Midtown Madness

05.12.2011 08:24

Предоставлено журналом Игромания

Дмитрий Бурковский

Есть у меня один знакомый, не особо большой любитель компьютерных игр. Не то чтобы совсем не интересуется, однако берется исключительно за то, что его серьезно задевает. Так вот, одно из его любимых развлечен ий – обучалка для начинающих водителей Driver's Education, с завидной периодичностью выпускаемая «мамой квестов» Sierra. И дело тут не в том, что человек готовится к сдаче экзамена на права. В Driver's Education его привлекает другое – есть там один забавный режим, позволяющий просто свободно покататься по виртуальному городу, перестраиваясь из ряда в ряд, останавливаясь на светофорах и пропуская «угрозу слева при выезде на главную». Во всяком случае, такое поведение подразумевалось создателями. Но они, похоже, не учитывали, что в нее могут играть люди, которым вечная езда по правилам осточертела уже на второй месяц после приобретения автомобиля. И не говорите мне о российском менталитете – во всем мире DE используют именно для «отрыва по полной программе» после очередного дня вечных пробок и стоящих в самых неподходящих местах полицейских. Все-таки очень приятно плюнуть на правила и на вопящего инструктора на соседнем сидении и почувствовать себя героем типичного, пусть и второсортного боевика, ловко лавируя между рядами машин, выскакивая на встречную полосу и подрезая зазевавшихся «чайников». То, чего себе никогда не можешь позволить в реальном мире, находит свое воплощение в виртуальном.

МИР ИЗНУТРИ

Какое отношение к предыдущему параграфу имеет глубоко уважаемая нами (особенно в свете публикации очередного рейтинга журнала Forbes) корпорация Microsoft и ее последнее детище на игровом рынке, очередной автомобильный симулятор из «безумной» серии Midtown Madness? Надо полагать, самое прямое. Видимо, сотрудники этой компании часто использовали вышеупомянутую Driver's Education в несколько отличных от ее пр ямого предназначения целях. Это заметили их боссы и быстро смекнули, на чем еще можно делать деньги.

Идея симулятора, действие которого происходит в виртуальном городе, не нова. Достаточно вспомнить столь ожидаемую Driver от GT Interactive, абсолютно никакую Outlaw Racers производства MegaMedia (ну кто так вообще игры делает?) или относительно провальную Streets of SimCity пера Maxis (без комментариев). Да и полицейские в нашем жанре появились не вчера – помнится, дуэли на узких CGA'шных дорогах первого Test Drive просто завораживали. Со временем копы научились блокировать дорогу, ставить шипы, использовать вертолеты, но это все было немного не то, все-таки свобода передвижения в рамках одного кольца выглядит сомнительно. По-настоящему объединить две идеи удалось лишь великолепной Grand Theft Auto, правда, «вид с высоты чьего-то полета» несколько портит гениальную задумку (впрочем, спорный вопрос, портит ли).

Гангстеры, полиция, размазанные по асфальту пешеходы – эх, веселые были деньки! А время шло, росла мощь компьютеров, идея пересадить GTA во взросло-трехмерные декорации уже не казалось такой безумной и прямо сама напрашивалась, чтоб ее реализовали. И разумеется, к концу этого года было заявлено уже три подобных проекта (убогая Outlaw Racers не в счет): GTA 2, Driver и Midtown Madness. К финишу раньше всех пришло творение Microsoft – встречаем.

ШОУ ТРУМАНА

Итак, как вам уже стало понятно, за основу было взято воссоздание вполне правдоподобного и живущего по своим законам участка урбанистической Америки, конкретнее – Чикаго (к вопросу, почему именно Чикаго, мы еще вернемся). Затем город был «заселен» автотранспортом и спешащими по своим делам пешеходами, добавлен ряд «развлекалочек» вроде регулярно взлетающих самолетов и патрулирующих улицы полицейских. После этого лицензировали пару десятков автомобилей, наметили кучу предполагаемых маршрутов и разрешили игроку немного пожить в этом мире. Впрочем, обо всем по порядку.

Начнем, разумеется, с города. При создании подобной игры это, кстати, самый трудный этап. Особенно если разработчики заболевают маниакальной идеей полного воссоздания чего-нибудь известного. Задумка, конечно, замечательная, но сколько работы надо проделать и сколько времени на это уйдет? Гораздо проще выдумать что-то свое, однако при таком подходе можно потерять потенциальных покупателей, привлеченных исключи тельно реальностью места действия. В Midtown Madness выбран нейтральный вариант – да, перед нами Чикаго, однако Чикаго как бы в миниатюре. Город очень похож на настоящий, но при желании его можно объехать по кругу минут за 15, особо не нарушая при это правил. Зато все, что нужно настоящему мегаполису, здесь присутствует – и обязательный downtown, и классический китайский квартал (куда уж без него), и пригородный highway, и международный аэропорт, и мэрия заодно с ратушей, и даже неизменные атрибуты Города Ветров – надземка и разводные мосты. Причем все это просто гениально скомпоновано – несмотря на небольшие размеры игрового пространства, иногда заезжаешь в такие дебри, что долго ломаешь голову над тем, как это ты не замечал этого района раньше. Уникальность большинства элементов окружающей обстановки – характерная черта MM. Если бы не запутанная сеть центральных улочек и просто немыслимое количество светофоров (откровенно говоря, я крайне сочувствую жителям любого города с такой плотностью «мигающих друзей»), то можно было бы вообще обходиться без карты – ориентироваться здесь довольно просто. К тому же город – это идеальная площадка для развлечений: буквально на каждом углу можно найти спрятанные разработчиками приколы, существенно облегчающие жизнь, будь то банальный трамплин или возможность покататься внутри зданий.

В общем, приходиться констатировать, что с этой частью работы авторы справились вполне успешно. Конечно, хотелось бы большего (в прямом смысле), однако я понимаю: деньги, время и все такое прочее. Во всяком случае, небольшие размеры «моделируемого объекта» существенно упрощают задачу «заселения» виртуального города. Получилось довольно неплохо, особенно автопарк. Подборка средств передвижения, конечно, слабовата (наименований 20, не больше), однако несколько вариантов раскраски как-то сглаживают общее уныние. Впрочем, может быть, больше и не надо – во время игры на «гражданскую» технику особого внимания не обращаешь. Плюс копы вносят некое разнообразие. Правда, с ними на улицах Чикаго явно не все в порядке – даже установив их количество на максимум, встречаешься с ними довольно редко. Да и на превышение скорости и игнорирование сигналов светофора они особого внимания не обращают. Главное – по встречной полосе не ездить. То ли дело GTA: создал аварийную ситуацию – коп на хвосте; сбил пешехода – вялая погоня; задавил полицейского – всеобщая облава. Кстати, с последним здесь строго – мудрая Microsoft никогда не упустит ни одного важного рынка. Midtown Madness слава запрещенного «во всяких Бразилиях» Carmageddon'а явно не грозит. Безумные пешеходы здесь проявляют просто чудеса акробатики и ловкости, выскакивая из-под колес в очень сложных ситуациях. Джон Ву отдыхает. Зато ни капли крови, все чисто и сухо. Если вас это печалит, рекомендую задуматься о своем психическом здоровье. Я задумался…

Ладно, размазанные пешеходы – не самое главное в жизни. Во всяком случае, Angel Studios удалось справиться со своей задачей более или менее благополучно. Большой плюс игры в том, что автомобили и пешеходы внезапно не исчезают, они живут своей жизнью и стараются не обращать внимания на вашу персону. Большой минус – они вообще никогда никуда не исчезают. Можно часами следить за каким-нибудь стареньким Фордом – его водитель и не подумает остановиться и завезти машину в гараж, продолжая вяло колесить по одним и тем же маршрутам. Сильно напоминает эпизод из фильма с участием Джима Кэрри. Впрочем, разработчиков можно понять – если Труман не замечал этого 30 лет, почему же что-то должно беспокоить рядовых игроманов, и так привыкших к условностям реальности за толстым стеклом монитора. Стоит возрадоваться хотя бы тому, что это все-таки не наша с вами жизнь.

FINAL COUNTDOW

Если бы разработчики так и остановились на идее запихнуть игрока в виртуальный город и заставить его вариться в собственном соку, то под игрушку не стоило бы отводить и десятой части драгоценного журнального пространства. Midtown Madness в чистом виде (т.е. в режиме свободной езды) следует принимать малыми дозами (минут по 10–15) и исключительно в медицинских целях (вроде снятия напряжения и желания сорвать ручник на повороте и проверить быстроту реакции какой-нибудь зазевавшейся бабушки). Ибо игра без цели (чтобы ни говорил мой знакомый) быстро надоедает, и возможность изменения погодных и временных условий ее не спасает. Идеальным решением был бы, конечно, гангстерский боевик в стиле все той же GTA или такой уже близкий (всего-то пара месяцев) Driver. Простите за банальность, но тогда MM просто цены бы не было . Однако то ли в Angel Studios, то ли в Microsoft п редпочли все же вполне осязаемую синицу и отложили великолепную идею до лучших времен (все они так говорят…). Вместо этого нам предлагают несколько разновидностей соревнований по два десятка этапов в каждом. И, надо сказать, получилось все неплохо. Кроме гонки без участия городского транспорта (самый скучный режим), все выглядит на удивление свежо и ярко. Даже банальные соревнования с противником приобретают новую грань – во-первых, можно срезать, а во-вторых, разрешено подставлять противника, выталкивая его на встречную полосу, перекрывая дорогу и притирая к бордюру, при этом нагло мешая нормальному движению автотранспорта. Здесь, кстати, вовсю проявляется преимущество медленных, но громоздких и устойчивых машин – тяжелых грузовиков и пассажирских автобусов (да, да!). Можно даже не обращать внимания на периодически попадающие под колеса легковушки. Как метко подмечено в пресс-релизе, «установите свои правила дорожного движения».

Но, безусловно, самое большое развлечение – заезды на время. То, чему в других играх практически не уделяют внимания, создатели MM возвели в абсолют. Каждый этап – это небольшая логическая задачка. Авторы оставляют несчастного игрока перед рядом чекпоинтов и включают обратный отчет. Причем отведенное время рассчитано вплоть до секунды – пара поздних выездов из поворотов или слишком сильный занос, и догнать таймер будет уже невозможно. К тому же на случайность особо рассчитывать не приходится – все, кроме расположения транспорта, просчитано заранее. Если шлагбаум в первый раз опустился через 14 секунд после старта, то можете не волноваться: он сделает это и в десятый, и в сороковой. Казалось бы, идея не несет в себе ничего нового и оригинального, однако в первый день игры, сев за MM около 6 вечера, в себя пришел лишь с первыми лучами солнца, нагло ворвавшимися в комнату. Нечто подобное происходило каждый раз, когда я пытался спокойно помедитировать над MM. Даже процесс снятия скринов для этой статьи затянулся глубоко за полночь. К тому же оказалось, что я еще и забыл запустить грабер…

Забавное наблюдение: подобный интерес был вызван не желанием заполучить все бонусы (с этим здесь тоже все в порядке), а банальной самоуверенностью (или, точнее, чувством собственного превосходства). Каждая гонка – это сражения в первую очередь с дизайнерским гением разработчиков, и вы не представляете, как приятно пройти очередную хитроумную трассу и гордо заявить: «Я сделал это!»

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Самые большие противоречия вызывает, безусловно, графика. С одной стороны, после великолепного Motocross Madness мы вправе ожидать большего. С другой, если заставить движок Moto обрабатывать одновременно столько объектов, не снижая детализации, я не уверен, что какая-нибудь не самая слабая станция SGI выдаст больше 20 FPS. Создавать высококачественные миры вроде Midtown Madness современные домашние компьютеры пока не в состоянии. Разработчики пошли несколько другим путем – они просто снизили до минимума количество полигонов на единицу городского транспорта. Таким образом, авто игрока и противников выглядят довольно впечатляюще (скажем, на уровне Need for Speed III), а вот окружающие машины ч ем-то напоминают коробки из-под обуви на колесах. Зато можно устраивать впечатляющие пробки без риска «утопить» систему вычислениями, да и мир становится более или менее интерактивным – довольно много объектов поддаются разрушению, будь то шлагбаумы, мусорные баки или фонарные столбы. Правда, с последними надо быть осторожнее – несмотря на всю условность схемы повреждений, после удара лоб в лоб не скорости в 120 миль в час обычно не выживают.

Столь же спорные чувства рождает физическая модель. Разумеется, она аркадна по определению, однако, когда передвигаете указатель в «более симуляторную» сторону (есть такая возможность), приходят мысли о том, что здесь все не так и запущено. Конечно, авто продолжает «радовать» своей исключительной стабильностью, редко теряя управление и поразительно легко выходя из заноса, но появляется потрясающее ощущение скорости. Причем реализовано оно более чем странно – да, как обычно в таких случаях, движение несколько замедляется и почувствовать реальные сто миль per hour не удается, однако все, что касается разгона и торможения, работает абсолютно достоверно. Сеанс одновременной игры в Midtown Madness и Need for Speed: High Stakes ни к чему хорошему не привел: на скоростных трассах NFS:HS я действовал на удивление осторожно и всегда позволял сопернику обогнать меня, в то время как на узких улочках MM постоянно перетормаживал перед светофорами – было довольно сложно привыкнуть каждый раз не вжимать педаль газа в пол.

КОЕ-ЧТО О ЧИКАГО

Так почему все-таки разработчиков привлек именно несчастный Город Ветров? Вряд ли из-за уникальной архитектуры – она на столько уникальна, как, скажем, в Сан-Франциско или в любом другом мегаполисе на территории США. Мафиозный след тоже искать не стоит – времена гангстерской столицы давно миновали. Напрашивается, правда мысль о центральном офисе одного из отделений Microsoft…

Впрочем, догадки догадками, а одна вещь успокаивает – полное название игры звучит следующим образом – Microsoft Midtown Madness: Chicago Edition. Значит, если первый опыт окажется удачным, дополнения и продолжения не заставят себя ждать. Конечно, виртуальной Москвы, Минска или Киева нам с вами не видать, а вот покататься по улицам Лос-Анджелеса и Нью-Йорка или, скажем, Парижа и Лондона, может быть, и удастся. Ведь идея воссоздать точную копию реально существующего города в автосимуляторе вряд ли скоро изживет себя – должно быть, очень приятно устроить показательное виртуальное ДТП на месте, где тебя недавно оштрафовали за превышение скорости. Остается только удивляться финансовому гению Microsoft – каждой новой игре из серии уже обеспечен стабильный спрос, созданный хотя бы жителями тех городов, которые подвергнутся моделированию на этот раз.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

Игра удалась, это факт. Конечно, долгая жизнь ей не обеспечена, и о Midtown Madness вскоре заслужено забудут, однако на пару месяцев ее оставить все-таки можно. Безусловно жаль, что не нашла достойной реализации идея трехмерного GTA или Carmageddon'а в реальном окружении. Надеюсь, это все еще впереди. Тем с большим азартом остается ждать Driver и GTA2.

СОВЕТЫ

Как и любой другой автосимулятор, Midtown Madness лучше всего управляется с помощью руля. Однако, в отличие от той же TOCA 2, это не принципиально – играть на клавишах тоже вполне удобно. Если же вы все-таки используете джойстик, очень рекомендую снизить в меню чувствительность устройства – в предлагаемом по умолчанию варианте компьютер слишком резко реагирует на любые движения колеса или рукоятки.

Если вы вдруг решите ездить по правилам, то учтите, что у компьютера относительно последних свое, сугубо личное мнение. Если наблюдать за его действиями со стороны, кажется, что он ведет себя вроде бы нормально, но как только в дело вступаете вы, начинаются спл ошные нарушения и столкновения. Может, это влияние кармы игрока?

В зависимости от ситуации выбирайте и автомобиль: для одних трасс нужно что-то скоростное, для других – потяжелее. Кстати, не стоит недооценивать преимущество в массе – вы это поймете, будучи прижатым к очередной стенке.

Всегда ищите место, где можно срезать. В этом хорошо помогает компьютер – следите за действиями ваших соперников. Не брезгуйте так же газоном и травой, иногда лучше всего использовать именно их вместо дорожного полотна.

Во время соревнований не бойтесь врезаться – пока из-под капота не повалит черный дым, не все еще потеряно. К тому же большинство объектов в игре разрушаемо, пара-тройка столкновений с мусорными баками нечем не грозит. Главное, избегайте деревьев – тут не поможет даже восемнадцатиколесный монстр…

При слишком сильном заносе гасите энергию боковым ударом о соперника – он еще долго будет благодарить вас за эту услугу. Также не упустите возможность вытолкнуть машину противника на встречную полосу – есть даже шанс, что это столкновение станет для него последним. Если же представится возможность отправить его в воду, обязательно воспользуйтесь – местным рыбкам надо тоже что-то есть.

Лучший способ преодолеть светофор – выехать на встречную полосу. Пытаться же протиснуться между машин довольно глупо: это вполне реально, но рисковать подобным образом бессмысленно.

На highway'е тоже можно вылететь на встречную полосу, с ходу преодолев бетонный бордюр. Поступать так лучше, уходя от полиции или объезжая пробку на перекрестке при въезде в город.

Так как улочки довольно узкие, то входить в повороты лучше по внешнему радиусу. Не забывайте, что автомобили не оборудованы «формульными» тормозами, и заранее сбрасывайте газ – колеса легко блокируются.

Во время заездов на время меняется только расположение автотранспорта, и этим все же можно воспользоваться, подобрав самый удобный вариант.

Уровень Professional хотя и гораздо сложнее, зато интереснее – за каждую проведенную гонку даются очки, начисляемые в зависимости от уровня мастерства и от модели автомобиля, на котором вы ее завершили.

Чтобы открыть все бонусные техсредства в игре, необходимо выполнить кое-какие условия. Они приведены ниже.

City Bus

Стать счастливым обладателем автобуса довольно просто, достаточно завершить на подиуме две любые гонки в любительском чемпионате или выиграть их в профессиональном.

Freightliner Century Class

Этот 18-колесный грузовик становится доступным как для любителя, так и для профессионала после пяти удачно завершенных гонок на время.

'68 Ford Mustang Fastback

Самый скучный способ получения автомобиля – завершение пяти круговых гонок на третьем (для любителей) или первом (для профессионалов) месте.

Mustang Police Car

То же самое, но только в отношении гонок с противником и транспортом, что гораздо веселее. Правда, и этапов придется пройти уже шесть.

Panoz GTR

Отличная машина, доступная исключительно профессионалам – достаточно набрать в общей сложности 8000 очков. Простой это задачка кажется только на первый взгляд…

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо