StarCraft II: Wings of Liberty
Рецензия в ЛКИ: №09 2010
Сегодня мы поговорим о том, как победить противника, который уже успел изучить ваш стиль игры и подобрать к нему противодействие. Огромное число начинающих игроков, научившись одному эффективному развитию, начинают следовать ему в каждой своей партии.
Смотрите на видео... |
|
Сыграв десяток-другой игр по одному и тому же сценарию, игрок заучивает его до автоматизма. Благодаря отточенным действиям можно без особых проблем преодолеть бронзовую, серебряную и даже золотую лигу... Но вот дальше начнутся проблемы. Внезапно выясняется, что замечательная тактика, принесшая столько побед, в алмазной лиге вдруг перестает работать. Длинная череда проигрышей — и игрок начинает искать ошибку в развитии, но не находит ее. Потому что проблема не в тактике. В более сильной лиге сидят «тертые» игроки, давным-давно подобравшие «контры» ко всем типовым развитиям. Для них ваши выверенные по секундам действия — легкий путь к победе, поскольку, разузнав, как вы собираетесь развиваться, они заранее готовят противодействие.
Возьмем для примера очень эффективную тактику протоссов, основанную на постройке четырех врат искривления и пилона неподалеку от вражеских позиций. Небольшой отряд выдвигается в атаку, к пилону безостановочно призываются подкрепления и оперативно присоединяются ко всеобщей свалке.
Но против опытных игроков эта тактика не работает. Терраны легко отобьются от натиска с помощью бункеров и грамотной застройки, после чего задавят протосса технологиями. Зерги просто станут производить войска вместо рабочих и возьмут свое массой. А протоссы одолеют превосходящие силы противника с помощью силовых полей.
Чтобы побеждать в высшей лиге, стандартными тактиками не обойтись. Придется хитрить, изворачиваться, на лету менять стиль игры и регулярно тасовать варианты стартового развития. О том, как этому научиться, и пойдет речь в этом уроке.
Случайные связи и постоянные партнеры
Чтобы совершенствовать свои навыки, есть два пути. Первый — участие в рейтинговых матчах, где система будет подбирать максимально близких по уровню игроков. Этот подход хорош тем, что вы можете применять одну и ту же тактику много раз подряд, испытывая ее на новых случайных соперниках. Однако вы никогда не знаете, чего ждать от случайного соперника: будет ли он играть агрессивно или от обороны, готовиться ли к ранним атакам, диверсиям или какой-то непонятной экзотике. А главное — с соперником вряд ли удастся договориться о реванше.
Еще есть вариант «своя игра» — партия без рейтингов со знакомым соперником. Для тренировок я бы посоветовал выбирать именно его — с постоянным партнером можно изучить сильные и слабые стороны тактики, рассмотреть различные нештатные ситуации, проработать варианты дальнейшего развития после неудачной атаки.
Вновь рассмотрим пример с тактикой протосса, использующей четверо врат и пилон. Предположим, противник раскрыл ваш план и приготовился к отражению атаки. Теперь есть два варианта дальнейших действий — продолжить гнуть свою линию и все-таки додавить противника не числом, так умением, либо же резко поменять тактику — построить вторую базу или уйти в развитие технологий. Узнать, какой вариант оптимален, можно лишь многократно повторив эту ситуацию и испробовав разные варианты. Впрочем, в данном конкретном примере я бы посоветовал чаще прибегать ко второму варианту — резкая смена курса чаще приводит противника в замешательство, он замыкается в обороне и отдает инициативу.
Кроме того, наверняка не раз будут случаться ситуации, когда ваша первая атака отбита без особых потерь и нужно быстро принять правильное решение. Вариант написать «gg» и сдаться мы с негодованием отметем, а остальные будут зависеть от следующих факторов:
-
Идет ли противник в контратаку или какое-то время собирается сидеть в обороне. Второе гораздо предпочтительнее, поскольку дает время на обустройство дополнительной базы или проведение важных исследований.
-
Насколько производство армии помешало развитию экономики. Если тактика не подразумевала развитие сильной экономики, выгоднее будет повторить атаку при первой же возможности. Со второй попытки есть шанс одолеть расслабившегося оппонента, а вот догнать его по темпу добычи ресурсов будет уже затруднительно.
-
Какие технологии есть в распоряжении противника. Если он успел вырваться вперед по развитию, его необходимо срочно догонять. Неудачная атака вкупе с технологичным отставанием гарантированно будет стоить вам партии.
-
Особенности карты и расположения. Если игроки оказались вдалеке друг от друга, это создает дополнительный запас времени между нападениями. Им можно воспользоваться для постройки второй базы или исследования технологий, в то время как маленькие карты побуждают к мгновенной контратаке. Тут уже приходится думать о глухой обороне и только потом — о дальнейшем развитии.
Возвращаясь к разнице между игрой со случайным и постоянным соперниками, заключим, что первый вариант хорош, чтобы проверить тактику на работоспособность против разных встречных стилей и отточить ее до блеска. А тренировочные партии с одним и тем же оппонентом учат менять тактику и подстраиваться под ответные действия. После десятка партий и вы, и он уже будете прекрасно представлять себе, чего ожидать друг от друга. Придется проявить немалую фантазию, чтобы найти, чем его удивить — быстрыми атаками, диверсионными операциями, захватом дополнительных баз. Чем разнообразнее, тем больше шансов запутать противника, не позволить ему «прочитать» вашу игру. В то же время научиться самому предугадывать его действия крайне немаловажно. Вот несколько советов:
-
Определите его стиль игры — агрессивный, оборонительный, экспансивный, диверсионный.
-
Запомните его привычки, маршруты движения разведки и транспорта, любимый состав армии.
-
Узнайте его любимые карты и, если будете играть с ним на турнире, вычеркните их из списка.
-
Найдите слабые места. Если он забывает о разведке — устраивайте засады. Если подолгу запирается на базе прежде чем атаковать, — распространяйтесь по карте.
Стандартные тактики на все случаи жизни
Стандартные тактики предназначены для того, чтобы эффективно противостоять большинству возможных развитий вашего противника — когда вы не знаете, чего ждать, разумнее всего может быть подготовиться сразу ко всему. Они включают в себя отражение ранних атак, предупреждение диверсий и выход в технологическое преимущество с последующим уничтожением противника массой. Помимо всего прочего, стандартное развитие дает неплохую экономическую базу и известную гибкость при выборе атакующих сил.
Стандарт терранов в игре против протоссов заключается в постройке двух казарм — одной с лабораторией, а другой — с реактором. Это позволяет строить достаточный спектр войск, пригодный как для раннего нападения, так и для отражения вражьих вылазок. Если вы вознамеритесь строить побочную базу, второй командный центр лучше ставить прямо у себя на возвышенности — там его легче оборонять, а к минералам он может прилететь и своим ходом. Станций наблюдения, как правило, строится две — и МУЛы, и «просветка» не бывают лишними. В дальнейшем терран достраивает еще пару казарм, завод и космопорт, в котором начинает производство медэваков, — и с этого момента может считать, что он максимально подготовился к любым неприятностям.
Зерги при стандартном развитии строят омут рождения на четырнадцатом лимите, сразу за ним — экстрактор, а затем берут курс на захват побочной базы, перемежая заказ рабочих постройкой войск. Такое развитие позволяет отбиваться от ранних атак и попыток застроить зергов бункерами или фотонными пушками. А после появления побочной базы уже можно думать, чем давить врага.
Стандарт протоссов против терранов выглядит как постройка трех врат и одного завода робототехники, что позволяет как отбиться от ранних атак морпехов с мародерами, так и атаковать возможную дополнительную базу противника. А наблюдатель даст информацию о действиях террана и не позволит бесчинствовать невидимым банши.
А против зерга протосс традиционно захватывает дополнительную базу под прикрытием фотонных пушек (либо войск из трех врат искривления) и укреплением на захваченных позициях. При равном количестве баз преимущество все-таки за протоссом.
Если вы знаете, как против вас будут играть
Если предположить, что противник вам уже знаком или же своевременная разведка пролила свет на его ближайшие планы, можете считать, что вы заполучили большое преимущество. Примерно представляя, как он собирается поступить в ближайшее время, вы можете к этому как следует подготовиться и поступить с максимальной для себя выгодой. Итак...
-
Если противник играет агрессивно, просто дожидаетесь его атаки, отбиваете ее (тут важно не гнаться за развитием, а для начала обеспечить себе численное преимущество в войсках), а затем по обстоятельствам — либо контратакуете, либо пользуетесь передышкой и уходите в развитие, закрепляя свое преимущество.
Пример из практики: на ранней стадии одного из турниров мне в противники попался знакомый игрок-зерг. Я уже встречался с ним ранее и помнил, что он сначала развивал ускорение для зерглингов, убивал небольшой группой разведчика, а затем присоединял к ней отряд тараканов и шел в атаку. Естественно, о побочной базе в этом случае можно и не помышлять, зато, если сделать правильную застройку, такая группа не сможет через нее прорваться. Поставив пару врат у подъема, я перегородил оставшийся проход одним зилотом и продолжил строить врата искривления, добывая газ сразу из двух ассимиляторов. В проходе я при этом держал только часового, зилота и сталкера, чтобы дезинформировать противника о составе моей армии. Когда он предсказуемо забежал в проход всем своим зоопарком и принялся грызть зилота, я поставил два силовых поля спереди и сзади, заперев зергов в проходе. Подоспевшие сталкеры с часовыми почти без потерь перестреляли угодивший в ловушку отряд. Отбив атаку, я перешел в наступление и быстро довел партию до логического финала.
-
Если противник любит занимать базы, ему можно и нужно всячески мешать. Эффективнее всего охоту к стремительной экспансии отбивают так называемые тайминговые атаки — то есть совершаемые в строго определенный момент, когда важен не столько состав и численность армии, сколько верно угаданное время. Например, нападение на побочную базу, когда она уже достроилась, но еще не начала приносить прибыль: отменять ее уже поздно, а оборонять не так-то просто. Или прорыв в тот момент, когда противник начал развивать технологии, но еще не довел исследование до конца.
Вот несколько советов, которые позволят вам эффективнее совершать тайминговые атаки:
-
Разведка, разведка и еще раз разведка. Кто владеет информацией, владеет миром.
-
Элементарная практика. Чем больше игр вы сыграете, тем лучше будете понимать, что и в какой момент происходит.
-
Анализ своих игр, особенно неудачных. Не пренебрегайте просмотром записей; если вы отыщете в своих действиях ошибку, то сможете оперативно ее исправить.
-
Общение с игроками и совместный разбор игр. Собственные ошибки не всегда просто заметить, да и жаркие споры гораздо увлекательнее анализа повторов.
Пример из практики: в полуфинале одного из крупных турниров мне в противники попался лучший зерг Европы (и по совместительству мой хороший друг) — mTw.Dimaga. Мы часто вместе играем и тренируемся, так что знаем друг друга как облупленных. Я развивался стандартно — через трое врат искривления и дополнительную базу. Разведка донесла, что Dimaga построил омут рождения и экстрактор, причем все личинки он тратит на заказ рабочих. Логично было предположить, что он планирует развиваться в ускоренных зерглингов. Но как понять, ограничится ли он ими, или в ход пойдут еще и тараканы? А может, он и вовсе задумал улучшить инкубатор до логова? Обычно, если планируются только зерглинги, игрок накапливает сто единиц газа на улучшение и отправляет рабочих за минералами — ведь веспен больше не нужен. Но как перед смертью успел заметить разведчик, Dimaga продолжил собирать газ и приступил к постройке побочной базы. Я спокойно продолжил развитие, тоже обзавелся второй базой и в какой-то момент выдвинулся к противнику небольшим отрядом из полудюжины часовых под прикрытием зилотов и сталкеров. Кто ж знал, что все это время Dimaga строил исключительно зерглингов сразу из двух инкубаторов, полностью пренебрегая рабочими? Я поступил ровно так, как от меня ждали, — вышел на открытое пространство, где был моментально пожран огромной стаей. Не выручили даже силовые поля, которые всенепременно спасли бы положение, останься я у себя на базе. А так я сумел отбиться только у себя на возвышенности, потерял побочную базу и уже не сумел вернуть инициативу.
-
-
Если противник предпочитает устраивать подлости, проще всего держать всю свою армию где-нибудь неподалеку от линии минералов, чтобы иметь возможность быстро устранить диверсионный отряд. Сразу после этого можно двигаться в контратаку или занимать побочную базу. Если же база чересчур разрослась и защитить ее непросто, армию стоит разделить на две части — одна половина продолжит бдеть у минералов, вторая займется патрулированием периметра.
Пример из практики: в одной из турнирных игр я столкнулся с сильным терраном, предпочитающим высадки десанта, налеты банши и прорывы геллионами к рабочим. Я решил перестраховаться и сыграть надежно — без спешки со второй базой и выхода в высокие технологии. Все, что у меня было, — трое врат искривления и робототехнический завод, где я первым делом заказал наблюдателя и отправился на разведку. Разведка выявила космопорт с лабораторией. Я никогда не видел, чтобы этот игрок пользовался услугами ворона, значит, планируются банши. Первым делом я заказал второго наблюдателя (первый рисковал не успеть вернуться к моменту атаки), а к линии минералов подвел сразу троих сталкеров. И совершенно правильно сделал, так как первый вертолет не замедлил появиться и начать отстрел рабочих, но три сталкера с часовым быстро с ним разобрались. После этого я заказал побочную базу и еще долго гонялся за вторым невидимым вертолетом, затем прикрылся фотонными пушками и пошел в атаку.
Тактики
И на закуску самое приятное — новые тактики. Все три развития примечательны тем, что позволяют оперативно переключиться с одного вида войск на другой, тем самым немало удивив противника, который решил было, что ему удалось разгадать ваш план.
Терраны против протоссов
Невидимые банши с последующим переходом в танки
Лимит | Что делаем |
6 | Имеющихся КСМ отправляем добывать минералы, в командном центре заказываем нового. |
7 | Строим КСМ. |
8 | Строим КСМ. |
9 | Строим КСМ. |
10 | Строим хранилище. |
10 | Строим КСМ. |
11 | Строим КСМ. |
12 | Заказываем казарму. |
12 | Строим КСМ. |
13 | Строим КСМ. |
13 | Строим перерабатывающий завод. |
14 | Строим КСМ. |
15 | Отправляем двух дополнительных рабочих на добычу газа. |
15 | Строим хранилище. |
15 | К этому моменту у нас достроится казарма, в которой нужно заказать морпеха, а рабочего, который ее строил, — отправить на разведку. |
16 | В командном центре заказываем улучшение «станция наблюдения». |
16 | Строим хранилище. |
17 | Заказываем морпеха, убиваем вражеского разведчика (если он все еще шныряет по нашей базе). |
17 | Строим второй перерабатывающий завод. |
17 | После появления станции наблюдения вызываем МУЛа. |
18 | Заказываем КСМ. |
19 | Заказываем морпеха. |
19 | Переводим двух дополнительных рабочих в только что появившийся перерабатывающий завод. |
19 | Строим завод. |
20 | Заказываем КСМ. |
20 | Заказываем пристройку «лаборатория» к казарме. |
21 | Заказываем КСМ. |
23 | Когда пристройка будет готова, заказываем первого мародера. |
23 | Заказываем в лаборатории улучшение «фугасные снаряды». |
24 | Заказываем КСМ. |
24 | Строим космопорт. |
26 | Заказываем второго мародера. |
27 | Заказываем КСМ. |
27 | Вызываем МУЛа. |
28 | Заказываем КСМ. |
28 | Меняем местами космопорт и казармы, экономя время на постройку лаборатории. |
31 | Заказываем первую банши. |
32 | Заказываем КСМ. |
32 | Заказываем улучшение на невидимость для банши. |
32 | Пристраиваем к казармам лабораторию. |
32 | Вызываем МУЛа. |
34 | Заказываем мародера. |
35 | Заказываем КСМ. |
35 | Заказываем хранилище. |
36 | Заказываем КСМ. |
38 | Заказываем геллион. |
40 | Заказываем мародера. |
43 | Заказываем банши. |
Развивайтесь согласно таблице. После того как достроится вторая банши, направляйте вертолеты к рабочим противника. Перебейте столько рабочей силы, сколько успеете, а заодно разведайте обстановку на вражеской базе. Если противовоздушной обороной соперник не озаботился, продолжайте террор. Но если вы видите у него завод робототехники и много сталкеров — пора перестраиваться на производство танков.
Закажите лабораторию к заводу. Как только она достроится, начинайте производство танков, а в лаборатории исследуйте для них переход в осадный режим. Когда достроите второй танк, начните строительство нового командного центра — место под него лучше заранее укрепить парой бункеров. Продолжайте производить пехоту и танки, пока не накопите мощный ударный кулак, — если противник все еще ожидает от вас авианалетов, вы без проблем его сомнете. В случае если он выдвинется в атаку сам, оторвите от добычи минералов несколько КСМ, чтобы ремонтировать бункеры и танки.
Преимущества:
-
Ранняя диверсия может здорово пошатнуть позиции противника.
-
Танки отлично справляются с ватагами сталкеров.
-
Ваша вторая база будет изначально неплохо защищена.
-
Уйма возможностей чтобы провести тайминговую атаку.
-
Сильная экономика.
Недостатки:
-
Уязвимость на ранней стадии игры.
-
Вам будет практически нечего противопоставить вражеской авиации.
-
Потеря темпа вследствие перехода на танки.
-
Стратегия подразумевает затяжную игру, быстро победить, скорее всего, не получится.
Протоссы против терранов
Темные тамплиеры с переходом в ускоренных зилотов
Лимит | Что делаем |
6 | Имеющиеся зонды отправляем на добычу минералов, в нексусе заказываем нового. |
8 | Строим зонд. |
9 | Строим зонд. |
9 | Возводим первый пилон. |
10 | Строим зонд. |
11 | Строим зонд, применяем способность «искривление времени» для ускорения его постройки. |
12 | Строим еще один зонд. |
12 | Заказываем врата. |
13 | Строим зонд, снова применяем способность «искривление времени». |
14 | Строим зонд. |
14 | Заказываем ассимилятор. |
15 | Строим зонд, вновь используя способность «искривление времени». |
16 | Строим зонд. |
16 | Заказываем пилон. |
17 | Строим зонд. |
17 | Как только достроится ассимилятор, посылаем на добычу газа троих рабочих. |
17 | Начинаем строительство кибернетического ядра. |
18 | Строим зонд, используя способность «искривление времени» |
19 | Строим зонд. |
19 | Заказываем второй ассимилятор. |
20 | Строим зонд. |
20 | Заказываем пилон. |
21 | Строим зонд. |
21 | Посылаем три зонда на добычу газа. |
23 | Заказываем сталкера. |
23 | Заказываем улучшение на врата искривления. |
24 | Заказываем зонд. |
24 | Строим вторые врата. |
25 | Заказываем часового. |
26 | Строим зонд. |
26 | Строим третьи врата. |
27 | Заказываем зонд, используя способность «искривление времени». |
29 | Заказываем зилота. |
30 | Заказываем зонд. |
31 | Заказываем зонд. |
32 | Заказываем зонд. |
32 | Строим сумеречный совет. |
32 | Строим пилон. |
34 | Заказываем часового. |
35 | Заказываем зонд. |
37 | Заказываем сталкера. |
39 | Заказываем зилота. |
40 | Заказываем зонд. |
40 | Строим пилон. |
40 | Строим «темное святилище». |
40 | Исследуем «врата искривления». |
40 | Строим пилон поближе к базе противника. |
41 | Заказываем зонд, используем способность «искривление времени». |
42 | Заказываем зонд. |
42 | Строим врата. |
42 | Строим пилон. |
44 | Призываем сталкера. |
46 | Призываем сталкера. |
48 | Призываем сталкера. |
50 | Призываем темного тамплиера. |
52 | Призываем еще одного темного тамплиера. |
Развивайтесь согласно таблице. Как только появится второй тамплиер, выдвигайтесь всеми силами к базе противника. Выпустите вперед тамплиеров. С некоторой вероятностью противник уже понемногу копит армию в проходе к своей базе. Если это так — запускайте тамплиеров в самую гущу войск и начинайте резню.
Если же на подходах к базе вас встретит только застройка, постарайтесь поскорее ее пробить — два тамплиера сносят хранилище в момент. Проделав дыру в обороне, загоняйте внутрь всю свою армию. Одного тамплиера отправляйте в сторону рабочих, вторым прореживайте войска. Вместе держать их неразумно, так как терран может применить «просветку» и засечь сразу обоих. А так хоть один да выживет и продолжит наводить шорох.
На заметку: если противник применит «просветку» до того, как хранилище рухнет, стоит попытаться отступить и вернуться, когда она закончится.
Но если к моменту вашего появления противник уже озаботился ракетными турелями или вороном, тактику стоит резко поменять. Срочно возвращайте армию к себе на базу. В сумеречном совете заказывайте улучшение на скорость зилотов, а на все свободные минералы производите самих зилотов в огромном количестве, слегка разбавляя их часовыми. Теперь осталось дождаться атаки противника — если он предпочел наземные войска, армада зилотов без проблем с ними управится. Главное — дождаться исследования скорости; в случае необходимости противника можно
Купить ноутбук в Донецке для гейминга, работы и учебы: на что смотреть
Интернет казино Аврора: как получать бонусы и играть на деньги?
Сколько места занимает электрощит умного дома?
Индивидуальный тренер по единоборствам: путь к мастерству
Как выбрать надежное официальные казино pickup-casino.pro на Андроид для игры на деньги.