Профессионалы тратят на тренировки всю жизнь и даже во сне думают о повышении своего показателя APM (actions per minute). У рядовых любителей игры не так, а побеждать все равно хочется. Что делать, как быть?
А давайте-ка сегодня сделаем кое-что необычное. А именно — попытаемся на базе клановых игр скомбинировать варианты действий в публичных боях. Все мы прекрасно понимаем, что любая партия в DotA с четырьмя знакомыми людьми сильно отличается от партии с теми, кого бог послал. И большая часть комбинаций из «клановых войн» не применима в игре со случайными партнерами. Но большая часть — это не все!
Именно об этих «не всех» мы и поговорим. Статья сделана на основе игр MYM, Evil EG.Dota, Fnatic и Blight.USA. Все эти команды — в числе лидеров рейтинга в прошедшем 2009 году.
- Как использовать опыт «профи»?
- Тактики для двоих
- Тактики для троих
- Общие стратегии
- Самые популярные герои клановых войн
Как использовать опыт «профи»?
Первый законный вопрос — на что мы будем смотреть для получения новой и полезной информации? Ведь тактики сыгранных команд складываются из сотен деталей, как сложнейшие витражи, и мы не повторим их в случайных группах.
Ответ — мы рассмотрим комбинации героев, стоящих на линии. Ведь даже в отрыве от общей стратегии они отлично притесняют врагов! Конечно, во всех клановых войнах герои уже с седьмого уровня начинают бегать в разные стороны, перемешиваться на линиях, ходить в группе и вообще демонстрировать такой, как говорят англоязычные коллеги, teamplay, что аж завидки берут.
В публичных играх подобного стоит ожидать к одиннадцатому уровню, а иногда и гораздо позже. Но до седьмого мы все стоим на линиях и продумываем, как эффективно развить героев и надавать противникам посохом по артефактам. Поэтому дебютные идеи мы и позаимствуем! Учтите, что каждая описанная здесь стратегия имела реальное воплощение и была успешна. Я постараюсь описать все подробно, чтобы вы могли себе представить не только смысл конкретной комбинации на линии, но и общую стратегию в целом.
Шенделзар. Один из лучших героев для клановой войны. У нее есть все, чтобы противникам было нескучно, а союзникам приятно.
Магическая ракета на ранних этапах — отличный урон, а в процессе всей игры — отличный эффект от оглушения.
Волна ужаса теперь не только снимает защиту и уменьшает атаку врагов, но и наносит повреждения. А если не забывать, что она еще и убирает туман войны на достаточно большом расстоянии, то заклинание можно использовать для разведки. Например, при проверке Рошана или при осаде базы противника.
Обмен телами не даст сбежать герою врага или же спасет одного из союзников. С его помощью можно «воровать» героев из-под укреплений и добивать, пока они не защищены. Ну а командная аура всегда порадует союзников дополнительной атакой!
Слардар. Герой-«танк». Вдобавок умеет оглушать, причем один из вариантов оглушения встроен в атаку, что крайне полезно на высоких уровнях. Ускорение не даст противнику уйти далеко, а финальное заклинание, убирающее почти всю защиту, сделает врага легкой добычей. Если взять кинжал побега, Слардар становится очень похож на героя с массовым оглушением. В общем, это один из лучших выборов на сегодня!
Рашта. Герой поддержки, один из лучших в своем деле. И не только потому, что он может своим проклятьем превратить врага в енота на четыре секунды, и даже не потому, что своими оковами он может обездвижить второго героя почти на пять секунд. А все потому, что он на ура справляется с вражескими башнями, что приносит отличный доход всей команде! Но и это еще не все. На закуску — молния, которая наносит семерым врагам по 300 единиц повреждений.
Мэйден. Еще один герой поддержки. Ее основная задача — остаться в живых. Играть за эту барышню сложно, но если наловчиться, вы окажете своей команде неоценимую помощь. В первую очередь своей аурой, которая более чем в два раза увеличивает восстановление маны союзникам. Затем вы сможете помочь им блокировкой врага с помощью ледяной глыбы, а также нанести неплохой урон с помощью ледяной звезды. Но главная особенность Хрустальной Девы — ей почти не нужны никакие предметы, чтобы эффективно помогать союзникам. Поэтому именно она закупает такие нужные в клановых войнах детекторы.
Левиафан. Массовик-затейник. Этот очень «толстый» герой в начале партии всегда поможет своим замедлением и «ливнем». Но уже на шестом уровне противники смогут ощутить всю его мощь. Блокировка врагов в радиусе одного экрана даст вашей команде серьезное преимущество на поле боя. А поистине богатырское здоровье поможет сохранить жизнь более слабым собратьям. Если прибавить к его финальному заклинанию еще и кинжал побега, эффективность героя заметно повысится!
Шенделзар (Vengeful Spirit, Венга) и Слардар (Slithereen Guard)
Игра команды Blight.USA против EG.Dota.
-
Blight.USA (стражники) — Ланая (Templar Assassin), Слардар, Шенделзар (Shendelzare Silkwood), Мирана (Priestess of the Moon) и Криксалис (Sand King).
-
EG.Dota (проклятые) — Кунка (Admiral Proudmoore), Рашта (Shadow Shaman), Панда (Panda Brewmaster), Лион (Demon Witch) и Демнок Лэнник (Warlock).
Как можно легко догадаться, Слардар и Шенделзар стоят на одной линии, а против них — Лион и Кунка.
Начальная закупка:
-
Шенделзар — курица (Animal Courier), деревья танго, бальзам исцеления (Healing Salve), банка маны (Clarity Potion) и три ветки железного дерева (Ironwood Branch).
-
Слардар — две перчатки силы (Gauntlets of Strength), две ветки железного дерева, деревья танго и бальзам исцеления.
На заметку: неофициальное прозвище Слардара — Селедка.
Хилого Лиона сразу же останавливает Шенделзар, а потом к веселью присоединяется Слардар, бьет и оглушает. В промежутках между выстрелами «Шенди» делает по одному шагу в сторону башни противника, то есть именно туда, куда будет убегать вражеский герой (как бы предвосхищая его будущие действия). А значит, в случае необходимости она успеет дождаться перезарядки волшебной ракеты (Magic Missile). Но скорее всего этого расстояния хватит, чтобы просто добить врага своей атакой.
При любом исходе восстанавливайте ману (у вас для этого есть бутылка), чтобы быть готовым к повторным атакам. Следующую попытку (если удалась первая) следует проводить уже на третьем уровне. Учтите, что оглушать врага осколком нужно, когда Слардар будет ближе к противнику, чем Шенделзар. Иначе он просто не успеет подбежать, чтобы сделать повторное оглушение.
На третьем уровне к комбинации оглушений прибавляется волна страха (Wave of Terror) от Шенделзар, что увеличит эффект ваших обычных атак. Вдобавок, если Слардар подойдет достаточно близко, можно сделать его оглушение первым.
Основная тактика
Оглушение, оглушение, волна ужаса (а начиная с шестого уровня и финальное заклинание Слардара) и атака. Учтите, что оглушения нужно выдавать не все сразу, а постепенно — в очередь, господа оглушаемые! Начиная с пятого уровня Шенделзар прощается с нами и оставляет Слардара одного. Враг изрядно потрепан, так что сильно давить не будет, а девочка пойдет помогать на другие линии. Но это не значит, что она не вернется, если нужно будет навести порядок.
Когда она получит шестой уровень, комбинация станет еще проще: обмен телами (Swap) с героем противника, волшебная ракета, далее Слардар запускает усилитель повреждений (Amplify Damage), бьет, оглушает, Шенделзар пускает волну ужаса и тоже атакует. Итог? Почти любой маг противника отправляется в лучший мир, даже не шевельнувшись.
Закупка предметов
Слардар: волшебная палочка, ботинки скорости, браслет, костыль (Power Treads) и кинжал побега (Kelen’s Dagger of Escape), а потом БКБ (Black King Bar). Однако в этой конкретной партии, когда у врагов есть и Лион, и Рашта, игрок закупил БКБ с самого начала.
Шенделзар: пустая бутылка, ботинки скорости. Дальше все сильно зависит от команды. В данном случае задача Шенделзар — помогать, а значит, большую часть денег она потратит на наблюдателей всех мастей.
Основная задумка
Как вы уже наверняка догадались, такое сочетание героев в команде стражей взято для максимального снижения защиты противников. Если сложить все имеющиеся у этих трех героев заклинания, получится минус восемь к защите от Ланаи, пять от Шенделзар и еще минус 15 от Слардара. Прибавим к этому шесть от Дезолятора (Stygian Desolator) и пять от Кирасы нападения (Assault Cuirass) и получим минус 39 брони! К тому же у каждого из этих героев есть оглушение или как минимум замедление.
Хускар (Sacred Warrior) и Аббадон (Lord of Avernus)
Игра клана EG.Dota против Blight.USA.
-
Blight.USA (проклятые) — Слардар, Демнок Лэнник, Пак (Faerie Dragon), Аббадон и Хускар.
-
EG.Dota (стражники) — Криксалис, Мирана, Зевс (Lord of Olympya), Мэйден (Crystal Maiden) и Стрелок (Dwarf Sniper).
На одной линии с Аббой и Хускаром Мирана и Криксалис.
Начальная закупка:
-
Аббадон — деревья танго, две бутылки маны, бальзам исцеления, две ветки железного дерева и курица.
-
Хускар — две перчатки силы, бальзам исцеления и два дерева танго.
Основная задача этой парочки — пресечь все попытки врагов к убийству существ и получению опыта. Аббадон как нельзя лучше подходит Хускару, так как Хускар в начале партии может сжечь практически любого героя, однако и сам при этом пострадает. Но при поддержке Аббадона Хускар становится почти идеальной машиной для убийства в начале игры. Щит дает ему дополнительное здоровье, а при его разрушении еще и наносит урон врагу. Кроме того, Аббадон может лечить своего союзника, что позволяет Хускару противостоять любым двум героям начальных уровней одновременно!
Основная тактика
Используем «поджог» и, не подставляясь под атаки вражеских существ, отгоняем героев противника. Ну а если придется драться — применяем щит и убиваем. Так как целительского снаряжения закуплено много, к тому же оно есть и у союзника рядом, Хускару берем плюс к атаке, вместо регенерации, чтобы он еще быстрее бил врагов. Единственное, что надо помнить, — не стоит проявлять излишнюю активность до получения второго уровня. Как говорил один мой хороший знакомый — наглым быть можно. Не надо быть чересчур наглым.
Закупка предметов
Хускар: Вангард (Vanguard) начиная со щита и кольца здоровья (Ring of Health), костыль, кинжал побега.
Аббадон: кольцо Базилиуса (Ring of Basilius), ботинки скорости, волшебная палочка и механизм.
Командная игра
Аббадон играет вспомогательную роль и изредка бегает на разные линии помогать, что сильно понижает общий уровень героев противника и их заработки. В итоге мы полностью «выключаем» одну линию (на которой и находится Хускар), получать на ней опыт и деньги становится практически невозможно. В дальнейшем оба героя выступают как «танки» для давления на противника.
Расчет идет на то, что вражеские герои все время будут проигрывать в уровне вашим. Где-то к 12-му уровню вы сможете выпустить в них все свои заряды и заклинания, от которых героям 10-го уровня станет очень не по себе.
Демнок Лэнник (Warlock) и Спектр (Spectre)
Это одна из самых необычных комбинаций. Ведь большинство сочетаний героев предназначены для одной цели — убийство героев противника. А эта парочка создана для защиты одного из героев, чтобы он смог, не теряя денег на смерти, быстрее набрать уровни и купить нужные предметы.
Игра кланов MYM и Fnatic.
В этом бою использовался -cm (captain mode) при котором каждая сторона имеет право запретить по четыре героя. Fnatic решили не включать в игру Слардара, Духа Бури, Пака и Криксалиса. MYM запретили Тайда, Иш’Кафеля (Dark Seer), Панду и Аббадона. Полный выбор обеих команд выглядел так:
-
Fnatic (стражники) — Шенделзар, Даззл, Кунка, Лич и Лешрак.
-
MYM (проклятые) — Мирана, Рашта, Стоунхуф (Raigor Stonehoof), Демнок Лэнник и Спектр.
На одной линии встретились Демнок Лэнник, Спектр и Лешрак (Tormented Soul). Линия была выбрана не случайно — центральная. Чаще всего именно туда посылают всего одного героя, что обеспечит большую безопасность для Спектра.
Начальная закупка:
-
Спектр — три ветки железного дерева, дерево танго, бальзам исцеления и топор.
-
Демнок Лэнник — две ветки железного дерева, два бальзама исцеления и дерево танго.
Основная задача — «откормить» Спектра. То есть дать ему убить как можно больше вражеских существ и получить самый высокий уровень. Для этого делается все возможное: постоянное исцеление Лэнником, превентивные атаки вражеских героев, скармливание Спектру вражеских существ. Нужно, чтобы Спектр как можно раньше накопил на Radiance. Это тот случай, когда один герой может решить исход партии.
Закупка предметов
Демнок Лэнник: его задача — быть помощником во всем, так что основная часть средств уходит на наблюдателей. Если будет немного лишних денег, купите ботинки.
Спектр: если вам пришлось вернуться на базу до накопления 3800 золотых, купите волшебную палочку и сапоги-скороходы. Можно еще и пару бальзамов исцеления. В этой игре положение крайне тяжелое — заклинания противника могут испарить Спектра буквально в секунды. Поэтому не обойтись и без Вангарда, который даст герою дополнительные очки здоровья. Ну, и потом — 3800 — Sacred Relict — Radiance.
Командная игра
По большому счету команда работает на Спектра. Герои подобраны таким образом, чтобы убивать большие количества вражеских существ, защищая базу и дожидаясь момента, когда все пять героев смогут дать открытый бой. Эта гремучая смесь с большим количеством оглушений и блокировок к 15-16 уровню дает очень хорошие плоды. А в итоге чем больше уровень Спектра и количество полезных для него артефактов, тем лучше для всей вашей команды и хуже для противника.
Лион, Левиафан (Tidehunter) и Кел’Тузад
Игра клана Fnatic против MCiTY.
Тот же режим игры — запрет четырех героев. Команда FnaticMSI запретила таких героев: Дирж (Undying), Черная Арахния (Black Arachnia), Зевс, Криксалис. Их противники — Демнок Лэнник, Слардар, Ануб Арак (Nerubian Assassin), Рашта.
-
FnaticMSI (стражники) — Лион, Морфлинг, Люцифер (Doom Bringer), Кел’Тузад и Левиафан.
-
MCiTY (проклятые) — Мирана, Стоунхуф, Мэйден, Пак и Фантом Лансер.
На одну линию идут, конечно же, наши герои, но линия должна быть только нижней, так как это очень важно для успешной реализации этой стратегии. Там их встретят Мирана и Стоунхуф. Итак, что же нужно купить нашим героям в первую очередь?
Начальная закупка:
-
Лиону, конечно же, танго, ману, две ветки, перчатку силы и глаза, видящие невидимых. Да-да, именно эти глаза и никакие другие. Зачастую в командных играх один из героев противника приходит в лес до появления первых существ и ставит там наблюдателя. Ставит в том самом месте, где должны появиться существа, которых можно отманить на нижнюю линию. В итоге они подставятся под удар дружественных существ, которые помогут их уничтожить. Это не только дает дополнительный опыт герою, но и отнимает опыт у противника.
-
Левиафану покупаем два дерева танго, бутылку маны, три ветки железного дерева и венец благородства.
-
Кел’Тузаду берем деревья танго, бальзам исцеления, бутылку маны, три ветки железного дерева и курицу.
Один из героев (лучше всего Лион) должен проверить, не появилась ли руна на реке; ему в этом может помочь еще кто-то. Задача третьего героя — не дать существам идти полным ходом. Чтобы в итоге вражеские существа пришли как раз к самой вашей башне и вражеским героям тоже пришлось подойти ближе. В этот момент, не обращая внимания на существ, используйте все имеющиеся у вас заклинания на одном из противников. Не забудем, что Лион должен выйти из леса к ним в тыл. Тогда успех и первая кровь вам гарантированы.
Конечно же, после смерти своего союзника враг отступит. А вот теперь Лион должен заняться отманиванием нейтральных существ. Когда противник вернется, он будет в полной уверенности, что героев на линии всего лишь двое. Так как вы отманили существ, вражеские войны не встретят сопротивления и подойдут к самой башне. Им нужно будет стоять достаточно близко, чтобы получить опыт, и в этот момент вы опять запускаете в одного из врагов все заклинания, а Лион, как всегда, заходит к ним с тыла. Это можно проделывать долго — тут все зависит от смекалки оппонентов. Однако не рассчитывайте больше чем на два-три раза. И в скором времени отправьте одного из героев на другую линию.
Закупка предметов
Всем нужно купить ботинки, а дальше по желанию. И Кел’Тузад, и Лион могут выступать героями поддержки и закупать наблюдателей. Левиафану лучше всего купить два браслета, костыль (выставить на интеллект) и кинжал побега, чтобы проводить финальное заклинание как можно эффективнее.
Командная работа
Конечно же, в первую очередь расчет идет на убийство одного, а то и двух героев противника в самом начале партии. Поскольку это самое начало, то телепортов у них нет, а значит, возвращаться придется пешком и без сапог скорости, на чем они потеряют драгоценное время и опыт. А значит, с каждым разом справиться с ними будет намного легче. Это сильно отбросит врагов в развитии и не слишком скажется на вас, так как Лиону для эффективной игры не надо иметь сверхвысоких уровней, а «одинокие» герои будут более высокого уровня. Морфлинг и Люцифер вполне способны в одиночку успешно противостоять двум героям противника.
На этом наш разбор закончен, и осталось самое главное — собрать хороших друзей и воплотить все эти идеи на практике. Мы желаем вам побед и в ближайших выпусках журнала постараемся совершить еще несколько «набегов» на игры мастеров, чтобы вынести оттуда самое вкусное и полезное для любителей DotA. Оставайтесь с нами!