Serious Sam 2
Странно, когда первый Serious Sam появился на свет, он тут же сорвал как шквал презрительной ругани, так и заполучил массу поклонников. Какое-то время он был гвоздем программы многих компьютерных клубов, потом страсти улеглись. Однако и в Лету игра отнюдь не канула. Ее поклонники терпеливо ждали без малого четыре года, довольствуясь дополнениями и вздыхая: когда же, когда, наконец, выйдет полноценное продолжение? Ну вот, собственно, и дождались.
Тропою предков
Пожалуй, Serious Sam может по праву считаться самым что ни есть ортодоксальным представителем «3D-шутеров», достойным продолжателем традиций первых двух DOOM'ов и легендарного Duke Nukem'а.
Счастливого плавания! |
«Но позвольте! — скажете вы. — Как же так?!» Ведь этот жанр живет и здравствует по сию пору. Есть и более достойные, более многоплановые, более реалистичные его представители. И все-таки я недаром упомянул именно первые игры, считающиеся родоначальниками жанра...
«Да чтобы я, из шести стволов, да по целой стае промазал?!» |
Сюжет игры не страдает ни сложными ветвлениями, ни детальной проработкой. Есть злодей, у которого под началом целые полчища вооруженных до зубов солдат. Есть замечательный Медальон Силы, разобранный на запчасти, которые разбросаны по разным планетам. И есть главный герой, ставший уже знаменитым в определенных кругах Сэм Стоун, по прозвищу Крутой Сэм. Боевая задача — медальон собрать, злодею дать по шее. И пошло-поехало... Стрельба, десятки и сотни наседающих врагов, экзотическое оружие, подчиняющееся, в то же время, сложившейся традиции. Нам предстоит побывать на семи разных, обладающих каждая своим колоритом, планетах, прокатиться на разных видах транспорта от ездового динозавра до летающей тарелки, пострелять из трех видов стационарных орудий...
Все просто и прямолинейно. При этом — повсюду чувствуется дух пародии. Во многих эпизодах, фразах, не говоря уже о видеовставках, то и дело угадывается то реверанс в сторону «коллег по цеху» (Quake, Unreal, уже упомянутый Duke Nukem), то знакомый эпизод из популярного фильма. Досталось и «Звездным войнам», и «Терминатору», и даже «Семь самураев» зацепили... Юмор грубоватый, прямолинейный, но отнюдь не тупой. Ну и, конечно, стрельба. Стрельба перед шуткой, стрельба после шутки, стрельба вместо шутки...
В чем же причина несколько неоднозначного отношения к этой игре? Одни захлебываются от восторга, другие обвиняют в тупости. Кто прав? Практика подсказывает, что правда, как всегда, находится где-то посередине. Где именно? Попробуем разобраться.
Взмах кистью
Слон и моська. |
Начнем, пожалуй, с графики. В графике ничего революционного нет... а вот посмотреть — приятно. Персонажи и цветовая гамма — в несколько мультяшном стиле, качественные текстуры, а главное — каждый кусочек игрового пространства выдержан в едином стиле со своей изюминкой. Это и джунгли с золотистыми речными пляжами, и мрачноватые лавовые поля мертвой планеты Клир, и таинственный китайский монастырь, и футуристический город Сириуса...
Монстры тоже не подкачали. Каждому уровню-планете присущи несколько видов, так сказать, «фирменных» монстров, великолепно вписывающихся в общий колорит. Сразу видно: вот «местное ополчение», а вот — оккупационные войска, присланные империей. Каждая разновидность (а их немало) продумана и проработана.
Не меньшее внимание уделено и звуковому оформлению, от звуков выстрелов и топота до музыки. Музыка гармонирует с окружающим пейзажем и, что называется, ненавязчиво создает настроение.
Что касается запросов к ресурсам компьютера — игра на удивление сдержанна. Не обращайте внимания на цифры в скобках. Как показала практика — она немного капризничает на видеокартах ATI, но, заполучив желаемое, работает стабильно, без сбоев и тормозов, как во время собственно игры, так и при загрузке уровней. Конечно, вы не найдете тут тщательно проработанной, реалистичной физики. Зато движок весьма лихо справляется с отрисовкой большого количества постоянно мельтешащих монстров. Аналогичное количество персонажей, скажем, в том же Quake 4 заставило бы любую машину серьезно призадуматься о смысле бытия.
Кстати о смысле
Один из секретов уровня: Секретный Цыпленок-ниндзя! |
Что ж, настала пора поговорить о «геймплее», загадочной субстанции, составляющей «душу» игры. Здесь вы не найдете применения своему стратегическому таланту, не будете проявлять чудеса тактической ловкости, и зубодробительных головоломок, позволяющих блеснуть интеллектом, тоже не предвидится. Добрая половина монстров опасна только в ближнем бою, так что, казалось бы, все преимущества на стороне стрелка. Особой «бронированностью» они тоже не блещут. Особой интеллектуальности не проявляют. Зато атакуют обычно большим количеством.
В клещи берут! |
Управление предельно простое: обычный набор курсорных клавиш, пара дополнительных и мышь. В пространстве с упрощенной физикой этого вполне хватает. Зато практически все, что есть на карте, можно разнести на кусочки: деревья, мебель, даже некоторые постройки.
Вопреки нареканиям и мрачным предсказаниям, трудно обвинить вторую серию «Серьезного Сэма» в излишней кровавости и жестокости. Наряду с монстрами, которых можно и должно крошить в мелкий винегрет (хотя происходит это настолько мультяшно, что не воспринимается всерьез), почти на каждом уровне мирно существует «гражданское население».
Динамика игры так же хорошо продумана. Игровые эпизоды то и дело перемежаются с забавными видеовставками, иногда прямо по ходу дела можно отвлечься, найдя веселый «секрет». Монстров вполне достаточно, чтобы равномерно распределить внимание играющего между красотами пейзажа и стрельбой. Хотя к концу игры все же наблюдается некоторый перебор: нескончаемые потоки врагов не дают продвигаться вперед, заставляя минуту за минутой созерцать уже порядком надоевший пейзаж.
А теперь о грустном. Честно говоря, несколько удручает манера монстров появляться без вразумительного логического обоснования из воздуха, зачастую — прямо перед носом игрока, а иногда и у него за спиной. Не особо осмысленным кажется наличие такой характеристики, как количество жизней параллельно со вполне рабочим механизмом нормальных сохранений. Ну и, конечно, несколько чужеродно выглядит вынесенный прямо на игровой экран счетчик очков.
Поберегись, Сэм едет! |
Итак, в чем же секрет того, что незамысловатый, на первый взгляд, «Серьезный Сэм» вызывает такую бурю эмоций? Как говорится, зри в корень. Крепкое, добротное исполнение, при этом — несколько подкачавший, казалось бы, геймплей... Однако попробуйте не судить «Серьезного Сэма» по меркам современных «шутеров», делающих упор на реалистичность. Просто его изюминка совсем не в этом.
Прямолинейный сюжет, имеющий мало фактического отношения к тому, что происходит на экране. Несколько упрощенная и стилизованная графика. Архитипичный набор оружия, противники, которых можно косить десятками, «боссы» в конце уровня, явные «аркадные» элементы вроде счетчика очков и количества жизней. Друзья, а ведь это и есть аркада! Именно с этого начинался жанр как таковой. А ведь как заигрывались в те, старые игры...
Неуловимым образом многие «недостатки» превращаются в «особенности». Так что же такое Serious Sam 2? Я бы сказал так: это игра, построенная по старым принципам, но с использованием всех мощностей современной техники. В такую садятся играть не для того, чтобы доказать свое превосходство или выиграть. В такую играют, чтобы отдохнуть. Отдохнуть после тяжелого рабочего дня, развеяться, отвлечься. С этой задачей «Сэм» справляется отлично.
Подведем итог. Serious Sam 2 — добротно, качественно и с юмором сделанная игра, соединяющая в себе старый, аркадный подход к геймплею и современный уровень оформления. Хорошо это или плохо — трудно сказать. Одно несомненно: свой круг поклонников игра уже сформировала, а значит — будет жить. И, быть может, со временем мы увидим и третью часть похождений Серьезного Сэма.
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинг | журнала | 79% |