Lionheart: Kings' Crusade

27.02.2011 11:39

Рецензия в ЛКИ: №01 2011

Представьте себе картину — через поле, вздымая клубы пыли, мчится бронированный клин рыцарской конницы. Отполированные латы блистают на солнце, земля вздрагивает под копытами лошадей, длинные копья целят прямо в грудь вражеским пехотинцам. Всадники врезаются в строй противников... и бесславно гибнут. Как и в настоящих сражениях, в Lionheart: Kings' Crusade битвы выигрывают армии, а не отдельные отряды. Пусть даже речь идет о грозных крестоносцах.

  • Формируем армию без слабых сторон
  • Учимся использовать разные виды войск
  • Налаживаем взаимодействие
  • Сводим потери к минимуму

Готовимся к бою

Если вы хотите уйти с поля брани победителем и покрыть свое имя славой на века, вам нужно освоить две науки: правильный выбор отрядов перед сражением и их грамотное взаимодействие во время боя. Иными словами, сформировать армию без недостатков — значит, уже обеспечить себе победу на 50%.

Стандартный состав войска таков:

  • 2/6 — лучники и/или арбалетчики;

  • 2/6 — пехотинцы для защиты стрелков, из них 1-3 отряда латников (в зависимости от вашей казны), остальные — пикинеры;

  • 1/6 тяжелой кавалерии;

  • 1/6 легких войск — один-два отряда кавалерии плюс один-два отряда пехоты (при дефиците золота всадниками можно пренебречь).

В зависимости от специфических условий боя это соотношение может меняться. К примеру, на равнине арабы могут наступать одной кавалерией — вражеская пехота будет безуспешно гоняться по барханам за конными лучниками, латники рассеют кавалерию неприятеля, а легкие всадники ударом с нескольких сторон довершат разгром измотанного противника.

Это важно: что касается тяжелой кавалерии, то в целом арабы получают за те же деньги более слабые войска, чем европейцы. Поэтому при сражении на ровной местности крестоносцам есть смысл делать ставку на конных латников, а подданным Саладина — на пикинеров.

Заполняя список отрядов, которые отправятся в бой, вы должны задать себе два вопроса. Первый: как я собираюсь побеждать? Основных вариантов не много. Если вы намерены прорвать оборону противника по одному из флангов — необходимо сделать ставку на тяжелую кавалерию. Хотите взять врага в клещи — потребуется легкая конница. Предстоит «игра от обороны» — можно набрать побольше пикинеров и лучников.

Вопрос второй: кто мне может помешать? Как и в любой стратегии, в Lionheart: Kings' Crusade на любой лом найдется свой прием. Пикинеры боятся лучников, лучники боятся легкой кавалерии, легкая кавалерия боится конных рыцарей, а конные рыцари теоретически не боятся никого, но на практике часто платят за победу чрезмерными потерями. Поэтому в армии всегда должно быть несколько отрядов, прикрывающих слабые стороны вашей основной ударной группировки.

Солдаты: инструкция к применению

Лучники и арбалетчики

Именно дальнобойные отряды, а вовсе не рыцарская кавалерия, определяют развитие событий на поле боя. Град стрел может согнать врага с насиженной позиции, остановить решительное наступление или, наоборот, вынудить неприятеля прорываться к позициям лучников.Отряды противника теряют боевой дух, просто попав под обстрел, а если они при этом несут потери, показатель «боевитости» падает еще сильнее. Иногда враги просто не успевают добраться до дальнобойных отрядов, впадая в панику еще на подходе.

Это важно: всегда помните о том, что стрелки могут нечаянно задеть своих. Если дальнобойные отряды ведут стрельбу из-за спин пехотинцев, лучше заранее прекратить огонь, чем скосить стрелами собственных солдат.

Первой целью стрелков обычно оказываются лучники и арбалетчики противника — дуэлью дальнобойных отрядов открываются многие сражения. Победа в этом «соревновании» сулит немалые дивиденды: подавив вражеских стрелков, вы заставите противника наступать, а это позволит дать несколько залпов по приближающимся солдатам практически в упор.

Чтобы обеспечить себе преимущество и избежать высоких потерь, можно пойти на хитрость. Отправьте перед стрелками в набег на позиции противника отряд легкой кавалерии. Вражеские лучники немедленно переключатся на него, однако нанести серьезного урона быстрым всадникам не смогут. Конница же, не доезжая нескольких метров до позиций неприятеля, должна развернуться и ехать назад. Повторяйте этот алгоритм до победного конца.

Это интересно: отряды, укрывшиеся в лесу, получают дополнительную защиту от стрел — однако вести огонь по оставшемуся «снаружи» врагу могут без всяких штрафов. Такой вот парадокс.

В обороне стрелки должны стоять в первом ряду, и чтоб пехотинцы в затылок дышали. Так дальнобойные отряды получат возможность «до упора» поливать стрелами врага, лишь в самый последний момент отступая за спины рукопашников (если вы сражаетесь против AI — используйте паузу, чтобы провести маневр вовремя). Противостоя наступающей кавалерии, так лучше не делать — не успеете перестроиться, да и существенный урон всадникам стрелки все равно не нанесут.

Если превратности судьбы заставили вас наступать пехотой, лучники опять же идут в первом ряду. Их задача — постараться отвлечь на себя вражеских стрелков или сократить число неприятельских пехотинцев (все зависит от того, насколько высоко вы оцениваете шансы своих рукопашников выиграть схватку без посторонней помощи).

На заметку: средневековая военная наука гласит: «Лучник на холме стоит пяти пехотинцев, лучник на равнине не стоит ничего».

Легкие войска

Минимизируем потери

В Lionheart: Kings' Crusade потери — главная проблема любого полководца, особенно в кампании. Да и во время отдельной битвы «перерасход» солдат может превратить почти достигнутую победу в поражение.

  • Не стесняйтесь использовать дешевые отряды в качестве пушечного мяса. Ситуации, когда какое-то из подразделений нужно подставить под удар, возникают регулярно, так что лучше всегда иметь под рукой отряд, который не жалко потерять и который можно легко заменить.

  • На ранних этапах кампании король — универсальное оружие, способное заменить целый отряд. При этом потерь он по понятным причинам не несет.

  • В кампании всегда можно дать ключевому отряду пропустить миссию, восстановив при этом треть состава. В сочетании с медиком (который в обязательном порядке должен быть при всех основных отрядах) вы получите восстановление примерно 60% солдат. Чтобы отсутствие подразделения не стало критическим, выберите наименее сложную битву. Специально отложите прохождение нескольких легких миссий на конец кампании, когда потери возрастут и отдых основным подразделениям будет требоваться регулярно.

В средневековых армиях легкая пехота была в подавляющем большинстве, но ее функции сводились к роли пушечного мяса. В Lionheart: Kings' Crusade ситуация та же. Урон подобные отряды наносят минимальный, живучесть у них ни к черту, поэтому в армии стоит держать одно-два самых дешевых подразделения — для использования в качестве живого щита (см. врезку «Минимизируем потери») или экстренного латания дыр в обороне. При таком обращении до конца битвы они часто не доживают — но кого это волнует?

Несколько более ценны пехотинцы, оснащенные метательным оружием (наемники из Стирии, нубийцы). Пусть они успевают отстреляться (вернее, «отбросаться») по врагу всего один раз, но сдвоенный или строенный залп копьями может изрядно проредить наступающие когорты и снизить их боевой дух. Если предстоит оборона, особенно против пехотной армии, — есть смысл заменить пару подразделений пикинеров на метателей копий.

Пикинеры в Lionheart: Kings' Crusade — это костяк обороны любой армии. С одной стороны, они стоят недорого и вы можете позволить себе понести серьезные потери. С другой — при лобовом столкновении копейщики способны серьезно потрепать любой отряд независимо от его силы. Именно пикинеры вместе со стрелками формируют «фронт» вашего построения, ими же следует по возможности прикрывать развертывание осадных орудий и маневры кавалерии.

Легкая кавалерия — пожалуй, самый специфический род войск из всех. В силу высокой скорости она может успевать на многих участках поля, но низкие боевые качества позволяют использовать ее лишь там, где не ожидается серьезного сопротивления противника:

  • Отвлекать на себя огонь стрелков (см. выше).

  • Разведка — подскакать к лесу, проверить наличие засады и в случае чего задать стрекача.

  • Глубокий фланговый охват — заехать в тыл противнику и грозить оттуда кулаком. Во-первых, враг получит минус к боевому духу, а во-вторых, вынужден будет выделить несколько отрядов — спину прикрыть.

  • Преследование бегущего противника.

    Это интересно: в кампании ваша легкая кавалерия представляет собой более грозную силу — всадники, добивающие врага, получают львиную долю опыта, а значит, растут в уровнях быстрее всей остальной армии.

  • Попытки выманить врага из обороны под стрелы и сабли коллег. Происходит это просто — подъехали вплотную к неприятельскому строю, подразнили, ускакали. Еще лучше сделать вид, что всадники пытаются обойти один из флангов (или покушаются на флаг), — противник наверняка вышлет часть войск на перехват.

  • Можно использовать кавалерию для ликвидации вражеских прорывов, но только в самых крайних случаях. Дешевле подставить под удар ненужный пехотный отряд. Всадники, пусть даже легкие, — вещь слишком ценная.

Тяжелые войска

С тяжелыми войсками все гораздо проще. Главная задача бронированных пехотинцев — стоять по месту главного удара противника, цементируя оборону. Если место главного удара предугадать невозможно (как чаще всего и бывает) — расставляйте латников вперемежку с пикинерами. Так они всегда смогут «поддержать» соседей, если станет жарко.

На заметку: нет смысла усиливать латниками и без того хорошую позицию. Солдаты на холме или в лесу и так будут чувствовать себя комфортно — тяжелую пехоту лучше поставить на равнину.

Старайтесь «отлавливать» латниками основные подразделения. Тяжелая пехота надолго свяжет их боем, что даст кавалерии возможность пройти по флангу, разогнать лучников и ударить недругам в тыл. В качестве наступающей силы эти медлительные рыцари не очень хороши. Хотя если у вас есть перевес в стрелках, а враг засел в обороне — можно подвести к его позициям лучников под прикрытием латников.

Тяжелая кавалерия — это ваш паровой каток. Правда, весьма хрупкий: одна схватка с чрезмерно большими потерями, и дорогой отряд потеряет возможность отработать потраченное на него золото. Бойцы данной весовой категории вообще не признают полумер. Имея хотя бы незначительное преимущество, они легко затопчут врага, без него — увязнут в бою надолго. Значит, это преимущество им надо создать.

На заметку: тяжелая кавалерия больше других родов войск выигрывает от присутствия капитана в отряде.

Если вы обороняетесь, держите своих всадников в тылу. Как только вражеские отряды увязнут в бою с передней линией, обходите их с фланга и бейте в спину. Наступать следует так: кавалеристы идут вперед вместе с остальными бойцами, однако перед самым вражеским строем останавливаются и пропускают прочих солдат вперед. Далее все так же: обходим схватку сбоку и бьем противника в тыл.

Кроме того, старайтесь рассеивать при помощи тяжелой кавалерии одинокие отряды противника, отбившиеся от основных сил, — как правило, они ничего не могут противопоставить латникам.

И вот нашли большое поле...

Оборона

  • Формировать оборонительное построение начинайте с дальнобойных отрядов. А их, в свою очередь, расставляйте, отталкиваясь от рельефа. Постарайтесь заранее прикинуть, по какому пути будет наступать враг, и располагайте стрелков так, чтобы его маршрут простреливался всеми лучниками.

  • Если у вас есть герои, они должны находиться на самом опасном участке обороны. Имеющиеся артефакты тоже следует раздать тем отрядам, которые примут на себя основной удар.

  • Старайтесь расставлять войска не в линию, а немного «полумесяцем» — так противнику будет сложнее обойти вас с флангов (особенно это актуально для сражений небольших армий, когда нет возможности выделить резервы для противодействия вражеским маневрам).

  • Засада в лесу — крайне полезная штука. И дело тут вовсе не во внезапном ударе сзади — такое даже с AI проходит редко. А вот обозначить свое присутствие в лесу и сидеть там, угрожая вражескому тылу, — хорошая возможность снизить боевой дух врага и отвлечь часть сил от основного сражения.

  • На всякий случай стоит повторить золотое правило любого стратега: лучше плохая оборона, чем хорошее нападение. Всегда старайтесь спровоцировать врага на наступление. Если не получается, соберите всех стрелков на одном из флангов, подведите к вражеской позиции и засыпьте ее градом стрел — возможно, это заставит врага стронуться с места. Сами наступайте только в том случае, когда сдвинуть противника с мертвой точки невозможно.

    На заметку: в деле выманивания врагов из обороны нет равных арабским конным лучникам. Своей тактикой «бей-беги» (или «стреляй-скачи»?) они способны вывести из себя любого противника.

  • Хорошая провокация — стоящий в чистом поле отряд лучников без всякой поддержки. Само собой, при условии, что либо рядом находится лес с засевшими в нем латниками, либо где-то неподалеку пасется кавалерия, готовая кинуться на помощь по первому свисту. Для такой хитрости требуется тонкий расчет, зато и плюсы от нее велики — от возможности оттяпать у врага один-два отряда до провокации противника на не выгодное ему наступление.

Наступление

  • Компьютерные полководцы имеют привычку отсылать отряды, чтобы захватить флаг или занять выгодную позицию. Поймать врага в тот момент, когда он разделил силы, — редкая удача, сулящая немалое преимущество.

  • Как показывает практика, по полю боя лучше всего передвигаться нестройной толпой (формация Horde). Разреженный строй позволяет существенно сократить потери от лучников, да и скорость отрядов будет выше.

  • Идеальная формация для рукопашного боя — клин (Wedge). Перестраиваться в нее нужно в самый последний момент, после того, как вы дойдете до врага.

  • Наступать через лес — одно удовольствие. Тем более что в Lionheart: Kings' Crusade даже тяжелая конница без особых проблем едет сквозь чащу. Если противник имел неосторожность занять оборонительную позицию рядом с зелеными насаждениями — обязательно воспользуйтесь его ошибкой.

  • Старайтесь давить врага массой. Направляйте все отряды в одну точку, сосредоточьте удар на одном из флангов. Ни в коем случае не нужно растекаться «мыслию по древу» (то есть — войсками по фронту).

  • Моральное состояние войск может стать ключевым фактором при равенстве сил, а то и принести победу армии, уступающей противнику в числе. Старайтесь использовать все возможные способы подорвать боевой дух врага: град стрел, рейды легкой кавалерии по тылам, и т.д.

  • Очень резко желание сражаться падает при виде отступающих товарищей. Обрушиваясь всей массой на противника, выбирайте слабый отряд, который легко обратить в бегство. Стоит дрогнуть паре наиболее «податливых» подразделений, как сработает принцип домино, и в бегство обратится значительная часть вражеских сил (за исключением самых стойких).

  • Весьма действенная тактика — пытаться обойти врага с двух флангов одновременно. При этом первым начинает движение небольшой отвлекающий отряд, а остальные силы с некоторым опозданием выдвигаются с другой стороны. Противник обязательно начнет разрываться, пошлет против наступающего отряда большие силы, чтобы раздавить его с минимальными потерями, — тогда отряд-приманка отступит под защиту лучников, а на ослабленные позиции врага обрушится удар основных сил.

  • Если при обороне возвышенность — подарок судьбы, то при наступлении — совсем наоборот. Атакуя врага, укрепившегося на холме, приготовьтесь к большим потерям. Что можно посоветовать? Выбирайте для подъема наиболее пологие участки, начинайте штурм сразу с двух, а то и с трех направлений. Если стрелки врага бьют не навесом, а прямой наводкой (так бывает, когда они стоят впереди рукопашников) — двигайтесь по спирали, это позволит снизить потери.

  • Отдельный разговор — осада вражеских городов. Тут, к сожалению, придумать какую-нибудь хитрость практически невозможно. Ждите, когда осадные орудия проделают в стене дыру побольше, а потом кидайтесь к ней все толпой. Вперед засылайте лучников — пусть они отгонят вражеских солдат от пролома, что позволит вашим бойцам более или менее спокойно пролезть внутрь. Живой щит в данном случае актуален как никогда.

  • Если вражеские войска сели в оборону на одной из улиц — пошлите часть войск в обход по соседнему переулку и ударьте им в тыл (правда, иногда улицы оказываются непроходимы из-за того, что отряды натыкаются на невидимую стену, — такой вот баг).

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо