Europa Universalis III
Europa Universalis — одна из лучших тактических стратегий. Вообще, что уж говорить, вся линейка игр от Paradox шедевральна — «Крестоносцы», «День Победы», «Виктория». Интересно, что все их совершенные от природы движки со временем подвергались значительным изменениям. А все потому, что оригинальные игры отличались исторической неточностью.
Magna Mundi Platinum — пожалуй, самая совершенная доработка оригинальной игры на сегодняшний день, предоставляющая любителю глобальных геополитических интриг практически неисчерпаемый запас возможностей.
- Установка модификации
- Как играть за вассала Священой Римской империи?
- Как играть за Алжир или Марокко и возродить великий халифат?
- Как лучше вести войну при выборе крестоносцев ордена святого Иоанна?
- Страны «великой восьмерки»
- Как сделать из ацтеков православную империю?
Установка модификации
Прежде всего пара технических нюансов. Так как работа над MMP все время продолжается, а разработчики шлифуют баланс и добавляют в сценарий новые события, на момент выхода статьи может оказаться, что на сайте (www.magnamundi.com) будет уже другая, более современная версия. Разумеется, есть и русифицированный поклонниками лицензионный перевод от Snowball, скачать который вы можете прямо на официальном форуме (www.snowball.ru/forums/aboard=europa). При этом версия переводного мода отстает от западной, так как отечественных разработчиков значительно меньше. Однако английская версия MMP одинаково хорошо запускается как с русскоязычной лицензией, так и с оригиналом.
В остальном — установка модификаций в «Европе 3» происходит стандартно в папку /mods в директории игры, после чего через файл eu3.exe запускается игра и в выскочившем меню выбирается название мода. Во избежание мелких неприятностей мы советуем вам устанавливать игру в директорию С:/Games/Europa 3 и перед запуском мода поставить самый последний патч — 1.14. Да, а еще лучше начинать игру с 1453 года — проверено в борьбе с зависаниями. Впрочем, последняя на момент выхода статьи версия MMP 1.404 выглядит стабильной — за несколько суток, проведенных за игрой, не было обнаружено ни одного сбоя в системе.
Да, и, разумеется, вы должны располагать последним официальным дополнением к игре: «Европа 3: Византия». То есть именно оно, а никакое другое предыдущее. Но это, в принципе, очевидно.
Как сыграть за вассала Священной Римской империи?
Тяжело курфюсту — чтоб им в Вене было пусто!
Надпись, прочитанная в одном из бедных саксонских кварталов
По сравнению с классической «Европой» этот вопрос в Magna Mundi стоит очень остро. Рассказывать о нововведениях практически бесполезно, ибо разработчики мода коснулись святая святых — изменили почти все.
Если отчаянным схваткам вы предпочитаете дипломатию и внешнюю политику, лучшим вашим выбором будет тихая европейская страна где-нибудь в центре карты — возможно, часть Священной Римской империи, средневекового конгломерата германских князей, или Богемия. Вы сможете бороться за участие в выборах императора, что дает колоссальные плюсы к престижу и открывает цепь очень приятных для победившей страны событий. По сравнению с «Европой 3», в Magna Mundi империя — не абстрактная фантазия разработчиков, но вполне реальная держава, как и было в Европе вплоть до Тридцатилетней войны (1618-1648), после которой на смену императорам Габсбургам на роль авторитетов континента пришли французы. Игрок-император будет получать события, то и дело призывающие вмешаться во внутреннюю политику других участников конфедерации, которые он сможет использовать очень корыстно. Соответственно, если ваш выбор падет на конкурирующую с императорским двором страну, лучшим решением станет альянс с другим мощным соседом: Швецией, Данией, Польшей, а лучше всего с Францией! Так, как и было в истории!
Плюсы:
-
Наличие относительно стабильной страны прямо в центре Европы в гуще событий.
-
Безопасность вашей страны автоматически подкрепляется статусом внутри империи. То есть в случае нападения сильного соседа на вашей стороне выступает вся империя....
-
Передовые технологии и войска, при этом — полная свобода внутренней политики.
-
Широкие возможности для внешней политики: торговые альянсы с Ганзой, взаимоотношения с врагами трона, а главное — возможность даже вывести земли из состава империи (правда, в MMP к этому лучше прибегать лишь когда император совсем зачах, в противном случае последствия могут быть нетривиальны).
Минусы:
-
Необходимость захвата прибрежных провинций в случае интереса к колониям или купцам, что неминуемо поставит крест на хороших отношениях с империей.
-
Зависимость в проведении внешней политики постоянно навязывает конфликт с императором.
-
Оборотная сторона членства в империи: уважать суверенитет соседей и слушаться императора.
Как играть за Алжир или Марокко и создать великий халифат?
Не тот умен, кто умеет отличать добро от зла, а тот, кто из двух зол умеет выбирать меньшее.
Мудрая арабская пословица
Страны южного Средиземноморья вроде Алжира и мамлюков — относительно тихие, из-за большой территории при старте они изначально получают особенность «консервативных», что влияет на стоимость технологий и общую расшатанность государства. Зато их провинции могут поддерживать большой лимит армии, правда, с потерей качества. В MMP огромную значимость приобрел параметр качества войск внутренней политики, который при максимальном увеличении дает прирост к силе ваших армий практически в 5 раз! Поэтому не удивляйтесь, что ваши доблестные 15 тысяч пехотинцев нежданно будут разгромлены высадившимся с моря десантом европейских крестоносцев в составе двух дивизий по две тысячи человек — а что могут поделать плохо обученные сарацины против стройных рядов латных воинов? Если вам будут сильно досаждать мальтийцы, заманите их в пустыню и нападите конницей.
Наибольший интерес восточные страны представляют для игроков, которые не хотят играть за «историческую» Турцию, но желают возродить фантастический халифат. В любом случае, какое бы из государств вы ни выбрали, в первую очередь вы можете «съесть» ваших соседей. И не волнуйтесь насчет стабильности, ибо большинство провинций, что вы приобретете, будут единой с вами, «истинной» мусульманской веры. После повышения репутации за критическую отметку ваш покорный слуга строил большое количество конницы и просто держал границы. Главное — присоединить Иерусалим и Мекку, ибо после этих событий вы не только получите большие премии к стабильности и престижу, но сможете провозгласить халифат и просто улучшите отношения с потенциальными врагами, доселе посматривавшими на ваши достижения с завистью. Оптимальный выбор во внутренней политике — консерватизм и полная изоляция с последующим отражением агрессии турков и постепенным продвижением на восток — в Персию. Дальше — полный захват Аравийского полуострова (можно назвать это «освобождением») и перекрещивание шиитов в суннитский толк.
Эти маленькие картиночки, которые вы видите под рейтингом начинающего свой исторический путь государства Российского, — не глянцевая дань косметике, а отображение новой системы национальных событий. Если в оригинальной «Европе» такие происшествия, как неурожайный год или недовольство городов политикой монарха, были заметны, как укус комара в летний день, отныне все по-настоящему. Любое случайное совпадение принесет полный спектр бед или радостей на голову государя. Например, урожайный год может спровоцировать рост экономики на несколько лет. Основные параметры вроде сбора налогов или стабильности вырастут. А вот свалившееся на голову после войны недовольство бояр приведет к замедлению снижения военной усталости и повышенному риску восстаний. Если в вашем государстве есть претендент на престол, это также неминуемо скажется на положении дел. Отныне все, что вы делаете, будет попадать сюда на стол, как в красную папку КГБ. Зеленым отображены позитивные события, желтым — нейтральные вроде влияния национальных решений, а красным — бедствия престола.
Такова жизнь средневекового государя, полная постоянных рисков и решений. Набожные крестьяне то и дело восставали от любого знамения, местная аристократия пыталась воевать с городами, заодно нарушая централизацию царского двора, а священные пророки призывали народ к истинной вере часто через борьбу с официальным двором. Именно личности делали историю. Вот, казалось бы, кто знал в XV столетии, что к XIX веку маленькое государство Бранденбург станет основой великой германской империи, спровоцировавшей сразу две мировые войны?..
Как лучше вести войну при выборе крестоносцев ордена святого Иоанна?
Deus Vult! (Так хочет Бог!)
Папа Римский Урбан II в 1096 году, призывая к крестовым походам
При достижении определенных условий через «национальные решения» вы сможете выбирать «экспедицию против той или иной страны». Это довольно хитрый ход, дающий вам «из воздуха» войска и флот (по официальной легенде, они прибывают из Европы), а также поддержку со стороны европейских стран. Крестоносцы святого Иоанна с самого старта имеют сильнейшую по своим параметрам армию (зато и самую маленькую — 1-2 тысячи человек), а также неплохую казну. По сравнению с оригинальной «Европой» грабеж приносит не меньшее количество денег, чем прямая аннексия провинций, поэтому для рыцарей христианской веры на первых порах это будет оптимальный источник дохода.
Для похода на ту или иную страну нужно выполнить условия «экспедиции», после чего выслать флот и войска на войну. Желательно заручиться поддержкой могучей европейской державы вроде Испании, которая на первых порах тоже будет иметь немалый интерес к походам за истинную веру. Блокада портов приносит деньги, на которые автоматически будут прибывать войска в провинцию (главная проблема Мальты — очень маленькое число рекрутов), а вы сможете нанимать европейских добровольцев по сценарию. Лучше в самом начале даже не трогать Турцию (скорее получится так, что она сама вырастет и уж тогда начнет трогать вас), а сосредоточиться на «мирном» пиратстве Алжира и мамлюков. Несмотря на внушительные габариты, египетский султан не столь уж серьезный враг — после серии плачевных событий в державе мамлюков начинаются постоянные династические споры и гражданские войны. Кстати, прибрежные провинции Палестины — довольно опасное место, где может вас настичь конница арабов, зато Ливан с его горными площадями — фактически естественный форпост для высадки десанта. Выбить оттуда крестоносцев, взявших город, практически невозможно — конница будет терпеть поражение за поражением, а пешие войска — отражаться окопавшимися рыцарями так, словно те — спартанцы, сражающиеся при Фермопилах. Поворотный момент в игре за крестоносцев Мальты — захват Иерусалима, после которого игрок может перенести свою столицу на континент и на полную катушку развернуть миссионерскую деятельность. Плюс — масса приятнейших плюшек со всей Европы вроде «благословения Папы» или десятка французских латников, нежданно-негаданно захотевших присоединиться вам в походе на Дамиетту, Дамаск или Каир.
Плюсы:
-
Тэг «Маленькая страна» дает плюсы к качеству войск, что сверх изначального (качество войск +10) делает силы крестоносцев однозначно непобедимыми в равном бою.
-
«Читерская» поддержка из Европы за счет череды постоянно происходящих событий.
Минусы:
-
Близость острова Родос к основным противникам вроде мамлюков и Турции постоянно действует на нервы.
-
Динамичный стиль игры требует максимального напряжения внимания и досконального изучения всех нюансов.
-
Непостоянство доходов от грабежей. Зависимость от меняющихся настроений европейских монархов и просто удачи.
-
Со временем начинает сильно беспокоить Турция.
-
Ввязавшись в завоевания на Востоке, крестоносцы теряют былую мобильность, и им приходится вкладывать много средств в перекрещивание приобретенных земель.
Страны «великой восьмерки»
Государю нет смысла обладать всеми необходимыми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими
Николло Макиавелли, трактат «Государь»
Полностью прочувствовать непередаваемую особенность игры в «Европу 3» можно выбрав традиционную европейскую страну из большой семерки: Францию, Испанию, Австрию, Англию, Московию, Браденбург (со временем превращающийся в Пруссию, а может, и в Германию), Португалию или Восточную Турцию. Сразу нужно сказать, что в MMP игра за крупные страны протекает гораздо сложней, чем в оригинале, что связано с балансировкой в сторону исторического реализма. Играя за Францию, вам будет нелегко завоевать Италию во время династических войн Карла в конце XV века. Это даже не сравнить с тем, как раньше игроки с легкостью уже к XVI веку завоевывали и Германию! В общем — вы прочувствуете полный историзм игры. Если в «Европе» вы новичок, мы рекомендуем выбрать именно крупную страну, потому что для большинства из них есть прописанный сценарий поведения. Конкретных советов здесь лучше давать не стоит — просто возьмите учебник с полки, а может — забудьте все, что там написано!
Плюсы:
-
Крупные территории уже при старте, сбалансированность в возможностях выбора экспансии, колониальных войн, торговли, дипломатии, консерватизма и инноваций.
-
Изначальные «исторические» страны, прошедшие путь от феодальной раздробленной Франции XV века и маленькой Австрии до внушительных империй XVIII столетия. Историзм — гарантия выживания неопытного игрока.
-
Возможность насладиться всеми тонкостями MMP-сценария, не вникая в суть внутренних настроек, вроде налогов в провинций и прочей «мелюзги».
Минусы:
-
Общая тривиальность поставленной задачи
Как сделать из ацтеков православную империю?
Царь, Бог, отечество!
Неизвестный ацтекский воин при штурме Константинополя
Еще в бытность оригинальной «Европы 2» на официальном форуме появлялись люди, которые хвастались завоеванием мира за какую-нибудь державу питекантропов. Они с восхищением рассказывали, как их воины с каменными топорами добили последнюю австрийскую дивизию в Гималаях — ведь патроны кончаются, а топорам сноса нет!
Сценарий игры за любое государство MMP, что находится за пределами «цивилизованной ойкумены», сам по себе довольно экзотичен, правда, создатели модификации постарались разнообразить процесс. Отныне вы можете под лозунгом историзма создать объединенную конфедерацию конголезских племен, а впоследствии принять православие и участвовать в крестовом походе против Стамбула или, играя за индусов, сосредоточиться на перекрещивании в буддизм местных исламских противников, проведя реформы по привезенным голландцами книгам по пороховой деятельности.
Прежде всего, забудьте о технологиях. Ну а такие вопросы, как толерантность и равные права всем религиям, африканских каннибалов волнуют еще меньше. Стройте армию и захватывайте соседние племена. Например, Япония в сценарии MMP разделена аж на 30 автономных областей — самурайских владений, в каждом из которых присутствуют свои ронины и монархи. При игре за японцев лучше всего перенести экспансию на континент — против Срединной империи Китая или корейцев. Но так как у японцев государственная религия — синтоизм, вы будете получать незначительные, но все же чувствительные минусы от буддистских провинций. Сосредоточив все силы на завоевании Японских островов, вы получите возможность объединить Японию, а после прибытия в XVI веке голландских и английских купцов принять христианство, сменив технологическую группу на современную. Да здравствует ранняя революция Мейдзи!
Китай — это Срединная империя Востока. Скучно, банально, если бы не постоянно обрушивающая череда смен династий и гражданские войны. Как гласит учебник по истории, с древности в Китае существовал термин «мандат небес» — так называлось особое «благословение бога», которое ниспускало высшее существо на правящий императорский дом. Так вот, никто не понимал, как происходит обретение этого мандата и как он теряется, но если император лишался благословения высших сил, вся страна понимала.... что настал полный мандат. При выборе Китая примите за данность, что вас постоянно будет мучить цикличность и возрастающее с каждым веком чувство дежа-вю, зато соседние державы мало что могут сделать против ста тысяч пехоты и ста конницы, сведенных в несколько армий под командованием конфуцианствующих генералов.
Африканские и латиноамериканские племена довольно интересны, так как с 1453 года вокруг них есть довольно много незанятых провинций, заселенных лишь туземцами. А ведь многие из которых располагают ценными товарами и сырьем! Отдавать прибывающим в XVI веке европейцам эти земли — в духе пословицы «отдать последнюю рубашку», поэтому с самого начала их нужно колонизировать. Но для этого нужно повышать значимость флота и открытые рынки, а у большинства аборигенов поначалу во внутренней политике царит фиаско.... Зато языческая религия толерантна ко всем вероисповеданиям, поэтому, если вдруг глупый белый дядя с континента в обмен на пару тонн золота продаст вам секрет атомной бомбы, общаться с иноверцами других континентов не составит труда. А если вам очень захочется, играя за Конго, принять православие, лучший сценарий — отвоевать у России или Турции православную провинцию, после чего дождаться там восстания и принять требования верующих. В итоге в этот день император Несауалькойотль подпишет пакт об смене религии на христианство, что его подданные во всех краях империи атцеков отпразднуют многочисленными демонстрациями и крестьянскими бунтами.
Плюсы:
-
Неисторические страны в большинстве своем ленивы и окружены такими же соседями. Между тем возможности MMP позволяют превратить практически любую страну «третьего мира» в то, чего сам игрок пожелает.
-
Отдаленность от большой европейской политики дает выбор различных вариантов.
-
Дешевая армия, войска, стабильность провинций и веротерпимость. Большинство ваших подданных не только не знает, что такое труды Монтескье, но до сих пор считает, что вы — это солнце, а солнце — это бог.
Минусы:
-
Если вы смогли прочитать имя атцекского императора абзацем выше, это совсем еще не значит, что вы умнее его! Шансы атцеков создать Третий рейх Гитлера примерно такие же, как выжить при испанском нашествии. Это самый экзотический сценарий игры, требующий досконального понимания предмета.
-
Отсталые технологии до конца игры. Качество армии не лучше, чем у туземцев в неколонизированных провинциях.
-
Если вы решите встречать у себя миссионеров из Европы, проводить политику открытых дверей и торговли пряностями, учтите, что доселе невинный, ковыряющий пальму камнем абориген может научиться читать... А ваша империя, воздвигнутая такими усилиями, может легко распасться.
Большинство игроков оригинальной «Европы» всегда разделялись на два лагеря. Одни жаждали интересной игры с мириадами настроек внутренней политики и жаловались на чрезмерную «предсказуемость» процесса, другие — наоборот, хотели православных Балкан, исламской Испании, возрожденного халифата и самых непредсказуемых исторических сценариев.
Теперь в MMP вы можете совершенно спокойно выбирать наш путь. Надеемся, что наши советы вдохновят вас не только на выживание в бушующем мире инноваций, страстей и бьющихся клинков, но и на смелые эксперименты в деле геополитических свершений.