Excessive Speed
Предоставлено журналом Игромания
Дмитрий Бурковский
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Можно, я буду несколько необъективен? Признаться, очень уж люблю всякие «гонялки» на маленьких автомобильчиках. Испытываю к ним привязанность, понимаете ли… И, могу вас уверить, я не одинок. Феномен популярности top-down racer'ов странен сам по себе – идея до предела проста (примитивна?), содержание тоже недалеко уходит, смысла особого вроде нет, а играют ведь… Интересно, что по поводу увлечения на этот раз уже совсем небольшими машинами сказал бы старина Фрейд?
Мое личное знакомство с игрушками, подобными Excessive Speed, началось достаточно давно. И не с Ironman'а, как многие могли подумать, а с неизвестного и теперь уж точно Богом забытого игрового автомата, то ли от Atari, то ли от Taito. Вид сверху, схематически изображенная трасса, единственный спрайт единственного авто, две кнопки управления и бесконечный азарт от сражения с живым соперником. Поверьте мне, это была вещь. Потом, конечно, пришло время «заболеть» и Ironman'ом, и, конечно же, MicroMachines, и уже относительно недавними Death Race и Ignition вкупе с великолепной Grand Theft Auto. Но ни модель автомата, ни название той самой первой игры мне узнать до определенного момента долго не удавалось. Печальная получалась история…
ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ
Ладно, не будем о грустном, ибо у меня сегодня праздник. Впрочем, он продолжается вот уже несколько дней, а впереди (я уверен!) ещё не одна бессонная ночь и горячее желание пройти все трассы , завершить все виды чемпионатов и заполучить все разновидности автомобилей. В чем ключ к успеху? Как-то не задумывался над этим вопросом – игра мне интересна, и виной тому, скорее всего, самодостаточность процесса. «Не тормози!» жутко увлекает именно из-за того самого желания «пройти ещё чуточку дальше». Гениальная идея разработчиков – заставить игрока открывать новые трассы не банальным завершением чемпионата в ранге лидера, а просто показывая лучшие результаты в каждом из видов отдельных заездов на уже доступных треках. Пришел первым – получи звезду, показал лучшее время – держи ещё одну. Собрал три – вперёд, тобой открыта новая трасса и, как следствие, новые области для установления очередных рекордов и будущих маршрутов. И эта гонка не прекращается ни на минуту: прошел один чемпионат – добро пожаловать в другой, получил одну машину – в погоню за новой. Мотивация не пропадает никогда, причём никому не важно, в каком порядке всё это делаешь. С таким подходом даже не возникает желание расставаться с игрой. Конечно, если не «заткнешься» где-нибудь к концу. Что вполне возможно – эта вещь действительно сложна.
ERASE/REWIND
Сначала просто не соображаешь, как вообще здесь можно что-то выиграть. Противники давно ушли вперёд, бонусы явно не помогают, автомобиль болтается от борта к борту, а впереди ещё три круга дикого ритма. Понимание приходит где-то ближе к середине первого часа (впрочем, к кому как). Вроде начинаешь нормально «ловить» повороты, держать машину на заносах и избирать правильную траекторию. Еще через полчаса уже удается избегать противников и грамотно применять бонусы. Последних, кстати, весьма много, и соперник их с удовольствием использует, так что их полезность понимаешь довольно быстро. Особенно это касается излюбленного «приза» – ракетного ускорителя и его усовершенствованной версии. Ибо главное – придти первым. Про соперников можно забыть. Только вряд ли они будут вести себя столь благородно по отношению к вам. Эти ребята управляют своими автомобильчиками четко, в большинстве случаев обходя на поворотах и лишая вас места предельно точными выстрелами. Иногда возникает ощущение, что компьютер себе нагло подыгрывает и что его болиды явно быстрее. Впрочем, это совсем не обязательно – скорее, связано это с тем, что AI допускает гораздо меньше ошибок, чем его разумный оппонент перед экраном. Кроме того, иногда ведомые компьютером гонщики совершают довольно глупые (и оттого более «человеческие») поступки. Впрочем, в этом они нам не конкуренты – мы совершим их гораздо больше, уверяю вас.
Проблема в том, что пара серьезных столкновений за игру – и всё, мо жно начинать с начала. Противник, если вы его пропустите вперёд и ошибетесь где-нибудь на повороте, уже не даст себя обогнать. Самое смешное, что удары и шатания от одного борта к другому – постоянный спутник не только начинающего гонщика. Главный бич «Не тормози!» – нежелание разработчиков расставаться с красотами созданных с таким трудом и любовью трасс. Декорации, безусловно, хороши (об этом чуть позже), но зачем же загромождать ими всё окружающее пространство? Конечно, авто просвечивается сквозь горы и строения, но куда, позвольте, делся сам трек?! Как можно управлять машиной, не видя того, по чему ты едешь?!! Ладно, ладно, можно. Но единственный способ – выучить маршрут в свободном режиме. Иногда кажется, что это довольно легко – трассы действительно небольшие. Но, несмотря на всю скоротечность гонки, продержаться в одном ритме и не вылететь удаётся очень и очень редко. Пара столкновений с вашей стороны – и вперёд, заветная комбинация «Escape-Переиграть-Да».
ГРАФИКА И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
Надо быть справедливым – иногда возникает мысль, что разработчики всё-таки поступили правильно, когда не стали убирать декорации, а сделали из них чуть ли не основное действующее «лицо». Что и говорить, они очень красивы. А также ярки и разнообразны, каждая трасса – это новый мир, каждый – со своими обитателями и спецификой. Множество мелких деталей и прекрасная анимация придают игре некий шарм, утонченность. Всё-таки приятно ездить по «живым» дорогам с посторонними персонажами, вроде пингвинов из аквапарка, вертолетов над Лас-Вегасом или птеродактилей в мрачном и странном аналоге Лондона. И двухмерность подобные игры отнюдь не портит, особенно если вспомнить, во что превратили MicroMachines 3D.
И всё же хорошая графика и грамотный процесс получения новых автомобилей и трасс здесь не главное. Намного важнее то, как реализована сама игра. Машинки вертятся, врезаются, бьются о борта соперников, стреляют, скрипят шинами и разваливаются на части. Физика соответствующая: авто плавно поворачиваются, их заносит на поворотах. Что ещё надо? Классический Rock'n'roll Racing. Не знаю почему, но «Не тормози!» ассоциируется у меня больше всего именно с этой игрой. Общность стиля и духа, что ли. Да и стрельба в подобных играх – явление нечастое (я бы вспомнил ещё Death Race). А где выстрелы, там и взрывы. С ними, кстати, связан самый интересный вид соревнований – заезд на «аккуратность», где вы соревнуетесь не столько с тенью и временем соперника, сколько со своим умением управлять машиной вообще, так как одно столкновение приводит к неизбежному окончанию игры. Вот везде бы так!
«ПОЖАЛУЙСТА, ГОВОРИТЕ ПО-РУССКИ!»
«Но позвольте! – воскликнут некоторые. – Причём же здесь русское название игры?!» Объясняю: «Не тормози!» в бытность свою Excessive Speed оказалась под пристальным вниманием российской компании Snowball Productions, приготовившей нам этот небольшой сюрприз. Локализовано всё, что можно было локализовать в аркаде. Не столь важно для подобной игры, зато очень приятно. Да и в опыте по переводу на русский язык команде Snowball не откажешь – за их плечами серьезная работа по полной русификации (и переработке) таких вещей, как «Дон Капоне», «Война и мир» и «Ярость».
Что же касается самой игры, то не знаю, как вам, но мне она пришлась по душе. Несмотря на кажущуюся начальную сложность и некий дисбаланс. Просто очень быстро находишь нужный ритм и включаешься в соревнование. А вот покинуть его уже довольно сложно…
Да, чуть не забыл. У той печальной истории в начале моего рассказа всё-таки был счастливый конец. Однажды в 1994г. мы с друзьями, прогуливаясь в пасмурный осенний день по набережной одного курортного городка на южном побережье Великобритании, случайно забрели в зал старых игровых автоматов. Каково же было мое удивление, когда в одном ряду с Asteroids и Gauntlet я нашел ту самую свою первую гоночную игру. Ею оказалась оригинальная версия Rock'n'Roll Racing, впоследствии неоднокатно переизданная (последний раз – в 1995г.) Классика жанра! Прямой предок и идейный прародитель Excessive Speed, или «Не тормози!», как вам будет угодно.
СОВЕТЫ
Главная причина, по которой не успеваешь за компьютером, помимо столкновений, разумеется, – слишком большой занос. Старайтесь всегда сокращать его, делая поворот как можно более коротким. Только всё равно старайтесь проводить его как можно плавней, особенно, если угол не очень резкий.
В поворот старайтесь входить по внутреннему радиусу (но не касаясь ближайшей стенки!), тем более, когда соперник находится непосредственно перед вами. Таким образом вам удастся одновременно и отпихнуть его при боковом столкновении, и заметно снизить скорость, сделав её вполне приемлемой для удачного окончания маневра.
Используйте любую возможность срезать, поэтому обязательно изучите трассу перед стартом соревнований. В идеале для начала лучше попрактиковаться, заодно заработав по звезде в заездах на время и аккуратность, а уж потом приступать к «большой игре».
Среди бонусов встречается очень много бесполезных вещей, вы же в первую очередь старайтесь хватать «ремонт» и «ускоритель».
Обратите внимание, что компьютер использует большинство бонусов сразу. Если он впереди, то идеальный вариант избежать неприятного сюрприза – это пересечь его траекторию. Он обязательно выстрелит в вас.
Один из вариантов сдерживания преследователей – собирание большинства бонусов у них на пути с целью лишения их тактического превосходства.
Если у вас появилась возможность использовать «приз» – делайте это. В любом случае он у вас пропадет, как только получите новый. Разве что включать ускорители на особо крутых поворотах не стоит…