Startopia
Предоставлено журналом Игромания
Игорь Савенков
Dungeon Keeper в Космосе
Так можно охарактеризовать «Стартопию». Сие и немудрено, поскольку под именем MuckyFoot скрывается команда разработчиков, ваявших первого «Хранителя Подземелий». Суть дела осталась примерно той же самой, но в космическом обличии: к вам на станцию через порт приходят всякие «алики» (от слова alien — пришлые, чужаки, словом, пришельцы), рассматривая вашу станцию как некий оазис в космосе, где можно отдохнуть и удовлетворить все свои потребности (здоровье, сон, еда, гигиена, любовь, развлечения, религия). Этих же «аликов» можно и нужно нанимать на работу во всяческие здания: подсобными рабочими, врачами, учеными, охранниками и т.д. Ваша задача — развивать станцию, отстраивая всяческие здания, проводя научные исследования, торгуя с другими расами и воюя с конкурентами, осваивающими ту же станцию, но начавшими с других отсеков.
Станция
Вся космическая станция разбита на отсеки и имеет три уровня (палубы).
Нижняя — техническая палуба: на ней размещается подавляющая масса зданий.
Средняя — развлекательная палуба: на ней располагается... хм... как бы бордель (Love Nest — для удовлетворения потребности в любви) и все здания, удовлетворяющие потребность «развлечение».
Верхняя — биодек: здесь выращиваются растения, дающие сырьевые кубики. Сюда же любят заходить все «алики» просто так — отдыхать и повышать тем самым свое настроение. На этой палубе ничего не строится — только монахи могут сами воздвигнуть здесь свой храм.
В самом начале игры каждый игрок имеет только по одному сектору на каждой палубе; сектора располагаются друг над другом и соединяются друг с другом лифтами. Затем можно расширяться, захватывая все новое сектора — однако эта операция обычно стоит денег. Чтобы присоединить к своей территории соседний сегмент, надо сначала отыскать в самом углу сектора Bulkhead (это такая «тумбочка» с красным уголком) и щелкнуть по ней правой кнопкой мыши. Тогда появится панелька с изображением замка, а под замком будет стоять цена, которую вам надо заплатить за открытие новой секции. Если цена вас устраивает, щелкайте по панельке левой кнопкой мыши. Тогда стена отъедет и откроет доступ в соседний отсек. Правда, может оказаться, что он уже кем-то занят (дальнейшая информация — в разделе «БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ»). Поскольку станция имеет форму бублика, то, пройдя по всем отсеком в одном направлении, вы неминуемо вернетесь в точку старта.
Строительство
Кубическое строительство
Сначала поговорим о Hardplans — это такие кубики темно-синего цвета, которые как бы материализуют какой-либо объект. Попросту говоря, имея такой кубик, вы можете щелкнуть по нему правой кнопкой мыши, в результате чего появится панелька, по которой надо щелкнуть левой кнопкой мыши, чтобы «раскрыть» объект. Тогда появляется как бы план здания, который можно вращать и перемещать в поисках лучшего места. Если план закрашен краснымf цветом, значит, что-то мешает строительству. Найдя подходящее место (план должен окраситься в голубой цвет), щелкните левой кнопкой мыши — и бравые роботы начнут процесс строительства.
Однако совсем не обязательно выискивать нужный кубик и щелкать по нему. Можно поступить проще — достаточно только щелкнуть по полу правой кнопкой мыши, затем в появившейся панели щелкнуть левой кнопкой мыши по Hardplan Items и в открывшемся меню выбрать нужное (главное, чтобы этот кубик у вас просто был в наличии). Не рекомендуется держать кубики разбросанными по полу — рано или поздно такие кубики просто исчезают (как бы тают — намек на космическую коррупцию?). Для сохранности их надо держать в «руке» или на складе (Cargo Hold). Склад вмещает 36 кубиков, но его еще надо построить, тогда как «рука» есть всегда — это такой стек, который появляется в правой части экрана; однако в «руку» вмещается не более 10 кубиков. Чтобы вынуть кубик из «руки», щелкните левой кнопкой мыши по свободному пространству на полу; чтобы взять кубик в «руку», щелкните по нему левой кнопкой мыши.
Следующий вопрос: откуда берутся кубики?
Базисные кубики вам обычно даются бесплатно в самом начале миссии.
Кубики можно покупать у заезжих торговцев (равно как и продавать их им).
Сырьевые кубики можно выращивать на верхней палубе станции — биодеке.
Кубики можно производить на фабрике, если вам известна соответствующая технология.
Технологическое строительство
Но есть и другой способ строительства — без кубиков, при наличии соответствующей технологии. Например, чтобы построить спальню (Berth), можно и не иметь кубик Berth, если вам известна технология Berth. Просто щелкните по полу правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберете Berth.
Замечания
Некоторые здания требуют размещения в них дополнительного оборудования. Например, в Berth необходимо поместить кровати — Slumber Pods; чем больше вы их поставите, тем больше «аликов» смогут отдохнуть в одной спальне. У таких зданий необходимо задавать размеры в процессе строительства; также во всех них необходимо ставить двери (дверей может быть несколько). Любое такое здание можно будет затем отредактировать — например, чтобы поставить дополнительные кровати. Чтобы сделать это, щелкните по зданию правой кнопкой мыши, и в появившейся панели щелкните левой кнопкой мыши по средней кнопке. Кроме того, в таких зданиях можно размещать и необязательные штучки, типа ночных ламп освещения — все эти штучки нужны затем, чтобы ваша станция более пристойно выглядела и притягивала к себе больше посетителей.
Примечание: если вы жмете на кубик, а он не хочет «раскрываться», значит, вы пытаетесь построить здание не на той палубе.
Биодек
Это самая верхняя палуба, на которой ничто не строится. Разве что Храм, но монахи возводят его самостоятельно. Эта палуба предназначена, прежде всего, для выращивания различных растений, дающих сырьевые кубики. Кроме того, по этой палубе любят прогуливаться «алики» просто ради отдыха, а некоторые не прочь и поплавать.
Эту палубу можно перекраивать по своему усмотрению, меняя климат (температуру и влажность), рельеф местности и уровень воды. В зависимости от климата на биодеке произрастают различные растения, принося различные плоды в виде сырьевых кубиков; кроме того, разные расы предпочитают разный климат (см. Таблицу №01).
Таблица 1 Климатические условия биодека |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Чтобы выращивать растения, необходимо нанять фермеров-кармарам (karmarama). Фермеры самостоятельно сажают все растения, в соответствии с климатом. Однако собирать урожай должны вы сами. Для этого надо щелкнуть по растению правой кнопкой мыши. Если растение уже вызрело, на его месте появится соответствующий кубик, если нет — вы увидите над растением «ореол спелости»: чем больше в ореоле красного цвета, тем спелее плод. После вызревания отмеченное таким образом растение автоматически даст свой урожай. Но если щелкнуть по растению второй раз, то ореол исчезнет, и растение будет по-прежнему считаться неотмеченным. Затем весь урожай можно собирать в «руку» и переносить на склад; эту работу можно оставить и роботам, однако есть опасность, что они не успеют перетащить все, да и, возможно, придется отрывать их от более насущных дел.
Растения можно использовать еще одним способом — в качестве украшений станции. Для этого их можно рассаживать в специальные биогоршки. Чтобы посадить растение, щелкните по нему левой кнопкой мыши — растение переместится в «руку». После этого щелкайте левой кнопкой мыши по горшку — и растение окажется там. Горшки можно ставить как вне, так и внутри зданий. Растения значительно украшают вашу станцию и притягивают к ней больше посетителей.
Научные исследования
Научные исследования хороши тем, что вы получаете независимость от торговцев в плане приобретения соответствующих зданий. К примеру, ваши посетители жалуются на плохой отдых — ясное дело, надо строить спальню (Berth), а торговца еще надо ждать. Ну вот он прибыл, а спальню не предлагает или заламывает баснословную цену. Непорядок. А имей вы технологию Berth, вы можете хоть всю палубу заставить спальнями, причем по среднестандартной цене.
Все исследования проводятся в лаборатории (Laboratory). Лаборатория относится к числу настраиваемых зданий, то есть размер здания вы можете выбирать, сообразуясь со своими аппетитами и доступным местом. Строя лабораторию, учтите, что в ней надо разместить несколько рабочих столов (Workbench) размером 2х1 и анализатор (Analyzer) размером 3х3. За рабочими столами работают ученые, в качестве которых надобно нанимать двухголовых Turakken (один ученый — на один стол). Анализатор — это такая хитрая штука, в которую вы должны бросать для исследования кубики-Hardplans. Кубики бросаются из «руки» щелчком левой кнопки мыши. К примеру, если вы бросите кубик Berth, то в результате изучите технологию Star Motel. Все технологические цепочки приводятся ниже:
Industrial Materials — Scuzzer MkI — Scuzzer MkII — Scuzzer MkIII
Industrial Materials — Scuzzer MkI — Security Scuzzer — Security Control — Security Column — Lockdown Brig
Industrial Materials — Scuzzer MkI — Recharger — Power Booster — Energy Collector
Industrial Materials — Factory — Cargo Hold
Hardware Supplies — Port — Star Dock — Viewing Gallery
Hardware Supplies — Comsensor — Laboratory — Workstation — Microscope — Replicator
Hardware Supplies — Berth — Star Motel — Space Inn — Palace Galactica
Food Supplies — Dine-o-Mat — Rough Bar — Recreational Bar — Cocktail Bar — Slug Apartment
Luxury Goods — Music Shop — General Store — Computer Store — Combat Store — Curiosity Shop — Leisure Store
Luxury Goods — Love Nest — Disco — Holodrome
Medical Supplies — Sick Bay — Dispenser — Medi Bed — Z-Ray Scanner
Litter — Litter Bin — Lavotron — Recycler
Mineral Ores — Bench — Corridor Lamp — Plaza Fountain
Black Market Goods — Roulesse Wheel
Alien Artefact — Oroflex
Заметьте, что все цепочки стартуют с сырьевых кубиков, выращиваемых на биодеке. Вместе с комнатой вы получаете и все оборудование комнаты. Например, если вы изучили технологию Berth, то вам автоматически становится известной технология Slumber Pod, позволяющая ставить кровати.
Иногда исследования дают «осечку» — в этом случае вместо ожидаемого продукта вы получаете «улучшенный вариант» старого: например, Improved Berth вместо Star Motel. «Улучшенный» вариант — это просто фикция; к примеру, никакого здания Improved Berth вы на самом деле не получаете.
Производство
Для собственного производства кубиков надо построить фабрику (Factory) и нанять рабочих — Salt-Hogs (чем больше, тем быстрее будет идти дело). Далее надо щелкнуть по фабрике правой кнопкой мыши и в появившемся меню выбрать категорию, а в ней — то, что вы хотите произвести. Можно выбрать сразу несколько кубиков в различных категориях — тогда они встанут в очередь на производство. Заметьте, что вы можете производить только то, что уже изучили в лаборатории — то бишь, технология чего вам уже известна.
Кубики лучше не производить для строительства — гораздо проще строить, пользуясь технологиями (см. второй способ строительства в разделе «СТРОИТЕЛЬСТВО»). И это отнюдь не дешевле: дело в том, что на работу фабрики все равно расходуется энергия, которая и войдет неявным образом в цену кубика. К тому же вам еще придется ждать, когда будет готов кубик, а при технологическом строительстве вы строите сразу же.
Кубики полезно производить для двух целей: для торговли и для исследований. Причем можно последовательно исследовать всю технологическую цепочку. К примеру: вы бросаете в лабораторный анализатор кубик Hardware Supplies и на выходе получаете готовую технологию «Berth». Затем вы производите на фабрике кубик Berth и отдаете его в лабораторию, чтобы получить следующую технологию — Star Motel и т.д.
Торговля
Во многих миссиях торговля является основным источником доходов — так что отнеситесь к этому делу со всей серьезностью. Зарабатывать на торговле можно двумя способами.
1. Занимаясь простой перепродажей, ничего не производя. Здесь игра идет на разнице цен на одни и те же товары у разных рас. Например, у Greys очень дешевое медицинское оборудование, которое высоко ценится у Sirens. У Sirens, в свою очередь, дешевые развлекательные заведения, за которые Greys готовы выложить большие деньги. Думаю, не надо объяснять, чего у кого покупать и кому загонять. Но вы можете особо и не ломать голову, припоминая, что и у кого выгодно покупать. Просто смотрите на меню торговли:
В левой колонке (1) отображается то, что вам продают, в правой (2) — то, что вы можете продать. Если сделка выгодная, то возле товара стоит несколько улыбающихся зеленых рожиц (как возле Sick Bay и Sick Bay Waiting Couch в данном случае), если невыгодная — несколько красных (как возле Black Market Goods в данном случае).
2. Можно выращивать сырьевые кубики на биодеке и продавать их кому угодно (желательно, конечно, подороже). Способ хорош тем, что вам не надо никого дожидаться и ничего высчитывать. Более того, их можно продавать вездесущему торговцу Ароне, который всегда регулярно навещает вас, тогда как для торговли с другими расами надо обязательно построить Star Dock и Comsensor.
Посетители
Потребности и настроение
Поговорим теперь собственно о посетителях — «аликах». Они приходят на вашу станцию в качестве «постояльцев», ищущих удовлетворения своих потребностей, коих всего семь: здоровье, еда, гигиена, любовь, развлечения, сон и религия. Все потребности удовлетворяются в соответствующих местах (см. Таблицу №02). Пусть, к примеру, посетитель захотел поспать — тогда он идет в Berth и залезает в кроватку. Но все это не просто так — за пользованием Berth посетитель выложит некоторую сумму, которая пойдет на ваш счет, так что посетители обеспечивают вам постоянный приток доходов. Правда, этот приток не такой уж и большой и сравним с расходами на поддержание зданий (они потребляют энергию при своей работе). Плату за посещение всех зданий можно менять на соответствующей панели, которая вызывается щелчком правой кнопки мыши по соответствующему зданию. (Кстати, можно менять плату и за вход через порт — таким путем вы можете еще и регулировать поток посетителей, прибывающих на вашу станцию.)
Таблица 2 Потребности и их удовлетворение |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Насколько удовлетворены все потребности посетителя — таким и будет его настроение. Настроение можно узнать, глядя на пиктограммы над фигурками посетителей. Если это улыбающаяся желтая рожица — значит, все в порядке, посетитель всем доволен. Если ему чего-то не хватает — об этом будет свидетельствовать соответствующий знак. К примеру, зеленый крест означает, что посетитель озабочен своим здоровьем и хочет посетить медпункт (Sick Bay) (полный перечень пиктограмм смотрите в Таблице №02). Можно сразу же получить общую сводку обо всех посетителях. Для этого надо щелкнуть по рожице (1) на вечно присутствующей панели в левом верхнем углу экрана. Затем в появившейся панели выбрать закладку Overview. Далее смотрите на группу (2) столбиков над пиктограммами настроения.
Если какие-то потребности не совсем удовлетворены (то есть существуют посетители, у которых они не удовлетворены), тогда соответствующих столбик будет желтым (в данном случае это «еда», «любовь» и «сон») — вот вам и прямое указание строить соответствующие здания (или расширять возможности уже имеющихся).
А неудовлетворенный посетитель — плохой посетитель: побродив еще немного по станции и не удовлетворив свою потребность, он просто уйдет оттуда, унося в кармане свои денежки, которые он мог бы потратить у вас. И это в лучшем случае. В худшем случае он станет устраивать какие-нибудь пакости (может даже подложить бомбу). Кроме того, неудовлетворенного посетителя невозможно нанять на работу — вот об этом мы сейчас и поговорим подробнее.
Работники
Однако посетители нужны вам и для другой цели — в качестве работников на целом ряде зданий, иначе такие здания просто не будут функционировать. Например, недостаточно построить медпункт (Sick Bay) и оснастить его диагностическим оборудованием (Diagnostic Unit) — надо еще, чтобы за этим оборудованием работали врачи. Причем для определенной деятельности можно нанимать строго определенные расы. Подробнее мы поговорим об этом в следующем разделе «РАСЫ», а сейчас заметим для примера, что в качестве врачей надо нанимать Greys.
Чтобы нанять посетителя, надо щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и на появившейся панели нажать на вашу эмблему (1):
Если посетитель всем доволен, он радостно подпрыгнет и пойдет работать в нужное здание. Если чем-то неудовлетворен — отрицательно мотнет головой и откажется служить вам.
Но есть и более простой способ найма на работу: можно обозреть сразу всех посетителей и сразу же определить, кто готов к сотрудничеству. Для этого надо щелкнуть все по той же рожице (1), а на появившейся панели выбрать закладку Visitors.
Поскольку вам нужен специалист для какой-то конкретной работы, то на нижней строчке с иконками рас (2) оставьте только иконку нужной расы (все остальные убираются/восстанавливаются щелчком левой кнопки мыши). Далее смотрите на последний столбик — Mood (настроение). Там должна быть желтая улыбающаяся рожица, означающая, что посетитель всем доволен. Щелкните по соответствующей строчке (3), и иконка посетителя появится в правом верхнем углу панели (4). Щелчок по этой иконке — и камера автоматически перенесется к выбранному посетителю, тогда вы и сможете его нанять (щелчком правой кнопки мыши).
При выборе потенциального работника следует учитывать его деловые характеристики.
Skill — попросту умение работать, определяющее эффективность или скорость работы.
Dedication — преданность своему делу. Чем выше эта характеристика, тем реже работник отвлекается по своим нуждам и больше времени уделяет своей работе.
Loyalty — преданность лично вам. Чем выше эта характеристика, тем больше невзгод может претерпеть работник, прежде чем решится покинуть вашу станцию.
Чем выше эти характеристики, тем лучше работник, но и тем дороже обойдется его найм (вы платите только один раз — при найме на работу; в дальнейшем никакого жалования не выплачивается). Советую нанимать «аликов» с высокой характеристикой Skill, пренебрегая Dedication и Loyalty — в конце концов, содержите вашу станцию в приличном состоянии, и никуда работники от вас не денутся. На Loyalty стоит обращать внимание разве что при найме бойцов — чем выше Loyalty, тем скорее они откликаются на ваши приказы.
В заключение отметим, что работников стоит поощрять, повышая их ранг. Обычно это обходится в незначительную сумму, зато на радостях поощренный работник может приняться за работу с удвоенной энергией, позабыв о кое-каких своих потребностях. Этот эффект будет выше, если работник сам ожидает повышения. Чтобы узнать об этом, проще всего перейти на закладку Residents и посмотреть на столбик Rank. Если там есть мигающие клетки, значит, именно эти работники ожидают повышения. Чтобы повысить ранг работника, подведите курсор мыши к нужной клетке (к курсору-стрелочке должна добавиться медалька) и щелкните по ней левой кнопкой мыши.
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Расы
Расовые различия проявляются не только в том, что на определенную работу можно нанимать представителей только какой-то одной конкретной расы. Есть еще ряд особенностей, влияющих на настроение расы (см. Таблицу №03).
Таблица 3 Расовые особенности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: Fun — потребность в развлечении, Sleep — потребность в сне, Nourish — потребность в питании, Love — потребность в любви. |
Во-первых, каждой расе нравятся далеко не все другие расы, и поэтому после разговора с ними настроение у них падает. Точнее, все расы, кроме Greys (которыелюбят болтать со всеми), разбиты на пары, питающие взаимную антипатию (например, отвзяные сирены и аскетичные монахи традиционно не любят друг друга).
Во-вторых, у разных рас какие-то потребности могут падать медленнее или быстрее. Например, у аскетичных монахов «плотские потребности» (любовь и еда) падают медленнее, поэтому монахов можно реже увидеть в качестве посетителей забегаловок или Love Nest.
В-третьих, все расы тяготеют к одним заведениям больше, чем к другим. Например, воинственных касвагорианцев вполне естественно встретить в Army Store, и развлечения у них достаточно грубые, посему они чаще всего посещают Rough Bar.
Ну а теперь конкретно пройдемся по всем расам.
Groulien Salt-Hogs. Это типичные работяги, крайне непритязательные в удовлетворении своих потребностей. Им бы только работать и работать, причем на самой грубой работе — мусорщиками (в Recycler) и трудягами на фабрике (Factory). Почти все их потребности сводятся к еде, гигиене и сну. На развлекательной палубе им достаточно для полного счастья иметь лишь один тип развлечений. Нанятый Salt-Hog очень редко покидает станцию. Salt-Hogs также вооружены лазерным оружием и обладают неплохим здоровьем, так что их можно нанимать в качестве добавочной военной силы (основную составляют, разумеется, касвагорианцы).
Торговля с Salt-Hog'ами не дает таких барышей, как с другими расами. Тем не менее, Salt-Hog'ам выгодно продавать Comsensor'ы и прочее оборудование, исходящее на дереве исследований из Hardware Supplies. Покупать у них выгодно Scuzzer Droids и прочие штучки с ветки Industrial Supplies.
Grekka Targ. Это типичные технари, которых хлебом не корми, а дай возможность «послушать космос» в Comsensor'ах. Вооружены лазерным оружием и по силе примерно равны Salt-Hog'ам. В плане торговли составляют с Salt-Hog'ами «сладкую парочку»: то, что можно дешево купить у таргов, можно дорого загнать салт-хогам, и наоборот.
Grey. Незаменимые доктора для ваших медпунктов (Sick Bays). (Медпункты вам нужны не только для удовлетворения потребности в здоровье; там залечивают раны ваши бойцы после очередной баталии, и кроме того, частенько вас просят вылечить за неплохое вознаграждение экипаж пролетающего неподалеку космического корабля). К сожалению, греи весьма падки на развлечения, так что являются завсегдатаями Discos, Love Nests и Coctail Bars. Эта тяга столь велика, что они могут даже уйти с рабочего места, оставив помирать пришедшего к ним пациента. В принципе, у греев есть лазерное оружие, однако сами они настолько слабы здоровьем, что их вряд ли можно принимать всерьез в качестве защитников станции. Торговать с ними — одно удовольствие: продают по дешевке и в массовых количествах все медицинское оборудование и дают хорошую цену за все, связанное с развлечениями.
Dahanese Siren. Сирены — типичные «девочки/мальчики по вызову». Незаменимые работники в Love Nest, только не нанимайте их слишком много, иначе они основательно развратят ваших работяг. Ни на что больше не пригодны. Любят посещать развлекательные заведения. Зато торговать с ними одно удовольствие: скупают за хорошие деньги любое медицинское оборудование и почти задаром отдают все, связанное с развлечениями, образуя с Greys торговую «сладкую парочку».
Turakken. Глядя на этих двухголовых, вы сразу поймете, что перед вами — ученые. Поскольку в игре делается не слишком сильный упор на научные исследования (в действительности без них вообще можно обойтись — и зачастую это самая простая и эффективная стратегия) и ни на что другое туракены больше не способны, вы не слишком часто будете их нанимать. Словом, эта раса не заслуживает большого внимания с вашей стороны, поскольку и купить у них по дешевке можно только лабораторное оборудование.
Zedem Monks. Монахов вы тоже распознаете с первого взгляда, да и повадки у них подобающие — аскетические. Монахи, по сути, нужны только для удовлетворения потребности в религии, поскольку автоматически возводят на биодеке Звездный Храм, куда стекаются все посетители, ищущие отпущения грехов. Могут также обращать ваших посетителей в послушников (если достаточно долго с ними поговорят). Дело это одновременно хорошее и плохое. Плохое — из-за того, что по