Warcraft III: The Frozen Throne

На этот раз я решил предоставить вашему вниманию развития, основанные на эффекте неожиданности, и в их числе те, что традиционно считаются преступными — с моральной точки зрения — в играх один на один. Я хочу приподнять завесу над этими запрещенными способами игры, рассмотреть их вместе с вами и даже в какой-то мере оправдать такое поведение. А так как правило «Лучше один раз увидеть» никто не отменял, я выложил для вас на диск записи всех представленных ниже развитий, а также партий, где самые известные игроки мира используют так называемые «нечестные» способы игры. Начнем, пожалуй, именно с них...


Все старое — это еще не придуманное новое.

Народная мудрость.


Блиц башнями

Многие до сих пор считают, что применять застройку башнями некультурно, некрасиво и вообще нечестно. Широко распространено мнение, что если противник пришел к вам, чтобы строить башни, значит, его игровой уровень изначально ниже вашего, и он таким образом старается сбалансировать шансы на победу. Как вы уже догадались, я хочу возразить тем, кто разделяет это, на мой взгляд, заблуждение.

Если вы думаете, что много башен — это привилегия новичков, посмотрите, как это делают на европейской (и не только) лиге Warcraft III:TFT — WC3L

Во-первых, нет ничего зазорного в использовании башен хотя бы потому, что они входят в стандартный арсенал как орды, так и вообще любого приверженца другой расы. Вам же не приходит в голову ругать тренеров «Милана» за то, что они неизменно выпускают на поле Андрея Шевченко, хотя на скамейке запасных сидит много других игроков. Нет, мы собираемся у телевизоров и шумно радуемся каждому забитому им мячу. Или такой пример: никто не падает от ужаса в обморок, когда один шахматист ставит другому так называемую «вилку».

Во-вторых, защитнику всегда легче, чем нападающему. Поэтому нет никакого смысла ругать башни, у вас и так преимущество. Ну, и наконец, победителей не судят! С уверенностью заявляю, что ни один из организаторов официальных турниров не отменит вашу победу, завоеванную с использованием застройки башнями. В завершение этого разговора напомню, что этот «беспредел» держат в своем арсенале даже самые сильные игроки планеты: такие, к примеру, как Grubby и Tak3r.

Орда против нежити: «нет» быстрым сфинксам

Раса: орда.

Карта: любая, на которой вы сможете заглянуть в таверну.

Кому-то это покажется странным, но и нежить иногда можно усмирить при помощи злосчастной застройки. Однако диапазон применения данного развития крайне узок — всего один случай. Желаемой эффективности вы добьетесь, только если, произведя разведку, узнаете, что противник намеревается после вурдалаков как можно быстрее получить сфинксов (Destroyers), но ни в коем случае не использует могильщиков. Еще одно важное требование — наличие в вашей армии двух героев, способных призывать бойцов. Это умение позволит вам во много раз увеличить войско, что, в свою очередь, поспособствует более надежной защите строящихся зданий. Хочу обратить ваше внимание, что здесь очень удачно подобрано время атаки. Оно приходится на момент максимальной незащищенности неприятеля. В результате вашего нападения он оказывается перед выбором: попытаться быстро получить сфинксов или умереть. Кстати, эта стратегия подходит и против ваших соплеменников.

Старайтесь всегда иметь хотя бы на одного нетопыря больше, чем ястребов, тогда самоубийством они будут освобождать друг друга из оков, уничтожив в процессе всех пернатых.

И вот вы появляетесь на своей территории. Вам предстоит налаживать экономику и упорно бороться за выживание, но все же вы не одиноки. Пять рабов (Peons), как всегда, сопровождают вас с самого начала партии. По-прежнему четверых из них рекомендую направить на сбор золота, а пятого — на строительство алтаря бури (altar of storm). Какими бы трудоголиками они ни оказались, их все же не хватит для претворения в жизнь всех планов. Поэтому постепенно увеличивайте их численность до 11.

По мере поступления новых рабов выдавайте им такие поручения: шестому — строить логово орков, седьмому — казармы (barracks), восьмому — логово, девятому и одиннадцатому — собирать елочки, а десятому — отправляться на разведку. Когда запасы древесины поднимутся до 40 единиц, закажите еще одно логово. В казармах тренируйте бугаев (Grunts), а когда дойдет очередь до 19-го лимита — произведите еще одного раба.

Обучение героев

Говорящий с духами

 Первый уровень — Дух волка (Feral spirits).
 Второй уровень — Цепь молний (Chain lightning).
 Третий уровень — Дух волка.
 Четвертый уровень — Цепь молний.
 Пятый уровень — Дух волка.
 Шестой уровень — по ситуации: Землетрясение (Earthquake) или Цепь молний.

 Повелитель огня

 Первый уровень — Тварь из недр (Summon lava spawn).
 Второй уровень — Оживший огонь(Incinerate).
 Третий уровень — Тварь из недр.
 Четвертый уровень — Оживший огонь.
 Пятый уровень — Тварь из недр.
 Шестой уровень — Вулкан (Volcano).

Героя, которым и на этот раз окажется незаменимый говорящий с духами (Far seer), и всю накопленную армию отошлите на встречу с озлобленными до крайности нейтральными монстрами. В зависимости от карты вы можете выбрать, будет войско сопровождать говорящего с духами или, устав от его болтовни, разберется с монстрами где-нибудь в другом месте.

Когда разведчик убедится в том, что неприятель развивается так, как вы и предполагали, уведите его домой — тем самым сохранив ему жизнь. Но на этом шпионаж не прекратится: я советую время от времени подсылать к противнику волка, чтобы убедиться в том, что его намерения не перетекли в какое-то другое русло.

На 23-м лимите необходимо усовершенствовать дом вождей (Gread hall) до крепости вождей (stronghold), на 26-м — построить логово орков и лавку знахаря (voodoo lounge), на 29-м — лесопилку (war mill), а на 35-м (как раз когда закончится улучшение главного здания) подлечите все свои войска, пробегитесь к таверне и наймите в ней повелителя огня (Fire lord).

Застройкой не брезгует даже один из лучших в мире игроков за альянс — WE.Sky.

Когда отметка заполненного лимита доберется до 40, возведите очередное логово. В это же время отберите троих рабочих и отправьте их на вражескую базу каким-нибудь неочевидным, но все-таки коротким путем. Очистите окрестности от каких-нибудь мелких монстров и отправляйтесь к неприятелю, не забыв наделить бугаев яростью берсерка (berserker strength).

Момент, когда ваше войско доберется до вражеских владений, рассчитан так, чтобы неприятель уже успел заказать и даже немножко сделать усовершенствование главного здания. Выстраивайте свои башни (watch towers) так, чтобы их выстрелы достигали склепа, а бойцами постарайтесь уничтожить древнее захоронение. Как только на вашей базе появится заказанное логово, начинайте производить в казармах катапульты, желательно — с улучшением на атаку. После того, как три башни будут расположены вблизи от противника, возведите еще два таких сооружения и лавку знахаря. Ее необходимо разместить где-нибудь за башнями, для того чтобы было удобнее и быстрее делать разного рода закупки. Итак, вы достаточно укрепились — теперь удерживайте свои позиции, одновременно издалека обстреливая неприятеля катапультами. Это будет продолжаться до победного конца.

Орда против ночных эльфов: острова Эхо

Раса: орда.

Карта: «острова Эхо».

Тип застройки, с которым вам предстоит познакомиться ниже, подходит практически против любого развития, выбранного ночными эльфами. Но теперь вступают в силу ограничения другого рода: из-за экономии денег вы стараетесь быть поближе к фонтанам здоровья, да еще ранняя застройка (а именно ее мы и будем проводить) возможна только на карте маленьких размеров. Поскольку никак нельзя обойти эти причины, из всего многообразия карт остается только одна — «острова Эхо». Вы, конечно, можете подумать, что у ночных эльфов наверняка найдется способ отбиться от застройки башнями, — и будете правы. Это возможно, если противник использует лучниц, повелителя зверей и повелителя огня. Однако эффект неожиданности, входящий в основу данной тактики, поможет вам справиться и с этой неприятностью.

К сопровождающим вас с самого начала партии пятерым рабам в дальнейшем придется прибавить еще некоторое их количество, так, чтобы общая их численность достигла 11. Прилежным труженикам я советую выдать следующие задания: первых четверых из них сделайте золотоискателями, пятого — строителем алтаря бури, шестого — логова орков, седьмого — казарм, восьмого присоедините к небольшой группе сборщиков золотых слитков, а девятого, десятого и одиннадцатого сделайте лесорубами. Когда запасы вашей древесины будут составлять 40 единиц, обзаведитесь вторым по счету логовом, а в казармах закажите одного бугая. После того, как он поступит в ваше распоряжение, пополните трудовой коллектив еще одним членом.

Даже эти 1800 единиц золота не помогут альянсу, если у нежити большая армия и прокачанные герои. Эти герои в стычках со свежими силами альянса будут лишь постоянно расти в уровне.

Вы, наверное, не поверите своим глазам, но в алтаре вопреки всем традициям следует заказать мастера клинка (Blade master), а как только он осчастливит вас своим появлением, советую отправить его на охоту за артефактами, а также попутно поручить ему обязанности разведчика. Ведь вам все-таки стоит знать, какое развитие выбрал неприятель. Как уже упоминалось, самым сложным для вас окажется противостояние повелителю зверей или повелителю огня, но и их вполне реально победить.

Обучение героев

 Мастер клинка

 Первый уровень — Иллюзия (Mirror image).
 Второй уровень — Смертельный удар (Critical strike).
 Третий уровень — по ситуации: Иллюзия или Смертельный удар.
 Четвертый уровень — в зависимости от выбора на предыдущем уровне.
 Пятый уровень — Смертельный удар.
 Шестой уровень — Стальной вихрь (Bladestorm).

Первый натренированный бугай пусть отправляется к маленьким гноллам (Gnolls), но, не тревожа их, остановится неподалеку, а все остальные бойцы будут постепенно к нему присоединяться. Когда к нему подойдет подкрепление в виде второго бугая, они должны напасть на монстров и убить их. Затем, дождавшись появления третьего бугая, пусть они совершат небольшое путешествие к источнику и освободят его от охраны, сформированной из верховного мага и духов воды. А пока бугаи сеют панику в рядах нейтральных монстров, мастер клинка должен мешать неприятельским героям повышать свой уровень развития и вообще жить.

На вашей базе на 23-м лимите возведите вторые казармы, на 26-м — логово, а на 29-м — лесопилку. Когда же занятый лимит будет составлять 38 единиц, отправьте четверых рабочих к противнику. Туда же выступают герой и армия, но только после того, как подлечатся возле фонтана. В качестве пополнения вашего войска натренируйте тролля-охотника за головами (Troll-headhunter), который займет две оставшиеся единицы лимита. На вражеской территории как можно быстрее установите четыре башни, а с помощью бугаев и мастера клинка уничтожайте лучниц и призванных бойцов. Вы сможете заметить, что уровень развития мастера клинка стремительно поднимается. Такая скорость обеспечивается потому, что герой у вас всего один, а значит — весь опыт достается ему. Поэтому скоро из незаметного мастера он превратится в идеальную машину для убийства, что и принесет вам долгожданную победу. Напоследок замечу, что всех покалеченных во время атаки бугаев следует отправлять на лечение к фонтанам.

Ночные эльфы против нежити: темная охотница

Раса: ночные эльфы (Night elves).

Карта: любая, на которой расположена таверна (tavern).

Конечно, у многих неподготовленных читателей сразу может возникнуть вопрос: почему это в противостоянии такого рода выбор пал на темную охотницу (Dark ranger)? В свое оправдание могу привести целых три уважительнейших причины. Во-первых, темная охотница относится к героям нежити (Undead). Благодаря этой расовой принадлежности она обладает иммунитетом к широко используемому заклинанию Лик смерти (Death coil). Вспомнив, что в 90% случаев приверженцы нежити выбирают в качестве первого героя рыцаря смерти (Death knight), вы согласитесь с тем, что темная охотница — совсем неплохой вариант.

Башнями «застраивают» не только эльфов и нежить.

Во-вторых, наша героиня наделена такими мощными заклинаниями, которые позволяют ей в кратчайшие сроки уничтожать даже самых сильных нейтральных монстров. Это умение окажет вам неоценимую помощь сразу в двух важных делах:

  • вам представится исключительная возможность обустроить побочную базу в таком хорошо охраняемом сильными монстрами месте, что противнику даже не придет в голову там ее искать;
  • пользуясь теми же заклинаниями, вы быстро доведете и второго героя до нужного высокого уровня развития.

И, наконец, третье — всем известно, что сила нежити заключается в ее героях (конечно, имеются в виду их магические умения, а не отлично прорисованные фигурки). Например, вы путем огромных усилий уже почти свели в могилу вражеского героя, но в самый ответственный момент рыцарь смерти всего один раз насылает на него Лик смерти — и герой неприятеля предстает пред вами вновь, живой и, что самое гнусное, невредимый. Однако теперь стоит вашей охотнице наложить Безмолвие (Silent) хотя бы за секунду до того, как явится спасительный Лик смерти, — и вы без труда уничтожите надоедливого героя, приблизив тем самым час вашего триумфа.

Спешу напомнить, что вместе с вами игру начинают пять верных светлячков (Wisps). План их распределения по рабочим местам оправдывает себя уже долгое время, не изменим ему и на этот раз: четверых товарищей сделайте золотоискателями, а оставшегося направьте на сбор древесины. В дальнейшем вам надо будет довести количество прилежных тружеников до 15 (без учета тех, кто погибнет при исполнении служебных обязанностей), но заказывать их нужно постепенно.

Десять самых популярных развитий в battle.net

Здесь я расскажу вам о десятке достойнейших развитий, которые в настоящее время пользуются наиболее обширной и долгосрочной популярностью на полях battle.net’а. Большинство стратегий, с которыми я вас знакомил, рассчитаны на противостояние на определенной карте или определенным бойцам, вследствие чего не могут быть названы стандартами. Ниже я напомню вам о наиболее неприхотливых и в то же время очень эффективных тактиках, которые мы в разное время обсуждали на страницах нашего журнала.

  • Нежить против альянса: сила в героях. Апрель 2004 г. Несмотря на то, что последние патчи не были благосклонны к героям нежити, они все еще способны внушать иным расам страх и уважение.
  • Нежить против ночных эльфов: горгульи. Апрель 2004 г. С момента выхода этой стратегии прошло уже больше года, но, кажется, ничего не изменилось. Горгульи по-прежнему действуют устрашающе на бедных ушастых защитников природы. Особенно отчетливо это видно на картах, не снабженных таверной, так как на них эльфы не могут нанять пандарийского пивовара в качестве второго героя.
  • Альянс против ночных эльфов: рыцари. Октябрь 2004 г. Можете убедиться на собственном опыте, что орудийные расчеты (Mortar team) и целители (Priests), претворяющие в жизнь тактику «выжженной земли», прошли проверку временем.
  • Нежить против орды: две ауры и нежить против орды: две ауры, стилизация против воздушных бойцов. Ноябрь 2004 г. Хотя далекий ноябрь уже давно прожит и забыт, заклинание Сон осталось неизменным. А это значит, что орде не спастись, даже если ее армия занимает больше лимита.
  • Орда против альянса: «нет» побочной базе на «древнем храме». Декабрь 2004 г. Пока есть «древний храм» («The lost temple»), альянс не оставит своих попыток быстро разжиться побочной базой. А орда направит все усилия на то, чтобы это начинание закончилось плачевно.
  • Ночные эльфы против орды: большая армия. Декабрь 2004. До сих пор эльфы с успехом пользуются прорехой в обороне ордынцев, которая заключается в неумении бороться с большими количествами призванных воинов.
  • Ночные эльфы против альянса: друиды-медведи. Январь 2005. С момента выхода патча, уменьшившего время посвящения друидов-медведей, эльфы не переставая тренируют этих славных бойцов.
  • Ночные эльфы против орды: циклон. Июль 2005 г. Самый знаменитый приверженец эльфов Moon создал это развитие как противовес «большой армии» орды. И, как вы могли заметить, данная стратегия до сих пор бьет все рекорды популярности.
  • Орда против орды: большая армия. Июль 2005 г. Конечно, войны соплеменников никто не отменял. А данная стратегия пользуется наибольшей популярностью в зеркальных матчах такого типа. А если вспомнить, сколько любителей орды постоянно пользуется услугами battle.net’а, то можно смело присвоить этому развитию первое место по частоте использования.
  • Ночные эльфы против нежити: темная охотница. Ноябрь 2005 г. С легкой руки господина Deadman’a данное развитие приобрело бешеную популярность. Теперь нежити предстоит хорошо подумать, как выстоять под натиском себе подобных, вставших на сторону другой расы.

Для новорожденных заранее уготованы такие задания: шестой пусть вырастит древо войны (ancient of war), после чего мы с ним распрощаемся. Новый шестой, пришедший на смену старому, должен пополнить ряды добытчиков золота, седьмой, восьмой и девятый помогут своему одинокому сородичу со сбором елочек, а десятый возьмет на себя возведение второго по счету колодца. Замечу, что, как только первый светлячок пополнит ваши запасы десятью единицами дерева, следует перенаправить его на строительство лунного колодца (moon well), а затем алтаря старейшин (altar of elders).

Все светлячковые особи, не упомянутые в данном списке, по умолчанию утверждены в роли лесорубов. Когда выращенное ценой невинной жизни древо войны прочно пустит свои корни, начинайте производить в нем лучниц (Archers) и собирайте их возле каких-нибудь мелких, но все еще нейтральных монстров.

Одновременно с долгожданным появлением первой лучницы освободите понравившегося светлячка от должности сборщика древесины и поручите ему сбегать в таверну — пусть приведет темную охотницу. Сразу отправьте ее на крипинг, где она сможет потренироваться в своих способностях к вызову скелетов. При этом постепенно переходите от мелких монстров к более крупным. В качестве дальнейшего развития вашей базы можно порекомендовать на 28-м лимите соорудить очередной лунный колодец, а на 30-м — усовершенствовать древо жизни (tree of life) до древа долголетия (tree of ages).

Спрятать светлячка можно даже вплотную к базе противника. Главное — знать где.

Если коварный противник решил вас извести ранней атакой, спрячьтесь среди деревьев (чтобы они тоже внесли посильную лепту в защиту ваших владений) и, применяя фокусировку огня, убивайте вурдалаков (Ghouls). Напомню, что будет совсем нелишним поднять дружественного скелета из трупа вурдалака, а на вражеских призванных бойцов натравите светлячков. Постарайтесь сделать так, чтобы ударная волна от взорвавшегося светлячка сожгла ману героя противника. Если в кровавом бою вы лишились лучницы, рекомендую немедленно восстановить ее.

В дальнейшем я буду исходить из того, что доблестный разведчик не сумел вернуться домой живым. Поэтому на 31-м лимите постройте очередной колодец. Отбейте у монстров золотую шахту и посадите там древо жизни. Когда улучшение главного здания завершится, наймите в таверне пандарийского пивовара (Pandaeran Brewmaster), а также порадуйте вашу армию волшебными луками (improved bows) и обзаведитесь двумя древами ветров (ancient of winds).

Обращаю ваше внимание на то, что данная стратегия рассчитана на противостояние вурдалакам и горгульям (Gargoyles) и совершенно не подходит для борьбы с могильщиками (Crypt fiends). Поэтому, если увидите, что во вражеском войске возрос уровень могильщиков, немедленно озаботьтесь появлением друидов-медведей (Druids of the claw) и дриад (Dryads) — а это значит, что вам следует посадить два древа мудрости (ancient of lore).

Вот так We.ReMinD защищает свои деревья от танков.

Но сейчас мы будем исходить из того, что противник все-таки забыл о существовании могильщиков. Тогда рекомендую пополнить коллектив тружеников двумя светлячками. Займите древо ветров тренировкой друидов-воронов (Druids of the talon), наделенных посвящением адепта (adept training), а также модернизируйте древо долголетия до древа вечности (tree of eternity). С этого момента потерянных на поле боя лучниц мы не восстанавливаем, но и лишаться их тоже ни к чему.

Обучение героев

Темная охотница

 Первый уровень — Черная стрела (Black arrow).
 Второй уровень — Безмолвие.
 Третий уровень — Черная стрела.
 Четвертый уровень — Безмолвие.
 Пятый уровень — Черная стрела.
 Шестой уровень — Подчинение (Charm).

Пандарийский пивовар

 Первый уровень — Огненное дыхание.
 Второй уровень — Винные пары.
 Третий уровень — Огненное дыхание.
 Четвертый уровень — Винные пары.
 Пятый уровень — Огненное дыхание.
 Шестой уровень — Три стихии (Storm, earth, and fire).

Если в армии противника назначен массовый слет горгулий — ответьте на это строительством гиппогрифов (Hyppogryphs). После окончания эволюции главного здания порадуйте друидов-воронов высшим посвящением (master training). В процессе всех этих приготовлений к победе не забывайте уделять время и героям. Всеми силами повышайте уровень их развития. Замечу, что пандарийский пивовар обязательно должен дойти как минимум до третьего. Следующей «стройкой века», на которую будет откомандирован один из светлячков, станет гнездо химер (Chimaera’s roost). К счастью, ваши воины не требуют особых денежных затрат, да к тому же побочная база работает исправно. Благодаря этому у вас есть возможность обустроить еще одни «лишние» владения, а на оставшиеся деньги закупать свитки исцеления (scroll of healing) и защиты (scroll of protection).

Когда наступит долгожданный момент решающей схватки с неприятелем, поднимите с помощью заклинания Смерч (Cyclone) вражеских героев в воздух и рассейте по горгульям Волшебный огонь (Faerie fire). Этому нелегкому делу посвятите усилия всех друидов-воронов, за исключением двух (этих мы оставим напоследок). Затем всех задействованных друидов превратите в простых воронов и воюйте дальше. Оставшиеся два товарища понадобятся вам для того, чтобы второй раз оторвать Смерчем героев противника от земли. Еще вам очень пригодятся в бою заклинания пандарийского пивовара Винные пары (Drunken haze) и Огненное дыхание (Breath of fire). Очень эффективным окажется использование фокусировки огня. Как заключительный штрих прибавьте к армии множество химер (Chimera), обладающих кислотным дыханием (corrosive breath), и смело осаждайте базу неприятеля.

Альянс против орды: неожиданные грифоны

Раса: альянс (Human).

Карта: любая, на которой кто-то из ваших подчиненных сможет наведаться в таверну.

Согласитесь, есть вещи, о которых вы хорошо осведомлены, но предпочли бы, чтобы о них не было известно окружающим, а уж тем более вашим врагам. Трудно не признать, что в этом орде (Orcs) крупно не повезло. О том, что у этой расы огромные проблемы с магической и воздушной атакой, не слышал только ленивый (а такие люди в Warcraft не играют).

А как вам такая защита против Бешеного Лягушонка?

Сегодня я предлагаю альянсу воспользоваться этим неоспоримым преимуществом. Кстати, помимо всего прочего, изложенная ниже стратегия предполагает и элемент неожиданности. Если ваш противник уверится в том, что раскусил ваши намерения, и, увидев гордого повелителя зверей (Beastmaster), решит, что в ваши планы входит массовое производство ведьмаков (Blood elf spell breaker) и всевозможных заклинателей, — вы получите еще одно преимущество. А еще данное развитие выгодно отличается тем, что в нем не делается упор на героев. Это значит, что ваша армия вполне может уничтожать ключевые здания и бойцов противника силами грифонов (Gryphon rider) и призванных воинов. В то время как герои будут спокойно расправляться с нейтральными монстрами или просто защищать вашу территорию.

Для проверки трудоспособности отданных в ваше распоряжение пятерых работников (Peasants) отошлите четверых в золотую шахту, а пятого — на строительство алтаря королей (altar of kings). Как только он начнет свою работу, наймите верховного мага (Arch mage). После того, как этот рабочий справится с выданным ему заданием, сделайте из него разведчика.

В перспективе коллектив трудящихся должен состоять из 15 членов, чтобы хватало на все нужды, но не забывайте, что пополнять его необходимо постепенно. Шестой по счету работник снабдит вас казармами (barracks) — последовательно натренируйте в них группу из четырех пехотинцев (Footmen), седьмой — фермой (farm), на восьмого возложите обязанности золотоискателя, девятый пусть возведет еще одну ферму, а все остальные как нельзя лучше вживутся в роль сборщиков древесины.

Или такая...

Когда израсходованный лимит достигнет отметки в 20 пунктов, обзаведитесь третьей по счету фермой. Всех вымуштрованных пехотинцев под предводительством верховного мага следует отправить на встречу с враждебно настроенными нейтральными монстрами. На 28-м лимите усовершенствуйте ратушу (town hall) до крепости (keep), а затем закажите еще одного пехотинца, на 30-м — возведите лесопилку (lumber mill). Как вы правильно догадались, расположить ее нужно в непосредственной близости от деревьев, сделайте улучшение укрытие за щитом и одну за другой постройте три фермы и башню ( scout tower).

Обучение героев

Верховный маг

 Первый уровень — Дух воды (Water elemental).
 Второй уровень — Чародейская аура (Brilliance aura).
 Третий уровень — Дух воды.
 Четвертый уровень — Чародейская аура.
 Пятый уровень — Дух воды.
 Шестой уровень — Массовая телепортация (Mass teleport).

Повелитель зверей

 Первый уровень — Вызов кабана.
 Второй уровень — Вызов коршуна (Summon hawk).
 Третий уровень — Вызов кабана.
 Четвертый уровень — Вызов коршуна.
 Пятый уровень — Вызов кабана.
 Шестой уровень — Массовое бегство (Mass stampede).

Паладин

 Первый уровень — Благодать (Holy light).
 Второй уровень — Божественный щит (Divine shield).
 Третий уровень — Благодать.
 Четвертый уровень — Доспехи веры (Devotion aura).
 Пятый уровень — Благодать.
 Шестой уровень — Воскрешение (Ressurection).

Когда все ваши бойцы получат возможность укрываться за щитом, пополните войско седьмым и восьмым по счету пехотинцами. Как только перед вашими глазами предстанет последний запланированный воин этого типа, улучшение главного здания должно быть закончено. Соберите всю армию в одном месте, закажите в таверне очень популярного героя — повелителя зверей, вызовите на помощь первого кабанчика (Summon quibeast) и все вместе бегите к противнику.

Ваша главная задача в этом бою может быть сформулирована очень коротко — уничтожить логова орков (orcs burrow). Разрушив одно-два из огромного множества этих укрытий, отступайте без зазрения совести. Дома закажите второе усовершенствование главного здания, а где-нибудь в тылу базы разместите две башни грифонов (gryphon aviary) и кузницу (blacksmith). Если к вам поступили сведения о том, что неприятель решил облегчить себе жизнь, построив побочную базу, немедленно приложите все усилия к тому, чтобы помешать ему в этом деле.

Застройте проход таким образом — и никакой боец размером больше одной единицы не пройдет на вашу базу.

Когда почувствуете такую необходимость, возведите магическую лавку (arcane vault). Рекомендую пополнить список ваших строений очередной фермой. После того, как на месте крепости возникнет шикарный замок (castle), начинайте тренировать грифонов, попутно наделив их возможностью использовать громовой молот (storm hummer) и дрессировать животных (animal war taining). Кузницу займите производством всевозможных улучшений на защиту, а в алтаре наймите третьего в этой партии героя, роль которого с блеском исполнит паладин (Paladin). Продав некоторые из найденных вами, но совершенно ненужных артефактов, приобретите посох спасения (staff of sanctuary).

И вот настал решающий момент. Если противник не большой специалист или благополучно впал в заблуждение, он, не посчитав нужным провести разведку, решит, что вы плодите заклинателей, и вместо обители духов (spirit lodge) или зверинца (bestiary) построит вторые казармы. Естес