StarCraft: Brood War

Чемпионат мира по компьютерному спорту World Cyber Games приближается. Скоро начнутся отборочные игры по самой популярной стратегии всех времен — Starcraft: Broodwar . Еще один сюрприз для поклонников этой интереснейшей игры подготовили организаторы ASUS Spiring 2006, поставив ее в список дисциплин на самый большой чемпионат, когда-либо проводившийся на просторах СНГ. Что же объединяет эти два независимых друг от друга турнирa? Во-первых, само наличие дисциплины Starcraft Broodwar. Во-вторых, использование одних и тех же карт: ParanoidAndroid, Azalea и Gaia. Именно о них и пойдет речь в этой статье. Мы уже разбирали некоторые стратегии, применимые на этих картах. Но время идет, появляются новые тактики, а с ними и антитактики.

Протоссы против землян

Универсальная антитактика

Сейчас мы расскажем, как можно отбить быструю атаку врага и контратаковать его при помощи высадки мародера (Reaver). Другой вариант этой же тактики причинит множество неприятностей землянину, который решил быстро обзавестись дополнительной базой.


В последнее время земляне в борьбе с протоссами обычно применяют две тактики.

Первая: быстрая атака войсками с одного танкового завода (Factory) и казармы (Barracks). В этом случае вам грозит нападение 5-6 пехотинцев, танка (Tank) и стервятника (Vulture), у которого уже есть усовершенствование на мины. C помощью этой атаки землянин пытается пробить вашу оборону и прорваться на вашу базу. Пока вы будете бороться с захватчиками, противник заминирует казармы и построит побочную базу, в результате чего инициатива целиком перейдет в его руки.

Вторая: быстрое сооружение дополнительной базы, которую прикрывают танки с усовершенствованием на осаду (строятся на одном заводе).

Наша универсальная антитактика подходит и против первой, и против обеих из них на картах Gaia и ParanoidAndroid.


Итак, как только закончился стартовый отсчет, вы видите перед собой нексус (Nexus), возле которого стоят четверо исследователей (Probes).

Землянин нападает, не подозревая, что произойдет через несколько мгновений.

Первым делом заказывайте пятого исследователя в нексусе на уже имеющиеся в наличии пятьдесят минералов. Затем отправляйте ваших рабочих на добычу минералов, причем каждого — на отдельный кусочек. Это обеспечит более эффективную их добычу.

После того как пятый исследователь появится на свет, немедленно отправьте на разработку минералов и его.

Увеличивайте количество вашей рабочей силы, пока лимит не достигнет восьми.

После этого на первые же скопившиеся сто минералов заказывайте пилон (Pylon).

Когда рабочий закончит возведение пилона, верните его на добычу минералов.

Продолжайте производство исследователей до лимита, равного 10.

Далее соберите еще 150 минералов и начинайте постройку звездных врат (Gateway). Рабочего опять-таки возвращайте на добычу минералов.

Заказывайте исследователей, пока лимит не станет равен двенадцати.

Теперь настало время построить ассимилятор (Assimilator).

Продолжайте увеличивать количество рабочих, а на четырнадцатом лимите закажите кибернетическое ядро (Cybernetics Core).

Только теперь вы можете позволить себе начать разведку. Будьте осторожны, поскольку разведка у вас — поздняя. Приближаясь к предполагаемой локации противника, оставайтесь предельно внимательны, чтобы не потерять разведчика, ведь у вашего врага наверняка уже будет пехота.

Собрав сотню минералов, на пятнадцатом лимите заказывайте второй пилон.

Не прекращайте производить новых и новых исследователей.

Кибернетическое ядро и второй пилон должны быть готовы практически одновременно, после чего следует заказать в звездном портале первого бойца — драгуна (Dragoon).

Пока вы будете ожидать появления драгуна, у вас должно накопиться по двести единиц газа и минералов. Этих средств хватит, чтобы построить завод (Robotics Facility), а также второго драгуна.

Когда лимит будет равен двадцати четырем, самое время возвести еще один пилон. Пока он строится, у вас накопится еще по сто пятьдесят единиц газа и минералов. Наилучшее применение этих средств — разработать в кибернетическом ядре улучшение на дальность для ваших драгун — Singularity Charge.

Когда третий пилон будет готов, закажите в звездном портале зелота (Zealot). К моменту практически полной его готовности у вас накопится еще двести минералов: теперь стройте на заводе транспортное судно (Shuttle).

К этому моменту лимит должен равняться тридцати одному. Пора строить еще один пилон и заказывать второго зелота.

Пока строится пилон, начните сооружение здания техподдержки (Robotics Support), а вслед за ним — мародера. По завершении строительства четвертого пилона закажите еще одного драгуна. Армия практически готова и неплохо сбалансирована.

Судьи сделали свое дело. Протосс уничтожил всю армию землянина.

Если ваш противник решил провести быструю атаку, к этому моменту у него на руках никак не больше, чем штук пять пехотинцев, танк, один или два рабочих и стервятник. Тут главное — не растеряться. Зелотов держите в проходе (не нажимая «Hold Position»), а двух драгун — чуть позади (для них, напротив, стоит нажать «Hold Position», чтобы они стояли на месте). Во время боя в вашем распоряжении окажется еще один драгун, так что вам удастся отразить нападение без особых проблем.

Незадолго перед тем, как мародер появится на свет, потребуется заложить важное строение — обсерваторию (Observatory), чтобы вскорости заказать в ней наблюдателя (Observer).

Купите для вашего мародера скарабеев и немедленно отправьте их с визитом к землянину, пока тот как следует не укрепился. Важно помнить, что место высадки мародера может быть заминировано, поэтому лучше взять с собой зелота или драгуна, чтобы очистить дорогу.

Пока десантный отряд будет приближаться к базе землянина, у вас наберется достаточно денег для постройки дополнительной базы. Займитесь этим, как только будет готов наблюдатель. Эта предосторожность необходима, поскольку земляне обычно успевают заминировать потенциальное место вашей побочной базы.

Это важно: не забывайте постоянно производить исследователей (по одному) и заказывать в казарме драгун.

Пока строится вторая база, у вас будут копиться минералы. Останется построить еще несколько звездных порталов и совершить еще одну высадку на базу врага, стараясь нанести ему максимальный урон.

После этого можете считать, что победа у вас в кармане.

Протоссы против зергов

Атака драгунами

Если вы решили применить эту тактику, вашим главным козырем должна стать неожиданность. Приложите максимум усилий, чтобы зерг не разгадал ваш коварный план.

Эта тактика хорошо подходит для карты ParanoidAndroid.


Итак, у нас, как и прежде, есть родной нексус и четыре исследователя.

Быстренько заказывайте еще одного работничка, имеющихся четверых отправляйте разрабатывать минералы (каждого — на отдельный участок!). Когда пятый исследователь появится на свет, отправьте и его на сбор минералов для вашей растущей империи.

Невидимка сделал свое черное дело, убив всех рабочих, и побежал дальше.

Продолжайте этот нехитрый процесс до восьмого лимита, а затем возведите свой первый пилон. Когда исследователь, заложивший его, освободится от работы, отправьте его на разведку.

Ваша цель — обнаружить зерга, но при этом не потерять своего разведчика, чтобы быть в курсе всех планов врага.

Если зерг выбрал вариант развития через два инкубатора (Hatchery), можно попытаться разгромить его, быстро атаковав зелотами. Если же он развивается через быструю постройку плодилища (Spawning Pool), лучше расположить свои войска в проходе, чтобы не позволить врагу пробраться на вашу базу.

В нексусе продолжайте производство исследователей до десятого лимита, а затем возводите звездный портал. Далее продолжайте пополнять ряды исследователей до двенадцатого лимита, стройте второй звездный портал и заказывайте тринадцатого добытчика ресурсов.

На этом же лимите должен достроиться ваш первый звездный портал, в котором сразу же нужно заказать самого сильного бойца в начале игры — зелота.

Когда ваш лимит будет равен пятнадцати и у вас накопится сто единиц минералов, стройте второй пилон, а затем — еще двух исследователей.

Что делать с вашей первой боевой единицей, вы уже знаете. В зависимости от того, какой путь развития выбрал противник, зелота нужно бросить в бой либо поставить в проходе.

В это время достроится и второй пилон. Заказывайте в обоих звездных порталах по одному зелоту, а в нексусе — исследователя. Также постройте ассимилятор и третий пилон.

C этого момента вам придется контролировать свой лимит самостоятельно. Очень важно не забывать пополнять ряды исследователей и тщательно следить за лимитом.

Накопите двести минералов, постройте кибернетическое ядро и, пока оно строится, в звездных порталах закажите еще по одному зелоту (трое у вас уже есть).

Когда зелотов станет пять, начинайте производство драгун. Заказав двоих, накопите сто пятьдесят минералов и столько же газа, чтобы сделать для них улучшение на дальность.

Это важно: вражеский повелитель (Overlord) не должен увидеть, что вы заказали это усовершенствование. Если он упорно не хочет улетать с вашей базы, дождитесь появления драгун и уничтожьте его.

Сделав это важное усовершенствование, продолжайте непрерывно производить драгун. Чуть позже соорудите третий звездный портал, чтобы ускорить этот процесс. Как только улучшение на дальность будет готово на три четверти, отправляйте армию в атаку.

Один из лучших способов защиты побочной базы.

Обычно зерг сооружает одну-две впалые колонии (Sunken Colonies) и помимо имеющихся в наличии 8-12 зерглингов (Zerglings) начинает без перерыва штамповать трутней (Drones). У вас есть шанс подловить его в тот момент, когда войск у него мало.

Если же зерг успел построить большое количество впалых колоний, то бросаться сломя голову в атаку не стоит, иначе вам грозит поражение.

На этот случай есть два варианта.

1) Вы можете разрушить одну-две впалых колонии, чтобы расчистить место для драгун. Поставьте их на удержание позиций и стреляйте по инкубатору.

2) Ваши драгуны могут обойти минералы, расположенные на побочной базе противника (карта ParanoidАndroid это позволяет), и спокойненько расстреливать вражеских рабочих и инкубатор.

После уничтожения инкубатора победа уже в ваших руках, но все же расслабляться не стоит. Вполне вероятно, что зерг задумал какое-нибудь коварство. Прикройтесь фотонными пушками (Photon Cannons) и постройте побочную базу, если вы все еще не расправились с врагом окончательно.

Протоссы против протоссов

Братская война

Я хочу предложить вашему вниманию развитие, которое может служить еще одним образцом универсальной антитактики. Оно прекрасно работает против обеих наиболее распространенных тактик, которые доводится встречать в дуэли протосс-протосс.


А в чем же заключаются упомянутые распространенные развития? Как я уже говорил, их два.

Первое. Производство драгун сразу в трех звездных порталах. Разумеется, драгун получается очень много, и, если противник предпочел развиваться через наблюдателя, он еще долго не сможет выбраться за пределы собственной базы, а более удачливый протосс тем временем построит вторую базу.

Второе. Производство темных храмовников (Dark Templars).

В чем же изюминка нашей стратегии? Все очень просто: она позволит вам одновременно обзавестись темным храмовником и наблюдателем! У протосса, выбравшего первую из описанных тактику, к этому времени не будет даже завода. Если ваш враг выбрал второй вариант развития, то завода у него тоже не будет, но зато у него может стоять на проходе фотонная пушка. В этом случае вы не должны позволить противнику занять побочную базу, пока у него не появится наблюдатель, а сами вы тем временем соорудите второй нексус.


Если землянин собрал армию в кучку, ее уничтожат высшие храмовники.

Итак, перед нами — командный центр и четверо исследователей, ожидающих приказа. Не заставляйте их долго ждать: незамедлительно отправьте каждого за минералами и закажите пятого исследователя, который со временем тоже займется их добычей. Затем, как обычно, продолжайте производить исследователей до восьмого лимита.

По его достижении — снимите одного исследователя с рабочего места, чтобы приступить к возведению пилона на выходе с вашей базы, после чего верните строителя на прежнюю работу.

В нексусе тем временем закажите девятого и десятого исследователя.

Когда лимит достигнет десяти, выделите одного рабочего для строительства звездного портала, а потом... нет, не на минералы. На разведку.

Тем временем ряды исследователей стоит пополнять и дальше, чтобы на двенадцатом лимите приступить к строительству ассимилятора. Закажите еще одного исследователя — лимит будет равен тринадцати. Пришла пора обзавестись первым грозным бойцом — зелотом.

Добавьте еще одного рабочего и постройте пилон. Продолжайте непрерывное производство исследователей. Как только первый зелот появится на свет, он должен уничтожить вражеского разведчика, который к этому времени непременно появится на вашей базе.

Следующая задача — кибернетическое ядро: это здание обойдется вам в двести минералов. Обзаведясь этим ценным строением, закажите в звездном портале второго зелота. Ни на секунду не прекращая производство исследователей, возведите третий пилон. С этого момента контролируйте свой лимит сами и своевременно добавляйте пилоны, чтобы звездный портал и нексус не простаивали.

Дальнейший порядок постройки зданий и бойцов будет следующим.

  • После того как достроится кибернетическое ядро, закажите в звездном портале драгуна, а также усовершенствование на дальность для этого класса бойцов.
  • Незадолго до того, как первый драгун будет готов, закажите второго. Примерно в это же время заложите цитадель Адуна (Citadel of Adun) и, дождавшись почти полного ее завершения, начните возводить завод. Он будет стоить двести минералов и столько же газа. В звездном портале закажите третьего драгуна.

С этого времени газа вам будет постоянно не хватать, но все же постарайтесь накопить 200 единиц этого ресурса, чтобы построить архивы храмовников (Templar Archives).

Теперь заказывайте в звездном портале зелота (ведь вам необходимо экономить газ), и, если вы все сделали правильно, почти что к этому моменту должен достроиться завод. Пришла пора соорудить обсерваторию и обзавестись наблюдателями.

Когда новый зелот покинет звездный портал, наймите там темного храмовника и закажите наблюдателя.

Скоро у вас наберется около четырех сотен минералов. Что делать с этим богатством — решайте сами. Можете вложить деньги в дополнительную базу, а можете добавить еще два-три звездных портала.

Темный храмовник должен отправиться в гости к противнику, а наблюдателя разместите в проходе.

Если ваш враг выбрал одну из двух типичных тактик, победа останется за вами.

Зерги против протоссов

Антитактика

Этот вариант развития поможет зергам отразить быструю атаку зелотов на дополнительную базу.


В сражении зергов против протоссов на карте ParanoidAndroid последние часто проводят быструю атаку зелотами из двух звездных порталов. Так как расстояние между базами соперников небольшое, эта тактика оправдывает себя достаточно часто.

Но прогресс не стоит на месте. Нашлась отличная антитактика и против этого варианта развития.


Перед нами — обычная картина: четыре трутня, инкубатор и повелитель.

Первым делом отправляйте трутней на добычу минералов и заказывайте пятого, а повелителя без промедления отправляйте на разведку. Найти противника не составит труда, так как расстояние между вашими базами на карте ParanoidAndroid невелико.

Когда у вас появится еще один рабочий, отправьте его также на добычу минералов и продолжайте производство трутней до девятого лимита.

Мародеры при правильном управлении могут уничтожить большую часть вражеского войска.

Далее вам необходимо накопить триста минералов, чтобы как можно скорее основать побочную базу. Когда их будет около двухсот пятидесяти, снимайте одного из рабочих с производства и отправляйте на место будущего строительства. К тому времени, как он до нее доберется, средств как раз будет хватать на постройку второго инкубатора.

Ваш лимит опять станет равен восьми, и вы можете еще раз заказать девятого трутня. Соберите еще двести минералов, чтобы построить плодилище, и снова закажите трутня под номером девять. Нет, ему определенно не везет в этом развитии.

Опять копим минералы. Вам необходима еще сотня единиц этого ресурса, чтобы провести один хитрый маневр. Заложите ассимилятор газа и вновь доведите лимит до девяти, а потом... отмените постройку ассимилятора. Таким образом у нас получится десять трутней при максимальном лимите в десять.

Как только бюджет пополнится еще на сотню минералов, закажите в инкубаторе повелителя. Он должен появиться на свет практически одновременно с плодилищем и вторым инкубатором.

Начинаем производство зерглингов из имеющихся в двух инкубаторах личинок, а одного рабочего отправляем строить впалую колонию. Теперь вы с легкостью отразите быструю атаку протосса.

Что делать дальше?

Можете сделать упор на экономику, пополнив ряды трутней. Ваши повелители будут внимательно следить за действиями противника, так что вы можете корректировать свои действия в зависимости от выбранной им тактики. Например, если враг производит только зелотов, добавьте еще одну или две впалые колонии.

Дальнейших вариантов развития — великое множество. Вот основные из них:

1) соорудить третий инкубатор и начать массовое производство гидралисков (Hydralisks);

2) быстро развиться до муталисков (Mutalisks) и начать клепать эти войска в двух инкубаторах;

3) производить ускоренных зерглингов и люркеров.

Конечно, на этом выбор не ограничивается, вариантов тут действительно много.

Земляне против протоссов

Быстрая побочная база

Перед вами — «фирменная» тактика известного игрока, трехкратного финалиста чемпионата World Cyber Games — A-2 (он же Advocate).


Этот вариант развития очень гибкий, он позволяет отбиться в начале игры и от темных храмовников, и от атаки драгун из двух звездных порталов при помощи небольшого отряда, состоящего из пехоты, танка и нескольких стервятников с усовершенствованием на мины. Быстрое создание дополнительной базы даст вам возможность максимально быстро нарастить свою боевую мощь и уверенно атаковать противника.


Итак, четверо рабочих идут на разработку минералов, а стартовый капитал тратится на пятого. Продолжайте производство рабочих до девятого лимита, а затем возведите хранилище ресурсов (Resource Depot). Это обойдется ровно в сто единиц минералов.

Заказывайте SCV до одиннадцатого лимита, а затем начинайте строительство казарм, как только запас минералов достигнет ста пятидесяти. Теперь вам нужен еще один рабочий.

Далее стройте ассимилятор, а затем отправляйте на добычу газа еще два рабочих. В итоге на газовом месторождении должно трудиться трое SCV, поскольку тот рабочий, который соорудил ассимилятор, автоматически начнет добывать газ.

Не забывайте постоянно производить новых рабочих, заказывая их по одному в командном центре. Как только у вас достроятся казармы, отправляйте освободившегося SCV на разведку.

Закажите второе хранилище ресурсов.

Теперь вам нужно добыть двести минералов и сто единиц газа, чтобы начать строительство завода (Factory). Затем в казарме начинайте по одному заказывать десантников, пока их число не дойдет до пяти.

Дешево и сердито.

Как только достроится завод, закажите к нему пристройку — машинную мастерскую (Machine Shop) и начните постройку третьего хранилища ресурсов.

Когда машинная мастерская будет готова, сделайте усовершенствование на мины (Spiders Mines), а на самом заводе заказывайте танк. В дальнейшем своевременно добавляйте хранилища ресурсов, продолжая пополнять ряды своей рабочей силы.

Когда с конвейеров завода сойдет первый танк, начинайте строительство стервятника. После его появления вы сможете заминировать выход с вашей базы.

Усовершенствование Spiders Mines будет к этому времени готово. Вам нужно будет произвести еще стервятников. Их суммарное количество должно быть равно трем.

Один из ваших рабочих должен построить второй командный центр на вашей дополнительной базе. Средств должно хватить — командный центр стоит 400 минералов.

Пока второй командный центр будет находиться на стадии постройки, возведите инженерный отсек (Engineering Bay). Это здание позволит создать противовоздушную оборону.

На танковом заводе начинайте серийное производство танков (по одному) и разработайте для них улучшение «Осадный режим» (Siege Tech).

Как только второй командный центр будет готов, переведите на территорию дополнительной базы восьмерых рабочих и разбросайте их на разные кусочки минералов.

Теперь необходимо соорудить несколько установок ПВО и начать строить новые заводы. Постройте четыре завода исключительно для производства стервятников, а танки при этом делайте только на одном.

К этому времени уже остро понадобится академия (Academy), чтобы можно было сканировать территорию. Также закажите в машинной мастерской усовершенствование на скорость для ваших стервятников.

Теперь у вас все готово к атаке (лимит находится примерно на уровне ста). Смело собирайте свою армию и идите в бой.

Это важно: не забудьте прихватить с собой нескольких рабочих, чтобы построить ПВО в случае необходимости.

Во время атаки важно своевременно разложить танки и не подорваться на собственных минах: минируйте территорию с умом. И, конечно, постоянно заказывайте новые войска и незамедлительно подводите их к месту сражения.

Протоссы против землян

Ранний судья

Эта нестандартная тактика будет полезна как новичкам, так и опытным игрокам, но она потребует четкости действий.


В самом начале вы сможете отразить любое нападение землянина, какую бы стратегию он ни избрал, поскольку сперва будете производить драгун сразу в двух звездных порталах. Ваш разведчик тем временем будет тщательно следить за развитием вашего противника. Единственный недостаток этой тактики — довольно позднее появление наблюдателя, но благодаря этому в вашем распоряжении довольно рано окажется судья. С его появлением у землянина начнутся серьезные проблемы — ему придется регулярно кидать просветку. Если же в момент боя он немного запоздает с этим, то рискует потерять всю армию. Невидимые войска протосса при помощи судьи быстро достигнут позиций землянина.

Итак, давайте рассмотрим эту тактику поподробнее.


Старт ничем не выделяется из общего ряда тактик: четверых рабочих — на минералы, пятого — заказать и впоследствии отправить туда же.

Продолжайте несложный, но важный процесс производства исследователей до восьмого лимита. Далее ждите, когда накопится сотня минералов, чтобы заказать первый пилон. Рабочий, который завершил строительство пилона, возвращается на добычу минералов.

Продолжайте заказывать исследователей до десятого лимита.

Собравшиеся cто пятьдесят минералов потратьте на постройку портала призвания.

Закажите еще двух исследователей.

На двенадцатом лимите начинайте возведение ассимилятора и продолжайте производство исследователей, на четырнадцатом лимите — стройте кибернетическое ядро. Отправьте троих рабочих на добычу газа в уже построенный ассимилятор.

Когда после появления очередного исследователя ваш лимит станет равен пятнадцати, закажите второй пилон. Как только достроится портал, закажите в нем вашу первую боевую единицу — драгуна.

Продолжайте производство исследователей, а когда у вас накопится сто пятьдесят минералов и такое же количество газа, изучите в кибернетическом ядре улучшение Singularity Charge.

Далее вовремя добавляйте пилоны, чтобы производство не простаивало, а свежедобытые минералы своевременно расходовались.

Следующим шагом будет постройка второго звездного портала, а в первых казармах начните тем временем делать второго драгуна. После того как портал достроится, начинайте производство драгун в обоих зданиях.

Когда в вашем распоряжении будет уже шестеро драгун и еще два будут заказаны в порталах, накопите четыреста минералов и стройте второй нексус на своей побочной базе (лимит на этот момент будет около сорока трех). И, разумеется, разведчик должен постоянно находиться неподалеку от базы землянина, чтобы увидеть, когда он соберется идти в атаку.

Это важно: если землянин решил напасть, выстройте своих драгун в линию. Когда противник приблизится, произведите залп и отступите немного назад, нажимая «Hold Position». Это позволит драгунам одновременно произвести выстрел из плазменных орудий. Итак, делайте еще один залп и снова отходите. Таким образом, вы будете отстреливать передние ряды нападающего землянина, а войска, находящиеся в арьергарде, не будут успевать стрелять по вашим драгунам.

Возведите новое здание — цитадель Адуна. Когда она будет почти достроена, начинайте строительство космопорта (Stargate). Как только достроится второй нексус, переведите на новую базу десяток рабочих и распределите их по различным участкам минерального месторождения.

Постройте второй ассимилятор, возведите архив храмовников и третий портал.

Когда завершится строительство архива, принимайтесь за следующее здание — судейский трибунал (Arbiter Tribunal). Наконец, закажите в космопорте судью. Это удовольствие обойдется недешево, но оно того стоит.

Пока готовится арбитр, закажите двух темных храмовников. Один из них должен расположиться прямо возле базы землянина, а второй — на полпути между вашими базами. Для чего это надо? Когда противник соберется идти в атаку, ему придется неоднократно бросать просветку, и, когда у вас появится арбитр, врагу не хватит энергии, чтобы просканировать вашу территорию еще раз!

Вот теперь наступило время атаковать самому.

Это важно: если землянин установил обширное минное поле, следует под прикрытием судьи посылать по одному зелоту, чтобы они разминировали дорогу.

После того, как вы отобьете вражескую атаку, у вас появится солидное преимущество. Не упустите его! Постоянно заказывайте по одному арбитру в космопорте, а также изучите улучшение на заморозку, как только представится такая возможность.