Демиурги 2 (Etherlords 2)
|
Мастер игры нанизывает чары Одну за другой Словно бисер на нитку. Может, когда-нибудь стану и я Таким же мастером. (Сборник «Поэзия Эфира») |
В прошлом номере мы познакомились с общими принципами мастерства, не вдаваясь в детали отдельных рас и тактик. А сейчас я перейду к конкретике и подробнее остановлюсь на пчелах. С чем связан такой выбор? «Пчелиная» тактика сочетает в себе простоту и эффективность. Только пчелы потенциально позволяют поставить противнику «детский мат», уничтожив его на втором ходу. Все лучшие «Лорды Эфира», вошедшие в двадцатку сильнейших игроков мира, мастерски владеют игрой как за пчел, так и против них. Даже если лично вам пчелы придутся не по вкусу, вы непременно будете встречать их в боях на мастер-сервере. Наша задача — изучить этих смертоносных тварей в обликах и друга, и врага. Приступим.
Теория для начинающих пчеловодов
В предыдущей статье я привел полную раскладку контролей в игре. Сейчас мы разберем, как контролировать игру, играя за витала.
Пчелы и пчелиные полиморфы — самые эффективные витальские схемы игры. Хорошее понимание теории позволит как создавать хорошие колоды за виталов, так и бороться с ними, зная их слабые места. Рассмотрим контроли.
- Контроль своей руки. Цветной метод — рассеяние (получение 2 карт за принесение в жертву существа), бесцветный — эфирная почта (2 карты за жертву эфирного канала). Пчелиные наборы строятся на втором методе, бесцветные замены — на первом или смешанном вариантах, а увечье — в колодах с защитой от колдовства.
- Контроль чужой руки. Единственный вариант — карта «вор», навешиваемая на атакующее создание. Применяется в комбинации с бесцветными разведчиками или же, если вы используете кольцо парализации, с любыми атакующими существами.
- Контроль поля. Слепящая пыль (заставляет отдыхать все создания противника, за исключением неутомимых) — одна из важных карт пчелиной колоды. Остальные методы основаны на бесцветных картах. Бесцветный удар, обмен планами + бесцветное оживление, зыбь, поедание жнецами. Классический «пчелиный перевертыш» второго раунда — пример отличного контроля поля при помощи бесцветных заклинаний.
- Контроль эфира. Практически всегда для этих целей используется эфирный урожай. В совокупности с рассеянием это две главные карты колоды виталов. Эфирная торговля как более специфический, но иногда очень эффективный способ.
- Контроль эфирных каналов. Оптимально заклинание «Круг камней», как наиболее сбалансированная карта по принципу цена/качество.
- Контроль колдовства. Карта «Защита от колдовства». Применяется в полиморфе «Пчелы + защита от колдовства».
- Контроль чар. 2-3 чароеда, очищающая жертва.
- Контроль здоровья. Исцеление и симбиоз — хорошие витальские методы улучшить здоровье. Однако не забывайте, что наилучшая защита — это нападение, а карт в колоде всего 16. Поэтому я чаще предпочитаю поправлять здоровье вампирами, не используя лечение магией.
- Контроль уничтожителей чар. Очень важен для витальских полиморфов, так как они все построены на чарах. Бесцветный удар, оживление, молот против чароедов. Жнецы против шаманов. Обмен планами с оживлением против любых существ.
- Контроль бесцветного плана. Это карты, описанные в контроле поля, плюс еще одна карта — увечье. Зыбь как одна из возможных карт пчелиной колоды, не входящая в ядро, но очень эффективная против чароедов и бесцветных чародеев.
- Контроль могильника. Бесцветные вампиры для извлечения и антибесцвет с рассеянием для наполнения. Благодаря двум обменам планами при необходимости могильник вынимается очень быстро.
В этом бою победит витал — это точно. |
Пчелы без полиморфов
Базовый принцип игры пчелами прост. Применяем эфирный урожай (за каждое вызванное создание получаем 2 эфира). Затем вызываем пчел, получая эфир или оставаясь при своем, получаем карты эфирной почтой, опять вызываем пчел, получаем эфир, по дороге рассеиваем одну пчелу, получая дополнительные карты.
Семи пчел (или шести при наличии чары «сила леса») хватает для убийства среднестатистического противника: суммарная сила семи пчел — 49.
Итак, как составить грамотную пчелиную колоду? Пчелы убивают быстро, когда их много. В ядре у нас 13 карт:
Ядро пчелиной колоды | ||
Рабочая пчела | 4 | |
Королева пчел | 4 | |
Эфирный урожай | 2 | |
Эфирная почта | 3 |
Исключение — система на эфирной торговле, которую мы опишем ниже.
Принципы замены и варианты стартовых раскладок
Следующие карты могут входить в стартовую пчелиную колоду, придавая ей те или иные характеристики:
- сила леса (сила +2);
- слепящая пыль (все создания противника отдыхают 1 ход);
- зыбь (3 урона по всем бесцветным существам);
- пчела-воин (не умирает после укуса, не влияет на силу пчел);
- рассеяние (2 карты за жертву создания);
- стойкость леса (здоровье +2);
- очищающая жертва (снятие чары за жертву создания);
- дополнительная эфирная почта;
- дополнительный эфирный урожай.
Очевидно, что пчелы с силой будут быстрее убивать, с очищающей жертвой и стойкостью леса — имеют больше шансов на выживание, со слепящей пылью — вероятнее побьют чужих пчел или нимбов, с дополнительным эфирным урожаем — колода быстрее заработает.
Вот один из стандартных вариантов, который я могу вам порекомендовать:
Классическая колода | ||
Эфирный урожай | 2 | |
Эфирная почта | 3 | |
Рассеяние | 1 | |
Рабочая пчела | 4 | |
Королева пчел | 4 | |
Пчела-воин | 1 | |
Бесцветная зыбь | 1 | |
Специализация: бесплатное заклинание |
Тут мы видим сочетание быстрой колоды (9 пчел) с хорошим контролем своей руки (3 почты + рассеяние), возможностью промежуточной атаки (пчела-воин) и превентивной защитой от чародеев и чароедов (зыбь).
Вариант на эфирной торговле представляет собой такой набор карт:
Колода на эфирной торговле | ||
Рабочая пчела | 4 | |
Королева пчел | 4 | |
Эфирная почта | 4 | |
Эфирная торговля | 2 | |
Круг камней | 2 |
Принцип игры: отдаем часть здоровья за эфир (обычно 10-15 очков), после этого вызываем пчел, «прокручиваем» колоду почтой, одновременно компенсируя отдачу каналов кругом камней. Эфирный урожай тут не нужен, что дает несомненный плюс в скорости. Минус этой схемы — «эфирная торговля» требует больше ресурсов, а количество отдаваемой жизни нелегко точно подсчитать.
Пчелы с артефактом
Составляем стандартную пчелиную колоду и берем амулет очищения.
Снимая хаотские вихри, синтетские газы, обесцвечивания и прочие вредные чары артефактом, вы не тратите времени и карт, тем самым значительно повышая выживаемость пчел.
Однако артефакт требует много ресурсов, ввиду чего вы не сможете построить пчелиный полиморф, располагая малым числом резервных заклинаний. Скажу так: это грамотная, но рискованная схема игры.
Пчелиная колода 12 уровня
Двенадцатый уровень означает, что вы начнете игру сразу же с двумя или тремя единицами эфира (а не с одной или двумя при более низких уровнях). Преимущество — быстрая раскрутка колоды: потенциально противник гибнет раньше. Недостаток: отсутствие резерва. Это также рискованная колода — из разряда «либо вы, либо вас».
Несколько общих «пчелиных» советов
- Для рассеяния старайтесь использовать пчелу-воина — при этом не будет падать общая сила ваших пчел.
- Не вызывайте рабочих пчел до применения эфирного урожая. Постарайтесь получить побольше эфира от их вызова и сделать длинный ход. Вызывая королеву пчел при условии одного «урожая», вы остаетесь при своих, а при вызове рабочих пчел — получаете единичку эфира с каждой.
- Если эфирный урожай сразу не пришел, выводите на поле королев. Если у вас 4 единицы эфира, а урожая нет, ищите его эфирной почтой.
- Против вражеских пчел кладите в колоду «слепящую пыль» для успешной атаки и дополнительный «эфирный урожай» для повышения шанса быстрого развития.
- Не пользуйтесь более чем одним рассеянием: главный метод получения новых карт — эфирная почта.
- При игре против парализации поднимайте пораженных ею пчел в конце вашего хода или на атаке противника, тратя остатки эфира.
Пчелиные полиморфы
Идея замены пчел во втором раунде активно развилась после выхода патча 1.03, усилившего хаотов. Они получили возможность быстрого получения эфира для уничтожения пчел молниями и огненным ветром. Кроме того, хорошие игроки умеют справляться с пчелами и другими способами, о которых я расскажу в этой статье.
После радостной победы в первом раунде пчелы становятся беззащитны против опытного противника во втором и третьем. Что делать?
Классическая замена
Как показывает несложный подсчет, после составления пчелиного набора у нас остается прилично ресурсов. Употребим их с умом. В итоге ваш резерв будет представлять собой такой набор:
Классический резерв для пчелиной колоды | ||
Бесцветный чароед | 3 | |
Бесцветный воин | 2 | |
Бесцветный жнец | 2 | |
Бесцветное оживление | 2 | |
Обмен планами | 2 | |
Бесцветный удар | 1 | |
Рассеяние | 1 | |
Эфирный урожай | 1 | |
Очищающая жертва | 1 | |
Слепящая пыль | 1 |
Во втором раунде противник достает всяческую антипчелиную артиллерию. Его ждет горькое разочарование — бесцветные вампиры никак не хотят гибнуть от молний и газов, а чароеды разрушают его чаровую систему. При необходимости жнецы с чавканьем поедают нимбов и шаманов. Стандартный вариант колоды второго раунда:
Типовая колода для второго раунда | ||
Рабочая пчела | 2 | |
Бесцветный чароед | 2 | |
Бесцветный воин | 2 | |
Бесцветное оживление | 2 | |
Бесцветный удар | 1 | |
Обмен планами | 2 | |
Рассеяние | 2 | |
Эфирный урожай | 2 | |
Эфирная почта | 1 |
Применив на первых ходах эфирные урожаи и вызывая пчел, мы обеспечиваем постоянный приток эфира во время хода. Эфир тратим на вызов вампиров и чароедов. Рассеивая пчелу, получаем карты, потом переводим вражеское существо в бесцвет, убиваем оживлением и поднимаем другое существо из могильника. Чароедами снимаем чары — а что ими еще делать? Снимаем, рассеиваем, убиваем, снова рассеиваем, атакуем вампирами и чароедами.
Эту схему часто называют «витальская крутилка» за длинные ходы с постоянным прокручиванием своей колоды и уничтожением существ противника.
При игре против хаота применяем жнецов — шаманы не заставят себя ждать. Главная задача боя — сохранение чар рассеяния, эфирного урожая и обмена планами, ведь именно на них держится вся система.
Замена с защитой от колдовства
Такая колода для второго раунда может быть особенно эффективна против хаота, потому как играет он преимущественно колдовством.
Как вариант можно брать двух ткачей, древний лес, бесцветный удар, изменяя баланс в ту или иную сторону.
Тактика игры такова. Противник убивается усиленными жнецами, в то время как весь его бесцвет сидит под увечьем, а колдовство заблокировано.
Замена с защитой от колдовства | ||
Эфирный урожай | 2 | |
Рассеяние | 2 | |
Увечье | 2 | |
Сила леса | 1 | |
Защита от колдовства | 3 | |
Бесцветный жнец | 3 | |
Бесцветный чароед | 1 | |
Бесцветный ткач | 1 | |
Рабочая пчела | 2 |
Замена с фингусами
Сама по себе это очень красивая колода, которую можно объединить с пчелами.
Замена с фингусами | ||
Плотоядный фингус | 4 | |
Рабочая пчела | 3 | |
Эфирный урожай | 3 | |
Рассеяние | 2 | |
Эфирная почта | 2 | |
Сила леса | 2 |
Раскручиваем колоду по тому же принципу, что и пчел. Избытки эфира тратим на заклинание «сила леса» — обратите внимание на три эфирных урожая. Пчел используем для прокрутки колоды и набора эфира. Противник умирает за один ход, как только у фингусов хватит силы. Колоду можно сбалансировать в сторону защиты, поставив антибесцвет (профилактика на случай чароедов).
Эту схему можно также объединить с бесцветом, сделав «фингусный бесцвет» по аналогии с «пчелиным».
Это важно: фингусы начинают плеваться еще до раскрытия лепестков, что часто не берут в расчет многие игроки.
Замена с бесцветным контролем
Это достаточно необычная схема комбинирования с пчелами, однако она весьма эффективна и сама по себе. Вы можете применить ее первом раунде, а пчелами удивить противника во втором. Или наоборот.
По сути это типичный бесцветный контроль с защитой от колдовства, с которым знакомы все опытные игроки. Обесцветив поле и «повесив» на оппонента планарный барьер, мы удерживаем его существ в бесцвете, не давая им выйти. Чародеем удаляем остатки эфира, а чароедов контролируем увечьем. В итоге противник умирает от чародея и бесцветного воина.
Замена с обесцвечиванием и зыбью
Тут используется система контроля поля «обесцвечивание + зыбь», эффективная против самых различных колод противника.
Заметьте, что здесь нет комбинации «пчела + рассеяние». Вместо этого мы прокручиваем колоду по пчелиному принципу — эфирной почтой. Поле контролируется зыбью в условиях обесцвечивания, отчего гибнут вражеские мстители, шаманы и бесцветные существа.
Пчелы и бесцветные существа с кольцом парализации
Это один из последних разработанных мной полиморфов, успешно опробованных на практике.
|
|
|
Ядро колоды работает точно так же, как в «кинетской амнезии с кольцом парализации», которую мы описывали в предыдущей статье. Преимущество витальской парализации — эфирные урожаи, позволяющие быстро вызвать много существ. Сброс карт противника осуществляется за счет чары «вор», накладываемой на любое атакующее создание. Естественно, что такой полиморф будет хорошо работать против хаотских и кинетских колод, построенных на мстителях.
Проявите творчество, и, возможно, ваша идея окажется не менее эффективной. Помните о главном принципе полиморфизма — обмане ожиданий. Для большей непредсказуемости вы можете заменять пчел не во втором раунде, а лишь в третьем, ставить бесцвет на первый раунд, а пчел на второй или третий. Также никто не запрещает смешивать пчел с бесцветом, нанося комбинированный урон.
Играя против кинета, попробуйте убрать рабочих пчел, сделав королев неуязвимыми к заклинанию «голод». Поставьте против пчел бесцветного чародея и сожгите противника. Список идей можно продолжать до бесконечности. Станьте неуловимым, и ваш оппонент никогда не будет знать, к чему готовиться.
Борьба против пчел
Даже если вы сами не полюбите пчел, столкнетесь вы с ними непременно. Что нужно, чтобы эффективно бороться и побеждать?
Как ни парадоксально, многие из гордых обладателей высоких уровней так и не научились надежному противодействию пчелам. Они называют эти колоды «читерскими» и выражают всяческое презрение, когда таковые используются против них. В особенности — проигрывая.
Не желая уподобляться подобным личностям, мы научимся эффективно играть против пчел за все расы и разберем принципы борьбы с пчелиными полиморфами.
Прежде всего — пользуйтесь просмотром статистики оппонента перед схваткой. Большой процент игр виталами? Хорошее соотношение побед и поражений? С уверенностью ждите пчел и пчелиные полиморфы. Принцип предсказания — передний край вашей обороны.
Витал
Действительно, «упс...». И кто сказал, что пчелы — сплошное читерство? |
Такая раскладка обычно сводится к противостоянию пчелы/пчелы. Тут все решают первые несколько ходов. Если противники не делают ошибок и их колоды построены грамотно, то исход практически случаен.
Обычно побеждает сторона, получившая возможность атаковать первой. Даже при отсутствии слепящей пыли первая массированная атака обычно смертельна для противника — либо умри, либо подставь всех пчел под удар. Со слепящей пылью вы можете победить даже тремя пчелами, так как пчелы усиливают как своих, так и чужих. В итоге мы получаем пчел-монстров с силой 12-13 и выше.
При противостоянии двух «крутилок» на бесцветной основе побеждает сторона, которой удалось разрушить чужие чары и сохранить свои. Если у вас есть три чароеда — берите. Если нет, советую обзавестись.
Хаот
На мой взгляд, это лучшая «антивитальская» раса. Быстрое получение эфира и огненный ветер в стартовой колоде дают неплохой шанс убить пчел уже в первом раунде, а шаманы очень помогают в борьбе с полиморфами.
Классический хаотский контроль | ||
Эфирный вихрь | 2 | |
Шипы душ | 2 | |
Дезинтеграция | 2 | |
Комета | 1 | |
Огненный ветер | 1 | |
Бесцветный мститель | 3 | |
Бесцветное оживление | 1 | |
Орк-шаман | 2 | |
Бесцветный воин | 1 | |
Летучая мышь 5/4 | 1 |
Обратите внимание: эта схема не предназначена специально для борьбы с пчелами, но при этом благодаря обилию боевой магии очень хороша для наших задач. Я вам советую всегда класть огненный ветер в начальный набор. Исключения — колоды на щадящей молнии.
Что делать во втором раунде? Для начала проанализируйте, что может оказаться у противника в резерве. Посмотрите на уровень героя и количество жизни. Естественно, что при двенадцатом уровне или артефакте очищения полиморфа ждать не приходится, так что можно смело составлять гиперответ. Против пчел он может представлять собой такой набор карт:
Хаотский гиперответ против пчел | ||
Шторм молний | 2 | |
Огненный ветер | 2 | |
Дезинтеграция | 2 | |
Комета | 1 | |
Эфирный вихрь | 2 | |
Бесцветный мститель | 3 | |
Орк-шаман | 2 | |
Шипы душ | 2 | |
Бесцветный воин | 1 | |
Бесцветный чародей | 1 | |
Специализация: Щадящая молния |
Остановимся подробнее на гиперответе. Шторм молний — основной метод уничтожения пчел. Учитывая специализацию, ваши шаманы будут оставаться в живых, продолжая давать эфир и возможность снимать чары. Дезинтеграция, огненный ветер и комета — быстрые средства уничтожения или удаления пчел. Бесцветный чародей поджигает пчел или вражеского героя, так как при эфирном урожае часто остается много эфира в конце хода. Мстители с шипами душ дают контроль своей руки, а вампир наносит урон и пополняет здоровье. После уничтожения первой крупной партии пчел шансы противника на победу становятся крайне сомнительными.
Если уровень вражеского героя не превышает 8-9, а здоровья у него 37 или еще меньше — скорее всего, в резерве у него сидит полиморф. Тут есть два варианта развития событий.
- Противник не использует полиморфную тактику: во втором раунде вас снова ждут те же пчелы.
- Во втором раунде вы столкнетесь с бесцветом.
Из личного опыта могу сказать, что в большинстве случаев игроки применяют полиморф сразу же во втором раунде. Для борьбы с ним важен сбалансированный ответ, основанный на понимании слабостей витальской колоды. Вот основные принципы такого ответа.
- Сделайте упор на снятие чар. Без чар «витальская крутилка» умирает. Нет рассеяния — значит, нет карт, нет обменов — нет контроля поля, нет урожая — нет эфира. Есть три орка-шамана — берите. Нет трех — берите двух и чароеда или клубящийся пепел.
- Не забудьте про огненный ветер. Если на поле останутся пчелы — это ваш шанс.
- Положите в колоду молот, бесцветное оживление, бесцветный удар.
- Помните про контроль своей руки. 2-3 мстителя и 2 шипа душ дадут необходимый минимум.
- Если вы владеете схемой с защитой от чар и эфирной почтой за хаота, она тоже может быть эффективна.
Схема защиты от чар
Хоть виталом об пень, хоть пнем об витала — все равно виталу не жить... |
Повесив защиту от чар, вы блокируете раннее развитие витальской схемы. Такая тактика применима за любую расу — главное, чтобы в вашем резерве было 2-3 карты малой защиты от чар. После первой защиты от чар урожай стоит 4 единицы эфира, после второй — 6.
Не забудьте о чароедах. Поставьте бесцветный удар, зыбь, бесцветное оживление. Если вы хаот, уберите шипы душ и мстителей (ведь это чары), а карты получайте почтой. Это не очень удобно для хаота, привыкшего к шипам, но для витала на рассеяниях это еще хуже.
Однако имейте в виду: если защита от чар не приходит в течение первых ходов, она резко потеряет в эффективности.
Кинет
Есть несколько стартовых колод за кинета, сочетающих как защиту от пчел, так и универсальную боевую эффективность против других рас. Например:
Кинетский контроль с заклинанием «Голод» | ||
Речной нимб | 1 | |
Болотный нимб | 1 | |
Бесцветный воин | 2 | |
Бесцветный чародей | 1 | |
Проклятие | 2 | |
Эфирная почта | 2 | |
Бесцветный мститель | 2 | |
Молот | 1 | |
Бесцветное оживление | 1 | |
Опустошающий голод | 1 | |
Снятие чар | 1 | |
Разочарование | 1 | |
Специализация: Нимбы-близнецы |
Основной принцип — отбирая маленьким нимбом остатки эфира, мы быстро скапливаем на заклинание «голод», которое убивает всех пчел противника, если на поле есть хоть одна рабочая пчела (сила пчел должна быть больше здоровья).
Похожей схемой можно эффективно противодействовать пчелам и во втором раунде. Даже если у вас нет специализации (к примеру, колода с артефактом), несколько мелких нимбов и голод дают вам хорошие шансы.
Еще один классический способ борьбы с пчелами — это так называемые «подарочки»:
Кинетские «подарочки» | ||
Бесцветный мститель | 2 | |
Снятие чар | 1 | |
Увечье | 1 | |
Бесцветный удар | 1 | |
Эфирная почта | 3 | |