Warcraft III: DotA (Defence of the Ancients)

Локвость рук и никакого мошенства!

фильм «Путевка в жизнь»
      (реж. Н.В. Экк, 1931 г.)

Уже прошло довольно много времени с тех пор, как мы с вами последний раз говорили о DotA v6.26. Сегодня в поле нашего зрения попали несколько героев, которые могут доставить вам немало приятных минут при правильной игре. Особо подчеркиваю — именно при правильной. Ведь игра за них не предусматривает использования дисбаланса (imbalance), позволяющего почти всегда выигрывать. Нет, управлять этими героями непросто, но интересно. Нужно уметь координировать свои действия с командой, чтобы получать помощь тогда, когда она вам особенно нужна (в частности, на начальных этапах игры). Ведь подобные партии — это всегда феерия изворотливости, неожиданных нападений сзади, выпрыгивания из невидимости, мгновенных телепортов как к противнику, так и от него. Ваши враги будут вынуждены всегда ходить с опаской, озираясь по сторонам, но и это не спасет от набравшего силу героя. Словом, в этих играх нужно уметь прятаться и ждать. Ждать своего часа...

Как все уже догадались, в этой статье речь пойдет о персонажах, которых мы объединили в группу ловкачей. Давайте познакомимся с ними поближе.

Ловкость рук

Как известно, все герои DotA делятся на три категории. Это силачи (главная характеристика — сила), ловкачи (ловкость) и волшебники (разум). Каждый параметр отвечает за определенную базовую способность героя. Сила — за количество здоровья и скорость его восстановления, ловкость — за скорость атаки и защиту, а разум — за запас маны и скорость ее восстановления. Также в зависимости от направленности героя основной параметр придает ему дополнительную силу атаки.

В суматохе боя можно приобрести несколько трофеев.

Существует общие правила игры героями определенных типов. У ловкачей слабо развита сила. Конечно, ловкость дает им защиту от прямых атак противника, но что делать, если у врага сильное точечное заклинание? Правильно! Нужно снабдить вашего подопечного дополнительным здоровьем. Но и не увлекаться при этом: ведь если переборщить и сделать упор исключительно на покупку артефактов здоровья, то к концу игры вы получите бесцельно бегающего полусилача-полуловкача, не способного убить хорошо вооруженного противника. Нападение — вот наше главное оружие. Нужно подобрать артефакты так, чтобы скрыть свои слабости, но при этом не упустить из виду сильные стороны (то есть позаботиться и о них тоже). Как ни странно, но в последней DotA схемы игры крайне скудны. Для 80% всех ловкачей лучший вариант развития — это сбор мощной походки (Power Treads) и Санж & Яша (Sange & Yasha). Конечно, вы не сможете потратить все средства на этот артефакт: во время накопления денег все равно нужно будет в различных пропорциях покупать всевозможные отвары и фляги.

Санж & Яша выбран для героя не случайно: у большинства героев в DotA нет своего эффекта сферы (напомню, это постоянный эффект, не комбинируемый с другими эффектами сферы), а значит, Санж (Sange) не вредит, а только идет на пользу. К тому же он дает дополнительные единицы здоровья в начале партии. Яша (Yasha) просто усиливает основной параметр нашего подопечного и придает ему большую скорость передвижения. Что особенно важно, для покупки этого артефакта не стоит сразу копить три с лишним тысячи золотых. Ведь почти все составляющие стоят меньше 1000, а значит, могут быть куплены на достаточно ранней стадии игры.

После сбора вышеперечисленных артефактов разнообразие увеличивается до двух вариантов: бабочки или дробителя черепов (Cranium Basher). Это подходит таким героям, как: Темная охотница (Drow Ranger), Охотник за головами (Bounty Hunter), Кровосос (Blood Sucker), Убийца-невидимка (Stealth Assassin), Фантом-убийца (Phantom Assassin), Безликий вакуум (Faceless Void), Стрелок (Rifl)... Безусловно, для них можно подобрать еще множество артефактов, но так, на мой взгляд, проще всего.

Просто отличное расположение стража для просмотра важной развилки.

Еще есть подкласс героев-ловкачей, которым не подходят «два меча» как артефакт. Главный в этом списке, конечно, Антимаг (Anti-mage), принцесса Луна (Luna) и Королева Матка (Broodmother).

Кстати, следует сразу оговориться, что хотя игра за этих героев достаточно трудна, вы все равно смело можете выбирать их для тренировки. Их потенциал не позволит весь матч пробегать в тылу, а поэтому непременно принесет опыт и поможет быстро разобраться в большинстве тонкостей.

Отмечу, что поскольку все описанные герои — ловкачи, то и манера игры за них во многом схожа. Тактика «порхать, как бабочка, жалить, как пчела» особенно актуальна в начале партии (ведь ближе к концу придется больше жалить, чем порхать). Но каждый герой сам по себе — индивидуальность, поэтому давайте перейдем к ним поименно, чтобы рассмотреть особенности игры, тактики, стратегии, а также отличия в подборе артефактов — там, где таковые отличия есть.

Охотник за головами (Bounty Hunter)

Метание сюрикена (Shuriken Toss)

Охотник за головами метает сюрикены, которые наносят повреждения выбранному бойцу или герою.

Первый уровень — 100 повреждения, стоимость 90 маны.

Второй уровень — 200 повреждения, стоимость 115 маны.

Третий уровень — 250 повреждения, стоимость 135 маны.

Четвертый уровень — 325 повреждения, стоимость 155 маны.

Дзинада (Jinada)

Дает Охотнику возможность увернуться от некоторых ударов противника, а также 15% шанс нанести дополнительный урон при каждой атаке.

Первый уровень — 5% шанс увернуться или/и нанести 1,25-кратный урон.

Второй уровень — 10% шанс увернуться или/и нанести 1,50-кратный урон.

Третий уровень — 15% шанс увернуться или/и нанести 1,75-кратный урон.

Четвертый уровень — 20% шанс увернуться или/и нанести 2-кратный урон.

Убийство, как обычно, достается охотнику!

Стремительность (Wind Wolk)

Делает Охотника за головами невидимым невооруженному глазу. Также первый удар, нанесенный в таком состоянии, будет сопровождаться дополнительным уроном. И все это — за 75 маны.

Первый уровень — +25 единиц урона, невидимость на 15 секунд.

Второй уровень — +50 единиц урона, невидимость на 20 секунд.

Третий уровень — +75 единиц урона, невидимость на 25 секунд.

Четвертый уровень — +100 единиц урона, невидимость на 30 секунд.

Финальное заклинание Метка (Track)

За 100 маны помечает одного из вражеских героев на 30 секунд. Мы можем следить за всеми его передвижениями. Также в это время увеличивается скорость Охотника на 20% и при убийстве любого героя он получает дополнительное вознаграждение.

Первый уровень — +50 золотых, минус 1 броня у помеченного героя.

Второй уровень — +100 золотых, минус 2 броня у помеченного героя.

Третий уровень — +150 золотых, минус 4 броня у помеченного героя.

Играть за охотника непросто, ведь малое количество здоровья и уязвимость перед сильными боевыми заклинаниями (ведь в отличие от Антимага, у него нет врожденного иммунитета) делают его крайне уязвимым в начале и середине партии.

Однако по достижении 14 уровня (и выше) и при правильном подборе артефактов большинству врагов в схватке один на один будет просто нечего противопоставить вашему герою. Изворотливость и критические удары — вот главное оружие против любых героев в поздней партии. До этого момента приходится часто спасаться бегством, и добивать сюрикенами израненных героев. По достижении 25 уровня при помощи «изворотливого» стиля управления вы сможете в суматохе боя уничтожать от одного до трех героев подряд. Я уже не говорю, что обладающий подобным боевым потенциалом герой сможет принести победу команде чуть ли не в одиночку. Огромный плюс персонажа — высокий уровень изначальной атаки и не менее значительный ее рост. К тому же нельзя забывать, герой — ловкач, и скорость атаки у него изначально больше, чем у остальных героев. Следовательно, с самого начала он уже может уверенно уничтожать существ, а это, в свою очередь, обеспечит планомерный рост финансового благосостояния. И кстати, набор артефактов Охотника за головами — типичный для любого ловкача. То есть это развитие — наиболее классическое, оно подходит для 80% случаев.

Итак, начинаем игру...

Так может выглядеть окончательный результат игры, если вы были Охотником за головами.

Если вы выбрали Охотника за головами, сразу же покупаем ему кольцо регенерации (Ring of Regeneration), несколько отваров просветления (Lesser Clarity Potion) и направляемся в выбранный коридор. Старайтесь добивать существ последним ударом, а если при этом герой получит небольшие повреждения, кольцо залечит все раны. Также нужно обязательно просмотреть инвентарь противника на вашей линии. Если этот герой — не силач и у него нет никаких колец, можно позволить себе небольшую вольность в виде систематического метания в него сюрикенами, начиная с третьего уровня (даже если вы видите фляги с водой сапфира (Flask of Sapphire Water), то это не должно вас смущать — все равно его здоровье закончится раньше, чем ваша мана). Если же вы замечаете, что у героя (не силача) есть кольцо, регенерирующее по две единицы здоровья в секунду, то диверсионную деятельность нужно начинать лишь с пятого уровня, когда урон превысит скорость восстановления. Главное для вас — даже не убивать противника, а все время отправлять его домой лечиться, чтобы иметь постоянное преимущество на один-два уровня. Если же ваш противник выбирал артефакты случайным образом и вместо сапогов-скороходов (Boots of Speed) купил себе кольцо здоровья (Ring of Health), ману лучше приберечь до лучших времен, когда у врага окажется мало жизненной силы. Ведь даже если сюрикены основательно подорвут его здоровье, он всегда сможет в кратчайшие сроки восстановиться рядом с башней. Необходимо находиться в коридоре как можно дольше, чтобы обеспечить себя высоким уровнем и нужными артефактами. Если героя сильно покалечили, вернитесь к источнику и купите сапоги-скороходы, пару отваров просветления и одну флягу с водой сапфира. Если же удалось накопить хотя бы 1000 монет, то пусть первой вашей покупкой (сразу после сапогов-скороходов) станет топор огра (Ogre Axe). Затем приобретаете пояс силы (Belt of Giant Strength) и собираете Санж. Главное достоинство данного артефакта именно для этого героя — возможность останавливать убегающего противника. Также весьма полезным оказывается плюс к здоровью, ведь, как было отмечено выше, именно малое количество жизненной силы — его слабое место. Увеличение атаки и ее скорости на этой стадии игры для вас не первостепенно, так как того, что есть на этот момент, должно хватать для убийства существ и успешного противостояния врагам.

Следующим артефактом пусть станет мощная походка. На лишние средства не забывайте покупать один-два телепорта (Town Portal) для лучшей маневренности. Несложно догадаться, что при наличии Санжа остается копить деньги на Яшу, чтобы получить Санж & Яша. Таким образом герой получает прибавку к здоровью, скорости и силе атаки, а также плюс к скорости передвижения.

Охотник за головами

Первый уровень — Метание сюрикена

Второй уровень — Стремительность

Третий уровень — Метание сюрикена

Четвертый уровень — Стремительность

Пятый уровень — Метание сюрикена

Шестой уровень — Метка

Седьмой уровень — Метание сюрикена

Восьмой уровень — Стремительность

Девятый уровень — Стремительность

Десятый уровень — Дзинада

Одиннадцатый уровень — Метка

Двенадцатый уровень — Дзинада

Тринадцатый уровень — Дзинада

Четырнадцатый уровень — Дзинада

Шестнадцатый уровень — Метка

К этому времени уровень персонажа должен быть выше 14-го, а значит, все ваши свойства будут включены. Таким образом, герой готов к противостоянию один на один с врагами независимо от их здоровья. И тут во всю силу проявляет себя финальное заклинание, которое прямо-таки поощряет вас к принесению команде огромного числа вражеских скальпов (и, конечно, поможет неплохо обогатиться за их счет). Кстати говоря, не нужно забывать, что оно работает независимо от того, против какого героя вы его примените. То есть если вы бросили его на одного героя, то все равно получаете 20% к скорости передвижения.

На вырученные средства лучше всего будет купить дробитель черепов, бабочку (The Butterfly) и гиперкамень (Hyperstone). Таким образом, имея 45% промахов по вам, неплохое здоровье, потрясающую скорость атаки, шанс оглушения и критических ударов, вы сможете штабелями уничтожать вражеских героев.

Антимаг (Anti-mage)

Обжигающее пламя (Break)

При каждом ударе по бойцу Антимаг сжигает ману своей жертвы, при этом наносит ей эквивалентный урон. Нужно заметить, это эффект сферы.

Первый уровень — 16 за каждый удар.

Второй уровень — 32 за каждый удар.

Третий уровень — 48 за каждый удар.

Четвертый уровень — 64 за каждый удар.

Мерцание (Blink)

Телепортирует Антимага на небольшое расстояние. Стоимость 60 маны.

Первый уровень — перезарядка 12 секунд.

Второй уровень — перезарядка 9 секунд.

Третий уровень — перезарядка 7 секунд.

Четвертый уровень — перезарядка 5 секунд.

Щит от заклинаний (Spell Shild)

Создает невидимый щит от заклинаний. Этот щит уменьшает все наносимые повреждения от заклинаний его обладателю.

Первый уровень — на 10%.

Второй уровень — на 20%.

Третий уровень — на 30%.

Четвертый уровень — на 40%.

Финальное заклинание Наказание маны (Mana Void)

Для Антимага волшебники просто корм.

Наносит повреждение за каждую сожженную единицу маны. Единственное ограничение — что мана должна быть сожжена незадолго от использования заклинания

Первый уровень — 0,6 повреждений за одну единицу маны, стоит 175 маны.

Второй уровень — 0,85 повреждений за одну единицу маны, стоит 225 маны.

Третий уровень — 1,1 повреждений за одну единицу маны, стоит 275 маны.

Как мы видим из имени самого героя, наш подопечный — специалист по уничтожению заклинателей. Это своеобразная инквизиция, заживо сжигающая героев врага. Все атакующие заклинания направлены на уничтожение магов, а все оборонительные — на противодействие им. Единственный существенный недостаток этого игрового персонажа — он достаточно долго катастрофически беден. Однако мы бы не описывали героя, у которого подобные недостатки не компенсировались бы рядом преимуществ. Как и у большинства других ловкачей, все его достоинства проявляются лишь к четырнадцатому уровню, но набравший силу Антимаг не даст спокойной жизни никому. Основные его достоинства — высочайшая врожденная скорость атаки, защита от магических заклинаний и хороший уровень брони (так как он ловкач), а также пассивная способность сжигать ману своими ударами. К тому же убить его при правильной игре после 14 уровня почти невозможно из-за заклинания Мерцание, которое переносит его из одной точки в другую. Благодаря своим преимуществам при покупке относительно недорогих артефактов Антимаг превращается в чудовищную машину убийства заклинателей. А немного погонявшись за добычей и накопив средств, он получает артефакты, позволяющие уничтожать не только магов, но и любых других вражеских героев.

Антимаг

Первый уровень — Обжигающее пламя

Второй уровень — Мерцание

Третий уровень — Обжигающее пламя

Четвертый уровень — Мерцание

Пятый уровень — Обжигающее пламя

Шестой уровень — Наказание маны

Седьмой уровень — Обжигающее пламя

Восьмой уровень — Мерцание

Девятый уровень — Мерцание

Десятый уровень — Щит от заклинаний

Одиннадцатый уровень — Наказание маны

Двенадцатый уровень — Щит от заклинаний

Тринадцатый уровень — Щит от заклинаний

Четырнадцатый уровень — Щит от заклинаний

Шестнадцатый уровень — Наказание маны

Первым делом Антимагу понадобится кольцо регенерации и фляга с водой сапфира. Далее действуем по уже знакомому сценарию — нужно держаться в коридоре как можно дольше, набирая уровни и добивая существ последним ударом. С помощью заклинания Мерцание не давайте вражеским героям сильно себя искалечить. При возвращении на базу недолго думая покупайте мощную походку (Power Treads), закупайтесь телепортами и одной-двумя флягами с водой сапфира. Сравнительно небольшое количество здоровья поможет вам выиграть время, так как содержимое одной фляги и кольцо способны восстановить здоровье почти полностью, продолжая набирать при этом опыт, выжидая рядом с башней. Копите денег на покупку дробителя черепов. Ведь благодаря врожденной скорости атаки, мощной походке и высокому уровню ловкости оглушение будет происходить очень часто. А поскольку вы к тому же можете сжигать ману, израненные противники без маны становятся легкой добычей Наказания маны. Такого джентльменского набора вполне хватит, чтобы не чувствовать себя ущемленным и копить деньги на покупку бабочки. После этого приобретения герой станет грозой не только магов, но и почти всех на карте. Если партия затягивается, можно обогатить себя еще одним дробителем, гиперкамнем, а если все уж совсем надолго, то и эгидой бессмертного (Aegis of the Immortal). Вместо второго дробителя черепов может подойти топор короля обезьян (Monkey King Bar), дающий 30% шанс короткого оглушения, шанс дополнительного урона и увеличение атаки.

Убийца-невидимка (Stealth Assassin)

Если поблизости нет существ, финальное заклинание Луны способно покрошить сразу нескольких героев.

Дымовая завеса (Smoke Screen)

Убийца-невидимка кидает на выбранную территорию дымовую гранату и покрывает область густым слоем синего дыма. В этом облаке противники начинают передвигаться на 25% медленней, а также часто промахиваться. В довершение ко всему неприятели не могут использовать в нем заклинания. Длительность завесы — семь секунд.

Первый уровень — область 250 AoE, 40% шанс промаха, стоимость 75 маны.

Второй уровень — область 275 AoE, 50% шанс промаха, стоимость 80 маны.

Третий уровень — область 300 AoE, 60% шанс промаха, стоимость 85 маны.

Четвертый уровень — область 325 AoE, 70% шанс промаха, стоимость 90 маны.

Мгновенный удар (Blink Strike)

Телепортирует Убийцу-невидимку к бойцу или герою, и если он оказывается противником, наносит дополнительный урон. Стоимость 50 маны.

Первый уровень — перезарядка 30 секунд и 30 дополнительного урона.

Второй уровень — перезарядка 20 секунд и 60 дополнительного урона.

Третий уровень — перезарядка 10 секунд и 90 дополнительного урона.

Четвертый уровень — перезарядка 5 секунд и 120 дополнительного урона.

Удар сзади (Backstab)

Убийца не боится позора, и поэтому его специализация — атаковать противника сзади. Если противник случайным образом повернется к вам спиной, то при каждой атаке вы кроме обыкновенного повреждения будете наносить дополнительное.

Первый уровень — 25% от вашей ловкости.

Второй уровень — 50% от вашей ловкости.

Третий уровень — 75% от вашей ловкости.

Четвертый уровень — 100% вашей ловкости.

Финальное заклинание Постоянная невидимость (Permanent Invisibility)

Позволяет Убийце-невидимке быть постоянно невидимым невооруженному глазу, пока он не начнет атаковать или использовать заклинания.

Первый уровень — 3 секунды скрытия.

Второй уровень — 2,25 секунды скрытия.

Третий уровень — 1,5 секунды скрытия.

Хотя этот герой тоже входит в те самые 80% «типичных случаев» и подбор артефактов для него почти такой же, как и для любого другого ловкача, я счел нужным остановиться на нем подробнее. Ведь у него есть ярко выраженная отличительная черта — а именно способность быть постоянно невидимым. Эта особенность и определяет дальнейший тактический рисунок.

Радиация плюс множественная атака Луны позволят очень быстро избавиться от любого числа существ.

Скорее всего, вы помните этого героя еще с DotA 5.84. Его мощь в той версии заставляла содрогаться даже самых опытных игроков, он был страшен в гневе, неуловим, а убить его удавалось разве что случайно или усилиями сразу нескольких героев. Однако после работы над ним в Доте 6-й версии потенциал не слишком ослабили, хотя и изменения были значительны. Если раньше Постоянная невидимость была одной из его рядовых способностей, то сейчас это — финальное заклинание. Ранее телепортация не имела ограничения в виде прыжков на существ или героев, а также присутствовал врожденный критический удар. Финальным заклинанием был великий и ужасный страж-убийца (Death Ward), способный очень быстро наносить огромные повреждения. И хотя все было переработано (как именно, вы можете прочитать в представлении), он все равно остался одним из сильнейших героев в DotA. Но помните, что, как и для большинства ловкачей, управлять им непросто. Благодаря постоянной невидимости ваш герой сможет неожиданно нападать на противников сзади, а, как мы знаем, фактор внезапности зачастую один из самых важных в игре. А заклинание Дымовая завеса поможет вам как в защите, так и в нападении.

Начинаем игру как обычно, проще всего купить кольцо регенерации, а также флягу с водой сапфира и отвар просветления. Пока у вас нет способности становиться невидимым, ведите себя тише воды ниже травы. Лишь только если на вашей линии союзник — сильный заклинатель, вы можете оказать помощь при добивании вражеского героя. В противном случае лучше не высовываться, ожидая шестого уровня, а с ним и невидимости. С ее получением герой начинает буквально издеваться над противником, все время забегая в тыл и делая один-два удара, доводя его здоровье до критического уровня. Такое поведение поможет всегда быть на один-два уровня выше своего противника. Также нужно сказать, что когда враг вернется, обязательно просмотрите его инвентарь на предмет наличия невидимых стражей (Wards). Если их там нет, просто продолжайте свою подрывную деятельность. Однако допустим, противник проявил предусмотрительность и заблаговременно запасся стражами или драгоценным камнем (Gem). В таком случае нужно исходить из его возможностей. Если он — сильный заклинатель, лучше всего сменить линию и воевать против более удобного героя. В противном случае нужно просто проявлять больше осторожности в прямых схватках и не подставляться под удары без нужды. Поскольку уровень у вас будет, скорее всего, выше, просто сдерживайте наступление и контратакуйте при возможности. Таким образом копите деньги на сапоги-скороходы и мощную походку. Действуя по уже заданному сценарию, покупайте Cанж & Яша.

Убийца-невидимка

Первый уровень — Мгновенный удар

Второй уровень — Удар сзади

Третий уровень — Мгновенный удар

Четвертый уровень — Удар сзади

Пятый уровень — Мгновенный удар

Шестой уровень — Постоянная невидимость

Седьмой уровень — Мгновенный удар

Восьмой уровень — Удар сзади

Девятый уровень — Удар сзади

Десятый уровень — Дымовая завеса

Одиннадцатый уровень — Постоянная невидимость

Двенадцатый уровень — Дымовая завеса

Тринадцатый уровень — Дымовая завеса

Четырнадцатый уровень — Дымовая завеса

Шестнадцатый уровень — Постоянная невидимость

Тактика ведения боя крайне проста: прыгнули сзади, напустили Дымовую завесу. Естественно, что против вас в дыму захочет сражаться разве что самоубийца, поэтому неприятель наверняка будет пытаться выбраться из тумана. Тем самым он открывает спину, позволяя нанести дополнительный урон. Одна-две таких внезапных мощных атаки — и противник погибает. Если же он предпочтет отступить, то все равно потеряет время, а значит, будет уступать в уровне и финансовом развитии. Далее все просто — чем выше уровень, тем наглее вы становитесь. Не забывайте все время просматривать инвентарь на наличие драгоценных камней. Если таковые замечены, лучше всего попросить команду сфокусировать огонь именно на его обладателе (или обладателях). Подобрав камень, подумайте, нужен ли он вам. Понятно, что если у врагов есть невидимый боец, лучше оставить его себе или передать другому члену команды. Также не забывайте обращать внимание на то, атакуют ли вас существа. Если они начинают нападать в тот момент, когда вы их не атакуете, это может значить либо то, что дело происходит около башни, которая вас видит, либо рядом есть герой с драгоценным камнем или где-то поблизости невидимые стражи (которых, опять-таки, можно обнаружить при помощи камня).

Это важно: существуют необычные обнаружители невидимок. Большинство из них — это способности героев. Например, у Королевы Матки есть паутина, внутри которой видны все невидимые объекты. Или у Энта есть заклинание Глаза леса (Eyes in the Forest), тоже способное разглядеть вас. Как альтернатива драгоценному камню есть также Некрономикон (Necronomicon), на третьем уровне улучшения вызывающий существ, способных видеть невидимых бойцов.

При умных противниках лучше всего всегда носить с собой «обнаружитель» на случай возможных неприятностей. Затем можно купить убийце как бабочку, так и буризу (Buriza do-Kian), в зависимости от финансовых возможностей. Если партия затянулась, то можно приобрести топор короля обезьян либо дробитель черепов.

На диске, как обычно, вы найдете записи партий за вышеперечисленных героев с иллюстрацией развитий.