше не заезжать, объездная достаточно удобна. Две городские улочки образуют на востоке кольцо, на котором ютятся АЗС, стоянка и контейнеры. Выезд с базы (по центру на западе) оборудован светофором. Диспетчерские стоят как у выездных табличек, так и на объездной.
Шахты (Foothill, 8) — в южной части Большого кольца, между въездами в туннель и Супер-хайвэем. Собственно, весь поселок — диспетчерская на южной стороне трассы и въезд на базу напротив, снабженный светофором.
Южный (SouthGate, 9) — место вашего старта, самая южная точка основной дорожной сети. Большое кольцо проходит чуть севернее. Обитатели, видимо, поголовно живут и работают в крупном аэропорту еще южнее, через который и поступает разнообразнейший ассортимент грузов на базу напротив. Восточный выезд осветофорен, на стоянке всегда тусуется масса машин. Диспетчерские вынесены на перекрестки у объездных.
Алмазный (Greystone, А) — труднодостижимое поначалу место, затерянное на гористой равнине к югу от Горного. Чтобы не подвергнуться обстрелу патрульного вертолета на перевале, требуется везти отправленный сюда груз. Про туннель, соединяющий равнину и Большое кольцо (между Шахтами и Боровым), все давно забыли... Диспетчерская вроде как и не нужна, но стоит рядом с базой. Станция техобслуживания расположена по ту сторону забора, который можно осторожно объехать справа (не свалитесь в воду!). Рабочие горнообогатительного комбината, похоже, проживают на его обширной территории — полиции путь в долину, как ни странно, заказан, и, хотя бандитам сюда тоже не прорваться, отчаянные драйверы в погоне за ценным грузом руководствуются лишь одним законом. Правом сильнейшего!
Нефтебазы
1. Чуть западнее Шахт, слева.
2. В северо-восточной части Большого кольца, между туннелем и началом Горной Тропы. Оборудована подземной развязкой.
3. В северо-восточной части Большого кольца, между вечно падающим трубопроводом и небольшой Лесной срезкой.
4. На ТТ-роуд неподалеку от Залесска, слева.
Грузы
В таблице указано место получения, плотность (т/куб.м) и хрупкость (восприимчивость к ударам судьбы).
Первые пять товаров — контрабандные, их вам по мере прохождения будут подсовывать все чаще и чаще под видом всяких там конфет и мыла на любой из баз. Нулевая хрупкость (подразумевается, видимо, что сколько бы в дороге не побилось, заплатят вам сполна) без всякого сканера поможет заметить такую подставу. А поскольку бонус за вредность невелик, не стоит рисковать — первый же встречный полицейский может унюхать мерзкий запашок и, если остановитесь, конфискует груз и наложит крупный штраф.
Хрупкие вещи тоже возить смысла нет — даже пневмоподвеска не всегда спасет неосторожного водителя от потери части груза. Хорошо еще, возмещать ущерб не требуется; просто оплатят лишь доставку целых вещей. Скажем, разбили вы в дороге пять телевизоров из ста — на финише получите 95 процентов от заработанного. А гонорар определяется только выделенным на рейс времени (меняется в небольших пределах) и посекундной ставкой для конкретного сочетания маршрута и товара.
Недостатка в грузах не бывает, и диспетчера баз имеют гнусную привычку заполнять возжелавшую загрузиться машину под завязку — а потому предлагаемые порции товара либо по массе, либо по объему занимают 85 процентов грузоподъемности машины. Единственный вариант впихнуть в свой «зилок» сразу две порции — загрузиться в Ключах курями, в комплекте с ними хорошо пойдут любые товары с плотностью больше 1.
Насчет бесхозных полуприцепов, обозначенных на карте желтыми значками, в инструкции сообщается, а вот контейнеры, запрятанные по разным закоулкам, — вещь, можно сказать, сакральная. И гораздо более ценная, ибо ставки на перевозку содержащегося в них груза, как правило, изначально высоки и с течением времени могут еще увеличиваться. Учитывая, что объем и масса этих товаров фиксированы, а времени на доставку дается предостаточно, можно многократно увеличивать стоимость рейса, подхватывая попутный товар на базах. Вез как-то кофе из Приозерска в Алмазный — пообещали 65 тысяч, однако попался еще обычный груз, и за одну недолгую ходку я огреб аж 80 штук зелеными! Но такие совпадения, конечно, случаются нечасто.
Контейнеры
Претендовать на полноту приводимой здесь информации я не буду. Достаточно вспомнить о странном контейнере, сиротливо лежащем на северном берегу реки, через которую на Супер-хайвэе мост перекинут неподалеку от Сельской Магистрали. Вы можете его увидеть, если поедете на запад по южному берегу, но как туда дотянуться?
В таблице указано место жительства контейнера, пункт назначения, отводимое на доставку время, минимальная обещанная плата (имеет свойство расти со временем, но в один прекрасный момент груз может исчезнуть), товар и его масса (в кг).
Вашей первоочередной задачей является накопление достаточного капитала для вербовки несамоходных шоферов. В дальнейшем они продолжат финансовый рост компании, и вам останется лишь зарабатывать лицензии и расширять штат водителей. Разумеется, самыми высокооплачиваемыми маршрутами являются те, где наиболее эффективно работают срезки — секретные дороги, которые изначально на карте не видны. Даже когда вы найдете их и, проехавшись, зафиксируете на карте, управляемые компьютерами дальнобойщики не рискнут отклониться от обычного маршрута. Вы же не только сможете с легкостью приходить первым к финишу, но и сэкономите время в достижении цели игры!
Существует порядка пяти мест, где главная магистраль периодически закрывается на ремонт — обваливается туннель или мост, реки выходят из берегов... Все эти катаклизмы также учитываются диспетчерами, и время на рейс вычисляется для альтернативного маршрута, значительно более длинного. Но, за единственным исключением, любой аварийный участок обходится по объездной дорожке, лишь слегка продляющей путь. С помощью глобальной карты можно своевременно отслеживать подобные явления и использовать их.
Грузовики
А теперь внимание — одна из наиболее глобальных идей стратегии быстрой победы. Не меняйте машину! Разъясняю по порядку: седельные тягачи брать не стоит, поскольку управлять ими вы с трудом сможете и после долгих тренировок. Грузоподъемность у них, конечно, самая высокая, но даже загрузив в 2,5 раза больше товара, вы едва ли получите 25-процентную прибавку к посекундному тарифу — оплачивается именно ваш труд как водителя, а не собственно доставка груза. Благоразумно полагая, что провести неповоротливый автопоезд по извилистым трассам быстро невозможно, диспетчера выделяют на рейс на 30 процентов больше времени.
В результате итоговый гонорар может увеличиться процентов на 65 по сравнению с «зиловским», но стоит ли так расходовать нервные клетки?
Более же мощные фургоны по причине своей грузоподъемности в загруженном состоянии в динамике сильно уступают малоформатным собратьям — как на подъемах, так и на поворотах. Вообще говоря, конечно, самая классная машинка — это наша «Газелька», полуторка с ходовыми качествами легковушки. Но, увы, с проходимостью у нее возникают серьезные проблемы, так что, если вы намереваетесь пользоваться срезками (в особенности Болотными), лучше ЗиЛа вам «коня» не найти! Просто навесьте на него все хорошее, что можно найти на станциях техобслуживания. Все результаты в таблице расстояний как раз и даны в расчете на этот стартовый набор: ЗиЛ-133540 с форсированным движком.
Нумерация в таблице идет в порядке возрастания мощности и грузоподъемности, помимо игрового названия приводятся: англоязычное название, фирма-изготовитель, число передач, тип (ф — фургон, т — тягач, первая цифра — количество колес, вторая — сколько из них ведущих), мощность (в лошадиных силах), грузоподъемность (в тоннах), цена (в у.е.), количество использующих грузовик водителей, а также места, где можно купить обычную (перемещаются в процессе игры), подержанную (65 процентов номинальной цены, при первом посещении СТО придется доплатить еще 10-20 процентов) или ворованную (и вовсе 45, причем непонятно, чем это грозит, — полиция меня ни разу не напрягала, и можно угнанную тачку обменять на нормальную) версию машины либо заказать ее у дилера. Все продавцы и дилеры обитают на стоянках, которые обычно расположены вблизи баз (просто цифры), заправок (А) и станций техобслуживания (С). Но еще восемь таким свойством не обладают, а потому перечислены отдельно (P).
"Газель» была бы идеальным грузовиком как по динамике, так и по послушности рулевой системы, если бы не одно «но»: сравнительная хрупкость и восприимчивость к ударам судьбы. Из-за малых размеров даже наезд на в общем-то безобидные дорожные знаки здорово снижает скорость.
«Шторм» — машина уникальная во многих смыслах. Судя по всему, это мифическая шоссейная версия знаменитых «Ураганов» — тягачей, уже не один десяток лет таскающих по российским военным базам ракеты, зенитки и прочие орудия уничтожения. В игре эта громадина легко разгоняется с грузом до 150 км/ч, даже двигаясь в гору (по крайней мере, фургонная версия, где малый объем кузова редко дает задействовать более трети мощности), но вот с управлением наблюдаются конкретные проблемы. Дело в том, что четыре колеса из восьми поворачиваются синхронно, и при малейшей попытке уйти в управляемый занос водитель рискует закрутить машину волчком.
А необычная конфигурация кабины сильно затрудняет обзор справа.
Особняком в этом списке стоит легковушка БМВ М5 (BMW M5), которую вам на халяву пригонит любой дилер, как только вы овладеете ситуацией на рынке (правда, покупка обойдется вам в 32000 у.е.).
При мощности в 408 л.с. она способна перевозить лишь небольшой груз (195 кг), но оплачиваются подобные рейсы почти так же, как обычные. Другое дело, что после кабины грузовика вам будет очень непривычна низкая посадка «бэхи», да и управляемость у нее оставляет желать лучшего. Разумеется, к фургонам легковушка не относится, а потому и меняться со своими сотрудниками, управляя ею, вы не сможете.
Дилеры
Когда вам надоест искать облюбованную тачку, обратитесь в указанном месте по рации к «Продавцу» — за скромную сумму он доставит любую из перечисленных машин в ближайший населенный пункт (на стоянку либо, при отсутствии оной, к диспетчерской).
И не забывайте о возможности выбора цвета — хоть какая-то польза будет от данного способа заказа. Повторный заказ аннулирует предыдущий. К мафии с подобными просьбами лучше не обращаться — они и денег больше берут (7-8 тысяч), и результат не гарантируют.
Через тернии...
Правила дорожного движения в утопическом мирке «Дальнобойщиков-2» просты и незатейливы: нельзя превышать скорость в поле зрения радаров, а также ездить на красный свет и таранить другие транспортные средства (кроме черных джипов) и прочие хрупкости на виду у полицейских. Все прочие, самые безумные вещи типа езды по встречной полосе, перегораживания фургоном оживленной автострады и безжалостных атак на соперников в местах, обделенных вниманием копов, законом не возбраняются. И вообще, максимум, что вам грозит за нарушение, — настойчивое требование остановиться и заплатить некую сумму денег (возмещение ущерба плюс штрафы). Попутно особо несговорчивым злоумышленникам могут попортить шины и прочие части, да и сумма пресловутая способна достичь немалых размеров — все ваши проступки суммируются.
Тут уж лишиться можно не только денег, но и товара, за который придется неустойку заплатить. А методы у бандитов почти столь же эффективны, как и у полиции, — разве что вертолеты не используют...
К счастью, прямо как в Пакистане, все претензии у деньгоотнимающего народа относятся к машине-правонарушительнице, а не к ее водителю. Метод полного пофигизма в том и заключается, чтобы ни в коем случае не останавливаться, пока груз не прибудет к адресату. Далее, на первой же стоянке ныряем в любую тачку, что предлагается к продаже. Вуаля! Преследователи беспомощно кучкуются вокруг брошенного грузовика, а вы спокойно едете по своим делам. Позже, когда враги трудящихся найдут себе новую цель, можно вернуться в насиженное кресло или новое подыскать и обустроить.
Что откровенно радует, все финансовые вложения (закупка деталей, доплата разницы в цене) учитываются при обмене, так что в накладе вы не останетесь, сколько бы машин ни сменили. Даже инсталляция апгрейдов полностью обратима: снарядили грузовик под завязку, а деньги вдруг кончились — не беда, ищем ближайшую СТО, в которой умеют обращаться с ненужными нам более деталями, и возвращаем вложенный капитал.
Дополнительное оборудование
Помимо цены, указаны номера станций техобслуживания, на которых вам не удастся установить или снять данный апгрейд.
Штрафы за нарушение скоростного режима начисляются автоматически и потому являются злейшим врагом начинающих дальнобойщиков. Дело в том, что если «живых» денег у вас остается меньше, чем требуется для уплаты штрафа или неустойки, то фирма тут же объявляется банкротом, и игра заканчивается. Хотя, конечно, надо постараться, чтобы извести все активы на столь незначительные суммы: 250 у.е. берут за превышение лимита скорости на 5-14 км/ч, 500 — на 15-34 км/ч, и 750 — больше 35 км/ч. Поле действия радара невелико, реагирует он лишь на приближающиеся объекты, и если вы продолжите тормозить или разгоняться после получения первой квитанции и перейдете в иную категорию нарушителей, то, вполне вероятно, будете оштрафованы повторно. В описаниях трасс и баз все обрадаренные территории указаны.
Проезд на красный свет — самое спорное нарушение, особенно на хитро обустроенных территориях. Скажем, разгоняясь по территории базы в Южном и выезжая на шоссе, когда, вроде бы, на переходе горит зеленый свет, с точки зрения полицейских вы почти наверняка будете двигаться именно параллельно трассе, а не перпендикулярно, а потому будете оштрафованы на 830 тугриков. Лучшее, что тут можно посоветовать, — заквиксейвиться перед въездом на перекресток. Получив штраф и загрузив запись, вы продолжите игру с нулевой скоростью и сможете принять верное решение (внимание: состояние светофора не сохраняется!).
Вопрос о столкновениях решается гораздо проще: в любом случае, когда я на глазах служителей закона задевал чью-то машину, здание диспетчерской или колонку на АЗС, с меня требовали возмещения ущерба — кто бы ни был виноват в происшествии. Рубеж в 50000 сумма выплат превысила лишь однажды — когда я протаранил бензоколонку. Единственное исключение, как уже упоминалось, — черные внедорожники бандюганов. Причем, опять же, неважно, кто на кого наехал и защищались вы или зацепили «братков» неосторожно. Копы справедливо полагают, что истину вы с мафией обговорите сами, но при этом тщательно следят, чтобы прочие правила вы не нарушали.
Вообще, с бандитами разбираться, по-моему, гораздо проще, чем с копами: джипы от ударов отлетают ненамного хуже, чем «луноходы», вертолеты им не помогают, и мины на дороге обычно не перегораживают полосы встречного движения. Наконец, на глазах у полицейских вас грабить не будут — по крайней мере, я о таком не слышал.
Общение по рации следует производить лишь в крайних случаях. Дилеры вообще малополезны, соперников подкупать обычно не требуется, коллег о платной помощи просить — тем более. Копы по мере вашего окрутения все чаще будут карать попытки пообщаться штрафом в 500 у.е. за дачу взятки. А бандитам просто верить нельзя. Короче, рация, по сути, — это просто удобная пауза, и не больше.
Тактика экономической борьбы
Подытожим ранее сделанные заявления. Потренировавшись в езде и доставке товаров, постарайтесь взять не особо хрупкий груз до Алмазного поближе к Туннелю (в Шахтах или Боровом) и езжайте себе спокойно по срезке. Обратный рейс вам наверняка удастся выбрать не хуже. В результате минут за 10 вы сможете зарабатывать 30-40 тысяч и от двух лицензий. Как надоест кататься по горам, как переложите часть расходов на наемных водителей — изучайте другие маршруты со срезками, в гонках поучаствуйте. Учитывая, что какого-нибудь «камазиста» или «газелетку» вы сможете завербовать после первой же пары рейсов, довольно быстро зарабатывание денег потеряет для вас смысл и достаточно будет своевременно производить лицензии и разыскивать желающих подработать.
Когда штат компании дорастет до десятка, у вас появится неплохая возможность «альтернативной службы»: переключаясь среди водителей фургонов, можете оптимизировать их работу, проводя по срезкам. К тому же, если повезет и вы перехватите управление у лидера гонки вблизи от финиша, получите лицензию практически на халяву. Да и поиск наемников иногда удобнее производить, переключаясь на проезжающих мимо стоянок подчиненных. Только не забывайте сейвиться перед каждой передачей руля — помните о страшных глюках!
Водители
Нанимая нового сотрудника, вы должны выкупить его машину по номинальной стоимости и выплатить некоторый аванс. Красные полоски на экране выбора водителя как раз и указывают, как скоро придется раскошелиться на очередную зарплату. Тариф вычисляется весьма хитро: приблизительно тысячная доля стоимости находящейся в данный момент в распоряжении шофера машины, помноженная на вашу долю на рынке (странно, конечно, но что делать) и некий коэффициент. В таблице перечислены лишь имена ваших коллег и автомобили, в которых они поступают к вам на службу.
В начале игры практически все стоянки забиты готовыми к подневольной жизни водителями, но со временем их на свободе будет оставаться все меньше и меньше, а значит, все дольше вам придется колесить по региону в поисках свежего рабочего мяса. Наиболее «рыбные» места — Южный, Боровое, Горный, Ельнино, Приозерск, Р1 и Р2, а также все стоянки на скоростной части Супер-хайвэя.
Нанимая кого-либо, вы ничем не рискуете — если денег на очередной аванс не хватит, голодающие драйверы вернутся на вольные хлеба, вернув в казну залог за машину, в которой находились в этот черный момент. То же произойдет, и если вы сами решите уволить бедолагу, только никаких причин для этого я не вижу — штат все равно придется расширять, а значит, потребуется лишняя лицензия, да и время на поиски...
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Списки
Станции техобслуживания (C)
Указано также их положение на трассе при движении в указанном направлении.
1. Неподалеку от западного выезда из Южного, слева.
2. Чуть южнее верхнего выезда из туннеля на Большое кольцо, справа.
3. К северу от холмистого участка в начале Супер-хайвэя, справа.
4. В тупичке к югу от Горного, справа.
5. У северного заводского забора в Алмазном.
6. Чуть севернее Нижней Болотной срезки на Супер-хайвэе, слева.
7. Напротив Нижней Болотной срезки на Супер-хайвэе.
8. Севернее Верхней Болотной срезки на Супер-хайвэе, справа.
9. Еще немного севернее, слева.
10. Напротив Верхней Болотной срезки на Большом кольце.
11. На берегу реки к югу от повертки на Ключи на Супер-хайвэе, слева.
12. Чуть севернее Нижнегорска слева.
13. На пути от Залесска к Ельнино, чуть севернее Луговой срезки, справа.
14. Въезжая на кольцо, справа.
15. На развилке к западу от Шахт.
16. К югу от повертки с Большого кольца на Ключи, справа.
17. Последний вираж перед Ельнино с юга, слева.
18. К югу от Нижней Болотной срезки, въезд возможен лишь со стороны Приозерска.
19. К югу от Приозерска на ТТ-роуд, справа.
Прочие СТО не пронумерованы, ибо индивидуальных особенностей не имеют — со стоян