Command & Conquer: Generals - Zero Hour

Чтобы вести войну, нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги.

Людовик XII

Война не бывает однодневной никогда. Даже если боевые действия шли только один день, им предшествовал долгий временной промежуток, в течение которого генералы планировали грядущий конфликт, стягивали силы и готовили диверсантов. И победа в сражении во многом будет зависеть от финансового состояния враждующих сторон, а не только от тактического гения их полководцев.

Выставить на поле боя больше танков, вовремя подвести дополнительные силы, спасти раненых бойцов, отрезать врага от ресурсов и пустить под откос поезда, идущие к нему с грузом техники, — вот стратегия победы, победы экономической.

Она универсальна для всех противоборствующих сторон: и для высоких технологий американцев, и для массированных атак китайцев, и для внезапных террористических актов армии GLA. Именно поэтому я делаю статью об экономическом доминировании вводной. В следующих номерах вас будут ждать еще 3 статьи, посвященные тактикам победы каждой из сторон. А уж тактика-то принципиально разнится для каждого из 12 генералов, решивших перекроить политическую карту мира.

Итак, устройтесь поудобнее и послушайте историю о том, как маленькие зеленые бумажки помогают быстрее крутиться гусеницам танков, точнее стрелять снайперам и громче взрываться авиабомбам...

Доминирование

Доминирование вообще — это захват инициативы в бою, навязывание своей воли, своей тактики войны противнику, предугадывание реакций врага, угнетение его экономики и препятствование в развитии технологий.

Один Bomb Truck способен унести с собой полдюжины танков.

Для того, чтобы добиться полной и безоговорочной победы в битве с любым противником, чтобы суметь повторить успех неограниченное количество раз, нам необходимо различать для себя две составляющие выигрыша: доминирование экономическое и военное.

  • Суть экономического доминирования состоит из двух частей — быстрого развертывания своей инфраструктуры и угнетения вражеской.
  • Точные военные удары должны предупреждать и предвосхищать атаки врагов на наши коммуникации, а также слаженно останавливать и пресекать распространение сил противника по карте.

В этой статье я расскажу вам о принципах победы экономической, безотказно работающей всегда. Если вы будете ее придерживаться, противостоять вам сможет только более быстрый оппонент или опытный мастер блицкригов.

Укрепление экономики

Деньги — движущая сила войны.

Марк Туллий Цицерон

О том, что денег у нас должно быть больше, чем у врага, — не подлежит сомнению, вопрос только в том, как добиться финансового благополучия быстро и безошибочно.

Перед битвой

В меню выбора карты вас сразу встречает несколько важных условий, способных изменить тактику всей игры, так что не бросайтесь в бой очертя голову. Сначала рассмотрите их.

  • Скорость игры (Game speed). Может быть от 1 до 60, рекомендую сразу привыкать к высокой, 40-45. Тогда вы и на более низкой сможете показать, кто тут хозяин.
  • Какая кислая мина у американцев в ответ на наши террористические шутки!

  • Стартовый запас ресурсов (Starting Cash). Может быть 5, 10, 20 и 50 тысяч долларов соответственно. Это очень важный момент! Если вместо стандартных 10 поставить 5 тысяч, террористы получат существенное преимущество на старте: их рабочие стоят всего 200 долларов, а китайские и американские бульдозеры целую тысячу. Так что GLA сможет быстро расползтись по окрестностям, захватив 2-3 источника ресурсов, пока остальные ждут, когда же скопятся деньги на третий трактор... А если им вдобавок один подорвать! Представили?
    Если поставить максимум ресурсов, то преимущество получит игрок, умеющий быстро наладить производство техники и бросить ее в бой. При таком раскладе ОМП (оружие массового поражения) появляется уже на пятой минуте, а к десятой все возможные улучшения уже проведены, и «кроме мордобития — никаких чудес» на долю вершителей истории не придется. Безусловно, в этом случае игра потеряет часть своего стратегического обаяния, заменив его зрелищностью. Так что ориентироваться будем на стандартные цифры.
  • Ограничить ОМП (Limit Superweapons). Тут два режима — либо ограничение по одному ОМП на игрока, либо — сколько сможешь построить. Сразу скажу — стоит отказаться от супероружия вообще, иначе вся игра может свестись к гонке вооружений до первой ядерной бомбы. Однако отсутствие или ограничение ОМП крайне расстороит генерала Super Weapon и огорчит генерала Nuke, так что помните об этом.

Это совет: если вы играете с компьютерными противниками, ставьте им уровень Hard, а сложность игры меняйте количеством вражеских команд и союзников. Играть с генералами на уровнях Normal и Easy абсолютно бессмысленно — они не используют большую часть своих умений, редко строят ОМП и вообще любую технику.

Внимательно рассмотрите миникарту! Она даст вам много полезной информации. Зеленые значки долларов обозначают склады ресурсов вне зависимости от количества расположенных там ящиков. Составьте схему «колонизации» карты: от ближайшего склада ресурсов до самых далеких и спорных. Звездочки не менее важны, за ними скрываются все нейтральные объекты, которые можно захватить. Чаще всего это бывают нефтяные вышки. Подробнее о них вы прочитаете в таблице, главное — запомнить, в каких направлениях от стартовой точки они находятся, чтобы быстро отправить к ним свои отряды.


Все нейтральные постройки в игре

Ресурсная база (Supply Depot)

Основной ресурс игры. Встречается в трех видах: платформы, содержащие $30 000, отдельные груды ящиков, содержащие $500-$10 000, и особые ящики гуманитарной помощи, которые отличаются синим цветом и тем, что собрать их можно любым наземным отрядом.

Нефтевышка (Oil Derrick)

Самая полезная постройка в игре. Первый захвативший ее игрок получит $1000 единовременно, а впоследствии любой владелец — $200 за каждые 25 секунд контроля над нефтевышкой.

Нефтезавод (Oil Refinery)

Важная постройка. У ее владельца снижается стоимость всей боевой техники и самолетов почти в два раза! Особенно она ценима американцами.

Госпиталь (Hospital)

Пехота игрока, захватившего госпиталь, будет автоматически лечиться так, словно бы все они имели ветеранские лычки. Имеет некоторую ценность для террористов.

Ремонтная мастерская (Tech Repair Bay)

Тот же госпиталь, но для наземной техники. Если ваши джипы и танки не в бою, то они медленно ремонтируются.

Артиллерийское орудие (Artillery Platform)

Будучи захваченной, пушка автоматически начинает обстреливать все наземные враждебные отряды и постройки, но цель можно переназначать. Вокруг нее «слепая зона», и если не оставить охраны, то она будет захвачена любым пехотинцем.

Зона выброски (Reinforcement Pad)

После того, как зона выброски будет захвачена, каждые 2 минуты самолет неизвестных доброжелателей будет сбрасывать на нее дополнительную технику. Тип войск зависит от владельца:
USA: Crusader Tank
Super Weapon: Tomahawk
Air Force: Humvee
Laser: Laser Crusader Tank
China, Tank, Nuclear: Battle Master
Infantry: Assault Troop Crawler
GLA: Scorpion Tank
Toxin: Toxin Tractor
Demolition: 2 Combat Bikes
Stealth: Quad Cannon

Агрессивный старт

Артобстрел хорош тем...

Первые минуты игры могут решить многое, поэтому начинаем строить свою финансовую империю без промедлений! Сразу после заставки, пока экран еще темный и начинает медленно светлеть, нужно заказывать новых рабочих (клавиша K для GLA, D — для остальных фракций). Если у нас на карте есть нейтральные постройки (а скорее всего, так и будет) нужно немедленно их захватить. В первую очередь нашей целью станут нефтяные вышки, приносящие прибыль, во вторую — нефтезаводы, понижающие стоимость техники, а в третью — все остальное.

...что его ничто не остановит.

Тактика агрессивного старта для Китая и Америки: первый трактор строит реактор (Reactor), второй — казармы (Barracks), первый переключается на постройку центра снабжения (Supply Center), в достроившихся казармах заказываем двух рейнджеров (или одного красногвардейца) и улучшение «захват зданий» (Capture building). Появившиеся смертники сразу бегут в нужную сторону, по пути получая необходимый инструмент для захвата зданий.

На пороге вечности дрожат последние секунды...

Тактика агрессивного старта для армии GLA имеет национальную специфику: первый рабочий строит казармы, второй — центр снабжения, а третий — еще казармы или сеть тоннелей (Tunnel Network). За счет этого террористы лидируют в скорости захвата территорий. Правда, эти территории еще надо удержать...

Если нейтральных построек на карте достаточно много и они разбросаны в разных местах, имеет смысл построить две казармы. Если же они, напротив, стоят кучно, имеет смысл послать туда рабочего с самого начала игры и окапываться уже на месте.

Момент атомной истины.

Это рисковый ход, но при небольшом количестве оппонентов игра стоит свеч, и все сливки достанутся вам.

Удобнее всего проводить эту акцию террористами — ввиду наличия у них сети тоннелей, позволяющих мгновенно перебросить подмогу с основной базы в центр заварухи! Но за все приходится платить: у GLA в начале игры нет радара, что крайне затрудняет навигацию. Помните и о том, что в момент выезда из тоннеля все 8 единиц техники находятся в одной точке, и точно попавшая ракета («Томагавк» или SCUD) способна уничтожить их все разом.

Иногда, если карта большая, имеет смысл построить джип (если вы играете за GLA или USA) и доехать до места действия пятью солдатами и с ветерком. При этом вы рискуете приехать вторым, но зато перевес в поединке за обладание драгоценными заводами будет точно на вашей стороне, особенно если вы — генерал Infantry или Toxin.

Закрепление успеха

Помните золотую фразу: «Что съел — того не отнимут»? Вот и здесь она пригодится: собранное добро у нас никто не сможет забрать, а посему постараемся занять все свободные ресурсные базы. Даже если их потом у нас отобьют, к тому времени склады будут существенно опустошены.

Китайцы не сдаются до последней капли крови!

Если все делать быстро и правильно, противник будет долго и сосредоточноо выбивать вас с ближайшего к нему источника ресурсов, а в это время с остальных к вам будут течь денежки. Больше денег — значит, войска будут строиться быстрее, и мы раньше сможем утвердить демократию (коммунизм, анархию — нужное подчеркнуть) на всей Земле. Здесь удобнее всего живется американцам — их чинуки (Chinook) мало того что летают, так еще и приносят по 600 долларов за один раз.

Наша мирная делегация наносит неофициальный дружественный... визит.

В технологическом центре террористов (Palace) и американцев (Strategy Center) можно заказать увеличение грузоподъемности рабочих на 10%, что и следует сделать в первую очередь.

Не забывайте и о дополнительном финансировании  оно есть у всех, но в разных формах.

Американцы строят зону доставки (Supply Drop Zone), небольшую асфальтированную площадку, на которую добрые дяди из-за океана сбрасывают с самолетов гуманитарную помощь каждые 2 минуты.

Два энергетических луча одновременно — потрясающее зрелище. И смертоносное.

Это приятно, одна беда — здоровье у постройки подкачало, и уничтожить ее несложно. К тому же летящий самолет могут легко сбить. Поэтому строить зоны доставки лучше около границ карты.

Китайцы тренируют хакеров: пехотинцев-весельчаков с ноутбуками. Те стабильно ломают чьи-то счета в Интернете и приносят ежесекундно от 5 до 10$. Минусы китайского благоденствия в том, что хакеров несложно засечь и легко с ними расправиться, даже интернет-кафе (Internet Center) их не спасет от серии направленных атак. Так что лучше прятать хакеров по разным укромным уголкам базы.

Террористы обладают преимуществом в этом плане — генеральским навыком Cash Bounty, который стоит развивать в первую очередь. С его помощью вы будете получать 20% от стоимости за каждую уничтоженную воинскую единицу врага, и этот источник у вас никто и никак не сможет отобрать! Но и минусы у новоявленных охотников за головами тоже имеются: чтобы задействовать этот канал доходов, необходимо поднять свой генеральский уровень до трех звезд и потратить на этот навык три призовых очка. Поэтому в обороне не отсидишься — необходимо постоянно атаковать и быть в движении. Что, впрочем, вполне свойственно GLA. В качестве довеска — черный рынок (Black Market) приносит террористам по 20$ в секунду, а после уничтоженной техники некоторое время остаются лежать обломки, которые стоит подбирать.

Подрыв инфраструктуры

Уничтожь деньги — и уничтожишь войны.

Квинтилиан

Теперь, когда мы сами зарабатываем деньги, жизненно необходимо помешать нашим противника проделать то же самое. Артобстрел, ковровые бомбардировки и диверсии — вот наши помощники в этом деле.

Точечные удары

Страна победившего капитализма.

У каждой из противоборствующих фракций есть так называемый технологический центр (Palace, Propaganda Center, Strategy Center), постройка, в отсутствие которой становятся недоступны

Волшебный ларец открывается...

ОМП, герои, сильнейшие войсковые единицы и важнейшие из улучшений. Какой из этого следует вывод? Правильно — найти его и уничтожить!

Технологический центр стоит 2000$ у американцев и 2500$ у остальных, и строится очень долго, как командный центр или ОМП. Много таких не закажешь, тем более что у американцев он становится виден всем и существует в единственном экземпляре. Грамотно проведенная дистанционная атака должна уничтожить его. Особенно просто это удается генералу Air Force, которому ковровая бомбардировка становится доступна сразу после постройки стратегического центра.

Вот и получается постоянное отбрасывание в развитии противника в режиме разведка — методом точечных ударов. Вначале придется попотеть, жертвуя самолетами и подрывниками. Но потом у вас появится свое ОМП, в то время как у врага будут все еще низкотехнологичные войска, и игра перейдет в стадию «партизанской войны».

Маэстро саботажа

Ковровая бомбардировка в действии.

Предыдущая тактика трудновыполнима для террористов, зато вот саботаж и диверсии — это их конек. Целью наших подлых ударов будут, в первую очередь, слабозащищенные и дорогие постройки. Среди них лидируют аэропорты (Air Field), огромного размера, а потому очень уязвимые для атак по площади. Удостоверьтесь сами, какая это потеха — взрывать беззащитные самолеты, стоящие на земле. Второй нашей целью будут все реакторы, американские зоны доставки, центры снабжения и черные рынки террористов.

Наиболее просто и эффективно проводить саботаж можно высадкой десанта рейнджеров USA, засадой повстанцев GLA или артобстрелом китайцев. В первом и втором случае, бегая по вражеской базе, ваши солдаты успеют подстрелить парочку рабочих, при везении — захватить и тут же продать здание, но что они сделают обязательно — начнут атаковать цель саботажа. И тогда шальная ракета или бомба, выпущенная защитниками, может разнести собственное здание. Особенно хороши в роли нападающих повстанцы генерала Demolition, шахидские пояса которых взрываются не хуже китайских мин. А обороняться от такого печальнее всего генералу Super Weapon, так как его орудия будут отключать собственные постройки.

Экспроприация

А это уже тактика осиных укусов, и она вторична для всех, кроме генерала Stealth. Всю вражескую технику, дорогостоящую или опасную, следует не просто уничтожить, а изъять в свою пользу.

Проще всего насильственной экспроприацией у террористов. Герой Джаннен Кел (Jannen Kell) умеет отстреливать водителей, и даже если вы ее потом не захватите, опыт единицы будет обнулен. Лучше всего в нее сажать рабочих — они самые дешевые. Второй вариант — угонщики (Hijacker), сразу вышибающие водителя из кабины и занимающие его место. Опыт также обнуляется.


Герои нашего времени

Герои — такие разные. В чем их сильные и слабые стороны?

Все они имеют общие свойства — существуют в единственном экземпляре, невидимы до тех пор, пока не применят свои способности, и легко умирают от любого антипехотного оружия.

Хакер Черный Лотос — является детектором, обладает важным умением «быстрый захват строения» и ненужными «похищение денег» и «отключение техники». Все их применяет дистанционно. В целом неплохой персонаж, но обычно проще купить пару лишних танков.

Снайпер Джаннен Келл — может ездить на мотоцикле, оставаясь при этом невидимым. Умение у него только одно, но зато какое!.. При грамотном использовании — самый страшный враг техники.

Десантник полковник Бартон — умеет убивать пехотинцев (не становясь видимым), минировать объекты и подрывать их. Гроза всей пехоты, а с получением третьей лычки — всей ракетной техники и танков. Неплохой боец, особенно если нет снайперов. К слову: террористы его не жалуют за то, что он творит с гнездами стингеров (Stinger Site).


У китайцев дело обстоит немного сложнее, но зато масштабнее. Ядерное орудие (Nuke Cannon), будучи заряжено нейтронными зарядами, может одним попаданием сделать бесхозными 2-4 машины. Если кто-то наедет на нейтронные мины вокруг зданий — аналогичный эффект.

Ну, а американцы — самая гордая нация, на технику противника не покушаются, надеясь на собственные силы. Зря, ведь таким способом можно захватить вражеский трактор и начать развиваться второй нацией. Захватывать постройки — дольше и более рискованно.


Гром среди ясного неба,
или чем различаются ОМП разных фракций

Ядерная ракета (Nuclear Missile). Самое большое время строительства. Урон при взрыве распространяется от эпицентра к краям, постепенно уменьшаясь.

Ракеты СКАД (SCUD Storm). Самая быстрая перезарядка (4 минуты), самый большой размер, из-за чего они более уязвимы. Урон при взрыве распределяется равномерно по всей площади.

Лучевой уничтожитель (Particle Cannon). Отсутствие поражения площади имеет свои плюсы — этим оружием, как хирургическим скальпелем, можно работать даже на своей базе, не боясь порушить половину строений. Для достижения большего эффекта лучу обязательно нужно задавать траекторию движения. Так и урон больше, и можно спалить несколько строений за раз.

Усмирение непокорных

Досадно то, что самое последнее слово техники будет сказано за минуту до светопреставления.

Дон Аминадо

Гонка вооружений

Нет, это не снег, это одновременная детонация нескольких сотен нейтронных мин..

Если первые атаки были отбиты и если не удалось достичь экономического перевеса, то игра переходит в недолгую позиционную стадию — кто сможет быстрее построить ОМП и защитить его до наступления боевой готовности.

С появлением супероружия начинается «игра в прятки», войска разбегаются малыми группами, рабочие ищут самые неожиданные места для новых ОМП, а генералы ломают головы — как побыстрее сломать чужую «шкатулку громовержца». Здесь следует помнить, что запас здоровья у ОМП большой, и одним залпом аналогичной мощности их не уничтожить.

Байкеры могут проехать там, где другим не под силу.

Поэтому следует единовременно комбинировать генеральский навык бомбардировки или артобстрела и залп своего супероружия. Иначе вам грозит долгий и мучительный проигрыш, агония среди залитых кислотой и напалмом построек.

С дистанционными генеральскими атаками у террористов тяжело, но взамен судьба подарила им возможность издеваться над более технологичными собратьями — уничтожая не само ОМП, а питающие его реакторы. Это позволяет на время перевести дыхание и подготовить новую подлость, пока противник судорожно отстраивает новые электростанции. К слову, генерал Laser страдает более всех — у него отрубается еще и половина техники.

Горят ракетные поля...

Напоследок добавлю, что основные постройки одним залпом ОМП не снесешь. Разумнее всего супероружием уничтожать «линии Мажино» — стоящие рядом группы оборонительных построек, или группы техники, если они не успеют уехать.

Финальные аккорды

В этой статье мы разобрали основные принципы экономического доминирования над противником: как быстрее заработать денег и как не дать этого сделать противнику.

А вот как их грамотно потратить — это уже другой разговор, капиталисты, коммунисты и анархисты подходят к нему совершенно по-разному.

До встречи в следующем номере!