World of Tanks
Рецензия в ЛКИ: №10 2010
В этой книге я гораздо больше стремился описать развитие танковых войск с точки зрения солдат, которым приходилось иметь с ними дело.
Гейнц Гудериан, «Achtung, Panzers!»
Однажды наступает момент, когда обычное времяпровождение в World of Tanks наскучивает. Кажется, что команды, состоящие из совершенно случайных людей, постоянно едут не туда, стреляют не вовремя и вообще изо всех сил стараются проиграть. Игра во взводе с друзьями спасает на некоторое время, но потом и этого становится недостаточно — три человека способны удержать один фланг, но не более. И если все остальное поле боя осталось за противником, даже они не смогут долго продержаться...
Так что же делать, если бросать игру не хочется, но так играть сил больше нет?
Выбираем дивизион
Собирайте свою команду из четырнадцати-пятнадцати человек — и вперед! Чемпионаты, Лига танков и бои рот уже ждут, когда вы покажете всем, где «тигры» зимуют!
Но для начала, пока вы собираете команду, давайте посмотрим внимательнее, где же может участвовать ваша новорожденная сборная мечты.
Чемпионаты проводятся разработчиками время от времени. Их правила могут отличаться — например, к первому чемпионату допускались только команды, составленные из техники одной нации. А на чемпионате «Операция «Уран» этого ограничения уже не было и можно было свободно совмещать «Фердинандов» и ИС-3. Игры здесь идут по системе «плей-офф», когда в следующий тур проходит только команда-победитель из каждой пары. В случае ничьей считается, что обе команды проиграли, и обе остаются «за бортом» турнира.
Лига танков — начатый недавно турнир, который обещают сделать постоянным. Проводится по смешанной схеме: сначала команды делят на группы, в которых они играют по круговой системе. Победа приносит три очка, ничья — одно, а поражение оставляет ни с чем. Результаты суммируются, и две команды с наилучшими проходят в финальную часть турнира, где играют с победителями других групп по системе плей-офф.
Лига поделена на три дивизиона: юниорский, где техника ограничена шестым уровнем и на команду полагается 60 очков; чемпионский — восьмой уровень техники, 90 очков на команду; и абсолютный — без ограничений.
Это важно: стоимость танка в очках равна его уровню в «дереве исследований». Так, например, первоуровневый танк МС-1 будет стоить всего одно очко. А вот ИС-7 обойдется команде уже в десяток.
Ротные бои — недавнее нововведение, позволившее наконец-то играть полными командами, а не только взводами по трое. Собираете компанию в пятнадцать человек с танками на сумму от 70 до 90 очков — и сражаетесь против таких же собранных команд. Выбор противника и карты случаен, зато за игру начисляются опыт и кредиты, так необходимые настоящему танкисту. Но учтите, что пока не введено деление рот по уровням входящей в них техники, и не удивляйтесь, если вашу роту КВ радостно встретят ИС-7 и «Маусы».
Все три разновидности по-настоящему командной игры похожи, но действительно серьезные требования к планированию боя и личным навыкам игроков предъявляют чемпионаты и игры Лиги танков. Опыт и кредиты — это, конечно, хорошо, но игровое золото, которое достается победителям этих соревнований, все же получше. Да и престиж — тоже не последнее дело. Так что цена поражения становится на несколько порядков больше, чем в простой свалке рота на роту, а в чемпионатах поражение вообще фатально и непоправимо. Как же подготовиться к игре, чтобы повысить свои шансы?
Первый шаг к победе
Итак, команда собрана, техника распределена, очки посчитаны и полностью соответствуют регламенту мероприятия, в котором вы собрались участвовать. Организаторы назначают карту, на которой будет проходить бой, и противников... Что дальше? Сразу в бой — и после нас хоть потоп?
Стоп. Немного подождите и подумайте — а как вы, собственно, планируете побеждать? Место будущей решающей битвы вам наверняка знакомо — карт пока не так много, чтобы не изучить их за время, проведенное в случайных боях. И вроде бы для каждой карты уже выработана победоносная тактика: тяжелые танки медленно уползают вон за ту горочку, противотанковые САУ вон в тех кустах прячутся, а артиллерия, как всегда, в лесок. Представили расстановку? А теперь забудьте ее, как страшный сон. В первую очередь потому, что эту тактику знают все — и свою будут рассчитывать так, чтобы наверняка переиграть «стандартную расстановку». Особенно это верно, если вам противостоит не такая же недавно собранная команда, а хорошо сыгранная рота одного из кланов.
Пример из практики: дело было на карте «Утес». По уже хорошо устоявшейся традиции, тяжелые танки там уходят за гору с маяком — там их не достает вражеская артиллерия, тропинку на противоположном краю контролируют одна-две ПТ-САУ (ведь все равно там никогда никто не пойдет в атаку!), а быстрые прорывы средних танков обычно устраивают по центральному плато.
А что мы получили в бою, когда попытались следовать этой простой и неизменной схеме? Пока наши «тяжи» ползли к горе, по дорожке прошли три волны вражеской техники: легкие разведчики отвлекли на себя огонь противотанковых пушек, потом средние танки закрепили контроль над территорией... и финальная точка — тяжелый танк, прочно обосновавшийся в недоступном для нашей артиллерии месте и не дававший высунуться никому. И все это — при активной поддержке АРТ-САУ. Неудивительно, что ПТ оказались смяты, артиллерия «засвечена» и перебита за считанные секунды, а вернувшиеся тяжелые танки застали уже только дымящиеся остовы нашей техники и шквальный огонь врагов...
Какие из этого можно сделать выводы? О, очень много, было бы желание! И, поскольку оно есть, перечислим их все по пунктам.
Пункт первый: постарайтесь вообразить, как будет играть противник. Для этого нужно хотя бы примерно представлять состав их команды — очень удобно с этим в боях Лиги танков, где постоянно появляются скриншоты, удостоверяющие результаты уже отыгранных битв. На чемпионатах с этим сложнее: там придется анализировать состав команды противника по данным, которые доступны на сайте, и прикидывать, на чем этот игрок может выехать на текущий бой. В бою со случайно подобранной ротой все еще хуже — там решения о выборе тактики придется принимать за те секунды, которые проходят перед началом боя.
На заметку: кое-какую информацию о составе и тактике команды противника можно получить от тех команд, с которыми ваш нынешний противник уже сыграл. Только помните, что не все игроки одобряют подобный «шпионаж».
Что можно извлечь из собранной информации, кроме представления об общем уровне навыков вражеской команды? Обилие средних танков обычно обещает быструю игру — ждите удара с самых неожиданных направлений, а дальше уж как повезет: или вы успеете уничтожить их по мере появления красных точек на радарах, или они соберутся в «волчью стаю СТ», о которой упоминается в игровых подсказках на загрузочных экранах, и при поддержке артиллерии уничтожат вас. В этом случае раннее обнаружение противника особенно важно, чтобы успеть, в случае необходимости, подготовиться к встрече. В крайнем случае можно попытаться разминуться с их ударной группой и выйти к вражеской базе, понадеявшись на то, что вы захватите ее раньше, чем потеряете свою.
Пример из практики: дело было на карте «Ласвилль». По общему решению на заболоченное ущелье решили внимания не обращать — танки слишком уж сильно теряют в нем скорость. А учитывая нашу надежду на «кулак» из трех «тяжей», отправлять их туда означало бы верную смерть. Потому тяжелые танки поехали в городок, а по ущелью улетел одинокий разведчик.
Он успел доехать только до горки в центре — а из-за другой ее стороны его радостно поприветствовали вражеские Т-34-85, с фатальным для разведчика результатом. Но благодаря ему тяжелые танки успели вернуться и поражение вышло куда менее разгромным, чем если бы они совсем оставили базу.
Если в команде противника много противотанковых САУ — скорее всего, вам «повезло» попасть на любителей глухой обороны. Если это так, то основной опасностью для атаки будут кусты. Ну, и ПТ, прячущиеся за ними. Очень часто обнаружить такого «подкустовного выползня», особенно если это профессионал с тренированным на маскировку экипажем, можно только врезавшись в него... или после того, как он выстрелит, — а это почти гарантированные потери с вашей стороны.
В таком бою от разведчиков нужна не столько скорость, столько осторожность и умение взаимодействовать с артиллерией. А от артиллеристов — скорость реакции и повышенное внимание, чтобы замечать даже тонкие трассеры бронебойных снарядов и вычислять, из каких кустов прилетел «подарок» союзному «тяжу».
Использовать тяжелые танки как основную ударную силу начинают уже в играх чемпионского дивизиона Лиги и выше. До того КВ и их американские аналоги слишком хорошо пробиваются практически всеми орудиями. Тем не менее, если вам выпало играть на городской карте с обилием узких улочек, тяжеловесы могут быть очень опасны.
Перевес в сторону артиллерии — обычно далекие отголоски форумных споров о том, что этот тип боевых машин превосходит все остальные. На самом деле все не так просто, да и точность стрельбы САУ недавно вновь снизили... Так что постарайтесь уничтожить первую волну вражеских разведчиков, и полдела уже будет сделано.
Но как бы хорошо вы ни подготовились к бою, противник все равно может преподнести вам неприятные сюрпризы. И для того, чтобы этого не случилось, служит...
Разведка
Легкие танки-разведчики по привычке несутся вперед и бессмысленно погибают — а ведь медальки «разведчик» здесь не выдают... А что мешало, завидев врага, развернуться и уйти назад, попутно сообщив своей команде, что там-то идут столько-то танков врага? Или выехать на заранее оговоренные позиции, затаиться в кустах, оглядываясь вокруг себя?
Вообще, есть два стиля ведения разведки, и споры об их преимуществах не прекращаются. Первый, активный, особенно любим водителями маневренных, неплохо бронированных и сравнительно хорошо вооруженных танков: «Леопардов», PzKpfw III и им подобных. Такой разведчик старается за счет маневренности уйти из-под вражеского огня. Конечная цель — обычно уничтожить артиллерию и легкие ПТ-САУ противника.
Плюсы: даже одинокая «наглая блоха» неизбежно вносит в ряды врага сумятицу. Часть танков отвлекается на нее, САУ, понимая, что их сейчас будут бить, стараются сменить позиции, выдавая свое местоположение, продвижение вражеской команды замедляется, давая вашим силам время занять позиции.
Минусы: как ни крути, а, столкнувшись с крупными силами противника, уцелеть очень сложно: сорванная гусеница — это верная смерть. Учитывая время, за которое нацеливается союзная артиллерия, вам очень повезет, если она успеет выстрелить хотя бы дважды. Обычно дело ограничивается одним неприцельным залпом. «Засветив» базу врага слишком рано, вы не получите особо ценной информации — в первые секунды боя там неизбежно будет бесформенная каша танков, из которой невозможно понять, кто и куда едет.
Вывод: активная разведка требует очень хорошего взаимодействия с союзной артиллерией. САУ должны заранее нацелиться в тот квадрат, к которому стремится разведчик. До подхода к базе первоочередные цели для них — противотанковые САУ, которым проще всего остановить быстродвижущийся танк.
Наиболее осмысленным такой вариант разведки будет в боях формата юниорского и, в меньшей степени, чемпионского дивизионов — в «младшей» лиги маленький скоростной танк со злой пушкой может существенно потрепать врага. Но чем прочнее техника врага, тем меньше смысла бросаться на нее и, скорее всего, терять разведчика.
Второй вариант — пассивная разведка. Тут важнее не то, сколько танк сможет прожить под огнем, а то, насколько быстро он займет позицию. Соответственно, для него удобнее использовать советские быстроходные аппараты — особенно танки серии БТ.
Это интересно: брать БТ-2 в команду в качестве разведчиков стало модно после того, как польская команда 1st PAD Polish Vodka Squad одержала победу над командой «Центурион» — чемпионами турнира ЗБТ на русскоязычном сервере.
Естественно, для того, чтобы занять стратегически важный куст, можно использовать и «Леопарды», и любой другой быстрый танк, но обычно лучше сэкономить несколько очков, чтобы «утяжелить» остальную команду. Несколько лишних миллиметров брони уже не играют роли — в столкновении с ИСами судьба и «Лео», и PzKpfw III, и БТ-2 одинакова: скорая и неотвратимая гибель. Если очков не хватает даже на танки второго уровня — не стесняйтесь набирать в разведвзвод первоуровневые «трактора» T1 Cunningham и МС-1 (немецкий Leichtetraktor все же слишком медлителен). Жить им недолго, стрелять ни в кого не нужно, а «засвет» от них не хуже, чем от любого другого танка.
Такому разведчику-сидельцу стоит не полениться и установить дополнительное оборудование: маскировочную сеть и стереотрубу. И главное — помнить, что любое шевеление гусеницами, равно как и выстрел, мгновенно лишает его всех преимуществ скрытности.
И самое главное: ни в коем случае нельзя игнорировать сведения, полученные от разведчиков. Если вы видите, что противник действует совсем не так, как вы ожидали, — не стоит слепо придерживаться заранее выбранного плана. В игре, как и в жизни, такое поведение ведет только к одному результату — поражению. Но ведь нас устраивает только победа! И, чтобы достичь ее, нужна...
Атака
То, что атаковать нужно, не обсуждается. Хорошо выстроенная оборона — это замечательно, но единственное, к чему может привести игра в защите, так это к ничьей после истечения времени раунда.
Главные вопросы в другом: как и чем атаковать? На первый из них ответ дан уже давно: сила атаки бронетанковых войск во внезапности и массовости. Создайте превосходство сил на том участке фронта, где противник этого не ждет, — и останется только закрепить и удержать победу. Нащупать слабину в оборонительных порядках врага — задача разведчика. Затем же по ней нужно нанести удар максимально возможными силами. Распылите свою команду по всему фронту — например, пытаясь заткнуть все возможные дыры одним-двумя танками, — и вас просто сметут.
Это важно: при выборе направления атаки и мест организации обороны помните об артиллерии! В идеале свои САУ должны поражать все цели, как только вы их встретите, а вражеские, наоборот, не иметь такой возможности. Чтобы понять, где можно ездить, а где нет, стоит устроить тестовые стрельбы в тренировочной комнате.
Ответ на вопрос «чем атаковать?» сложнее и зависит от нескольких вещей. Во-первых, у каждого игрока вашей команды наверняка есть тип техники, на котором он предпочитает играть. И нет ничего хуже, чем посадить заядлого «птшника» на средний танк, — как бы он ни хотел, он будет продолжать играть на нем, как на противотанковой САУ. Не соблазняйтесь заявлениями вроде «С последним патчем этот класс техники стал сильнее всех!». Идеального состава все равно не существует, да и, как ни крути, побеждает не техника, а тот, кто ею управляет.
Второй фактор — максимально доступный уровень танков. Например, в юниорском дивизионе Лиги танков — шестой. Из тяжелых танков самым надежным в этом случае будет КВ-3 — американские ТТ и соуровневый КВ-1с ему все же уступают. Выбор средних танков на этом уровне вроде бы пошире, но большинство все равно оказывается за бортом. В сухом остатке, после размышлений, остаются только Т-34 и Т-34-85 — хорошо вооруженные и маневренные, и VK3601(H), который с полным правом называют «почти ТТ». Отдельного упоминания стоит очень полезная пушка хеншелевского прототипа — 7,5 см KwK 41 L/58 konisch. При стрельбе подкалиберными снарядами она пробивает 225-мм броню, чего с запасом хватает для любого танка, который может встретиться в этом формате боев. Выбор артиллерийской поддержки для этого дивизиона уже не столь однозначен. С одной стороны, советские САУ шестого уровня — СУ-14 и С-51 — способны уничтожить любой встреченный танк, а радиус разлета осколков у их фугасов такой, что попадать точно в корпус не обязательно. С другой, после недавнего урезания точности стрельбы артиллеристских установок перезарядка длиной 20-30 секунд — слишком дорогая цена промаха. Кроме того, углы горизонтального наведения советских арт-САУ не так уж велики, и выходит, что они могут переносить прицел без существенной потери точности только в довольно узком коридоре. Немецкие и американские САУ (до седьмого уровня) проигрывают советским в уроне, но зато стреляют чаще и могут накрывать большую площадь без доворота корпуса.
Так что выбор таков: если на карте есть направление, которое нужно гарантированно удержать — ущелье Ласвилля, например, или дорога на правой стороне карты «Монастырь», — ставьте на него СУ-14, С-51 или (в чемпионском дивизионе и выше) GW-Tiger. А в пару к нему можно взять еще одну-две САУ послабее, чтобы иметь возможность быстро отреагировать на изменения обстановки — остановить вражеское наступление или еще больше поддержать свое.
Но какую бы технику вы ни выбрали, общий порядок атаки обычно таков: тяжелые танки завязывают бой, а средние, пользуясь тем, что противник увлечен «тяжами», стараются обойти его с фланга и заползти в тыл. Если вы решите следовать именно этому плану — не устраивайте перестрелку в узком проходе, оставьте быстрой технике место для маневра! Иначе все усилия, скорее всего, пропадут даром — времена, когда на средние танки могли не обращать внимания, уже прошли. Теперь все знают, насколько опасным может быть их шквальный огонь.
На заметку: помните, что любое попадание в танк сбивает его прицел. Даже если броню не пробьете, вы этим подарите союзнику несколько ценных секунд безопасности.
Атака силами только средних танков возможна и может быть успешной, но в этом случае резко возрастают требования к умению танкистов. Шустрый «середняк» может вертеться вокруг ТТ, постоянно уходя от ответного залпа. Но если таких «середняков» больше двух-трех, появляется опасность столкновения. Да и попасть под выстрел товарища в толчее легче легкого. Так что действия «плотной группой» нужно отрабатывать отдельно.
И последнее: если атака «с налету» не удалась, не стесняйтесь отступить. Простая рекомендация, о которой тем не менее постоянно забывают, — и проигрывают, потому что танки прут на убой, вместо того чтобы отойти назад и выманить противника под огонь союзной артиллерии.
Так же и в обороне: если противник отступает, не спешите за ним вдогонку, если не уверены в своем превосходстве. Лучшее, что ждет опрометчивых, — «подарок» с неба от артиллерии.
И что бы ни ждало вашу команду в боях, помните еще об одном: ни один, даже самый лучший, план битвы испытания боем не прошел. Тренируйтесь, учитесь принимать решения быстро и не бояться импровизировать — и тогда вам покорятся самые сложные противники.