Command & Conquer: Generals - Zero Hour
Чтобы вести войну, нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги.
Людовик XII
Война не бывает однодневной никогда. Даже если боевые действия шли только один день, им предшествовал долгий временной промежуток, в течение которого генералы планировали грядущий конфликт, стягивали силы и готовили диверсантов. И победа в сражении во многом будет зависеть от финансового состояния враждующих сторон, а не только от тактического гения их полководцев.
Выставить на поле боя больше танков, вовремя подвести дополнительные силы, спасти раненых бойцов, отрезать врага от ресурсов и пустить под откос поезда, идущие к нему с грузом техники, — вот стратегия победы, победы экономической.
Она универсальна для всех противоборствующих сторон: и для высоких технологий американцев, и для массированных атак китайцев, и для внезапных террористических актов армии GLA. Именно поэтому я делаю статью об экономическом доминировании вводной. В следующих номерах вас будут ждать еще 3 статьи, посвященные тактикам победы каждой из сторон. А уж тактика-то принципиально разнится для каждого из 12 генералов, решивших перекроить политическую карту мира.
Итак, устройтесь поудобнее и послушайте историю о том, как маленькие зеленые бумажки помогают быстрее крутиться гусеницам танков, точнее стрелять снайперам и громче взрываться авиабомбам...
Доминирование
Доминирование вообще — это захват инициативы в бою, навязывание своей воли, своей тактики войны противнику, предугадывание реакций врага, угнетение его экономики и препятствование в развитии технологий.
Один Bomb Truck способен унести с собой полдюжины танков. |
Для того, чтобы добиться полной и безоговорочной победы в битве с любым противником, чтобы суметь повторить успех неограниченное количество раз, нам необходимо различать для себя две составляющие выигрыша: доминирование экономическое и военное.
- Суть экономического доминирования состоит из двух частей — быстрого развертывания своей инфраструктуры и угнетения вражеской.
- Точные военные удары должны предупреждать и предвосхищать атаки врагов на наши коммуникации, а также слаженно останавливать и пресекать распространение сил противника по карте.
В этой статье я расскажу вам о принципах победы экономической, безотказно работающей всегда. Если вы будете ее придерживаться, противостоять вам сможет только более быстрый оппонент или опытный мастер блицкригов.
Укрепление экономики
Деньги — движущая сила войны.
Марк Туллий Цицерон
О том, что денег у нас должно быть больше, чем у врага, — не подлежит сомнению, вопрос только в том, как добиться финансового благополучия быстро и безошибочно.
Перед битвой
В меню выбора карты вас сразу встречает несколько важных условий, способных изменить тактику всей игры, так что не бросайтесь в бой очертя голову. Сначала рассмотрите их.
- Скорость игры (Game speed). Может быть от 1 до 60, рекомендую сразу привыкать к высокой, 40-45. Тогда вы и на более низкой сможете показать, кто тут хозяин.
- Стартовый запас ресурсов (Starting Cash). Может быть 5, 10, 20 и 50 тысяч долларов соответственно. Это очень важный момент! Если вместо стандартных 10 поставить 5 тысяч, террористы получат существенное преимущество на старте: их рабочие стоят всего 200 долларов, а китайские и американские бульдозеры целую тысячу. Так что GLA сможет быстро расползтись по окрестностям, захватив 2-3 источника ресурсов, пока остальные ждут, когда же скопятся деньги на третий трактор... А если им вдобавок один подорвать! Представили?
Если поставить максимум ресурсов, то преимущество получит игрок, умеющий быстро наладить производство техники и бросить ее в бой. При таком раскладе ОМП (оружие массового поражения) появляется уже на пятой минуте, а к десятой все возможные улучшения уже проведены, и «кроме мордобития — никаких чудес» на долю вершителей истории не придется. Безусловно, в этом случае игра потеряет часть своего стратегического обаяния, заменив его зрелищностью. Так что ориентироваться будем на стандартные цифры. - Ограничить ОМП (Limit Superweapons). Тут два режима — либо ограничение по одному ОМП на игрока, либо — сколько сможешь построить. Сразу скажу — стоит отказаться от супероружия вообще, иначе вся игра может свестись к гонке вооружений до первой ядерной бомбы. Однако отсутствие или ограничение ОМП крайне расстороит генерала Super Weapon и огорчит генерала Nuke, так что помните об этом.
Какая кислая мина у американцев в ответ на наши террористические шутки! |
Это совет: если вы играете с компьютерными противниками, ставьте им уровень Hard, а сложность игры меняйте количеством вражеских команд и союзников. Играть с генералами на уровнях Normal и Easy абсолютно бессмысленно — они не используют большую часть своих умений, редко строят ОМП и вообще любую технику.
Внимательно рассмотрите миникарту! Она даст вам много полезной информации. Зеленые значки долларов обозначают склады ресурсов вне зависимости от количества расположенных там ящиков. Составьте схему «колонизации» карты: от ближайшего склада ресурсов до самых далеких и спорных. Звездочки не менее важны, за ними скрываются все нейтральные объекты, которые можно захватить. Чаще всего это бывают нефтяные вышки. Подробнее о них вы прочитаете в таблице, главное — запомнить, в каких направлениях от стартовой точки они находятся, чтобы быстро отправить к ним свои отряды.
Все нейтральные постройки в игре | |||
|
Основной ресурс игры. Встречается в трех видах: платформы, содержащие $30 000, отдельные груды ящиков, содержащие $500-$10 000, и особые ящики гуманитарной помощи, которые отличаются синим цветом и тем, что собрать их можно любым наземным отрядом. | ||
|
Самая полезная постройка в игре. Первый захвативший ее игрок получит $1000 единовременно, а впоследствии любой владелец — $200 за каждые 25 секунд контроля над нефтевышкой. | ||
|
Важная постройка. У ее владельца снижается стоимость всей боевой техники и самолетов почти в два раза! Особенно она ценима американцами. | ||
|
Пехота игрока, захватившего госпиталь, будет автоматически лечиться так, словно бы все они имели ветеранские лычки. Имеет некоторую ценность для террористов. | ||
|
Тот же госпиталь, но для наземной техники. Если ваши джипы и танки не в бою, то они медленно ремонтируются. | ||
|
Будучи захваченной, пушка автоматически начинает обстреливать все наземные враждебные отряды и постройки, но цель можно переназначать. Вокруг нее «слепая зона», и если не оставить охраны, то она будет захвачена любым пехотинцем. | ||
|
После того, как зона выброски будет захвачена, каждые 2 минуты самолет неизвестных доброжелателей будет сбрасывать на нее дополнительную технику. Тип войск зависит от владельца: USA: Crusader Tank Super Weapon: Tomahawk Air Force: Humvee Laser: Laser Crusader Tank China, Tank, Nuclear: Battle Master Infantry: Assault Troop Crawler GLA: Scorpion Tank Toxin: Toxin Tractor Demolition: 2 Combat Bikes Stealth: Quad Cannon |
Агрессивный старт
Артобстрел хорош тем... |
Первые минуты игры могут решить многое, поэтому начинаем строить свою финансовую империю без промедлений! Сразу после заставки, пока экран еще темный и начинает медленно светлеть, нужно заказывать новых рабочих (клавиша K для GLA, D — для остальных фракций). Если у нас на карте есть нейтральные постройки (а скорее всего, так и будет) нужно немедленно их захватить. В первую очередь нашей целью станут нефтяные вышки, приносящие прибыль, во вторую — нефтезаводы, понижающие стоимость техники, а в третью — все остальное.
...что его ничто не остановит. |
Тактика агрессивного старта для Китая и Америки: первый трактор строит реактор (Reactor), второй — казармы (Barracks), первый переключается на постройку центра снабжения (Supply Center), в достроившихся казармах заказываем двух рейнджеров (или одного красногвардейца) и улучшение «захват зданий» (Capture building). Появившиеся смертники сразу бегут в нужную сторону, по пути получая необходимый инструмент для захвата зданий.
На пороге вечности дрожат последние секунды... |
Тактика агрессивного старта для армии GLA имеет национальную специфику: первый рабочий строит казармы, второй — центр снабжения, а третий — еще казармы или сеть тоннелей (Tunnel Network). За счет этого террористы лидируют в скорости захвата территорий. Правда, эти территории еще надо удержать...
Если нейтральных построек на карте достаточно много и они разбросаны в разных местах, имеет смысл построить две казармы. Если же они, напротив, стоят кучно, имеет смысл послать туда рабочего с самого начала игры и окапываться уже на месте.
Момент атомной истины. |
Это рисковый ход, но при небольшом количестве оппонентов игра стоит свеч, и все сливки достанутся вам.
Удобнее всего проводить эту акцию террористами — ввиду наличия у них сети тоннелей, позволяющих мгновенно перебросить подмогу с основной базы в центр заварухи! Но за все приходится платить: у GLA в начале игры нет радара, что крайне затрудняет навигацию. Помните и о том, что в момент выезда из тоннеля все 8 единиц техники находятся в одной точке, и точно попавшая ракета («Томагавк» или SCUD) способна уничтожить их все разом.
Иногда, если карта большая, имеет смысл построить джип (если вы играете за GLA или USA) и доехать до места действия пятью солдатами и с ветерком. При этом вы рискуете приехать вторым, но зато перевес в поединке за обладание драгоценными заводами будет точно на вашей стороне, особенно если вы — генерал Infantry или Toxin.
Закрепление успеха
Помните золотую фразу: «Что съел — того не отнимут»? Вот и здесь она пригодится: собранное добро у нас никто не сможет забрать, а посему постараемся занять все свободные ресурсные базы. Даже если их потом у нас отобьют, к тому времени склады будут существенно опустошены.
Китайцы не сдаются до последней капли крови! |
Если все делать быстро и правильно, противник будет долго и сосредоточноо выбивать вас с ближайшего к нему источника ресурсов, а в это время с остальных к вам будут течь денежки. Больше денег — значит, войска будут строиться быстрее, и мы раньше сможем утвердить демократию (коммунизм, анархию — нужное подчеркнуть) на всей Земле. Здесь удобнее всего живется американцам — их чинуки (Chinook) мало того что летают, так еще и приносят по 600 долларов за один раз.
Наша мирная делегация наносит неофициальный дружественный... визит. |
В технологическом центре террористов (Palace) и американцев (Strategy Center) можно заказать увеличение грузоподъемности рабочих на 10%, что и следует сделать в первую очередь.
Не забывайте и о дополнительном финансировании — оно есть у всех, но в разных формах.
Американцы строят зону доставки (Supply Drop Zone), небольшую асфальтированную площадку, на которую добрые дяди из-за океана сбрасывают с самолетов гуманитарную помощь каждые 2 минуты.
Два энергетических луча одновременно — потрясающее зрелище. И смертоносное. |
Это приятно, одна беда — здоровье у постройки подкачало, и уничтожить ее несложно. К тому же летящий самолет могут легко сбить. Поэтому строить зоны доставки лучше около границ карты.
Китайцы тренируют хакеров: пехотинцев-весельчаков с ноутбуками. Те стабильно ломают чьи-то счета в Интернете и приносят ежесекундно от 5 до 10$. Минусы китайского благоденствия в том, что хакеров несложно засечь и легко с ними расправиться, даже интернет-кафе (Internet Center) их не спасет от серии направленных атак. Так что лучше прятать хакеров по разным укромным уголкам базы.
Террористы обладают преимуществом в этом плане — генеральским навыком Cash Bounty, который стоит развивать в первую очередь. С его помощью вы будете получать 20% от стоимости за каждую уничтоженную воинскую единицу врага, и этот источник у вас никто и никак не сможет отобрать! Но и минусы у новоявленных охотников за головами тоже имеются: чтобы задействовать этот канал доходов, необходимо поднять свой генеральский уровень до трех звезд и потратить на этот навык три призовых очка. Поэтому в обороне не отсидишься — необходимо постоянно атаковать и быть в движении. Что, впрочем, вполне свойственно GLA. В качестве довеска — черный рынок (Black Market) приносит террористам по 20$ в секунду, а после уничтоженной техники некоторое время остаются лежать обломки, которые стоит подбирать.
Подрыв инфраструктуры
Уничтожь деньги — и уничтожишь войны.
Квинтилиан
Теперь, когда мы сами зарабатываем деньги, жизненно необходимо помешать нашим противника проделать то же самое. Артобстрел, ковровые бомбардировки и диверсии — вот наши помощники в этом деле.
Точечные удары
Страна победившего капитализма. |
У каждой из противоборствующих фракций есть так называемый технологический центр (Palace, Propaganda Center, Strategy Center), постройка, в отсутствие которой становятся недоступны
Волшебный ларец открывается... |
ОМП, герои, сильнейшие войсковые единицы и важнейшие из улучшений. Какой из этого следует вывод? Правильно — найти его и уничтожить!
Технологический центр стоит 2000$ у американцев и 2500$ у остальных, и строится очень долго, как командный центр или ОМП. Много таких не закажешь, тем более что у американцев он становится виден всем и существует в единственном экземпляре. Грамотно проведенная дистанционная атака должна уничтожить его. Особенно просто это удается генералу Air Force, которому ковровая бомбардировка становится доступна сразу после постройки стратегического центра.
Вот и получается постоянное отбрасывание в развитии противника в режиме разведка — методом точечных ударов. Вначале придется попотеть, жертвуя самолетами и подрывниками. Но потом у вас появится свое ОМП, в то время как у врага будут все еще низкотехнологичные войска, и игра перейдет в стадию «партизанской войны».
Маэстро саботажа
Ковровая бомбардировка в действии. |
Предыдущая тактика трудновыполнима для террористов, зато вот саботаж и диверсии — это их конек. Целью наших подлых ударов будут, в первую очередь, слабозащищенные и дорогие постройки. Среди них лидируют аэропорты (Air Field), огромного размера, а потому очень уязвимые для атак по площади. Удостоверьтесь сами, какая это потеха — взрывать беззащитные самолеты, стоящие на земле. Второй нашей целью будут все реакторы, американские зоны доставки, центры снабжения и черные рынки террористов.
Наиболее просто и эффективно проводить саботаж можно высадкой десанта рейнджеров USA, засадой повстанцев GLA или артобстрелом китайцев. В первом и втором случае, бегая по вражеской базе, ваши солдаты успеют подстрелить парочку рабочих, при везении — захватить и тут же продать здание, но что они сделают обязательно — начнут атаковать цель саботажа. И тогда шальная ракета или бомба, выпущенная защитниками, может разнести собственное здание. Особенно хороши в роли нападающих повстанцы генерала Demolition, шахидские пояса которых взрываются не хуже китайских мин. А обороняться от такого печальнее всего генералу Super Weapon, так как его орудия будут отключать собственные постройки.
Экспроприация
А это уже тактика осиных укусов, и она вторична для всех, кроме генерала Stealth. Всю вражескую технику, дорогостоящую или опасную, следует не просто уничтожить, а изъять в свою пользу.
Проще всего насильственной экспроприацией у террористов. Герой Джаннен Кел (Jannen Kell) умеет отстреливать водителей, и даже если вы ее потом не захватите, опыт единицы будет обнулен. Лучше всего в нее сажать рабочих — они самые дешевые. Второй вариант — угонщики (Hijacker), сразу вышибающие водителя из кабины и занимающие его место. Опыт также обнуляется.
Герои нашего времени | |||
Герои — такие разные. В чем их сильные и слабые стороны? Все они имеют общие свойства — существуют в единственном экземпляре, невидимы до тех пор, пока не применят свои способности, и легко умирают от любого антипехотного оружия. Хакер Черный Лотос — является детектором, обладает важным умением «быстрый захват строения» и ненужными «похищение денег» и «отключение техники». Все их применяет дистанционно. В целом неплохой персонаж, но обычно проще купить пару лишних танков. Снайпер Джаннен Келл — может ездить на мотоцикле, оставаясь при этом невидимым. Умение у него только одно, но зато какое!.. При грамотном использовании — самый страшный враг техники. Десантник полковник Бартон — умеет убивать пехотинцев (не становясь видимым), минировать объекты и подрывать их. Гроза всей пехоты, а с получением третьей лычки — всей ракетной техники и танков. Неплохой боец, особенно если нет снайперов. К слову: террористы его не жалуют за то, что он творит с гнездами стингеров (Stinger Site). |
У китайцев дело обстоит немного сложнее, но зато масштабнее. Ядерное орудие (Nuke Cannon), будучи заряжено нейтронными зарядами, может одним попаданием сделать бесхозными 2-4 машины. Если кто-то наедет на нейтронные мины вокруг зданий — аналогичный эффект.
Ну, а американцы — самая гордая нация, на технику противника не покушаются, надеясь на собственные силы. Зря, ведь таким способом можно захватить вражеский трактор и начать развиваться второй нацией. Захватывать постройки — дольше и более рискованно.
Гром среди ясного неба, или чем различаются ОМП разных фракций |
Ядерная ракета (Nuclear Missile). Самое большое время строительства. Урон при взрыве распространяется от эпицентра к краям, постепенно уменьшаясь. Ракеты СКАД (SCUD Storm). Самая быстрая перезарядка (4 минуты), самый большой размер, из-за чего они более уязвимы. Урон при взрыве распределяется равномерно по всей площади. Лучевой уничтожитель (Particle Cannon). Отсутствие поражения площади имеет свои плюсы — этим оружием, как хирургическим скальпелем, можно работать даже на своей базе, не боясь порушить половину строений. Для достижения большего эффекта лучу обязательно нужно задавать траекторию движения. Так и урон больше, и можно спалить несколько строений за раз. |
Усмирение непокорных
Досадно то, что самое последнее слово техники будет сказано за минуту до светопреставления.
Дон Аминадо
Гонка вооружений
Нет, это не снег, это одновременная детонация нескольких сотен нейтронных мин.. |
Если первые атаки были отбиты и если не удалось достичь экономического перевеса, то игра переходит в недолгую позиционную стадию — кто сможет быстрее построить ОМП и защитить его до наступления боевой готовности.
С появлением супероружия начинается «игра в прятки», войска разбегаются малыми группами, рабочие ищут самые неожиданные места для новых ОМП, а генералы ломают головы — как побыстрее сломать чужую «шкатулку громовержца». Здесь следует помнить, что запас здоровья у ОМП большой, и одним залпом аналогичной мощности их не уничтожить.
Байкеры могут проехать там, где другим не под силу. |
Поэтому следует единовременно комбинировать генеральский навык бомбардировки или артобстрела и залп своего супероружия. Иначе вам грозит долгий и мучительный проигрыш, агония среди залитых кислотой и напалмом построек.
С дистанционными генеральскими атаками у террористов тяжело, но взамен судьба подарила им возможность издеваться над более технологичными собратьями — уничтожая не само ОМП, а питающие его реакторы. Это позволяет на время перевести дыхание и подготовить новую подлость, пока противник судорожно отстраивает новые электростанции. К слову, генерал Laser страдает более всех — у него отрубается еще и половина техники.
Горят ракетные поля... |
Напоследок добавлю, что основные постройки одним залпом ОМП не снесешь. Разумнее всего супероружием уничтожать «линии Мажино» — стоящие рядом группы оборонительных построек, или группы техники, если они не успеют уехать.
Финальные аккорды
В этой статье мы разобрали основные принципы экономического доминирования над противником: как быстрее заработать денег и как не дать этого сделать противнику.
А вот как их грамотно потратить — это уже другой разговор, капиталисты, коммунисты и анархисты подходят к нему совершенно по-разному.
До встречи в следующем номере!